какую роль играют способности и талант в развитии личности
Талант и способность. Что важнее?
Талант и способность. Что важнее?
Еще в школьные годы было заметно, как одни дети отличаются от других. Пение, рисование, математика – всегда находился один ребенок, превосходящий остальных. Преуспевал он естественно, без особых усилий. В то же время, его одноклассники лили слезы и интенсивно трудились, чтобы достичь аналогичного результата. Так вот, примерно так выглядит разница между одаренностью и навыком.
Что это такое?
Для начала необходимо дать определение таланту и навыку. Правильное отношение к двум разным переменным позволяет найти грамотный подход к личному развитию и дает понимание того, из чего на самом деле состоит успех.
Способность, или навык – это приобретенное посредством обучения умение, которое позволяет человеку эффективно выполнять определенное дело.
Одаренность, или талант – это врожденное существующее по умолчанию умение человека искусно выполнять определенную задачу.
В поисках ответа на вопрос насколько успешным может быть человек, среди этих двух категорий постоянно пытаются выделить одну, определяющую. Одни считают, что только талант способствует покорению высот. Другие – что всего возможно добиться упорным оттачиванием навыков. Что из этого верно? Посмотрим, что об этом говорит наука.
Тайна одаренности
О таланте часто говорят как о «данном свыше» и чем-то сверхъестественном. На самом же деле, вся неординарность упирается в гены.
Исследуя вопрос одаренности, ученые собрали группу людей, которые никогда ранее не занимались атлетикой. Все они придерживались одинакового режима тренировок, но по истечению эксперимента участники продемонстрировали различные результаты. Одни преуспели, другие – практически не сдвинулись с места.
Интересно следующее: участники со схожими биологическими данными показывали схожий результат. Их генетика сыграла ключевую роль в атлетических достижениях. Получается, если ваши родители показывали высокий результат в определенной деятельности, существует вероятность того, что эта способность есть и у вас.
При статистическом анализе выносливости выяснилось, что около 50% улучшений были связаны с генетикой. Талантливые атлеты – это люди, рожденные с генетической предрасположенностью к спорту.
Об этом написана целая книга Дэвида Эпштейна «Спортивный ген». В ней подробно рассказывается о роли одаренности в спорте и о том, какой ценой дается успех.
Упорного труда недостаточно
Окей, со спортом разобрались. Тут без биологических данных никуда. Но, может, в интеллектуальной сфере дела обстоят иначе?
Исследователи из Университета штата Мичиган анализировали деятельность шахматистов и музыкантов. Искалась взаимосвязь между практикой и успешностью в их деятельности. Оказалось, что практика влияет на уровень мастерства всего лишь на треть – как в шахматах, так и в музыке.
Получается, что и здесь одного развития способности недостаточно. Исследователи предполагают, что для успеха необходим тот самый «врожденный талант».
Теория 10 000 часов
В противовес предыдущему опыту, существует исследование, которое утверждает: 10000 часов могут сделать из любого человека профи. Исследование проводилось на скрипачах и показывало, что уровень их мастерства напрямую зависит от количества часов, которые были посвящены музыке. «Бездарные» скрипачи практиковались 4000 часов, неплохие – 8000, а выдающиеся потратили все 10000 тысяч часов.
Отсюда последовал вывод: усердные 10000 часов труда, и человек становится мастером своего дела. Эта идея является центральной в книге Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры». Действительно – интенсивный труд в одном конкретном направлении, длящийся многие годы, позволяет мозгу перестроиться и стать крайне эффективным в избранной стезе.
Что же, все-таки, важнее?
Опираясь на исследовательские данные, мы получаем простой вывод – важно и то, и другое. Необходим талант, в качестве базы. Затем, поверх таланта, необходимо развивать навыки. Да-да, тем самым упорным трудом 10 000 часов.
Талант, без развития способностей, останется, как говорят, «не раскрытым». А развивать навыки без всякой предрасположенности к ним – насильственное дело. Получается рецепт для достижения успеха таков: фокус на своих сильных сторонах плюс интенсивное развитие способностей.Что делать, если нет таланта?
Скорее всего, вы просто плохо искали. Ведь талант – это не обязательно нечто фееричное. Это вещи, которые вам легко даются, при этом у вас получается лучше, чем у других. Предлагаем вам три вопроса, которые помогут отыскать свои сильные стороны.
Что думают ваши близкие?
Иногда человек не в состоянии увидеть свои преимущества. Зато окружающие всегда замечают его особенности. Не стесняйтесь поинтересоваться у них, что особенное они в вас замечали? Скорее всего, вы услышите их ответ не в первый раз. Примите это как подсказку.
Что вам дается легко?
Талант, это когда какое-то занятие дается вам просто и получается хорошо. Вспомните эпизоды из детства. Подумайте, какие предметы легко давались вам в школе. Это могут быть совсем маленькие особенности, порой даже странные. Выписывайте на бумагу все, что приходит вам на ум.
Что приносит вам наибольшее удовольствие?
Еще одно проявление таланта – получение удовольствия от выполняемого дела. Вспомните, при каких занятиях вы ощущали, что выполняете большое, приятное для себя дело, которое вызывало у вас так называемое «sense of purpose».
Вероятно, бесталанных людей не существует – есть только не нашедшие своих особенностей. Стоит проверить на себе.
Талант или способности: что важнее?
Думаем, тебе интересно узнать: важнее талант или способности? Ведь ответ на этот вопрос поможет решить дилемму, куда поступать: на специальность, к которой у тебя есть талант, или на менее интересную, но популярную программу. Давай порассуждаем вместе, стоит ли рисковать.
Чем отличается талант от способности?
Чтобы ты не путался, разграничим эти два понятия. Талант — это врождённое умение человека искусно что-либо делать. То есть навык, который передаётся на генетическом уровне, от родителей к детям. За примером далеко ходить не нужно. Достаточно вспомнить семейные династии художников, эстрадных исполнителей, врачей и так далее. Способности же не связаны с наследственностью. Способным человек может стать только после обучения. Например, студент, прошедший стажировку в компании, понимает, что он отличный менеджер. Хотя ранее такого не замечал.
Так что же помогает человеку стать успешным? Способность или талант? И стоит ли ломать себя и идти на нелюбимую, но престижную работу? Или выбирать профессию по таланту? Посмотрим, что об этом говорит наука.
Гены решают многое
Как мы отмечали выше, истоки таланта кроются в наследственности. Для этого учёные даже провели эксперимент. Они собрали группу людей, которые никогда раньше не занимались атлетикой. Участники определённое время тренировались по одинаковому графику, а в конце теста исследователи проверили их результаты. Одни справились лучше с упражнениями, другие — хуже. Учёные пришли к таким интересным выводам: участники со схожими биологическими данными показывают близкие результаты. К тому же в 50% случаев генетика значительно повлияла на их спортивные достижения. Талантливые атлеты — это люди, рождённые с генетической предрасположенностью к спорту.
Подробности эксперимента ты можешь прочесть в книге Дэвида Эпштейна «Спортивный ген»
Упорной работой талант не заменишь
Тогда учёные решили проверить, как влияет генетика на интеллектуальные способности людей. Группа исследователей из Университета штата Мичиган анализировали зависимость успеха шахматистов и музыкантов от их практики. То есть, можно ли только частыми репетициями добиться высот в этом деле, без таланта. Выяснилось, что практика влияет на уровень мастерства лишь на треть. Причём как в шахматах, так и в музыке. Получается, что вторым Моцартом без таланта не стать.
Теория «10 000 часов»
Но существует и обратная теория, которая утверждает, что за 10 000 часов из любого человека можно сделать профи. Для сравнения учёные брали работу скрипачей. «Бездарные» музыканты практиковались 4000 часов, хорошие — 8000, а выдающиеся — все 10 000. Результаты исследования натолкнули на мысль, что за 10 000 часов усердной практики человек становится мастером своего дела. Если подумать логически, то, пожалуй, можно согласиться. Многолетний интенсивный труд позволяет мозгу адаптироваться и эффективнее работать в своей стезе. Но талантливому человеку, как ни крути, для потребуется меньше времени, чтобы стать мастером.
С теорией «10 000 часов» ты можешь познакомиться, прочитав книгу Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры»
Но что всё-таки важнее: талант или способность?
Сравнив все теории, мы пришли к простому выводу: важны и талант, и навыки. Талант необходим как база. Но без развития он потеряет ценность. Поэтому, соединив талант и способности, можно достичь большего успеха и высот. При выборе профессии советуем отталкиваться от своих сильных сторон и одарённости. С учётом того, что их стоит развивать, чтобы в будущем стать профессионалом.
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Какую роль в развитии личности играют способности и талант?
Какую роль в развитии личности играют способности и талант.
Способности и талант играют большую роль в развитии личности.
Ведь способность и талант развивают личность по мере того, как человека развивает свои способности и таланты.
То есть оба эти развития взаимосвязаны.
Развивая одно, человек развивается сам, закаляясь и самоусовершенствуясь.
Способности являются свойствами, которые происходит из деятельности человека.
Талант же является врожденным свойством личности.
Но талант требует длительного развития, также в рамках деятельности.
Поскольку деятельность занимает всю жизнь человека, способности и талант играют важнейшую роль в развитии личности.
Кто играет самую важную роль в формировании личности ребенка?
Кто играет самую важную роль в формировании личности ребенка.
Плизззз какое из приведенных утверждений кажется вам более верным : Группа подавляет личность и способность подростка, Только в группе подросток проявляет свои способности и таланта?
Плизззз какое из приведенных утверждений кажется вам более верным : Группа подавляет личность и способность подростка, Только в группе подросток проявляет свои способности и таланта?
Какую роль в становлении личности играет общество?
Какую роль в становлении личности играет общество?
Какое из пиведённых утверждений кажется вам более верным : «Группа подавляет личность и способности подростка, » Только в группе подросток проявляет свои способности и таланты»?
Какое из пиведённых утверждений кажется вам более верным : «Группа подавляет личность и способности подростка, » Только в группе подросток проявляет свои способности и таланты»?
Какую роль играет личность в системе факторов производства?
Какую роль играет личность в системе факторов производства?
Какую роль в развитии общества играют социальные конфликты?
Какую роль в развитии общества играют социальные конфликты.
Какую роль играет общение в развитии личности ребёнка?
Какую роль играет общение в развитии личности ребёнка.
Какую роль играю играет в развитии общества каждый из субъектов исторического процесса?
Какую роль играю играет в развитии общества каждый из субъектов исторического процесса?
«Вербальное общение играет огромную роль в становлении личности» за и против?
«Вербальное общение играет огромную роль в становлении личности» за и против.
Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая.
2. В случае наступления АНОМИИ. 3. В основе социальной стратификации лежит социальная дифференциация — разделение людей по группам, соотносимым между собой как по горизонтальной, так и по вертикальной шкале. Наиболее распространенной является социа..
Да, является текст и речь.
Наверное не каждый хочет жить в городе, но я хочу. Город, в котором я живу, очень большой, поэтому он мне не составит проблем находить новых друзей каждый день. Жить в городе — жить нормально.
Костюм эпохи Средневековья выполнял во многом социальную функцию. Ношение платья в XIV—XVI веках определялось понятием «луковицы», когда верхнее платье надевалось поверх нижнего, и количество слоёв зависело от социального статуса хозяина, его состоя..
Человек, который родился в каком либо государстве (стране) принадлежит ему на законных основаниях (то есть он имеет полное право там проживать).
Откуда мы знаем в чем ты видишь смысл своей жизни.
Талант vs способность. Что важнее?
Еще в школьные годы было заметно, как одни дети отличаются от других. Пение, рисование, математика – всегда находился один ребенок, превосходящий остальных. Преуспевал он естественно, без особых усилий. В то же время, его одноклассники лили слезы и интенсивно трудились, чтобы достичь аналогичного результата. Так вот, примерно так выглядит разница между одаренностью и навыком.
Что это такое?
Для начала необходимо дать определение таланту и навыку. Правильное отношение к двум разным переменным позволяет найти грамотный подход к личному развитию и дает понимание того, из чего на самом деле состоит успех.
Способность, или навык – это приобретенное посредством обучения умение, которое позволяет человеку эффективно выполнять определенное дело.
Одаренность, или талант – это врожденное существующее по умолчанию умение человека искусно выполнять определенную задачу.
В поисках ответа на вопрос насколько успешным может быть человек, среди этих двух категорий постоянно пытаются выделить одну, определяющую. Одни считают, что только талант способствует покорению высот. Другие – что всего возможно добиться упорным оттачиванием навыков. Что из этого верно? Посмотрим, что об этом говорит наука.
Тайна одаренности
О таланте часто говорят как о «данном свыше» и чем-то сверхъестественном. На самом же деле, вся неординарность упирается в гены.
Исследуя вопрос одаренности, ученые собрали группу людей, которые никогда ранее не занимались атлетикой. Все они придерживались одинакового режима тренировок, но по истечению эксперимента участники продемонстрировали различные результаты. Одни преуспели, другие – практически не сдвинулись с места.
Интересно следующее: участники со схожими биологическими данными показывали схожий результат. Их генетика сыграла ключевую роль в атлетических достижениях. Получается, если ваши родители показывали высокий результат в определенной деятельности, существует вероятность того, что эта способность есть и у вас.
При статистическом анализе выносливости выяснилось, что около 50% улучшений были связаны с генетикой. Талантливые атлеты – это люди, рожденные с генетической предрасположенностью к спорту.
Об этом написана целая книга Дэвида Эпштейна «Спортивный ген». В ней подробно рассказывается о роли одаренности в спорте и о том, какой ценой дается успех.
Упорного труда недостаточно
Окей, со спортом разобрались. Тут без биологических данных никуда. Но, может, в интеллектуальной сфере дела обстоят иначе?
Исследователи из Университета штата Мичиган анализировали деятельность шахматистов и музыкантов. Искалась взаимосвязь между практикой и успешностью в их деятельности. Оказалось, что практика влияет на уровень мастерства всего лишь на треть – как в шахматах, так и в музыке.
Получается, что и здесь одного развития способности недостаточно. Исследователи предполагают, что для успеха необходим тот самый «врожденный талант».
Теория 10 000 часов
В противовес предыдущему опыту, существует исследование, которое утверждает: 10000 часов могут сделать из любого человека профи. Исследование проводилось на скрипачах и показывало, что уровень их мастерства напрямую зависит от количества часов, которые были посвящены музыке. «Бездарные» скрипачи практиковались 4000 часов, неплохие – 8000, а выдающиеся потратили все 10000 тысяч часов.
Отсюда последовал вывод: усердные 10000 часов труда, и человек становится мастером своего дела. Эта идея является центральной в книге Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры». Действительно – интенсивный труд в одном конкретном направлении, длящийся многие годы, позволяет мозгу перестроиться и стать крайне эффективным в избранной стезе.
Что же, все-таки, важнее?
Опираясь на исследовательские данные, мы получаем простой вывод – важно и то, и другое. Необходим талант, в качестве базы. Затем, поверх таланта, необходимо развивать навыки. Да-да, тем самым упорным трудом 10 000 часов.
Талант, без развития способностей, останется, как говорят, «не раскрытым». А развивать навыки без всякой предрасположенности к ним – насильственное дело. Получается рецепт для достижения успеха таков: фокус на своих сильных сторонах плюс интенсивное развитие способностей.
Что делать, если нет таланта?
Скорее всего, вы просто плохо искали. Ведь талант – это не обязательно нечто фееричное. Это вещи, которые вам легко даются, при этом у вас получается лучше, чем у других. Предлагаем вам три вопроса, которые помогут отыскать свои сильные стороны.
Вероятно, бесталанных людей не существует – есть только не нашедшие своих особенностей. Стоит проверить на себе.
Талант и способность — непобедимая сила
Дата публикации: 16.06.2015 2015-06-16
Статья просмотрена: 1059 раз
Библиографическое описание:
Эрназарова, Ш. Н. Талант и способность — непобедимая сила / Ш. Н. Эрназарова, Л. Т. Туракулов, Г. А. Эшкулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 575-579. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20218/ (дата обращения: 29.10.2021).
Для талантливого и трудолюбивого человека не существует никакой преграды
Людвиг ван Бетховен
Что такое художественный талант — он от природы или продукт воспитания? Вопрос вполне естественный. Можно смело сказать, что художественный талант во многом связан с прирожденными качествами человека и развивается на протяжении всей жизни. Потому что, если у человека нет прекрасных, возвышенных чувств, то ни в одном высшем учебном заведении не воспитают в нём поэта или писателя. Расул Гамзатов писал по этому поводу так: «В нашем институте Художества учились на первом курсе 20 поэта, 4 прозаика и 1 драматург. На пятом курсе остались 1 поэт, прозаик и драматург, все остальные стали критиками».
Как видите, из 20 молодых человек лишь у одного обнаружился поэтический талант. По нашему мнению, даже из тех 20 человек очень немногие стали настоящими талантливыми критиками. Следовательно, ошибаются те, кто считает талант результатом воспитания и окружающей среды. В своей статье под заголовком «Талант и труд» А.Мухаммадкулов пишет, что способность и талант не врождённые качества, а приобретаются годами, но в то же время некоторые приведённые самим автором примеры опровергают эту мысль. Алишер Наваи с четырёхлетнего возраста писал газели, Моцарт и Римский-Корсаков в 3–4 летнем возрасте сочиняли музыку, Норберт Винер поступил на учёбу сразу с девятого класса.
Мы не отрицаем роль окружающей среды и воспитания в формировании таланта этих творческих личностей. К примеру, в развитии способностей Абдуллы Кадыри и Хамида Алимджана большую роль сыграли их родные, семейная среда, воспитание в медресе и в школе. Но для становления настоящей творческой личности этого недостаточно. В статье «Десять качеств творческой личности», опубликованной в журнале «Фан ва турмуш» («Цаука и жизнь»), Л.Фаттохов говорит так: «Издавна бытует мнение 6 том, что для того чтобы стать поэтом, художником или изобретателем нужно иметь прирожденные способности. Но теперь многие осознают; что творчеством могут заниматься все — таланту можно научиться».
Это — абсолютно неправильная мысль. Если можно было стать поэтом или писателем, то ими могли бы стать сегодня все, кто учится. Но жизнь показывает, что из тысячи студентов вузов лишь единицы способны проявлять свой талант. Более того, бывают такие дарования, которые рождаются раз в сто лет. Конечно, уровень нашего образования несравнимо выше по сравнению со временем, когда учились великие Алишер Наваи и Бехзод, но есть ли сегодня среди нас такие таланты, как они.
По этому поводу есть очень интересное высказывание Льва Николаевича Толстого, которое звучит так: «Считаю, всё то, чем живу я сейчас, приобрёл в детстве. В то время я быстро освоил так много вещей, что могу сказать, за все последующие годы своей жизни не изучал и сотую долю того. От пятилетнего возраста до моего сегодняшнего состояния всего один шаг, но расстояние между новорождённым и пятилетним ребенком — огромное».
Характерно и такое высказывание Сомерсета Моэма — «может быт, никого так хорошо не знаешь, как тех, с кем ты провёл своё детство и молодость». Творческие люди по-разному видят окружающий мир. Впоследствии, при выборе жизненных ситуаций для создания своего произведения они исходят из собственного мировосприятия и убеждений. Процесс выбора случаев жизни требует от писателя огромного творческого поиска и труда.
По мнению Аристотеля трагическое произведение пробуждая в человеке чувства страха, ярости и сострадания, в то же время «очищает» его душу. У читателя или зрителя возникает душевная близость к произведению являющегося результатом духовного полёта автора. Таким образом, художественное произведение оказывает воздействие и изменению отношения человека к изображаемому действию.
Аристотель верил в лечебное воздействие искусства. Его слова — «Лечите, вооружившись искусством» можно воспринимать своеобразным обращением к психотерапевтам всего мира.
В каждом возрастном периоде какие-то качества личности достигают фазу своего совершенства. Например, в 18–25 лет сформируется сенсорное восприятие окружающей среды (согласно сведениям Лазарева), в 35 интеллектуально-творческие способности, а в 50–60 лет на высшую точку выйдет развитие личности. В общем, подобные качества- развиваются у человека в течение всей жизни. Ещё что характерно, развитие какой-нибудь способности в определенном возрасте происходить за счёт ослабления другой функции. К примеру, обширная база знаний и хорошая ориентация в мире информации у пожилых людей возникает взамен ослабления у них определенных психомоторных функций. Точно также 3–5 летний возраст ребёнка самое благоприятное время для познания им языка, его смысловых и структурных особенностей. Именно это качество утеряет силу у человека к 43–55 годам.
Одной из главных проблем возрастной психологии считается вопрос о том, какие предпосылки являются основополагающими в развитии личности — генетические, социальные, врождённые или приобретённые. Естественно, очень большое значение в развитии ребёнка имеют качества, унаследованные от родителей — анатомо-физиологические данные, особенности мышления и другие, которые обязательно отражаются в сознании. К примеру, даже простой аномальный аспект (низкий рост, короткие руки) негативно воздействует на психику человека и его поведению в обществе. Но, с другой стороны, нельзя умалят воздействие на человека и самой внешней среды. Например, если ребёнок не учится и не воспитается, то трудно даже представить себе его развитие. Многие учёные, ломавшие головы, над этим вопросом (Л.Выготский, Ж.Пиаже, С.Рубинштейн, А.Леонтьев; и другие) не отрицая важную роль обоих предпосылок, поддерживали мысль о главенствующем воздействии социальной среды на развитие личности. Потому что правильное воспитание, характер семейных отношений, социальная группа людей с которыми человек общается, брак и решение других вопросов всегда играл и играет важнейшую роль в интеллектуальном развитии личности.
Особенность классификации Эриксона тем ценна, что в ней имеется ввиду — мнение человека о себе может измениться под воздействием общества. Подобное разделение на циклы в последнее время предлагается ещё многими специалистами (Г.Гримм, Д.Бромлей и др.). Общий их критерий таков — что предлагает каждый период развития, и какие показатели развития достигнет в них человек. К примеру, требования, предъявляемые к детям школьного возраста, не подходят к взрослым, или же — совсем другое дело общаться с ребёнком и найти общий язык со студентом, что требует определенного такта и специальных педагогических навыков.
Способности человека являются индивидуально-психологическими особенностями и их нельзя противопоставлять его другим качествам — уму, памяти, эмоциям. Каждый человек психологически индивидуален и на этом основании отличается от другого человека. Проблема измерения способностей с совокупной точки зрения имеет свою историю в психологии. В начале минувшего столетия ряд психологов выступили с требованием определить уровень способностей учащихся с целью правильного выбора массовых специальностей. Тогда в качестве метода измерения способностей были использованы умственные тесты. С их помощью в ряде государствах осуществлялся отбор одарённой молодёжи для учёбы, прохождения офицерской службы в армии и назначения на руководящие должности в сфере промышленности.
Профессиональная деятельность человека ставить перед ним высокие психологические требования. Эти требования не удовлетворяет какое-то одно, даже самое развитое психологическое качество человека. Мысль о том, что. одно отдельно взятое психическое качество может выступать как «эквивалент» общего таланта и способно обеспечивать высокую эффективность его деятельности — явно далека от истины. Способности являются совокупностью всех структурно сложных психических качеств человека.
В этой структуре способностей человека некоторые качества играют ведущую роль, а некоторые имеют вспомогательное значение. Например, в структуре педагогических способностей ведущим является педагогический такт — наблюдательность, требовательность и любовь к детям. Остальные качества как инициативность, организаторские способности и другие выполняют вспомогательную функцию.
Высшей фазой развития способностей является талант. Талантом называется совокупность способностей, которая даёт человеку возможность самостоятельно, оригинально и успешно справится с определенной сложной трудовой деятельностью. Как и способности, талант позволяет достичь высокого мастерства и больших успехов в творчестве. Но достижение творческих успехов зависит и от историко-социальных условий жизни человека. Если общество испытывает потребность в талантливых людях и создаёт условия для их развития, то в конце концов такие личности и проявляются.
Пробуждение талантов, безусловно, связано с социальными условиями. В немалой степени проявлению талантов способствуют конкретное время и обстоятельства, задачи стоящие перед государством. Не случайно, в годы войны проявлялся полководческий талант многих военачальников.
Талант — есть целый комплекс способностей. Любую отдельно взятую и развитую способность нельзя сравнить с талантом. Но талант, при всей своей совокупности общих и особенных качеств человека, лишь возможность для творческого успеха. Он — первое условие мастерства, но находится вдали от самого мастерства.
В процессе творческой деятельности большую роль играет и составная часть таланта — психологическое состояние, именуемое вдохновением. Движущей силой вдохновения является творческий труд. Вдохновение это — не спрос или новость, а творческий момент, который можно реализовать только трудом. При решении определенной научной, технической или художественной проблемы оно требует максимальной концентрации внимания, мобилизации памяти и мышления.
Проявление способностей неразрывно связано с методами формирования знаний и навыков в процессе удовлетворения людьми социальных потребностей. Развитие способностей нельзя отделить от общего развития личности.
Как сказал Рубинштейн: способности развиваются спиралеобразно — создавая возможность для своего последующего ещё более высокого развития.
Высокая умственная активность, потребность к умственным нагрузкам — наглядная характеристика детей с опережающим умственным развитием. У детей очень рано начнут формироваться музыкальные способности. Это в первую очередь проявляется в эмоциональном восприятии музыки и в способности с утончённым чувством различать её.
Детские способности многогранны. Как и музыкальные способности, у малышей рано формируется изобразительное восприятие окружающей среды. Не случайно, их любимым занятием в детском садике является рисование: Даже если не все дети проявляют особую способность рисовать, целесообразно будет у них развивать данное качество, так как изобразительная деятельность способствует лучше и глубже воспринимать действительность, почувствовать прелесть окружающей среды.
По утверждению В. И. Кириенко, Э. И. Игнатьева и других психологов развитие изобразительных способностей у детей отличный путь к решению целого комплекса сложных образовательных задач.
Всестороннее развитие личности — это проявление творческой силы, реализация таланта и всех способностей человека. Как известно, любой талант достигает совершенства только тогда, когда человек сам стремится его использовать. Гармоничное развитие, талант, интеллектуальные и другие способности человека — это и есть самое главное богатство общества.
1. Коваль А. В. Психология человека. — М.: Просвещение, 1970.
2. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1976.
3. Усова А. В., Вологодская З. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. — М.: Просвещение, 1981. — 158 с.