какую роль играют многоточия в стихотворении
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
Интерактивные технологии в образовании
Сочинение на лингвистическую тему: «Какова роль многоточия?»
Исходный текст:
(1)В воскресенье я просыпаюсь раньше обычного. (2)Игорь ещё спит. (3)Сдергиваю с него шинель.
— (4)Вставай, лейтенант! (5)Идём на Волгу купаться.
(6)Он недовольно морщится, ворчит, но всё-таки встает.
(7)Пляжа в Сталинграде нет, и мы прыгаем прямо с плотов в жирные, перламутровые от нефти волны. (8)Вода тёплая, точно подогретая.
(9)Потом лежим на брёвнах и, сощурившись, смотрим на Волгу. (10)Можно часами лежать так и смотреть, как плывут куда-то плоты, как блестят нефтяные разводы, как пыхтит допотопный пароходик, шлёпая колёсами. (11)И я лежу и смотрю. (12)Но Игорь говорит, что ему надоело безделье.
— (13)Идём-ка лучше в библиотеку, — предлагает он.
(15)В книжном зале Игорь наслаждается найденным им «Аполлоном» за 1911 год. (16)Я — новеллами в «Интернациональной литературе». (17)Плетёные кресла удобны, в комнате тихо,- уютно. (18)Портреты Тургенева, Тютчева. (19)Большие стенные часы мелодично бьют каждые четверть часа. (20)Кажется, что и везде мир и покой.
(21)Двое ребятишек давятся от смеха над иллюстрациями Доре к «Мюнхгаузену». (22)У меня тоже, помнится, когда-то была эта книга в красном с золотом переплете, с такими же рисунками. (23)Я мог её раз по двадцать на день рассматривать. (24)Особенно мне нравилось, как барон сам себя за косу из болота тащит. (25)И другая картинка, где ворота разрезали коня пополам. (26)Он стоит, спокойно пьёт воду из фонтана, а сзади хлещет целый водопад.
(27)Мы сидим до тех пор, пока библиотекарша не намекает нам, что скоро библиотека закрывается.
— (28)Приходите завтра, с двенадцати до шести мы всегда открыты. (29)Мы прощаемся и уходим. (30)У вокзала квадратный чёрный громкоговоритель простуженно хрипит:
— (31 )Граждане, в городе объявлена воздушная тревога.
(32)Из-за вокзала медленно, торжественно, точно на параде, плывут самолеты. (33)Их так много, что трудно разобрать, откуда они летят. (34)Всё небо усеяно плевками зениток.
(33)Немцы летят низко — видны жёлтые концы крыльев, обведенные белым кресты, шасси, точно выпущенные когтя. (36)Из-под крыльев вываливаются чёрные точки. (37)Одна. две. десять.
(38)Потом ничего нельзя уже разобрать. (39)Сплошной грохот, ничего не видно: всё затянуто чем-то мутным.
(40)Вокзал горит. (41)Домик правее вокзала горит. (42)Там, кажется, была редакция. (43)Левее, там, откуда мы только что ушли, сплошное зарево. (44)Неужели библиотека.
C2 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли многоточия в письменной речи.
Помогите Антону доказать его точку зрения.
Напишите сочинение-рассуждение: «Какова роль многоточия?»
Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В.Некрасова
Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции многоточия. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.
Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.
Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.
Сочинение
Трудно не согласиться с мнением Антона о том, что на письме невозможно обойтись без многоточия. Многоточие может ставиться в конце и в середине предложения, выполняя при этом разные функции.
Во-первых, многоточие используют в грамматической функции – для обозначения границы предложения. Например, в тексте В.Некрасова многоточие отделяет предложение 31 от предложения 32, а предложение 43 от предложения 44.
Во-вторых, этот знак препинания выполняет смысловую функцию. В предложениях 31 и 43 многоточие помогает передать эмоциональное напряжение, волнение. В предложении 44 многоточие, сочетаясь с вопросительным знаком, тоже выражает недосказанность. Рассказчик недоумевает: «Неужели библиотека. » Настолько неожиданно было для него увидеть библиотеку в сплошном зареве.
Пятница, 29.10.2021, 18:16
Литературный форум » Пишем книгу » Консультации » Многоточие (Активные процессы в современном русском языке \Валгина\) |
Многоточие
Шая_Вайсбух | Дата: Среда, 03.09.2008, 20:24 | Сообщение # 1 |
в «Правилах русской орфографии и пунктуации» отведено очень скромное место: отмечается лишь, что знак этот обозначает незаконченность высказывания, заминки в речи, а также пропуски при цитировании. На самом деле в современной печати употребление многоточия значительно шире и оно более значимо: оно связано с содержательной и эмоциональной стороной речи. Развитие значений многоточия идет по пути углубления его содержательной значимости: указание на подтекстное содержание, алогизмы, указание на неожиданность и неоправданность каких-либо сочетаний слов и т.п. Вот некоторые примеры на употребление многоточия, указывающего на глубокое подтекстное содержание: Я перепугалась и смотрела в воду: может быть, ничего не увижу, а может, увижу, как это глубоко. (А. Грин); Если б теперь вернуться к Коле, вымолить прощение. Но Коля за стенами и замками. (В. Тендряков); Тогда, в 41-м. (Моск. комс., 1981, 11 ноября). Многоточие способно подчеркнуть алогизм, неоправданность сочетания каких-либо слов, указать на факты, противоречащие здравому смыслу. Вот примеры подобных заголовков в газетах: Туристские тропы. под землей (Комс. правда, 1981, 17 ноября); Роса. по заказу (Веч. Москва, 1981, 28 окт.); Громкая. тишина (Коме, правда, 1981, 25 окт.); О конкуренции и. равенстве (Комс. правда, 1981, 29 окт.); Целебная вода под. городом (Правда, 1981, 25 сент.); Разнообразие. по стандарту (Правда, 1982, 18 июля). Многоточие как знак эмоционального напряжения, как знак, помогающий скрыть мысль, не дать ее обнаженно, и вместе с тем наметить перспективу в восприятии и осмыслении текста, очень часто используется в поэтических произведениях: Слезы. опять эти горькие слезы, Безотрадная грусть и печаль; Снова мрак. и разбитые грезы Унеслись в бесконечную даль. Многоточие так популярно у поэтов, что подчас употребление его перерастает в некий композиционный прием, позволяющий скрепить части стихотворения в единую сложную форму, как, например, у А. Блока: Твои движения несмелые, Неверный поворот руля. И уходящий в ночи белые Неверный призрак корабля. И в ясном море утопающий Печальный стан рыбачьих шхун. И в золоте восходном тающий Бесцельный путь, бесцельный вьюн. Это не означает, конечно, что в стихотворных текстах невозможно обычное употребление этого знака, например при передаче недосказанности речи, прерывистости, при передаче обычных разговорных пауз: Когда-то в меня влюблен. Был скромный такой мальчишка, Без просьбы уж к нам не придет. Иногда многоточие ставится в начале абзаца, передавая разрыв в повествовании, резкий переход от одной темы к другой. Таким образом намечается пауза, помогающая переключить внимание читающего: Он не помнил, почему они тогда поссорились. Шла кампания, которую Евгений называл «перетягивание каната». . Евгений лег на землю, на душные душистые иголки, и, подложив ладони под затылок, стал смотреть в небо (В. Токарева). Близко к этому употребление многоточия и в следующем примере, где разрыв в повествовании обнаруживается при переходе от описания единичного, конкретного факта к событиям последующим, данным уже в их длительности и постоянстве: Он смотрел на гордую в посадке голову Ольги Николаевны, отягченную узлом волос, отвечал невпопад и вскоре, сославшись на усталость, ушел в отведенную ему комнату. . И вот потянулись дни, сладостные и тоскливые (М. Шолохов). Какую роль играют многоточия в стихотворенииСтихи. Проза. «Интернациональный Союз писателей» запись закрепленаМноготочие это знак препинания в виде трех точек, служит для обозначения недоговоренности текста. В письменной речи умелый литератор используют многоточие для создания паузы, с целью внести немного экспрессии. Однако есть огромное количество авторов, которые злоупотребляют многоточиями. И даже не только заканчивают ими предложение, но и начинают новое. Что это означает? Или автор действительно не может выразить мысль, или он пытается придать таинственность тексту. Однако таким сильным приемом, как многоточие, злоупотреблять не стоит, потому что результат будет противоположный. Представьте, если в устной беседе человек с трудом формулирует мысль, часто делает паузы, а начинает с «ээээ…». Этого человека слушать мучительно. Окружающие подумают, что у собеседника маленький словарный запас или слабый ум. Да и сам человек почувствует себя неловко: станет глупо улыбаться или отводить глаза, в общем, нервничать и пытаться сгладить жалкое впечатление от своей бессвязной речи. А окружающие будут или жалеть человека, или раздражаться, а кто-то подумает, что человек врет, придумывает на ходу во время пауз. Так что многочисленные паузы отнимают и у текста и достоверность. Сочинение на тему Многоточие (роль, зачем нужны многоточия)Многоточие – интересный и необычный знак препинания. Он используется авторами в разных целях. Рассмотрим это утверждение, чтобы понять, когда ставится многоточие. Писатели в своих творениях нередко пользуются данным знаком, чтобы показать читателю, что завершение фразы отсутствует, потому что и так всё понятно. Это возможно, если вышесказанное повторяется. Тогда, чтобы избежать подобной ошибки и не сделать речь избыточной, применяется многоточие. Примером этому может служить не только поэтические строки и проза, но и диалоги. Так в разговоре между близкими людьми часто используется подобный знак, чтобы создать паузу и осмыслить сказанное. Тогда не придется повторять: «Я уже говорил тебе, что не буду возвращаться к этой теме. Мы всё друг другу сказали! А если… Ну что же, так будет лучше тебе и мне». С другой стороны, многоточие применяется и для того, чтобы оставить читателям свободу для размышления. Это, так называемый, открытый финал. Вспомним всем известную пьесу Н. В. Гоголя «Ревизор». Внося правки, писатель-сатирик использовал «Немую сцену». После слов жандарма о том, что приехавший ревизор требует чиновников явиться для доклада к нему, автор не только ставит многоточие, но и показывает его значимость игрой актёров. Все стоят, как поражённые громом. Для Гоголя было важно, подчеркнуть нравственную сторону поступков человека, чтобы каждый сам решил, что кто и что есть ревизор. Известно, что писатель склоняется к версии, что этот строгий судья есть совесть человека. Однако, каждый читатель и зритель найдёт в этой сцене и своё. Иногда многоточие используется, чтобы дать надежду читателю на то, что судьба героев изменится, улучшится, кто-то останется жив, избежит трагедии. Как это делает А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин», описывая встречи Онегина и Татьяны в доме, где живёт героиня. Она даёт чёткий ответ, но автор всё равно не договаривает в этом эпизоде. Он оставляет нам надежду на возможное счастье героев, ведь Онегин так изменился и достоин лучшей доли рядом с любимой. Как видим, многоточие – не простой знак препинания. Его функция многогранна. Кто и как будет его применять, зависит от цели, которую перед собой поставить. Это, прежде всего, относится к литературным текстам. В обычной же письменной речи мы применяем многоточие нечасто. Таким образом, людям нужно изучать этот знак, понимать его роль и функцию. Также читают:Картинка к сочинению МноготочиеПопулярные сегодня темыКак-то у нас с друзьями завязался спор по вопросу, какое время года лучше всех. Роберт сказал, что лето является одним самых прекрасных месяцев, потому что можно отдохнуть Андрей Гаврилович является дворянином, отцом главного героя романа, другом Троекурова. Роланд является главным действующим лицом песни (эпического сказания), которая названа его именем. Он является племянником императора Карла и подчиняется ему. Император приказывает Роланду 1889 – Анна родилась 23 июня в Одессе в семье Андрея Горенко. Картина была написана накануне Великой отечественной войны в Севастополе. Сам автор, наверняка, был влюблён в самолёты и мечтал стать лётчиком. В то время почти все мальчишки мечтали стать лётчиками. Какую роль играют многоточия в стихотворенииМноготочиеМноготочие ставится в конце предложения или внутри его, отделяя друг от друга члены предложения. Но, наряду с этой общей отделительной функцией, многоточие обладает целым рядом конкретных, разнообразных значений, чаще всего связанных с эмоциональной стороной речи, а отчасти и с содержательной. С помощью многоточия передается прерывистый характер речи, ее затрудненность, вызванные большим эмоциональным напряжением. Это свойственно, естественно, художественной литературе и именно тем частям произведений, где передается речь персонажей (см. примеры выше). Многоточие может означать прекращение повествования по воле автора, если это повествование представляется излишним по ходу развития сюжета или художественного образа. Вот пример: Он [Платон Каратаев] уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. — Как-то, друг мой любезный, жил я еще дома,- начал он.- Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, а наш дом, слава тебе богу. Сам-сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случись. И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали в солдаты (Л. Толстой). Многоточие может передавать и многозначительность сказанного, указывать на подтекстное содержание, другой, тайный смысл, который заключен в высказанных словах. Например: Мимо острова в это самое время тихо проплыл гигантский корабль, такой же, как и тот, на котором приехали лозищане. Распущенный флаг плескался по ветру и, казалось, стлался у ног медной женщины, которая держала над ним свой факел. Матвей смотрел, как европейский корабль тихо расталкивает своею грудью волны, и на глаза его просились слезы. Как недавно еще он с такого же корабля глядел до самого рассвета на эту статую, пока на ней угасли огни и лучи солнца начинали золотить ее голову. А Анна тихо спала, склонясь на свой узел. (В. Короленко). Необычайно трудно диктовать эти строки отсюда, из Караганды. Нас всех словно оглушила неожиданная трагичность случившегося. Вчера беседовали с врачами, договаривались, как и где нам позволят встретиться с ребятами. — Если бы мне сказали, что я не полечу, я, кажется, умер бы,- сказал накануне Георгий Добровольский. — Я не понимаю, как новое дело может быть неинтересным, особенно такое огромное, важное для всего человечества, как освоение космоса,- признался Виктор Пацаев. — Это будет трудный полет, ребята, и все же я жду с нетерпением, когда смогу сказать: «Здравствуй, космос!»-говорил Владислав Волков. Кто мог предположить, что это их последняя встреча с журналистами? Вот сейчас я думаю о них и невольно задаю себе вопрос, который, на-верное, многие задают. Ну, а если бы, если бы накануне старта кто-нибудь сказал им: всякое, мол, может случиться, решайте заново, идти или не идти? Сделал ли бы кто-нибудь из них шаг назад? Таких людей, как они, не испугать предполагаемой опасностью. Хотя бы уже потому, что они лучше, чем кто-либо, знают и возможности техники, и ту неизбежную долю риска, без которой ничто новое на свете не совершается. Они выбрали свой путь не накануне старта, они обдумывали свое решение не в одночасье, накоротке. Это был выбор жизни, выбор призвания. Я видел их за месяц, за два дня, за день, за два часа до полета. Не могу найти других слов: они были очень счастливы. Только что приехал в гостиницу Иван Григорьевич Борисенко, спортивный комиссар. Оттуда. От корабля. Глядя куда-то поверх наших голов, с остановками, словно удивляясь собственным словам, стал рассказывать. Какое утро было тихое, и как все шло точно по расписанию, и как мягко сел корабль- чуть полынь качнулась. Только связь почему-то прервалась. А потом люк открыли. Да, дорого иногда дается нам счастье. («Правда», 1971, 1 июля.) Первое многоточие стоит после слова счастливы, выделенного абзацем. Впереди уже было слово счастливы (они были очень счастливы). Здесь это слово наполнено конкретным смыслом: космонавты были действительно счастливы, готовясь к полету-подвигу. Но они погибли. И за вторым счастливы (уже с многоточием!) целая бездна горя и страдания. Катастрофа потрясающая и очевидная. Но верить не хочется. Это инстинктивное сопротивление очевидности, желание отстраниться от нее передается журналистом просто и ясно (см. текст): А потом люк открыли. Продолжать излишне. И бесконечно тяжело. Пусть читатель сам вообразит себе, что там увидели, а пишущему достаточно поставить многоточие. «(Комс. правда», 1975. 12 июня.) Многоточие как знак эмоционального напряжения, как знак, помогающий скрыть мысль, не дать ее обнаженно, и вместе с тем наметить перспективу в восприятии и осмыслении текста, очень часто используется в поэтических произведениях: Многоточие в поэтических текстах передает нескончаемость перечисляемого ряда, подчеркивает неисчерпанность передаваемого содержания: Многоточие так популярно у поэтов, что подчас употребление его перерастает в некий композиционный прием, позволяющий скрепить части стихотворения в единую сложную форму, как, например, у А. Блока: Это не означает, конечно, что в стихотворных текстах не^ возможно обычное употребление этого знака, например при передаче недосказанности речи, прерывистости, при передаче обычных разговорных пауз: Иногда многоточие ставится в начале абзаца, передавая разрыв в повествовании, резкий переход от одной темы к другой. Таким образом намечается пауза, помогающая переключить внимание читающего: Но есть у славы свои каверзные законы. Разница в «размерах» театральной и киноаудитории, триумф «Чапаева» сыграли с актером не одну сердитую шутку. Например, люди несведущие спрашивали в ту пору о Бабочкине: что за самородок, откуда, как удалось ему сразу подняться на вершину искусства? Между тем в героическом комдиве на экране зрители уже тогда встретили «не мальчика, но мужа», одного из ведущих мастеров советского театра. («Правда», 1974, 17 янв.) Близко к этому употребление многоточия и в следующем примере, где разрыв в повествовании обнаруживается при переходе от описания единичного, конкретного факта к событиям последующим, данным уже в их длительности и постоянстве: Он смотрел на гордую в посадке голову Ольги Николаевны, отягченную узлом волос, отвечал невпопад и вскоре, сославшись на усталость, ушел в отведенную ему комнату. . И вот потянулись дни, сладостные и тоскливые. Наконец, многоточие может подчеркивать алогизмы, указывать на неожиданность и содержательную неоправданность сочетания каких-либо слов, подчас даже абсурдность таких сочетаний, но абсурдность, оказавшуюся реальностью; факты, противоречащие здравому смыслу. Примеры такого употребления многоточия очень характерны для многих газетных заголовков: На лыжах. за ягодами («Правда», 1969, 16 ноября); Карпа ловят в. море («Правда», 1970, 10 янв.); Виза. на критику («Правда», 1975, 23 июня); Мост. в «тупике» («Комс. правда», 1975, 26 июня); По Амуру на. такси («Известия», 1975,4 июля); Море, которое было. озером («Правда», 1975, 9 июля); Акселерация у. семги («Комс. правда», 1975, 12 ноября). Многоточие может означать и просто пропуски частей текста, отдельных слов, например в общеизвестных выражениях, употребленных в качестве заголовков: Все флаги в гости.. («Известия», 1975, 27 июня); В чужом глазу соломинку. («Лит. газ.», 1975, 12 ноября); На каждого хитреца. («Коме, правда», 1975, 11 ноября); Взялся за гуж. («Коме, правда», 1975, 13 ноября); Не красна изба углами. («Коме, правда», 1975, 14 ноября); в цитатах: «Восторги, возбужденные «Русланом и Людмилою», равно как и необыкновенный успех этой поэмы. гораздо естественнее и понятнее, чем яростные нападки на нее бутырских классиков»,- писал В. Г. Белинский; «Содержание всегда бывает соответственно форме, и наоборот. » (В. Белинский); «. «Кавказский пленник» принадлежит к числу тех произведений Пушкина, в которых он является еще учеником, а не мастером поэзии (В. Белинский). Из этических соображений многоточие ставится на месте пропущенных бранных слов в тексте: Сам ступай, какой тебя. держит? (М. Шолохов).
|