какую роль сыграла ан казахской сср в развитии науки казахстана
Учредил | 1946 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Президент | Мурат Журинов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Адрес | 050010, улица Шевченко, 28, Алматы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расположение |
№ | год избрания | ФИО | специализация |
---|---|---|---|
1 | 1946 | Сатпаев, Каныш Имантаевич | горное дело |
2 | 1952 | Кунаев, Динмухамед Ахмедович | металлургия |
3 | 1955 | Сатпаев, Каныш Имантаевич | горное дело |
4 | 1964 | Чокин, Шафик Чокинович | энергетика |
5 | 1967 | Есенов, Шахмардан Есенович | геология |
6 | 1974 | Кунаев, Аскар Минлиахмедович | металлургия |
7 | 1986 | Айтхожин, Мурат Абенович | биология |
8 | 1988 | Султангазин, Умирзак Махмутович | математика |
9 | 1994 | Сагадиев, Кенжегали Абенович | экономика |
10 | 1996 | Школьник, Владимир Сергеевич | ядерная физика |
11 | 1999 | Айтхожина, Нагима Абеновна | биология |
12 | 2002 | Даукеев, Серикбек Жусупбекович | геология |
13 | 2003 | Журинов, Мурат Журинович | химия |
Структура
С конца 80-х годов XX века до 1999 года в структуру Академии наук входило 5 отделений (по областям науки) и 1 региональное отделение АН:
Академия наук Казахской ССР- крупный научный центр СССР
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
История Казахстана
11 класс
4 четверть
Раздел IV
Развитие образования и науки
Глава 10
Развитие образования и науки в Казахстане в 18 – 20 веке
Описание слайда:
Посмотрите внимательно, кого вы видите здесь, как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Описание слайда:
Цели обучения в соответствии с программой
Описание слайда:
Обратите внимание
1. Что за здание и в каком городе оно находиться?
2. Какую роль играет это учреждение в науке Казахстана?
Давайте обсудим, какие предпосылки сложились в КазССР для создания Академии наук…
Описание слайда:
Д.В.Сокольский – катализаторларды электрохимиялық әдістермен зерттеу
У.М.Ахметсафин – академик, гидрогеология және гидрофизика ғылымдары саласында еңбек етті.
М.А.Айтхожин – генетика мен микробиология саласында қомақты табыстарға жетті.
Ә.Х.Марғұлан – академик
А.И.Бараев – топырақ қорғаудың жаңа жүйесін жасау бағытында зерттеу жүргізді
Описание слайда:
Источник: https://e-history.kz/ru/biography/view/39
© e-history.kz
Описание слайда:
Академии наук КазССР
Высшее научное учреждение Казахской ССР. Основана в 1946 на базе Казахского филиала АН СССР. Находится в Алма-Ате. В составе академии (1968) 54 действительных членов и 45 членов-корреспондентов
В системе академий 5 отделений и 21 научно-исследовательский институт: отделение физико-математических наук (научно-исследовательские институты: ядерной физики; математики и механики), отделение наук о Вселенной и Земле (научно-исследовательские институты: геологических наук им. К. И. Сатпаева; горного дела; астрофизический; гидрогеологии и гидрофизики).
Описание слайда:
Описание слайда:
Актуализация. Задание № 1:
Определите историческое значение образования Академии наук КазССР по формуле «GREAT»
Описание слайда:
Задание № 2:
Используя прием «ВОЗ» написать эссе на тему:
« Роль К.И. Сатпаева в создании Аадемии наук Казахской ССР»
«В» Всупление
— Поразительный простор для мысли…
«О» Основная часть
– Хочу проиллюстрировать это следующим примером…
«З» Заключение
— И так, я считаю, что таким образом…
Описание слайда:
Дискрипторы
К заданию №1:
Определяет значение вопроса, используя все позиции формулы «GREAT»
-Раскрывает широкомасштабность темы, для дальнейшего развития
К заданию №2:
1.Аргументирует собственную позицию по формуле «ВОЗ»
2.Даёт развернутый ответ, подтверждая это тезисно, приводит примеры
3.Подводит итог, анализируя содержание написанного
Описание слайда:
Описание слайда:
Домашее задание:
— Изучить параграфы 47 – 48 и ответить на вопросы в параграфе
ИЛИ
Используя дополнительные ресурсы (библиографический, интернет)
составить развёрнутый кластер на тему: «Трудности и противоречия развития казахстанской науки в условиях советской политической системы»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Академия наук Казахской ССР- крупный научный центр СССР
Презентация к уроку «Древний Рим»
Победа греков над персами в Марафонской битве
Презентация к уроку «В Александрии египетской»
Проверочная работа по теме «Япония. Колониальная политика европейских держав в XVIII веке».
Презентация по истории на тему «В Риме при императоре Нероне» ( 5 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5242949 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Google сможет удалять снимки с детьми из результатов поиска по запросу
Время чтения: 1 минута
Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разрешило вузам переносить плановые каникулы на нерабочие дни
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Национальная академия наук Казахстана
История
Научные учреждения появились на территории Казахстана в начале XX века. Первоначально это были сельскохозяйственные и семеноводческие научные станции.
В 1925 году в г. Алма-Ата открылся санитарно-бактериологический институт.
В 1932 году была создана казахстанская база Академии наук СССР, которая в 1938 году была преобразована в Казахский филиал Академии наук СССР (КазФАН СССР), в котором перед началом Великой Отечественной войны работали 100 научных сотрудников, в том числе 3 доктора и 14 кандидатов наук.
К началу 40-х годов XX века в республике работали 12 вузов, 11 научно-исследовательских и проектно-технологических организаций, 2 проектных института, 2 сельскохозяйственных опытных станции, 6 заводских научно-исследовательских и конструкторских подразделений, ботанический сад и зоологический парк в городе Алма-Ата.
31.05.1946 года было принято постановление «Об учреждении Академии наук Казахской ССР». В первый состав Академии вошло 14 академиков и 16 членов-корреспондентов, включая видных деятелей науки, техники и культуры Казахстана — академики М. О. Ауэзов, А. Б. Бектуров, И. Г. Галузо, М. И. Горяев, А. К. Жубанов, Н. Г. Кассин, С. К. Кенесбаев, Н. В. Павлов, М. П. Русаков, К. И. Сатпаев, Н. Т. Сауранбаев, Г. А. Тихов, В. Г. Фесенков, С. В. Юшков. Первым президентом Академии наук Казахстана был избран К. И. Сатпаев.
За годы существования коллективам учёных и специалистам предприятий Казахской ССР за разработку и внедрение достижений науки и техники были присуждены Ленинские и Государственные премии. [1]
К.И. Сатпаев
Спустя всего пять лет в системе Академии наук уже действовало 50 научно-исследовательских учреждений, в которых работало около 900 человек, среди которых было шесть академиков и членов-корреспондентов АН СССР, 70 профессоров и докторов, около 200 кандидатов наук и 350 младших научных сотрудников. По сравнению с 1941 годом численность научных сотрудников филиала возросла в пять раз. Появились национальные кадры ученых, составившие примерно 30%. Среди них девять докторов и 45 канди-датов наук, обучались сотни аспирантов. Такова была тяга к науке в те послевоенные тяжелые годы.
В октябре 1945 года Правительство СССР вынесло решение об образовании Академии наук Казахской ССР. Официальное открытие республиканской Академии состоялось 1 июня 1946 года. Несомненно, это было крупнейшее событие в истории Казахстана, празд¬ник всего казахского народа. Совет Министров утвердил состав штаба науки республики. В него вошли 14 действительных членов Академии наук и 16 членов-корреспондентов.
Создание Академии наук Казахской ССР стало новым этапом в жизни и творчестве академика К. И. Сатпаева, который теперь значительную часть своего времени отдавал формированию основных научных направлений каждого научного учреждения на новом этапе, правильному планированию научных работ, решению фундаментальных проблем, связанных с развитием производительных сил республики.
В Академии наук Казахской ССР значительно развились многие, отрасли биологической и медицинской науки — зоология и паразитология, физиология человека, и сельскохозяйственных животных, микробиология, вирусология, почвоведение, ботаника, физиология и биохимия растений, экспериментальная биология, экспериментальная и клиническая хирургия и другие. Научные исследования по этим направлениям в значительной мере обязаны своим развитием неутомимой энергии К. И. Сатпаева. Большое значение в своей повседневной работе Каныш Имантаевич уделял развитию научных исследований в области истории, археологии, этнографии, языка, литературы, искусства, экономики, права и философии.
Созданный Сатпаевым Институт геологии АН КазССР стал центром исследований природных богатств республики. Разработанные им «Прогнозные карты Центрального Казахстана» по точности прогнозируемых месторождений до сих пор остаются напревзойденными.[2][3]
Источники
3. Журнал ТПУ «Томский политехник»/Издание Ассоциации выпускников ТПУ; № 10, Томск, 2004г. – 199с.
Какую роль сыграла ан казахской сср в развитии науки казахстана
Создание Академии наук КазССР. Тенденции в развитии общественных наук. Литература. Искусство.
Развитие науки. В послевоенные годы материальная база культуры была очень слабой. В 50-е годы положение в области культуры понемногу начало улучшаться.
В июне 1946 г. в научной и культурной жизни республики произошло знаменательное событие — на базе Казахского филиала АН СССР была создана Академия наук Казахской ССР. При создании нового научного центра в Казахстане организационную помощь оказали видные русские ученые С.И.Вавилов, И.П.Бардин, А.М.Пан- кратова и др. Первым президентом Академии был избран известный ученый, основатель казахской советской науки Каныш Имантаевич Сатпаев. В 1950—1965 гг. число научно-исследовательских институтов, их филиалов и отделений выросло с 34 до 84, а количество работающих в них научных сотрудников увеличилось с 3,3 тыс. до 18,2 тыс. В Усть-Каменогорске, Чимкенте, Караганде образовались крупные научные центры. Быстрыми темпами начали развиваться естественные и точные науки.
За несколько лет после образования Академии наук ученые Казахстана провели большую и плодотворную работу. В 1946—1949 гг. научные учреждения АН КазССР подготовили к внедрению в народное хозяйство более 900 предложений и научных разработок. Группа ученых под руководством К.И.Сатпаева открыла законы распространения минерального сырья в природе и составила металлогеническую и прогнозную карту. За эту работу они были удостоены Ленинской премии.
В 50-е годы была значительно расширена сфера исследований в общественных науках. Начали издаваться собрания сочинений Ч.Валиханова, И. Алтынсарина. В КазГУ был открыт факультет философии. В 1958 г. был создан Институт философии и права АН КазССР, в 1961г. — Институт языкознания, литературы и искусства. Философы начали изучать историю общественно-политической и философской мысли Казахстана в период до Октябрьского переворота, проводить исследования в области диалектической логики. В 1957—1959 гг. был опубликован двухтомник «История Казахской ССР». А.Маргулан провел исследования в области истории и культуры народов, населявших Казахстан в эпоху бронзы.
Вместе с тем в развитии общественных наук стали проявляться тенденции, которые в будущем привели эту отрасль науки к кризису. Причиной этих явлений было господство коммунистической идеологии. Общественные науки были нацелены только на восхваление деятельности коммунистической администрации. История партии превратилась в основную дисциплину, изучаемую во всех высших учебных заведениях. Партия требовала от ученых-обществоведов исследований, поддерживающих только коммунистическую идеологию.
Кто из ученых Казахстана подвергся политическим репрессиям
в первые послевоенные десятилетия?
В конце 50-х годов после принятия официальной партийной формулировки о том, что «в СССР социализм достиг полной и окончательной победы», в Казахстане, как и во всем Советском Союзе, общественно-политическая мысль развивалась только в рамках этой формулы. Ученые-обществоведы с разных позиций «доказывали», что капитализм «загнивает» и в ближайшем будущем «полностью исчезнет». Примеры увлечения казахской молодежи русским языком, чужой культурой, увеличение числа межнациональных браков, многонациональный состав населения Казахстана преподносились как «расцвет социализма» и «торжество ленинской национальной политики». Общественная мысль была полностью мобилизована на реализацию политических целей командной администрации. Приспособление к требованиям коммунистической идеологии превратило общественные науки в однобокое средство пропаганды.
Назовите имена известных писателей Казахстана, репрессированных в 30-е годы. Художественная литература.
В послевоенные десятилетия известные писатели, избежавшие репрессий, познакомили читателей с новыми своими произведениями, сформировалось новое поколение прозаиков и поэтов. Политические преследования известных деятелей культуры сильно тормозили развитие литературы и искусства, но не смогли полностью остановить его. Национальное искусство было на подъеме.
В 1947 г. Мухтар Ауэзов закончил две книги романа «Абай». За это произведение писателю была присуждена Государственная премия СССР. В 1955 г. вышло в свет продолжение этого фундаментального произведения — эпопея «Путь Абая». Труд был признан не только достижением автора, но и всей многожанровой казахской литературы.
Жизнь великого казахского поэта, философа, просветителя была описана в романе в тесной связи с жизнью и бытом казахского народа. Присуждение в 1959 г. Ленинской премии в области литературы и искусства М. Ауэзову явилось признанием культурной, художественной и научной ценности эпопеи «Путь Абая».
В 50-х годах достижением национальной прозы стал роман Г.Мусрепова «Пробужденный край». С помощью правдивых художественных образов в рамках исторической действительности писатель психологически верно отобразил изменения в Казахской степи — первых казахских рабочих, новую жизнь, преемственность вековых традиций.
Известный казахский писатель Сабит Муканов в романе «Сырдарья» описал жизнь, труд и мечты своих современников. В трилогии «Школа жизни» автор, продолжая традиции биографической повести, попытался дать оценку историческому пути народа.
В эти годы плодотворно работал Габиден Мустафин. Его повести «Шыганак» и «Миллионер», переведенные на русский язык, в Дни казахской советской литературы в Москве (1949 г.) привлекли внимание литературной общественности. Позже автор начал писать на исторические темы и создал романы «Караганда», «После бури».
В 50-е годы казахская поэзия обогатилась новыми темами, стала разнообразной. В эти годы известный казахский поэт А. Тажибаев написал несколько поэтических циклов, сатирическую поэму «Шайтан», глубокую философскую поэму «Портреты». Поэмы Х.Ергалиева «Девушка из нашего аула», «Курмангазы», Т.Жарокова «Лес в пустыне зашумел», К. Бекхожина «Мариям — дочь Жагора», Ж.Молдагалиева «Песня о песне» вошли в золотой фонд казахской советской поэзии.
Значительной вехой в литературной жизни Казахстана 50-х годов стали произведения русских, уйгурских, корейских, немецких писателей. Книга очерков И.Шухова «Целинники» стала известна широкой читательской аудитории. Завоевали признание читателей произведения Н. Алова, А. Ананьева, С.Мартъянова, И.Щеголихина. Уйгурский писатель Х.Абдуллин написал повесть «Гулистан». В создании уйгурской драматургии плодотворно трудился К. Хасанов. Появилась группа талантливых корейских писателей во главе с Ким Хван Хеном.
Казахские писатели, как и их коллеги из других союзных республик, верили в Коммунистическую партию и коммунистическое будущее страны. Поэтому в своих произведениях они восхваляли идеи революции, достижения социалистического строительства, создавали положительные образы большевиков. Тема дружбы народов вытекала из самой жизни и часто была источником для создания художественных произведений. После XX съезда КПСС, на котором был разоблачен культ личности И.Сталина, были восстановлены имена незаконно осужденных С.Сейфуллина, Б.Майлина, И.Джансугурова. Однако А.Байтурсынов, М.Жумабаев, М.Дулатов, Ж.Аймауытов, Шакарим Кудайбердиев и сотни других известных литераторов, поэтов и писателей не были реабилитированы, произведения этих авторов были запрещены.
Искусство. В послевоенные десятилетия развивалось казахское искусство. Ощущалась нехватка профессиональных деятелей искусства, но было много талантливых представителей из народа, которые обеспечили развитие этой отрасли культуры. Казахские театры пополнялись молодыми актерами, получавшими специальное образование в Москве, Ленинграде. На должности режиссеров, художественных руководителей приглашались специалисты из Центра. В 1952 г. в Казахском театре драмы В. Голубович поставил драму М.Ауэзова «Абай». Постановка была представлена к Государственной премии СССР. Пьесы
A. Абишева «Дружба и любовь», Ш.Хусаинова «Вчера и сегодня», А.Тажибаева «Одинокое дерево — не лес» заняли прочные позиции на сценах театров. Больших творческих успехов достигли актеры К.Бадыров, К.Куанышбаев, Е.Омирзаков, С.Кожамкулов, Х.Букеева и др. В Чимкенте, Караганде, Семипалатинске сформировались самобытные театральные коллективы.
Русский театр драмы, когда им руководил Я. С. Штейн, начал ставить спектакли на современные темы. Плодотворно трудились актеры театра Е.Диордиев, Ю.Померан- цев, Н.Трофимова. За выдающиеся заслуги в искусстве Б.Харламова была удостоена звания Народной артистки СССР. Стал широко известным Театр юного зрителя, возглавляемый Н.Сац.
Музыкальная культура Казахстана достигла значительных успехов. Сформировался творческий коллектив Казахской государственной хоровой капеллы. Государственный ансамбль песни и танца Казахской ССР стал лауреатом VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Оркестр национальных инструментов им. Курмангазы под руководством дирижера Ш.Кажгалиева исполнял классические произведения национальных и мировых авторов. Работала также Казахская государственная филармония. Успешно развивалось искусство оперы и балета. Знаменательным событием в мире культуры республики в 1946 г. стала постановка оперы «Биржан — Сара».
В 1949 г. за эту постановку композитор М.Тулебаев и группа постановщиков и исполнителей — К.Жандарбеков, А.Ненашев, К.Байсеитова, А.Умбетбаев, Б. Досымжанов, Ш.Бейсекова — были удостоены Государственной премии СССР. Композитор Е.Брусиловский написал оперу «Дударай», а совместно с М.Тулебаевым — оперу «Амангельды», К.Кужамьяров написал первую уйгурскую оперу «Назугум». В 1954 г. после написания симфонической поэмы «Ризвангуль» он стал лауреатом Государственной премии. В эти годы в Казахском Академическом театре оперы и балета сформировался многонациональный творческий коллектив. Здесь плодотворно работали певцы Е.Серкебаев, К.Кенжетаев, Е.Иванов, А.Круглыхина, дирижеры Г. Дугашев, Т.Османов, В.Чернов, танцоры балета Ю.Ковалев, С.Кошербаева. Развивалась также и симфоническая музыка. Композиторы В.Великанов, К.Мусин, Е.Рахмадиев, С.Мухамеджанов, Г.Жубанова и другие создали множество уникальных произведений.
После войны из-за нехватки в республике художественных учебных заведений молодые художники Казахстана обучались в вузах центральных городов (в республике было только Алматинское художественное училище). В полотнах К/Гельжанова «Жамал», «Атамекен», С.Мамбеева «В горах», «У юрты», М.Кенбаева «Песня чабана», «Беседа» отразились раздумья художника о современной действительности.
В своих картинах А.Степанов и А.Галымбаева попытались передать настроение человека. Такие мастера, как Н.Нурмухамедов, М. Лизогуб, К.Шаяхметов, А.Черкасский, О/Гансыкбаев, А.Кастеев, писали полотна на историческую, революционную, индустриальную темы. Не остались без внимания художников республики жанры графики и иллюстрирования книг. В республике сформировалась группа скульпторов. Были созданы и установлены на площадях городов скульптуры Абая, Джамбула и других писателей, общественных деятелей.
|*?Т | 1. Когда была создана Академия наук Казахской ССР? Назовите имена крупных ученых, принимавших участие в ее работе. Кто был первым президентом Академии наук?
2. Какие трудности в развитии испытывали общественно-социальные науки Казахстана?
3. Назовите известных писателей послевоенного периода и их произведения.
4. Каковы были достижения в театральном и изобразительном искусстве?
5. Каковы были достижения в области музыки?
6. Сделайте краткое заключение к теме и запишите его в тетрадь.
Новая волна репрессий охватила Казахстан в послевоенный период. В 40-50-е годы подвергались политическим преследованиям лучшие представители интеллигенции. Среди них — А. Жубанов, Е. Бекмаханов,К. Сатпаев, М. Ауэзов и др. После разоблачения культа личности
Сталина была оправдана большая группа государственных деятелей.
В развитии добывающих отраслей промышленности были достигнуты определенные успехи. Однако для казахстанской экономики ее сырьевая направленность утвердилась окончательно. Социально- бытовые условия жизни народа улучшались, но медленно. Освоение целины в северных областях Казахстана, с одной стороны, дало положительные результаты, с другой, — отрицательно повлияло на культурные и демографические процессы.
- какую роль сыграл трактат гуань цзы в истории экономической учений
- какую роль сыграла атлантическая хартия