какую роль в сатире салтыкова щедрина играют фольклорные мотивы
Роль фольклорных мотивов в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина (ЕГЭ по литературе)
М. Е. Салтыков-Щедрин в произведениях преследовал цель обличить пороки общества. Для этого он использовал такой жанр как сатирическая сказка, важной чертой которой было наличие фольклорных мотивов.
Во-первых, фольклорные мотивы звучат в произведении «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил».
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Сказка начинается с зачина «по щучьему велению», который подчёркивает фантастичность происходящего. Гротескность персонажей, например, уверенность генералов в том, что булки растут на деревьях, углубляет конфликт произведения. Также фольклорные мотивы проявляются в выборе главного героя. Это русский мужик, трудолюбивый и добрый, который способен сварить суп в ладонях и построить лодку. В отличие от традиции сказки, Салтыков-Щедрин не полностью одобряет поведение мужика. Несмотря на то, что он умён и хитер, как и полагается главному герою русских сказок, его зависимое от генералов положение подчёркивает отсутствие самосознания у представителей крестьянства.
Таким образом, фольклорные мотивы в сатире Салтыкова-Щедрина позволяют углубить конфликт произведений и сделать его более запоминающимся, понятным для осознания.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id82421
Какую роль в сатире Салтыкова-щедрина играют народные мотивы? (ЕГЭ по литературе)
В произведениях Салтыкова-Щедрина нередко можно встретить фольклорные традиции. Автор обращается к народному творчеству не случайно, оно помогает наиболее выразительно и иносказательно передать общественно-политические идеи. Такое смешение старой фольклорной формы с новым социально значимым содержанием создает комический эффект, необходимый для сатиры.
В сказках Салтыкова-Щедрина встречаются традиционные зачины («Жил-был…», «… по щучьему велению, по моему хотению»), пословицы и поговорки («ни в сказке сказать, ни пером описать»), но автор использует их по-новому. Каждое устойчивое выражение наполняется современным идейным содержанием. Это позволяет создать юмористический эффект, а так же избежать цензуры, спрятав общественно-политический подтекст за народными изречениями. Кроме того, сатирическое содержание произведений помогает выразить аллегория. За сказочными образами животных скрываются типичные граждане России.
Например, «премудрый пескарь» изображает запуганного обывателя, который живет в вечном страхе за свою жизнь. Такое иносказание похоже на Эзопов язык в баснях Крылова, где герои-животные тоже на самом деле представляли собой образы определенных человеческих образов.
Также важно упомянуть то, что Салтыков-Щедрин намеренно смешивает в своих произведениях разговорную народную лексику и канцелярский стиль речи. Это позволяет нам увидеть авторскую иронию. Еще большую абсурдность происходящего создает гротеск. Обычно в народном творчестве мы встречаем гиперболы, но в сказках Салтыкова-Щедрина этот приём усиливается и оказывается на грани фантастики. Одним из примеров гротескного изображения ситуаций является эпизод из произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», в котором два генерала находят на необитаемом острове номер «Московских ведомостей». Это противоречит всем законам логики так же, как появление «мужика». Но так автор наиболее ярко показывает глупость и невежество генералов, которые уверены, что «мужик везде есть, стоит только поискать его».
Таким образом, народные мотивы являются важным элементом в сатире Салтыкова-Щедрина, так как фольклорные изречения и образы наделяются новым общественно-политическим истолкованием, и это создает комичность.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Какую роль в сатире салтыкова щедрина играют фольклорные мотивы
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
Продумывайте композицию сочинения.
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
12.1. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня… про купца Калашникова» изображён конфликт личности и власти?
12.2. Какую роль в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина играют фольклорные мотивы?
12.3. Сатин и Лука: антиподы или единомышленники? (По пьесе М. Горького «На дне»)
12.4. Образ времени в одном из произведений литературы XX века.
Комментарии к сочинениям
C12.1. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня… про купца Калашникова» изображён конфликт личности и власти?
В центре поэмы проблематика соотношения царской власти, закона и милосердия. Это один из главных вопросов всей русской литературы начала XIX века. В центре внимания Лермонтова — нравственные и политические проблемы своей эпохи, судьба и права человека в ней. Писатель рассуждает над проблемами своей эпохи: нужны ли его времени люди чести, нужна ли сильная личность власти.
Облик царя Ивана Васильевича поэт восстанавливает таким, каким сохранила его народная память. Для народных песен государь — главное лицо, идея народной жизни — служба царю, с именем которого соединялось нераздельно имя отечества. Судьба отечества была в руках царя, следовательно, все, что касалось его личности, касалось вместе с тем и народа. В поэме первые слова автора обращены к царю, при этом используются обращения, характерные для народной песенной традиции: «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!»
Грозному царю принадлежит последнее слово, он является вершителем судеб человеческих. Не всегда выбор царя оказывается справедливым, но никто не смеет противиться его воле — слуги царские могут только наде-яться на милость царя.
Лермонтов прославляет справедливую государственную власть, когда закон оказывается для всех един. Государь грозит жестоко наказать виновника за совершение убийства по умыслу, и он казнит купца Калашникова.
C12.2. Какую роль в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина играют фольклорные мотивы?
Странно получается: сто лет назад Салтыков-Щедрин писал свои произведения на злобу дня, беспощадно критикуя явления современной ему действительности; все прочитали, поняли, посмеялись, и. ничего не изме-нилось. И из года в год, из поколения в поколение все читают строки его книг, прекрасно понимая, что же хотел сказать автор. С каждым новым «витком» истории книги Салтыкова-Щедрина обретают новое звучание, вновь становятся актуальны. В чем же секрет такого чуда?
Может быть, в том, что сатира Салтыкова-Щедрина многообразна по тематике, по жанру (сказки, история в форме летописи, семейный роман), многообразна по использованию «средств осмеяния», богата стилистически. Гротеск проникает и в сказку. Сказки Салтыкова-Щедрина разнообразны в использовании фольклорных традиций: замены («Жили да были два генерала. по щучьему велению, по моему хотению очутились на необитае-мом острове. »), фантастические ситуации, сказочные повторы («все дрожал, все дрожал. »), сказочные амплуа (волк, медведь, орел, рыбы). Но традиционные образы получают иное направление, новые свойства и каче-ства. У Салтыкова-Щедрина ворон — «челобитчик», орел — «меценат», заяц не косой, а «самоотверженный»; в использовании таких эпитетов много авторской иронии. Характерным приемом для сказок и для «Истории одного города» является иносказание, мы понимаем, кого автор имеет в виду под своими градоначальниками, или проще — топтыгиными. Частым приемом, используемым в сказках, является гипербола, выполняющая роль своеобразного «увеличительного стекла». Беспощадность и неприспособленность к жизни генералов подчеркивается одной фразой: они свято верили, что булки «в том самом виде родятся, в каком их утром к кофею подают».
По материалам www.besoch.com/sochinenie/saltykov_shchedrin_mihail_evgrafovich/_
C12.3. Сатин и Лука: антиподы или единомышленники? (По пьесе М. Горь-кого «На дне»)
12.4. Образ времени в одном из произведений литературы XX века.
Время — это особая художественная категория. В литературе оно часто оказывается не похожим на реальное время. Так, писатель может «сжимать» время, ограничиваясь короткой фразой, например, «Прошло три года», а может «останавливать» мгновение, подробно описывая вспышку молнии или полет стрелы. Очень часто художественное время помогает лучше понять замысел автора и лучше уяснить смысл произведения.
У Чингиза Айтматова образ времени — важнейший элемент его художественно-философской концепции. Для анализа можно взять два произведения. «Белый пароход», в котором образ времени, соединяя настоящее с прошлым, позволяет ощутить глубины народной памяти, и роман «И дольше века длится день», где время — самая главная, ведущая категория — это День, в котором разворачивается основное действие, исторически-конкретное время — судьба Едигея, и мифологическое время прошлого и будущего.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие | |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне | 3 |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне | 2 |
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно | 1 |
Тема не раскрыта | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 3 |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки | 2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.) ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена | 0 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия | |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 3 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 2 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий | 1 |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий | 0 |
4. Композиционная цельность и логичность | |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов | 3 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы | 2 |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями Какую роль в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина играют фольклорные мотивы? (ЕГЭ по русскому)Салтыков-Щедрин в своем творчестве нередко прибегал к сказочной форме повествования. Фольклорный жанр позволял великому сатирику обличать социальные пороки и чиновничью несостоятельность, минуя жесткую цензуру. Рассмотрим на примерах, к каким приемам прибегал мастер меткого пера и что за ними скрывалось. В “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” сатирик погружает читателя в абсолютно фантастический мир: два высоких чина оказываются на необитаемом острове. При этом ни один из генералов не приспособлен к жизни Им даже неведомо, что пища в изначальном виде “летает, плавает и на деревьях растет”. От неминуемой смерти товарищей по несчастью спасает неизвестно откуда появившийся мужик. Он накормил и напоил генералов, еще и веревку для себя самого сплел “чтоб не убег”. В сказочной истории грамотный читатель без труда понимает намек автора, но Салтыков-Щедрин вводит в повествование дополнительную деталь – “нумер Московских ведомостей”, благодаря чему усиливает гротеск и развевает сомнения о связи причудливой повести с реальной жизнью. Не менее фантастически развиваются Как только мужики покидают барина, тот начинает перевоплощаться: не моется, не стрижется, начинает ходить на четвереньках. Кульминацией одичания становится превращение героя в медведя. Образ косолапого выбран автором не случайно – он ассоциирует его с крайней дикостью и глупостью. В своих произведениях автор иносказательно раскрывает суть паразитирующих сословий. Гиперболизацией глупости богачей и покорности народа, Михаил Евграфович очень метко изображал действительность. Можно сделать вывод, что писатель намеренно совмещал фольклор с сатирой во избежание цензуры. При этом ему удавалось в доступной форме и наиболее полно отображать злободневные темы. Related posts:Какую роль в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина играют фольклорные мотивы? (ЕГЭ по русскому)Салтыков-Щедрин в своем творчестве нередко прибегал к сказочной форме повествования. Фольклорный жанр позволял великому сатирику обличать социальные пороки и чиновничью несостоятельность, минуя жесткую цензуру. Рассмотрим на примерах, к каким приемам прибегал мастер меткого пера и что за ними скрывалось. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» сатирик погружает читателя в абсолютно фантастический мир: два высоких чина оказываются на необитаемом острове. При этом ни один из генералов не приспособлен к жизни в экстремальных условиях. Им даже неведомо, что пища в изначальном виде «летает, плавает и на деревьях растет». От неминуемой смерти товарищей по несчастью спасает неизвестно откуда появившийся мужик. Он накормил и напоил генералов, еще и веревку для себя самого сплел «чтоб не убег». В сказочной истории грамотный читатель без труда понимает намек автора, но Салтыков-Щедрин вводит в повествование дополнительную деталь – «нумер Московских ведомостей», благодаря чему усиливает гротеск и развевает сомнения о связи причудливой повести с реальной жизнью. Не менее фантастически развиваются события в «Диком помещике». Герой этого произведения даже глупее, чем упомянутые генералы. Помещик не переносит «холопьего духа» и мечтает избавиться от крестьян, не осознавая зависимости от них. Как только мужики покидают барина, тот начинает перевоплощаться: не моется, не стрижется, начинает ходить на четвереньках. Кульминацией одичания становится превращение героя в медведя. Образ косолапого выбран автором не случайно – он ассоциирует его с крайней дикостью и глупостью. В своих произведениях автор иносказательно раскрывает суть паразитирующих сословий. Гиперболизацией глупости богачей и покорности народа, Михаил Евграфович очень метко изображал действительность. Можно сделать вывод, что писатель намеренно совмещал фольклор с сатирой во избежание цензуры. При этом ему удавалось в доступной форме и наиболее полно отображать злободневные темы. Внимание!
|