какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога

Дифференциальная психология

какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога. картинка какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога. какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога фото. какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога видео. какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога.

Дифференциальная психология – это раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Такой подход существенно отличается от других: часто в современной психологии пытаются выделить общие психологические процессы, которые характерны у всех людей.

Например, при оценке эффективности новой терапии средняя эффективность терапии в одной группе лечения может сравниваться со средней эффективностью плацебо (или известной терапии) в контрольной группе. В этом контексте различия между людьми в их реакции на экспериментальные и контрольные манипуляции фактически рассматриваются как ошибки, а не как интересные явления для изучения.

Индивидуальные различия важны, когда мы хотим объяснить, как разные люди ведут себя. В любом исследовании существует значительная вариация между ними: скорость реакции, предпочтения, ценности и связанное со здоровьем поведение – вот лишь несколько примеров. Индивидуальные различия в таких факторах, как личность, интеллект, память или физические факторы (такие как рост, пол, возраст и другие параметры) могут быть использованы для понимания этого источника дисперсии.

Основателем дифференциальной психологии считается Уильям Штерн, который ввел само понятие, а также, что интересно, термин «коэффициент интеллекта». Разумеется, эта отрасль не была его чистейшим изобретением, ведь ее следы можно обнаружить еще в античности. Например, в «Государстве» Платона подчеркивалась важность разделения труда в соответствии с наклонностями и способностями людей. Но более ранние исследования были несистематическими и не связанными друг с другом.

Область исследований

Исследование индивидуальных различий обычно включает в себя изучение:

Задачи дифференциальной психологии

Задачи дифференциальной психологии направлены в основном на:

Задачи и проблемы, решение которых может быть найдено усилиями дифференциальной психологии, определяют прикладной уклон этой науки, который в наше время ощущается особенно сильно.

Результаты, полученные при помощи дифференциальной психологии, с успехом применяются в криминалистике, психотерапии, образовании, судебной практике, отборе персонала и для профориентации.

Методы дифференциальной психологии

Методы, который применяются в дифференциальной психологии, можно условно разделить на несколько групп:

Рассмотрим их по отдельности.

Общенаучные методы

К общенаучным методам относятся наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – это описательный исследовательский метод, который заключается в целенаправленном восприятии и регистрации поведения человека.

Эксперимент – проводимый в специальных условиях опыт получения научных знаний. Выполняется целенаправленное вмешательство в жизнедеятельность человека.

В отличии от наблюдения, эксперимент можно повторять многократно, а данные однозначны и однотипны. Главным недостатком является исчезновение естественности процесса и отсутствие целостной картины личности человека.

Если говорить о лабораторных экспериментах, то вышеозвученные недостатки остаются. Однако естественный эксперимент максимально приближен к условиям обычной деятельности человека. В этом случае он может даже и не знать, что над ним проводится опыт.

Существует также моделирование, которое пытается воссоздать фиктивную психологическую реальность. Наличие преимуществ или недостатков определяется мастерством исполнения.

Психогенетические методы

Если общенаучные методы используются в психологии в целом, то психогенетические – конкретно в дифференциальной психологии. Данная группа методов нацелена на выделение факторов среды и наследственности. Существует генеалогический и близнецовый методы.

Генеалогический – это метод для исследования семей и родословных (придуман Ф. Гальтоном и описан в книге «Наследственный гений»). Основное положение: если признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Исследователь составляет генеалогическое древо. Предположительно, по мене уменьшения степени родства должно проявляться меньше сходства.

Близнецовый метод: среди близнецов выделяют дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно) и монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами). В данном случае исследуются психологические особенности членов близнецовой пары, позволяющие определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств человека.

Исторические методы

Исторические методы применяются для изучения биографии выдающихся личностей, которые внесли существенный вклад в развитие культуры и науки. Но иногда объектами становятся и вполне обычные люди.

Среди этих методов выделяют дневниковый, биографический и автобиографический.

Дневниковый посвящен изучению жизни конкретного человека и содержит описание его поведения и развития.

Биографический применяют, когда используют биографию выдающейся личности. Если психолог заинтересован в оценке психологических особенностей человека, он проводит психографию.

Автобиографический основан на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте человека. В современном виде с его информационными технологиями появилась возможности использовать видео- и аудиоматериалы.

Психологические методы

Частные случаи применения этих методов – самонаблюдение и самооценка, которые непосредственно открывают объект изучения.

Самонаблюдение заключается в наблюдении собственных психических процессов. Преимущество всего одно, зато ключевое: человек может познать себя лучше, чем других людей. А вот недостаток – это субъективизм, необъективность.

Самооценка отражает более стабильные психические особенности. Недостаток метода в том, что человек может стыдиться раскрывать свои качества или поверхностно судить о них. Однако эти минусы можно скрасить анонимностью (в этом случае может также применяться анкетирование).

Абсолютно идеального способа познания личности не существует, поэтому главная задача психологов – комбинировать их, учитывая достоинства и недостатки каждого.

Книги

Таково краткое описание дифференциальной психологии как науки. Поскольку тема достаточно сложная и объемная, одной прочитанной статьи будет явно недостаточно. Вот список книг, с помощью которых вы можете изучить ее более детально.

Начать рекомендуем именно с книги основателя дифференциальной психологии Уильяма Штерна, которая актуальна и по сей день.

Источник

Дифференциальная психология как область психологического знания: предмет, основные понятия

Определение, предмет и задачи дифференциальной психологии, её место среди других научных дисциплин. Определение соотношения индивидуальности и личности. Использование методов статистического анализа, а также основные задачи индуктивной статистики.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления21.11.2016
Размер файла153,8 K

какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога. картинка какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога. какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога фото. какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога видео. какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

«ЮЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ИУБиП)

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ: ПРЕДМЕТ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Выполнила: Еременко Юлия Александровна

Студентка 4 курса, группы ПЗ402

Преподаватель: Галина Владимировна Самойлова

1. Определение, предмет

2. Задачи дифференциальной психологии

3. Место дифференциальной психологии среди других научных дисциплин

4. Основные понятия дифференциальной психологии

5. Методы дифференциальной психологии

В своем развитии психология, как и все остальные научные дисциплины, находится в процессе прохождения через три этапа: донаучного знания, естественнонаучной парадигмы познания и гуманитарной парадигмы. Донаучное знание характеризуется преобладанием метода наблюдения, накоплением житейских знаний и невысоким уровнем обобщения. Естественнонаучная парадигма провозглашает необходимость установления причинно-следственных закономерностей при опоре на данные эксперимента и обобщает эти закономерности. Гуманитарная парадигма сосредоточивается на уникальности рассматриваемого явления, не ставя перед собой задач статистического подтверждения достоверности данных. Господство гуманитарной парадигмы свидетельствует о зрелости научной дисциплины и отмечается не только в науках об обществе и человеке, но и в науках о природе.

Термин “Дифференциальная психология” ввел немецкий психолог В.Штерн в работе “О психологии индивидуальных различий” (1900 г.).

ДП имеет трехсоставную структуру, в которую входят области индивидуальных, групповых и типологических различий.

2. Задачи дифференциальной психологии

Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека, разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ.

Изучение источников вариабельности измеряемых признаков. С этой задачей ДП наиболее тесно связана область индивидуальных различий.

3. Место дифференциальной психологии среди других научных дисциплин

ДП изучает индивидуальную специфику протекания познавательных психических процессов, эмоций, способностей, интеллекта и т.д. В данной области своего изучения ДП находится в тесном пересечении с общей психологией. дифференциальный психология индивидуальность личность

ДП изучает возрастную специфику познавательных процессов, стилей реагирования, исследует индивидуальную вариативность соотношений психологического, социального, биологического, календарного возрастов, имеющиеся периодизации психического развития и т.д. В данной области своего изучения ДП находится в связи с возрастной психологией.

Говоря об индивидуальной вариативности свойств нервной системы, межполушарной асимметрии, темперамента и т.д., ДП находит свои взаимосвязи с психофизиологией.

ДП изучает индивидуальную вариативность, обусловленную социальным статусом субъекта, принадлежностью его к определенной социоэкономической группе, и в данной области своего изучения находится в связи с социальной психологией.

Говоря о различных подходах к пониманию «нормы» и отклонении от нее, девиациях развития, акцентуациях характера, ДП образует связи с медицинской психологией.

ДП исследует индивидуальные особенности, обусловленные этнокультурной принадлежностью субъекта. Данная область ДП находится в пересечении с этнопсихологией.

Можно проследить связи ДП с рядом других психологических дисциплин. Необходимо только отметить, что в ДП основной акцент делается не только на выявлении, констатации определенных особенностей субъекта, но и на факторах, причинах и последствиях, которые связаны с данными особенностями.

4. Основные понятия дифференциальной психологии

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

Норма _ понятие, используемое для оценки темпа и содержания психического развития человека. Основана на статистических данных, клинических показателях, социальных стереотипах и субъективных ожиданиях человека; культурно обусловлена и меняет свое содержание.

Темперамент _ закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности. По В.М.Русалову, темперамент _ психобиологическая категория, одно из независимых базовых образований психики, охватывающее все богатство содержательных характеристик человека.

Характер _ своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности и в первую очередь _ в отношениях к профессии, людям, самому себе. Это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер _ это совокупность проявлений личности на фрустрирующие ситуации, индивидуальный способ разрешения тревожности.

5. Методы дифференциальной психологии

Общенаучные методы (наблюдение, эксперимент).

Существует несколько разновидностей психогенетических методов, но все они направлены на разрешение задачи определения доминирующих факторов (генетики либо среды) в формировании индивидуальных различий.

б. Метод приемных детей. Метод состоит в том, что в исследо-вание включают 1) детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, 2) приемных и 3) биологических родителей. Поскольку с каждым из биологических родителей дети имеют 50\% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но разделяют средовые характеристики, то возможно определение относительной роли наследственности и среды в формировании индивидуальных различий.

а) метод контрольных групп

Метод основан на изучении двух существующих типов близнецовых пар: монозиготных (МЗ), образованных из одной яйцеклетки и одного спермия и имеющих практически полностью совпадающий хромосомный набор, и дизиготных (ДЗ), хромосомный набор которых совпадает лишь на 50\%. ДЗ и МЗ пары помещаются в идентичную среду. Сопоставление внутрипарного сходства у таких моно и дизиготных близнецов покажет роль наследственности и среды в возникновении индивидуальных различий.

б) метод разлученной близнецовой пары

Метод основан на изучении внутрипарного сходства разлученных в раннем возрасте волею судьбы моно и дизиготных близнецов. Всего в научной литературе описано около 130 таких пар. Обнаружено, что разлученные МЗ близнецы обнаруживают большее внутрипарное сходство, нежели разлученные ДЗ. Описания некоторых пар разлученных близнецов иногда поражают идентичностью их привычек и предпочтений.

в) метод близнецовой пары

Метод заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко представляющей собой замкнутую систему, в силу чего близнецы образуют так называемую «совокупную» личность.

г) метод контрольного близнеца

Подбираются особо похожие монозиготные пары (идеально идентичные экспериментальная и контрольная группы), а затем в каждой паре одного близнеца подвергают воздействию, а другого нет. Измеряя различия в признаках, на которые было направлено воздействие, у двух близнецов, оценивают эффективность воздействия.

Использование методов статистического анализа явилось одной из предпосылок выделения ДП в полноценную науку. Следует отметить, что и здесь одним из первопроходцев был известный англичанин Ф.Гальтон, который стал применять данный метод для доказательства своей теории наследуемости гениальности.

Для этого определяют разность между средними значениями двух распределений показателей, отклонения от среднего значения и с помощью специальных критериев и формул производят расчеты. Так, к примеру, если мы имеем группу испытуемых, на которую было оказано воздействие, то с помощью индуктивной статистики можно определить, имеется ли статистически значимое различие в показателях, которые демонстрируют испытуемые до и после воздействия.

Исторические методы (методы анализа документов)

5. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология: Учеб. пос.- Изд-во Флинта, 2008г.-129с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Актуальность этнопсихологических знаний. Предмет и основные понятия этнической психологии. Место этнопсихологии среди других наук, ее роль в развитии социальной психологии как отрасли научного знания. Основные ветви, разделы этнической психологии.

контрольная работа [23,5 K], добавлен 26.02.2011

Педагогическая психология как пограничная, комплексная область знания. Взаимосвязь педагогики и психологии. Подходы к определению предмета, ее основные проблемы и задачи. Структура педагогической психологии: психология обучения, воспитания и учителя.

презентация [618,5 K], добавлен 12.07.2011

Педагогическая психология в системе психологических наук. Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Основные вехи в становлении и развитии педагогической психологии. Активизация форм обучения, педагогическое сотрудничество.

лекция [14,4 K], добавлен 28.08.2007

Особенности психологии в системе наук. Классификация методов психологического исследования. Основные этапы развития психологической науки. Психические явления и психологические факты. Предмет и задачи общей психологии. Этапы развития психики в филогенезе.

шпаргалка [56,4 K], добавлен 22.09.2010

История появления термина «психология», ее сущность и место в системе наук. Исследование механизмов и закономерностей психики человека, а также процесса формирования психологических особенностей личности. Предмет психологии в традиционных представлениях.

реферат [61,2 K], добавлен 25.02.2012

Источник

Задачи и методы дифференциальной психологии личности

какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога. картинка какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога. какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога фото. какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога видео. какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога.Дифференциальная психология личности — направление психологии, которое изучает воздействие окружающих факторов на поведение людей. Дополнительно это направление находит разные различия между индивидами, последствия появления этих различий. Множество данных позволяет сравнивать поведение личностей между собой, выделять моменты которые влияют на характер, поступки.

Что изучает данное направление?

Дифференциальная психология — один из разделов психологической науки. Он изучает индивидуальные различия отдельных личностей, особенности их поведения. Принцип изучения заключается в том, что исследователи ищут причины, по которым изменяется поведение людей под воздействием окружающих факторов.

История развития отрасли

Перед изучением этого раздела психологической науки, желательно узнать, кто ввел термин дифференциальная психология. Впервые это понятие придумал психолог Уильям Стерн (1871–1938 года). В 1900 году ученый выпустил книгу, которая называлась «О психологии индивидуальных различий: идеи к дифференциальной психологии».

Огромный вклад в развитие науки внес Фрэнсис Гальтон, который был родственником Чарльза Дарвина. После него развитию направления поспособствовал его ученик Карл Пирсон. Он сделал значительный вклад в область статистики.

В период с 1960 по 1970 года возник бихевиоризм, который повлиял на разложение дифференциальной психологии. Два автора — Джон Фуллер и Боб Томпсон выпустили статью под названием «Поведенческая генетика». В ней они описали открытия в области генетики. Тем самым авторы объяснили полигенные передачи, мутации.

Кто внес вклад в изучение науки?

На территории бывшего СССР проблемами это й науки занималась и занимаются по сей день, школа Теплова-Небылицына. Ее основными представителями в СССР являлись — Е. А. Климов, К. М. Гуревич, Б. М. Теплов, В. С. Мерлин, Э. А. Голубева, В. Д. Небылицын.

Какие аспекты изучает данное направление?

Существует несколько аспектов, которые изучает эта наука:

какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога. картинка какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога. какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога фото. какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога видео. какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога.

Какие задачи стоят перед последователями направления?

Любое направление психологической науки ставит перед собой ряд задач, по которым проводятся различные исследования. К целям дифференциальной психологии относятся:

Полученные результаты после проведения исследований помогают работать криминалистам, судьям, преподавателям, руководителям при наборе персонала.

Методы исследования

Существует несколько методов, которые применяют специалисты, занимающиеся развитием дифференциальной психологии.

Стандартные методы

Общенаучные методы делятся на две большие группы:

какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога. картинка какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога. какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога фото. какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога видео. какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога.

У первого метода есть ряд сильных, слабых сторон. Преимущества:

К отдельному методу можно отнести моделирование. Его принцип заключается в том, что специалисты пытаются всевозможными способами воссоздать реальную ситуацию для проведения эксперимента. Результат зависит от того, насколько точно воспроизводится ситуация.

Психогенетические тесты

Специалисты выделяют две большие группы психогенных методов исследования:

какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога. картинка какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога. какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога фото. какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога видео. какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога.

Изучение исторических данных

Такие методы используются для изучения жизни выдающихся личностей или обычных людей. Применяется три способа исследования:

Психологические исследования

Сюда относится два популярных метода:

какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога. картинка какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога. какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога фото. какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога видео. какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога.

Чтобы изучать каждого человека по отдельности, идеального метода нет. Психологу необходимо комбинировать их зависимо от ситуации, особенностей характера личности.

Связь с другими науками

Развитие дифференциальной психологии связано с другими направлениями психологической науки:

Дифференциальная психология изучает различия отдельных личностей, их поведения. На их возникновение влияют факторы окружающей среды, воспитание, мнение других людей, генетика.

Полезное видео

В видео глубоко раскрыто понятие дифференциальной психологии.

Источник

Предмет, задачи и место дифференциальной психологии в системе наук.

Предмет, задачи и место дифференциальной психологии в системе наук.

Дифференциальная психология – (различие) – это раздел психологии, изучающий психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, объединенных по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий.

Предметом дифференциальной психологии являются закономерности возникновения и проявления индивидуальных, групповых, типологических различий. По определению основателя дифференциальной психологии В. Штерна – это наука о существенных различиях в психических свойствах и функциях.

Дифференциальная психология имеет трехсоставную структуру, в которую входят области индивидуальных, групповых и типологических различий.

Задачи дифференциальной психологии:

1. Изучение источников вариабельности измеряемых признаков. С этой задачей ДП наиболее тесно связана область индивидуальных различий.

2. Анализ группового распределения признаков. Данная задача пересекается с таким разделом ДП, как область групповых различий. В рамках данной задачи изучаются психологические особенности групп, объединенных по какому-либо признаку – половому, возрастному, расово-этническому и др.

3. Изучение особенностей образования типов в различных типологиях. С указанной задачей связана область ДП, изучающая типовые различия (тип – симптомокомплекс, устойчивое сочетание определенных признаков) на основании анализа отдельных типологий

Место дифференциальной психологии среди других научных дисциплин

ДП изучает индивидуальную специфику протекания познавательных психических процессов, эмоций, способностей, интеллекта и т.д. В данной области своего изучения ДП находится в тесном пересечении с общей психологией.

ДП изучает возрастную специфику познавательных процессов, стилей реагирования, соотношений психологического, социального, биологического, календарного возрастов, имеющиеся периодизации психического развития и т.д. В данной области своего изучения ДП находится в связи с возрастной психологией.

Говоря об индивидуальной вариативности свойств нервной системы, межполушарной асимметрии, темперамента и т.д., ДП находит свои взаимосвязи с психофизиологией.

ДП изучает индивидуальную вариативность, обусловленную социальным статусом субъекта, принадлежностью его к определенной социоэкономической группе, и в данной области своего изучения находится в связи с социальной психологией.

Говоря о различных подходах к пониманию «нормы» и отклонении от нее, девиациях развития, акцентуациях характера, ДП образует связи с медицинской психологией.

Методологические подходы дифференциальной психологии

Методологический подход, связанный с выделением общих и прикладных психологических типологий. Исходным положением этого подхода является предположение о существовании психологического типа как первичной реальности. В соответствии с этим положением каждый человек с самого рождения принадлежит к тому или иному психологическому типу, что решающим образом определяет проявление его психических особенностей, его поведение. (Например, типология акцентуаций характера К. Леонгарда, «Психологические типы» К.Г. Юнг)

Индивидуально-метрический подход

Применение нормального закона распределения позволяет математически обоснованно измерить выраженность оцениваемого параметра или свойства в единицах стандартного отклонения, т.е. в результате нормирования полученных эмпирических данных (Например, коэффициент IQ). Другое направление индивидуально-метрического подхода можно обозначить как корреляционно-факторное. В результате применения факторного анализа появились корреляционно-факторные модели личности.

Изучение психологических проявлений непсихологических типологий и классификаций

Это типологии и классификации, определяемые различием по полу, возрасту, этнической принадлежности, характеру профессиональной деятельности, классовой принадлежности и т.п. (Например, национальный характер белорусов).

Индивидуализационный подход

Исследуется подчинённость психологических особенностей человека биологическим и социальным закономерностям. А) Приоритет детерминации психического развития отдаётся биологическим факторам – методы генетической психологии (метод близнецов). Б) Приоритет детерминации психического развития отдаётся социальным факторам – биографический метод.

Теория совместного вклада

И наследственность, и окружающая среда влияют на всё поведенческое развитие и итоговые поведенческие свойства могут рассматриваться как результат их совместного влияния. Отдельно факторы наследственности и окружающей среды редко проявляются. Возникает вопрос о пропорции вкладов каждого фактора. Однако сами же исследователи, придерживавшиеся данной теории, убедились в несовершенстве процедуры определения пропорционального вклада.

Теория взаимодействия

Самая распространённая точка зрения на отношение между наследственностью и средой. Природа и степень влияния каждого из факторов зависит от вклада другого. Иными словами, любой фактор окружающей среды будет иметь различное влияние, в зависимости от специфики наследуемого материала, с которым он имеет дело. Точно так же любой наследственный фактор будет действовать по-разному в условиях различной окружающей среды.

Возрастные различия

Среди той же категории учащихся у подростков с более сформировавшимся поведением было установлено три типа: регулируемый, полный саморегулируемый и неполный саморегулируемый. На другом полюсе возрастного континуума также выделяются три типа стариков и старости: старик-негативист, отрицающий у себя на­личие каких-либо признаков старости, старик-экстраверт и старик-ин­троверт. Старик-экстраверт признает наступление старости, но к этому признанию приходит через внешние влияния и путем наблюдения ок­ружающей действительности, особенно в связи с выходом на пенсию. Старик-интро­верт остро переживает процесс старения, что проявляется в тупости по отношению к новым интересам, оживлении воспоминаний о про­житом — реминисценции,.

Сила нервной системы.

Понятие о силе нервной системы выдвинуто И.П. Павловым в 1922г. При изучении условнорефлекторной деятельности животных было выявлено, что чем больше интенсивность раздражителя или чем чаще он применяется, тем больше ответная условнорефлекторная реакция. Однако при достижении определенной интенсивности или частоты раздражения условнорефлекторный ответ начинает снижаться. Эта зависимость была сформулирована как «закон силы».

Было замечено, что у животных проявляется этот закон не одинаково: у одних запредельное торможение, при котором начинается снижение условно-рефлекторного ответа, наступает при меньшей интенсивности или частоте раздражения, чем у других. Первые были отнесены к «слабому типу» нервной системы, вторые к «сильному типу». Исследования проводились и лаборатории Б.М. Теплова. Была выявлена большая чувствительность лиц со слабой нервной системой по сравнению с лицами, имеющими сильную нервную систему.

Формирование характера

Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.

Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком (первая стадия личностного развития по Э.Эриксону).

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда.

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых — учителей.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.

К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы. Характер формируется и утверждается под влиянием воздействия среды, деятельности и воспитательных воздействий от других людей.

Любая черта характера есть:

· Предметно соотнесенное отношение чел. к вещам, к себе, к др. людям и к деятельности.

· Черта характера отличается:

· Переносимостью с одной ситуации на другую.

· Выразительные признаки характера:

· Поступки и действия – это сознательные преднамеренные действия, позволяющие судить, что представляет собой человек;

· Классификация черт характера и структура характера.

Структура характера

Слово «характер» в переводе с греческого означает «черта», «печать», «признак».

Характер— это индивидуальное сочетание существен­ных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Известно, что между поведением человека и его харак­тером существует теснейшая связь. Выражается это в том, что именно в поведении проявляются особенности характера человека. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт.

Каждая черта характера проявляется не изолированно от других, а связана с ними. В зависимости от этого у различных людей одна и та же черта характера может проявляться по-разному.

Не все особенности человека можно считать чертами его характера, а только существенные и устойчивые. Характер развивается и формируется в течение всей жизни человека.

Гипертимный тип

Активны, общительны, предприимчивы, настроение всегда хорошее. Дети этого типа подвижны, непоседливы, часто проказничают. Невнимательные и слабо дисциплинированные, подростки этого типа учатся нестабильно. Часто возникают конфликты со взрослыми. Имеют множество поверхностных увлечений. Часто переоценивают себя, стремятся выделиться, заработать похвалу.

Циклоидный тип

Циклоидная акцентуация характера по Личко характеризуется высокой раздражительностью и апатичностью. Дети предпочитают находиться в одиночестве дома вместо игр в компании сверстников. Тяжело переживают любые неприятности, раздражаются в ответ на замечания. Настроение меняется от хорошего, приподнятого, до угнетённого с периодичностью в несколько недель.

При взрослении проявления этой акцентуации обычно сглаживаются, но у ряда лиц могут сохраняться или надолго застревать в одной стадии, чаще угнетённо-меланхоличной. Иногда наблюдается связь перемен настроения с временами года.

Сенситивный тип

Отличается высокой чувствительностью как к радостным, так и к пугающим или грустным событиям. Подростки не любят активных, подвижных игр, не проказничают, избегают больших компаний. С посторонними боязливы и стыдливы, производят впечатление замкнутых. С близкими знакомыми могут быть хорошими товарищами. Предпочитают общаться с людьми младше или старше их. Послушные, любят родителей.

Шизоидный тип

Подростки этого типа замкнуты, общению со сверстниками предпочитают одиночество или компанию старших. Демонстративно равнодушны и не интересуются общением с другими людьми. Не понимают чувств, переживаний, состояние окружающих, не проявляют сочувствия. Собственные чувства также предпочитают не проявлять. Сверстники часто не понимают их, и поэтому настроены к шизоидам враждебно.

Истероидный тип

Истероиды отличаются высокой потребностью во внимании к себе, эгоцентризмом. Демонстративны, артистичны. Не любят, когда в их присутствии уделяют внимание кому-то другому или хвалят окружающих. Имеется высокая потребность в восхищении со стороны окружающих. Подростки истероидного типа стремятся занять исключительное положение среди ровесников, обращать на себя внимание, влиять на окружающих.

Конморфный тип

Дети и подростки конморфного типа отличаются отсутствием собственного мнения, инициативы, критичности. Они охотно подчиняются группе или авторитетам. Их жизненный настрой можно охарактеризовать словами «будь как все». При этом такие подростки склонны к морализаторству и очень консервативны. Ради защиты своих интересов представители этого типа готовы на самые неблаговидные поступки, и все эти поступки находят объяснение и оправдание в глазах конморфной личности.

Психастенический тип

Подростки этого типа характеризуются склонностью к размышлениям, самоанализу, оценке поведения окружающих. Их интеллектуальное развитие опережает сверстников. Нерешительность у них сочетается с самоуверенностью, суждения и взгляды безапелляционны. В моменты, когда необходима особая осмотрительность и внимательность, они склонны к импульсивным поступкам. С возрастом этот тип мало изменяется. Часто у них возникают обсессии, служащие средством преодоления тревоги. Также возможно употребление алкоголя или наркотиков. В отношениях мелочны и деспотичны, что мешает нормальному общению.

Паранойяльный тип

Не всегда типы акцентуации характера по Личко включают этот вариант акцентуации в силу его позднего развития. Основные проявления паранойяльного типа появляются к 30-40 годам. В детстве и подростковом возрасте для таких личностей характерна эпилептоидная или шизоидная акцентуация. Основная их черта – завышенная оценка своей личности, а соответственно наличие сверхценных идей о своей исключительности. От бредовых эти идеи отличаются тем, что воспринимаются окружающими как реальные, хотя и завышенные.

Неустойчивый тип

Подростки проявляют повышенную тягу к развлечениям, безделью. Отсутствуют интересы, жизненные цели, их не волнует будущее. Часто их характеризуют как «плывущих по течению».

Эмоционально-лабильный тип

Дети непредсказуемы, с частыми и сильными перепадами настроения. Поводы для этих перепадов – незначительные мелочи (косой взгляд или неприветливая фраза). В периоды плохого настроения требуют поддержки близких. Хорошо чувствуют отношение к себе окружающих.

Эпилептоидный тип

В раннем возрасте такие дети часто плаксивы. В старшем – обижают младших, мучают животных, издеваются над теми, кто не может дать сдачи. Для них характерны властность, жестокость, самолюбие. Однако их власть держится в значительной мере на добровольном подчинении других детей. Предпочитают условия жесткой дисциплины, умеют угодить руководству, завладеть престижными постами, которые дают возможность проявить власть, установить свои правила.

Классификация способностей

Способности – это индивидуально-пихологические особ-ти л-ти, обеспечивающие успех в деят-ти, в общении и легкость овладения ими. Способности можно классифицировать на:

природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через мех-ы научения типа условно-рефлекторных связей);

специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и разв-ие в социальной среде.

Спец-ие ч-ие способности в свою очередь подразделяются на:

общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деят-ти и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, опред-ие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);

теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Имбецильность

Средняя степень олигофрении — имбецильность. В сравнении с идиотами у имбецилов имеются более выражен­ные признаки сознательной психической деятельности. Их ре­акции на различные воздействия окружающей среды отличают­ся большей живостью и разнообразием. У них можно отметить элементы осознания собственной личности — знают и называют свое имя, фамилию, некоторые дети знают свой возраст.

Дебильность

Легкая степень олигофрении обозначается термином «дебильность» (что в переводе с латинского обозначает — слабость, хилость).

Психическая неполноценность проявляется у дебилов отно­сительно позднее, чаще в начале школьного обучения. Их интеллект более сохранен. Поэтому в процессе развития они дают большее продвижение, чем имбецилы. Дети-дебилы способны обучаться в специальных вспомогательных школах.

В процессе обучения у дебилов увеличивается запас пред­ставлений, знаний, навыков и умений. Увеличивается активный словарь, развивается фразовая речь.

Дебилам в некоторой мере свойственны индивидуальные особенности темперамента, характера и эмоциональных реак­ций. Они обладают и сравнительно большими возможностями в отношении овладения некоторыми видами трудовой деятельно­сти.

Предмет, задачи и место дифференциальной психологии в системе наук.

Дифференциальная психология – (различие) – это раздел психологии, изучающий психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, объединенных по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий.

Предметом дифференциальной психологии являются закономерности возникновения и проявления индивидуальных, групповых, типологических различий. По определению основателя дифференциальной психологии В. Штерна – это наука о существенных различиях в психических свойствах и функциях.

Дифференциальная психология имеет трехсоставную структуру, в которую входят области индивидуальных, групповых и типологических различий.

Задачи дифференциальной психологии:

1. Изучение источников вариабельности измеряемых признаков. С этой задачей ДП наиболее тесно связана область индивидуальных различий.

2. Анализ группового распределения признаков. Данная задача пересекается с таким разделом ДП, как область групповых различий. В рамках данной задачи изучаются психологические особенности групп, объединенных по какому-либо признаку – половому, возрастному, расово-этническому и др.

3. Изучение особенностей образования типов в различных типологиях. С указанной задачей связана область ДП, изучающая типовые различия (тип – симптомокомплекс, устойчивое сочетание определенных признаков) на основании анализа отдельных типологий

Место дифференциальной психологии среди других научных дисциплин

ДП изучает индивидуальную специфику протекания познавательных психических процессов, эмоций, способностей, интеллекта и т.д. В данной области своего изучения ДП находится в тесном пересечении с общей психологией.

ДП изучает возрастную специфику познавательных процессов, стилей реагирования, соотношений психологического, социального, биологического, календарного возрастов, имеющиеся периодизации психического развития и т.д. В данной области своего изучения ДП находится в связи с возрастной психологией.

Говоря об индивидуальной вариативности свойств нервной системы, межполушарной асимметрии, темперамента и т.д., ДП находит свои взаимосвязи с психофизиологией.

ДП изучает индивидуальную вариативность, обусловленную социальным статусом субъекта, принадлежностью его к определенной социоэкономической группе, и в данной области своего изучения находится в связи с социальной психологией.

Говоря о различных подходах к пониманию «нормы» и отклонении от нее, девиациях развития, акцентуациях характера, ДП образует связи с медицинской психологией.

какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога. картинка какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога. какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога фото. какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога видео. какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога.

какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога. картинка какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога. какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога фото. какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога видео. какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играют знания по дифференциальной психологии в деятельности психолога.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *