какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра

Дельфис

Последнее обновление

какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра. картинка какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра фото. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра видео. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра.

Рекомендуемые книги

Подписка на рассылки

Оставайтесь с нами

Отзывы наших читателей

какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра. картинка какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра фото. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра видео. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра.

какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра. картинка какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра фото. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра видео. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра.

(К 700-летию Св. Сергия Радонежского)

Если Москва – политическая и деловая столица России, то Свято-Троицкая Сергиева Лавра – её духовная столица. Значение Лавры для России можно только недооценить, а переоценить – невозможно. Павел Флоренский, священник, богослов, учёный и поэт, писал, что Троице-Сергиева Лавра «…и есть осуществление или явление русской идеи, … пронизанной духовной энергией Преподобного Сергия…». И дальше: Лавра – это «…чистейшее явление духовной формы, освобождённое ото всех наслоений и временных оболочек, от всякой шелухи, от всего полуживого…» [1].

какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра. картинка какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра фото. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра видео. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра.

Лавру называют Домом Преподобного Сергия, и если этот Дом олицетворяет Россию, то строителя и основателя этого Дома можно назвать, по выражению императора Петра I, «особым нашего Российского царствия хранителем и помощником», то есть покровителем русского народа и Ангелом-Хранителем земли Русской. Как отмечает Павел Флоренский, дело тут в глубокой связи Сергия Радонежского с душой русского народа. И чтобы познать и понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы понять душу русского народа, необходимо всмотреться в образ Преподобного Сергия, который своим трудом и молитвами оберегал свой народ.

Архидиакон антиохийского патриарха Павел Алеппский после посещения Троицкого монастыря в 1655 году отзывался о нём как о прекраснейшем месте на земле, а о церкви Святой Троицы – что она «…так прекрасна, что не хочется уйти из неё». Посол Австрии при дворе князя Василия III из династии Рюриковичей (время княжения — 1505–1533 гг.) барон Сигизмунд Герберштейн написал уникальный для своего времени труд – «Записки о Московии», к которому снова и снова обращаются историки, этнографы, языковеды, социологи и который уже в то время был переведён на основные европейские языки. В своей рукописи он восторженно отзывался о Троицком монастыре как о духовной обители земли Русской, а о русском народе сказал: «Это народ не земной, но небесный».

Ту роль, которую сыграла Троице-Сергиева Лавра в становлении и развитии Русского государства, нельзя оценить, не углубившись несколько в историю страны. XIV век для Руси – это век княжеских междоусобиц, политической и экономической зависимости от Золотой Орды. В это время жили такие значимые для русской истории люди, как Иван I Данилович Калита, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Андрей Рублёв, Феофан Грек. Появление Преподобного Сергия Радонежского и создание им духовной обители на Руси в это непростое время исторически не было случайным. Это было величайшее время, время становления Московской Руси, начало существования её как самостоятельного государства. Время борьбы за свою территорию и за её расширение, время начала активного противостояния Золотой Орде. Это был трудный период собирания земли Русской вокруг Московского княжества. И это молодое государство нуждалось в национальной идее. Необходимо было найти ту цель, ту точку опоры, вокруг которой могло бы произойти нравственное объединение народа.

Великий русский полководец, князь Новгородский и Киевский Александр Ярославович Невский из династии Рюриковичей в 1263 году выделил в удел своему младшему сыну Даниилу небольшие земли с центром в Москве. Даниил считается первым Московским князем, и территория его княжества ограничивалась бассейном реки Москвы. За потомками Александра Невского это княжество сохранилось, и они его расширили и укрепили. По мнению историков Н.М.Карамзина и С.Н.Соловьёва, внук Александра Невского Иван I Данилович Калита, княжение которого начинается в 1328 году, является первым собирателем земли Русской. Напомним, что Сергий Радонежский родился в 1314 году. Собирали Русскую землю разными путями: и военным захватом городов (как, например, Коломну и Рязань), как вымороченные земли (то есть земли, оставшиеся без наследника), а то и просто выкупали у разорившихся князей. Последний способ особенно любил Иван Калита. Его прозвище «Калита» означает денежный мешок. Время правления этого князя считается началом существования Московского княжества как центра земли Русской, однако при очень сильных пока Тверском, Владимирском и Новгородском княжествах, хотя они и вынуждены были считать Московское княжество «старшим братом». Между этими княжествами шла непрерывная междоусобная борьба.

Кроме того, соседнее княжество Литовское не давало покоя Русским землям и неоднократно, но безуспешно, пыталось завладеть ими, то развязывая войны, то заключая союз с Ордой и другими княжествами против Москвы, то с помощью династических браков укрепляя свои позиции в противостоянии Москве. Одним словом, это было смутное время, время жестокой борьбы за центральную власть, за первенство на Русской земле.

В это же время, как отмечает Павел Флоренский, происходит величайшая культурная катастрофа – конец Византии, которая просуществовала 1000 лет. Преподобный Сергий родился за 150 лет, а ушёл за 60 лет до окончательного падения Константинополя. Но перед угасанием культура Византии дала яркий всплеск в философии, поэзии, изобразительном искусстве, зодчестве, и XIV век ознаменовался так называемым «Возрождением Византии при Палеологах».

Сергий Радонежский появляется как раз в то время, когда гибнет Византия, а с её благословения молодая Московская Русь становится преемницей её культуры. Культура – это высшее проявление человеческого осознания себя как личности, что является толчком к пробуждению целого народа. Византия как бы передала Руси эстафету, но дальше она начала развиваться уже с помощью своих адептов. Павел Флоренский отмечает, что все нити русской культуры того времени сходятся к Преподобному Сергию: «Он прикоснулся к наиболее огнистой версии – к религиозно-метафизической идее Византии» [1]. Эта идея – Пресвятая Троица как символ православной Византии.

Историки (Н.А.Бердяев, А.Ф.Лосев) считают, что Киевская Русь и Московская Русь создавались на несколько разных религиозных платформах и имели отличные друг от друга символы. Киевская Русь, несмотря на крещение в 988 году, ещё долгое время оставалась языческой страной. Главный символ Киевской Руси – София Премудрая, Художница Небесная, женское начало. Она почиталась в глубокой древности у народов, исповедовавших язычество, и они в своём религиозном сознании соотносили её с Землёй-Матерью. Образ её связывают с византийским философом Кириллом (815–885 гг.), одним из основателей славянской письменности.

В христианстве образ Софии Премудрой стал отождествляться с образом Богородицы, которая несёт миру божественный замысел о соборном единстве мира, и ей, как «премудрой», отводят порой роль посредника между небом и землёй, когда «горнее нисходит к дольнему, а дольнее восходит до горнего». Христиане видели в этом образе соединение единства и многообразия. Около этого небесного образа выкристаллизовываются Великий Новгород и Киевская Русь. Практически в одно и то же время (первая половина XI века) строятся соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде. Образ Софии Премудрой – первый символ молодого Русского государства, воспринятый им от Киевской Руси.

какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра. картинка какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра фото. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра видео. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра.

Э.Лисснер. Троицкая обитель

Таким образом, основным церковным постулатом Византии стал постулат об «общей благодати Пресвятой Троицы». Эта основная мысль и была передана духовному наследнику Византии – Преподобному Сергию Радонежскому. Для России Пресвятая Троица – не только образ трёхипостасного Бога, она говорит о единстве этих ипостасей. Поэтому она стала вторым символом в процессе становления Русского государства как самостоятельной, независимой единицы. Павел Флоренский считает, что это «мужественное оформление жизни в Московской Руси», а «…родоначальники двух основных пластов русской истории – Киевской и Московской – суть провозвестники этих двух основных идей русского духа» [1]. И эти провозвестники – Святой Кирилл и Святой Сергий Радонежский.

На XIV век приходится расцвет исихазма на Афоне и в греко-славянском мире. Исихазм в переводе с греческого языка – спокойствие, тишина, уединение. Это образ жизни, отшельническое монашество, основой которого является непрерывное творение в уме молитвы и постоянный контроль над всеми внутренними помыслами. Это древняя традиция духовной практики для достижения внутреннего единства ума, воли и чувств, которая является основой православного аскетизма. Таким образом подвижник подготавливает себя к богосозерцанию. На Руси исихазм распространился в середине XIV века при поддержке митрополита Алексия, и Русь часто называют второй родиной исихазма. Сергий Радонежский не оставил какого-либо учения, но в своём жизненном подвиге он осуществил идеи исихазма.

Преподобный Сергий строит в 1340 году в радонежских лесах именно Троичный храм, так как он видит в нём символ единства Русской земли, «…чтобы постоянным взиранием на него, – по выражению Епифания Премудрого, – побеждать страх пред ненавистной раздельностью мира». Павел Флоренский пишет: «Троица называется Живоначальной, то есть началом, истоком и родником жизни, как единосущная и нераздельная, ибо единство в любви есть жизнь и начало жизни, вражда же, раздоры и разделения разрушают, губят и приводят к Смерти. По творческому замыслу основателя Троичный храм… есть прототип собирания Руси в духовном единстве, в братской любви… Он должен быть центром культурного объединения Руси» [1]. С тех пор строительство Троичных храмов на Руси связывается с именем Преподобного Сергия и они, как правило, имеют Сергиевские приделы.

Канонически крыши, а иногда и купола храмов Пресвятой Живоначальной Троицы имеют зелёный цвет, как символ живой природы, так как именно природа подарила нам этот жизнеутверждающий цвет. Но крыши и купола Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры в наше время покрыты золотом – в знак того, что этот Троичный храм является самым главным на Руси, а его основатель Преподобный Сергий – самым почитаемым святым для русского народа.

С зелёным цветом, цветом природы, связан один из значимых для христиан праздников – Троицын день. Он празднуется на пятидесятый день после Пасхи (поэтому раньше назывался праздник Пятидесятницы), в день сошествия Святого Духа на апостолов. И сошествие Святого Духа указывало на тройственность Бога. В праздник Троицы вспоминается и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве. Считается, что Троицын день был введён в России в начале XIV века Сергием Радонежским. В этот радостный день принято украшать церкви, избы, дома и даже дворы и улицы свежими травами, цветами, зелёными берёзовыми ветками. В этот праздник вспоминаются народные обычаи, корни которых уходят в глубокую древность, во времена язычества.

Преподобный Сергий Радонежский преставился в 1392 году, а основанный им монастырь вот уже около 700 лет является духовным и культурным центром России. Он имеет непростую историю: пережил вместе со своей страной взлёты и падения, войны, пожары, разрушения, разграбления, после которых вновь восстанавливался. Вместе со своим народом монастырь разделял и трудности испытаний, и славу своего Отечества.

В середине XIV века Троицкая обитель активно расширяется и перестраивается. В 1357 году строится новый деревянный храм Троицкой церкви, а окрестности вокруг заселяют крестьяне. Постепенно монастырь стал играть заметную роль в политической, культурной и экономической жизни Руси и становится опорой как власти московской, так и народа. Так, в 1363 году им была сделана попытка покончить с междоусобными войнами и примирить Ростов с Москвой, а в 1365 году из монастыря было отправлено посольство в Нижний Новгород к князю Борису Константиновичу звать его для мирных переговоров в Москву. В это время в Нижегородской, Переяславской и Московской землях свирепствует «мор», а литовская рать дважды пытается захватить Москву – в 1368 и 1370 годах. Братия монастыря помогала справиться с нахлынувшими на Русь бедами молитвою и непосредственной помощью больным и раненым, и всё время монастырь поддерживал московских князей в противостоянии внешним врагам и в попытках собрать Русские земли воедино.

Следующие два события сыграли решающую роль в деле становления молодого Московского княжества: это разгром войск золотоордынского хана Мамая на реке Воже (приток реки Оки) в 1378 году и на поле Куликовом в 1380 году русским войском под предводительством великого князя Дмитрия IV Ивановича, праправнука Александра Невского. В русских летописях отмечается, что перед битвой князь Дмитрий посетил Троицкий монастырь и принял благословение игумена Сергия Радонежского, а после победы на Куликовом поле он был прозван Донским. Примечательно то, что в Куликовской битве участвовали уже соединённые военные силы русских князей. Эти две победы московского князя значительно ослабили влияние Золотой Орды, но закрепили руководящее положение Московского княжества в Русских землях. Князь Дмитрий Иванович при составлении завещания в 1389 году, на котором присутствовал Сергий Радонежский, впервые передал великое княжение своему сыну Василию (в будущем Василий II) как свою «отчину» без санкции золотоордынского хана.

какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра. картинка какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра фото. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра видео. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра.

Симон Ушаков. Сергий Радонежский. 1669 г.

В отместку за поражение на поле Куликовом монастырь в 1408 году был сожжён и разграблен войском хана Едигея. Но следующие 200 лет прошли для обители спокойно – монастырь отстраивался и стал одной из главных святынь на Руси. В 1422 году при игумене Никоне был заложен первый белокаменный Троицкий храм на том месте, где была могила Преподобного Сергия, и в том же году Сергия Радонежского причислили к лику святых. Для украшения храма стенной росписью и создания иконостаса были приглашены уже известные к тому времени иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный с учениками. Для местного чина иконостаса Андрей Рублёв написал самую знаменитую свою икону – «Троица», создав её «в похвалу отцу своему Сергию» (Рублёв был послушником Троице-Сергиева монастыря). Это была храмовая икона, выражающая духовную суть самого храма.

В основе сюжета «Троицы» лежит библейский эпизод из жизни праведного Авраама о явлении ему божества в виде трёх прекрасных юношей, по одной версии странников, по другой – ангелов. Были и до Рублёва иконы с изображением трёх странников, как бы намёк на Пресвятую Троицу. По свидетельству Епифания Премудрого, икона Троицы появляется в келье игумена Сергия только с середины жизни, то есть во время самой активной его деятельности. Но это было только изображение библейского сюжета. В него не вкладывался тот духовный смысл, который вложил в свою икону Андрей Рублёв и который стал символом единения Руси. Как справедливо заметил Павел Флоренский, «изображение женщины с ребёнком на руках вовсе не есть первообраз Сикстины». По замыслу Рублёва, три лика Троицы явились на землю не только затем, чтобы возвестить патриарху чудесное рождение сына, но и чтобы дать людям пример дружеского согласия, мира, любви и единения. Андрей Рублёв увидел открывшееся ему откровение. «Среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир. Эту невыразимую грацию взаимных склонений, эту премирную тишину безглагольности, эту бесконечную друг перед другом покорность – мы считаем творческим содержанием Троицы», – так расшифровывает Павел Флоренский идею Пресвятой Троицы иконы Рублёва [1].

Византия не знала ни Троичных храмов, ни иконы, подобной иконе Рублёва. Этот иконографический образ воплотил суть молодой Московской Руси и как бы указал путь к её развитию и национальной идее – единению. «Это творческое воплощение первообраза Руси», – писал Павел Флоренский. А формой, которая наиболее наглядно выражает представление о единосущности трёх ипостасей Святой Троицы, является круг, и именно он положен в основу композиции иконы Андрея Рублёва. Круг этот образуют сами ангелы, а их фигуры естественно ограничивают пространство, и зрительно ты не выходишь из этого круга. Три круга (три нимба) над головами ангелов символизируют святость и божественность сидящих за столом и как бы вписываются в этот большой круг. А три малых круга, вписанных в большой круг, – это древнейший символ, священный знак. Сейчас мы не можем сказать, знал ли Андрей Рублёв о законе триединства или о священном древнем знаке, но он непостижимым интуитивным образом отразил эти понятия в своей иконе.

Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в нашем интернет-магазине

Источник

Свято-Троицкая Сергиева лавра

+ скачать и распечатать карту-схему Троице-Сергиевой лавры

Приблизительное время чтения: 11 мин.

Тысячи людей со всего света приезжают в Троице-Сергиеву лавру — в монастырь, который семь веков назад основал преподобный Сергий Радонежский. Что мы знаем об истории этой великой святыни России? Какую роль она сыграла в судьбе нашего Отечества?

какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра. картинка какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра фото. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра видео. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра.

Возрождение страны

Основал монастырь преподобный Сергий Радонежский в XIV веке. Жил святой очень скромно, молился, трудился и воспитывал учеников, но оказалось, что для своего времени он стал одним из главных людей в России!

В те годы Русская земля была поделена на княжества, которые всё время друг с другом воевали. Это называется междоусобица. Князья без конца ссорились, выводили друг против друга войска, а порой и сами убивали людей, даже своих родственников. Это очень ослабило наш народ. Слабостью пользовалась Золотая Орда, которая тогда правила Русью: ордынские ханы всё время требовали дань, совершали набеги на наши города, сёла, деревни, грабили, убивали и жгли всё подряд.

Иногда русские князья побеждали захватчиков, порой против Орды восставали целые города. Тогда гнёт становился слабее. Но для большого сражения, которое бы совсем освободило наш народ от тяжёлого ига, время ещё не наступило. Сил было мало. Не хватало грамотных людей и книг. Даже простых ремесленников, мастеров было днём с огнём не найти. Монашеская традиция тоже была в упадке. А некоторых князей даже устраивала власть Орды — руками ханов они расправлялись со своими соперниками.

В те времена монастырь преподобного Сергия был ещё совсем небольшим. Маленькая деревянная церковь, монашеские кельи, несколько хозяйственных построек, а вокруг — глухие леса, в которых ни души. Порядки в монастыре были такие строгие, а жизнь такая непростая, что даже старший брат Сергия Радонежского Стефан не выдержал и ушел жить в московский монастырь. Но постепенно вокруг отшельника Сергия собрались другие монахи, у преподобного появились ученики, а слава о святом пошла по всей Руси и за ее пределы.

Монахи зарабатывали на жизнь своим трудом, пожертвований не брали. Сам преподобный Сергий, хоть и был сыном знатного боярина, трудился больше всех: каждый день ходил за два километра с вёдрами, чтобы с утра принести братьям воды, и плотничал, и дрова рубил, и одежду шил, и еду для братии готовил.

Преподобный говорил, что монаху, а тем более священнику, нельзя быть безграмотным неучем. Его небогатый монастырь даже на те деньги, какие имелись, в первую очередь покупал книги. И иконописцев здесь всегда принимали и опекали.

К простому и мудрому игумену приезжали за советом люди со всей страны. Преподобный жил один в лесной чаще, но когда к нему приходили за советом князья, он возвращался в обитель, чтобы помирить их, объяснял, что нельзя воевать с соседями. И даже сам ездил устанавливать мир между князьями в другие города — в Нижний Новгород, Рязань и на большое княжеское собрание в город Переяславль-Залесский.

Святой Сергий учил людей любить и прощать. И сам подавал пример смирения: когда монахи в монастыре стали спорить, кто из них главнее, Сергий потихоньку ушёл из обители, чтобы не быть причиной ссоры. Монахам потом с трудом удалось его вернуть.

какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра. картинка какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра фото. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра видео. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра.

Но это не значило, что святой всегда смирялся перед злом. Когда надо, он был твёрд и крепок в вере. Московский князь Дмитрий Иванович приехал однажды к Сергию за советом: покориться ханам Орды, зная, что Русская земля будет страдать всё больше, или дать отпор сильному, жестокому врагу? Преподобный не стал отговаривать князя от сражения. Наоборот, благословил Дмитрия и поручил двум своим монахам, Пересвету и Ослябе, отправиться вместе с войском.

Дмитрий победил ордынское войско в 1378 году на реке Воже, а потом, в 1380 году дал бой ордынцам за Доном, на Куликовом поле. С победы в Куликовской битве началось освобождение русских земель. А сам князь получил прозвище Донской.

Преподобного Сергия Радонежского прославили и его ученики. После кончины святого они разошлись по русским землям и создали новые обители. Знаменитые северные монастыри — и Соловецкий, и Кирилло-Белозерский, и другие — основали ученики преподобного Сергия. Выходцы из Троице-Сергиева монастыря осваивали северные земли, а вокруг северных монастырей возникали города.
70 учеников Сергия Радонежского причислены к лику святых.

Смута

Зачем в боковых воротах Троицкой церкви дыра? Почему её не заделают? Потому что это память. В ворота попало пушечное ядро. Случилось это в Смутное время, в начале семнадцатого века.

какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра. картинка какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра фото. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра видео. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра.

Смутное время — это когда одна династия русских князей и царей прервалась, а другая ещё не появилась. Россия осталась без сильной власти. На престоле всё время менялись князья, цари, появлялись разные самозванцы, которые хотели незаконно занять трон…

Вот сел на престол государь Василий Иванович Шуйский. Русская Церковь его признала. И Троице-Сергиев монастырь царя поддерживал. Но рядом с Москвой, в Тушине встал с большой армией самозванец Лжедмитрий II. Он выдавал себя за законного царевича, сына Ивана Грозного, которого на самом деле убили в детстве. В войске Лжедмитрия служили самые разные люди: беглые казаки, изменники-дворяне, поляки, литовцы… Все хотели отличиться и получить от фальшивого царевича награды и почести.

Лжедмитрий решил напасть на Троице-Сергиев монастырь. Зачем? Если бы он захватил обитель, он бы и Москву легко окружил, и быстро разбил бы оборону Шуйского. Но главное — самозванец понимал: если его поддержат в монастыре преподобного Сергия, ему и власть в стране захватить будет легко! А польские паны и казачьи атаманы, которые были рядом с Лжедмитрием, мечтали не столько о власти, сколько о сокровищах: думали, что ограбят монастырь и получат кучу денег.

Войска Лжедмитрия под управлением польско-литовского гетмана Яна Сапеги и пана Александра Лисовского осаждали монастырь Сергия Радонежского больше года — с октября 1608 по январь 1610. Что значит «осаждали»? Это значит — стояли под стенами монастыря, никому ни войти, ни выйти не давали, морили всех, кто был в обители, голодом, обстреливали, пытались сделать подкоп и время от времени штурмовали. И всё ждали, когда же защитники сдадутся.

какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра. картинка какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра фото. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра видео. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра.

Лжедмитрий надеялся, что защитники Лавры не станут рисковать жизнью ради царя Василия, а быстренько признают самозванца законным правителем и выдадут ему казну. Но участники обороны сдаваться не собирались! Ряды защитников таяли. Люди умирали от голода и ран. К лету 1609 года в монастыре из трехсот монахов осталось сорок, а способных воевать ратников — не больше двухсот. Подкрепление не могло прорваться в обитель. Вот в эти-то страшные дни и пробило пушечное ядро двери Троицкого храма — прямо во время богослужения.

Много полегло наших, но врагов — ещё больше! Стрелецкие отряды нападали на них, выбираясь из монастыря. Артиллерия била с монастырских стен, ратники осыпали неприятеля свинцом. Войска Василия Шуйского подпирали с внешней стороны. Каждый день случались стычки и бои. Пытались литовцы и поляки прорыть ход под стенами — не вышло… Измотались бойцы Лжедмитрия, устали.

7 августа 1609 года враги всё же решились на большой штурм. Армия Сапеги была уверена в победе, а двести защитников обители, голодных, израненных, ослабленных готовились к гибели. И вдруг… сами наступавшие стали бить друг друга! Как так? Оказывается, иностранные солдаты услышали в ночной тьме, как их союзники говорят по-русски, решили, что это противник, запутались в сигналах и… напали на своих! А из Троицкой обители их всех осыпали ядрами монастырские пушки! Ура! Штурм захлебнулся! А на помощь монахам уже спешило большое войско князя Скопина-Шуйского, сторонника царя Василия! Неужели осада закончится?

Да! Как писал летописец, 12 января 1610 года «…гетман Сапега и Лисовский со всеми польскими и литовскими людьми и с русскими изменниками побежали к Дмитрову, никем не гонимые, только десницей Божией. В таком ужасе они бежали, что и друг друга не ждали, и запасы свои бросали. И великое богатство многие после них на дорогах находили — не худшие вещи, но и золото, и серебро, и дорогие одежды, и коней».

Лавра выстояла! Враг бежал! И наш народ поверил в свои силы. Стойкость, смелость защитников монастыря Сергия Радонежского подарили им надеж­ду, что неприятеля можно одолеть!

Всего через два года вокруг Троице-Сергиевой лавры собрались силы, которые помогли ополчению Минина и Пожарского дойти до Москвы и положить конец Смуте. А участники обороны обители потом признавались, что во время осады ночами видели на стене самого преподобного Сергия, который с молитвой обходил свою обитель.

Великий реформатор и великий монастырь

Об этом царь потом не забыл. Лавре помогал — построил там Трапезный храм с библиотекой на втором этаже, надвратную церковь и царский дворец. Во дворце сейчас находится Московская духовная академия, там учат будущих священников и богословов. Здания времён Петра выстроены в очень красивом стиле, который называется нарышкинское барокко.

История продолжается

К началу двадцатого века Троице-Сергиев монастырь был самым главным центром русского православия. Вокруг него вырос огромный город — Сергиев Посад. Вся жизнь города зависела от монастыря. Рядом появилась железная дорога. В Лавре было около четырёхсот монахов, а ещё студенты семинарии, паломники, работники-миряне.

Известный ученый и священник Павел Флоренский вместе с реставратором Юрием Олсуфьевым тайно вынесли из храма голову святого и спрятали её. Много лет смелые православные люди сохраняли святыню, передавая её друг другу, хотя в безбожные времена это было очень рискованно. Только после Великой Отечественной войны, когда обитель снова передали Церкви, голову вернули в монастырь.

Академия

Чем Лавра отличается от просто монастыря? В Лавре не только молятся и работают, там ещё и учат. В Троице-Сергиевой лавре в духовных школах готовят духовенство. Но так было не всегда. Советская власть после революции запретила духовные учебные заведения — семинарии. А для чего они нужны? Ведь церкви закрывали и разрушали, новым священникам и служить-то было негде. Даже Библию изучать было нельзя!

Но началась Великая Отечественная война. Главному властителю Сталину нужно было, чтобы его поддержали верующие. И он разрешил выбрать Патриарха, начать издавать «Журнал Московской Патриархии», сделал опять действующими некоторые храмы и… позволил опять готовить священников в семинариях.

какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра. картинка какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра фото. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра видео. какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в духовной жизни россии играет троице сергиева лавра.

В Троице-Сергиевой лавре после войны прошла первая за 26 лет литургия, а в 1949 году вновь открылись Московская духовная семинария и Академия. В монастыре опять появились монахи.

Церковь продолжали преследовать, но Лавру не закрывали: её оставили как «образцово-показательный» монастырь. Сюда даже привозили иностранцев, чтобы они увидели: в Советском Союзе христианская вера не под запретом!

В конце 80-х годов двадцатого века церковная жизнь начала возрождаться. И именно из Лавры вышли многие епископы, священники и настоятели новых монастырей. Обитель преподобного Сергия снова, как в самом начале, стала местом, из которого пошло духовное возрождение страны и Церкви.

Не самая большая церковь

Сегодня в Лавру каждый день приезжают тысячи паломников. В монастыре действует одиннадцать храмов, а литургия служится пять раз в день. Троицкий храм — не самый большой в Лавре, но сюда каждый день выстраивается длинная очередь из паломников, потому что в этом храме покоятся мощи преподобного Сергия.

Пока люди стоят в очереди, у раки* с мощами преподобного Сергия продолжается молитва: монахи читают ее, сменяя друг друга. В самом центре Лавры, в центре главного монастыря страны, разговор с Богом не прекращается ни на секунду.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *