какую роль в сохранении античного культурного наследия играли монастыри
Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 2
ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Вопросы в тексте параграфа
Когда и кем в Римской империи был издан указ о свободе христианского вероисповедания? Каково происхождение и значение слов «епископ», «папа римский»?
Христиане всего мира почитают императора Константина как первого христианского императора, прекратившего гонения на христиан. Однако император Константин не был первым императором, кто прекратил гонения на христиан. За два года до Миланского эдикта Константина, дающего свободу вообще любого вероисповедания, а не только христианского, императором Галерием был подписан Никомедийский эдикт терпимости (311 год), прекращавший все гонения на христианскую религию. Из этого эдикта следовало, что христиане могут открыто исповедовать свою религию при условии, что они должны молить своего Бога о процветании и благополучии Римского государства. Сразу после приятия этого эдикта все находившиеся в тюрьмах христиане были освобождены. При этом христианские авторы обличают Галерия как одного из главных гонителей христиан. Считается, что к концу своей жизни император Галерий изменил свое отношение к христианству, поскольку понял, что гонения на христиан потерпели неудачу. Христиане не только не исчезли, но и укрепились в своей вере, что наносило ущерб национальному единству и гармонии. Кроме того, страдания отдельных христиан не вызывали восторга у языческого населения.
Таким образом, Константин лишь продолжил дело, начатое императором Галерием, подписав Миланский эдикт в 313 году. Кстати, этот эдикт был принят также и еще одним императором — Лицинием. Миланский эдикт не придавал официального государственного статуса какой-либо религии. В соответствии с Миланским эдиктом все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделял христиан и предусматривал возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений.
Епископ — священнослужитель в христианской церкви. Само слово «епископ» имеет древнегреческие корни и означает «надзирающий, надсматривающий». В христианских общинах это слово имело вполне конкретное значение – так называли главу христианской общины в поселении.
Папа Римский – термин, обозначающий епископа, главу христианской общины в Риме. Епископов нередко называли словом «Папа», что означало, что он имеет право благословлять. А поскольку главный епископ находился в Риме, то его стали именовать папой Римским. Сегодня папа римский является главой католической церкви.
Обобщение информации параграфа
1. Докажите, что союз короля и христианской церкви был взаимно выгоден.
Во все времена и во всех странах государственная и религиозная власть шли рука об руку. И так уж было принято, что государство владеет людьми, а религия – умами этих людей. Если церковь, как представитель религиозного течения, находится в согласии со светскими властями, то они могут взаимовыгодно сотрудничать, помогая друг другу. Чем выгоден такой союз? Поскольку церковь владеет умами людей, а мы знаем, что чем меньше население образовано, тем большее влияние на него оказывает церковь, она может быть использована для управления этим самым населением. Проще говоря, церковь может помочь «держать народ в узде», доказывая богоугодность государственной власти, а в сложные моменты истории церковь способна сплотить народ. Примеры такого сплочения можно найти в истории любого государства, а особенно нашего. Для церкви же государственная поддержка тоже крайне важна. Несмотря на различные догматы о нестяжательстве, бедности, отречению от всего мирского, «божьим людям» тоже нужно что-то есть, где-то жить и желательно жить хорошо. Церковь не может существовать без поддержки государства. Именно государственный аппарат и правители обеспечивали церковь землями, зависимыми крестьянами, богатыми дарами и прочим, что позволяло церкви увеличивать свое влияние на умы людей. Получается, что без взаимной поддержки успешно не может существовать ни церковь, ни государство.
2. Чем различались по положению и образу жизни служители церкви, относившиеся к чёрному и белому духовенству?
Традиционно служители церкви делятся на белое и черное духовенство. В первую категорию входят те священники, которые не брали на себя монашеский обет, во вторую — взявшие его. Принятие обета происходит в момент пострижения в монахи. До принятия духовного сана человек должен принять решение, кем он хочет быть: священником (им дозволено иметь жену) или монахом. Белое духовенство наиболее приближено к мирской жизни и руководит духовной жизнью своей паствы. Черное же духовенство старается оградить себя от мирской жизни, монахи отказывались от личного имущества и семьи, давали обет жить в бедности и трудах, посвятив себя лишь служению Богу.
3. На основании текста и иллюстраций составьте план рассказа о средневековых рукописных книгах и предложите своему однокласснику сделать по этому плану сообщение.
4. Какую роль в сохранении античного культурного наследия играли монастыри?
В Европе долгое время письмом владели лишь служители церкви. Монахи в монастырских скрипториях занимались переписыванием книг и рукописей с работами известных богословов и античных мыслителей. Благодаря труду монахов, до наших дней дошли многие произведения античных поэтов и философов.
5. Чему учили в соборных школах? Как происходило обучение?
В соборных школах не было деления по классам или возрастам. Обучение велось на латинском языке. Ученики изучали «семь свободных искусств»: чтение и письмо на латыни, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Только после изучения этих наук слушатели соборных школ могли начинать изучать богословие.
1. Сохранилось предание о том, что во время обряда принятия христианства Хлодвигом священник сказал: «Твоё крещение — наша победа». Объясните смысл этих слов. Как вы считаете, прав ли был служитель церкви?
В лице Хлодвига христианская церковь нашла то, чего ей не хватало для расширения собственного могущества – поддержку мощного государства. Обращение Хлодвига в христианство сделало его не только союзником папы римского, но и защитником христианской веры от язычества. Кроме того, поддержка правителей франков дало папе римскому земли, богатства, зависимых крестьян и политическое влияние во всех новых государствах Западной Европы.
2. Почему религия, церковь в раннее Средневековье обладала огромной властью над умами людей?
После падения в 476 г. Западной Римской империи духовный авторитет церкви в христианском мире неизмеримо возрастает, так как императорская власть полностью утрачивает влияние на Рим, а установившие власть в Риме германцы-остготы не стремились вмешиваться в церковные дела. В этот период папы как наиболее авторитетные в городе лица фактически сосредоточили в своих руках не только церковную, но и светскую власть.
Религия всегда занимала одно из главных мест в мировоззрении древнего и средневекового человека. Поэтом в период падения империи и неустойчивости светской власти все большее влияние начинает приобретать религия, поскольку она может дать ответы (хотя и своеобразные) на все вопросы. В Риме вся общественная и культурная жизнь людей выстраивается с опорой на христианские идеалы. Всех людей объединяет одна фундаментальная ценность – служение Богу и спасение своей души. Церковь, получив такой подарок, уже не упустила его, получив поддержку правителя франков и обеспечив свою материальную базу для распространения христианства и укрепления власти церкви.
3. Какие перемены произошли в христианской церкви раннего Средневековья по сравнению с Античностью?
В период своего рождения христианская религия была гонимой. Представителям христианской церкви нужно было не только проповедовать, но и скрываться, терпеть лишения и страдания. Античная церковь не обладала богатствами, землями, зависимыми крестьянами и не стремилась к укреплению своего политического значения. Церковь же Средневековья стала серьезной организацией, претендующей не только на религиозное главенство, но и на политическое влияние. Взаимная поддержка церкви и государственной власти принесло церкви огромные земли, богатство, влияние, а также еще большие амбиции.
4. Чем отличается средневековая школа от той, в которой вы учитесь? Выделите сами линии для сравнения. В какой школе вам хотелось бы учиться? Почему?
Средневековая школа занималась подготовкой нужных церкви специалистов, а не образованием. В средневековой школе людей не учили думать, не учили самостоятельно работать с информацией. В современной же школе мы имеем возможность научиться самостоятельно мыслить, а не только заучивать церковные тексты и догматы.
5. Церковь обычно осуждала взимание платы за обучение. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с такой позицией относительно нашего времени? Аргументируйте свой ответ.
Христианская церковь в Западной Европе совершенно не ставила перед собой задачи повышения уровня образования народных масс, это противоречило ее принципам и ставило под угрозу господство церкви. Тем не менее церковь в Средние века стала единственным образовательным центром в Западной Европе. Организуя соборные школы, церковь решала несколько задач: подготовка священников для проповедования церковной догматики, воспитание и передача обучающимся угодного для церкви мировоззрения. В церкви прекрасно понимали, что в школах они должны воспитать религиозную и политическую элиту, верных борцов с ересью, а в крайнем случае – добрых и преданных прихожан. Естественно, взимание платы за такое обучение было бы неправильным.
Я могу понять такие стремления церкви, но не могу одобрить их с позиции нашего времени. Образование предполагает всесторонне обучение и воспитание у обучающегося принципов самостоятельного поиска и обработки информации. Образованный человек умеет работать с информацией и делать собственные выводы, руководствуясь лишь свободой выбора. Средневековая церковь занималась лишь подготовкой «элиты» с нужными ей умениями и качествами. Такое вмешательство в образовательный процесс я считаю вредным.
6. Во всех странах Западной Европы, принявших христианство, богослужение велось на латинском языке. Подумайте, какие последствия могли быть у этого явления.
Почему в качестве языка богослужения в странах Западной Европы применялся и применяется мертвый язык – латынь? Этому есть несколько объяснений.
Во-первых, западноевропейская церковь сохранила мертвый латинский язык в качестве языка богослужения в память о распространении христианского учения в Риме. Мертвый язык также позволял гарантировать неизменность текста службы. Мертвый язык в отличие от живого не меняется. Во-вторых, считалось, что молитва обращена к Богу, а не присутствующим во время мессы прихожанам. Верующим вообще не обязательно слушать и понимать, что говорит священник. В-третьих, язык богослужения должен придавать богослужению торжественный и даже в какой-то степени сакральный характер, отделяющий его от повседневной жизни. Тут в принципе не уместен народный язык. Таинство богослужения не должно быть слишком доступным. В-четвертых, использование латинского языка позволяет служить одну мессу для верующих разных национальностей, в то время как использование живых языков повлекло бы в многонациональных местностях споры, на каком языке служить.
Есть еще много причин для сохранения неизменного языка для богослужения. Кстати, это касается не только богослужения в Западной Европе — в современных православных церквях в России богослужение тоже ведется не на русском языке, а на старославянском.
Теперь обратимся к последствиям у этого явления. Уже в средние века в государствах Западной Европы латынь была мертвым языком. Все государства разговаривали на так называемой «варварской латыни», которая была смесью латыни и языков различных германских племен, захвативших власть на территории Западной Европы. Эти языки, каждый из которых имел собственные особенности, и латынь с течением времени все больше отдалялись друг от друга, и настал момент, когда латынь стала непонятна для широких масс населения. Для того чтобы понимать латинский текст, а тем более писать по-латыни, нужно было длительно учиться; но народ не имел этой возможности. Однако это обстоятельство нисколько не смущало церковь; наоборот, оно как раз вполне отвечало и её специальным церковным интересам, и интересам феодального общества. Действительно, недоступность Библии и других, религиозных книг для широких масс населения необычайно повышала значение всей армии церковников во главе с епископами и самим папой. Церковники становились неизбежными посредниками между богом, его священным писанием, Библией, и всей массой верующих. Только церковникам предоставлялись возможность, право и обязанность читать, пересказывать и толковать Библию. Легко понять, что при господстве религиозного мировоззрения в средневековом обществе священники-посредники, хранители и толкователи библейской истины получали громадную власть над умами людей.
Недоступность Библии на латинском языке для масс привела к появлению многочисленных еретических учений. Дело в том, что как раз в Библии еретики находили идеологические основы для критики церковных догматов и для их отрицания, для обличения церковных деятелей — ведь церковная действительность никак не соответствовала библейским идеалам. Добравшись до Библии, всякий разумный человек тотчас убеждался, что церковь с её богатствами и продажностью, с развратными и жадными священниками — самая нехристианская организация в мире.
Также можно выделить и другие последствия использования латыни в богослужении. Мы видим, что латынь, как язык церкви, стал языком западноевропейской средневековой науки и образованности, языком средневекового просвещения. Отсюда делаем вывод, что сама средневековая наука и образованность оказались недоступными для широких слоёв населения. Средневековая культура оказывалась доступной лишь для господствующего класса. Она стала привилегией господствующего класса феодалов во главе с феодальной церковью. Этот порядок вещей как нельзя лучше соответствовал общественным отношениям средневековья. Чем темнее и невежественнее народ, тем он более раздроблен и неорганизован, тем легче господствовать над ним кучке вооружённых феодалов.
Таким образом, латынь в богослужении в итоге служила лишь инструментом для усиления контроля над широкими массами.
История
Христианская церковь в раннее Средневековье. Какую роль в сохранении античного культурного наследия играли монастыри?
В основном благодаря средневековым монастырям мы знаем об античности то, что знаем. Очень немногие рукописи сохранились от самих древних греков и римлян (в основном на папирусах, которые находят в Египте). Основная часть античных книг, которые мы можем сегодня изучать, переписывались в средневековых монастырях, до нас дошли эти самые средневековые копии.
Ещё по теме
Расположите в хронологической последовательности события европейской истории VI-ΧΙ веков:
Вопросы и задания к главе IV. Что в жизни крестьян определяла община?
План рассказа о жизни и подвиге Жанны д’Арк.
В рыцарском замке. Какие качества особенно высоко ценились среди феодалов? Каково было понимание рыцарской чести?
Торговля в Средние века. Почему рост городов вёл к расширению торговли?
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Чем, по вашему мнению, проповеди Мухаммеда могли привлечь людей?
Гуситское движение в Чехии. Почему умеренные одержали верх над таборитами?
Средневековая деревня и её обитатели. Что заставляло крестьян объединяться в общину?
Культура стран халифата. Какое положение занимали учёные в арабском обществе? Как это повлияло на развитие Арабского халифата?
Расположите в хронологической последовательности события, связанные с историей средневековых городов:
Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!
О сайте
На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.
Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.
calcsbox.com
На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.
© 2021 Все калькуляторы online
Копирование материалов запрещено
Какую роль в сохранении античного культурного наследия играли монастыри?
Любой переходный период, а именно таким оказался переход от античности к средневековью, можно посчитать смутным временем, временем, когда рушатся старые традиции и на их месте возникают новые. Понятно, что в развитии любой цивилизации невозможно обойтись без преемственности поколений и культур. Античная культура была на очень высоком для того времени уровне развития и этот уровень не пропал безвозвратно. Он сохранился в книгах, в культуре, в искусстве, в архитектуре и даже в военном деле. Новые храмы и дворцы строились на фундаменте старых. К сожалению, большинство оригинальных древних книг исчезли безвозвратно, уж слишком непрочным был материал из которого они изготавливались и слишком много веков прошло. Но то что сохранилось, сохранилось благодаря монастырям. Прежде всего благодаря тысячам монахов переписчиков, которые кропотливым трудом сохранили нам отрывки древнейших знаний. К тому же монастыри войны часто обходили стороной и в их стенах книги могли сохраниться надежнее, чем где бы то не было.
Все походы победителя приводили в привозу домой много чего: разные изобретения,утварь, книги, ткани. И часть этого всего попадала в монастыри, изучалось, использовалось.
Первые учебные заведения были при монастырях. Переписчики книг были монахами, и благодаря им сохранились книги допечатного периода истории. «В миру» были то войны, то болезни, а истоки культуры и искусства сохранялись в монастырях.
Если разобраться, то раньше монастыри были некими очагами культуры, науки, образования, религиозности. Несмотря на споры, что многие труды могли уничтожить или умолчать многие факты, монастыри внесли свой весомый вклад в сохранение античного наследия.
В монастырях раньше хранились многие реликвии. Их могли прятать от чужого глаза и рук, создавать условия для хранения книг, предметов и прочего. Как правило, все было надежно спрятано и не уничтожалось людьми, огнем, ворами.
Поскольку в монастырях ценили писания и книги (не зря многие первые переписанные, напечатанные книги были в церквях и монастырях), то старые рукописи переписывали, тем самым продлевая их жизнь и некоторые даже дошли до наших времен.
К радости, не все монахи были только религиозными людьми, а еще и учеными. Поэтому античные знания и информация служила им пособием для развития своих взглядов, убеждений, экспериментов и научных данных.
Монастыри в Средние века представляли собой не только религиозные институты. В них кипела активная жизнь: монахи по крупицам собирали и сохраняли дошедшие до них произведения античных авторов, они их реставрировали, даже переписывали, если была такая необходимость.
Кстати, не нужно забывать, что первые университеты и первые больницы также были открыты именно при монастырях.
Монастыри были надежно защищены, известны случаи, когда монахи оборонялись в течение нескольких месяцев и неприятелю так и не удалось захватить их. Наверное, монастырские стены были самым безопасным местом для сохранения античного наследия.
В монастырях хранились и переписывались рукописи античных авторов, и таким образом до нас дошли многие произведения классиков Греции и Рима. Многие, но ничтожно мало по сравнению с тем, что было. К сожалению, по представлениям современных ученых, в Темные века погибло до 95% литературного наследия античности.
В монастырях в средневековье велись рукописи, которые переписывались. И то, что нам сейчас известно об античном культурном наследии мы узнали именно от копий этих рукописей, которые до нас дошли. Большая часть античной литературы, которую изучают, была переписана в монастырях. Рукописей от самих древних греков, римлян сохранилось мало, они находятся в Египте на папирусах.
Предпосылки военных реформ и их смысл
Смысл проведения этих реформ заключался в том, что необходимо было создать квалифицированную армию, которая позволила бы добиться успехов в конфликтах с соседями (в частности, с арабами). Изначально войска формировались из городского ополчения, а на содержание крупной боеспособной армии у франкского государства попросту не было денег.
Целью реформы было создание боеспособной армии из пехоты и конных войск.
Карл Мартелл раздавал земельные наделы (или бенефиции) всем членам армии. Воин, чтобы сохранить бенефиций, обязан был участвовать в военных походах и платить чинш. Размер участка подбирался таким образом, чтобы доходы с него позволяли конным воином содержать себя и своего коня.
К чему привели эти реформы
Так как крестьяне перестали участвовать в сражениях, то произошло их закрепощение.
Стоит отметить, что вследствие этой реформы начал активно развиваться феодализм.
Они являлись язычниками и их главным богом был Один. И как следствие, эта вера вместе с ними распространилась по завоеванным землям Европы.
С XI века, архитектура норманнов оказала влияние на архитектуру Запада. Поэтому образовался Нормандский стиль архитектуры. Вот его яркий пример.
Основательницей Карфагена считается Элисса (Дидона), красивая дочь тирского царя Маттана I
Если называть исторические события в Москве, имевшие глобальное значение, то можно вспомнить такие:
Рассказ один день из жизни ремесленника.
Кузнец Владимир поставил свою кузню недалеко от главных ворот города, на месте бойком, но слегка на отшибе. Оно и понятно, зачем мешать другим жителям шумом молота, да гарью. А вот свой дом кузнец поставил совсем рядом, чтобы не было у кого соблазну в кузницу в отсутствие хозяина залезть, да добро какое утащить.
В тот день он рано проснулся и сразу отправил Миколку, своего подручного разжигать горн, да раздувать мехи.
Потом плотно позавтракал, благо супруга его Аленушка расстаралась, и сам отправился в кузницу.
Придирчиво осмотрев пламя в печи, Владимир стал перебирать инструмент, раздумывая что сперва сделать, колесо мельнику заклепать, ли меч дружиннику подправить. А еще кольчуга в углу лежит, которую он купцу Иннокентию обещал, да все руки не доходят. В общем некогда было кузнецу прохлаждаться и скоро по окрестностям раздались звонкие удары молота.
С охотой ковал кузнец, да песню веселую напевал. Перекатывались по рукам могучие мускулы. А Миколка знай подкидывал в печь угля, да мехи раздувал.
Вдруг с улицы голос зычный раздался, кузнеца потребовал. Вышел Владимир за ворота, а там князь стоит, да с дружиною.
-А вот сможешь ли ты кузнец мне такой меч сделать, чтобы дерево одним махом срубить мог?
И пошла у него совсем другая работа. Потому что меч добрый выковать, это вам не соху склепать. тут особый талант нужен. Зато и оплата за такой меч добрая ждет.