какую роль играют растения в водоеме
Роль растений в жизни водоема
Любой водоем – это настоящая экосистема, которая функционирует в своем ограниченном объеме, но равновесие этой системы очень хрупко, и может нарушится от любого внешнего воздействия.
Важную роль в жизни водоема играют водные растения. Флора водоема нужна для питания планктона, молодых рыбешек и даже взрослых рыбин. Питаются ими и водоплавающие птицы.
Водные растения являются источником необходимого всем жителям водоема кислородом, а в стоячих водоемах – вообще единственным. Также растения становятся естественным укрытием для отложенных икринок, мальков рыбешек и других водных обитателей, становятся материалом для строительства гнезд и домиков.
Водные растения делятся на низшие и высшие. К низшим относят водоросли и грибки микроскопических размеров, высшие – камыш, треста, рогоз и другие высокие болотные травы.
Водоросли бывают холоднолюбивыми и теплолюбивыми, при этом они могут обитать в одном и том же водоеме, но в разные сезоны. Так, весной и осенью в водоеме царствуют холоднолюбивые растения, летом же в этой акватории будут преобладать теплолюбивые.
Водоросли – это организмы, которые синтезируют органическую материю из минеральных солей под действием солнечной энергии. Такие организмы называют автотрофами. Это уникальная особенность, которой нет у подавляющего числа обитателей планеты. То есть водоросли, как и другие растения, строят себя сами под воздействием солнечных лучей из солей, растворенных в воде водоема. Почти четверть всего органического вещества планеты создается водорослями.
Высшие водные растения служат кормом многим видам рыб, насекомых, моллюскам, ракообразным, птицам и даже червям; они служат домиком или строительным материалом для гнезд обитателям водоемов.
Полностью погруженные в воду растения становятся главным источником дыхания и питания рыб в непроточных и стоячих водоемах. Они поглощают углекислоту, выделяют кислород, создают условия для размножения личинок насекомых, моллюсков, низших рачков, которые в свою очередь служат кормом для рыб.
Но и зарастание водоема водорослями тоже может стать большой проблемой: солнечные лучи не проходят через воду, не прогревают ее, подводные растения хуже выделяют кислород, хуже растут, а значит, для обитателей водоема ухудшаются условия обитания, уменьшается кормовая база. Так водоем заиливается, или приходит в упадок.
Но бывают и такие подводные растения, которые исключительно вредят водоему, это сине-зеленые водоросли. Если они начинают размножаться в водоеме, то ареал обитания обычных жителей водоема начинает сокращаться, также это может привести к полному исчезновению нормальной жизни в водоеме.
Водные растения. Роль растений в очистке воды.
Растения, высаживаемые в водоем и вокруг него, безусловно, выполняют декоративную функцию. Создание в искусственном водоеме различных по глубине зон и высадка правильно подобранных растений помогут значительно сократить усилия по уходу за водоёмом, гарантировать его естественную очистку и предотвратить «цветение» воды.
Природные процессы в водоеме и роль в них растений.
Замечено, что искусственный водоем в саду выглядит гармонично, если по устройству и оформлению он схож с естественным. Только ли визуальный эффект здесь так важен? Нет, не только. Важно, что в естественных водоемах, как правило, не возникает и проблем с чистотой воды. Помогают ли очистке воды водные и околоводные растения? Давайте разберемся, какие естественные процессы протекают в природных водоемах, и какова в этом роль обитающих там растений.
Естественный водоем имеет несколько зон, в них безо всякого ухода растут и размножаются растения. Видимо, этим растениям достаточно условий, которые создаются самой природой. Прибрежные растения используют для подкормки и поддержания своего роста остатки органики и удобрения, которые с потоками талой и дождевой воды устремляются в водоем с окружающих земель. Прибрежные растения и растения зоны болотца становятся при этом своего рода барьером и защитой водоема.
Виды растений в садовом водоеме (расположение, функции)
Водные и прибрежные растения ограничивают доступ водорослей к еще одному источнику роста – к свету. Листья водных растений, покрывающих водную гладь, высокие стебли прибрежных растений лишают водоросли необходимой солнечной энергии.
Другим интересным фактом является то, что, в естественных водоемах с развитой биосистемой в почве и корнях растений обитают полезные бактерии, в том числе бактерии-конкуренты одноклеточных водорослей. А ведь именно сине-зеленые водоросли создают эффект цветения воды в жаркое время года!
Нельзя забывать и о важности водных и прибрежных растений в процессе насыщения воды кислородом. В клетках растений происходит процесс фотосинтеза, при котором в светлое время суток образуется жизненно необходимый для обитателей пруда кислород.
Таким образом, полезная функция растений водоема заключается в том, что они могут:предотвратить попадание в водоем органических питательных остатков и удобрений,
Зоны водоема.
Растения водоема различают в зависимости от их расположения в водоеме: прибрежные, околоводные, водные, глубоководные и плавающие. Отдельно выделяют растения-оксигенаторы, стебли которых полностью погружены в воду и активно выделяют кислород. Все перечисленные растения имеют сходное строение, растут и размножаются по одному и тому же принципу, в них происходит процесс фотосинтеза, и с точки зрения полезности, все они должны присутствовать в водоеме. Считается, что растения должны занимать 1/3 водной поверхности.
Отличаются водные растения окраской листьев, наличием или отсутствием красивых соцветий, темпами роста. Вопрос целесообразности высадки тех или иных растений в каждом отдельно взятом водоеме решается в соответствии с природной зоной, где располагается водоем, его назначением и местоположением на участке, декоративными особенностями растений и личными предпочтениями. Конечно, необходимо высаживать растения, которые будут легко зимовать в наших условиях, иначе придется позаботиться об их укрытии на зиму.
Еще на этапе проектирования в непосредственной близости к водоему и в нем самом должны быть сформированы четыре основные зоны.
1. Прилегающая зона находится в непосредственной близости от берега. Эта зона находится за пределами гидроизоляции водоема, вода из водоема сюда не поступает и поэтому растения, расположенные здесь, как и расположенные в других участках сада, требуют полива в засушливое время. Растения этой зоны служат для украшения и создания мягкого перехода от береговой зоны к зоне сада. Но они могут быть и живым барьером против попадания воды извне в водоем. Здесь хорошо растут хоста, лилейник, бадан, астильба, роджерсия, ревень, примула, арункус, злаковые травы.
2. Болотная зона формируется с помощью пленочной гидроизоляции, поверх которой насыпается мелкий щебень или галька, а затем песок и грунт. Для этой зоны подбираются влаголюбивые растения, которые будут получать влагу и питательные вещества из самого водоема. Толщина водного слоя может составлять здесь от 1 до 5 см. В этой зоне высаживают ирисы, бузульник, вербейник монетчатый, гравилат, пельтифиллум, калужницу, купальницу, лизихитон, страусник.
О растениях прибрежной и болотной зон читайте в нашей статье здесь.
4. Глубоководная зона. Глубина для высадки глубоководных растений – 120-150 см. Именно на такой глубине теплолюбивые виды смогут перезимовать подо льдом. В этой части водоема высаживают растения с побегами, плавающие на поверхности, такие как, кубышка, кувшинка белая, нимфеи, пузырчатка, телорез алоэвидный, азолла папаротниковидная, эйхория толсточерешковая, водный гиацинт, ряска трехдольная, пистия или водокрасобыкновенный. Подробнее о них читайте в нашей статье здесь.
В этой же зоне высаживаются и растения-оксигенаторы: болотник обыкновенный (водяная звездочка), уруть, турча болотная, роголистник, элодея (водяная чума), рдест, тиллея (толстянка). их рост, возможно придется ограничивать. О растениях-оксигенаторах наша статья здесь.
Для глубоководной зоны характерно также произрастание плавающих растений, о которых подробнее можно почитать в нашей статье.
Теперь понятно, что, разместив в пруду растения и повторив правила устройства водоема, которые позаимствованы у самой природы, можно приблизиться к ее совершенству!
Возможно вас также заинтересуют статьи:
Мир водоснабжения и канализации
все для проектирования
Роль высших водных растений в улучшении качества воды.
Биоплато— Управлять качеством воды в водоемах по содержанию в ней биогенных элементов можно с использованием высшей водной растительности (ВВР или макрофиты).
В формировании качества воды важную роль играют высшие водные растения: тростник, камыш, рогоз, рдест, сусак и др. Известно их применение для доочистки сточных вод предприятий легкой, металлургической, угольной промышленности, животноводческих комплексов, бытовых сточных вод. Поглощая значительное количество биогенных элементов, высшие водные растения снижают уровень эвтрофикации водоемов. Они усваивают и перерабатывают различные вещества (фенолы, ДЦТ), способствуя осаждению взвешенных и органических веществ; насыщают воду кислородом; создают благоприятные условия для нереста рыб и нагула молоди; интенсифицируют очистку воды от тяжелых металлов и нефтепродуктов за счет нефтеокисляющих бактерий.
В присутствии высших водных растений в 3-5 раз быстрее разлагается нефть. Жизнедеятельность макрофитов способствует всплыванию нефтепродуктов, осевших на дно, и их разрушению. Даже при непрерывном поступлении в водоем нефтепродуктов в зарослях высших водных растений они присутствуют в значительно меньших количествах, чем на открытых плесах. Наиболее перспективны для очистки воды от нефти — камыш озерный и рогоз узко- и широколистный. Камыш озерный интенсивно очищает воду и от фенолов. Одно растение камыша массой 100 г способно извлечь из воды до 4 мг фенола. Помимо фенола поглощаются и его производные (пирокатехин, резорцин, ксилол и др.
В процессах фотосинтетической аэрации макрофиты играют не меньшую роль, чем фитопланктон. Они способны накапливать в своем теле различные элементы. Так, сусак способен накапливать 7,52 мг фосфора на 1 г сухой массы. Камыш активно аккумулирует марганец, ирис — кальций, осока — железо, ряска — медь. В процессе минерального питания высшие водные растения в природных условиях поглощают и утилизируют в своих органах значительное количество веществ. Высшие водные растения способны аккумулировать радионуклиды (цезий — 137, стронций — 90, кобальт — 60). Высшие водные растения утилизируют азот сточных вод предприятий по производству минеральных удобрений. Извлечение азота из сточных вод биологических прудов с помощью высших водных растений улучшает качество воды.
Не менее важна роль высших водных растений в регуляции «цветения» воды, поскольку заросшие макрофитами участки водоемов не «цветут». Это объясняется конкуренцией за биогенные элементы, поглощаемые высшими водными растениями. Известно, что тростник обогащает кислородом не только воду, но и почву, на которой растет, способствуя усилению процессов окисления. Кислород циркулирует по полым стеблям и проходит в корни по воздухопроводящим побегам, а густые мочковатые водно-воздушные корни растений, как своеобразный механический фильтр, задерживают взвешенные в воде частицы и очищают от них воду.
Доказано, что высшие водные растения способны извлекать из воды относительно большие количества урана, радия, тория. В растениях тростника, произрастающего на участках, которые подвергаются воздействию загрязненных вод, накапливается к концу вегетации примерно в 4 раза больше железа, кальция — в 100 раз, магния — в 1,2, азота — в 1,5, фосфора — в 1,3 раза больше, чем в растениях, не подвергающихся влиянию сточных вод. Большую роль в регуляции процессов размножения водорослей играет не только конкуренция за биогенные элементы, но и метаболиты высших водных растений, проявляющие фитонцидные свойства и угнетающие развитие водорослей.
Макрофиты в процессе фотосинтеза насыщают воду кислородом, а также затеняют нижележащие слои воды, создавая неблагоприятные условия для жизнедеятельности синезеленых водорослей и образования первичной продукции фитопланктона.. При этом заметно изменялся химический состав и физические свойства сточных вод: снижалась окисляемость, отсутствовали все формы азота, значительно уменьшалось содержание фосфатов, появлялся растворенный кислород. Сточная вода после культивирования на ней этого растения становилась прозрачной и без запаха.
Таким образом, высшие водные растения могут играть существенную роль в снижении численности водорослей, в первую очередь, в небольших водоемах, подверженных «цветению» при эвтрофировании.
Устройство Биоплато:
Биоплато обычно расположен в месте притока воды в оcновной пруд, вода подается фонтанными или прудовыми насосами из придонного слоя водоема и через напорные шланги поступает на вход биоплато.
Биоплато выполняется в виде продолговатого небольшого водоема (до 1/3 размера основного водоема) глубиной от нескольких сантиметров до метра, расположенного чуть выше основного водоема. Дно гидроизолируется с помощью пленки для пруда, сверху кладется слой геотекстиля. В качестве засыпного материала чаще всего используется гравий (из экономических соображений), в который пересаживаются тростник, камыш, рогоз, рдест, сусак, ирис. Часто используются варианты без наполнителя, с поверхностным течением, растения высаживаются вместе с грунтом.
Вода с придонными отложениями, поступающая из основного водоема с помощью насоса для грязной воды приносит с собой большое количество органики, которая является питательной средой для высших водных растений. Протекая через корневую систему растений, вода обогащается кислородом, очищается механически и попадет в водоем через излив.
Существует много вариантов исполнения очистного водоема:
но результат использования всех вариантов один — вода в вашем пруду становится лучше
Пруд зимой
Зимой водоему угрожают промерзание и замор. Чтобы пруд со всеми обитателями не промерз до дна, он должен быть достаточно глубоким (в условиях средней полосы России — минимум 0,8 м). Из не столь глубоких водоемов растения и рыб на зиму следует занести в помещение. Замор в замерзшем пруду случается из-за нехватки кислорода и избыточного количества сероводорода, при этом вода приобретает характерный тухлый запах, и большинство животных погибает. Обычной проруби, как правило, не достаточно. Следует применять специальные аэраторы и компрессоры, дающие возможность снабжать придонные слои воды кислородом.
Использование зеленой массы эйхорнии после очистки сточных вод:
Кроме сточной воды исследовали растения одно-, двух- и трехмесячного возраста с целью определения их качества в виде кормов травяных по ГОСТ 18691-88. Было установлено содержание сырого протеина от 30 до 40%, сырой клетчатки от 8,3 до 11,4%, что соответствует нормам 1-го класса. Растения при проверке на токсичность показали содержание ниже ПДК, что позволяет сделать вывод о возможности применения растений после сушки и соответствующей обработки в качестве добавки к кормам животным и птицам при разработке рациона их питания.
Применение тростника обыкновенного и рогоза узколистного для очистки сточных вод:
Крупные гидрофиты тростник и рогоз и др. способны извлекать из воды в больших количествах биогенные элементы — N, P, Ca, K, Na, S, Fe — и этим значительно снижать степень эвтрофикации водоемов. [1]
Густая зрелая заросль тростника может аккумулировать в урожае биомассы на 1 га до 6 т различных минеральных веществ, в том числе К — 859 кг, N (азот) — 167 кг, Р (фосфор) — 122 кг, Na — 451 кг, S — 277 кг и кремния — 3672 кг, что указывает на специфическую потребность тростника в этих элементах, придающих прочность стеблю и другим тканям.
Загрязненные сточные воды после механической очистки, идущие на аэротэнки, закачивались в пруд-отстойник обсаженный совместно тростником и рогозом (исследование проводилось в августе 2002 года). Предварительно делали химический анализ сточной воды на наиболее важные химические элементы: хлориды, сульфаты, взвешенные вещества, фосфаты, нитраты и патогенные микроорганизмы (Coli-индекс)
Через 10 дней брали пробы воды из пруда-отстойника и делали соответствующие химические анализы после отчистки. Затем рассчитывали эффективность очистки.
Наиболее эффективно тростник и рогоз при совместном присутствии очищают воду от взвешенных веществ, их содержание уменьшается в 21 раз. Эффективность очистки от хлоридов, сульфатов, фосфатов, нитратов и патогенных микроорганизмов составляет в среднем 50%.
Выводы:
1) Применение эйхорнии в климатических условиях ПМР возможно только в безморозный период при температуре воды от 20 до 27 °С;
2) Морфологические признаки растений эйхорнии различаются в зависимости от степени загрязнения воды, вероятно образуются различные экотипы вида;
3) Эффективность очистки воды эйхорнией в летне-осенний период значительно выше, чем в весенний период, что можно объяснить более высокой степенью вегетации растения;
4) Оптимальными условиями для успешной вегетации и размножения эйхорнии являются камерные условия (вторичный отстойник) при температуре воды от 20 до 31°С, воздуха от 20 до 36 °С и регулярной подпитки растений через 2 дня активным илом;
5) Наиболее эффективно эйхорния очищает сточную воду от хлоридов, сульфатов, нитратов, азота аммонийного и патогенных микроорганизмов, одновременно значительно (в 5 раз) снижается ХПК и в 2 раза снижается БПК.
6) Эйхорния нейтрализует поглощенные токсичные ингредиенты, ее зеленая масса после очистки содержит ценные питательные вещества и пригодна на корм сельскохозяйственным животным и птице.
7) Тростник и рогоз при совместном присутствии в водоеме наиболее эффективно очищают воду от взвешенных веществ (степень очистки — 95%), а также различных солей: хлоридов, сульфатов, фосфатов, нитратов и патогенных микроорганизмов (степень очистки примерно 50%).
Заключение:
В данной работе изложены современные научные взгляды и данные о роли высших водных растений в очистке воды. Освящены научные и практические основы фитофильтрационного способа очистки и доочистки промышленных, сельскохозяйственных вод, поступающих в водоемы с помощью водных растений.
Особое значение имеет деминерализация (обессоливание) сточных вод благодаря жизнедеятельности высших водных растений, так как наиболее распространенные биохимические способы очистки сточных вод практически не способны осуществлять этот процесс. А без обессоливания трудно решить задачу замкнутых бессточных систем водообеспечения промышленных предприятий.
Частичная деминерализация воды, достигаемая при помощи растений, — наиболее доступный и наиболее дешевый прием, так как другие способы обессоливания (дестиляция, ультрофильтрация и т.п.) связаны с затратой большого количества энергии, очень дороги, экономически невыгодны и могут применяться лишь в некоторых случаях при сравнительно небольших объемах регенерируемой воды.
Многочисленные литературные данные о возможностях применения ВВР в отчистке сточных вод полностью подтвердились нашими исследованиями в условиях Приднестровья.
Уничтожение эйхорнией практически всех болезнетворных микроорганизмов позволит отказаться от неизбежной на последнем этапе обработки стоков хлорной водой. Рабочие не будут травить себя вредными испарениями хлора. А его токсичные соединения не попадут в реку Днестр, на берегах которой любят отдыхать горожане.
Санатории, дома отдыха, детские лагеря возле запущенных прудов и озер (плавательные бассейны и другие водоемы) имеют прекрасную перспективу привести их в порядок за весенние месяцы. Еще до наступления лета эйхорния способна любую загрязненную воду довести до санитарных норм качества водоемов I категории.
Жизнь растений пресного водоёма. Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы
Любовь Козлова
Жизнь растений пресного водоёма. Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы
Жизнь растений пресного водоёма.
Конспект открытого занятия для детей подготовительной
группы «Светлячки»
Цель: знакомство с растительным миром экосистемы – «Пресный водоём».
1. Формировать у детей представления о пресном водоёме как природном сообществе.
2. Расширить знания детей о растениях водоёмов.
3. Развивать логическое мышление детей через установление причинно-следственных связей, развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
4. Способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к растениям водоемов, воспитанию бережного отношения к природе в повседневной жизни.
План занятия:
1. Вступительная беседа о водоемах.
2. Растения водоёмов.
3. Просмотр презентации «Растения водоемов».
4. Роль растений в жизни водоемов.
5. Охрана растений водоёмов.
7. Оригами «Белая кувшинка»
Ход занятия:
1. Вступительная беседа о водоемах.
Воспитатель: Доброе утро любители природы! Доброе утро друзья! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. А вот куда мы с вами пойдем, сейчас нам подскажет глобус.
— Ребята, посмотрите на нашу планету (глобус, какого цвета на ней больше?
Что изображено этим цветом? (моря, океаны). Какая вода в морях и океанах? (соленая). Она пригодна для питья, приготовления пищи? (нет). А где мы можем встретить другую воду? (в реке, озере, пруду). Как называется несоленая вода? (пресная). А кому еще кроме человека нужна пресная вода? … Обитателям рек, озер, прудов, болот.
— Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с первыми обитателями пресных водоемов – растениями. Узнаем, как они живут в воде, какое значение они имеют в жизни других обитателей водоема. А также, как должен вести себя человек, чтобы не губить эти удивительные водные растения.
Посмотрите на картинку и скажите, как образует пресный водоём?
В пониженных местах на поверхности Земли от дождей и таяния снегов накапливается вода, которая образует пресный водоем.
(Слайд 2) Какие пресные водоемы вы можете назвать?
Какие бывают пресные водоемы,нам подскажут загадки: (Слайд 3)
(Река, ручей, озеро, пруд, болото).
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки,мхи:
Нет опоры для ноги. (Болото)
Чуть дрожит на ветерке
Узкий кончик в роднике,
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)
2. Растения водоёмов
— На берегах многих водоёмов растут деревья и кустарники. (Слайд 4) Но чем ближе к воде, почва более влажная. У самой воды деревья расти не могут? Почему?, так как корни у них вымокнут, быстро сгниют и разрушатся.
Но есть растения, которые растут возле берега, на мелководье. А также есть растения, которым просто необходимо много воды. Все растения водоёма – прибрежные или водяные – хорошо приспособлены к своей среде обитания.
— На берегу растут прибрежные растения: гусиные лапки, незабудки. (Слайд 5)
А водные это те растения, которые имеют крупные размеры и виды невооруженным взглядом. Эти растения корни и нижняя часть стебля расположены в воде, а большая часть стебля и листья возвышаются над водой.
Это растения мелководья.
Здесь мы встретим осоку с узкими, жёсткими, торчащими вверх листьями.
Многие осоки любят влагу, листья острые могут расти прямо в воде. Это крупные, растения с узкими листьями образуют плотные кочки а иногда и не растут кочками, у них длинное ползучее корневище. Стебель и особенно листья осоки острые и сильно шероховатые, ими можно легко порезаться. А стебель осоки водяной — гладкий. Его используют на корм скоту.
А вот стрелолист. Как вы думаете, почему он получил такое название? (у него верхние листья похожи на стрелы). Растения с такими листьями очень красив и приносит пользу водным обитателям. Побегами стрелолиста питаются водные животные утки и другие водоплавающие птицы. А в южных странах его выращивают из – за вкусные корневые клубни.
. (Слайд 7). Обратите внимание, как выглядят камыш, рогоз и тростник, многие их путают, особенно камыш с рогозом.
Рогоз — обитатель различных водоемов, канав, окраин болот. У него мощные, прочных длинные листья, а вот тёмные бархатные початки своеобразны соцветиями. Цветет рогоз в июле. В цветках нет лепестков, вместо них тонкие волоски. К осени созревают плоды волоски они намокают от порывы ветра и падают на дно водоема, где и прорастают.
А пухом зрелых початок набивают подушки, матрацы. В древности из сухих листьев и стеблей рогоза плетут циновки,корзины и даже обувь: легкие домашние тапочки. В корневищах рогоза много крахмала, запеченные на костре корневище по вкусу они похожи на картофель. А из хорошо прожаренных корней можно сварить напиток по вкусу кофе. Пригодна как топливо, на корм скоту, для изготовления крыш. Как и тростник, рогоз пригоден для кровель и топлива. А измельченные листья рогоза быстро залечивают раны, изготавливают глицерин и молочные кислоты использовании в лекарства. Так оно еще и доктор.
Вот видите, как полезен рогоз и накормит, и напоит и еще оденет.
У камыша образуется раскидистая метёлка желтого цвета. На верхушке стебля коричневые колоски, собранные в метелку. В корневищах много крахмала. В старину из сухих корневищ делали муку. Ее добавляли к ржаной муке при выпечке хлеба. Стебли камыша используют для плетения ковриков, легких хозяйственных сумок. Неплохо смотрится веточка камыша в зимнем сухом букете. Плодами камыша питаются птицы. Камыш играет важную роль в природе, фильтруя воду. Используют камыш как топливо, на корм скоту, для изготовления крыш, матов, ковров, бумаги, получения спирта, дубильных веществ, молочной кислоты и глицерина. Растет камыш озерный по берегам водоемов, по заболоченным берегам, болотам, нередко образуя густые заросли.
Тростник растет по берегам рек, озер, прудов, на болотах и сырых лугах. Это очень крупное растение. Тростник выше камыша, имеет прочный стебель, крупная, отогнутая в сторону метёлка. Прямой стебель после цветения становится почти деревянистым. Листья тростника серовато-зеленые, жесткие, удлиненные. Опыляется тростник при помощи ветра. Тростник всегда образует большие заросли. Под сильными порывами ветра стебли тростника могут сгибаться так, что касаются поверхности воды, но почти никогда не ломаются. Побегами и корневищами этих растений питаются многие животные водоема.Заросли тростника имеют важное экологическое значение: поселившись на топких или болотистых местах, тростник со временем превращает их в более сухие участки листья и стебли испаряют влаги, как бы выкачивают ее из сырой почвы. Люди используют тростник на корм скоту, плетут из него, корзины, легкую дачную мебель. Стебли служат топливом и сырьем для производства бумаги; ими иногда кроют крыши сараев.
— Следующая группа растений – это плавающие на поверхности водяные растения. Вот мы с вами попали в необыкновенно прелестное тихое место. Нас окружают крупные белые, а чуть дальше – жёлтые цветки. Что это за растения? (белая кувшинка, желтая кубышка). Кувшинку в народе называют белой водяной лилией или ещё называют купавами. Обитает в водоемах со спокойной водой: в озерах, прудах, реках с медленным течением. У кубышки цветки яркого желтого цвета, с пятью лепестками. У кувшинки цветки в основном белого цвета, с большим количеством лепестков. И у кувшинки и у кубышки на одном стебле расположен только один цвеКорни кубышек и кувшинок находятся на дне водоёма, а широкие листья плавают по поверхности воды. Кубышка зацветает в конце мая и цветёт всё лето.Черешки листьев и цветоносы у кубышек имеют разную длину в зависимости от толщи воды: чем глубже водоём, тем они длиннее.
Вот как описывает эти цветы писатель М. М.Пришвин:
“Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в 10. Когда все белые раскроются, на реке начинается бал”. они раскрывается утром, когда солнце греет, а вечером снова закрывается.
Она нуждается в охране. ток. (Слайд 8).
В жёлтых лепестках в цветках кубышки имеются медовые ямки на внешних сторонах —». К медовым ямкам слетаются мухи и жуки, с помощью которых происходит опыление. Семена распространяются с потоками воды. Многие водоплавающие птицы, питаясь семенами, также способствуют их распространению. В тех водоемах, где нет загрязнений и кубышки хорошо разрастаются. Находят свою пищу, поедая корневища и листья кубышек, бобры, выдры, водяные крысы. Лоси, набредая на такие водоемы, тоже лакомятся сочными корневищами. Корневища этих растений очень прочные прикреплены к илистому дну, поэтому даже в сильный ветер листья не отрываются и не переворачиваются.
Раз-два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (грозят пальчиком другой руки)
Пусть они растут, растут, (медленно приподнимают руки вверх)
Детям радость принесут! (раскрывают пальчики).
— Среди других растений видны плавающие на поверхности мелкие пластинки. Это ряска. (Слайд 9). Это самое маленькое цветковое растение в мире. Ряска играет большую роль в жизни водоёма. Она очищает водоемы от углекислого газа и энергично снабжает кислород (для зверей и рыб) и обильно выделяет кислород, очень нужный для жизни обитателей водоемов. Ряска очищает воду стоячих водоёмов от многих вредных веществ, является кормом для обитателей пруда. Ряски размножаются очень быстро. Ряска обладает лечебными свойствами и используется людьми в народной медицине. Цветение ряски безопасно, это растение с удовольствием поедается утками, курами, гусями и домашними черепахами.
— Как вы думаете, а в воде есть растения? Если мы заглянем вглубь воды, то увидим различные зелёные водоросли. Именно они придают зеленый оттенок воде. (Слайд 10). Они обогащают воду кислородом, являются питанием для рыб и удобрением для почвы.
Но есть еще в пресных водоемах вредные растения – это сине-зеленые водоросли. Они «просыпаются» в воде, когда температура воды нагревается выше 16 °C. Водоем покрывается сине-зеленой пленкой и приобретает неприятный запах тины. Все это вызывает замор рыб и других водных обитателей, создаёт серьёзную угрозу для здоровья и жизни людей и животных.
Водоросли же можно обнаружить только в микроскоп. (Слайд 11).
Ребята сейчас мы будем исследователями и построим пищевые цепи.
(Например, растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоёма питаются животные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука- карасятами.)
— Ребята, что объединяет все эти растения? (Жизнь всех этих растений тесно связана с водой). (Слайд 12)
— Как они приспособились к жизни в воде?
у них гибкие стебли, так как в воде сильное течение;
в листьях и стеблях находятся воздухоносные каналы;
среди водных растений немало таких, которые имеют плавучие семена и плоды;
водные растения приспособились даже к зимовке. К концу лета на растениях образуются почки, которые опускаются на дно, а весной всплывают и дают начало новому растению.
4. Роль растений в жизни водоемов. (Слайд 13)
— Растений водоёма так много, и они играют важную роль в жизни водоёма:
— служат местом для нереста рыб.
— служат пищей многим животным,
— подводные заросли служат убежищем для животных.
5. Охрана растений водоемов.
— (Слайд 14) Ребята, посмотрите, какая красота! Жаль, что ее можно увидеть только на озере. А давайте летом сходим на водоем, возьмем белую кувшинку и посадим ее на нашей клумбе. Пусть и у нас в саду будет такая красота! (пауза для мыслительной деятельности детей. Если дети не среагировали на «провокацию»,помочь прийти к правильному выводу: как вы думаете, понравится кувшинке на нашей клумбе? Что произойдёт с водным растением, если его вынести на берег и посадить на клумбу? (Оно погибнет).
— Что же произойдет, если на водоемах не останется растений? (Погибнет вся жизнь в нем).
— От чего могут погибнуть растения? (ответы детей)
— Как же должен человек вести себя вблизи водоёмов, чтобы не навредить растениям?
1. Нельзя рвать растения, потому что они быстро увядают и их обычно выбрасывают, а будем любоваться красотой водных растений на водоёмах.
2. Нельзя в водоёмы бросать мусор и сливать загрязнённые воды, так как они отравляют всё живое, и жизнь в водоёмах прекращается. (Слайд 15).
Назовите экологические проблемы водных ресурсов России:
1. загрязнение бытовыми сточными водами
2. загрязнение промышленными стоками
4. загрязнение от водного транспорта
5. загрязнение при аварии нефтеналивных танкеров
7. неразумная добыча полезных ископаемых (гравий, песок – обмеление)
8. сплав древесины отвод воды для нужд городов, сельского хозяйства (каналы)
– Почему же появились такие праздники, почему стало необходимо охранять воду?
(22 марта – Всемирный день воды или Всемирный день водных ресурсов.)
Воды на земле и много, и мало. Её много в морях, океанах, но морская солёная вода непригодна для питья, а так же в сельском хозяйстве и для многих технических производств.
Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращаются из-за их загрязнения.
Послушайте шуточное стихотворение Б. Заходера «Течет река».и скажите о чём напоминает нам автор?
Была. Вот именно – была.
Была, да видимо, сплыла.
Ах, реку мы не узнаем.
Река становится ручьем!
Уже и лодки на мели.
Пловцы вдруг посуху пошли.
А рыбы? В горе и тоске
Бедняжки бьются на песке.
Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья,ответ такой:
Дошкольник Сидоров Иван,
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: какой пустяк.
Пустяк. Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка
Пропала целая река!
— Ребята, наше путешествие подошло к концу. О каких растениях водоема мы говорили?
— Ребята, что вы узнали на занятии нового?
Кто живёт в водоемах (в водоёме обитают разнообразные живые существа, растут растения, все они связаны между собой).
Водоем для них – дом, где много вкусной пищи, есть укрытие, можно вывести потомство.
Водоёмы – это не только украшение земли. Они имеют огромное значение для человека. Они украшают землю, радуют нас своей красотой.Люди здесь отдыхают: купаются, загорают. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы. Из водоёмов берут воду, без которой не могут обойтись ни в быту, ни на производстве. Значение водоёмов в природе также очень велико.
Водоёмы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для тех растений и животных, которые живут в водоёмах, это – единственный дом.
Поэтому, ребята, постарайтесь, бывая на природе,пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты этим природе!
— А сейчас я раздам вам раскраски с изображением водных растений, вы выберете те, которые вам понравятся, раскрасите их, и мы украсим ими наш Водоем (после раскрашивания и вырезания приклеивают на макете). Какой красивый водоем у нас получился: будем любоваться красотой водных растений на водоёмах.
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Царство растений — деревья» Тема непосредственно образовательной деятельности «Царство растений: деревья» Цель: обобщение представлений детей о деревьях; формирование.
Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы» Задачи: Обучающие: Расширять представления детей о русских народных традициях посредством кукол-мотанок. Формирование представлений у.
Конспект открытого интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в волшебный мир сказки» Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в волшебный мир сказок». Учитель – логопед:.
Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в мир сказок К. И. Чуковского» Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в волшебный мир сказок К. И. Чуковского». Учитель.
Конспект открытого занятия по ФЭМП для детей подготовительной группы «Путешествие в страну математики» Задачи: • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. • Закреплять умение считать.
Конспект открытого занятия по экологии «КВН «Наш дом — Природа!» для детей средней группы Уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию конспект открытого занятия по экологии для родителей и сотрудников ДОУ. К сожалению,.
Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшей группы «Моя семья» Открытая НОД на тему: «Моя семья» (старший дошкольный возраст) Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут.