какую роль в жизни пушкина сыграл лицей
Факты о лицее в пушкине. Лицейские годы Пушкина
Популярные материалы
Today’s:
Факты о лицее в пушкине. Лицейские годы Пушкина
Среди садов и парков города Пушкина возвышается величественное, пронизанное каким- то особенным светом, здание Царскосельского лицея. Здесь учился великий поэт, здесь он нашел своих лучших друзей, именно в лицейские годы Александр Пушкин осознал свою внутреннюю силу. Александр Сергеевич всегда говорил, что Лицей был отчизной для его души.
Лето 1811 года. Высший свет обсуждает и ждет с нетерпением открытия нового учебного заведения. Александр I задумал его как элитное учебное заведение, в котором будут учиться дети дворян. Программа обучения была сложной, но интересной и увлекательной. Лицеистам предстояло изучить множество наук. В учебное заведение пригласили лучших преподавателей, в том числе и профессора нравственных наук А.П.Куницына. Именно под его влиянием сформируются вольнолюбивые, и даже тираноборческие взгляды поэта.
Итак, юный Александр Пушкин, волнуясь и трепеща, прибывает в Царское Село в сопровождении своего дяди Василия Львовича. Мальчик тщательно готовится к поступлению, и когда ему сообщают, что он принят, восторгу его нет конца. 19 октября 1811 года он становится лицеистом. Вступительный экзамен он держал вместе с Дельвигом. По случаю, торжественного открытия лицея, устроили большой праздник, на котором присутствовала царская семья. Но не это навсегда осталось в памяти Александра Сергеевича, до последнего своего вздоха он вспоминал речь профессора Куницына, которая задала нравственный ориентир его душе. Преподаватель, в своем напутствии призвал молодых дворян чтить законы, любить свободу, славу и отечество.
Какую роль сыграл лицей в жизни Пушкина. Роль лицея в жизни Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин поступил в Царскосельский лицей в возрасте 12-ти лет. Следующие 6 лет он провел в стенах этого учебного заведения со своими сокурсниками и наставниками.
Эти годы сильно повлияли на всю его последующую жизнь.
Ниже мы кратко рассмотрим основные моменты его жизни, на которые повлияла учебы в лицее.
Кроме того, у преподавателей лицея он смог многому научиться и привнести улучшения в свои стихи.
Факты о лицее Пушкина. Клятва в вечной дружбе. Интересные факты из истории Царскосельского лицея
205 лет назад, 31 октября 1811 года распахнул свои двери Императорский Царскосельский лицей. Торжество началось с молебна. Присутствовал Александр I с супругой и матерью, высшие сановники государства. Ну а прославил это учебное заведение не царь, а поэт. Недаром, Лицей называют «пушкинским». SPB.AIF.RU рассказывает интересные факты из истории Лицея.
Протекция дяди
По-началу предполагалось, что в Лицее будут учиться младшие братья Александра I, поэтому попасть в привилегированное заведение было непросто. Правда, когда выяснилось, что великие князья не сядут за лицейские парты, конкурс упал: на 30 мест претендовало всего 38 абитуриентов. Юный Александр Пушкин выдержал приёмные испытания с лёгкостью. Возможно, сказалась протекция, ведь его дядя – известный поэт Василий Львович Пушкин был в дружеских отношениях с Государственным секретарём Сперанским, разработавшим программу обучения. Кроме того, мальчик хорошо знал французский язык, который имел в то время первостепенное значение.
Список лицеистов утвердил сам царь. Дворянские дети 10-14 лет обучались и жили на казённый счёт. Курс обучения приравнивался к университетскому.
Лицей на литографии 1820-х годов. Фото: Public Domain
Под присмотром
В лицее служили: семь профессоров, два адъюнкта, священник, шесть учителей изящных искусств и гимнастики, три надзирателя и три гувернёра. В штате также числились: бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, сторожа, кухарки, прачки.
Особо внимание уделили подбору профессоров. Пригласили не только известных отечественных, но и зарубежных. Так, французский язык преподавал профессор Де Будри (брат знаменитого революционера Марата!). Лицеистам рекомендовалось читать литературу в подлинниках, обращаться к преподавателям и общаться между собой по-французски. Как известно, за своё знание языка Пушкин получил прозвище «Француз».
К концу обучения ввели верховую езду и плавание.
Верховую езду преподавал полковник –гусар Крекшин. Лошади были полковые. Занимались три раза в неделю. Плаванию обучались в большой купальне в царском саду. Занятия вели матросы. После плавания проводился медицинский контроль.
Каждую субботу лицеистов водили в баню.
Шалости Пушкина в лицее. Скачать:
Я, Сидоренко Игорь, ученик 10 класса МБОУ СОШ № 1 представляю исследовательскую работу на тему: “Шалости Пушкина в лицее”.
Тема жизни и творчества А.С.Пушкина увлекает многих школьников. Меня заинтересовала тема лицейских лет, а именно шалил ли Пушкин во время обучения в Лицее?
Объект и предмет исследования
Объектом исследовательской работы является лицейский период в жизни А.С.Пушкина.
Предметом исследования являются монографии, посвящённые А.С.Пушкину, воспоминания И. И.Пущина «Записки о Пушкине», Ю.Тынянова «Пушкин».
Исследовательская работа охватывает период пребывания А.С.Пушкина в Царскосельском лицее (1811-1817гг)
Анализ литературы, обобщение и систематизация полученной информации
Задачи исследовательской работы
-дать представление о формировании личности поэта в лицее
— выявить факты, подтверждающие шалости поэта
-способствовать укреплению интереса к личности великого русского поэта
Исследовательская работа состоит
2.Вольные шалости поэта
В)Эпиграммы на друзей
В Царскосельском Лицее должны были бесплатно жить и учиться дети родовитых дворян: предполагалось, что по окончании Лицея они займут важные государственные должности по дипломатической и военной части. Царь хотел лично наблюдать за воспитанием лицеистов и потому приказал открыть Лицей в Царском Селе, в четырёхэтажном флигеле, примыкавшем к большому царскому дворцу. Как во всех закрытых учебных заведениях, жизнь в Лицее шла по строго установленному порядку. У каждого лицеиста была своя комната. В комнате железная кровать, комод для белья, конторка, стул, стол для умыванья. На конторке чернильница, гусиные перья, подсвечник, щипцы, чтобы снимать нагар с сальной свечи. Лицеисты вставали
Пушкин впервые в жизни попал в такое большое общество сверстников. В Москве у него не было близких друзей, он не учился, как другие лицеисты, ни в гимназии, ни в пансионе. Потому и в Лицее он не сразу раскрыл свою душу. Он быстро подружился только со своим соседом по комнате, спокойным, добрым, умным Иваном Пущиным, а с другими товарищами сходился туго. При малейшем намёке на обиду он мгновенно вспыхивал и давал отпор. В эти годы стал быстро развиваться поэтический дар Пушкина. Живой и пылкий, серьёзные занятия он перемежал с шалостями, иногда слишком вольными, и оттого близоруким воспитателям казался «легкомысленным» и «крайне неприлежным».
Пущин, Малиновский и Пушкин, затеяли выпить гогель-могелю. Пущин достал бутылку рому, добыли яиц, натолкли сахару, и началась работа у кипящего самовара. Разумеется, были и другие участники в этой вечерней пирушке, но они остались за кулисами по делу, а в сущности один из них, а именно Тырков, в котором чересчур подействовал ром, был причиной, по которой дежурный гувернер заметил какое-то необыкновенное оживление, шумливость, беготню. Сказал инспектору. Тот, после ужина, всмотрелся в молодую свою команду и увидел что-то взвинченное. Тут же начались опросы, розыски. Три лицеиста: Пушкин, Малиновский и Пущин явились и объявили, что это их дело и что они одни виноваты.
Роль лицея в жизни Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин поступил в Царскосельский лицей в возрасте 12-ти лет. Следующие 6 лет он провел в стенах этого учебного заведения со своими сокурсниками и наставниками.
Эти годы сильно повлияли на всю его последующую жизнь.
Ниже мы кратко рассмотрим основные моменты его жизни, на которые повлияла учебы в лицее.
№ | Изменения в жизни благодаря лицею |
1 | Во-первых, само поступление в лицей предопределило его карьеру — после выпуска он стал государственным чиновником. |
2 | Во-вторых, в лицее он нашел настоящих и верных друзей, с которыми он сохранил близкие отношения на протяжении всей жизни. |
3 | В-третьих, лицейское окружение смогло по достоинству оценить его произведения, что стало поддержкой для молодого поэта и сделало его сильнее в поэзии: друзья любили его эпиграммы, учителя признавали красоту его стихов. Кроме того, у преподавателей лицея он смог многому научиться и привнести улучшения в свои стихи. |
4 | Именно в лицее Пушкину удалось получить признание такого великого человека, как Державин. Молодой поэт прочел свое стихотворение «Воспоминания в Царском селе» на переводном экзамене, чем заслужил признание государственного деятеля. |
5 | Вместе со своим лицейским другом Дельвигом Пушкин отправил свои стихи в самый большой журнал «Вестник Европы», где вскоре был опубликован и получил очередное признание своего таланта. |
6 | Лицейская дружба с однокурсниками и гвардейскими офицерами (Чаадаев, Каверин) неизгладимо повлияла на свободолюбие Пушкина, которое отразилось в стихах поэта и породило целый период вольнолюбивой лирики. |
7 | Благодаря лицею и раскрывающемуся таланту Пушкин был заочно принят в литературное сообщество «Арзамас», где обрел близкое знакомство с такими важными литераторами как Карамзин, Тургенев, Дмитриев, Батюшков. |
8 | В лицее Пушкин застал войну с Наполеоном. Вид полков, опустение парка, близость войны, боязнь за родных, уничтожение Москвы в пожаре, победа — все это произвело на Пушкина и других лицеистов неизгладимое впечатление на всю жизнь. |
Если коротко выражать роль лицея в жизни Александра Сергеевича Пушкина, можно сказать, что именно здесь он впервые почувствовал себя настоящим поэтом.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Лицейский период А.С. Пушкина
Большую роль в жизни Пушкина сыграл его дядя Василий Львович, который, кстати говоря, был поэтом. А. С. Пушкин, по словам отца, в детстве слушал стихи своего дяди, «затвердил некоторые наизусть и радовал тем почтенного родственника».
Именно Василий Львович привез в Лицей 11-ти летнего Пушкина.К своему знаменитому племяннику Василий Львович относился с величайшим восхищением, которое выражал в своих посланиях к нему.
Лицей, в который был принят будущий поэт, помещался в Царском Селе — летней императорской резиденции, во флигеле Екатерининского дворца.
Лицей изолировали от окружающей жизни, воспитанников выпускали за пределы его стен лишь в особых случаях. Все эти меры были предприняты для того, чтобы оградить лицеистов от воздействия двора и воспитать истинных сынов Отечества. Лицейская изоляция вызвала в поэзии Пушкина тех лет образы монастыря, иноческой жизни, искушений, которым подвергается монах со стороны беса. С этим же связано и стремление вырваться из заточения.
Основное, чем был отмечен Лицей в жизни Пушкина, заключалось в том, что здесь он почувствовал себя Поэтом.
8 января 1815 года Державин рукоположил Пушкина в поэты. В стенах Императорского Царскосельского Лицея, в котором обучался А.С.Пушкин, на переводном лицейском экзамене (с младшего курса на старший) состоялась единственная встреча Державина и юного Пушкина.
Позднее сам Пушкин вспоминал:
В лицее царил особый, «лицейский» дух. Преподаватели стремились привить воспитанникам культ чести и дружбы. Программа лицея должна была обеспечить максимальное развитие личности каждого воспитанника.
Поощрялись литературные опыты, издавалось несколько рукописных журналов. Лицеисты изучали классическую отечественную и европейскую литературу, учили латынь, французский и немецкий языки.
В Лицее нашел Пушкин прекрасных товарищей, дружбу с которыми сохранил на всю жизнь. Особенно полюбил он Пущина, Дельвига,
Кюхельбекера. «Великое благо в сей жизни — дружба!» — говорил Белинский. Прекрасное чувство товарищества связывало лицеистов. Оно сложилось на основе общности идейных интересов, на основе пламенного патриотизма. Иван Пущин в своих воспоминаниях говорит о том, что он и Пушкин согласно мыслили «о деле общем», подразумевая здесь единство их свободолюбивых стремлений. Здесь они дали обет взаимной верности.
О Лицее Пушкин впоследствии писал:
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село
Лицейские годы Пушкина совпали с историческими событиями — Отечественной войной 1812 года. Эти события всколыхнули всю страну, пробудив в обществе чувство патриотизма. Вместе со своей Родиной и лицеисты переживали необычайный патриотический подъем. Они видели, как через Царское Село на борьбу с врагом шли русские воины, и выбегали провожать их. «Жизнь наша лицейская сливается с политическою эпохою народной жизни русской,— вспоминал Пущин,— приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве. Началось с того, что мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого Лицея; мы всегда были тут, при их появлении выходили даже во время классов, напутствовали воинов. обнимались с родными и знакомыми; усатые гренадеры из рядов благословляли нас. Не одна слеза тут пролита. Газетная комната никогда не была пуста в часы, свободные от классов».2
Лицеисты с волнением следили за событиями, гордились успехами и героическими подвигами русских воинов. Чувство горячей любви к борющейся с иноземными захватчиками Родине переживал и Пушкин.
Уже окончив Лицей, лицеисты установили замечательную традицию: 19 октября каждого года — в годовщину открытия Лицея — собираться на «братскую перекличку». И сколько чудесных стихотворений посвятил Пушкин этой дате и своим лицейским друзьям! В Лицее Пушкин и его друзья познакомились с русскими офицерами, участниками войны 1812 года, служившими в лейб-гусарском полку, стоявшем в Царском Селе. Среди них выделялся П. Я. Чаадаев. Это был образованный и политически передовой человек. Его разговоры на политические темы запомнил Пушкин на всю жизнь.
Все 30 знаменитых лицеистов первого выпуска (1811 – 1817 гг.) вошли в историю, все состоялись как личности. С лицейского порога разошлись их пути: кто шагнул на капитанский мостик, кто стал военным, кто дипломатом, кто поэтом…
Лицей в жизни А. С. Пушкина
Внутренней, самой близкой отчизной, отчизной души Пушкина, был лицей, Царское Село. О них он вспоминал часто, постоянно, всегда. В одном из лучших своих лирических стихотворений, «19 октября» (1825 года), обращаясь к друзьям, он скажет:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастье куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Начало
Когда-то на окраине Афин близ храма Аполлона Ликейского существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверно, его создатели надеялись, что Царскосельский Лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура.
Автор проекта создания Лицея М.М.Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы Лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства.
На должность директора Лицея был назначен чиновник архива коллегии Иностранных дел Василий Федорович Малиновский.
Преподаватели
На празднование торжественного акта по случаю открытия лицея присутствовала царская семья. Однако самым памятным для Пушкина событием торжественного дня 19 октября 1811 года была вступительная речь Куницына. В своем последнем стихотворении, посвященном дате 19 октября, Пушкин скажет о речи Куницына:
Вы помните, когда возник Лицей,
И царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…..
В своей речи Куницын призывал превыше всего чтить законы и соблюдать их: “Приуготовляясь быть хранителями законов, научитесь прежде сами почитать оное; ибо закон, нарушаемый блюстителями оного, не имеет святости в глазах народа».
Свою речь Куницын закончил словами, обращенными к лицеистам: «Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не возвратит мысль сея вашего воображения! Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями».
Куницыну выразил признательность поэт и в стихах «19-е октября 1825».
Куницыну дар сердца и вина:
Он создал нас, он воспитал наш пламень;
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада зажжена.
Большое воспитательное значение имел для лицеистов преподаватель французского языка Де Будри, родной брат Марата. Строгий ко всем, барон Корф этого старика особенно выгодно выделяет из ряда его товарищей. По его словам, он «один из всех данных нам наставников вполне понимал свое призвание и, как человек в высшей степени практический, наиболее способствовал нашему развитию, отнюдь не в одном познании французского языка». Из всех педагогов Лицея, кажется, один Де Будри сумел заставить учеников заниматься, и если лицеисты позволяли себе шалости с ним, то позднее оценили его, отдав полную справедливость благотворному влиянию, которое имел он и на их образование.
Для Пушкина самым приятным наставником был проф. Галич, временный заместитель Кошанского, особенно приятный, быть может, потому, что менее всего был «наставником», проще держался со своими учениками, по-видимому, нередко становился с ними на дружескую, товарищескую ногу. Быть может, это вредило делу обучения, но вносило ту «человечность» в отношения, то признание равноправности, при котором юный поэт чувствовал мир своей души в безопасности от чуждых, нежелательных вторжений. Вот почему он почтил Галича не холодной, почти официальной похвалой, а теплым приветом: «мой добрый Галич, vale!»
Занятия
Из этих характеристик мы видим, что и для педагогов Лицея Пушкин остался все тем же неразгаданным, не поддающимся никакому влиянию, каким он покинул отчий дом.
Литературные занятия
Литературными учителями юного Пушкина были не только Вольтер и другие знаменитые французы, но и еще больше Жуковский, Батюшков.
Дружба
Для Пушкина лицей был не только источником дорогих воспоминаний, но и многого существенно важного и решающего в его последующем духовном развитии. В лицее были хорошие преподаватели, там читались ученикам основы наук, но еще более, чем преподаватели и излагаемые ими научные сведения, служил образованию их тесный дружеский круг. Его значение для Пушкина было неизмеримо велико. Пушкин недаром после окончания лицея отмечал каждую лицейскую годовщину посвященной этой дате стихами. И это были стихи о дружбе. Лицей, лицейское содружество были тем самым, что заменяло ему в юности столь необходимое для человеческой души ощущения дома.
Именно в лицее у Пушкина появляются настоящие друзья. На первый курс было принято тридцать человек. Значит, у Пушкина было двадцать девять товарищей.
Но у Пушкина не всегда складывались отношения с товарищами. Вот что писал Пущин в своих записках: «Пушкин с самого начала был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии. Он иногда неуместными шутками, неловкими колкостями ставил себя в затруднительное положение, не умел потом из него выйти. Это вело его к новым промахам. В нем была смесь излишней смелости с застенчивостью — и то и другое невпопад, это тем самым ему вредило». Самолюбивый, задорный, легко воспламенявшийся, но скоро остывавший, всегда готовый судить себя так же строго, как и другого, Пушкин, исковерканный домашним воспитанием, а быть может и задатками наследственности, был, конечно, тяжелым человеком и для других, и для себя. Иногда до поздней ночи, когда весь Лицей уже покоился сном, юноша мучил себя воспоминаниями неудачи прожитого дня, поверял свои муки соседу по комнате, Пущину.
Другие чувства связывали Пушкина с Дельвигом. В его душе Пушкин нашел отзвук не столько своим «человеческим», сколько «поэтическим» стремлениям. Ленивый, малоподвижный и флегматичный барон Дельвиг жил своею собственною жизнью, лучшим украшением которой была любовь к поэзии.
Неизменной любовью окружил поэт и другого своего товарища, тоже «брата по Музам» — Кюхельбекера; этот бескорыстный дилетант на поэтическом поприще, благодаря своему безграничному добродушию, прошел невредимым сквозь строй пушкинских острот и издевательств, не всегда и тонких. Но всё же одно событие привело к первой дуэли в лицее – между Пушкиным и Кюхельбекером.
Гогель-могель
Помнишь ли, мой брат по чаше,
Как в отрадной тишине
Любовь
Итак, я счастлив был, я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался,
И где веселья быстрый день?
Промчался летом сновиденья,
увяла прелесть наслажденья,