какую роль в жизни человека и общества играет деятельность
Деятельность человека
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.
Структура деятельности
Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:
Разберем компоненты этой схемы по порядку.
Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.
Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.
Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.
Цель деятельности — образ желаемого результата.
Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.
Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.
Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.
Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.
Субъект деятельности
Объект деятельности
Статус на рынке труда
Цель
Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату
Мотивы
Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме
Средства
Сайты поиска вакансий
Действия
Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях
Результат деятельности
Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость
Деятельность человека и активность животного
Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.
Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.
Деятельность человека
Активность животного
Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя
Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)
Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации
Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту
Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности
Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело
Деятельность человека носит созидательный характер
Активность животного носит потребительский характер
Отличительные признаки деятельности
Для деятельности характерны такие отличительные черты:
Сознательность, то есть сознательная постановка целей.
Продуктивность, то есть направленность на получение результата.
Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.
Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.
Виды (формы) деятельности
В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.
Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.
Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.
Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.
Мотивы деятельности
Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.
Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.
Социальные установки — ориентация человека на что-либо.
Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности
Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.
Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.
Классификация деятельности
В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.
В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.
Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.
Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:
познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;
ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;
прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.
Творческая деятельность
Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.
Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.
Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:
комбинировать уже существующие знаний;
создавать новые образы в сознании (воображение);
создавать яркие, сильные представления (фантазия);
получать знания неосознанно (интуиция).
Вопросы для самопроверки
Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.
Кто может быть субъектом деятельности?
Ученики 5А класса средней школы №151.
В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?
В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?
Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?
Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.
Какую роль в жизни человека и общества играет деятельность
Ответ: Деятельность позволяет подчинять внешний мир целям человека (чтение книги, приём пищи и т. д.) и преобразовывать его (строительство городов, вырубка лесов и т. д.)
Объяснение: Деятельность – не просто проявление активности человека, это движение, развитие, на котором строится вся эволюция человека и общества.
Причем важное значение имеет абсолютно любая деятельность – и научная, и игровая, и трудовая, и общение, и даже отдых – доказано, что человек придумывает больше креативных идей в периоды досуга.
Деятельность заставляет мозг человека работать, постоянно мыслить, рефликсировать, осознавать, работать над ошибками и преображать мир вокруг, то есть развиваться.
Деятельность дает человеку стимул к дальнейшему существованию, определяет смысл жизни человека.
Ученые уверены, что деятельность, в частности, трудовая обусловила переход человека от первобытного общества и военной демократии до современной жизни человека. В деятельности человек взаимодействует с окружающим миром, ставя перед собой цели, ухудшая или улучшая его. Так, или иначе развитие есть и прекращение деятельности останавливает развитие, человек больше не может двигаться вперед, хотя бы потому, что у него больше нет цели, смысла, которую задавала деятельность.
Например, человек, общаясь с другими людьми, используя орудия труда, чему-то учился, что-то творил – это развитие одной жизни, а развитие каждого человека имеет глобальное последствие для всего общества.
Значение деятельности в жизни человека
Деятельность человека принципиально отличается от поведения животных, даже если это поведение достаточно сложно.
Во-вторых, деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда.
В-третьих, деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива. В процессе деятельности человек вступает в сложные отношения с другими людьми.
Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к трем основным видам: учебной, трудовой и игровой. Иногда выделяют спортивную деятельность, а также общение как своеобразный вид деятельности.
Основные три вида деятельности отличаются друг от друга как по результатам, так и по мотивации, а также по организации.
Труд, основной вид деятельности, имеет результатом создание общественно полезного продукта. Труд, в котором проявляется нечто новое приобретает творческий характер. Творческой деятельностью называется деятельность, дающая новый, оригинальный продукт высокой общественной значимости. Творческая деятельность, конечно, требует наличия способностей, знаний и огромного интереса к делу. Кроме этого, творческая деятельность требует развитого воображения.
Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение.
Поскольку деятельность является способом бытия человека и общества, то именно с ней нужно связывать содержательную интерпретацию человеческой природы. Сами общественные отношения представляют собой ничто иное, как формы, или внутренние структуры, человеческой деятельности. Сущностные черты человеческой деятельности являются актуальными формами бытия человеческой природы («человека вообще»), абстрактно-возможными до и вне этого процесса. Их можно представить как деятельные родовые силы или способности человека, его общественно-значимые задатки и таланты.
Процесс производства составляет основу экономической жизни общества
Содержание:
Процесс производства составляет основу экономической жизни общества. Он включает в себя действия рабочей силы, орудия труда, производственные средства, с помощью которых изготавливается сырьевая, материальная база, детали и запчасти для создания изделий. Эти компоненты поступают на заводы и предприятия, трансформируются в готовые продукты или услуги. Производство заранее старается предугадать потребность потребителя. Поэтому товары изготавливают в определенной численности, наделяют специфическими свойствами, качеством. Чтобы создать предмет, благо, выделяется конкретный срок. Заранее просчитывается спрос на продукцию, особенности ее ассортимента.
Экономической основой развития любого общества является внедрение инноваций и современных технологий. Оно заключается в совершенствовании процесса производства, в изменении, автоматизации и развитии орудий труда. С течением времени меняются физические, химические, размерные и геометрические характеристики рабочего инструмента. Каждый продукт улучшается, приобретает новые свойства. Производство основывается не только на технологических процессах. Большое значение имеет комплектация, транспортировка, хранение, разгрузка, погрузка товаров.
В экономике выделяют три вида производственной деятельности:
Какова роль экономической деятельности в жизни общества, значение экономики в жизни общества
Роль экономической деятельности в жизни общества крайне важна. Именно экономика обеспечивает людей материальными благами. Благодаря ей люди получают материальные блага, позволяющие вести нормальный образ жизни. К таким благам относится еда, одежда, жилье, обувь, мебель, косметика и прочее. Роль экономики в жизни общества не ограничивается обеспечением основных потребностей человечества. Она является системным, образующим элементом общества, определяющим сферу его жизнедеятельности.
Экономика и общество тесно связаны между собой. Изучением этой связи занимаются многие научные направления. Это актуальный вопрос для социальной философии, экономической теории и других наук. Вопрос о том, какую роль играет экономика в жизни общества, рассматривается также в эргономике. Она занимается исследованием производственной деятельности, оптимизацией трудовой деятельности, разработкой альтернативных производственных средств. Главная экономическая задача – удовлетворить регулярно возрастающие, неограниченные потребности населения при условии ограниченности ресурсной базы. Роль экономики в общественной жизни можно охарактеризовать следующими пунктами:
Какую роль в жизни общества играет производство, роль экономики в жизни общества кратко
Экономическая система имеет прямое отношение к удовлетворению гражданских потребностей. Ее основная задача — обеспечить жителей страны и общество в целом всем необходимым для нормальной жизни. Для этого в стране постоянно работают производственные предприятия, поставляющие на рынок товары и услуги. Потребности людей постоянно растут, а производственный сектор вынужден успевать удовлетворять их в полной мере.
Производство – хозяйственный процесс, значимая экономическая категория, которая отвечает за создание продукции, выполнение работ и оказание услуг, которые необходимы для обеспечения жизни граждан государства. Факторами изготовления называют ресурсную базу, применяемую для создания продуктов. Экономические ресурсы – совокупность человеческих, природных благ, которые могут применяться в процессе создания конечного товара.
Одна из важнейших экономических задач – полная занятость ресурсной базы. Иными словами, при правильной организации производства ресурсы расходуются максимально полно. Изготовление товаров требует привлечения следующих элементов:
Какова роль экономики в жизни общества, понятие хозяйственных пропорций
Хозяйственные пропорции – это своеобразная структура, сформированная на базе отраслевой, функциональной классификации. Она состоит из нескольких составляющих:
Муниципальное управление регулирует большую часть хозяйственных пропорций. Для поддержания баланса, сформировавшегося в период многих столетий, необходимо поддержание макроэкономических стандартов и условий. Для современной экономики крайне важен малый бизнес и его сбалансированное развитие. Это народнохозяйственный сектор, который позволяет поддерживать в норме хозяйственные пропорции в стране. Все направления экономической деятельности в государственных масштабах должны развиваться пропорционально. Если, например, промышленный сектор будет максимально развит, но аграрная деятельность в стране находится на низком уровне, такую экономику нельзя назвать сбалансированной.
Роль экономики в жизни человека – развитие, потребление, экономический процесс
Экономика выступает в роли регулятора в жизни человека и населения страны в целом. Ограниченность ресурсной базы заставляет современное общество задуматься о рационализации ее использования в целях удовлетворения собственных потребностей. Человечество прошло долгий путь от создания орудий труда из камней до разработки уникальных, высокотехнологичных интеллектуальных машин. Однако научно-технический прогресс заострил проблему рационального пользования природными богатствами. Невозобновляемые ресурсы постепенно заканчиваются на планете. Речь идет о нефти, природном газе, пресной воде, чистом воздухе и прочем.
Экономические модели современных ученых направлены на экономию природных резервов. Если потребности людей только увеличиваются, то численность полезных ископаемых, наоборот, сокращается. Чтобы регулировать процесс использования благ, используется экономическая наука.
Экономические отношения строятся между двумя сторонами – производителями и потребителями. К производителям относятся заводы, частные предприниматели, государство, фабрики. Потребителями являются граждане, семьи, общество.
Урок обществознания «Значение деятельности в жизни человека и общества»
Цель : развитие творческих способностей учащихся при изучении темы.
Задачи:
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок – семинар.
Доминирующая на уроке деятельность: исследовательская, поисковая, творческая.
Предметно – содержательная область: межпредметная.
Характер координации – непосредственный (гибкий)
Оборудование: И.К.Т. (мультимедийные презентации)
Мониторинг мотивации учебной деятельности учащихся 10 класса по созданию проекта:
Ставят своей целью узнать новое – 75% учащихся;
Хотели бы поделиться своими знаниями с одноклассниками – 45%;
Хотели бы поделиться своими знаниями с учителем – 35%;
Хотят получить хорошую оценку – 60%;
План урока
5. Подведение итогов урока. Обобщение, выводы.
Ход урока
Вступление: Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в движениях – двигательной активности. Но для животных характерно приспособление к окружающей среде. Они только используют то, что дала им природа. Человек обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.
Сегодня мы на нашем уроке на конкретных примерах должны показать, как в ходе такой деятельности реализуются силы и способности человека, которые потом воплощаются в продуктах деятельности.
Тема нашего урока «Значение деятельности в жизни человека и общества».
Посмотрите внимательно на слайд. Здесь процитировано высказывание русского публициста В.Г.Белинского :
«Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни!»
Попытайтесь выделить ключевые понятия этой цитаты и объяснить их.
На следующем слайде помещены ключевые понятия нашей темы. Внимательно прочитаем их.
С помощью этих терминов давайте попытаемся вместе сформулировать цели и задачи нашего урока.
Прошу вас, гостей, присутствующих здесь, внимательно выслушать моих коллег и проникнуться мыслью о том, какую роль играет деятельность в нашей жизни.
Этапы урока
1. Актуализация знаний
Беседа с учащимися о значении деятельности в жизни человека и общества.
Отвечают на вопросы
Учитель предлагает заняться исследовательской деятельностью по теме. Формулирует проблему, сообщает тему и цель исследования.
Планируют исследовательскую деятельность
3. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы исследования. Определение объекта исследования. Выявление предмета исследования.
Почему значению деятельности в жизни человека и общества отводят большое место в мировой истории? Общая беседа с использованием видеофильма. Выявление вопросов, подлежащих исследованию в группах.
Выделение основной проблемы в предложенной ситуации.
4. Определение тем исследования.
Тема «Значение деятельности в жизни человека и общества»
Обсуждение и принятие темы учащимися.
5. Формулирование цели и задач исследования.
Совместная деятельность с учащимися. Цель – изучить значение деятельности в жизни человека и общества. задача: разделить класс на группы:
1 – Десять изобретений и открытий, изменивших мир; 2 – Десять визуальных образов, изменивших мир; 3 – Шесть речей, которые изменили мир; 4 – Пять случайностей, изменивших мир; 5 – Десять книг, изменивших мир.
Совместная деятельность с учителем.
6. Выдвижение гипотезы.
Выявление связей между объектами и исследованиями в целом.
Предложения детей по объяснению противоречий проблемы, систематизация их под руководством учителя.
7. Проверка гипотезы.
Чтение литературы, просмотр фрагментов видеофильма.
Проведение работы, размышления.
8. Интерпретация полученных данных.
Планирование результата, проведение эксперимента.
Обобщение и систематизация полученных результатов исследования.
9. Вывод по результатам исследовательской работы.
Совместная работа с учащимися.
Совместная работа с учителем.
10. Применение новых знаний в учебной деятельности.
Совместное планирование использования знаний на уроках истории и обществоведения.
Совместная работа с учителем.
11. Подведение итогов урока.
Критерии оценки: 1 – значимость и актуальность проблемы; 2 – адекватность изучаемой тематики; 3 – корректность использования методов исследования; 4 – активность каждого ученика; 5 – коллективный характер принимаемых решений; 6 – характер общения и взаимопомощи; 7 – необходимость и достаточная глубина проникновения в проблему; 8 – привлечение знаний из других областей; 9 – доказательность принимаемых решений; 10 – умение аргументировать свои заключения; 11 – эстетика оформления результатов выполненного проекта; 12 – умение отвечать на вопросы.
Рефлексия. Наш урок подходит к концу. Пришло время подвести итоги работы на уроке.
У каждого из вас на столе лежат листы для самоконтроля. В первой колонке напишите свою фамилию. Во второй колонке поставьте каждый себе свою оценку. Вы работали группами. Совместно оцените работу каждого и поставьте оценку в третьей колонке.
Лист самоконтроля.
А чтобы узнать, как у нас с вами прошел урок, давайте ответим на следующие вопросы. У вас на столах лежат карточки красного и синего цветов. Если на вопрос вы отвечаете да, то поднимите красную карточку, если нет – синюю.
Спасибо вам ребята за урок. Молодцы.
Список используемой литературы