какую роль в приведенном фрагменте играет мотив весеннего обновления жизни
Какую роль в приведённом фрагменте играет мотив весеннего обновления жизни? В каких произведениях изображены трагические события революции? (ЕГЭ по литературе)
8. Какую роль в приведённом фрагменте играет мотив весеннего обновления жизни?
В приведенном фрагменте чувствуется мотив весеннего обновления, который оказывает влияние на жизнь персонажей произведения.
Во-вторых, весенний мотив воздействует на Григория Мелехова. Под его влиянием герой строит планы на дальнейшую жизнь: он хочет уйти “подальше от родных мест, и там пережить смутное время”.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Приближение весенней поры дало Мелехову не только надежду на спасение, но энергию, чтобы продумать свои дальнейшие шаги.
Таким образом, мотив весеннего обновления жизни вернул героям тягу к жизни.
9. В каких произведениях отечественной литературы изображены трагические события революции и Гражданской войны и в чём эти произведения можно сопоставить с шолоховским «Тихим Доном»?
В романе-эпопее “Тихий дон” М. А. Шолохова изображены трагические события революции, которые в своих произведениях описывали и другие писатели.
Например, А. С. Блок в поэме “Двенадцать” выражает свое отрицательное отношение к революции. Так же, как и Шолохов, Блок через героев показывает бесчеловечное поведение большевиков, например, необоснованное убийство Катьки в “Двенадцати” и неограниченные действия Кошевого в “Тихом Доне”. Однако различие этих произведений заключается в том, что Блок вводит образ 12 красноармейцев, усиливая эффект ужасающих событий, в то время как Шолохов в романе-эпопее создает большое количество образов.
Кроме того, Б. Пастернак в романе “Доктор Живаго” изображает, как война разрушила спокойный и размеренный уклад жизни Юрия. Он против своей воли был втянут в страшную борьбу. В “Тихом Доне” Мелехов тоже стал участником круговорота вооруженных сражений и убийства своих бывших друзей без желания. Отличие этих героев заключается в том, что у Живаго герой воспринимает революцию радостно, как “великолепную хирургию”. Мелихов же не рад революции, ему тяжело, так как он хочет выяснить кто прав в этой войне.
Таким образом, все три произведения объединяет тема революции, которая в корне меняет жизнь героев далеко не в лучшую сторону.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id52689
Какую роль в приведенном фрагменте играет мотив весеннего обновления жизни
Назовите произведение А.С. Пушкина, в котором, как и в «Тихом Доне», изображены события масштабного «русского бунта».
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9
Шла весна. Сильнее пригревало солнце. На южных склонах бугров потаял снег, и рыжая от прошлогодней травы земля в полдень уже покрывалась прозрачной сиреневой дымкой испарений. На сугревах, на курганах, из-под вросших в суглинок самородных камней показались первые ярко-зелёные острые ростки травы медвянки. Обнажилась зябь. С брошенных зимних дорог грачи перекочевали на гумна, на затопленную талой водой озимь. В логах и балках снег лежал синий, доверху напитанный влагой; оттуда всё ещё сурово веяло холодом, но уже тонко и певуче звенели
в ярах под снегом невидимые глазу вешние ручейки, и совсем по-весеннему, чуть приметно и нежно зазеленели в перелесках стволы тополей.
Подходила рабочая пора, и с каждым днём таяла фоминская банда. После ночёвки наутро недосчитывались одного-двух человек, а однажды сразу скрылось чуть ли не полвзвода; восемь человек с лошадьми и вооружением отправились в Вешенскую сдаваться. Надо было пахать и сеять. Земля звала, тянула к работе, и многие фоминцы, убедившись в бесполезности борьбы, тайком покидали банду, разъезжаясь по домам. Оставался лихой народ, кому нельзя было возвращаться, чья вина перед советской властью была слишком велика, чтобы можно было рассчитывать на прощение.
К первым числам апреля у Фомина было уже не больше восьмидесяти шести сабель. Григорий тоже остался в банде. У него не хватало мужества явиться домой. Он был твёрдо убеждён в том, что дело Фомина проиграно и что рано или поздно банду разобьют. Он знал, что при первом же серьёзном столкновении с какой-либо регулярной кавалерийской частью Красной Армии они будут разгромлены наголову. И всё же остался подручным у Фомина, втайне надеясь дотянуть как-нибудь до лета, а тогда захватить пару лучших в банде лошадей, махнуть ночью в Татарский и оттуда вместе с Аксиньей – на юг. Степь донская широкая, простору и неезженых дорог в ней много; летом все пути открыты, и всюду можно найти приют. Думал он, бросив где-нибудь лошадей, пешком с Аксиньей пробраться на Кубань, в предгорья, подальше от родных мест, и там пережить смутное время. Иного выхода, казалось ему, не было.
Какую роль в приведенном фрагменте играет мотив весеннего обновления жизни
В каких произведениях отечественной литературы изображены трагические события революции и Гражданской войны и в чём эти произведения можно сопоставить с шолоховским «Тихим Доном»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9
Шла весна. Сильнее пригревало солнце. На южных склонах бугров потаял снег, и рыжая от прошлогодней травы земля в полдень уже покрывалась прозрачной сиреневой дымкой испарений. На сугревах, на курганах, из-под вросших в суглинок самородных камней показались первые ярко-зелёные острые ростки травы медвянки. Обнажилась зябь. С брошенных зимних дорог грачи перекочевали на гумна, на затопленную талой водой озимь. В логах и балках снег лежал синий, доверху напитанный влагой; оттуда всё ещё сурово веяло холодом, но уже тонко и певуче звенели
в ярах под снегом невидимые глазу вешние ручейки, и совсем по-весеннему, чуть приметно и нежно зазеленели в перелесках стволы тополей.
Подходила рабочая пора, и с каждым днём таяла фоминская банда. После ночёвки наутро недосчитывались одного-двух человек, а однажды сразу скрылось чуть ли не полвзвода; восемь человек с лошадьми и вооружением отправились в Вешенскую сдаваться. Надо было пахать и сеять. Земля звала, тянула к работе, и многие фоминцы, убедившись в бесполезности борьбы, тайком покидали банду, разъезжаясь по домам. Оставался лихой народ, кому нельзя было возвращаться, чья вина перед советской властью была слишком велика, чтобы можно было рассчитывать на прощение.
К первым числам апреля у Фомина было уже не больше восьмидесяти шести сабель. Григорий тоже остался в банде. У него не хватало мужества явиться домой. Он был твёрдо убеждён в том, что дело Фомина проиграно и что рано или поздно банду разобьют. Он знал, что при первом же серьёзном столкновении с какой-либо регулярной кавалерийской частью Красной Армии они будут разгромлены наголову. И всё же остался подручным у Фомина, втайне надеясь дотянуть как-нибудь до лета, а тогда захватить пару лучших в банде лошадей, махнуть ночью в Татарский и оттуда вместе с Аксиньей – на юг. Степь донская широкая, простору и неезженых дорог в ней много; летом все пути открыты, и всюду можно найти приют. Думал он, бросив где-нибудь лошадей, пешком с Аксиньей пробраться на Кубань, в предгорья, подальше от родных мест, и там пережить смутное время. Иного выхода, казалось ему, не было.
Какую роль в приведенном фрагменте играет мотив весеннего обновления жизни
Назовите фамилию Аксиньи, о которой упоминается в приведенном фрагменте.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9
Шла весна. Сильнее пригревало солнце. На южных склонах бугров потаял снег, и рыжая от прошлогодней травы земля в полдень уже покрывалась прозрачной сиреневой дымкой испарений. На сугревах, на курганах, из-под вросших в суглинок самородных камней показались первые ярко-зелёные острые ростки травы медвянки. Обнажилась зябь. С брошенных зимних дорог грачи перекочевали на гумна, на затопленную талой водой озимь. В логах и балках снег лежал синий, доверху напитанный влагой; оттуда всё ещё сурово веяло холодом, но уже тонко и певуче звенели
в ярах под снегом невидимые глазу вешние ручейки, и совсем по-весеннему, чуть приметно и нежно зазеленели в перелесках стволы тополей.
Подходила рабочая пора, и с каждым днём таяла фоминская банда. После ночёвки наутро недосчитывались одного-двух человек, а однажды сразу скрылось чуть ли не полвзвода; восемь человек с лошадьми и вооружением отправились в Вешенскую сдаваться. Надо было пахать и сеять. Земля звала, тянула к работе, и многие фоминцы, убедившись в бесполезности борьбы, тайком покидали банду, разъезжаясь по домам. Оставался лихой народ, кому нельзя было возвращаться, чья вина перед советской властью была слишком велика, чтобы можно было рассчитывать на прощение.
К первым числам апреля у Фомина было уже не больше восьмидесяти шести сабель. Григорий тоже остался в банде. У него не хватало мужества явиться домой. Он был твёрдо убеждён в том, что дело Фомина проиграно и что рано или поздно банду разобьют. Он знал, что при первом же серьёзном столкновении с какой-либо регулярной кавалерийской частью Красной Армии они будут разгромлены наголову. И всё же остался подручным у Фомина, втайне надеясь дотянуть как-нибудь до лета, а тогда захватить пару лучших в банде лошадей, махнуть ночью в Татарский и оттуда вместе с Аксиньей – на юг. Степь донская широкая, простору и неезженых дорог в ней много; летом все пути открыты, и всюду можно найти приют. Думал он, бросив где-нибудь лошадей, пешком с Аксиньей пробраться на Кубань, в предгорья, подальше от родных мест, и там пережить смутное время. Иного выхода, казалось ему, не было.
Какую роль в приведенном фрагменте играет мотив весеннего обновления жизни
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором звучит тема человека на войне. Что сближает это произведение с шолоховским «Тихим Доном»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9
Шла весна. Сильнее пригревало солнце. На южных склонах бугров потаял снег, и рыжая от прошлогодней травы земля в полдень уже покрывалась прозрачной сиреневой дымкой испарений. На сугревах, на курганах, из-под вросших в суглинок самородных камней показались первые ярко-зелёные острые ростки травы медвянки. Обнажилась зябь. С брошенных зимних дорог грачи перекочевали на гумна, на затопленную талой водой озимь. В логах и балках снег лежал синий, доверху напитанный влагой; оттуда всё ещё сурово веяло холодом, но уже тонко и певуче звенели
в ярах под снегом невидимые глазу вешние ручейки, и совсем по-весеннему, чуть приметно и нежно зазеленели в перелесках стволы тополей.
Подходила рабочая пора, и с каждым днём таяла фоминская банда. После ночёвки наутро недосчитывались одного-двух человек, а однажды сразу скрылось чуть ли не полвзвода; восемь человек с лошадьми и вооружением отправились в Вешенскую сдаваться. Надо было пахать и сеять. Земля звала, тянула к работе, и многие фоминцы, убедившись в бесполезности борьбы, тайком покидали банду, разъезжаясь по домам. Оставался лихой народ, кому нельзя было возвращаться, чья вина перед советской властью была слишком велика, чтобы можно было рассчитывать на прощение.
К первым числам апреля у Фомина было уже не больше восьмидесяти шести сабель. Григорий тоже остался в банде. У него не хватало мужества явиться домой. Он был твёрдо убеждён в том, что дело Фомина проиграно и что рано или поздно банду разобьют. Он знал, что при первом же серьёзном столкновении с какой-либо регулярной кавалерийской частью Красной Армии они будут разгромлены наголову. И всё же остался подручным у Фомина, втайне надеясь дотянуть как-нибудь до лета, а тогда захватить пару лучших в банде лошадей, махнуть ночью в Татарский и оттуда вместе с Аксиньей – на юг. Степь донская широкая, простору и неезженых дорог в ней много; летом все пути открыты, и всюду можно найти приют. Думал он, бросив где-нибудь лошадей, пешком с Аксиньей пробраться на Кубань, в предгорья, подальше от родных мест, и там пережить смутное время. Иного выхода, казалось ему, не было.
К какому роду литературы относится роман М. А. Шолохова «Тихий Дон»?
Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» относится к эпическому роду. Эпос — род литературы (наряду с лирикой и драмой), специфической чертой которого является повествовательность.
События, описанные во фрагменте, оттеняются картиной весенней природы.
Как называется описание природы, включённое в текст художественного произведения?
Описание природы в художественном произведении называется пейзажем. От авторской позиции зависит смысл, вкладываемый в описания природы, их взаимосвязь с другими компонентами художественного произведения.
Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в романе, и фактами их дальнейшей судьбы: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | ФАКТЫ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЫ |
А) Михаил Кошевой | 1) становится председателем хуторского ревкома |
Б) Аксинья Астахова                             | 2) уезжает в эмиграцию |
В) Григорий Мелехов | 3) возвращается в родной хутор |
4) трагически погибает, спасаясь от погони |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А) Михаил Кошевой − 1) становится председателем хуторского ревкома
Б) Аксинья Астахова − 4) трагически погибает, спасаясь от погони
В) Григорий Мелехов − 3) возвращается в родной хутор
Укажите название литературного направления, в русле которого развивалось творчество М.А. Шолохова.
Реализм − литературное направление, предполагающее правдивое изображение жизни. По определению Ф. Энгельса, реализм предполагает изображение «типичных образов в типичных обстоятельствах».
Какую роль в приведённом фрагменте играет мотив весеннего обновления жизни?
Природа в произведении, по замыслу автора, имеет особое идейно-эстетическое значение. О том, что пейзажные зарисовки в романе служат выражением чувств героев, свидетельствует пейзаж и в приведённом отрывке. Григорий стоит на пороге нового этапа своей жизни. Банда Фомина обречена − изменения неизбежны. Неслучайно период этот совпадает с весной, когда природа обновляется, когда просыпается скрытая потребность идти к земле, работать, созидать. Земля для казака − непреложная ценность, своим весенним обновлением она призывает казаков вспомнить это.
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Творчество М. А. Шолохова развивалось на традициях литературного направления — ______. Применительно к периоду советской литературы, принято называть это направление _________________.
Творчество М. А. Шолохова развивалось на традициях литературного направления — реализм. Применительно к периоду советской литературы, принято называть это направление социалистическим реализмом|социалистическим.
Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором изображены трагические события революции и Гражданской войны. Чем оно схоже (или чем различается) с шолоховским «Тихим Доном»?
Тема революции и гражданской войны звучит в романе М. Шолохова «Тихий Дон» и в романе А. Фадеева «Разгром».
Революция и гражданская война меняют привычный уклад жизни Мелеховых, героев романа «Тихий Дон». Дон разделен ненавистью. За правду каждая сторона требует убивать. Каждый раз выбор приходится оплачивать и кровью врагов, и кровью самых близких людей. Григорий Мелехов пытается понять, что происходит, пытается выяснить, кто прав, а кто виноват, чтобы как-то самому определиться. Каждый день Мелехов сталкивается с необходимостью убивать, убивать не далеких врагов, а «своих», в недавнем прошлом друзей и соседей.
В романе Александра Фадеева уже судьбы многих людей исковерканы в горниле революции и гражданской войны. Живыми остаются только девятнадцать человек из полуторосотенного отряда. Человеческий материал истреблен, но главное — поставленная задача — была выполнена. Основную идею романа «Разгром» А. Фадеев определил так: «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала. Все неспособное бороться отсеивается. Происходит переделка людей». Для Мечика война оказалась непосильным испытанием. А вот Морозка, несмотря на неоднозначность его характера, смог выстоять, остаться человеком.
Таким образом, в произведениях Шолохова и Фадеева показано, что революция и гражданская война — тяжелейшее испытание как для отдельно взятого человека, так и для народа и страны в целом.
Война — суровое испытание. Война переворачивает всё с ног на голову, беспощадно делит жизнь на «до» и «после». Так произошло с героями «Тихого Дона». Люди бегут от войны, бросая свои дома, становясь жестокими, алчными. А потом боятся возвращаться домой, как Григорий.
Тема гражданской войны раскрывается в романе А. Фадеева «Разгром». Основную идею романа «Разгром» А. Фадеев определил так: «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала. Все неспособное бороться отсеивается. Происходит переделка людей». Для Мечика война оказалась непосильным испытанием. А вот Морозка, несмотря на неоднозначность его характера, смог выстоять, остаться человеком.
Заслугой Фадеева и Шолохова является то, что они показали войну не как историческое событие, а изнутри. Авторы выдвигают на первый план не военные действия, а человека.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально 2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 8 |
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.