какую роль в становлении моральных качеств личности играет воспитание
Роль воспитания в моральном развитии личности
Моральное развитие является одной из важных сторон становления личности. Изучение морального развития невозможно без воспроизведения феноменов морального поведения в контролируемых условиях. Специально создаются ситуации, в которых дети могут поступать честно или нечестно (подделать результат или оставить его неизменным; сказать правду или солгать; присвоить чужие вещи или отдать их по назначению и т.п.).
Каждый из альтернативных поступков побуждается определенной системой мотивов. Поступок, противоречащий непосредственным интересам ребенка, побуждается одним или несколькими мотивами, которые делают его выгодным, приятным или удобным и которые иногда называют эгоистическими. Соблюдение нормы в этих условиях побуждается другими мотивами (моральными).
Для практики воспитания необходимо ответить на вопрос, почему у детей преобладает тот или иной тип мотивации. Зависимость между мотивацией и уровнем интеллекта, условиями семейного воспитания, эмоциональной устойчивостью, социально-экономическим статусом, участием в детских организациях и другими характеристиками играет большую роль в воспитании личности. Среди факторов, влияющих на моральную мотивацию, можно назвать убеждение в правильности норм и в необходимости следовать им.
Соблюдение норм связывается с неприятными переживаниями, вызванными наказанием за противоморальный поступок и сопутствующими обстоятельствами. Однако наказания за нарушение норм могут порождать агрессию и негативное отношение к последним. «Тактика лишения любви», выражающаяся в подчеркнутом игнорировании ребенка после проступка, отказе от общения с ним, заявлениях типа «мама не любит такого лживого ребенка» не приводит к выбору морального поведения. Не подтвердилась и возможность формирования морального поведения через наблюдение ребенком поведения других. Из трех демонстрировавшихся детям типов поведения – соблюдение нормы, ее нарушение с последующим наказанием, безнаказанное нарушение – только последний тип повлиял на их собственные действия. Он привел их к росту нарушений поведения.
Выражение родительского неудовольствия по поводу нарушения норм принципиально отличается от разных форм наказания (лишения развлечений и сладостей, физического наказания, прекращения общения и т.п.)- При наказании внимание ребенка сосредоточивается на отрицательных последствиях поступка для него самого. Если же взрослые, выразив свое неудовольствие и обратив внимание ребенка на проступок, указывают на последствия для других, они вызывают у ребенка сопереживание этим людям и показывают, что причиной зла были его действия. Тем самым ребенку открываются отрицательные последствия поступка для других. В основе переживаний лежит осознание чувства вины, которое актуализируется в аналогичной ситуации и является основой формирования моральных суждений.
Факторы, формирующие моральные суждения ( суждения о происхождении правил, о санкциях за нарушения норм и суждения о справедливости поступков и ответственности за них), включают в себя два типа отношений взрослого и ребенка. Первый тип – принуждение, при котором взрослый в одностороннем порядке предписывает ребенку правила поведения, следит за их выполнением и налагает санкции за нарушения. Ребенок должен строить свое поведение в соответствии с предъявляемыми требованиями и занимает пассивную роль. Второй тип отношений – кооперация, характеризуется активностью ребенка, который сам предъявляет требования к себе и другим, участвует в создании правил и в контроле за их выполнением.
Эволюция морального сознания ребенка зависит от когнитивного развития, так как ребенок проходит путь от эгоцентрического отношения к окружающим до выработки гибкой позиции, когда в своих суждениях он начинает опираться на свои критерии. Выделяются три уровня нравственного развития, каждый из которых имеет несколько стадий (Л. Колберг):
Пятая стадия: суждение о поступке основывается на уважении демократически принятого решения или на принципиальном уважении прав человека («Я должен исполнять эти законы, так как они установлены обществом»).
Шестая стадия: поступок классифицируется как правильный, если он продиктован совестью, независимо от его законности или мнения других людей («Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»).
В рамках данного подхода, автором которого является Л. Колберг, описано три типа переживаний, которые испытывает человек при нарушении моральных норм:
По мнению Л. Колберга, только переживания третьего типа свидетельствуют о собственно моральном развитии.
Л. Колберг и его последователи организовали экспериментальные занятия по нравственному воспитанию детей и подростков. Занятия были построены вокруг обсуждения гипотетических моральных дилемм. Результаты эксперимента показали, что моральным суждениям можно научить даже малолетних преступников. Ребенок, имеющий возможность рассматривать в безопасных условиях различные варианты решения ситуаций морального выбора, переходит на более высокий уровень морального развития.
В отечественной психологии моральное развитие как самостоятельная психологическая проблема начало привлекать внимание ученых не так давно. Изучение этого вопроса велось в контексте таких проблем, как становление качеств личности, усвоение правил поведения, проблема идеалов и их роли в воспитании (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Человека необходимо рассматривать как субъекта в связи с его деятельностью. Его онтогенетическое развитие психики тесно связано с овладением кристаллизованной в предметах человеческой культуры деятельностью. Возникновение первичных этических представлений есть процесс усвоения образцов поведения, связанных с их оценкой со стороны взрослых. В качестве образца могут выступать сверстники, дети более старшего возраста или знакомые взрослые, собирательные образы людей с определенными нравственными качествами. Следование образцам является одним из механизмов интериоризации внешних социальных требований, в том числе требований морали.
Важно понимание того, кто выступает в качестве образца на разных возрастных этапах. С возрастом значительно увеличивается роль сверстника как пример для подражания. Это объясняется легкостью сопоставления себя со сверстниками, пониманием того, что достижения сверстников доступны и самому субъекту, возможность получения от товарища конкретных советов, помощи и даже выполнение совместных действий в достижении намеченных целей по самовоспитанию. На этой идее построено волонтерское движение, в котором в случае затруднений дети обращаются за помощью не к взрослым, а к своим сверстникам.
Л.И. Божович выявила возрастную динамику изменения образцов поведения детей и особенности овладения ими этими образцами. Среди них обязательная реальная практика следования образцам, знакомство с моральными нормами лишь с опорой на уже сложившиеся у ребенка нравственные чувства и привычки.
В качестве показателя уровня морального развития выступает поведение ребенка в альтернативной этической ситуации. Противоречивость психического развития выражается в стремлении заслужить признание взрослого, являющееся мощным стимулом формирования многих положительных качеств, а при определенных условиях может спровоцировать детскую ложь.
Подведя итог рассмотрению вопроса о моральном развитии ребенка, назовем механизмы, благодаря которым происходит интериоризация норм и правил поведения.
Имитация – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения (будь то значимый взрослый или сверстник, учитель или герой художественного фильма). Важно то, что между ними возникли эмоционально значимые отношения.
Идентификация – усвоение чужих моделей поведения, установок, ценностей как своих собственных.
Чувство стыда – механизм запрета определенного поведения. Возникает при осознании того, что могут быть санкции, наказания за нарушения общепринятых норм поведения.
Чувство вины – механизм, лежащий в основе глубокого внутреннего переживания несоответствия поведения собственным представлениям о должном, правильном, принимаемом самой личностью.
Важным является также накопление собственного опыта, критическая переработка содержания культуры. М.Г. Битянова называет следующие механизмы перехода внешнего мира во внутренний:
Какие виды социальных норм существуют? Дайте характеристику каждому из них.
1.Экономические нормы основаны на представлениях людей о том, как можно получить прибыль и выгодно заключить сделку, организовать дело. А потому эти правила взаимоотношения людей основаны на критерии прибыльности.
2.Семейные нормы – правила взаимоотношений в семье. Они могут очень различаться. В одних семьях принято вежливо и учтиво разговаривать друг с другом, помогать по хозяйству, прислушиваться к мнению родителей. В других – стали нормой грубость, невнимание к детям, отсутствуют и семейные традиции.
3.Политические нормы создаются на основе правил взаимоотношений людей в политике. Им следует лидеры и члены политических партий, организаций, осуществляющих борьбу за власть либо решающих насущные проблемы страны. В конкретной организации могут создаваться свои уставы, где прописанные права и обязанности их членов. Соблюдение этих уставов строго обязательно.
4.Корпоративные нормы – правила общественных организаций для регулирования поведения тех, кто объединился с другими людьми по интересам, для решения конкретных задач.
5.Религиозные нормы – которые учили состраданию, доброте, супружеской верности. Они пояснили, что нельзя делать другим того, чего себе не желаешь, а к людям относиться так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
6.Нормы права – правила поведения, установленные и охраняемые государством. Они отличаются от других социальных норм формальной определенностью (записаны в качестве общеобязательных для всех, кто оказался в сфере их действия), наличием юридической ответственности за их неисполнение.
3. Откуда мы черпаем сведения о содержании социальных норм?
Давно доказано, что отступления от правил культуры поведения ведут к нарушениям отношений между людьми. Поэтому люди всегда стремились закрепить эти правила в письменной форме. Первым руководством по поведению была составленная в 1204 г. испанцем Петрусом Альфонсом «Дисциплина клерикалис». В Средние века появились многочисленные пособия, поучающие, как себя вести. Требования этикета были сложны, и в них могли разобраться только особые люди. Известная в России книга XVI в. «Домострой» учила «не красть, не лгать, не клеветать, не завидовать, не осуждать, не бражничать, не насмешничать, не помнить зла, не гневаться ни на кого»
4. В чем состоят особенности моральных норм? Как они взаимосвязаны с другими социальными нормами?
Все указанные социальные нормы имеют в своей основе нравственное начало и взаимосвязаны, таким образом, с нормами морали. Мораль проявляется в осмыслении противоположности добра и зла. Добро стремится к гармонии во внутреннем мире человека, в отношениях между людьми в обществе. Добро – это созидание, зло – это разрушение, оно нарушает нормы морали. Практика показывала, что человек, не делающий добра, живет ущербной жизнью. Напротив, добрые поступки уменьшают количество конфликтов, объединяют людей, помогая им избавиться от страдания. Во все века ценились преданность человека, его стремление к самосовершенствованию. Важную роль в разрешении любого конфликта играет вежливость. Она помогает достичь взаимопонимания между людьми, реализует принцип «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
5. Объясните содержание таких нравственных категорий, как долг, совесть, гуманизм. Какую роль они играют во взаимоотношениях между людьми?
Долг – это необходимость выполнения нравственных обязательств даже в ущерб своим интересам. Человек, обладающий развитым чувством долга, отличается способностью к самопожертвованию в пользу других людей.
Совесть – это способность соотнесения своих поступков с общепринятым нормами морали. Совестливый человек никогда не сделает зла другим людям, не совершит подлый поступок.
Гуманизм – это признание человека как личности и его блага высшей ценности. На основе моральных принципов возникает любовь, дружба, т.е. те качества, которые объединяют людей.
6. Какую роль в становлении моральных качеств личности играет воспитание?
Воспитание играет главную роль в становлении моральных качеств. Смотря в какой семье вырос человек таким он и будет. Ребенок отчасти копирует поведение своих родителей и от поведения складываются моральные принципы.
7. Какие функции выполняет мораль?
Мораль выполняет несколько функций:
1.Оценочную – рассмотрение поступков людей с точки зрения добра и зла. Внешняя форма выражения оценки может проявляться в одобрении или неодобрении, согласии или несогласии, похвале или порицании и т.д.;
2.Регулятивную – установление норм, принципов, правил поведения. В отличие от других норм мораль имеет ряд особенностей: ее правила не закреплены ни в каких документах, нет органов, осуществляющих их защиту. Выполнение норм морали в большей степени связано с внутренним убеждением человека в правильности или неправильности своих поступков;
3.Контрольную – контроль над выполнением норм со стороны общества (общественное осуждение) и самоконтроль со стороны личности;
4.Воспитательную – формирование устойчивых моральных принципов личности. Морально – нравственное воспитание основывается на опыте предшествующих поколений, вбирая в себя из него все лучшее;
5.Интегрирующую– поддержание целостности духовного мира человека, морально-нравственной основы всего общества.
8. Охарактеризуйте принципы морали. Приведите примеры их проявления.
Принципами морали являются:
1.Гуманизм – признание человека как личность и его блага, прав и свобод высшей ценностью. В основе гуманизма лежит убеждение в безграничной способности человека к самосовершенствованию, праве человека на счастье, свободу, защиту своего достоинства;
2.Милосердие – готовность помочь каждому нуждающемуся. Милосердие проявляется как в пассивном сострадании (переживание чужого горя), так и в стремлении оказать реальную помощь. Милосердие не должно исчезнуть из жизни общества, так как независимо от уровня его развития останутся такие негативные для человека актёры, как старость, болезни, одиночество;
3.Равенство – отношение внутри общества: люди имеют равные права и возможности в реализации своих способностей и удовлетворении потребностей независимо от условий жизни, материального и общественного положения;
4.Альтруизм – бескорыстное служение людям и готовность к самоотречению во имя их блага. Противоположность альтруизма является эгоизм – убеждение и поведение человека, полностью сориентированные на удовлетворение исключительно собственных потребностей, иногда даже в ущерб интересам других людей;
5.Справедливость – принцип, означающий степень распределения материальных и нематериальных благ между людьми, соотношение добра и зла как в обществе в целом, так и применительно к конкретному случаю. Понимание, то, что считается справедливым или несправедливости может быть неоднократным внутри общества. Например, то, что считается справедливым у одной социальной группы, может толковаться как несправедливое у другой.
Узнаем какую роль в становлении личности играет общество (кратко)
Роль воспитания в жизни человека
Когда мы видим грубого человека, большинству из нас обычно хочется сказать о нем, то, что он невоспитанный. При этом, подразумеваем, что в становлении человека как личности, чуть ли не единственную роль, играет воспитание. И этот момент я бы хотел разобрать. Во-первых, для начала стоило бы обозначить разницу, между действительными личностными качествами конкретного человека и его жизненными ориентирами на данный момент. Последние с течением времени и в зависимости от обстановки, у одного и того же индивидуума могут поворачиваться, без преувеличения, на 180 градусов. История знает массу примеров, когда разбойники становились праведниками, отъявленный бандит превращался в ярого поборника правды и справедливости. Хватает случаев и обратных метаморфоз. Сам я никогда не был сторонником того, что в чьих-то личностных качествах воспитание играет главную роль. На мое счастье, или несчастье, не знаю, чего я больше в жизни от этого получил, природа наделила меня любознательностью и способностью анализировать увиденное. Так уж вышло, что вся жизнь, особенно, детство и юность, состояли у меня из сплошных перемен. К 20-ти годам я повоспитывался в трех детсадах, проучился в пяти школах, пролежал 12 раз в больницах по самым разным поводам, имел уже четвертое место работы и даже успел жениться и развестись. Это я к чему? Да к тому. что материала для наблюдений и выводов, у меня было просто завались. Причем, все из первых рук. Хотя и прочитано за детские и юношеские годы было достаточно. Собрания сочинений чуть ли не всех известных писателей, не считая попадавшихся время от времени отдельных книжек. Но, я отвлекся. Еще в детском саду мое внимание обратил на себя тот факт, что одни дети добрые, вдумчивые, участливые и бескорыстные, а другие, ехидные, безжалостные, грубые и драчливые. И что примечательно, те, кого я знал с самого раннего детства, за десятилетия совершенно не изменились. Когда мне о ком-то говорят, что он стал другим, то я отвечаю примерно так. Значит, или ты его толком не знал раньше, или сейчас не понял, или человек поменял свои жизненные ориентиры, что и заставило его изменить модель поведения. Но стать другим стать, никто не может, в принципе. Все мои жизненные наблюдения за десятками и десятками людей в течении жизни, обязывают меня сделать вывод, каким человек родился, таким его и закопают. Изменил поведение по отношению к кому-либо, или изменил свои взгляды на определенные вещи, это совсем не значит, что стал другим. Пример из моей жизни. В разное время в разных местах, выходило так, что определенные люди находились у меня в подчинении. И хотя мне в жизни везло на хороших учителей, и один из них не раз предупреждал меня, что с подчиненными нельзя быть на короткой ноге, чтобы потом не кусать локти, я, оставаясь самим собой, продолжал общаться с ними, как с равными. Долго ли, коротко ли, к своему огорчению, начал убеждаться в том, что предостережения моего старшего товарища вовсе не с пустого места взяты. Раз за разом приходилось констатировать, что те, кто фактически, без меня мало что мог, начинали лезть мне на голову. Я стал анализировать, за что получаю такую благодарность? Вот тогда слишком разоткровенничался, признался в своих слабостях, в другой раз, пропустил мимо ушей издевку, или колкость, ну а теперь, получаю, что заслужил. Приходилось резко менять политику отношений, надо сказать, что стоит проявить твердость, как отношения достаточно быстро переходят в нужное русло. Никаких шуток, разговоры только по делу, минимальный контакт. Все, несколько дней и на тебя уже смотрят, и воспринимают тебя, по-другому. И вот зачем я привел этот пример. В глазах подчиненных мне людей я стал другим, но ведь в сущности я остался прежним. Вроде бы кощунственно сравнивать людей с животными, но иногда просто напрашивается аналогия. Ко всем собакам мы ведь не можем относиться одинаково. Нет, можем, если не боимся за это поплатиться. Если одна псина позволяет потрепать себя за ухо, то с другой такая фамильярность не пройдет, с одной лучше по доброму, а с другой нужна строгость. Собственно говоря, в общении с гомо сапиенсами, та же история. Большинство людей, доброту, подсознательно принимают за слабость, и учитывать это приходится. Если вы видите, что кто-то стал другим, то, скорее всего, он просто изменил свое отношение к некоторым вещам. Может быть, решил, что добрым быть невыгодно и пробует стать злым. Если он добрый по натуре, то это у него временно. Для понимания различия между личностными качествами и жизненными приоритетами (первые постоянны, вторые преходящи), возьмем разные общества. Мы все, примерно, представляем, разницу в мировоззрениях школьной группы ребят из отличников-хорошистов и ватаги разбитных двоечников-троечников. Эта сравнение мне очень близко, потому как, сам я, временами примыкал то к тем. то к другим. И еще, мне понятно, что можно, оставаясь, тем же человеком, совершать, разнесенные во времени, диаметрально-противоположные, в отношении морали, поступки. Я например, одни свои действия вспоминаю с теплом, потому что это был я, а вот за другие мне стыдно. Потому что, это тоже был я, но ненастоящий, а прогнувшийся под давлением обстоятельств, под влиянием глупых примеров временных авторитетов и ложных жизненных ориентиров. И все же, может ли дать что-то человеку то, что называют воспитанием? Собственно, неважно кем, родителями, школой, улицей, армией, зоной, в конце концов. Воспитание может нам дать только понимание того, что общество считает правильным, а что нет. Но, тут, опять же, смотря, какое общество. Ведь мораль, это, всего лишь, гласные и негласные договоренности больших групп людей. То, что считалось, к примеру, вполне себе моральным в гитлеровской Германии, позже стало неприемлемым априори и даже уголовно наказуемым, в разных странах, включая саму Германию. А в нашей современной Украине идеи нацизма становятся снова моральными. Разве мало людей, которые недавно считали того же Бандеру фашистским прихвостнем и отбросом, теперь на него молятся, томно закатывая глаза? Да тысячи, если уже не миллионы. Но, теперь давайте представим, что в Украине, наконец-то, к власти пришли люди вменяемые, что мы увидим? А увидим мы, как те, кто сейчас позиционирует себя нацистом, станут открещиваться, как от своих слов, так и от действий. Причем. делать они это будут, совершенно искренне. Так же искренне, как сейчас верят в тот белогорячечный бред, который несут с площадей и экранов. Вот и скажите мне, кто этих людей так воспитал? Вы говорите, воспитание, всему голова. Для подавляющей массы людей, всему голова, телевизор. И перевоспитывается, (читай — перепрограммируется), эта биомасса за пару недель просмотра определенных телепередач.
Ответь на вопросы пожалуйста ))
Что такое социальные нормы?
Социальные нормы представляют собой общепринятые нормы поведения человека в обществе.
Задача социальных норм заключается в том, чтобы отдельные интересы человека не причиняли вреда другим людям в обществе.
Как они образуются?
Деятельность людей, опыт, который сложился в результате истории – все это формирует социальные нормы. Если нормы права формируются государством, то социальные нормы формируются обществом, которое руководствуется собственным «жизненным опытом».
Какие виды социальных норм существуют? дайте характеристику каждому из них
Существуют такие социальные нормы: нормы права (общеобязательные и формально определенные правила, которые охраняет государство), нормы морали (правила поведения, представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге и чести), религиозные нормы (нормы из священных писаний, заповеди), корпоративные нормы (нормы из уставов и документов организаций, и которые действуют в пределах этих организаций), обычаи/традиции/ритуалы/обряды и так далее (сложились исторически и принадлежат отдельной культуре, народу)
Откуда мы черпаем сведения о содержании социальных норм?
О содержании норм права мы черпаем из соответствующих законов, содержание норм морали нам подсказали наши родители и общество в рамках социализации, об обычаях и традициях мы узнали из книг по истории и от общества, в котором живем. То есть сведения о содержании социальных норм мы узнаем в процессе взаимодействия с этим обществом. Мы черпаем сведения из устных, письменных источников.
В чем состоят особенности социальных норм? Как они взаимосвязаны с другими социальными нормами?
Особенность социальных норм заключается в том, что эти нормы придумало само общество в рамках своей деятельности, и дальше в своей деятельность общество и соблюдает эти нормы.
Объясните содержание таких нравственных категорий, как долг, совесть, гуманизм? Какую роль они играют во взаимоотношениях между людьми?
Долг – внутреннее обязательство.
Совесть – способность личности формулировать нравственные обязанности.
Гуманизм – любовь к человеку.
Совесть, долг и гуманизм заставляют человека соблюдать социальные нормы. Долг говорит человеку, что он обязан выполнять эти нормы, а совесть «съест» человека, если он не выполнит, а гуманизм подталкивает человека соблюдать социальные нормы из-за уважения.
Какую роль в становлении моральных качеств личности играет воспитание?
Воспитание играет очень важную роль в становлении моральных качеств личности, потому что в процессе воспитания родители прививают своему ребенку качества, определенные установки и образы поведения, которые садятся в голову ребенку даже бессознательно и потом сопровождают его всю жизнь. Воспитание – часть первичного процесса социализации, и именно здесь человек устаивает все, что потом составляет его основу.
Вспомните произведения литературы, народного творчества, где описывается борьба добра и зла. Чем заканчиваются эти произведения? Почему победа в них оканчивается на стороне добра?
Почти во всех детских сказках добро борется со злом – Настенька борется с матчихой и сводной сестрой, и Морозко одаривает подарками добрую сторону или волк съел Красную Шапочку, а охотники в итоге распороли ему брюхо. То есть большинство произведений заканчиваются победой добра, потому что есть такой моральный идеал. Считается, что за добром правда, потому он и должен победить.
Возраст и становление личности — ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «возраст», «периодизация развития личности», «персонализация», «адаптация», «интеграция», «рефлексия», «универсализация», «интенциальность»; ознакомить с периодами развития личности; проанализировать процесс становления личности; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок лабораторного типа.
I. Организационный момент
Л. Н. Толстой в известном рассказе «Смерть Ивана Ильича» описал кризис, связанный с мучительным для личности подведением итогов жизни. Иван Ильич Головин, будучи смертельно болен, «стал перебирать в воображении лучшие минуты своей приятной жизни. Но — странное дело — все эти лучшие минуты приятной жизни казались теперь не тем, чем казались они тогда. Все, кроме первых воспоминаний детства. И чем дальше от детства, чем ближе к настоящему, тем ничтожнее и сомнительнее были радости. …И эта мертвая служба, и эти заботы о деньгах, и так год, и два, и десять, и двадцать — и все то же. И что дальше, то мертвее. Точно равномерно я шел в гору, воображая, что иду на гору. Так и было. В общественном мнении я шел в гору, и ровно настолько из-под меня уходила жизнь… Ужаснее его физических страданий были его нравственные страдания, и в этом было его главное мучение. Нравственные его страдания состояли в том, что… ему вдруг пришло в голову: а что, как и в самом деле вся моя жизнь, сознательная жизнь, была “не то”».
— Как вы думаете, история Ивана Ильича является частным случаем или общей закономерностью? Где, на каком этапе жизни, он изменил себе, выбрал неверный пункт? Какие этапы становления личности проходит человек на пути к личности?
Исследуем эти вопросы.
Тема урока: «Возраст и становление личности». Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Периодизация развития личности.
2. Возраст и становление внутреннего мира.
Сегодня мы будем размышлять над следующими вопросами:
— В чем состоят особенности подросткового возраста?
— Какие виды деятельности играют решающую роль в каждый период жизни человека?
Л. Г. Выготский определил возраст как относительно замкнутый период развития человека, имеющий собственное содержание и динамику. Помимо этого, для каждого человека важную роль играет субъективное отражение времени в масштабе значимых событий в жизни человека. Такое время называется психологическим временем личности.
Психологическое время включает в себя:
• ситуативное время (отражает восприятие и переживание временных интервалов);
• биографическое время (охватывает жизнь индивида в целом, включая как значимые, так и в равной степени незначимые события);
• историческое время (включает события, которые были до его жизни, и те, которые будут после его смерти);
• социальное время (связано с усвоением отдельным индивидом практической деятельности, социального опыта, оно фиксирует этапы социализации личности).
Давайте исследуем эти этапы.
1. Периодизация развития личности.
— Как вы думаете, что имел в виду писатель Н.А. Островский, произнося свою знаменитую фразу: «Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»?
— Итак, многие люди считают, что критерием периодизации психического развития личности является не всякая деятельность, а ведущая деятельность, содержание и форма которой зависят от конкретно-исторических условий развития личности.
Работая с п. 1 § 29, охарактеризуйте основные этапы развития личности, разработанные в 70-х гг. XX века, заполните таблицу.
Периодизация развития личности
Периоды | Сущность |
Ребенок — общественный взрослый | Условно взрослый помогает ребенку осваивать тот или иной вид деятельности. • непосредственно-эмоциональное общение младенца (0-1 год); • ролевая игра (3-7 лет); • интимно-личностное общение подростков (11-14 лет) |
Ребенок — общественный предмет | Эти виды деятельности направлены на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами и эталоны, выделяющие в предметах различные значимые стороны. • предметно-манипулятивная деятельность (1-3 года); • учебная деятельность (7-10 лет); • учебно-профессиональная деятельность (14-17 лет) — Что показывает схема на с. 303 учебника? — Сделайте общий вывод по первой модели периодизации развития личности. Таким образом, первая модель объясняет процесс развития личности как постепенного усложнения мотивационно-потребностной сферы и постепенного усложнения различных видов предметной деятельности, которые должен освоить человек в процессе своего становления. — На каком принципе основана вторая модель периодизации развития личности? — Представьте ее в виде схемы. Деятельность индивида ориентирована на поиск способов и средств для удовлетворения потребности быть личностью Человек проходит три фазы своего становления как личность: • Адаптация — предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. • Индивидуализация — порождается противоречием, что индивид не стал таким, как все в группе, и тем, что не удовлетворены его потребности в индивидуальном своеобразии. Поведение индивида направлено на поиск способов и средств для обозначения своей индивидуальности. • Интеграция — порождена противоречиями между стремлением быть личностью и одобрением лишь тех индивидуальных особенностей человека, которые соответствуют ценностям конкретной общности и способствуют успеху совместной деятельности. — Как меняется ведущая деятельность в процессе развития личности? — Какая из предложенных моделей периодизации вам кажется более справедливой? Почему? 2. Возраст и становление внутреннего мира — Как же соотносятся между собой возраст и становление внутреннего мира человека? Исследуем это вопрос. — Прочитайте п. 2 § 29. — Каким образом некоторые специалисты пришли к выводу о взаимозависимости возраста и становления внутреннего мира человека? — Составьте модель взросления, основанную на данном подходе. Ступени развития внутреннего мира личности Ступень «оживления»(от рождения до 1 года) — зарождение жизни индивида в его единстве с жизнью матери — событие. На этом уровне ребенок начинает различать окружающий мир и свои ощущения мира. Ступень «одушевления» (от 1 до 6 лет) — освоение прямохождения и речи. Зарождается самостоятельность. Ступень «персонализации» (от 7 до 18 лет) — формирование содержательных представлений о себе (самооценка, «Я-образ»). Становление собственно личности. Самопознание. Ступень «индивидуализации» (от 20 до 40 лет) — начинается процесс духовного саморазвития. Человек становится подлинным автором своей жизни, несет персональную ответственность за поступки и взгляды. Ступень «универсализации» (от 45 до 65 лет и более) — этап зрелости. Человек максимально свободен в проявлениях, обладает развитым внутренним миром, предельной ответственностью за свои деяния и за сам мир — Проследите цепочку рассуждений зарубежных авторов, утверждающих, что умственное развитие личности тесно связано с нравственным развитием. Попробуйте показать это графически: Периодизация нравственного сознания личности Эгоистические мотивы поведения ——-► Мотивы поведения, основанные на совести и справедливости — Как ряд исследователей рассматривают вопрос о том, что можно считать высшим уровнем развития личности? — Существует ли прямая и однозначная связь между возрастом и личным развитием личности? — В каком случае, по мнению К. Роджерса, личность будет развиваться гармонично? — Раскройте содержание теории интенциональности. — Как вы относитесь к такой теории? Охарактеризуйте ее этапы, опираясь на схему, представленную на с. 307 учебника. — Какую роль в развитии личности играют возрастные кризисы? Выучите § 29, выполните задания. А так ли хорошо?Так какую роль в становлении личности играет общество, согласно другой теории по данному вопросу? Давайте попробуем разобраться. Дело все в том, что с развитием человека окружение его постоянно менялось, меняется и будет меняться. Правда, в современном мире «окружающая среда» все больше и больше катится по наклонной. Большинство моральных ценностей попросту уже стерто. Так, многие забывают о том, какие знания и представления о духовном и моральном должен получать ребенок. Так что если малыш с детства находится в аморальном обществе, то и его взгляды на жизнь будут искажены. Они также сформируются вопреки всеобщим — нормальным — принципам жизни. Так что не всегда общество хорошо влияет на развитие. Порой оно способно превратить людей в серую массу, в самое настоящее стадо. Таким образом, не стоит отдавать еще не сформировавшегося человека на «растерзание» его окружению. Для правильного развития стоит держать его в «правильном» коллективе. В таком, где все еще есть понятия морали и принципов. Теперь давайте поговорим с вами о том, когда человек получает базовые знания для того, чтобы сформировать в себе личность. ДетствоИтак, какова роль детства в становлении личности человека? Как нетрудно догадаться, в этом процессе как раз-таки детский возраст и играет ключевую роль. Все дело в том, что, рождаясь, малыш еще не имеет никаких представлений о жизни. Их он получает от родителей и тех, кто его окружает. Так что все взгляды на жизнь у ребенка формируются именно в детском возрасте. В этот же период формируется характер, крепнет психика. Если что-то пойдет не так в ходе воспитания, то это может оставить неизгладимый след на дальнейшей жизни малыша. Так, следует особе внимание уделять коллективу и сотрудникам образовательных учреждений, отправляя ребенка в школу или детский сад. Плохая компания или нехорошее отношение могут попросту загубить личность в маленьком человеке. § 29. Биологические и социальные факторы эволюции человекаВспомните: • Каковы факторы биологической эволюции? Ответ. Биологические факторы, или движущие силы эволюции, являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. К ним относят наследственную изменчивость и естественный отбор. Роль биологических факторов в эволюции человека была раскрыта Ч. Дарвином. Эти факторы сыграли большую роль в эволюции человека, особенно на ранних этапах его становления. У человека возникают наследственные изменения, которые определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью). Вопросы после § 29 • Какой фактор являются решающим в становлении вида Homo Sapiens? Ответ. Решающим фактором в становлении человека является социальный. К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896). Этим факторам принадлежала ведущая роль на более поздних этапах становления человека. Важнейший фактор эволюции человека — труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство). Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами. Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. В течение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с наследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенно сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних конечностей. Прямохождение привело к высвобождению руки. Сначала рука могла выполнять лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, стала выполнять сложные действия. Таким образом, рука является не только органом труда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливать примитивные орудия труда. Это дало ему значительные преимущества в борьбе за существование. Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами. Общение способствовало развитию второй сигнальной системы — общению при помощи слов. Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельными звуками. В результате мутаций и естественного отбора шло преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи. Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течение длительного времени в результате взаимодействия биологических и социальных факторов осуществлялась эволюция человека. Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способность к трудовой деятельности, речь и мышление развиваются только в процессе воспитания и образования. Поэтому при длительной изоляции ребенка у него не развиваются совсем или развиваются очень плохо речь, мышление, приспособленность к жизни в обществе. • Какие сообщества древних людей имели больше шансов сохраниться в процессе отбора? Ответ. Сообщества древних людей подвергались групповому отбору, благоприятствовавшему сохранению тех коллективов, в которых преобладали более развитые в социальном отношении индивиды. Это выражалось в совершенствовании тормозных механизмов мозга, позволяющих снизить взаимную агрессивность, а также в развитии свойств, способствовавших обогащению знаний на основе своего и чужого опыта. Важнейшей чертой человеческого общества является наличие фонда социальной и культурной информации, биологически не наследуемой и передающейся из поколения в поколение посредством обучения (а на более поздних этапах развития общества кодируемой письменно) и в форме созданных предыдущими поколениями орудий труда и других материальных и духовных ценностей. Рост и развитие этого социального фонда постепенно уменьшали зависимость человека от природы, что не смогло не привести к существенным изменениям самого характера эволюционных преобразований человека. Для любой человеческой популяции фонд материальной культуры, накопленный предшествующими поколениями, является важнейшей частью среды обитания. Естественный отбор приспосабливал человеческие коллективы к этой их специфической среде — отбор в пользу индивидов, более способных к обучению и трудовой деятельности, и групповой отбор в пользу коллективов, в которых преобладали индивиды с более развитым социальным поведением. • Почему социальные факторы играют ведущую роль в становлении современного человека? Ответ. К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896). Этим факторам принадлежала ведущая роль на более поздних этапах становления человека. Важнейший фактор эволюции человека — труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство). Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека. Важным изменением в эволюции человека было прямохождение. В течение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с наследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенно сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних конечностей. Прямохождение привело к высвобождению руки. Сначала рука могла выполнять лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, стала выполнять сложные действия. Таким образом, рука является не только органом труда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливать примитивные орудия труда. Это дало ему значительные преимущества в борьбе за существование. Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами. Общение способствовало развитию второй сигнальной системы — общению при помощи слов. Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельными звуками. В результате мутаций и естественного отбора шло преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи. Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течение длительного времени в результате взаимодействия биологических и социальных факторов осуществлялась эволюция человека. Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способность к трудовой деятельности, речь и мышление развиваются только в процессе воспитания и образования. Поэтому при длительной изоляции ребенка у него не развиваются совсем или развиваются очень плохо речь, мышление, приспособленность к жизни в обществе.
|