какую роль играют лирические отступления в поэме мертвые души

Какова роль лирических отступлений в поэме «Мёртвые души»? (Гоголь Н. В.)

Николай Васильевич Гоголь в своих произведениях затрагивал проблемы крепостного права и угнетения народа;писателя также волновало будущее России. Все свои переживания он отразил в поэме «Мёртвые души». Почему именно этот литературный жанр? Потому что всё произведение, все главы буквально пропитаны лирическими отступлениями. Они играют важнейшую роль в раскрытии идеи и темы «Мёртвых душ». Все отступления разделяются на два типа: эпические (служат для раскрытия характеров и образов) и непосредственно лирические (отображают внутренние переживания автора о судьбе России).

Чтобы точнее определить значение всех отступлений, разберём основные главы поэмы.

В первой главе Н. В. Гоголь размышляет о «тонких и толстых»: «мужчины здесь, как и везде, были двух родов». Тонкие всегда были вокруг дам, «просто благовидные». Толстые же «косились и пятились от девушек», были почетными городскими чиновниками. Автор с огорчением замечает, что люди буквально зациклились на своих статусах: «Увы! Толстые умеют лучше…обделывать дела свои», «Тоненькие служат больше по особенным поручениям». Возможно, с неким сарказмом или иронией, гиперболизируя,

Н. В. Гоголь хотел показать не только внутренние различия между «средними» и богатыми, но и выделить их образ, некий портрет, чтобы читателям было легче его представить. Таким образом, с помощью эпического отступления автор в начале поэмы дает небольшую подсказку, о чем будет идти речь дальше, наводит читателей на рассуждения о чинопочитании.

«Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения», — так начинается лирическое отступление в третьей главе произведения. Н. В. Гоголь рассуждает с одной стороны о богатстве русского языка, его красоте: «хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки». С другой же, автор подмечает находчивость русского человека: «есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим 200 душ, будут говорить иначе, чем с тем, у кого их 300…». Писатель ни в коем случае не упрекает народ. Гоголь восхищается, даже удивляется этому качеству: «гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его?» Значит, автор с помощью отступления показывает, что несмотря на все проблемы, русский народ – особенный, неповторимый, с душой и «изюминкой», нежели «французы или немцы».

«Повесть о капитане Копейкине» — лирическое отступление, превратившееся в отдельную повесть. Писатель затрагивает очень большую проблему взаимоотношения «маленького человека» и власти. Капитан просит помощи у верхов с социальным обеспечением: «Пойду в комиссию». Не трудно догадаться, что никакой поддержки он не получил: «Жизнь-то петербургская его уже поразобрала», «ему подносят горькое блюдо под названием «завтра»». В итоге, чтобы хоть как-то решить проблему, начальник просто высылает Копейкина на малую родину… Неоднозначна концовка повести: «появилась…шайка разбойников, а атаман-то… не кто другой…» Н. В. Гоголь показал одну из темных сторон жизни в России, а именно произвол и бездушие чиновников. Читатели начинают рассуждать и с ужасом понимают, что в наше время почти ничего не изменилось.

Заключительные лирические отступления в последней главе первого тома несут в себе торжественный, восхваляющий характер: «Эх, тройка!» Писатель рассуждал судьбе России, каждая строчка пропитана любовью и заботой: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?» Н. В. Гоголь сравнивает Россию с тройкой лошадей, несущихся вдаль, которых нельзя догнать. Тем самым автор указывает на светлое будущее России. Но писатель и сам не знает, что будет с Родиной дальше: «…дай ответ. Не дает ответа», — это его и тревожит. Тревожат люди, которые здесь живут, те самые чиновники. Автор боится за будущее страны, если ей будут управлять такие люди. Это и есть самый главный вопрос, который остается без ответа.

Таким образом, лирические отступления играют немаловажную роль в поэме. С их помощью автор выражает любовь и чувство патриотизма к России, описывает не только светлые, но и тёмные стороны жизни, рассуждает о людях, живущих здесь, об их характерах. Н. В. Гоголь через столетия пронес до сих пор актуальные проблемы в обществе для того, чтобы мы учились на ошибках героев и не допустили такого в реальной жизни. Ведь будущее страны зависит только от нас.

Источник

Поэма «Мертвые души» отличается по жанру от других произведений русской литературы. Лирические отступления делают ее еще более яркой. Они доказывают, что Н.В.Гоголь создал именно поэму, но не в стихах, а в прозе.

Роль отступлений

Н.В.Гоголь в тексте поэмы постоянно присутствует. Читатель чувствует его постоянно, иногда он как будто забывает о сюжете текста, уводит в сторону. Для чего так поступает великий классик:

Писатель хочет, чтобы читатель знал его отношения к событиям и людям. Именно поэтому он делится мыслями, выказывает гнев или сожаление.

Философские рассуждения

Некоторые отступления предлагают порассуждать над особенностями человеческой личности и бытия.

Любовь к России

Такие отступления наглядно показывают особенность русского человека и природы. Безграничная любовь автора к родине выше других чувств. Никакие преграды не остановят Россию. Она выдержит и выйдет на широкую ясную дорогу, выберется из всех противоречий жизни.

Отдельные рассказы

У части лирических отступлений свой сюжет. Их можно читать, как самостоятельное произведение, вырвать из контекста поэмы. Они не потеряют свой смысл.

Великий классик рассуждает о двух типах писателей. Одни описывают скучные характеры. Авторы родные в их обществе. Слава поднимается так высоко, что они сами признают себя гениями, приравнивают к Божеству. Другие писатели не стремятся к славе, они трудятся над словом, но попадают под суд, который отнимает их талант. Писательское поприще очень сурово. Размышления автора поэмы делают книгу шире и значимее, они поднимают вопросы и призывают читателя искать ответы на вопросы, которые задает текст и лирические отступления от основного сюжета.

Источник

Роль лирических отступлений в поэме Мертвые души Гоголя

Лирические отступления играют важнейшую миссию. в произведении «Мертвые души». В них поэт затрагивает наиболее важные социальные проблемы. Писатель свои раздумья о предназначении человека и судьбе своей Родины противопоставил темным картинам, показывающим русскую жизнь.

В начале лирические отступления имеют повествовательную форму. В них автор высказывается о героях, но по мере того, как разворачиваются события, их скрытый мотив становится все более широким и многогранным.

Отступление, которое обрывает повествование о Коробочке, повествует о схожести героини с ее «сестрой», которая, не обращая внимания на внешние различия, ведет такой же образ жизни.

Совсем другие идеи несет поэтичное отклонение в завершении пятой главы. В нем писатель не повествует о героях, об отношении к ним. В этом отступлении повествуется о великом русском народе и о таланте русского населения.

Если не вдумываться, то это отхождение никак не связано с предыдущими событиями, но на самом деле – без него невозможно полное раскрытие темы.

Большой значимостью обладают лирические отступления, которые повествуют о творческой и жизненной судьбе автора в современном для него обществе. В этом отступлении отпечатались не только его мысли по поводу искусства, но и позиция к властвующим слоям общества и к народу. Оно определило идеологический путь Гоголя.

Необыкновенной мощи гражданский пыл писателя доходит в лирическом отступлении — «Русь, Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека.» Вульгарность, пустота, низость жизни еще более определенно проступают на фоне приподнятых поэтичных строк. Данный способ контраста употреблен автором очень умело. вследствие такого внезапного противопоставления лучше уясняются негативные качества героев «Мертвых душ».

Высочайшим чувством патриотизма обвеял лик Российской Империи, оканчивающий зачинающий том поэмы, Образ, который воплотил в себе тот эталон совершенства, который озарял автору путь при описании мелкой, вульгарного бытия.

Такая значимость лирических отступлений в структуре творения. Но наиболее важное то, что в них проявляется точка зрения писателя на искусство, взаимоотношения меж людьми. На страничках произведения творец желал не только обличить, но и утвердить свой нравственный эталон, и оглашал его в своих восхитительных лирических отступлениях, где отпечатались все его думы и чувства, и в первую очередь колоссальное чувство любви к собственному народу и стране, убеждение в том, что отчизна освободится от властвования «болотных огней» и возвратится на верный курс: путь живой души.

2 вариант

Если глубоко задуматься: можно при чтении произведения прислушаться к ноткам напева. Так Гоголь передаёт свою искреннюю любовь к родному краю. Он размышляет о том, что будет с русским народом. Том первый исключительно построен так, что читатель посредством автора Николая Васильевича задумывается. По мыслям литературоведов, всё это разделяется на пару групп. Первое: автор сострадает и думает о Родине. Второе: Гоголь рассматривает русский характер, его национальные особенности.

Глава шестая словно плачь по ушедшей юности. Ушли романтика и фантазии, нет больше воображений об идеалах, о красивой жизни. Николай Васильевич скорбит, что светлая юность остаётся в прошлом, восторг закончился, а впереди взрослая жизнь. У взрослых людей другие взгляды на мир, в какой-то мере даже пошлые. Вот и тоскует Гоголь в своих размышлениях по легкомыслию юношеских лет, по светлым мыслям беззаботных ребят.

Россия! Вся наша умиротворённая Россия описана в одиннадцатой главе. Бескрайние просторы нашего края, как светлые тихие думы, навевают нам покой и благодать. Наша Русь не похожа на другие края земли. Читатель путешествует и глазами Гоголя видит, как переносится в раздумьях из забытого прошлого в яркое будущее.

Все эти лирические отступления Гоголь придумал, чтобы увлечь читателя, научить его размышлять в первую очередь о красочной нашей неповторимой России. Судьба Руси в наших руках. Мы должны беречь и русское слово, восторгаться своей жизнью.

Образец 3

Николай Васильевич Гоголь является автором поэмы “Мертвые души”. Главным героем произведения является Павел Иванович Чичиков. Лирические отступления представляют собой моменты, когда автор начинает комментировать и описывать действия, которые происходят в произведении от первого лица. Таким образом, человек может узнать мнение автора и ответить самому себе на возникшие вопросы. Благодаря лирическим отступлениям, читатели могут более эмоционально и глубоко понять суть произведения.

На протяжении чтения всего произведения, все лирические отступления можно разделить на два вида, первые связаны с размышлениями о родном крае, стране, в которой проживает Николай Васильевич, размышления связанные с происхождением человека и смысла жизни в целом. Первое отступление встречается в момент, когда Чичиков узнаёт о прозвище, которое дали Плюшкину. В этот момент автор начинает высказывать свои соображения и мысли, а также восхищается насколько русский язык, может наиболее точно выразить размышления человека.

На протяжении всего этого рассуждения, автор выражает свое глубочайшее уважение и любовь к родному языку, который он изучал с самых пелёнок. Гордость и уважение за Родину нахлынывает автора. Помимо всего вышесказанного встречаются следующие размышления, связанные с юностью, которая проходит мимо жизни так же быстро, как жизнь протекает.

Несмотря на все соображения автора, он ни может ни затронуть тему, которая очень близко его душе, это тема касающаяся двух противоположных авторов, которые между собой связаны жизнью, но они имеют разное начало. Первый автор, воспринимается народом как положительный, он умеет произвести впечатление, он рассказывает о том, как жизнь прекрасна и пытается загладить все горести жизни, и преподнести их в другом свете.

Но существует иная сторона авторства, это сторона которая чужда каждому читателю. Ведь именно этот автор, показывает жизнь той, какая она является на самом деле, он не украшает её, не делает из неё сказку, в которую можно поверить. Именно за это данного автора невзлюбил народ и каждому читателю тяжело читать данные произведения, ведь каждый человек понимает, в какой реальности он проживает.

Также читают:

Картинка к сочинению Роль лирических отступлений в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Русский писатель Сергей Аксаков создал множество замечательных литературных произведение, которые поражают своими интереснейшими и закрученными сюжетами. К таким произведениям относится роман под названием

В своем произведении Лев Николаевич постарался показать весьма продуманную и интересную историю, в которой было бы можно разобраться в человеческой сути. Благодаря не оканчивающейся зацикленной композиции, автору удалось отобразит

Самым важным для легенды русской поэзии Пушкина была свобода, как в жизни, так и в творчестве. В разные годы жизни поэта, понятие свобода выступала по-своему, это отображалось в его работах

В рассказе «Честное слово» Леонид Иванович Пантелеев повествует об истории, произошедшей с мальчиком лет семи-восьми, внешность которого он не запомнил. Однажды на выходе из сада мужчина обратил

Источник

Лирические отступления в “Мертвых душах”

Лирические отступления в поэме «Мертвые души» – важная составляющая произведения Н. В. Гоголя. Благодаря им читатель узнает мнение автора на те или иные события, его отношение к главным героям, а также чувствует невероятную любовь Гоголя к своей стране. Какова же роль лирических отступлений в поэме «Мертвые души».

Философские отступления

К философским можно отнести такие лирические отступления, как «Толстый и тонкий», «О страстях», «О человеке» и другие. Эти три отступления встречаются в I, XI, VI главах соответственно. «Толстый и тонкий» – это сатира на современных чиновников того времени.Людей этого класса Гоголь считает самыми непорядочными, заостряя внимание на том, что к власти на Руси часто приходят люди малограмотные и глупые. В особый класс он выделяет толстых чиновников, которые всегда выглядят представительно и занимают самые хорошие должности. Эти люди всегда хитры и умеют подстраиваться под людей с еще более высокими чинами.

В лирическом отступлении «О страстях» внимание автора обращено к тому, что каждый человек в той или иной степени подвержен страстям. Кто-то страдает от низменных страстей, а кто-то появился на этот свет для благих свершений. В отрывке «О человеке» автор размышляет о человеческой сущности и о том, что с возрастом все люди меняются. Никто не может представить себя в старости.

Любовь к Родине в отступлениях

Вся поэма пронизана любовью Гоголя к своей стране. Русь – единственный положительный герой в этом произведении. Все остальные помещики и даже сам Чичиков – антигерои. яркими примерами могут служить такие отступления, как «Русь-тройка», «Русское общение», «Дороги», «Русская речь». В первом отступлении автор сравнивает Родину с лихой тройкой коней, которая свободно и лихо мчится на встречу будущему. Именно этим отрывком заканчивается поэма. Кстати, крылатая фраза «А какой русский не любит быстрой езды» принадлежит авторству Гоголя и была употреблена именно в этом отрывке.

В отрывке «Русское общение» Гоголь утверждает, что при общении с иностранцами и другими народами, наш человек способен подстраиваться и мимикрировать. С высокими чинами он разговаривает кротко и послушно и даже вся его внешность выражает покорность. Если говорить о русской речи, слово у нашего народа – всегда емкое и имеет особую силу.

Самостоятельные рассказы

К самостоятельным рассказам можно отнести «Повесть о капитане Копейкине», «Киф Мокиевич и Мокий Кифович», «Крестьяне села Вшивая спесь». Повесть о капитане, потерявшем во время войны ногу, имела важное значение для самого Гоголя. Он очень переживал, когда этот отрывок не пропустила цензура, и его пришлось урезать.Рассказ о том, как человек сражался за свое государство, а в результате не получил от него никакой благодарности, является важным элементом, характеризующим помещичью Россию Гоголя. «Киф Мокиевич и Мокий Кифович» – лирическое отступление, которое в этих двух персонажах объединяет всех помещиков, повстречавшихся на пути у Чичикова. последний рассказ о трудолюбивом русском народе, который хоть и находится в рабстве, свободен душой и готов преодолеть все горести и невзгоды.

Источник

Сочинение: Роль лирических отступлений в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

(469 слов) Самым известным произведением Николая Васильевича Гоголя является поэма «Мертвые души». На протяжении долгих семнадцати лет писатель трудился над ее созданием. Он часто переосмысливал сюжет, менял героев и переписывал главы. Известно, что только над первым томом повести писатель работал шесть лет. Замысел данного произведения у Гоголя появился благодаря Александру Сергеевичу Пушкину. Именно он подсказал идею Николаю Васильевичу. Пушкин сам хотел претворить в жизнь свой замысел, однако он все же посчитал, что Гоголь лучше с этим справится. Именно так и получилось.

Важное место в поэме занимают лирические отступления. В них автор выразил свое собственное мнение по поводу тех или иных событий и свое отношение к героем. Попытаемся выяснить, какую роль играют лирические отступления в поэме Гоголя «Мертвые души».

Листая страницы произведения, читатель замечает в нем философские отступления: «О страстях», «Толстый и тонкий», «О человеке» и так далее. Отступление «Толстый и тонкий» представляет собой сатиру на чиновников той эпохи. По мнению Николая Васильевича, это самые безнравственные и непорядочные люди. Писатель отмечает, что зачастую власть оказывается в руках глупых и малограмотных людей. В представлении Гоголя особый класс составляют толстые чиновники. Они представительно выглядят и занимают самые достойные должности. Такие люди обладают хитростью. В нужный момент они с лёгкостью могут подстраиваться под тех, кто занимает более высокие должности.

Лирическое отступление «О страстях» отражает мысль автора, что каждый человек в определённой степени подвержен страстям. Безусловно, одни страдают из-за неизменных страстей, другие же существуют ради благих свершений.

В лирическом отступлении «О человеке». Николай Васильевич размышляет над человеческой сущностью. Автор отмечает, что по мере взросления люди меняются. И представить себя в старости невозможно.

Произведение «Мёртвые души» пронизывает мотив любви к своей Родине. Можно заметить, что Россия является единственным положительным персонажем в данном произведении. Остальные персонажи произведения, включая Павла Чичикова, являются антигероями. В лирическом отступлении «Русь-тройка» писатель сопоставляет великую и могучую страну с лихой тройкой коней. Подобно ей, Русь устремляется навстречу будущему. Высказывание «А какой русский не любит быстрой езды» закрепилось в народе и стало крылатым.

Лирическое отступление под названием «Русское общение» повествует об особенностях общения русского народа с иностранцами. Так, по мнению Николая Гоголя, русский человек начинает подстраиваться под собеседника, когда говорит с представителем другой нации. С людьми, занимающими высокие должности, человек разговаривает очень послушно, выражая вежливость и покорность. Слово русского народа всегда является емким, оно имеет особую силу.

«Повесть о капитане Копейкине» является самостоятельным рассказом. Автор повествует о капитане, который стал инвалидом во время военных событий. Автор рассказал о человеке, который отважно сражался за свою Родину, но не получил никакой благодарности. Данный рассказ наглядно отображает сущность чиновничьей России, где истинный патриотизм никак не вознаграждается.

Можно утверждать, что лирические отступления выполняют важную смысловую функцию в произведении Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». С их помощью автору удалось добавить в поэму юмора и актуальности. Абстрактные рассуждения о мире всегда сохраняют злободневность. Так автор выразил свои собственные мысли по поводу различных событий, а также продемонстрировал свое отношение к главным персонажам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *