какую роль выполняет физическая культура в формировании личности

Роль физкультуры и спорта в развитии личности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Мощным средством социализации личности, совершенствования индивидуальных и профессиональных качеств является физическая культура. Она выступает важнейшим средством гармоничного всестороннего развития личности. Люди по-разному относятся к физической культуре и спорту: некоторые полагают, что спорт играет огромную роль в их жизни, а другие считают его бесполезной тратой времени.

Социальная значимость физической культуры в современном мире

В настоящее время физическая культура и спорт представляют собой общественное явление. Физическая культура является составной частью спорта, методом физического воспитания. Она пронизывает все уровни развития современного общества, оказывая влияние на основные сферы жизнедеятельности. Спорт оказывает влияние на образ жизни людей, деловую жизнь, этические ценности и т.д.

В спорте ярко проявляются такие потребности, как желание достижения успеха, стремление быть первым, победить соперника и т.д.

Основной проблемой физической культуры является формирование ценностного отношения личности и общества к физической подготовке и спортивному образу жизни. Социализация посредством занятия спортивной деятельностью зависит от того, насколько совпадают ценности спорта с ценностями личности или общества в целом.

Роль физической культуры в формировании личности

Спорт – это своеобразная школа вырабатывания характера, воли. Множество социальных ситуаций проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет личности нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать систему установок и определенных ценностей.

В результате многосторонних связей с другими явлениями возникают общекультурные связи. Важным результатом вовлечения молодежи в регулярные занятия спортом является гармоничное всестороннее развитие личности. Именно спорт выступает средством охраны и укрепления здоровья человека. В процессе жизнедеятельности применение методов физической культуры способствует профилактике различных заболеваний. Следует отметить, что особым значением обладает поддержание здорового образа жизни. Спорт служит хорошую службу не только молодежи, но и взрослому населению. Он служит средством оздоровления, профилактики, защиты от последствий НТР и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Как массовое социальное движение спорт приобрел значение в качестве одного из факторов сближения людей в группы, клубы, союзы, организации на основе общих интересов. В международном общении спорт уже давно занимает одно из ведущих мест. В нашу эпоху спортивные связи приобрели форму спортивного движения, например, Олимпийское движение стало широким течением современности.

В настоящее время ни одна сфера человеческой деятельности не существует без спорта, поскольку физическая культура является общепризнанной материальной и духовной ценностью общества в целом.

Каждый год все чаще говорится о спорте как о социальном феномене. Феномен спорта пока изучен не полностью, но все же он уникален. По словам В.К. Бальсевича, он является мостиком, позволяющим соединить биологическое и социальное развитие человека, а также является первым видом культуры, который формируется в человеке.

Спорт складывался исторически под влиянием практических потребностей человека в полноценной физической подготовке, которая постепенно, по мере развития систем образования, стала первостепенным фактором формирования двигательных умений и навыков.

Ценностный потенциал спорта современного социума складывается из двух уровней ценностей и представляет собой механизм преобразования общественных ценностей в личное достояние отдельной личности:

Следует отметить значение накопленного в спорте опыта познания способностей человека. Спорт, осваивая новые рубежи, раскрывая границы человеческих возможностей, несет в себе одну из важнейших социальных ценностей.

Характеризуя социальную ценность спорта, следует иметь в виду его экономическое значение. В настоящее время разворачивается борьба за право организации олимпийских игр, кубков мира, чемпионатов. В развитие спорта общества вкладывает материальные средства, которые окупаются, начиная со здоровья населения и заканчивая доходами от коммерческой стороны спорта.

Воспитание физического здоровья должно начинаться с самого детства и продолжаться всю жизнь. Ежедневная гимнастика должна стать привычкой, как, например, умывание. Необходимо стараться проводить время в движении. Разумеется, большинство людей – отнюдь не спортсмены. Однако необходимо заметить, что спорт позволяет легко справиться не только с физическими нагрузками, но и с умственными и моральными. Например, если человек привык ходить пешком, то он взбежит по лестнице, не задумавшись, а если он всегда ездит на лифте, то подъем по лестнице вызовет у него отдышку.

В нашей жизни физическая культура тренирует мышцы, стимулирует систему кровообращения, выносливость и силу организма. Например, жизнеспособность и работоспособность сердца напрямую зависит от силы и развитости мышечной структуры организма, поэтому их необходимо тренировать.

Физическая культура особенно полезна людям умственного труда. Люди, занятые умственной деятельностью, ведут сидячий образ жизни, что приводит к деформации скелета и позвоночника. Именно спорт позволит таким людям быть в тонусе.

Таким образом, в нашей стране в настоящее время формируется активный интерес к здоровому образу жизни и спорту. В России возникает социальный феномен, который выражается в экономической заинтересованности общества в сохранении здоровья каждого индивида, как основы своего благополучия.

Источник

Какую роль выполняет физическая культура в формировании личности

Ключевые слова: ЗДОРОВЬЕ; ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ; ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ; ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ; ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ; ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА; ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ; HEALTH; HEALTHY LIFESTYLE; PHYSICAL DEVELOPMENT; PHYSICAL EDUCATION; SOCIAL NEEDS; FORMATION OF PERSONALITY; PHYSICAL MOVEMENT; HUMAN CAPABILITIES; PROMOTING PHYSICAL CULTURE.

Степень культуры общества в значительной мере определяется уровнем развития, выявлением и применением личных человеческих возможностей. В концепции общечеловеческих культурных ценностей одной из основных элементов считается степень здоровья и физической подготовки.

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в труде, учебе, в общении с людьми. Физическая культура оказывает некоторое воздействие на формирование человека как личности и на развитие социальных взаимоотношений.

Физическая культура является частью общественной культуры, результатом человеческой деятельности, методом физического совершенствования человека, которое воздействует на жизненно важные стороны личности, на их способности. Физическая культура развивается в процессе жизни под воздействием воспитания, деятельности и окружающей среды. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, развлечении и в формах самовыражения личности через социально-активную деятельность. Физическая культура направлена на укрепление и улучшение уровня здоровья, на воспитание всесторонне развитой личности.

Физическая культура играет значительную роль в формировании личности. Большинство социальных ситуаций встречаются в спортивной деятельности, которые позволяют совершенствовать жизненный опыт, выстраивать особенную систему ценностей и установок.

Результатом работы в физической культуре является физическая подготовленность и уровень познания двигательных умений и навыков, высокая степень развития жизненных сил, достижений в спорте, нравственное, эстетическое и умственное развитие.

Физическую культуру рассматривают как часть общей культуры общества, одну из областей социальной деятельности, которая направлена на улучшение здоровья, формирование физических возможностей и применение их в соответствии с потребностями общественной жизни. Она является степенью развития физических сил и двигательных навыков, а также уровня жизнедеятельности и жизнеспособности человека и состояния его здоровья[1].

Физическая культура выполняет следующие функции:
• развитие и укрепление организма (формируются физические качества и способности, улучшаются двигательные навыки и т.д.);
• подготовка к трудовой деятельности и защита Родины (увеличение работоспособности, устойчивости против неблагоприятных условий работы, профессионально-прикладная подготовка и т. п.);
• удовлетворение потребностей в активном отдыхе и оптимальном использовании внерабочего времени (игры, развлечения);
• выявление волевых и физических качеств, двигательных возможностей человека на максимальном уровне.

Физическая культура считается не только эффективным средством физического развития личности, укрепления и поддержания его здоровья, сферой общения и проявления активности, но и, безусловно, оказывает большое влияние и на такие стороны жизни, как авторитет и положение в обществе, эстетические идеалы и ценностные ориентации, структура нравственно-интеллектуальных характеристик, трудовая деятельность.

В обществе физическая культура считается важным методом воспитания нового человека, который гармонично сочетает в себе моральную чистоту, физическое совершенство и духовное богатство. Она оказывает воздействие на повышение социальной и трудовой активности человека. Движение спорта основывается на многосторонней деятельности общественной организации в сфере физической культуры. На сегодняшний день решаются такие задачи, как превращение массового физкультурного движения в общенародное, основывающийся на научно обоснованной системе физического воспитания, которое включает все слои общества[3].

Важнейшие задачи физического воспитания:
• улучшение физических способностей молодого поколения;
• правильное физическое развитие;
• помощь в формировании важнейших морально — волевых качеств;
• информирование детей и молодежи о необходимых двигательных умениях и навыках;
• укрепление здоровья и закаливание организма[2].

Целью физического воспитания является укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие. В единстве с образованием, эстетическим и нравственным, трудовым воспитанием и обучением, физическое воспитание способствует многостороннему формированию личности человека.

Во время учебных занятий, тренировок, спортивных соревнований учащиеся переносят значительные моральные и физические нагрузки. Черты характера такие, как смелость, дисциплинированность, решительность, самообладание, сила воли, выдержка, уверенность в своих способностях формируются на основании умений подчинить свои интересы интересам команды, выполнений конкретных правил соревнований, зависимости результатов спортивных состязаний от усилий каждого члена команды, уважительного отношения к сопернику.

Внимание, устойчивость умственной работоспособности, наблюдательность, восприятие развиваются благодаря приобретению учащимися знаний о способах выполнения физических действий, усвоению правил закаливания организма, использованию приобретенных навыков жизни[4].

Трудолюбие прививается в ходе занятий физическими упражнениями и спортом, когда учащиеся для достижения предельного результата, справляясь с усталостью, неоднократно выполняя физические упражнения.

На развитие способностей понимать, чувствовать прекрасное в поступках и совершенных форм человеческого тела, эстетическое воспитание личности оказывает влияние физическая культура и спорт. Выполняя ряд упражнений под музыку в фигурном катании, художественной гимнастике способствует совершенствованию музыкальной культуры. Занимаясь альпинизмом, туризмом и остальными видами спорта, человек начинает понимать и чувствовать красоту природы.

В дошкольных, школьных учреждениях, во всех типах учебных заведениях, армии в общеобязательные занятия физкультурой проводятся по государственным программам[5]. Школьная программа предусматривает организацию и проведение учебных занятий в объеме не менее трех часов в неделю, а также одного часа факультативного и оздоровительного мероприятия в течение дня (физкультурные паузы, дни здоровья, спортивные соревнования, утренняя гимнастика, оздоровительные лагери и т.д.).

Исходя из этого, роль физической культуры в развитии базовых качеств и свойств личности очень велика. Каждый человек должен уметь вырабатывать общие положения и действовать согласно им. Однако мало просто обладать способностью рассуждать и делать выводы, — необходимо уметь использовать их в жизни, добиваться своих целей, преодолевая преграды, которые встречаются на пути. Это может быть достигнуто лишь при правильном физическом образовании и занятии спортом.

Источник

Роль физической культуры в формировании личности

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Роль физической культуры в формировании личности

Человек, его личность формируются в процессе общественной жизни. С тепенью развития, раскрытия и использования индивидуальных способностей человека определяется уровень культуры общества. Особый вклад в формирование личности и всестороннее её развитие вносят физическая культура и спорт.

Их значение в развитии общества, как самостоятельного вида очень велико и многообразно. Они представляют собой многогранное общественное явление, неотъемлемую часть социальных и политических отношений между людьми. Понятие «физическая культура и спорт» означает совокупность общественных целей, задач, мероприятий, форм, достижений и факторов, существенных для совершенствования человека.

Физическая культура является частью всеобщей культуры личности и общества, одной из сфер социальной деятельности, которая направленная не только на укрепление здоровья, но и способствует развитию и совершенствованию физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Задачами физической культуры являются:

— содействие правильному физическому развитию и закаливанию;

-создание и укрепление естественных двигательных навыков и умений;

— обучение новым видам движений;

— развитие различных двигательных качеств;

— формирование знаний в области физической культуры;

— привитие гигиенических навыков.

Физическая культура является особой и самостоятельной областью культуры. Ее возникновение и развитие проходило одновременно с общей культурой человека.

Слово «культура» довольно часто применяется как синоним слова «цивилизация», т.е. совокупность различных достижений общества и его традиций в материальном и духовном смысле. С историей культуры очень тесно связана история спорта. Здесь имеется в виду связь спорта и культом древних богов, развитие спорта как зрелища, развитие спорта как творчества и воплощение его в произведениях искусства.

В более узком смысле под культурой понимают уровень духовного развития человека, соблюдение морально-этических принципов и его образованность. Физическую культуру можно рассматривать не только как специфическую реакцию на потребности человека и общества в целом в двигательной активности, но и как способ удовлетворения этих потребностей.

Они оказывают определенное влияние на общественное производство, и на развитие общественных отношений. Общество признает такую деятельность полезной и необходимой для всех, создает условия для её развития. Показателями состояния физической культуры в обществе и государстве являются:

— совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования членов общества;

— уровень здоровья и физического развития людей;

— степень использования физических упражнений в сфере воспитания, образования, в производстве и быту;

— для других целей общественной практики.

Физкультура и спорт каждому члену общества предоставляют обширные возможности для развития, утверждения и самовыражения. Сам по себе процесс регулярных и целенаправленных занятий физической культурой или спортивной тренировкой подразумевает воспитание не только различных навыков, умений и физических качеств, но и психических качеств, черт и свойств личности.

Физическая культура выполняет такую социальную функцию, как воспитание гармоничной и разносторонне развитой личности, ее способности и готовности полноценно реализовать свои силы в здоровом образе жизни, профессиональной трудовой деятельности, в построении необходимой социокультурной комфортной среды.

В настоящее время достаточно сильно выросло понимание физической культуры не только как индивидуальной, но и как общественной ценности. Это позволяет сформировать различные новые тенденции в развитии общественного мнения и личностных мотиваций к освоению ценностей физической культуры.

Физическая культура способна:

— развивать интеллектуальные способности, такие как умение анализировать и обобщать, объяснять и переносить свои знания в различные сферы культуры и научные дисциплины;

— воспитывать разные физические качества, принимая во внимание логику применяемых методов, очередность освоения, оздоровительное значение специфической нагрузки;

— развивать научное мировоззрение, гражданственность, нравственные и эстетические качества, а также активное отношение к работе и труду;

— научить методам и способам самовоспитания, самосовершенствования, самоконтроля и коррекции.

В спортивной деятельности репетируются многие социальные ситуации. Это позволяет человеку нарабатывать для себя определенный жизненный опыт, строить особую систему установок и ценностей.

Присущие физически культурной личности свойства создаются и развиваются на основе тех же самых психофизических (природных) задатков и процессов, что и эстетическая, нравственная и различные другие виды культур человека. На основе этого можно сделать вывод, что физическая культура человека имеет неразрывную связь с его общей культурой.

При занятиях физическими упражнениями, человек развивает и совершенствует свои физические возможности. При этом он формирует такие качества личности, как эстетические и нравственные, а также волю, смелость, инициативность, терпимость и т.п. Он способствует развитию у себя самостоятельности, стремления к творчеству, инициативы, формирует правильный взгляд на мир и воспитывает критическое отношение к себе и совершенным поступкам. Положительные свойства, приобретаемые человеком в результате занятий физической культурной, формируют его как гармоничную целостную личность, которая обладает достаточно высокой степенью развития общей культуры.

В аспекте личности физкультура являет собой особую часть общей культуры человека. Она представляет собой внутреннюю меру степени развития разных двигательных навыков и физических сил, а также состояния его здоровья и уровня жизнедеятельности и жизнеспособности человека. Она дает возможность раскрывать потенциальные возможности человека с помощью своих разнообразных специфических средств и методов.

Физическая культура представляет собой единство реальной (практической) и идеальной (психической) деятельности. В ходе данной деятельности человек вступает в связи и отношения с общественной и природной средой. Чем более универсальными будут его связи, тем более разносторонне и гармонично будет сформирован человек, тем более универсальны будут его связи с окружающей его средой.

Имеющиеся у физической культуры функции можно распределить на четыре группы:

1. Всецелое развитие и общее укрепление организма (формирование и совершенствование физических качеств и способностей, развитие двигательных навыков, укрепление здоровья и т. д.).

2. Подготовка к работе, трудовой деятельности и защите Родины (увеличение работоспособности, устойчивости к неблагоприятным условиям труда, гиподинамии, профессионально подготовка и т. п.).

3. Реализация потребностей в активном отдыхе и рациональном распределении свободного времени (многообразные развлечения, различные игры, компенсация).

4. Выявление собственных волевых и физических качеств, а также двигательных возможностей человека на высоких и предельных уровнях.

Определенное количество физических и социальных компонентов, таких, как еда, кислород, свет солнца, отдых, и т. п., нужны человеку для нормального функционирования. В ограниченном диапазоне условий возможно нормальное функционирование способностей, физическая и умственная активность.

На современном этапе развития обществе физическая культура является очень важным средством воспитания нового человека, гармонически объединяющего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства.

Физкультурное движение основывается на многосторонней деятельности государственной и общественной организации в области физической культуры и спорта (ФКС). На нынешнем стадии приоритетным направлением является решение задачи по переходу широкого физкультурного движения в общенациональное, которое базируется на обоснованной научной точки зрения системе физвоспитания, охватывающего все слои общества.

По государственным программам обязательные занятия физкультурой проводятся в многочисленных учебных заведений всех типов, вооруженных силах, на рабочих местах и др. Для того, чтобы организовать массовую физкультурно-оздоровительную работу на рабочих и учебных местах создаются специальные коллективы физической культуры.

По своим целям и задачам физическая культура тесно связано с физическим воспитанием. Физическое воспитание – это органический вид общего воспитания. Это педагогический процесс обучения человека движениям и усовершенствования различных физических качеств и знаний, а также вырабатывание сознательной потребности в физкультурных занятиях.

Целью физвоспитания является укрепление здоровья и правильное физическое развитие человека.

В физическом воспитании, чтобы сделать цель реально достижимой, решается совокупность определенных задач. Они отражают многосторонность воспитательного процесса, стадии возрастного развития воспитываемых, уровень их подготовленности, а также условия достижения намеченных результатов.

Специфические задачи физического воспитания можно разделить на две группы задач:

Задачи по рационализации физического развития человека

Решение задач по рационализации физического развития человека должно обеспечить:

— наилучший рост физических качеств, характерных человеку;

— упрочнение и поддержание здоровья, а также закаливание организма;

— усовершенствование телосложения и всестороннее развитие физиологических функций;

— поддержание многолетней высокой степени общей работоспособности.

Высокий уровень развития физических качеств, таких как сила, выносливость, быстрота, возможно достигнуть на основе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма. В связи с этим здоровье населения в государстве воспринимается как наивысшая ценность, как основное условие для всесторонней трудовой деятельности и счастливой жизни всех граждан.

Физическое воспитание дает гарантию на сохранение высокого уровня физических способностей на многие годы. Этим она продлевает работоспособность людей.

К специальным образовательным задачам относятся:

— формирование разных жизненно важных двигательных умений и навыков;

— вырабатывание спортивных двигательных умений и навыков;

— получение базовых знаний научного и практического характера.

Внедрению физкультуры и спорта в жизнь людей помогает повышение грамотности в области физкультуры. В связи с этим задачи по развитию и воспитанию личности каждого человека относят к общепедагогическим. Физическое воспитание должно помогать развитию нравственных качеств, поведению в духе требований, предъявляемых обществом, усовершенствованию интеллекта и психомоторной функции. В единстве с умственным образованием, нравственным и эстетическим, трудовым воспитанием и обучением физическое воспитание содействует всестороннему развитию личности человека.

Основные средства и методы физического воспитания – физические упражнения, многочисленные виды спорта и туризма, закаливание, соблюдение гигиены труда и быта, овладение знаниями и навыками в сфере использования физических упражнений, средств и способов закаливания, личной и общественной гигиены в целях физического развития и совершенствования.

Нормальное развитие организма, его усовершенствование, укрепление здоровья, формирование духовных качеств личности возможны при верной организации физического воспитания в тесной связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым и эстетическим.

В ходе физического воспитания происходит непосредственное влияние на развитие умственных способностей учащихся. Педагог намеренно создает специфические ситуации, которые различаются степенью сложности. Учащиеся должны самостоятельно вырабатывать решения, действовать активно и подходить к решению поставленных перед ними задач с творческим подходом. Множество новых знаний в области физической культуры, получаемых учащимися, способствуют их духовному обогащению и развитию умственных способностей, помогают лучше использовать различные средства физического воспитания в спортивной деятельности, жизни. По результатам выполнения оздоровительных задач физического воспитания увеличивается общая жизнедеятельность всего организма. Это приводит к увеличению эффективности в умственной деятельности.

В ходе тяжелой и усиленной тренировочно-соревновательной деятельности становятся более выраженными и начинают формироваться моральные качества, укрепляется воля, вырабатывается опыт нравственного поведения. Кроме того, эффективность занятий по физическому воспитанию зависит от степени воспитания занимающихся, их организованности, упорства и других черт характера. На нравственном основании происходит формирование спортивного трудолюбия, способностей к преодолению трудностей, закаленной воли и других качеств сильной личности.

Занятия физическим упражнениями позволяют создать необходимые условия для эстетического воспитания. В ходе занятий развивается красивая осанка, происходит гармоничное развитие телосложения, формируется понимание красоты и изящных движений. Все это способствует развитию эстетических чувств, вкусов и мнений, помогает проявлению различных положительных эмоций, радости жизни и оптимизма. Связи физического и эстетического воспитания полагаются на единство их цели – создание и развитие человека, а физическое совершенство являет собой часть эстетического идеала.

Регулярные занятия физическими упражнениями воспитывают умение быть настойчивыми, умение преодолевать трудности и в конечном итоге воспитывают трудолюбие. Итог трудового воспитания по формированию различных качеств личности весьма положительно отражается на эффективности всего процесса физического воспитания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *