какую роль в сюжете повести играет сцена прихода акакия акакиевича в департамент в новой шинели
Какую роль в сюжете повести играет сцена прихода акакия акакиевича в департамент в новой шинели
Какие характерные особенности гоголевской прозы присутствуют в приведённом фрагменте «Шинели»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.
В департаменте. но лучше не называть, в каком департаменте. Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков, канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий. Теперь уже всякий частный человек считает в лице своём оскорблённым всё общество. Говорят, весьма недавно поступила просьба от одного капитан-исправника, не помню какого-то города, в которой он излагает ясно, что гибнут государственные постановления и что священное имя его произносится решительно всуе. А в доказательство приложил к просьбе преогромнейший том какого-то романтического сочинения, где чрез каждые десять страниц является капитан-исправник, местами даже совершенно в пьяном виде. Итак, во избежание всяких неприятностей, лучше департамент, о котором идёт дело, мы назовем одним департаментом. Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк и цветом лица что называется геморроидальным. Что ж делать! виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться. Фамилия чиновника была Башмачкин. Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого не известно. И отец, и дед, и даже шурин, и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подмётки. Имя его было Акакий Акакиевич. Может быть, читателю оно покажется несколько странным и выисканным, но можно уверить, что его никак не искали, а что сами собою случились такие обстоятельства, что никак нельзя было дать другого имени.
«Шинель»: краткое содержание и анализ произведения
Драма маленького человека — тема, которой Николай Гоголь посвятил ряд произведений, в том числе повесть «Шинель». Краткое содержание этой реалистической истории поможет проанализировать основные сюжетные коллизии, приблизит понимание приемов письма автора.
«Шинель»: краткое содержание
В школьном курсе изучения классической литературы ученикам рекомендуют прочитать повесть «Шинель» Николая Гоголя. Это произведение дает понимание приема реалистического письма, которое приходит на смену романтизму в литературе ХIX века, а также темы трагедии маленького человека. Эта проблема в повести «Шинель», краткое содержание которой рекомендуем изучить, звучит особенно драматично благодаря тонкому психологизму писательской манеры Гоголя.
Фото: YouTube / Надежда Дорошенко: UGC
Не все школьники готовы полностью читать «Шинель», а некоторым сложно запомнить основные сюжетные ходы, детали или события, описанные в произведении. При изучении темы «Гоголь “Шинель”» краткое содержание для читательского дневника — отличное подспорье для подготовки к занятиям и контрольным работам:
Повествование в повести «Шинель», краткий пересказ которой сосредоточен на раскрытии основной сюжетной линии — истории жизни Акакия Акакиевича Башмачкина, начинается со знакомства с главным героем.
Автор акцентирует внимание, что речь идет о рядовом, ничем не примечательном маленьком человечке — винтике большой бюрократической системы. Если читаете «Шинель» в сокращении, то обратите внимание на портрет героя:
Так выглядит типичный представитель петербургской чиновничьей братии — Акакий Башмачкин. Свое имя герой унаследовал от отца. Когда его мать выбирала имя, младенец заплакал и скорчил такую гримасу, что стало сразу понятно — будет титулярным советником.
Если знакомитесь с повестью «Шинель» в сокращении, тогда возьмите на заметку, как Н. Гоголь описал рабочие будни Акакия Акакиевича. Герой — незаметный человек. Когда он заходил в департамент, то даже сторожа не поднимали головы, начальники были сурово-деспотичными и без слов учтивости подсовывали Башмачкину бумаги для переписывания.
Копирование деловых бумаг — сущность бытия Акакия Акакиевича, смысл его жизни. От этого процесса его не отвлекали ни злые шутки молодых чиновников, ни их насмешки, ни проказы (они посыпали голову героя рваными бумагами, говоря, что это снег), ни изношенный мундир и прилипший к нему сор.
Он робко отвечал обидчикам только тогда, когда его толкали под руку и не давали возможности хорошо выполнить работу. А переписывал Башмачкин бумаги идеально — не делал ни одной помарки. Для более сложных задач Акакий Акакиевич не годился: задания посложнее вызвали у него нервное потрясение.
Переписывание стало смыслом бытия героя: возвратившись домой со службы, он быстро ел щи и садился копировать бумаги. Жизнь проходила мимо него: он не гулял, не развлекался, не ухаживал за женщинами. Счастье ему доставляло только переписывание бумаг.
Тихая и размеренная жизнь титулярного советника, зарабатывающего в год 400 рублей жалованья, круто меняется, когда он обнаруживает, что его старая шинель истончилась на спине и плечах. Поэтому суровые петербургские ветры его пропекали до костей. Его шинель настолько прохудилась, что коллеги по департаменту называли ее уничижительно — капот.
Башмачкин обращается к портному, который жил на верхнем этаже. Петрович — бывший крепостной Григорий, — осмотрев шинель, пришел к выводу, что ее уже нельзя латать — нужно шить новую. Это повергло героя в шок: траты на новую шинель были непосильны для его скудного бюджета.
Он решил наведаться к Петровичу еще раз, когда тот выпьет и, возможно, подобреет. Однако и во второй визит титулярного советника портной был неумолим. Акакий Акакиевич подсчитал, что для обновки нужно собрать 80 рублей.
Половина этой суммы у него была, а вот вторую можно было собрать, если жить экономно: отказаться от вечернего чая, не сдавать часто белье прачке, не жечь вечером свечи, ходить дома в носках, чтобы не стирать подошвы обуви.
Нужная сумма была собрана благодаря этим усилиям и премии, которую назначил начальник (она была больше на 20 рублей, чем обычно). Долгими вечерами Акакий Акакиевич обсуждал с Петровичем сукно, фасон и пр.
Изучая повесть «Шинель» кратко, не упустите самую важную часть повествования — эпизод кражи у Акакия Акакиевича обновки.
Новая шинель придала главному герою уверенности в себе и кардинально изменила течение его жизни. Он почувствовал себя человеком: его заметили сослуживцы и поздравили с приобретением, он стал гулять вечерами, оставив переписывание бумаг, впервые отправился на вечер к столоначальнику.
Возвращаясь домой с вечеринки, Башмачкин становится жертвой разбойников — у него отбирают шинель. Однако не отражает всего трагизма этого события для героя краткое содержание. Шинель вернула ему человеческое достоинство, сделала его заметным, придала ему уверенности в себе и сил.
Ее потеря была равноценна потери Акакием Акакиевичем самого себя. Он начинает бороться за ее возвращение: обращается к приставу, а потом к генералу — старому приятелю. Никто из них не проявил ни сострадания, ни понимания, не оказал помощи.
От генерала Башмачкин шел, оглушенный выказанным презрением и безразличием. Он не чувствовал, как лютый холод пробрал его до костей. Вскоре герой заболел и умер.
После этого в районе Калинкина моста, где грабители отняли у титулярного советника шинель, появился призрак. Он нападал на прохожих и требовал их шинели. Такому нападению подверглось и «значительное лицо», к которому Башмачкин обратился за помощью. После пережитого страха генерал стал ругать подчиненных помягче.
Восстановить историю главного героя повести Гоголя поможет краткий пересказ. «Шинель» — небольшое по объему произведение, читается легко и увлекательно. Чтение произведения позволит насладиться мастерством писателя.
«Шинель»: анализ произведения
Запрашиваете «“Шинель” пересказ»? Краткое изложение сюжетных ходов позволяет систематизировать информацию о произведении и подготовиться к его анализу. Небольшая аналитическая справка дополнит картину художественных особенностей повести, которую написал Гоголь. «Шинель» следует рассматривать в контексте становления реализма в русской литературе.
Литературоведы отмечают такие особенности произведения:
Эта история подтолкнула Гоголя к написанию истории о маленьком тихом человеке, который внезапно бунтует, борется за свое человеческое достоинство. Написание повести заняло у автора семь лет: внутренние противоречия не давали ему возможности воплотить замысел (автор долго подыскивал фамилию героя, размышлял над его характером).
Под натиском издателя М. Погодина Николай Гоголь закончил «Шинель» в 1841 году, а через два года (в 1843 году) она была опубликована. Эта повесть стала завершающей в цикле «Петербургских повестей» Гоголя.
«Шинель» Гоголя посвящена теме противостояния маленького человека и общества, его борьбе за утверждение собственной ценности как личности. Эта тема активно разрабатывалась современниками Николая Гоголя — Карамзиным («Бедная Лиза»), Пушкиным («Станционный смотритель»). Свое продолжение она нашла в творчестве Достоевского («Бедные люди»).
Гоголь впервые коснулся проблемы противостояния жестокого и антигуманного мира и непримечательного человека, который вместе с тем является индивидуумом:
Сюжет выстроен таким образом, чтобы читатель узнал о противостоянии простого человека и бездушного и жестокого мира, о его конфликте с людьми, которые наделены властью и которые не обращают внимания на чувства мелких сошек.
Акакий Акакиевич живет и умирает незаметно для всех. Его окружает нищета и уныние, но он этого не замечает, потому что не знает иного уклада. Новая шинель — это мечта, которая стала надеждой на светлое будущее. Ее покупка придала Башмачкину уверенности в себе, вернула ему достоинство и изменила течение его жизни.
Ее утрата стала символом утраты титулярным советником своей значимости. Обращение к власть имущим и их неуважение к ничтожному существу, каким был Акакий Акакиевич, — иллюстрация бездушности сытого и безразличного мира. Эта проблема стала одной из ключевых в повести.
Николай Гоголь в «Шинели» призывает общество раскрыть глаза на царящую бездуховность, на порядки, которые ведут к материальному, моральному и физическому унижению маленького человека. Писатель показал, как страдает Башмачкин в мире безразличных и жестоких людей.
Чтобы читатель проникся судьбой Акакия Акакиевича, автор использовал особенный повествовательный прием — выстроил историю его жизни по образцу житий святых. Судьба Башмачкина — это судьба мученика. Страдальческая гримаса новорожденного Акакия стала сущностью его дальнейшей жизни.
В экспозиции читатель знакомится с историей рождения героя, узнает, как было выбрано ему имя, почему ему суждено было стать титулярным советником. Также автор знакомит с буднями Башмачкина в департаменте, вечерами, которые он проводит за переписыванием бумаг.
Завязка сюжета — это необходимость приобрести дорогую, но необходимую вещь — шинель. Этот процесс становится новым смыслом жизни для героя, меняет его уклад. Кульминационный момент случается, когда разбойники обирают беззащитного Башмачкина.
Решающими в развитии сюжета являются события, связанные с поиском Акакием Акакиевичем справедливости и заступничества у людей, которые наделены властью. Встреча с генералом показывает ничтожество маленького человека перед миром сильных, его обреченность.
В финале главный герой погибает. Эпилог произведения — это авторский вариант торжества справедливости: приведение Башмачкина заставляет трепетать тех, кто раньше его не замечал или унижал.
Философский подтекст повести, житийность истории главного героя позволили литературоведам определить жанр произведения как притчу.
В центре повествования в «Шинели» Гоголя — незаметный человечек — титулярный советник. Автор подчеркнул его типичность фразой «один чиновник из одного департамента». Таких, как Акакий Башмачкин, — бессчетное количество в России.
Всё в этом герое заурядное:
Башмачкин — серая личность, безобидный и слабовольный.
Он меняется, когда становится обладателем новой шинели. Герой как бы примеряет новую роль счастливого и удачливого человека. Утратив мечту и новую жизнь вместе с украденной шинелью, Акакий Акакиевич впервые за долгую жизнь проявляет силу воли и характер: идет к приставу, ищет встречи с генералом. Потеряв веру в справедливость, он гибнет, но после смерти приобретает власть, которой был лишен при жизни.
Увлекательный мир гоголевских персонажей раскрывает глубокие социальные и духовные проблемы, которые имеют место и в современном мире. Познакомьтесь с повестью «Шинель» в кратком пересказе, возьмите на вооружение представленные ключи к анализу. Раскройте для себя глубину высказанных писателем мыслей, представленную в произведении трагедию простого человека.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Какие изменения произошли в жизни Акакия Акакиевича с появлением новой шинели? Кратко.
Гоголь так подробно рассказывает о приобретении Башмачкиным шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник. Забота о новой шинели связана не только с большим материальным напряжением, вплоть до гадания по вечерам, но и с наполнением скудной духовной жизни Акакия Акакиевича новым содержанием, вызовом в его душе живых человеческих чувств. «Он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу». Гоголь тонко подмечает перемену, которая под влиянием мечты произошла в герое: он стал живее и тверже характером, как человек, имеющий определенную цель жизни; стал смелее и решительнее; в глазах его порой показывался огонь, а в голове мелькали дерзкие и отважные мысли. Правда, эта дерзость не простирается дальше намерения положить на воротник куницу. Мо и это ироническое «снижение» темы только подчеркивает всю трудность для обезличенного общественным укладом чиновника проявить свою личность, самостоятельность).
Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя? Статус А. А. в глазах сослуживцев повышается, меняется он сам. Он стал счастливым. Он ходил по улицам с гордостью, то что он сам заработал себе на такую шинель.
Н. В. Гоголь. «Шинель». Содержание и анализ
Творчество Николая Васильевича Гоголя многообразно, на страницах его произведений сочетаются юмор, мистика и социально-бытовые реалии эпохи первой половины XIX века, когда жил и творил писать. Все эти черты вобрала в себя повесть «Шинель», увидевшая свет в 1842 году. Небольшое по объему произведение современниками и исследователями признано одним из самых знаковых литературных творений эпохи.
Название: | Шинель |
Автор: | Н. В. Гоголь 1809-1852 |
Год написания: | 1839-1841 |
Год издания: | 1842 |
Жанр: | Повесть |
Направление: | Фантастический реализм |
«Все мы вышли из гоголевской «Шинели», — широко известная фраза, приписываемая Ф. М. Достоевскому, отражает роль и место творчества Николая Васильевича Гоголя и его знаменитой повести в литературном процессе XIX века. Через историю мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина Гоголь «высвечивает» тему маленького человека — одну из ключевых в русской литературе того периода.
Место и время действия
События «Шинели» разворачиваются в Санкт-Петербурге в первой трети XIX столетия. В то время он был столицей Российской империи. Цикл произведений, включающих в себя «Шинель», Гоголь не случайно назвал «Петербургскими повестями». Это не просто указание на место действия, образ города создает нужный контекст и атмосферу, содержательно дополняет сюжетную линию.
На первый взгляд, в «Шинели» Петербург играет не столь важную роль, как, например, в повести «Невский проспект», и, тем не менее, этот сюжет вряд ли мог бы быть перенесен в другой город. Столица огромной империи — махина, город чиновников и бюрократии, подавляющий простого человека, довлеющий над ним и определяющий его скудную повседневность. Именно таким великолепный, любимый многими северный город предстает в повести «Шинель». Неоднократно автор упоминает неприветливый климат города на Неве, что также играет роль в атмосфере и построении сюжета произведения.
Очень краткий пересказ
Мелкий петербургский чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин жил в бедном районе Петербурга и служил в одном департаменте. Работа заключалась в переписывании бумаг, ничего более значительного ему не поручали. Он искренне любил свою работу, хотя в глазах общественности она считалась никчемной, платили очень мало. Окружающие чувствовали своё превосходство над Акакием, над ним часто подшучивали коллеги, а он чаще всего не обращал внимания на их издёвки и колкости или переносил с кротостью.
Однажды зимой, в холода, Акакий понимает, что его старая шинель совсем прохудилась. Так в жизни Акакия появляется цель — накопить денег и пошить себе новую. Сумма, которую запросил портной, для него неподъемная. За всю жизнь он сумел скопить лишь половину. Акакий Акакиевич отказывает себе во всём ради шинели, его и без того скудная и бедная жизнь становится ещё скуднее и беднее.
Новая шинель становится для него целью всей жизни. И он обзаводится, наконец, обновкой, удостаивается похвалы и комплиментов от коллег, чувствует расположение с их стороны, чего раньше не было. Один из чиновников приглашает его в гости на именины.
Возвращаясь с праздника домой, Акакий становится жертвой нападения и лишается самого ценного — шинели. В надежде вернуть украденную вещь он обращается к частному приставу, но, вместо сочувствия и помощи, встречает лишь равнодушие и недоверие.
Явившись на работу в старой шинели, Акакий вновь встречает насмешки отдельных чиновников, но прочие сослуживцы, узнав об утрате, посочувствовали Башмачкину.
Вскоре в Петербурге появляется призрак, который по ночам срывает с прохожих верхнюю одежду. В нем подозревают Акакия Акакиевича, ищущего свою шинель. Он не успокоился, пока одной из его жертв не стало то самое «значительное лицо». Лишившись шинели, это самое значительное лицо стало добрее к окружающим.
Характеристика героев
Персонажей в произведении немного, повествование выстроено вокруг образа и истории жизни главного героя — Акакия Акакиевича Башмачкина.
Акакий Акакиевич Башмачкин
Мелкий чиновник 50 лет от роду, не женат, детей нет. Внешность героя невзрачная и непрезентабельная. Он невысокого роста, «немного рыжеват и как будто подслеповат». Упомянуты такие детали внешнего облика как «лысина на лбу» и морщинки на щеках.
Служит в «одном департаменте», в чине титулярного советника, его жалование составляет 400 рублей за год.
Титулярный советник в “Табели о Рангах” от 1722 года — гражданский чин IX класса. Титулярный советник по статусу выше секретаря, но ниже советника, определение титулярный можно рассматривать как синоним «номинальный». С 1845 года, то есть уже после написания повести Гоголя, статус титулярного советника давал право на личное дворянство.
Акакий занимает низкое положение в чиновничьей среде, его роль на службе крайне незначительна. Он занимается переписыванием бумаг и на большее не претендует, не уважаем коллегами. Акакий робок, нерешителен, до крайности скромен и слабохарактерен.
«Акакий Акакиевич изображён как жалкая личность, смиренная и неполноценная, и рассказ проходит через всю гамму отношений к нему — от простой насмешки до пронзительной жалости» — пишет о центральном персонаже «Шинели» литературный критик Дмитрий Мирский.
После смерти превращается в призрак, мистический финал лишь усиливает акцент на теме маленького человека, его судьбе и роли. Незамеченный при жизни он остался «неприкаянным», пока не достиг своей цели — вернуть шинель.
Одно значительное лицо
Одно значительное лицо — некий генерал, к которому Башмачкин обращается с просьбой помочь в поисках его любимой шинели. Этот образ описывается весьма иронично. Через определение «одно значительное лицо» (так же, как и «один департамент», где служит главный герой) Гоголь стремится показать безликость чиновничьей системы, её нарочитый формализм. По большому счету, не важно, как зовут человека и какую именно должность он занимает. Чиновник, получивший мало-мальски руководящую должность, становится «царьком» в своём кабинете, ограждаясь от тех, кто ниже его по статусу и должности, всячески подчеркивая своё превосходство.
Именно эту частую для бюрократической среды тенденцию Гоголь отражает в образе «значительного лица». Персонаж строг и неразговорчив, эпизод, когда к нему приходит Башмачкин, изображает «человека-инструкцию», «человека-функцию», который видит перед собой должностных лиц, а не людей, подменяя формальными правилами нормальные человеческие отношения. В финале произведения показано, что «значительное лицо» всё же не лишен совести и сострадания. Он начинает переживать за то, что «отбрил» Башмачкина, справляется о нём и, может быть, смог бы исправить ситуацию, но было поздно, человек умер. Встреча «значительного лица» с призраком чиновника — один из ключевых моментов повести.
Георгий Петрович
Григорий Петрович — знакомый портной Акакия Акакиевича, пьяница. Петрович вышел из крепостных, шьет одежду на заказ. К нему Акакий обращается за новой шинелью. Персонаж добросовестно и качественно делает своё дело, но имеет обыкновение назначать очень высокую цену за работу, когда находится в трезвом состоянии.
Из особенностей внешности — отсутствие одного глаза и уродливый ноготь на большом пальце ноги, толстый и крепкий, «как у черепахи череп». Женат, супруга «пилит» его за пристрастие к выпивке.
Родители
Родители Акакия Акакиевича упомянуты в начале произведения. Мать набожна, характеризуется в тексте как «чиновница и добрейшая женщина». Об отце, кроме имени, мы знаем, что он, как и другие члены семейства, не носил башмаков, предпочитая сапоги, тем самым как бы «протестуя» против собственной фамилии.
Чиновники
Чиновники — коллективное действующее лицо, служащая масса, из которой выхвачены отдельные персонажи, двигающие сюжет. Один из коллег Акакия приглашает его на праздник, второй дает совет обратиться к значительному лицу. Чиновники живут и служат согласно правилам. Акакий вызывает у них презрение и в то же время жалость.
Но и среди чиновничьей братии встречаются исключения. Один молодой человек, который по примеру сослуживцев посмеялся над Башмачкиным, был поражён проникающими словами Акакия Акакиевича: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Они словно пронзили его, в них звучали другие слова: «Я брат твой». И молодой человек отшатнулся от своих товарищей, и с тех пор стал видеть бесчеловечность и свирепую грубость среди светских образованных людей.
Квартирная хозяйка
Квартирная хозяйка — старая женщина, у которой живет Акакий Акакиевич, проявляет некоторую заботу о нём.
Подробный пересказ содержания повести «Шинель»
В одном петербургском департаменте служил один чиновник. О каком именно департаменте идет речь, автор умалчивает, добавляя ремарку, что «нет ничего хуже всякого рода департаментов».
Далее читателя знакомят с героем. Зовут его Акакий Акакиевич Башмачкин. Родился он 23 марта, и даже с датой ему не повезло. Мать «расположилась, как следует, окрестить ребенка». В святцах на этот день выпадали странные имена Соссий и Хоздазат. Родительница, надеясь найти более привычные имена, проверила две другие даты, подходящие для крещения, но и там предлагались неслыханные для неё, неблагозвучные имена. В конце концов, решено было назвать ребенка в честь родителя — Акакий, получился Акакий Акакиевич.
Во время крещения младенец заплакал и сделал гримасу, как будто уже тогда знал, что когда вырастет, будет работать на мелкой чиновничьей должности.
Акакий Акакиевич — немолодой неженатый мужчина, квартирует у пожилой женщины в бедном районе Петербурга, трудится в департаменте, занимается в основном переписыванием бумаг. Это рутинная работа, за которую многие не взялись бы, к тому же и платят за неё сущие копейки. В глазах окружающих он выглядел жалко, даже сторожа чувствовали своё превосходство над ним. Для сослуживцев он становится объектом насмешек. Не умея дать отпор в ответ на нападки, он лишь повторял: «Оставьте меня, почто Вы меня обижаете».
Акакий был полностью погружен в свою работу: «он служил с любовью». Герой брал работу домой, вечером, наскоро поужинав, садился переписывать бумаги. У Башмачкина ровные строчки, красивые буквы, среди них были фаворитки. Укладываясь спасть, он с радостью думал о завтрашнем рабочем дне.
Начальство относится к нему холодно и не доверяет заданий важнее, чем простое переписывание бумаг и циркуляров. Хотя однажды такой прецедент всё же был. Начальник поручил ему самостоятельно внести изменения в документ, но Акакий не справился и попросил дать «что-то переписать».
За своей внешностью Акакий Акакиевич не следил, ходил в старой потрепанной шинели, которую сослуживцы издевательски называли капот. Он вообще ничего внешнего не замечал.
Капот — многозначное слово, в XIX веке использовалось применительно к разным предметам гардероба, так называли и женское платье и домашний халат. В данном случае, скорее всего, имеется в виду бесформенное пальто без перехвата талии.
Лишь когда начались морозы, титулярный советник заметил, что его одежа совсем прохудилась. За ремонтом он обратился к портному Григорию Петровичу. Тот постановил, что капот ремонту не подлежит и поставил героя перед необходимостью пошить новую шинель, которая обойдётся в полтораста рублей. Для Акакия Акакиевича это неподъемная сумма. Портной становился сговорчивее, находясь в нетрезвом состоянии. Зная эту особенность Григория, Башмачкин заявляется к нему, когда тот был навеселе, и ему удается сторговаться на 80 рублей.
В наличие у Акакия Акакиевича была лишь половина этой суммы – 40 рублей, он имел привычку откладывать грош с каждой получки. Чтобы скопить ещё половину, Башмачкин начинает сильно экономить, даже халат дома надевает на голое тело, чтобы нижнее бельё не снашивалось. Немногочисленные бытовые радости, такие как вечерний чай, он исключает из своей жизни, задавшись целью заказать шинель.
Лишения не прошли даром, вдобавок герою выдали премию к празднику, и он собрал нужную сумму, впереди самые приятные хлопоты. Он отправляется к портному заказывать шинель, обсуждает с Григорием детали, выбирает фасон, ткань, воротник (кстати, воротник был пошит из кошки, «которую издали можно принять за куницу»).
Купили сукна очень хорошего – и немудрено, потому что об этом думали еще за полгода прежде и редкий месяц не заходили в лавки применяться к ценам; зато сам Петрович сказал, что лучше сукна и не бывает. На подкладку выбрали коленкору, но такого добротного и плотного, который, по словам Петровича, был еще лучше шелку и даже на вид казистей и глянцовитей. Куницы не купили, потому что была, точно, дорога; а вместо ее выбрали кошку, лучшую, какая только нашлась в лавке, кошку, которую издали можно было всегда принять за куницу.
Приобретение обновки стало самым значительным днём в жизни Акакия Акакиевича. В новой шинели он отправляется на службу, обращая на себя внимание коллег и получая комплименты. Впервые в жизни над ним не насмехаются. Сослуживцы считают, что покупку шинели нужно отметить, но у Акакия нет денег, чтобы закатить банкет. Все средства были брошены на пошив обновки. На счастье, ситуацию спасает чиновник, который празднует именины и зовет всех к себе в гости. В числе приглашенных, на удивление, оказывается и Башмачкин.
С появлением у героя новой шинели отношение к нему со стороны коллег меняется. В гостях он чувствует себя непривычно, позволяет себе расслабиться и выпить шампанского, пребывает в хорошем расположении духа, но надолго в гостях не задерживается, уходит раньше остальных. По пути домой он даже обращает внимание на проходившую мимо женщину. Казалось бы, жизнь Акакия в этот вечер заиграла новыми красками, но всё вновь меняется в одно мгновение.
Башмачкина настигают двое усатых незнакомцев. «Шинель-то, моя», — заявляет один из них. С Акакия срывают обновку, а самого его бросают в снег.
Озябший и лишившийся шинели, он обращается к за помощью к приставу, но тот не проявляет ни малейшего участия к беде героя, не стремится помочь. А вместо этого пристает к Акакию с расспросами, интересуется, почему в столь поздний час чиновник оказался на улице и не посещал ли каких-то непристойных заведений. Искать грабителей он даже и не собирается. Акакий возвращается домой ни с чем, так и не поняв, станет ли кто-нибудь заниматься поиском столь ценной для него шинели.
Весь следующий день впервые в жизни он не был в присутствии, а потом явился-таки на службу, надев свой старый капот. Нашлись такие чиновники, что, узнав о происшествии, не упустили случая посмеяться над Башмачкиным. Многих же сослуживцев рассказ о краже шинели тронул, они решили скинуться, чтоб помочь бедняге, но сумма получилась бездельная, так как недавно чиновники сильно потратились. Начальник настоятельно рекомендовал им купить книгу, которую написал его приятель.
Один из коллег решает помочь Акакию советом и рассказывает Башмачкину, что обращаться к квартальному по вопросам поиска шинели не стоит, так как полиция, даже если найдет вещь, оставит её у себя, а чтобы шинель вернули, Акакию Акакиевичу нужно будет ещё доказать, что именно он её законный владелец.
Квартальный — полицейская должность в Российской империи
Вместо этого, сослуживец рекомендует отправиться за помощью к некоему «значительному лицу», которое может «заставить скорее идти дело». Что это за значительное лицо, и насколько высокую должность он занимает, доподлинно неизвестно. Автор выражает сомнение в его значительности: «Всегда найдется такой круг лиц, для которых незначительные в глазах прочих уже значительные».
Акакий Акакиевич послушался совета и пошел к влиятельному человеку, но явился к значительному лицу он в «неблагоприятное время», как раз в тот момент, когда он общался со своим старым приятелем, с которым давно не виделся.
«Кто такой»? – спросил он, узнав о приходе Башмачкина. «Какой-то мелкий чиновник». Значительное лицо решило, что этот «может подождать», так как сейчас не время. Хотя на самом деле они с другом уже обо всем поговорили, значительному лицу было важно показать приятелю, как долго и смиренно ждут у него в приёмной чиновники, тем самым увеличив в глазах собеседника свою «значительность».
Дождавшись приёма, Акакий Акакиевич робко изложил суть дела, указав что «шинель совершенно новая» и он «ограблен самым бесчеловечным образом».
Влиятельный человек рассердился, что его беспокоят по таким пустякам.
«Не знаете, как водятся дела? Об этом вы должны были прежде подать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил бы ее уже мне…», — указывал генерал.
Собрав всю волю в кулак, Акакий попытался ему ответить, в результате «значительное лицо» отчитал его и выставил прочь. Ушел Акакий Акакиевич ни с чем, не помнил, как спустился с лестницы, не чувствовал ни рук не ног. «В жизнь свою он не был еще так сильно распечен генералом, да еще и чужим».
На улице стояла непогода. Пока Башмачкин возвращался домой в своей потрепанной одежде, его изрядно надуло. Он заболел, «весь распух и слег в постель». Приходил доктор, постановил, что больной безнадежен и, обратившись к хозяйке, рекомендовал «заказывать сосновый гроб, так как дубовый будет для него дорог».
«Остался Петербург без Акакия Акакиевича, как будто его и не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное».
На службе о смерти Акакия узнали лишь через несколько дней после его похорон.
Вскоре по городу поползли слухи, будто у Калинкина моста ночью появляется призрак в чиновничьей форме, он срывает с людей шинели и другие предметы гардероба, тулупы, шубы. Один из департаментских служащих опознал в нём Акакия Акакиевича, однако вид мертвеца внушил ему неподдельный страх, и он убежал. Полиция задалась целью во что бы то ни стало изловить мертвеца. Однажды будочник одного из кварталов в чуть было не схватил его, позвал подмогу, а сам полез за табаком. Мертвец чихнул, забрызгав все глаза поймавшим его людям. Когда те очнулись – мертвеца след простыл.
Будочник — низшая должность полицейского, стоящего на карауле или в охране
После ухода Акакия Акакиевича «значительное лицо» испытал некоторую жалость к нему, спустя неделю он велел справиться о Башмачкине, предложить помощь и отправил к нему чиновника. Так «значительное лицо» узнал что Акакий помер. Эта новость потрясла его, он был весь день не в духе, а вечером, дабы развеяться, отправился к своему другу. Выпив шампанского, генерал возвращался домой с гулянки, хотел заехать к знакомой, симпатичной ему даме по имени Каролина Ивановна. Но тут ему повстречался призрак Акакия Акакиевича. Значительное лицо узнал его.
«А! так вот ты наконец! Наконец я тебя того, поймал за воротник! Твоей-то шинели мне и нужно! Не похлопотал об моей, да еще и распек — отдавай же теперь свою!», — услышал значительное лицо и чуть не умер. Перепуганный, без шинели он отправился не к Каролине Ивановне, а к себе домой. С тех пор он стал добрее к подчиненным и гораздо реже говорил им фразы вроде «Как вы смеете, да вы понимаете, кто перед вами».
Нападения прекратились. Видимо, генеральская шинель удовлетворила призрак. По Петербургу, однако, продолжали ходить слухи, что в отдаленных частях города появляется мертвец, правда выглядел он уже совсем иначе.
История создания
Считается, что в основу идеи повести Гоголя положен «канцелярский анекдот».
Анекдотом в те времена называли рассказ о забавном, чем-то примечательном случае, который произошёл в реальности
О том, как возник замысел произведения, рассказывает в своей книге «Воспоминания и критические очерки» литератор Павел Анненков, человек, вхожий в литературные круги, лично знавший Гоголя, Белинского, Герцена и других.
Анекдот, во многом совпадающий с сюжетом повести, заключался в следующем:
Гоголю этот анекдот рассказали в компании в 1834 году. История повеселила присутствующих, смеялись все, кроме Николая Васильевича. Писатель был хорошо знаком с реалиями жизни мелких чиновников. В молодости Н. В. Гоголь служил писарем, в чине коллежского асессора. Это была самая низшая ступень согласно «Табели о рангах».
Анекдот навеял на Гоголя грусть, в нём литератор услышал не забавный случай о рассеянном охотнике-недотепе, а трагедию маленького человека.
«Он выслушал рассказ задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его «Шинель», она зародилась в его душе в тот же самый вечер».
П. Анненков. Цитируется по: «История девяти сюжетов», Л. «Детская литература», 1990 – С. 20.
Гоголь долго вынашивал эту идею. Сел за перо лишь в 1839 году, писалась повесть тяжело. Николай Васильевич бросал работу и начинал вновь, лишь в 1942 г. произведение приняло окончательный вид. Во время написания «Шинели» писатель жил в Вене и Риме, параллельно работая над другими текстами.
Известно три редакции повести. Примечательно, что в разных вариантах главных герой носит одно и то же имя – Акакий Акакиевич, но разные фамилии. Сначала он был Тишкевич, потом Башмакевич и, наконец, Башмачкин.
Первая публикация относится к 1843 году, «Шинелью» Гоголь завершил цикл «Петербуржские повести».
Анализ произведения
Ниже рассмотрены содержательные и стилистические особенности произведения.
Жанр и направление
«Шинель» Н. В. Гоголя классифицируется как повесть. Объем произведение невелик, но оно отличается масштабом авторского замысла. История жизни одного человека служит основой широкого литературного полотна, воспроизводящего картину общественной жизни, выхватывая характерные образы и черты эпохи. Произведение вдохновлено реальной историей и личными впечатлениями автора, ярко, метко и иронично обращено к действительности, поднимая социальные, общественные, моральные и философские проблемы.
Содержательно «Шинель» Гоголя соотносится с реализмом, однако считать это произведение реалистическим не позволяет концовка. В повести переплетены реальность и фантасмагория, его сложно однозначно отнести к характерным для эпохи литературным направлениям. Применительно к «Шинели» используют такой термин, как «фантастический реализм».
«Шинель» — одновременно и социально-критическое, и философско-мистическое произведение. Нередко эту повесть Гоголя рассматривают как притчу.
Литературные приёмы
Жанрово-стилистические особенности произведения определяют использованные автором литературные приёмы. Гоголь прибегает к средствам, характерным для произведений комической направленности, — иронии, сатире и даже гротеску. Но текст Гоголя, если и вызывает смех, то это смех сквозь слезы.
Утрата любимой, выстраданной вещи, которая была обретена и потеряна в тот же день, усиливает драматургию произведения. Бедственное положение героя и его столкновение с бесчеловечным миром создают трагическую ситуацию. Сочетание комического и трагического просматривается не только в образе Акакия Акакиевича, но и во всем повествовании, это одна из ярких характерных черт гоголевского текста.
Художественная особенность текста — символика, как явная, так и скрытая.
Например, имя главного героя Акакий означает «кроткий», «беззлобный», что отлично дополняет его образ, добавляя персонажу трагизма.
Композиция
В повести «Шинель» можно четко выделить все элементы традиционной композиции литературного произведения:
Экспозиция – «вводная часть» произведения – знакомство с героем, портрет Акакия Акакиевича, рассказ о его рождении, выборе имени, буднях служащего департамента, отношениях с окружающими.
Завязка – поход к портному и появление мечты о новой шинели, сбор денег на её пошив.
Кульминация – обретение обновки, предчувствие изменений и кража шинели.
Концовка – появление призрака на петербургских улицах, встреча со значительным лицом, у которого призрак забирает генеральскую шинель.
Некоторые писатели и исследователи отметили простоту сюжета повести. По большому счету, сюжет здесь условен и вторичен. Такое мнение высказывает Борис Эйхенбаум в классической статье «Как сделана «Шинель» Гоголя», указывая на статичность сюжета.
Ему вторит, например, В. В. Набоков, в своих «Лекциях по русской литературе»:
«Подлинный сюжет — в стиле, во внутренней структуре».
По принципам построения повествования «Шинель» схожа с «житиями» и «хождениями» святых, описывая весь путь человека от рождения до смерти и «упокоения души».
Тематика
Центральной в произведении Гоголя «Шинель» является фундаментальная для русской литературы тема «маленького человека».
Маленький человек
Заурядный член общества, на первый взгляд — совсем не подходящий герой для художественного произведения. Но именно в своей непримечательности он и интересен, и такого персонажа, чей мир ограничивается скудностью собственной жизни, непритязательностью бытия, скромными потребностями и стремлениями, поднимают на щит русские писатели XIX века. Гоголевский Акакий Акакиевич далеко не первый в нашей литературе «маленький человек». Внимание к этому типу личности привлек ещё Александр Сергеевич Пушкин, создавший Евгения в «Медном всаднике» и станционного смотрителя Самсона Вырина.
Гоголь не просто продолжил эту традицию, он создал самый яркий образ в этом ряду. «Маленький человек» изображен через переплетение и контраст комического и трагического. Автор иронизирует, рассказывая об Акакии Акакиевиче, но в то же время взывает к жалости, к состраданию и сопереживанию. Отчасти насмехаясь над героем, автор в то же время возвеличивает его, представляя образ во всей его полноте, живости, неоднозначности.
Цель и мечта
У «маленького человека» чаяния и стремления приземленные. Через центральный образ шинели в повести поднимается тема мечты. Прочтение Гоголевского текста невольно наводит на размышление о различии между мечтой и целью. Цель всегда более реалистична и практична, мечта же существует в плоскости фантазий и глубинных желаний. Может ли новая шинель быть мечтой или это всё-таки цель? К покупке новой шинели его толкает не столько прихоть, сколько необходимость: зимы в Петербурге морозные, а старая одежда пришла в негодность. Он задается целью и методично идет к ней, копя деньги, и осуществляет задуманное, достигает цели.
При этом в реальности, в которой живет Акакий Акакиевич, шинель всё же остается мечтой, этот до крайности приземленный предмет первой необходимости обращен в символ, олицетворяющий стремление к лучшей жизни, предзнаменование изменений в судьбе героя. Надев новую шинель, Акакий получает расположение коллег, чувствует себя смелее и увереннее и даже начинает поглядывать на женщин. Новая шинель – попытка вырваться из однообразного круговорота жизни, который ограничивал бытие Акакия. И эта символическая величина осталась недостижимой, была обретена и быстро утрачена, став главным объектом дум и переживаний — мечтой, которая помаячила на горизонте и исчезла. Надежды на её осуществление рухнули, сделав существование героя бессмысленным.
Проблематика
В цикле «Петербургских повестей» именно финальное произведение «Шинель» исследователи выделяют как самое идейно-насыщенное.
Нравственная проблематика
Умелое художественное отображение общественных пороков — одна из главных черт творческого наследия Н. В. Гоголя. В произведении «Шинель» он показывает бездушность, бесчеловечность большинства людей, составляющих чиновничий класс. Их беспокоит продвижение по службе и собственная значимость. Они надменны в отношении тех, кто занимает более низкое положение. Равнодушие к проблемам, горестям и чаяниям окружающих — один из нравственных пороков, против которого «восстает» Гоголь.
Умение сострадать и сочувствовать необходимо человеку для жизни в обществе. Не случайно в повести звучат слова: «Я брат твой». Христианское мировоззрение Гоголя не подлежит сомнению, для него все люди братья. Он уверен, что каждый человек ценен как личность перед Творцом, а люди могут ошибаться в оценке ближнего, поэтому даже в самом неприметном, скромном члене общества нужно видеть прежде всего человека.
Социальная проблематика
Известная социальная проблема нищих и обездоленных, не имеющих возможности вырваться из своей нищеты, неизбежно встает в контексте повести, изображающей маленького человека. Ярко показано социальное расслоение, зависимость человека от его положения в иерархии. Акакий трудится честно и искренне любит свою работу. Но что он имеет взамен, кроме несчастных грошей, предлагаемых в качестве жалования, на которые он даже не может себе позволить нормально одеваться? Да, Башмачкин не стремится к большему, чем новая шинель, но ведь психологию человека определяет, в том числе, и социальная реальность. Невольно задумываешься, а может быть, это общество с его системой, порядками и стереотипами, сделали героя таким, указав на своё место, с которого он не смеет сдвинуться?
Формализм и бюрократизм государственных органов
На протяжении всего текста Гоголь очень тонко обличает особенности бюрократической системы, высказывает пренебрежение к департаментам. Автор изобличает власть «бумажки», которая захватывает и порабощает сознание людей. Неоднократно в тексте показан «формальный подход» должностных лиц к своим обязанностям, приверженность инструкциям и порядку, который зачастую идет вразрез с потребностями конкретного человека и представлениями о взаимопонимания и взаимопомощи.
Изображая бюрократизм в работе государственных и полицейских органов, Гоголь видит корень всех зол в человеческой натуре, склонной к нравственному падению. Состояние общества определятся не государственной властью, а людьми, его составляющими. Человеческая природа не меняется, и проблемы бюрократической системы, существовавшие во времена Гоголя, остаются актуальными до сих пор.
Судьба и справедливость
Проблема справедливости и превратности человеческой судьбы — вечные проблемы мировой литературы. Просматриваются они в «Шинели» Гоголя.
У каждого человека на этой земле свой путь и своё место, которое он занимает не случайно. Почему Башмачкин стал тем, кем он стал? Заслуженно ли он обречен влачить жалкое существование маленького человека? Да, он слабый неумеха, не способный на большее, чем переписывать текст, но справедливо ли отторгать его, оставляя на обочине жизни. Почему судьба столь неблагосклонна к нему? Гоголь заставляет задуматься, а за какие заслуги, например, «значительное лицо» занимает свою должность. Справедливо ли его положение? Достоин ли человек, не способный понять и помочь, не желающий взглянуть шире, чем приписано порядком, вообще назваться «значительным»
Проблема справедливости и возмездия также затрагивается в повести. Герой уходит из жизни, не не сделав в ней ничего значительного. Явление призрака и кража элементов верхней одежды, в том числе шинели, которой герой так и не смог обладать при жизни — это своего рода акт возмездия, миссия, которую автор возлагает на маленького человека. Вселяя страх и нарушая покой, призрак пугает людей, заставляя их задуматься о своей жизни, побуждает «значительное лицо» пересмотреть свои взгляды на жизнь и, тем самым, восстанавливает справедливость.
Глубокий смысл «Шинели»: другой взгляд в литературоведении
Чаще всего в повести Н. В. Гоголя «Шинель» видят обличение социального зла. Произведение вышло в 1842 году, и ряд критиков во главе с В. Г. Белинским восприняли повесть как острый социальный памфлет. Главный герой считался униженным и оскорблённым, жертвой несправедливой социальной системы, бюрократии и произвола.
Такое толкование вошло в советское литературоведение, в таком ключе трактовалась «Шинель» в школьном курсе русской литературы. Прошло тридцать лет, как не стало советской власти, но в российских школах по привычке продолжают говорить ученикам всё то же. Так понятнее, удобнее. Хотя в литературно-методических журналах есть немало публикаций с иной точкой зрения на великую повесть Гоголя. Но современные восьмиклассники по-прежнему жалеют Акакия Акакиевича как жертву несправедливой власти.
«Шинель» содержит более глубокий смысл. В ней иносказательно говорится о разрушении человеческой души, поддавшейся греховному соблазну.
Надо учитывать мировоззрение писателя, когда он писал повесть. В 40-е годы Гоголя особенно занимали религиозные вопросы. Доктор филологических наук В. А. Воропев в книге «Духовная биография Гоголя» отмечает, что писатель утруждал себя молитвенным правилом, по-монашески длинным, он штудировал святоотеческую литературу, читал жития, «Добротолюбие». Духовное делание, духовная борьба стали главным интересом его жизни. Могло ли это не отразиться в творчестве Гоголя? Ведь «каждый пишет, как он дышит» (Б. Окуджава).
Главный герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин жил почти идеальной жизнью до вторжения в неё идеи о пошиве новой шинели. Ничтожность его деятельности с точки зрения окружающих вовсе не была таковой с точки зрения автора. Герой его жил по-монашески, смиренно, довольствовался малым, безропотно сносил обиды. И. В. Трофимов в статье «Акакий Акакиевич каллиграф» говорит, что к своим должностным обязанностям он относился как к послушанию. Обязанности переписчика в монашеской среди считались почётным послушанием. Тем более ценилось искусство каллиграфии, которым по всей видимости владел герой. Его всепоглощающая любовь к своему делу говорит о даре художника-каллиграфа.
Именно этот путь был дан Акакию свыше. Потому он был в затруднении, когда ему поручили другую работу. Герой потерял себя, когда стал одержим идеей приобрести новую шинель.
Гоголь был убеждён «в божественном предназначении человека, он верил, что каждому свыше определён свой путь, сворачивать с которого — грех, ибо “прекрасное смирение — составляет первую красоту души”. Гоголевский герой поддаётся соблазнам внешнего мира. Казалось бы, дошинельный Акакий не от мира сего, и все события суетной жизни идут мимо, не занимая его внимания — “ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице”»
Многие исследователи сравнивают повесть с житием святого Акакия Синайского, который отличался кротостью, незлобием, претерпевал мороз, был молчалив, в роду его был башмачник. Герой Гоголя был почти святым, но однажды святость его дала трещину. Появилось материальное искушение — новая шинель. И не просто для тепла, но и с фасоном. Одни критики видят искусителя в Петровиче, который предстаёт перед читателем в чадном дыму с пугающим ногтем, другие видят его символику в генерале без лица на табакерке, поскольку дьявол безлик. В любом случае нечистый присутствует.
Начались метаморфозы c Акакием Акакиевичем. В глазах его появился блеск, он огляделся вокруг и увидел, чего ранее не замечал. Поглощённый мечтой о шинели, он вдруг сделал ошибку при переписывании, а такого с ним раньше ни при каких условиях не случалось. Девственный герой однажды пустился вдогонку за дамой. Потеряв драгоценную новую шинель, Башмачкин совершенно утратил былой покой и свою высшую радость от работы. Впервые он повысил голос на ближнего.
Когда несчастный слёг в предсмертной горячке, то бормотал в бреду только о шинели и «значительном лице». Он впервые разразился сквернословием — не осталось прежних кротости и смирения, нет и покаяния. В таком состоянии душа к Богу не восходит. И злобный дух Акакия мечется по ночному Петербургу, сдирая одежду со всех без разбору, пока не добрался до своего обидчика. Есть ли здесь акт справедливого возмездия? Гоголь показал путь человека утратившего духовную цельность, отошедшего от Бога и тем самым опустошённого. Такой человек взбунтовался. Что такое бунт людей, забывших Бога, хорошо известно из истории.
Гоголь видел, как его современники, образованные русские люди, отходят от Бога. Его место в их душах занимают карьера, деньги, комфорт. Писатель не мог оставаться равнодушным к этому явлению. В повести «Шинель» он дал портрет общества, забывшего Христа. Общество без Бога — вот главная тема произведения, а не бедный чиновник, ставший жертвой государственной машины.
Тест по повести «Шинель»
Экранизации
Повесть Гоголя «Шинель» может показаться совсем не кинематографичной, однако она нашла своё экранное воплощение уже очень давно. Знаменитый актер театра и кино Алексей Баталов, которого многие помнят как Гошу из фильма «Москва слезам не верит», в 1959 году попробовал себя на режиссерском поприще, выбрав для дебюта именно этот сюжет из наследия Николая Гоголя.
Роль Акакия Акакиевича Башмачкина в фильме Алексея Баталова «Шинель» сыграл Ролан Быков.
В 2019 году за экранизацию «Шинели» взялся Юрий Борисович Норштейн, режиссер мультфильма «Ёжик в тумане».