какую роль в развитии памяти играет внимание
Роль внимания в процессах памяти.
Доклад
По вопросу: «Внимание как выражение памяти и его роль в процессе познания.»
Цель доклада:
1) Разобрать принцип работы человеческой памяти
2) Определить роль внимания в процессах памяти
3) Обосновать роль внимания в процессе познания.
Принцип работы человеческой памяти.
Память – это свойство мыслительной деятельности, заключающееся в способности хранить и воспроизводить информацию в сферу сознания о прошлом.
Чтобы понять принцип работы памяти, достаточно визуализировать виды памяти как функциональные блоки электронного механизма, где каждый блок выполняет строго отведённую ему задачу. (стрелками обозначено направление поступления информации.)
Наличие последовательной цепочки поступления/анализа/хранения информации обуславливается энергозатратами человеческого мозга на вышеуказанные процессы.
Информация передаётся нервными клетками, которые, переплетаясь между собой с помощью межклеточных контактов, образуют нервную сеть. Доказано, что чем большее количество контактов образуется, тем больше «вычислительная способность» отделов памяти. Однако, учитывая «характер» человеческого мозга уменьшать количество потребляемой энергии для уменьшения нагрузки на нервную систему, улучшение «вычислительной способности» приводит к увеличению энергозатрат организма. Этим и обуславливается способность памяти «забывание»
Информация, поступая от анализаторов чувств, поступает в Сенсорную память, где хранится до нескольких секунд. (если смотреть на яркий свет и закрыть глаза, наблюдаются световые остаточные пятна.) Далее информация переходит в Оперативную память, где части информации, полученных от всех анализаторов и мыслительных процессов, сверяется с данными из кратковременной и долговременной памяти, что позволяет частям информации получить свои опознавательные ярлыки, наподобие штрих-кодов у товаров. В дальнейшем информация поступает в Кратковременную память, где может храниться 3-5 минут. Кратковременная память выступает как буферная зона памяти, где одна часть информации перейдёт в долговременную память или будет перенаправлена (с сохранением в кратковременной памяти) в отдел оперативной для более точного анализа, а другая часть по причине низкого приоритета информации безвозвратно забудется, высвобождая ресурсы и объёмы других отделов памяти. Перейдя в Долговременную память, информация останется на неопределённо-длительное хранение, а также будет участвовать в отделе оперативной памяти с целью более точного анализа информации.
Стоит отметить, что информация в процессе передачи из одного отдела в другой может не дойти до пункта своего дальнейшего расположения, в следствие нарушения целостности/внезапного исчезновения межклеточных контактов, причиной чего может стать высокая нагрузка нервной системы, или серьёзные травмы головы.
(Можно смело утверждать, что некоторую информацию, полученную в процессе жизни, человек запоминает на всю длительность таковой, особенно в это верится если учесть среднюю продолжительность жизни человека, с большим трудом населяющего постсоветское пространство (мужчины- 67 лет; женщины- 77 лет)).
Роль внимания в процессах памяти.
Внимание – это способность человека избирательно воспринимать информацию, видеть и слышать то, что нужно, не реагируя на посторонние раздражители.
Классифицировать внимание можно на произвольное, которое имеет активный сознательный характер, и непроизвольное, которое имеет характер противоположный предыдущему.Постпроизвольное внимания— наступает после произвольного, но качественно от него отличается. Когда при решении задачи появляются первые позитивные результаты, возникает интерес, происходит автоматизация деятельности, выполнение ее уже не требует специальных волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хотя цель работы сохраняется. Этот вид внимания имеет большое значение в учебной и трудовой деятельности.
Чтобы понять взаимосвязь внимания с памятью, будет достаточным объяснить и перечислить свойства такового:
— Утомляемость –так как внимание является выражением памяти и всецело связано с её процессами, внимание требует затрат энергии, причём, чем менее интересен, разнообразен, понятен объект внимания, тем более процесс внимания становится затратным для организма.
— Переключаемостъ — способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Подобный процесс может осуществляться как на непроизвольной, так и на произвольной основе. Непроизвольная переключаемость внимания может свидетельствовать о его неустойчивости. Однако это не всегда негативное качество, так как оно способствует временному отдыху организма, сохранению и восстановлению нервной системы и работоспособности. Переключаемость внимания зависит от подвижности нервной системы, и, следовательно, она выше у людей более молодого возраста. В состоянии нервно-психического напряжения этот показатель снижается за счет повышения устойчивости и сосредоточенности.
Урок 1. Память и внимание
Память и внимание являются взаимосвязанными функциями мышления человека. Без умения сконцентрироваться на объекте запоминания и получить эмоциональную отдачу от изучения этого объекта невозможно качественно выучить необходимый материал. По сути, внимательность и заинтересованность человека являются главными факторами его кратковременной памяти.
В данном уроке представлена информация о том, как тренировать и развивать внимание и память при помощи специальных техник и упражнений, а также предложены рекомендации по получению яркого впечатления от изучаемого материала.
Оглавление:
Роль внимания
Внимание – это избирательная направленность нашего чувственного восприятия на конкретный объект. Внимание помогает зафиксировать объекты в нашей краткосрочной памяти, характеризующейся ограниченным временем хранения информации и количеством удерживаемых элементов. В этом и заключается главная роль внимания для запоминания информации. Чем сильнее и длительнее наша концентрация на объекте, тем лучше мы можем его запомнить.
Вы наверняка замечали, что некоторые вещи легко запоминаются, если им уделить немного внимания. К примеру, у многих людей есть проблема с запоминанием имен при первом знакомстве с человеком. Чтобы запомнить имя следует просто немного подумать о нем, попытаться мысленно написать его, а также вспомнить или придумать несколько модификаций имени. Часто такая недолгая концентрация внимания помогает надолго запомнить имя человека.
Однако если вам нужно запомнить что-то более сложное и объемное, небольшой концентрации внимания уже будет недостаточно, поэтому важно знать и использовать несколько важных свойств нашего восприятия.
Во-первых, человеческая способность держать во внимании информацию ограничена. Исследование американского психолога Джорджа Миллера показывает, что объем внимания человека в каждый конкретный момент ограничен числом 7 ± 2 объектов.
Во-вторых, запоминание большого объема данных требует достаточно длительной концентрации и усидчивости, что связано с умением организовывать свое время и сознание.
В-третьих, память и внимание качественно зависят от получения чувственного опыта о запоминаемом объекте, что связано, с одной стороны, с нашим эмоциональным состоянием, а с другой стороны, с отношением к запоминаемой информации.
Получается, что за вниманием часто стоят интересы, потребности и установки человека. Следовательно, развитие кратковременной памяти и внимательности достигается работой над целенаправленной концентрацией, а также чувственным опытом. Об этом вы прочитаете дальше.
Улучшение организации внимания
Как уже было сказано, внимание является избирательной направленностью нашего восприятия. Внимание бывает произвольным (или управляемым) и непроизвольным (или неуправляемым). Наличие произвольного внимания у человека помогает человеку осуществлять сознательную деятельность, в том числе и целенаправленное запоминание.
Чтобы научиться активизировать и контролировать произвольное внимание, вы можете воспользоваться специальными упражнениями и техниками, которые помогут вам сконцентрироваться. Многие из этих приемов вы встретите и в других тренингах. Здесь же описаны именно те приемы, которые полезны для концентрации внимания в процессе запоминания.
Мотивация. Для улучшения внимания попытайтесь мотивировать себя тем, что изучаемый материал может быть полезен вам. Постарайтесь осознать все возможные преимущества овладения информацией, которую нужно выучить. Пусть они будут незначительны, главное найти их.
Внешние раздражители. Некоторые люди обладают одной очень важной способностью: они могут заниматься каким-то делом, когда вокруг них шум и суматоха. Часто это является делом привычки, например, когда человек живет в небольшой квартире или общежитии, и ему приходится адаптироваться к сложным условиям и заниматься работой, не обращая ни на что внимание. Сложные условия делают человека «непробиваемым», помогают человеку научиться организовывать свое внимание и отключаться от внешних раздражителей. Попробуйте искусственно создавать себе сложные условия, пытайтесь концентрироваться на чтении в тот момент, когда вы слушаете музыку, когда вокруг ходят люди. Пойдите на улицу, в парк в выходной день и читайте на скамейке, стараясь не обращать внимания на окружающих и прохожих.
Также хотелось бы отметить, что часто в интернете можно встретить рекламу различных препаратов и витаминов для улучшения памяти и внимания. Однако важно понимать, что истинная причина невнимательности и забывчивости лежит не в химических и биологических процессах человеческого организма, а в психологическом состоянии и мотивации. Поэтому прибегайте к применению данных препаратов только в крайнем случае, когда ничего больше не помогает и только по назначению врача.
Конечно, хорошей концентрации нельзя достичь мгновенно, необходимо планомерно работать над ее улучшением. Вот несколько советов относительно проблемы концентрации и способов организации внимания:
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Как получить яркое впечатление
Впечатления человека от запоминаемой информации имеют 2 полезных свойства, помогающих нашей памяти. Во-первых, интерес к объекту запоминания делает нас более внимательными, а во-вторых, эмоции помогают лучше закрепить объект в нашей долгосрочной памяти.
Ниже приведены несколько принципов, используя которые, вы сможете повысить значение эмоционального восприятия для запоминания информации. Эти принципы помогут вам создать сильное, яркое первое впечатление об объекте запоминания и сохранить его в вашей памяти.
Помимо этих принципов вы также можете использовать специальные приемы организации процесса запоминания информации. Эти приемы позволяют усилить эмоциональную отдачу и пробудить интерес к изучаемому материалу.
Игры. Пытайтесь всегда находить что-то интересное в рутине, превращая любое действие в игру. Так поступают хорошие родители, которые хотят, чтобы их чадо выполнило какую-то скучную работу. Игры свойственны многим живым существам, это вложено в нас на генетическом уровне. В игре важен азарт!
Азарт в переводе с французского языка означает увлечение, задор, запал, излишняя горячность. Чтобы создать азартную игру, вы должны определиться с правилами этой игры и установить четкие условия победы в этой игре. Тогда ваш азарт будет вынуждать вас быть более внимательным и сконцентрированным.
Состязательность. Подавляющее большинство людей азартны в попытке «быть лучше» соперника. Поэтому индивидуальные занятия не так эффективны, как групповые. И в тренировке памяти вы можете найти себе соперника и пытаться его превзойти.
Личные рекорды. Еще одним фактором, создающим азарт при чтении, может стать борьба с самим собой для достижения определенного результата. Личные рекорды можно ставить в скорости запоминания, в количестве усвоенной информации и во многом другом.
Итак, первое правило гласит:
Чтобы лучше запомнить какую-то информацию, важно сконцентрироваться на ней и попытаться получить эмоциональную отдачу.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Внимание и память — два главных инструмента нашего мозга
Внимание и память — познавательные процессы человека, необходимые, чтобы концентрироваться на чем-то и запоминать те или иные события, объекты и так далее. Человек, у которого начинаются проблемы либо с одним, либо с другим, чувствует острый дискомфорт, так как мозг становится перегруженным и находится в постоянном напряжении.
Что из себя представляют эти два процесса
В психологии разные мнения насчет данные познавательные процессы. Например, некоторые эксперты считают, что внимания как отдельного элемента нет, а есть только один из моментов психических событий. Однако на основании исследований ученые говорят, что оно существует как отдельная единица психологии, и мозг воспринимает внимание именно так.
Память же, напротив, не вызывает у них никаких разногласий. Это важный элемент работы, который связан с другими психическими процессами. Именно память обеспечивает связь прошлого с настоящим, а мозг расценивает ее как важную познавательную функцию. Память представляет собой накопление, закрепление и сохранение опыта человека. Поэтому она залог нормального психического функционирования организма. Мышление отказывается быть ясным, когда память подводит.
О внимании подробно
В психологии рассматривают внимание как некую концентрацию на объекте восприятия и описывают как действие, которое отражает динамические особенности познания. Связь его с другими психическими процессами до конца не установлена, но эксперты в психологии не сомневаются – она есть. Ведь от сосредоточенности и умения переключаться с одного объекта на другой или с одного действия на другое зависит многое, например, общение. Мозг отправляет сигналы и при помощи движения нейронов удается этого добиться.
К основным функциям внимания относят умение фильтровать лишнее, концентрируясь на главном и важном. А это значит, что человек сохраняет способность в любой ситуации выбирать для себя что-то важное и фиксироваться на нем. Мозг сам подскажет, на что лучше обратить внимание.
Внимание обеспечивает надежную связь между мышлением и соотнесенностью образов, пока длится какой-то акт или действие до полного достижения цели.
В психологии внимание измеряется по тому количеству объектов, которое человек видит перед собой одновременно. При этом мозг «видит» объединенные объекты в количестве большем, чем раздельные, и внимание распределяется между другими, но не менее важными объектами или действиями.
Классифицируют следующие виды внимания:
В первом случае речь идет о том действии, которое возникает само, когда мышление не завязано. Мозг видит что-то необычное, эмоционально сильно окрашенное и реагирует на это. Под произвольным вниманием понимают способность человека направлено фокусироваться на чем-то. Мозг и мышление настраиваются на сознательную оценку действия и концентрацию на нем. Такой вид внимания тесно связан с другими психическими процессами, например, с волей. В психологии это объясняется так: человек в момент сосредоточения на объекте прилагает волевое усилие, поддерживающее концентрацию на весь процесс.
Под послепроизвольным вниманием в психологии понимают начало конкретной деятельности и возникающий в связи с этим интерес. Такое отношение легко прослеживается, а мозг создает необходимые условия для сохранения целенаправленности.
Стоит учитывать, что циркуляция внимания происходит циклично, и через каждые 10 секунд мозг отключается. Это необходимо помнить, чтобы не утерять часть важной информации.
Подробнее о памяти
Память представляет собой некое отражение событий, которое закреплено и надежно сохранено в сознании человека. Она делится на 2 вида:
В первом случае говорят об особенности запоминания без специального заучивания. Обычно такой вид развит в детстве, а ко взрослому возрасту угасает. Во втором — закрепление информации с помощью специальных приемов.
Произвольная память зависит от целей и видов заучивания. Например, может работать механическая память, логика, мышление. Связь процессов крайне важна для успешного запоминания информации.
Память дополнительно делят на типы. Обычно упоминают о кратковременной и долговременной памяти. Кроме того, часто говорят об оперативной и промежуточной памяти, когда наблюдается связь между другими процессами и запоминанием как из долговременной памяти, так и кратковременной.
Если есть нарушения
Нарушения, что памяти, что внимания, встречаются довольно часто. Мозг перестает правильно ориентироваться, связь с другими процессами теряется, и возникают проблемы. Эксперты предлагают ряд решений по восстановлению памяти и корректировки концентрации.
Одним из вариантов коррекции называют заучивание стихов. Мышление улавливает связь между повторением одного и того же, и происходит запоминание. Естественно, для этого нужно тщательно сконцентрироваться. Достаточно учить в день по стиху, чтобы восстановить связь.
Как вариант, используйте гибкое мышление – запоминайте телефоны из своей мобильной записной книжки наизусть. Это позволит в трудной ситуации не остаться без связи, а также потренирует память.
Образное мышление – еще один вариант восстановить внимание и развить память. Достаточно составить много ассоциаций по тому или иному поводу, чтобы потом по ним вспомнить необходимую информацию и сконцентрироваться на ней.
Отличным вариантом работы с познавательными процессами станет игра «в детектива». Нужно просто периодически вспоминать, что вы делали вчера в это время, а позавчера? Мышление быстро и услужливо подскажет правильный ответ.
Заниматься своим психическим развитием нужно постоянно. С возрастом возможности памяти и концентрация внимания снижаются. Поэтому стоит заранее перестраховаться и начать тренировки еще с молодости.
Тем более, что сделать это не так и сложно, так как есть огромное количество методик, а также большое число врачей специализируется на нарушениях в области познавательных процессов и на их укреплении. Если рекомендации выполнять регулярно и по инструкции, вы будете обладать ярким и острым разумом. Что позволит быстрее и проще справляться с различными задачами, решая их мгновенно.
Дополнительно помогайте себе, принимая витамины и микроэлементы. Это укрепит сосуды, улучшит способности запоминания и концентрации внимания и так далее. Также не забывайте и о рациональном режиме дня, чтобы прогулки на свежем воздухе питали мозг достаточным количеством кислорода и способствовали его лучшей работе. Заботьтесь о себе, и тогда всегда будете здоровы — что физически, что психически.
Память и внимание человека
Память и внимание человека| Психология
Как устроена память и какие виды памяти у человека? Как устроен процесс запоминания и где храниться память?
Память, кодирование, хранение и поиск в человеческом сознании прошлых переживаний.
Практика (или обзор) имеет тенденцию создавать и поддерживать память для задачи или любого научного материала. В течение периода без практики, то, что было изучено, как правило, забывается. Хотя адаптивная ценность забывания может быть не очевидной, драматические случаи внезапного забывания (как в амнезии) можно рассматривать как адаптивные. В этом смысле способность забыть может быть истолкована как естественная селекция у животных. Действительно, когда воспоминание о эмоционально болезненном опыте приводит к серьезному беспокойству, забывание может вызвать облегчение. Тем не менее, эволюционная интерпретация может затруднить понимание того, как был выбран обычный постепенный процесс забывания.
Говоря о развитии памяти, полезно подумать о том, что произойдет, если воспоминания не исчезнут. Забытие четко помогает ориентации во времени; поскольку старые воспоминания ослабевают и новые, как правило, яркие, имеются подсказки для определения продолжительности. Не забывая, адаптивная способность страдает; например, научное поведение, которое могло быть правильным десять лет назад, может быть более нецелесообразным или безопасным. Действительно, случаи регистрируются людьми, которые (по обычным меркам) так мало забывают, что их повседневная деятельность полна путаницы. Таким образом, забывание, по-видимому, служит выживанию не только личности, но и всего человеческого вида.
Дополнительная спекуляция представляет собой систему хранения данных ограниченной емкости, которая обеспечивает адаптивную гибкость, особенно за счет забывания. Согласно этой точке зрения, постоянная корректировка осуществляется между обучением или хранением памяти (ввод) и забыванием (выходом). Фактически есть данные о том, что скорость, с которой люди забывают, напрямую связана с тем, насколько они узнали. Такие данные обеспечивают общую поддержку моделей памяти, которые предполагают баланс ввода-вывода.
Каким бы ни было его происхождение, забывание привлекло значительное внимание исследователей. Большая часть этого исследования была направлена на выявление тех факторов, которые меняют скорость забывания. Предпринимаются усилия по изучению того, как информация может храниться или кодироваться в мозге человека. Можно сказать, что вспомненные переживания состоят из закодированных коллекций взаимодействующей информации, и взаимодействие, кажется, является главным фактором забывания.
Временные аспекты памяти
Исследования американского психолога и философа Уильяма Джеймса (1842-1910) привели его к различению двух типов памяти: первичной, для решения неотложных проблем и вторичной, для управления хранилищем информации, накопленной с течением времени. С тех пор исследователи памяти использовали термин краткосрочная память для обозначения основных или недолговечных функций памяти, определенных Джеймсом. Долгосрочная память относится к относительно постоянной информации, которая хранится и извлекается из мозга.
Рабочая память
Исполнительное внимание
В своей роли управления информацией в краткосрочной памяти внимание исполнителей очень эффективно блокирует потенциально отвлекающую информацию от внимания. Это один из способов, с помощью которого мозг способен держать информацию активной и сосредоточенной. Тем не менее существуют ограничения на объем информации («емкость»), на которую внимание руководителя может обрабатываться в любой момент времени, и эта способность будет отличаться от человека к человеку. В результате все люди отличаются своей способностью привлекать внимание к контролю над мышлением. Известный как «рабочая емкость памяти», эта способность измеряется чаще всего с помощью теста, который требует, чтобы люди фиксировали короткий список элементов в памяти при выполнении другой задачи. Таким образом, одна форма теста может включать чтение ряда предложений, а затем попытку вызвать буквы в конце каждого предложения. Объем рабочей памяти измеряется количеством элементов, которые человек вспоминает, так что, если человек вспоминает пять букв, объем рабочей памяти в этом случае равен пяти. В большинстве случаев количество набранных писем будет зависеть от способности каждого человека избегать отвлечения от чтения предложений. Такие тесты производительности рабочей памяти могут использоваться для прогнозирования способности человека выполнять задачи, связанные с рассуждением. Фактически, объем рабочей памяти сильно связан с общим интеллектом.
С точки зрения активности мозга, внимание исполнителей, по-видимому, связано с лобными долями. Таким образом, повреждение лобных долей, связанное с состоянием, называемым синдромом dysexecutive, может повлиять на роль исполнительного внимания в контроле мышления, поведения и эмоций. Подтвержденное заметным уменьшением способности пациента устанавливать цели, составлять планы и инициировать действия, синдром дисексинтера часто сопровождается уменьшением социальных запретов и, следовательно, ведет к поведению, которое считается грубым или неуместным. Чрезмерное употребление алкоголя и других наркотиков может привести к аналогичным поведенческим проблемам. (См. Также человеческую нервную систему: исполнительные функции лобных долей.)
Шаблоны захвата в рабочей памяти
В течение типичного дня люди получают непрерывный поток информации из окружающего мира, а также от собственных процессов мышления и физического опыта. Они управляют этой постоянной стимуляцией посредством сочетания сознательного и бессознательного усилия. Большая часть информации обрабатывается (или игнорируется) бессознательно, потому что мозг не способен сознательно посещать и фильтровать каждый бит стимуляции, который он получает. Другие формы информации, которые обрабатываются бессознательными усилиями, такими как громкий звук или внезапный яркий свет, имеют тенденцию привлекать внимание различными способами. В то время как события, которые вызывают такое внимание, с большей вероятностью запоминаются, особенно если их нужно извлечь для возможного использования в будущем, более значимые процессы осознанного внимания являются волевыми, происходящими в повседневных действиях, таких как вождение, чтение книги, игра шахматы, просмотр баскетбольной игры и следуя рецепту в кулинарной книге. Уровень внимания к опыту и тому, как человек думает об этом, повлияет на то, насколько хорошо память для события будет получена и насколько хорошо он будет отозван. Исследователи также определили, что методы, используемые мозгом при приобретении информации, различаются в зависимости от того, предназначена ли информация для краткосрочного или долгосрочного использования.
Визуальное и пространственное кодирование являются неотъемлемой частью ежедневного решения проблем. Человек решает головоломку, создавая изображение недостающей части, а затем ищет кусок, который соответствует построенному изображению. Было бы бессмысленно сохранять эту конструкцию в долгосрочной памяти, но ее функция краткосрочной памяти необходима для достижения решения. Такое кратковременное кодирование визуально-пространственной информации важно при любом количестве задач, таких как упаковка чемоданов в багажнике автомобиля или поиск отсутствующего башмака в нижней части шкафа.
Виды памяти
Долгосрочная память
Воспоминания, которые выходят за пределы непосредственного сознания, известны как долговременные воспоминания. Они могут быть о чем-то, что произошло много лет назад, например, кто присутствовал на пятой вечеринке по случаю дня рождения, или они могут относиться к относительно недавнему опыту, например, к курсам, которые были поданы на обед раньше в тот же день.
Накопленные данные свидетельствуют о том, что долговременная память представляет собой совокупность информации, дополненной атрибутами поиска, которые позволяют человеку отличать одну конкретную память от всех других воспоминаний, хранящихся в мозге. Элементы, хранящиеся в долгосрочной памяти, представляют собой факты, а также впечатления людей, объектов и действий. Они могут быть классифицированы как «декларативные» или «недлакларирующие», в зависимости от того, является ли их контент таковым, что он может быть выражен декларативным предложением. Таким образом, декларативные воспоминания, такие как декларативные предложения, содержат информацию о фактах и событиях. Недетерративная память, также известная как процедурная память, является хранилищем информации об основных навыках, двигательном (мышечном) движении, вербальных качествах, визуальных образах и эмоциях. Прослеживается различие между воспоминаниями, привязанными к определенному месту и времени, называемым «эпизодическими» воспоминаниями, и теми, у кого нет такой ассоциации, известной как «семантические» воспоминания. Последняя категория включает определения и множество видов фактических знаний, таких как знание имени нынешнего папы, о котором нельзя было бы вспомнить, узнав в какое-то конкретное время или место.
Шаблоны приобретения в долгосрочной памяти
В жизни долговременной памяти существует примерно три фазы. Первое, память необходимо приобрести или узнать. Второе, память должна храниться или сохраняться с течением времени. Третье, и, память любого значения, должна быть успешно извлечена. Эти три этапа известны как приобретение, хранение и извлечение. Относительно мало известно о факторах, влияющих на хранение памяти с течением времени, но хорошо понимаются механизмы, с помощью которых память приобретается и успешно извлекается.
Исследователи памяти определили конкретные методы улучшения способности запоминать информацию в течение длительного периода времени. Одним из самых мощных средств является планирование регулярных занятий в течение относительно длительного периода. Рассмотрим, например, две группы людей, изучающих словарные слова на иностранном языке. Одна группа изучает в течение пяти часов в один день, а другая группа изучает один час в день в течение пяти дней подряд. Хотя обе группы практикуют в общей сложности пять часов, они будут отличаться своей способностью вспоминать то, что они узнали. Если две группы тестируются на следующий день после изучения первой группы в течение пяти часов, первая группа будет работать лучше, чем вторая; если, с другой стороны, тест проходит через неделю после того, как две группы завершили свое исследование, вторая группа будет работать лучше и запомнить больше слов в будущем. Такие случаи предполагают, что, хотя может быть какая-то кратковременная польза для «зубрежки» для теста, наиболее эффективное средство передачи фактов в долгосрочную память зависит от рутинного и повторяющегося исследования.
Репетиция
Хотя способность фиксировать информацию в памяти значительно усиливается путем повторения или репетиции, не все репетиционные методы эффективны для облегчения последующего отзыва. Просто повторяя что-то себе снова, техника, называемая «репетиция репетиций», помогает сохранить информацию в краткосрочной памяти, но мало что позволяет построить долгосрочную память о событии.
Другая форма репетиции включает координацию движений, в результате чего движения или серии движений «запоминаются» для большей эффективности или умения исполнения в будущем. Специалист по прикосновению при прикосновении, который часто вводит короткую строку букв, может, таким образом, кодировать движения, связанные с типизацией всей строки, а не полагаться на отдельные движения, которые он уже кодировал для каждой буквы. В этом смысле репетиция происходит путем многократного внимания к каждому из нескольких движений в серии. Эта форма репетиции позволяет выполнять бесчисленные действия, такие как катание на велосипеде, танцы на определенном этапе или выполнение соревновательного погружения.
Мнемонические системы
Более эффективные типы репетиций состоят из размышлений о материальном мышлении, которые пытаются узнать и открыть способы, которыми оно связано с тем, что уже известно. Одна традиционная техника для хранения списка предметов в памяти предполагает, что вы путешествуете по знакомому маршруту в своем городе, останавливаясь, чтобы поместить изображение каждого предмета по определенным ориентирам на маршруте. Этот метод, называемый методом локусов, использовался греческими ораторами, такими как Цицерон и Симонид, в качестве средства организации и запоминания точек в их речах.
Факторы, влияющие на скорость обучения, следует отличать от факторов, которые влияют на скорость забывания. Например, глупые слоги изучаются медленнее, чем равное количество общих слов; если оба они изучаются в течение одного и того же промежутка времени, более узнаваемые общие слова будут забыты медленнее. Но это не означает, что скорость забывания по существу отличается для двух задач. Степень обучения должна быть постоянной, прежде чем можно судить о том, существуют ли различия в скорости забывания; скорости забывания можно сравнить только в том случае, если задачи изучаются в эквивалентной степени. Действительно, когда степень обучения экспериментально контролируется, разные виды информации забываются примерно с одинаковой скоростью. Глупости слоги не забываются быстрее, чем обычные слова. В целом, факторы, которые, по-видимому, вызывают большие различия в скорости обучения, мало влияют на скорость забывания, хотя некоторые исследования мнемонических систем показали, что графические (визуальные) мнемоники связаны с более длинными воспоминаниями.
Физиологические аспекты долговременной памяти
Исследователи, занимающиеся физиологическими основами памяти, ищут своего рода нейрохимический код с достаточной физической стабильностью для создания структурного изменения или следа памяти (энграммы) в нервной системе; механизмы поиска и поиска. Усилия на строгом поведенческом уровне аналогично направлены на описание механизмов кодирования, декодирования и поиска, а также на содержание хранимой информации.
Такие выводы можно объяснить, если предположить, что учащийся кодирует эту категорию животных как часть своей памяти для каждого слова. Первоначально можно было бы ожидать, что общая категория поможет отозвать, резко ограничивая количество вероятных слов. Однако последовательные триады, как правило, кодируются все более схожими способами, размывая их уникальные характеристики для субъекта. Дополнительный шаг дает важные подтверждающие доказательства такой интерпретации. Если окончательная триада названий овощей неожиданно представлена, вспоминание резко восстанавливается. Испытаемый человек будет стремиться воспроизводить названия овощей намного лучше, чем те, что были у последней триады животных, и напомнить будет примерно так же эффективно, как и для первых трех имен животных. Этот сдвиг в категории слов, по-видимому, дает возможность избежать ранней путаницы или размытости, и можно предположить, что для каждого имени животного была закодирована общая концептуальная характеристика.
Любая характеристика или атрибут слова может быть исследована таким образом, чтобы определить, включена ли она в память. Когда вызов не восстанавливается, можно сделать вывод, что манипулируемый признак имеет мало или вообще не имеет представления в памяти. Например, грамматический класс обычно не кодируется; декремент в отзыве, созданный после того, как серия триад, состоящая из глаголов, имеет тенденцию продолжать, когда сдвиг делается с прилагательными. Такой эксперимент не указывает, какая общая характеристика кодирования может быть ответственна за декремент, предполагая только, что он не является грамматическим классом.
Механизмы кодирования также могут быть выведены из тестов распознавания. Например, в одном из видов экспериментов изучают длинный список слов, информируясь о тестировании памяти с множественным выбором. Каждое слово является частью тестового вопроса, который включает в себя другие тщательно выбранные новые слова или «дистракторы». Дистракторы выбираются для представления различных типов кодирования, которые подозреваемые следователя могли иметь место при обучении. Если выбранное для исследования слово выбирается субъектом, мало что может быть выведено о характере кодирования. Однако любые ошибки могут быть наиболее наводящими на размышления. Таким образом, если изучаемое слово было ТАБЛИЦЕЙ, список слов с множественным выбором может быть ТАБЛИЦАМИ, КАФЕДРЫ, АБЛЕЙ, МЕБЕЛЬ, КАРАНДАШ, причем ТАБЛИЦА является единственным правильным ответом.
Если CHAIR неправильно выбран, можно предположить, что это связанное ассоциативно слово произошло с субъектом неявно во время обучения и настолько хорошо закодировано, что субъект позже не смог определить, был ли он или ТАБЛИЦА представлен для запоминания. Если неправильный выбор ABLE, акустическое сходство с TABLE может способствовать путанице. Если FURNITURE ошибочно выбрана, вполне вероятно, что концептуальная категория была заметной в кодировании. Наконец, поскольку это не связано каким-либо очевидным образом с TABLE, слово PENCIL может быть предназначено как элемент управления, вряд ли являющийся частью памяти для TABLE. Если это так, субъекты будут более склонны выбирать слова отвлечения, такие как PENCIL (или любые другие, которые были закодированы вместе с TABLE).
Важно отметить ограничения на то, что может быть выведено из экспериментов такого рода. Хотя субъект может быть закодирован способами, предложенными конкретными дистракторами, он все же может выбрать правильное слово. Или, даже если он выбирает одно из слов-отвлекающих, он все равно может быть закодирован способами, не представленными этим словом.
Механизмы памяти (как устроена память)
Общий опыт наличия имени или слова на кончике языка кажется связанным с конкретными перцептивными (например, визуальными или слуховыми) атрибутами. В частности, люди, которые сообщают об опыте «верхушки языка», обычно могут идентифицировать первую букву слова и количество слогов с точностью, которая намного превосходит простое угадывание. Имеются данные о том, что воспоминания могут кодировать информацию о том, когда они были созданы, и о том, как часто они были испытаны. Некоторые, похоже, охватывают пространственную информацию; например, помните, что конкретный новостной материал находится на нижней правой стороне главной страницы газеты. Исследования показывают, что скорость забывания варьируется для разных атрибутов. Например, воспоминания, в которых слуховые признаки кажутся доминирующими, как правило, более быстро забываются, чем те, которые имеют минимальные акустические характеристики.
Поиск информации в памяти человека
Канадский психолог Эндель Тулвинг продемонстрировал, что, хотя информация может сохраняться в течение длительного периода времени, нет никакой гарантии, что она будет получена именно тогда, когда это необходимо. Успешное извлечение гораздо более вероятно, если человек тестируется в физической настройке (контексте), которая, естественно, связана с событием или фактом. В случаях, когда контекст во время теста отзыва отличается от настройки, в которой произошло обучение, поиск будет менее вероятным. Вот почему имя коллеги из школы или работы может быть трудно вспомнить, если кто-то случайно встретит его в торговом центре. В таких случаях новая настройка препятствует способности извлекать имя человека из долговременной памяти.
Однако памяти может помочь любое количество реплик. Было бы гораздо легче вспомнить имя коллеги, если бы его попросили выбрать его из списка. В общем, «память распознавания» (участвующая в выборе правильного ответа из списка) более надежна, чем память напоминаний (получение информации без подсказки или подсказки, которая могла бы помочь в поиске). По этой причине большинство студентов предпочитают тесты с множественным выбором для тестов на эссе.
Если целевая (целевая) память состоит из набора атрибутов, ее отзыв или поиск должны быть усилены любой меткой, которая представляет или предлагает один из атрибутов. Например, человек, который не может вспомнить слово «лошадь», может внезапно вспомнить его, когда ему говорят, что в списке слов, которые он изучал, было имя животного. Или он может помнить об этом, когда ему дают ассоциированный термин, такой как сарай или зебра. Хотя отзыв может быть несколько усилен сигналами, неудачи являются общими даже с ключевыми сигналами, которые очень актуальны. Короче говоря, если слова не были закодированы или сохранены в мозге с сопутствующими атрибутами во время обучения, любой вид был бы неэффективным.
На поиск также влияет способ организации информации в памяти. Хотя можно назвать все канадские провинции и территории, случайно напомнив имена, которые приходят на ум, гораздо более надежным средством было бы систематически отозвать информацию, скажем, географическим регионом или алфавитным порядком.
Переучивания
Количество последовательных испытаний, которые субъект предпринимает для достижения определенного уровня владения, можно сравнить с количеством испытаний, которые он позже должен достичь того же уровня. Это дает меру удержания так называемым методом повторного обучения. Чем меньше испытаний нужно было достичь первоначального уровня мастерства, тем лучше, кажется, что этот предмет помнит. Мера повторного обучения иногда выражается как так называемый сберегательный балл. Если первоначально требовалось 10 испытаний, а 5 повторных исследований позже дали такой же уровень владения, то 5 испытаний были сохранены; сберегательный балл составляет 50 процентов (то есть 50 процентов от первоначальных 10 испытаний). Чем больше забывает, тем ниже сберегательный балл.
Хотя это может показаться парадоксальным, методы переучивания могут давать как чувствительные, так и нечувствительные меры забывания. Были разработаны задачи, которые дают большие различия в отзыве, но для которых не наблюдается различий в повторном учете. (Некоторые теоретики приписывают это форме тяжелой помехи среди изученных данных, которая оказывает лишь мгновенное влияние на удержание.) Через шесть месяцев или через год после начального обучения некоторые тесты могут давать нулевые баллы с отзывами, но могут показать экономию при переучивании. Это предполагает кумулятивный эффект, благодаря которому полученные ранее знания улучшают будущее обучение.
Автобиографическая память
В качестве аспекта эпизодической памяти автобиографические воспоминания уникальны для каждого человека. Изучение автобиографической памяти создает проблемы, потому что трудно доказать, происходили ли события, как сообщалось. Используя дневниковые методы, исследователи обнаружили, что люди верят действия более точно, чем мысли, за исключением случаев эмоционально заряженных мыслей, которые особенно хорошо запоминаются. Хотя очень мало ошибок совершают те, кто подвергается испытаниям автобиографической памяти, любые ошибки обычно включают смешивание деталей отдельных событий в один эпизод. Другой метод тестирования автобиографической памяти включает в себя задание тем, чтобы ассоциировать определенные автобиографические воспоминания с различными ключевыми словами, такими как окно или дождь.
Память очевидцев
Конфликтующие свидетельства очевидцев показывают, что память не является идеальной записью событий из прошлого; действительно, это на самом деле реконструкция прошлых событий. Особенно яркой демонстрацией неточности свидетельских показаний являются десятки случаев, когда осужденные за серьезные преступления были освобождены из тюрьмы, поскольку доказательства ДНК доказали, что они не были виноваты. В большинстве случаев отдельные лица были осуждены на основании свидетельских показаний.
Ложные воспоминания также могут быть созданы в лабораторных экспериментах. Субъекты, которым предлагается изучить список слов, относящихся к определенному непредставленному слову, будут требовать вспомнить, увидев непредставленное слово. Например, после изучения слова «кровать», «отдых», «бодрствование», «усталость», «бодрствование», «сновидение», «доза», «одеяло», «отсрочка», сонливость, храп и сон, многие люди будут требовать вспомнить вид сна, а не в списке. Хотя ложные воспоминания, созданные в лабораторных условиях, отличаются от ложных воспоминаний о событиях реального мира, они освещают процессы, связанные с созданием и поддержанием ошибок памяти, о чем свидетельствуют исследования американских психологов Генри Родигера и Кэтлин Макдермотт.
Забывчивость
Было высказано предположение, что со временем физиологические основы памяти имеют тенденцию к изменению. Из-за этого, согласно этой точке зрения, нейронная инграмма (след памяти в мозге) постепенно распадается или теряет свою ясность. В то время как такая теория кажется разумной, она осталась бы на этом этапе, сделав немного больше, чем повторение поведенческих доказательств забывания на уровне нервной системы. Распад или ухудшение не представляется объясняемым только течением времени; необходимо продемонстрировать некоторые основные физические процессы. До тех пор, пока нейрохимическая основа памяти не будет описана более подробно, любая теория распада забывания должна ждать подробного развития.
Потеря памяти | Интерференция
Известная теория забывания на поведенческом уровне связана с явлением интерференции или торможения, которое может быть либо ретроактивным, либо проактивным. При ретроактивном торможении новое обучение препятствует сохранению старых воспоминаний; в активном торможении старые воспоминания мешают удержанию нового обучения. Оба явления имеют большое значение для всех видов обучения людей.
Теоретики связывают потерю, вызванную этими процедурами, с помехами между задачами по переписке. Когда списки сконструированы так, чтобы иметь разные различия, степень помех, по-видимому, связана с количеством сходства. Таким образом, потеря в отзыве будет уменьшена, если два последовательных списка не имеют одинаковых терминов. Максимальные потери обычно будут возникать, если в атрибутах памяти для этих двух списков есть тяжелое (но не полное) совпадение. Можно вспомнить части первого списка, пытаясь вспомнить второй и наоборот. (Эта разбивка по дискриминации может отражать наличие доминирующих атрибутов, которые подходят для предметов в обоих списках.) Дискриминация имеет тенденцию ухудшаться по мере увеличения количества списков, обратного и активного ингибирования, что предполагает вмешательство во время отзыва.
Однако при ретроактивном торможении не все потери должны быть отнесены на соревнование в момент отзыва. Некоторые из первого списка могут быть потеряны в памяти при изучении второго; это называется unlearning. Если кого-то попросят отозвать из обоих списков, элементы первого списка с меньшей вероятностью будут запоминаться, чем если бы второй список не был изучен. Изучение второго списка, похоже, действует вовремя (задним числом), чтобы уничтожить память первого. Значительные усилия были посвящены изучению условий, которые влияют на разучивание, которое стало основной темой теории интерференции.
Ретроактивные и проактивные эффекты могут быть довольно валовыми количественно. Если кто-то узнает список один день и пытается вспомнить его дальше, он узнает второй список и пытается вспомнить его на следующий день, узнает третий и т. Д., Для каждого последующего списка, как правило, снижается. В первом списке можно ожидать примерно 80% отзыва; это круто снижается до 20 процентов для 10-го списка. Изучение более ранних списков, похоже, действует вовремя (проактивно), чтобы препятствовать сохранению более поздних списков. Эти проактивные явления показывают, что чем больше человек учится, тем быстрее забывается. Подобные эффекты могут быть продемонстрированы для ретроактивного торможения в течение всего одной лабораторной сессии.
Такие мощные эффекты заставили некоторых исследователей предположить, что все забвения производятся путем вмешательства. Говорят, что любая данная память подвергается помехам от других, установленных ранее или впоследствии. Интерференция, теоретически, может возникать, когда воспоминания конфликтуют с любыми атрибутами. С ограниченной группой атрибутов и огромным количеством воспоминаний может показаться, что обычные попытки вспомнить будут хаотичными. Да, даже если все воспоминания поделились некоторой информацией, другие атрибуты, не содержащиеся в общем, все равно могут их отличить. Например, каждая память теоретически кодируется в другое время, а временные атрибуты могут служить для дискриминации в противном случае конфликтующих воспоминаний. Действительно, когда два явно противоречивых списка изучаются на несколько дней друг от друга, активное ингибирование заметно сокращается. Предполагая, что воспоминания многократно закодированы, теория вмешательства не должна предсказывать полное замешательство при запоминании.
Источники вмешательства весьма распространены и не следует рассматривать узко. Например, все воспоминания, как представляется, устанавливаются в определенной среде или контекстах, и последующие попытки запоминания, как правило, менее эффективны, когда обстоятельства отличаются от оригинала. Алкоголики, когда трезвые, имеют тенденцию испытывать трудности с поиском бутылок, которые они скрыли, в то время как они были опьянены; когда они снова пьют, задача намного проще. Некоторые контексты также могут быть связаны с другими воспоминаниями, которые мешают тому, что он пытается запомнить.
Каждая новая память имеет тенденцию объединять информацию уже в долгосрочном хранилище. Механизмы кодирования неизменно приспосабливают или связывают свежие данные с уже существующей информацией до такой степени, что то, что закодировано, не может быть прямым представлением входящих стимулов. Это особенно заметно, когда ввод относительно бессмысленен; вновь закодированная память похожа на ранее установленную (т. е. начисляет смысл). Например, бессмысленное слово, такое как LAJOR, может быть закодировано как MAJOR.
Проблемы теории интерференции
Хотя теория интерференции привлекла широкую поддержку в качестве учета забывания, ее следует рассматривать в перспективе. Интерпретации, которые подчеркивают различия между краткосрочной и долгосрочной памятью и которые определяют процессы управления информацией, потенциально более полны, чем теория интерференции, и поведенческие доказательства вмешательства в конечном итоге могут быть объяснены в таких системах.
Кроме того, ряд экспериментов, полученных в результате теории помех, не был хорошо подтвержден экспериментом. В центре внимания лежит гипотеза о том, что вмешательство в сложившиеся воспоминания является основным источником активного ингибирования. Лабораторному субъекту предлагается изучить задания с атрибутами, которые имеют разную степень конфликта с воспоминаниями, установленными в повседневной жизни. Теоретически, чем больше конфликтов, тем больше упреждающее вмешательство, чтобы произвести забвение. Тем не менее, ряд экспериментов не оказал значительной поддержки этому прогнозу.
Теория помех также не учитывает некоторые патологические формы забывания. Например, репрессии, наблюдаемые в психиатрической практике, представляют собой почти полное, очень избирательное забывание, намного превосходящее то, что предвосхищают теоретики интерференции. Попытки изучать репрессии посредством лабораторных процедур не дали систематических данных, которые можно было бы использовать для проверки теоретических выводов.
Амнезия
Если люди забыли все, последствия были бы разрушительными для их повседневной жизни. Было бы невозможно сделать свою работу, а тем более найти способ работать. Люди, которые страдают от повреждения определенных областей мозга, особенно гиппокампа, испытывают такую значительную потерю памяти, амнезию, которая отмечена неспособностью создавать новые долгосрочные воспоминания. Кроме того, некоторые амнезии теряют способность вспоминать события, которые произошли до травмы головного мозга, состояние, известное как ретроградная амнезия. Некоторые амнезии не испытывают дефицита в краткосрочной памяти, и во многих случаях их дефицит памяти, по-видимому, ограничивается приобретением и запоминанием новых ассоциаций.
Если амнезия познакомится с новым знакомым, который покинет комнату и вернется через несколько минут, амнезия не запомнит, что встретила этого человека. Тем не менее, амнезия может запомнить некоторые типы новой информации, хотя они могут не знать, что они помнят. Это было доказано в начале 20-го века французским врачом Эдуардом Клапареде, который каждый раз, когда он пожал ей руку, использовал булавку, чтобы колоть амнезию. Позже пациент не пожимал руку Клапареде, хотя она не могла легко объяснить, почему. В ее случае процессуальная память эффективно помогла ей избежать физической боли, которая сопровождала каждый акт рукопожатия с врачом. Такие исследования показывают, что процедурная память может функционировать независимо от осознанного сознания.
Другая форма забывания связана с самыми ранними этапами развития человека: почти всем людям не хватает возможности сохранить воспоминания о пережитых ими опытах до того, как им исполнилось три года. Этот универсальный феномен, известный как инфантильная амнезия, подразумевает, что системы мозга, необходимые для кодирования и извлечения определенных событий, недостаточно разработаны для поддержки долгосрочной памяти до трех лет. Другая теория указывает на изменения в развитии в средствах, с помощью которых воспоминания формируются и извлекаются после раннего детства, предполагая, что у более развитого мозга не хватает возможности доступа к таким ранним воспоминаниям. Зигмунд Фрейд, напротив, предположил, что инфантильная амнезия является формой репрессий, другими словами, защитным механизмом против неприятных или отрицательных воспоминаний.
Исследователи пришли к выводу, что мозг младенца теряет воспоминания гораздо быстрее, чем развитый мозг, и что ему не хватает возможности обобщать новые события. Дети в возрасте до пяти или шести лет еще не осознают, что обучение наиболее эффективно, когда новая информация связана с другими знаниями. Маленькие дети также не знают, что намеренная репетиция или повторение новой информации повысит их способность сохранять ее в памяти. Однако, когда дети стареют и развивают языковой опыт, они начинают использовать свою семантическую память, чтобы помочь им запомнить слова, факты и события. Они также все больше осознают, как память им служит. Это осознание того, как работает память, известное как «метамерия», увеличивается через большую часть взрослой жизни.
Старение
Недостатки памяти, связанные с возрастом, могут быть обусловлены рядом причин. Исследования, проведенные в 1990-х годах американским психологом Тимоти А. Салтузисом, предполагали, что возрастные спады в рабочей памяти и скорость обработки информации могут уменьшить способность человека запоминать конкретные детали предыдущих событий. Изменения в мозге пожилых людей, особенно в лобных долях и области гиппокампа, также могут привести к дефициту памяти, связанным с возрастом. Более серьезные и широко распространенные изменения в мозге связаны с массовым снижением активности памяти, наблюдаемым при болезни Альцгеймера, также известной как Senile Dementia типа Альцгеймера или SDAT (см. Аномалию памяти).