какую роль в слове играет ударение
Что такое ударение в русском языке?
Ударение — это выделение голосом одного из слогов в слове.
Понятие о слоге
Каждое слово произносится на выдохе, причём говорящий расходует воздух постепенно, выпуская его небольшими порциями изо рта. Убедимся в этом, если произнесем слова:
При произношении слова́ делятся на короткие звуковые отрезки — слоги. Центром слога является гласный звук как наиболее звучный. К нему присоединяются один или несколько согласных. Так образуется слог.
Слова могут состоять из одного, двух и трёх слогов. Если в слове один гласный, то он организует с согласными звуками односложное слово:
Два гласных звука составляют двусложные слова:
Три гласных звука образуют трехсложные слова:
Понятие об ударении
При произношении слова гласный звук одного из слогов звучит более напряжённо, с бо́льшей силой голоса и долготой по сравнению с другими гласными.
Послушаем, как звучат слова:
В слове «домик» гласный «о» первого слога явно выделяется интонацией голоса. Он произносится немного сильнее, громче и звучит более протяжно, чем второй гласный «и». Говорящий как бы ударяет его невидимым молоточком, как по струне музыкального инструмента. Это ударный гласный в этом слове.
В слове «кузнечик» голосом выделяется гласный второго слога, который также является ударным. Он звучит отчётливее и длиннее, чем другие гласные в этом слове.
Именно один гласный звук в каждом слове мы произносим громче и длительнее, выделяя его интонационно среди других гласных.
Ударение обозначается специальным значком в виде наклонной черточки, которая ставится над гласной буквой ударного слога. В русском языке ударение свободное. Оно может падать на любой слог слова как первый, так и второй, третий и т.д.:
Под ударением гласные звуки звучат отчётливо и не доставят затруднений в написании. Гласный звук ударного слога является ударным гласным. Остальные гласные звуки слова называются безударными.
Не во всех словах русского языка следует ставить ударение. Учтем, что буква «ё» всегда обозначает ударный гласный в любом слове, поэтому нет никакой необходимости обозначать её специальным значком:
В односложных словах один гласный всегда звучит ясно и чётко:
Итак, ударение не ставится
Функции ударения
Ударение является важным фонетическим признаком слова. Если неправильно поставить ударение, слово потеряет свой смысл.
Никто не поймёт, что такое «ру́ка».
С помощью ударения можно различить похожие по написанию слова, имеющие разное значение:
Видеоурок «Слоги и ударение (1 класс)»
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Ударение всегда падает на гласный звук в слоге, например: алфави́т, ве́рба, раку́шка.
Для обозначения ударения на письме в нужных случаях используется знак ´ вверху над ударной гласной.
В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: творо́г и тво́рог, ина́че и и́наче, ке́та и кета́ и др.
В словах обычно бывает только одно ударение. В сложных словах, кроме основного, может быть побочное, более слабое ударение, например: пòстскрúптум, пòстфáктум.
Роль ударения в слове.
Ударение является одной из фонетических примет слова.
Иногда только ударение различает слова, например: п а рить и пар и ть.
В русском языке ударение может быть на разных слогах, поэтому оно называется разноместным, например на первом слоге: б е гать, в е чером, н а волочка, пл о тничать; на втором слоге: беж а ть, реб ё нок, кор и чневый;
на третьем слоге: прибеж а ть, акту а льный, аванс и ровать; на четвертом слоге: аккорде о н, аккумул я тор и т. д.
Ударение в русском языке может быть на любой части слова, например на приставке: н а дпись, в ы крикнуть п о дпись, о бжиг, н а бело; на корне: м и рный, прик и дывать, подос и новик, я блонька, мол о чный;
Общего правила сохранения и передвижки ударения в русском языке нет: при овладении родным языком мы запоминаем ударение в каждом отдельном слове. При затруднении обращаемся к словарю.
Проект по русскому языку «Роль ударения в русском языке» (2 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Презентация_04.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Проект:
«Роль ударения в русском языке»
Составил учащийся 2а класса
Саразов Артур
Описание слайда:
Цель:
изучение роли ударения в жизни человека и формирование потребности в правильности произношения слов.
Описание слайда:
Задачи:
1. Обозначить роль ударения.
2. Разобрать особенности ударения.
3. Выяснить причины не правильной постановки ударения в словах.
Описание слайда:
Методы исследования:
1.Изучение и анализ литературы, интернет источников;
2.Сравнение информации различных источников;
3.Анализ изучаемого материала;
Описание слайда:
Роль ударения.
Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.
Слоги бывают ударные и безударные: ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется дольше, произносится громче, сильнее.
В изучении языка есть раздел, называемый акцентологией, который изучает функции и особенности постановки ударения.
Описание слайда:
Особенности ударения.
В различных словах ударение может быть подвижным и неподвижным.
Неподвижное ударение – это когда в различных формах ударение падает на одну и ту же часть слова. Например: това́рищ, това́рищем, това́рищи.
Описание слайда:
Памятки для запоминания ударения.
В большинстве случаев постановку ударения надо просто запомнить, а при возникновении трудностей следует обращаться к орфоэпическому словарю.
Для запоминания ударений в словах приходят на помощь стихи. Часто их рассказывают в детском саду и в начальных классах. Они могут быть полезны не только детям.
Весёлые фразы и стишки были придуманы И. Агеевой, С. Белорусцем, П. Синявским и другими поэтами.
Описание слайда:
Памятки для запоминания ударения.
Алфави́т
Заучив весь алфавит,
Он имел усталый вид.
Свёкла
Мы у тёти Фёклы
Ели борщ из свёклы!
Звоня́т
Он звонит, они звонят.
Очень встретиться хотят.
Описание слайда:
Учите русский язык внимательно!
Спасибо за внимание!
Выбранный для просмотра документ Саразов проект ударение.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Асекеевская средняя общеобразовательная школа»
«Роль ударения в русском языке».
Выполнил учащийся 2а класса
3. Особенности ударения.
4.Советы для запоминания ударений.
5. Список использованной литературы.
Русский язык, по признанию отечественных и зарубежных лингвистов, является одним из самых сложных в мире. Поэтому, неудивительно, что многие люди, ориентируясь на интуицию, допускают так много ошибок в постановке ударения в словах.
Умение правильно ставить ударение и употреблять его в речи стало очень важным в современное время, когда публичные выступления на публике по телевидению, радио, на конференциях стали основным средством общения между миллионами людей. Это обуславливает актуальность выбранной темы.
Цель: изучение роли ударения в жизни человека и формирование потребности в правильности произношения слов.
1. Обозначить роль ударения.
2. Разобрать особенности ударения.
3. Выяснить причины не правильной постановки ударения в словах.
Объект исследования: ударение в словах.
1. Изучение и анализ литературы, интернет источников;
2. Сравнение информации различных источников;
3. Анализ изучаемого материала;
Чтобы устная речь была правильной и выразительной, важно уметь верно расставлять ударения. Для младших школьников это довольно трудная задача, справиться с которой легче, понимая значение ударения.
Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.
Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется дольше, произносится громче, сильнее. Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.
Если вообразить, что мы читаем текст без ударения, то станет очевидно, что многие из слов станут непонятными. К примеру, без опоры на контекст, будет непонятно, что имеется в виду в следующих словах: замок, белки, полки (за́мок-замо́к, бе́лки-белки́, по́лки-полки́).
Также немаловажно правильно ставить ударения, чтобы показать культуру речи (то́рты, краси́вее, звони́т).
В изучении языка есть раздел, называемый акцентологией, который изучает функции и особенности постановки ударения.
2. Разноместность ударения
В русском языке ударение разноместно, т.е. ударение не прикреплено к какому – либо определённому слогу слова или к определенной части слова и может падать на любой слог слова и на разные его части.
· На первый слог: место, курица, улица, каша, торт.
· На второй слог: колено, корыто, собака, солома,
· На третий слог: колбаса, алфавит, каталог.
Так для чего же в русском языке нужно разноместное ударение?
· Оно используется для различения слов. Есть слова, одинаковые по составу фонем, но отличные по смыслу. Например, следующие слова: а́тлас-атла́с, ве́сти – вести́, до́рог – доро́г, жа́ркое – жарко́е, за́води – заводи́, здо́рово – здоро́во, и́рис – ири́с.
· В определенных случаях разное ударение не создает новое значение, добавляя стилистическую окраску или же особый оттенок значения слова. Например, слова молоде́ц, деви́ца, шё́лковый при переносе ударения (мо́лодец, де́вица, шелко́вый) приобретают своеобразный народно – поэтический колорит.
· А слова и́збранный, лю́бящий, на́чатый, которые в современном языке произносятся с ударением на первый слог, при переносе на второй слог приобретают книжную окраску: избра́нный, любя́щий, нача́тый.
В различных словах ударение может быть подвижным и неподвижным.
Неподвижное ударение – это когда в различных формах ударение падает на одну и ту же часть слова. Например: това́рищ, това́рищем, това́рищи, това́рищей, това́рищеский и т.д.; ви́дишь, ви́дят, ви́дим, ви́дел, ви́девший и т.д.
Подвижное ударение – это ударение, меняющее свое место при изменении формы слова. Это такие слова как па́рус – паруса́, о́стров – острова́, о́блако – облака́ и многие другие.
В определенных случаях ударение неправильно ставится в заимствованных словах, так как говорящему неизвестно, какое ударение присуще слову в языке-источнике. Например, жа́люзи – неправильно, жалюзи́ – правильно. Это французское слово, где, как говорилось ранее, ударение всегда падает на последний слог.
4.Советы для запоминания ударений.
Мы подобрали советы, которые могу помочь при запоминании правильной постановки ударения.
Для запоминания ударений в словах приходят на помощь стихи. Часто их рассказывают в детском саду и в начальных классах. Они могут быть полезны не только детям.
Весёлые фразы и стишки были придуманы И. Агеевой, С. Белорусцем, П. Синявским и другими поэтами.
Алфави́т
Заучив весь алфав и т,
Он имел усталый в и д.
Свёкла
Мы у тёти Ф ё клы
Ели борщ из св ё клы!
Звоня́т
Он звонит, они звон я т.
Очень встретиться хот я т.
В большинстве случаев постановку ударения надо просто запомнить, а при возникновении трудностей следует обращаться к орфоэпическому словарю.
5.Список использованной литературы.
1. Орфографический словарь русского языка,- М.: Издательство «Евро – пресс», составитель А.Васильев, 2006 г.
Класс: 2
Презентация к уроку
Оборудование: учебник, проектор, экран, карточки для групповой работы.
1. Организационный момент.
— Очень звОнок наш звонОк, начинаем наш урок. (Слайд № 2)
— Мы сегодня с вами отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца. (Слайд № 3)
— А как его зовут, вы сейчас сами догадаетесь, если напишите правильно, красиво эти буквы. (На доске записаны буквы)
Аа Ее Уу Ии Ее Дд Рр Нн
— Что вы можете сказать об этих буквах? Какие они? Попробуйте составить слово из этих букв, и мы узнаем, как зовут принца. Запишите это слово.
3. Сообщение темы и цели урока.
— Сегодня мы с вами узнаем, для чего нужно ударение? Какова его роль в речи. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить. А знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?
4. Работа по теме урока.
В некотором царстве, в некотором государстве собрались слова русского языка и стали хвастаться, какие они все полезные и значимые. (Сдайд № 4.)
Услышало эти слова Ударение и возмутилось:
— Как это ничего не надо?! Да как же вы без меня жить будите?! Что вы без меня значите? Если я захочу, возьму и изменю значение ваших слов.
— Как вы думаете, какое слово получилось.
Подскочило Ударение к слову крУжки (Сдайд № 6) А оно только что в кружки воды набрало, как вдруг превратилось в кружкИ! А кружки всю воду расплескали, всех и обрызгали.
— Как вы думаете, что произошло? (Ответы детей). Ударение перешло на другой слог и превратило это слово в белок.
— Ах, что мы наделали? Ах, простите, мы нечаянно!
А Ударение смеётся:
А слово ЗаплачУ (Слайд № 9) захотело за что-то заплатить, но увидело, что с другими словами делается, испугалось и закричало.
— То-то! Сказало Ударение и вернуло всё на свои места. (Слайд № 10)
Учитель: А как вы думаете, какой вывод сделали слова? (Слова поняли, что они не могут жить без ударения. В каждом слове есть ударение.) (Слайд № 11)
Учитель: — Почему? (Если слово состоит из одного слога, то значит в этом слове один гласный звук. Этот звук всегда чётко произносится. И ударение уже не превратит это слово в другое.)
5. Работа по учебнику. Упр. 41 с. 54.
— Прочитайте задание к упражнению, запишите эти предложения.
6. Закрепление изученного материала.
Учитель: — Какой вывод сделали слова из сказки? (Ударение может изменить смысл слова)
Сравним сведения о языке в учебнике на с. 54.сведения о языке в учебнике на с. лось другое слово айдём элементарно.ный
— Если мы знаем о значении ударения в словах, давайте посмотрим, какое задание вам приготовил принц Ударение.
— Попробуйте поставить ударение, что означают эти слова? (Ответы детей)
— Из каждой пары предложений, запишите по одному предложению. Но не забудьте про ударение.
8. Работа над ударением в словах.
— Мы в слове слог ударный, найдём элементарно.
А когда его найдём, громче всех произнесём.
— Как вы думаете, как называется слог на который не падает ударение? (безударный, потому что нет ударения)
— Принц Ударение предлагает вам ещё одно задание.
— Я говорю слово, а вы на следующей строке с маленькой буквы будете писать только букву, обозначающую ударный гласный звук.
(Дети пишут в тетради буквы)
Слова: пенал, учитель, портфель, уют, пятница, альбом, цветы, ручка, дуэт, ёлка.
Учитель: — Давайте проверим. (Слайд № 14)
а у е ю я о ы у э ё
— Посмотрите на буквы, которые записали, что заметили? (Написали все буквы гласных звуков)
— Верно, ударение ставится, только над буквой гласного звука.
— На все ли буквы гласного звука может ставиться ударение? (Нет буква Ё всегда ударная.)
Расскажи-ка, буква Ё,
Как твоё житьё-бытьё?
Буква Ё даёт отчёт:
— Ничего житьё течёт,
Я ударная всегда.
Ой-ёй-ёй. Вот это да!
— Если в слове есть Ё,
то ударение не ставится.
9. Вторичное закрепление.
10. Работа в группах.
Представление своих предложений каждой группой. Запись лучших предложений в тетради и на доске.
Солнце сЕло за селО
Нам ужасно повезло,
Что в гости к УДАРЕНИЮ сходили
И все его секреты мы раскрыли.
Принц, конечно «мОлодец»,
А каждый из нас «молодЕц».
Проект на тему «Роль ударения в слове»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Роль ударения в слове Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №59 им. И. Ромазана» г. Магнитогорска Выполнила: Сморгунова Арина 2 «Г» класс Руководитель: Назарова Людмила Михайловна
Современные условия жизни устанавливают свои правила. Вы образованы и начитаны, впереди у Вас большое будущее, Вы уже состоявшаяся личность, но одно лишь неверно произнесенное слово может поставить крест на Вашей карьере. Правильно произносить слова очень важно в современном обществе.
Каждому из нас нужно уметь ставить ударение в словах. Его правильная постановка говорит о грамотности человека и о том, насколько хорошо он владеет речевой культурой.
Роль правильного произношения особенно возросла в наше время, когда устная публичная речь на собраниях и конференциях, по радио и телевидению стала средством общения между тысячами и миллионами людей.
Цель проекта: сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах; формировать потребность и умение правильно произносить слова; убедить в значимости правильной постановки ударения в словах.
Задачи проекта Изучить литературу по данной теме; Изучить классификацию ударений в словах; Выяснить причины неправильной постановки ударений в словах; Провести исследовательскую работу на выбранную тему.
Методы проекта Изучение и анализ литературы, интернет источников; Сравнение информации различных источников; Анализ изучаемого материала; Социологический опрос.
Объект исследования Ударение в словах
Разноместность ударения В русском языке ударение разноместное, т. е. ударение не прикреплено к какому-нибудь определённому слогу слова или к определённой части слова и может падать на любой слог слова и на разные его части.
В чешском, латышском, эстонском, финском языках ударение всегда падает на начальный слог слова. В польском и грузинском – на предпоследний слог. В армянском и французском – на последний слог.
Различение слов зАмок и замОк прОпасть и пропАсть звОнок и звонОк хлОпок и хлопОк Орган и оргАн Атлас и атлАс пАрит и парИт машИна и МАшина сУшу и сушУ тУшу и тушУ стУжу и стужУ нОшу и ношУ мОю и моЮ пОтом и потОм знАком и знакОм
Ударение по своему выбору твОрог или творОг пОдал или подАл тЕфтели или тефтЕли пЕтля или петлЯ
Роль ударения в словах красИвее, щавЕль, звонИт, жалюзИ, тОрты, срЕдства, началсЯ, тУфля, бАнты, оптОвый, договОр, шАрфы, баловАть
Роль ударения в словах Роль ударения очень важна для того, чтобы общество было культурным, придерживалось литературных форм, чтобы люди правильно понимали друг друга.
Неправильная постановка ударения в словах является очень распространённой ошибкой. В русском языке нет единых правил постановки ударения. Встречаются случаи, когда ударение зависит от смысла. В большинстве случаев постановку ударения надо просто запомнить, а при возникновении трудностей следует обращаться к орфоэпическому словарю.
Социологический опрос обучающихся 2 класса
1. Играет ли роль ударение в словах? Да – 53 чел. Нет – 1 чел. Не знаю – 1чел. 2.Для чего нужно ставить ударение в словах? Чтобы правильно произносить слова- 43 чел. Чтобы правильно говорить – 17 чел. Чтобы слово правильно звучало – 13 чел. Для красоты слова и понятия – 4 чел. Не знаю – 0 чел. 3.Зависит ли смысл слова от его ударения? Да – 45 чел. Нет – 4 чел. Не знаю – 1 чел. Возможно – 6 чел.
Постановка ударений в словах Имена существительные Имена прилагательные Глаголы каталог, щавель, квартал, торты, банты, свёкла,договор,водопровод, цепочка, статуя, средства, туфля, искра, компас,столяр кухонный сливовый украинский оптовый новорождённыйэкспертный звонит,начался, облегчит,баловать, кашлянуть,отдала, ворвалась, дождалась
Результаты ответов: Не сделали ошибки в словах: новорождЁнный, стАтуя, срЕдства, экспЕртный; Мало ошибок в словах: свЁкла, каталОг, договОр, водопрОвод, цепОчка, кУхонный; Большинство ошибок в постановке ударения в словах: тОрты, бАнты, Искра, кАшлянуть, началсЯ, балОвать, ворвалАсь, дождалАсь, слИвовый;
Пожалуйста, старайтесь говорить правильно, не засоряйте речь!
Спасибо за внимание
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-1463174
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минобрнауки разрешило вузам переносить плановые каникулы на нерабочие дни
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В России запустили «Школу общественной дипломатии» для малочисленных народов
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября
Время чтения: 2 минуты
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.