какую роль играют лишайники в природе и жизни человека
Значение лишайников
Вы будете перенаправлены на Автор24
Роль лишайников в природе
Отдел Лишайники насчитывает более 20 тыс. видов, распространённых на земном шаре. Особенно значительную роль они играют в растительном покрове тундровых и лесных экосистем.
Поскольку лишайники распространены очень широко, они играют одну из решающих ролей в природе в качестве продуцентов биомассы.
Поселяясь на горных породах, они берут участие в их химическом выветривании. После их отмирания образуется небольшое количество гумуса, на котором уже могут поселиться другие растения. Потому их и называют «пионерами растительности».
Лишайники, живущие на деревьях, не причиняют им непосредственного вреда, поскольку не являются паразитами, но могут служить местом укрытия и размножения насекомых — вредителей.
Благодаря высокому содержанию углеводов лишайники являются очень ценным кормом для северных оленей, а также для марала и лося. (кладония оленья, исландский мох).
Значение лишайников в жизни человека
Различные виды лишайников имеют неодинаковую степень чувствительности к загрязнению атмосферы, потому эту особенность используют для биоиндикации уровня загрязнения окружающей естественной среды (лихеноиндикация).
Некоторые из лишайников не выдерживают даже малейшего загрязнения воздуха и гибнут — они не выдерживают высоко содержания в воздухе угарного газа, оксидов серы, азота, потому они и используются как биоиндикаторы.
Другие виды лишайников встречаются только в населённых пунктах, даже в густонаселённых промышленных городах.
Характерная биологическая особенность лишайников — образование так называемых лишайниковых кислот, откладывающихся на поверхности гиф в виде кристаллов, зёрнышек, палочек. Они обуславливают и цвет слоевища лишайников. Известно около 300 лишайниковых кислот, которые встречаются только в организме лишайников. Биологическое значение их ещё изучено недостаточно. Некоторые из них, очевидно, выполняют защитную функцию в качестве антибиотиков и токсинов, другие используют в парфюмерии как ароматические вещества и для фиксации запахов.
Готовые работы на аналогичную тему
Уснин, который добывают из кустистого лишайника уснеи бородатой, широко используют в медицине.
По возрасту слоевищ лишайников (может достигать нескольких сотен или даже тысяч лет) в геологии устанавливают возраст ледниковых морен, горных обвалов и т. п.
Их используют для получения антибиотиков и лекарственных средств(цетрария, кладония, пармелия, уснея, леканора), ароматических веществ и фиксаторов запахов (лобария, эверния сливовая).
Из лишайников получают сахар, спирт (цетрария исландская, некоторые виды кладоний), индикатор лакмус (леканора, рочелла), органические красители (охролехия, некоторые виды рочелл),
Лишайниковую манну (аспициллию съедобную) употребляют в пищу жители пустынных районов Среднего Востока. В Японии считают деликатесом умбиликарию съедобную.
Лишайник гирофора съедобная не только используется японцами в пищу, но и экспортируется в страны Южно — Восточной Азии.
Обращая внимание на медленный рост лишайников, их использование должно быть планомерным, чтобы не причинить непоправимого вреда природе.
Роль лишайников в природе и жизни человека
Значение лишайников в природе и жизни человека
Роль лишайников в природе
Какую роль играют лишайники в природе и жизни человека?
Отдел Лишайники включает более 20 тысяч видов, существующих на планете. Наибольшее значение лишайники имеют в растительном покрове лесных и тундровых экосистем.
Лишайникам отводится ведущая роль как продуцентам биомассы. Это объясняется тем, что они распространены практически по всей поверхности планеты.
Лишайники, населяющие горные породы, активно участвуют в их химическом выветривании. После того как они отмирают, формируется некоторое количество гумуса — у других растений появляется возможность на нем селиться. Этим, в частности, объясняется, почему лишайники называют пионерами растительности.
Сами по себе лишайники, которые живут на деревьях, не вредны: они не являются паразитами. Однако в них могут укрываться и размножаться различные насекомые-вредители.
В лишайниках содержится много углеводов. По этой причине они используются в качестве корма для северных оленей, маралов и лосей. К примеру, такие виды лишайников как кладония оленья и исландский мох.
Значение лишайников в жизни человека
Наиболее актуальное значение лишайников для людей сегодня заключается в биоиндикации уровня загрязнения окружающей естественной среды (по-другому этот процесс называют лихеноиндикацией). Все потому, что у различных видов лишайников неодинаковая степень чувствительности к загрязнению атмосферы.
При этом лишайники не требовательны к разнообразным условиям вроде влажности, освещения, продолжительной засухи, резких температурных перепадов. Однако к загрязнению атмосферы все виды лишайников одинаково восприимчивы.
Одни лишайники не переносят даже минимальное загрязнение воздуха и погибают. Это может быть высокое содержание в воздухе угарного газа, оксидов серы, азота. По этой причине они и используются как биоиндикаторы.
Другие виды лишайников прекрасно себя чувствуют в населенных пунктах и промышленных городах. Более того, некоторые виды только там и живут.
У лишайников имеется отличительная биологическая особенность: они образуют так называемые лишайниковые кислоты, которые откладываются на поверхности гиф как кристаллы, зернышки и палочки. Эти же кислоты определяют цвет слоевища лишайников.
Насчитывают около 300 лишайниковых кислот, которые есть в организме лишайников. При этом, их биологическое значение еще не до конца изучено. Одни лишайники выполняют защитную функцию как антибиотики и токсины, другие применяются в парфюмерии в качестве ароматических веществ и фиксаторов запахов.
В медицине активно используется уснин: его добывают из кустистого лишайника уснеи бородатой.
Возраст слоевищ лишайников служит в геологии маркером возраста ледниковых морей, горных обвалов и т. п. К слову, возраст слоевищ в некоторых случаях может достигать несколько сотен или тысяч лет.
Лишайники широко используют, чтобы получить антибиотики и другие лекарственные средства. К примеру, кладонию, цетрарию, пармелию, уснею, леканору.
Некоторые лишайники используются для получения ароматических веществ и фиксаторов ароматов — отдельные виды рочелл, охролехия.
Жители пустынных районов Среднего Востока едят лишайниковую манну (под ней скрывается аспициллия съедобная).
Умбиликария съедобная — настоящий деликатес в Японии.
Лишайник гирофора съедобная, кроме того, что является пищей у японцев, идет на экспорт в страны Юго-Восточной Азии.
Важно отметить, что использование лишайников должно быть планомерным и исключать вред природе, ведь лишайники не отличаются быстрым ростом и не могут быстро восстанавливаться.
Значение лишайников в природе напрямую связано с их широким распространением и устойчивостью к внешней среде, а в жизни людей — наличием полезных веществ в составе.
Это основная информация, которой будет достаточно для подготовки сообщения о лишайниках и их значении.
Значение лишайников в жизни человека и природе
Отдел Лишайники насчитывает более 20 тыс. видов, распространенных по всему земному шару. В этой статье вы узнаете какова роль лишайников в природе и жизни человека?
Значение лишайников в природе и жизни человека
Лишайники — это особые комплексные организмы, появляются благодаря сожительству определенных видов грибов с организмами, способными к фотосинтезу, — водорослями или цианобактериями.
Роль лишайников в природе:
— играют значительную роль в растительном покрове тундровых и лесных экосистем;
— участвуют в химическом выветривании горных пород, часто являются пионерами в освоении новых территорий;
— является ценным кормом для северных оленей благодаря высокому содержанию углеводов;
— используются для биоиндикации состояния окружающей среды благодаря неодинаковой чувствительности различных видов к загрязнению атмосферы (лихеноиндикация)
— виды, обитающие на деревьях, не наносят им непосредственного вреда, поскольку не являются паразитами, но могут служить местом укрытия и размножения насекомых вредителей.
Роль лишайников в жизни человека:
— по возрасту талломов лишайников (может достигать нескольких сотен или даже тысяч лет) в геологии устанавливают возраст ледовых морен, горных отложений и тому подобное;
— используются для получения антибиотиков (цетрария, кладония, пармелия, уснея), ароматических веществ и фиксаторов запахов (лобария, эверния)
— лишайники употребляют в пищу жители пустынных районов Среднего Востока, в Японии считают деликатесом умбиликарию съедобную.
Конспект урока по биологии на тему «Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
5 класс биология 14.04.20
Тема урока: «Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека»
Тип урока: Изучение нового материала
Технология урока: Технология развития критического мышления
Цель урока: Определить место лишайников в царстве растений;
познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.
Образовательные: расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений. Выделить главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Познакомить с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.
Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.
Воспитательные: формировать умение работать в группе, находить согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные результаты: – формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов – формирование умения объяснять значение лишайников в жизни человека и природы
Метапредметные и личностные результаты:
1. Формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
2. Формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.
1. Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений
2. Формирование умения владеть смысловым чтением, задавать вопросы на основе, извлечѐнной из текста информации.
3. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в группе
Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости
Основные термины, понятия: лихенология; лишайники; кустистые, листоватые и накипные лишайники.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, интернет как источник информации, таблица “Лишайники”.
II.Изучение нового материала
III.Обобщение изученного материала
V.Подведение итогов урока
VI.Домашнее задание: §15 прочитать, записать основные понятия и нарисовать схему строения лишайника.
I. Организационный этап
— Какое царство живых организмов мы изучали на прошлом уроке? (Дети отвечают, что изучали царство «Грибы»).
(Дети отвечают. Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу каждому из них).
(Дети отвечают, что это микориза).
Формулировка темы урока.
— Записываем в тетрадях тему нашего урока: «Лишайники».
II.Изучение нового материала
Рассказ учителя, демонстрация таблицы «Лишайники»
-Группа организмов, именуемых лишайниками, насчитывает 25 тыс. видов. Встречаются они на всех континентах, включая Антарктиду.
Лишайники крайне неприхотливы. Они живут в жаркой пустыне, на голых скалах, на деревьях, на старых деревянных постройках. Главное условие для их существования – наличие света и влаги. В засушливое время они могут так высохнуть, что кажутся совершенно безжизненными. Но после дождя они вновь «оживают».
Тело лишайника называется слоевищем. Слоевище лишайника способно прожить 50-100 лет, разрастаясь за год на 1-5мм. Оно может иметь вид чешуек, трубочек, листочков или кустиков. По цвету и размерам лишайники тоже весьма разнообразны. Они бывают серебристо-серые, зеленые, красные, желтые и даже черные. В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники делят на 3 группы: накипные, листовые и кустистые.
-Какое же строение имеет слоевище?
Если рассмотреть срез слоевища лишайника под микроскопом, то можно увидеть переплетение бесцветных гиф гриба, между которыми расположены одноклеточные (иногда многоклеточные) водоросли.
— Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника?
(учитель выслушивает предположения учеников)
— нити гриба впитывают из внешней среды воду и растворенные в ней вещества, а клетки водорослей синтезируют органические вещества. Таким образом, гриб снабжает водоросль водой и минеральными веществами, а водоросль снабжает гриб органическими веществами. Налицо симбиоз – взаимовыгодное сожительство двух живых организмов.
-А теперь выясним, как размножаются лишайники. Чаще всего они размножаются кусочками слоевища, а также спорами гриба и особыми группами клеток гриба и водоросли. Эти клетки разносятся при помощи ветра и воды.
Значение лишайников в природе :
Являются первопоселенцами безжизненных пространств.
Участвуют в почвообразовании.
Участвуют в разрушении горных пород.
Виды, живущие на стволах деревьев, защищают их от проникновения спор грибов-паразитов.
Являются убежищем для насекомых-вредителей деревьев.
Являются пищей для многих копытных.
Являются важной частью многих экосистем.
Значение лишайников в жизни человека:
Являются кормом для домашних оленей на севере.
Некоторые лишайники используются в пищу человеком.
Сырье для химической промышленности.
Служат для получения природных красителей.
Используют в медицине и парфюмерии.
Используют для измерения степени загрязнения воздуха (лихеноиндикация).
III.Обобщение изученного материала
V.Подведение итогов урока
Как, по вашему мнению, прошел урок? Что нового о лишайниках вы узнали?
VI.Домашнее задание: §15 прочитать, записать основные понятия и нарисовать схему строения лишайника.
Роль лишайников в природе и жизни человека
Роль лишайников в природе сложно переоценить. Они являются «пионерами» в формировании растительных сообществ. Выделяя органические кислоты, лишайники разрушают материнскую породу, а при отмирании их органика вместе с ней формирует первичную почву, на которой могут поселиться растения. Лишайники служат кормом для многих животных (олений мох или ягель), являются местообитанием для многих беспозвоночных.
Роль в жизни человека. Лишайники служат индикаторами загрязнённости воздуха. Некоторые виды используются человеком в пищу (лишайниковая манна). Также лишайники используются в промышленности (изготовление лакмуса), в парфюмерии (получение ароматических веществ), в фармацевтической промышленности (получение препаратов против туберкулёза, фурункулёза, эпилепсий и др.). Лишайниковые
кислоты обладают также антибиотическими свойствами.
Задание1. Вставьте в текст «Лишайники» пропущенные слова из предложенного списка. Цифры запишите в порядке следования.
Лишайники
Задание 2.Отгадай загадки и придумай свою:
1) Свыклась водоросль с грибком, зацепилась за кору и пришлась ко двору.
2) Удивительное дело – как дружны зелёный с белым!
3) Друг за друга отвечают, и друг друга выручают.
Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами, они основали отдельную ботаническую отрасль, посвященную мохообразным – бриологию. Бриология – наука о мхах, изучает строение, размножение и развитие моховидных (собственно мхов, печеночников, антоцеротовых).
Моховидные – одни из древнейших растений, населяющих нашу планету. Остатки найдены в окаменелостях конца палеозойской эры. Распространение мхов связано с предпочтением влажной среды и затенённой местности, поэтому большинство населяют северную часть Земли. Плохо приживаются на засоленных территориях и пустынях.
Классы моховидных
Листостебельные мхи – самый многочисленный класс. Растения состоят из стебля, листьев и ризоидов.
Стебель может расти вертикально или горизонтально, разделен на кору и основную ткань (содержит воду, крахмал, хлоропласты для фотосинтеза).
Клетки стебля могут давать нитевидные отростки – ризоиды, необходимы для крепления к почве и поглощения воды. Они чаще находятся у основания стебля, но могут покрывать его по всей длине.
Листья простые, часто крепятся к стеблю под прямым углом, по спирали. Листовые пластинки оснащены хлоропластами, в центре располагается жилка (служит для проведения питательных веществ).
Лиственные мхи могут размножаться стеблями, почками, ветвями, которые дают побег, так формируются сплошные ковры из мхов, устилающие землю. К классу листостебельных относятся сфагновые (имеют разнообразный окрас стебля — светло-зелёный, желтый, красный), андреевые и бриевые мхи.
Печеночники встречаются на побережьях, болотах, скалистой местности. Отличительные черты: листья не имеют жилки, дорсовентральное строение, особый механизм раскрытия спорофита.
Листья расположены рядами, имеют две лопасти (нижняя лопасть, часто, завёрнутая и служит как резервуар для воды), ризоидные отростки – одноклеточные. Во время высыпания спор, спорофитовая коробочка раскрывается на отдельные створки, а рассеиванию клеток способствуют элатеры (пружинные образования).
Размножение может осуществляться с помощью почек (вегетативно), которые образуются на верхнем полюсе листьев. Представители класса пеллия эндиевлистная, милия аномальная, мох маршанция и др.
Антоцеротовые мхи населяют тропическую зону. Многоядерное тело (таллом) имеет розетковидную форму, состоит из однотипных клеток. В верхних шарах клеток находятся хроматофоры (содержат темно-зеленый пигмент). Нижняя часть таллома дает отростки, ризоиды, само тело образует полости, заполненные вязкой жидкостью, которая поддерживает постоянную влагу.
На поверхности таллома при неблагоприятных условиях образуются клубни, устойчивые к низкой влажности, после периода засухи формируют новое поколение. Растения однодомные, органы размножения развиваются в толще таллома, стадия спорофита преобладающая. К антоцеротовым относятся фолиоцерос, антоцерос, нототилас и др.