какую роль играют местоимения в тексте
Какую роль в нашей речи выполняет местоимения?
Ответ или решение 2
Для начала вспомним, что такое местоимение.
Определение местоимения
Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.
Роль местоимений в русском языке огромна. Можно даже уверенно сказать, что без местоимений русский язык просто не существовал бы.
Можно привести много доказательств в пользу необходимости местоимений в речи.
Местоимения в русской речи выступают как бы «вторыми заместителями» существительных, прилагательных, числительных. Тем самым они помогают в речи избежать многочисленных повторов. Если бы не было местоимений, мы не смогли бы заменить повторяющиеся слова в тексте, нам каждый раз пришлось бы употреблять одно и то же слово, чтобы изложить свою мысль. От этого речь становилась бы более громоздкой и трудной не только для воспроизведения, но и для понимания. Для примера приведем небольшой кусок текста с использованием местоимений.
У Тани сегодня день рождения. В этот день её родители подарили ей куклу. Таня очень обрадовалась подарку, потому что она давно о нем мечтала.
Теперь попробуем этот же текст переписать без местоимений, сохранив при этом смысл.
У Тани сегодня день рождения. В день рождения родители Тани подарили Тане куклу. Таня очень обрадовалась подарку, потому что давно мечтала о подарке.
Как мы видим, без местоимений в тексте стало очень много повторов, он стал очень трудным для понимания, в конце концов, он звучит уже не так красиво.
Кроме того, местоимения указывают на предметы: такой, этот, тот. Как бы мы ни старались, мы не сможем их заменить другими словами.
Если бы не было местоимений, мы даже не смогли бы сами себя называть «я». Вместо этого, мы называли бы себя по имени и говорили бы о себе в третьем лице. Например, вместо фразы «Я хочу спать» мы говорили бы «Маша хочет спать». При обращении к кому-либо вместо местоимений «ты», «вы», мы также обращались бы по имени. Вместо «Ты пойдешь в кино?» мы спросили бы у Димы «Дима пойдет в кино?». Звучит немного странно и даже абсурдно, не правда ли?
Несколько аргументов в пользу местоимений
Обобщив все вышесказанное, приведем несколько кратких аргументов:
Таким образом, роль местоимений в русском языке трудно переоценить.
Слово в тексте.
Местоимения
6 класс
Тема урока: «Роль местоимений в художественном тексте» (1 час).
Тип урока: обобщающее повторение по теме «Местоимение» в 6-м классе.
Цели урока:
1. Обобщить знания по теме «Местоимение».
2. Выяснить роль местоимений в художественной речи (придают художественной речи искренность, задушевность, взволнованность; являются средством сохранения безымянности героя; и т.д.).
I. Слово учителя
Сегодня на уроке нам нужно выяснить, какую роль играют местоимения в художественной речи. В этом нам поможет творчество таких мастеров слова, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, С.Есенин, М.Волошин.
Вы знаете, что местоимение – такая часть речи, которая не называет предмет или признак предмета, но указывает на них. Местоимения могут в нужном случае заменять существительные, прилагательные или причастия, числительные. Благодаря этому свойству они служат средством связи предложений в тексте.
Кроме того, местоимения обладают особой изобразительной силой – экспрессивностью. Что такое «экспрессия», «экспрессивность»? (Экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность. По словарю С.И. Ожегова.)
Чаще других мы употребляем в речи личные местоимения. Понаблюдаем, как они ведут себя в художественном, в частности, стихотворном тексте.
II. Работа с личными местоимениями
Я прочитаю известное стихотворение С.Есенина, посвященное собаке Качалова.
Василий Иванович Качалов – актер Московского Художественного театра.
Задание. Перепишите стихотворение и подчеркните в нем все местоимения.
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
Каким вы представляете себе Джима? С помощью каких слов дана его характеристика? (Красивый (шерсть бархатная, по-собачьи дьявольски красив); добрый, дружелюбный (как пьяный друг, ты лезешь целоваться); сравнивается с человеком (с такою милою доверчивой приятцей).)
Задание. Выпишите из текста местоимения, заполнив следующую таблицу.
Местоимения каких разрядов количественно преобладают? (Личные, притяжательные, определительные.)
Какой оттенок придает тексту употребление этих местоимений? (Оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Это разговор по душам с собакой.)
Кто из вас разговаривал со своей собакой? Понимает ли она вас?
Местоимения какого лица употребляет Есенин в разговоре с собакой? Как вы думаете, почему в 3-й строфе хозяин собаки ведет речь не от 1-го лица, а говорит о себе в 3-м лице?
Сравните употребление местоимений в следующих строках. В чем отличие первых двух от последующих?
Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много.
Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
(Во второй строфе показано, что гости хозяина становятся гостями Джима. Джим наравне с хозяином в этом доме. Он может различать гостей, может среди них найти ту, что всех безмолвней и грустней.)
Из других стихотворений вы знаете, что Есенин одушевляет и очеловечивает природу, он может разговаривать с кленом или рожью. Обращаясь к Джиму как другу и поручая ему за себя проявить нежность по отношению к той, к ней, Есенин говорит на языке, который их уравнивает. Найдите строчку, подтверждающую это. (Давай с тобой полаем при луне.)
Какую еще роль в тексте играют местоимения? (Местоимения – средства грамматической связи предложений. Относительные местоимения связывают между собой части сложного предложения.)
Обратимся к стихотворению А.С. Пушкина «Я вас любил».
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
О чем это стихотворение? (О любви к женщине.)
В этом стихотворении нет ярко выраженных тропов, звуковых эффектов, местоимения здесь несут большую нагрузку.
Проведите количественный анализ: подсчитайте количество слов в стихотворении. Сколько из них местоимений? (Из 50 слов текста 14 – местоимения.)
Местоимения какого разряда преобладают? (Личные: я, вас, она, вам.)
Можем ли мы, читая стихотворение, ответить на следующие вопросы: как зовут лирического героя, кто он такой, стар или молод, кто его возлюбленная? (Нет.)
Каково же назначение личных местоимений в поэзии? (В лирическом тексте очень важную роль играют местоимения – средство сохранения безымянности лирического героя. Местоимения при этом являются возможными «заместителями» не только автора, но и читателя, которому окажутся близки выраженные в стихотворении чувства и переживания.)
Другие свойства личных местоимений будем наблюдать, читая стихотворение А.С. Пушкина «Ты и вы».
Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Пред ней задумчиво стою;
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!
Почему местоимения вы и ты поэт графически выделил? (Эти местоимения являются главными героями стихотворения, не зря они вынесены в название.)
Чем еще интересны эти местоимения? (Они имеют при себе определения: «пустое вы» и «сердечное ты».)
Почему именно такие эпитеты употребляет А.С. Пушкин? (Личное местоимение единственного числа вы – вежливое, но отдаляющее собеседников друг от друга. Местоимение ты – дружеское, теплое и даже интимное. Замена местоимений друг другом помогает тонко и очень деликатно передать изменение личных отношений между мужчиной и женщиной.)
Прозаический отрывок для работы над свойствами местоимений в художественной речи взят из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Писатель одному из героев дает следующую характеристику:
Хлестаков, молодой человек. Несколько приглуповат и, как говорится, без царя в голове. Один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения.
Канцелярия – отдел учреждения, ведающего служебной перепиской, оформлением бумаг.
Как вы понимаете фразеологизм без царя в голове? Назовите его антоним. (Глуп. Антоним – семь пядей во лбу.)
Как соотносится характеристика, данная Н.В. Гоголем для господ актеров, и образ, который возникает, когда мы слышим или читаем речь самого Хлестакова?«Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю, – говорю, – так и быть, – говорю, – я принимаю, только уж у меня: ни-ни-ни. уж у меня ухо востро! уж я. »
«О! Я шутить не люблю. Я им всем задам острастку. Меня сам государственный совет боится. Да что, в самом деле? Я такой! я не посмотрю ни на кого. я говорю всем: я сам себя знаю, сам. Я везде, везде. Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш. » (Поскальзывается и чуть-чуть не шлепнулся на пол.)
(Речь героя – отражение его внутреннего содержания. Хлестаков – человек пустой, глупый, и это отражается в его речи: она отрывиста, бессодержательна, примитивна, и слова вылетают из его уст совершенно неожиданно.)
Как «работает» в речи Хлестакова местоимение я? Какая особенность личности персонажа раскрывается при этом? (Местоимение я в именительном и косвенных падежах употребляется 14 раз! Оно очень ярко характеризует Хлестакова, который хочет казаться лицом значительным, известным. Он хвастлив, выставляет свое я напоказ, выдумывает небылицы о себе.)
III. Выводы по первой части работы
Итак, мы с вами доказали, что личные и притяжательные местоимения могут быть выразительными средствами в художественной речи. Во-первых, они делают художественную речь искренней, взволнованной, задушевной. Во-вторых, являются средством грамматической связи предложений и частей предложения. В-третьих, личные местоимения – средство сохранения безымянности лирического героя. И, наконец, личные местоимения – средство авторской оценки персонажа.
IV. Работа с неопределенными местоимениями
Большой экспрессивностью в художественной речи обладают и неопределенные местоимения. Перед вами стихотворение М.Волошина «В вагоне». Найдите в нем неопределенные местоимения.
Снова дорога. И с силой магической
Все это вновь охватило меня:
Грохот, носильщики, свет электрический,
Крики, прощанья, свистки, суетня.
Снова вагоны, едва освещенные,
Тусклые пятна теней,
Лица склоненные
Спящих людей.
Мерный, вечный,
Бесконечный,
Однотонный
Шум колес.
Шепот сонный
В мир бездонный
Мысль унес.
Жизнь. работа.
Где-то кто-то
Вечно что-то
Все стучит.
Ти-та. то-та.
Вечно что-то
Мысли сонной
Говорит.
Почему неопределенные местоимения появляются в самом конце стихотворения? В чем их функция? (Неопределенные местоимения, в отличие от личных, притяжательных, не «приближают», а «отдаляют» предметы и события, о которых идет речь. В стихотворении мы видим переход от конкретных существительных, описывающих ощущение вокзальной суеты, к прилагательным, с помощью которых подчеркивается монотонный, убаюкивающий звук колес. А затем насыщение текста неопределенными местоимениями и наречиями усиливает впечатления, которые едва улавливает пассажир, дремлющий под мерный стук колес и пытающийся сквозь сон разобраться в путающихся неопределенных мыслях.)
V. Заключение
Итак, мы сегодня работали с разными художественными текстами и выяснили роль местоимений в них. Мы увидели, как по-разному используют эти свойства писатели и поэты, создавая выразительные, яркие произведения.
Разряды местоимений и их синтаксическая роль в предложении
Местоимение – это самостоятельная часть речи, включающая слова, которые указывают на предметы, на их признаки и количества, не называя их конкретно.
Что такое разряды местоимений?
Разряды местоимений – это лексико-грамматические группы слов, которые имеют свойственные местоимениям грамматические признаки.
Итак, по значению и грамматическим признакам местоимения делятся на разряды:
Разряд местоимений является постоянным грамматическим признаком.
Для определения разряда местоимений необходимо узнать значение слов в речи.
Перечислим все разряды местоимений:
Теперь разберем какую синтаксическую роль играют местоимения в предложении.
Синтаксическая роль местоимений в предложении
Личные местоимения в предложении используются для указания на лицо или предмет.
Личные местоимения имеют категорию, как единственного числа, так и множественного:
Обращаем ваше внимание на то, что все личные местоимения изменяются по падежам, образуя супплетивные формы:
Важно знать, что возвратное местоимение “себя” не имеет формы именительного падежа, грамматических категорий лица, рода, числа и указывает на то лицо, о котором идет речь.
Притяжательные местоимения “мой”, “твой”, “свой”, “наш”, “ваш”, “его”, “её”, “их” используются для указания лица, которому принадлежит предмет.
Притяжательные местоимения в предложении выражены согласованными определениями и изменяются по родам, числам и падежам.
Местоимения “кто?”, “что?”, какой? чей? каков? который? “сколько?” являются вопросительными и используются в предложении для выражения вопроса.
Относительные местоимения связывают простые предложения для образования сложноподчиненного предложения.
Неопределенные местоимения необходимы для указания на предметы, признаки и количества, которое неизвестно.
Отрицательные местоимения в предложении выражают отрицание наличия какого-то предмета, признака или количества или для того, чтобы усилить отрицательный смысла сказанного.
Указательные местоимения в предложении выделяют какой-то определенный предмет, признак, количество.
Определительные местоимения служат для указания обобщенного признака предмета.
Синтаксическая роль местоимений
Синтаксическая роль местоимений в предложении зависит от того, слово какой части речи оно заменяет, какой член предложения поясняет, на какой вопрос отвечает. Местоимение может быть любым членом предложения: подлежащим, частью именного сказуемого, дополнением, определением, обстоятельством.
Особенностью местоимения, как самостоятельной части речи, является то, что оно выполняет две функции:
Подытожим: местоимения в русском языке — это слова-указатели и слова-заменители.
Исходя из этой способности местоимений (я, ты, некто, кто-либо) заменять существительные, прилагательные (свой, некий, который, любой, чей) и числительные (столько, несколько, столько-то, сколько), местоимения в предложении чаще всего выступают в роли подлежащего, определения, дополнения. Реже местоимения выполняют синтаксическую роль именной части сказуемого и обстоятельства.
Рассмотрим подробно, какую синтаксическую роль выполняют местоимения в предложении.
Подлежащее — местоимение
Личные местоимения являются подлежащим в предложении чаще всего, но и местоимения других разрядов могут выступать в синтаксической роли этого главного члена предложения. В таком случае местоимение имеет форму именительного падежа единственного или множественного числа и отвечает на вопросы:
В роли подлежащего может использоваться синтаксически неделимое словосочетание местоимения-числительного с существительным в форме родительного падежа единственного или множественного числа.
Примеры
Сохранилось лишь несколько писем дедушки с фронта.
Ничто н е могло повлиять на его мнение.
Сколько минут осталось до начала спектакля?
Сказуемое — местоимение
Местоимение может быть частью составного именного сказуемого как с глаголом-связкой, выраженной словами «был», «будет», «стал», «может» и пр., так и с нулевой связкой. В роли сказуемого местоимение употребляется, если поясняет подлежащее, выраженное существительным или словом другой части речи, заменяющим существительное.
Примеры
Нужно знать, каковы главные требования к оформлению презентации.
Местоимение в роли согласованного и несогласованное определения
Местоимение в синтаксической роли определения только указывает на признак или принадлежность предмета, конкретно его не обозначая, и отвечает на вопросы:
Местоимения-прилагательные согласуются в роде, числе и падеже, поэтому являются согласованными определениями. Притяжательные местоимения «его», «её», «их» имеют форму родительного падежа и поясняют подлежащее или дополнение в форме именительного или винительного падежа. Эти местоимения являются несогласованными определениями.
Примеры
Даром ничьих услуг принимать не желаю.
Никакие новости меня не волнуют.
Местоимение в роли дополнения
Если местоимением управляет сказуемое и от него к местоимению задаются вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём?), тогда в предложении оно является дополнением.
Примеры
С кем поведешься, от того и наберешься.
Других не суди, на себя погляди.
Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
Местоимение в роли обстоятельства
В роли обстоятельства чаще всего выступают как местоимения в предложной форме, так и синтаксически неделимые словосочетания местоимений-числительных с существительными.
Примеры
Сколько времени стоит это памятник на площади?
Столько лет она прожила в этом городке!
Таблица
Видеоурок
Соотнесите местоимение с его синтаксической функцией в предложении:
Вариант 1
А. Мы можем принять его приглашение.
Б. Что вы любите в книгах?
В. Я писал у себя в кабинете резюме.
Г. Сколько дней еще будет ненастье?
Д. Столько невзгод выпало на долю этой хрупкой женщины!
Вариант 2
Г. Гость вежливо поздоровался с хозяином дома и поклонился его сестре.
Д. Ему казалось все здесь необыкновенным и чудесным.
Вариант 3
А. Смело верь тому, что скоро настанет.
Б. Несколько раз позвонили в квартиру.
В. Эхо чьих-то торопливых шагов неслось по ночной улице.
Г. Таковы были его безрадостные мысли.
Роль местоимений в тексте
Местоимения такой, что и местоименные наречия как, так, когда, тогда, где, там, куда, откуда в разговорной речи, например: А он что? обещал зайти?; Она как? нас берет? А вы куда? в деревню едете?
1. В официально-деловом и научном, находят применение местоимения таков, таковой, какой, иной, некто, нечто, некий;
В официально-деловом стиле нет местоимений 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа: я, мы, ты, вы
5. Книжный характер носят устаревшие формы местоимений: сей, оный. К этим местоимениям обращались поэты, писатели как к средству стилизации, для достижения возвышенного звучания речи: Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилой,сей труп живой.
6. В современном языке сей, оный воспринимаются прежде всего как устаревшие канцеляризмы. Они используются не как средство речевой патетики, а для достижения иронической окраски речи: На табло выскакивали цифры. Перед табло стоял я, пытаясь уразуметь, что сие означает (Гран.).
Архаический оттенок у полных форм вопросительно-относительных местоимений каковой, таковой + другие падежные формы местоимений некоим, некоей, некоих, некоими, о некоих, +оне, ея, моея, всея.
Роль в художественном тексте: конкретность повествования, стремление писателей избежать повторений. По богатству экспрессивных красок на первом месте среди них стоят личные местоимения. Употребление личных и притяжательных местоимений я, мы, мой, наш приводит к субьективации авторского повествования. Так писатель-публицист или журналист, выступая в очерке от первого лица, создает впечатление достоверности описываемых событий, как бы «приближая» их к читателю: Я вхожу в комнату, где живет режиссер Алексей Герман. и будто попадаю в знакомый по экрану мир.
Личные местоимения в прямой речи, которая тоже является сильным источником экспрессии, создают «эффект присутствия» читателя в описываемой ситуации: Мне это было очень важно. На читателя воздействует неожиданное введение в текст личных местоимений ты, мы, это создает иллюзию причастности, соучастия.
Употребление личных и притяжательных местоимений придает речи оттенок искренности, поэтому нередко самые задушевные и взволнованные лирические строки обязаны своей выразительностью таким местоимениям; например у А. Блока:
О да, любовь вольна, как птица,
Да, все равномне будет сниться
В разговорном стиле, лишенном лиризма, употребление местоимений я, мой, и в особенности их навязчивое повторение, создают неблагоприятное впечатление: отражают нескромность говорящего, его стремление подчеркнуть свой вес, влияние. Вспомним в «Ревизоре» Гоголя сцену хвастовства Хлестакова:
Я принимаю должность. только уж у меня: ни, ни, ни! Уж уменя ухо востро! Уж я. О!я шутить не люблю.Я им всем задал острастку. Я такой! я не посмотрю ни на кого.
Употребление местоимений он, тот, этот (она, та, эта) для указания на присутствующих, вместо имен собственных или соответствующих личных существительных, сообщает речи презрительный, пренебрежительный тон: Да кто он такой, чтобы ему такие почести, да еще от родной своей матери! (Дост.)
Для усиления подчеркивания того или иного слова используются и вопросительно-относительные местоимения: Заячий тулуп почти новешенький и добро бы кому, а то пьянице оголтелому (П.).
Интересны неопределенные местоимения: они заставляют усомниться в достоверности информации, настолько нереальным представляется скрытое в них значение: Кто-то на плечи руки положит, кто-то ясно заглянет в глаза (Бл.).
Введение в текст неопределенных местоимений может быть вызвано и нежеланием собеседников назвать конкретное лицо, которое им хорошо известно: Кое-кто будет не рад этому. Кто-то сейчас злится, узнав о вашем успехе.