какую роль играют анахронизмы сознательно допущенные писателем
Вопросы по литературе 10 класс учебник Лебедева часть 2 Страница 5-28
Вопросы для самопроверки
1. В чём видел Гоголь задачу сатирика и трудность его призвания?
2. Почему русская действительность второй половины XIX века создавала почву для появления высокой сатиры Салтыкова-Щедрина?
3. Согласны ли вы с тем, что яркая сатирическая литература является показателем здоровья и творческой силы нации?
Вопросы для самопроверки
1. Какие социальные противоречия будущий писатель почувствовал ещё в детстве? Почему? Какую роль в его нравственном становлении играло Евангелие?
2. За что Салтыков-Щедрин в юности получил прозвище «второго Пушкина»?
3. Какие стороны учения французских социалистов-утопистов были близки Салтыкову-Щедрину? Что в их идеях не разделял писатель?
Вопросы для самопроверки
1. Какие обстоятельства привели Салтыкова-Щедрина в вятскую ссылку?
2. Как возник псевдоним «Щедрин», ставший неотделимым от родовой фамилии писателя?
3. Какие открытия делает писатель в годы «вятского плена»?
4. Почему Салтыков-Щедрин многие годы делит свои силы между литературой и государственной службой?
Для индивидуальной работы
1. Подготовьте развёрнутое сообщение о жизни и творчестве Салтыкова-Щедрина.
2. Составьте рассказ о годах службы Салтыкова-Щедрина в должности вице-губернатора. Объясните, за что он получил прозвище «вице-Робеспьера».
Вопросы для самопроверки
1. На каких противоречиях строится описание города Глупова и его истории? Каков художественный смысл этих противоречий?
2. Какую роль играют анахронизмы, сознательно допущенные писателем?
3. Почему писатель не соглашался с оценкой его книги как сатиры на народ?
4. Какие библейские образы использовал Салтыков-Щедрин в рассказе о Глупове? В чём их художественное значение?
«ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»
1. Используя комментированное издание «Истории одного города», выясните, какие популярные исторические труды пародийно «перепевает» в своей сатире Салтыков-Щедрин. Приведите конкретные примеры пародийного использования примет исторического жанра.
2. Подготовьте в группах сообщения о глуповских градоначальниках. Покажите, опираясь на текст, что их изображение основано на реальных фактах русской истории. Объясните, какие стороны российской действительности обличает сатирик.
3. Расскажите, привлекая собственные наблюдения, о смешении времён, сатирическом гротеске, сатирической фантастике, сатирическом пародировании как основных художественных средствах, которыми пользуется автор в «Истории одного города».
Раскройте их содержательный смысл.
4. Дайте развёрнутую характеристику коллективному образу глуповцев. Докажите, что отношение автора к ним противоречиво. Какие качества глуповцев вы считаете источником их бед?
5. Составьте рассказ об истории глуповского «либерализма» и попытайтесь определить, какие реальные факты из истории русского освободительного движения и какие конкретные лица, его возглавлявшие, нашли отражение в зеркале сатирических рассказов писателя об Ионке Козыре, Ивашке Фарафонтьеве, Алёшке Беспятове и ходоке Евсеиче.
6. Раскройте пророческий смысл сатиры «История одного города». Какие события будущей истории предсказал сатирик?
Можно ли считать его произведение не только сатирой, но и антиутопией?
Выполняем коллективный проект
Подготовьтесь к дискуссии на тему: правдиво ли изображается Россия в сатире Салтыкова-Щедрина «История одного города».
1. Выберите наиболее яркие примеры совпадения реальных исторических событий с причудами глуповской истории.
2. Покажите, какие факты русской истории XVIII—XIX веков не на шли отражения на страницах «Истории одного города».
Сделайте вывод о том, какой логикой определялся отбор фактов для их художественной интерпретации в сатире Салтыкова-Щедрина.
3. Выскажите своё мнение о том, какое впечатление производит
чтение книги «История одного города». Полезно или вредно это впечатление для формирования гражданских качеств современных людей?
4. По итогам дискуссии напишите развёрнутый отзыв об «Истории одного города» для молодёжной газеты или журнала.
Какую роль играют анахронизмы, сознательно допущенные писателем Салтыков-Щедрин?
В 19:45 поступил вопрос в раздел ЕГЭ (школьный), который вызвал затруднения у обучающегося.
Вопрос вызвавший трудности
Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru
Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «ЕГЭ (школьный)». Ваш вопрос звучал следующим образом: Какую роль играют анахронизмы, сознательно допущенные писателем Салтыков-Щедрин?
После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:
Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.
ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!
Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.
Деятельность компании в цифрах:
Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.
Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.
Какую роль играют анахронизмы сознательно допущенные писателем
С1 Какую роль в дальнейшем развитии действия и судьбе героев «Слова о полку Игореве» играет этот эпизод?
Представленный выше фрагмент рассказывает о побеге князя Игоря из плена. Это заключительные строки центральной части «Слова». Персонаж спасается от захвативших его врагов-половцев, он «горностаем» стремится к родному дому. Природа вторит бунтующему настроению героя: «море взбушевало», «идут смерчи мглами». Игорь показан бесстрашным и целеустремленным воином. Его старания оправдались, и он достигает успеха в своем побеге. После этого эпизода следует торжественное вступление князя в Киев. Люди ликуют, наступает праздник на Руси, все выражают любовь к Игорю, народ хвалит князя и его храбрую дружину.
С2 Как автор «Слова о полку Игореве» относится к своему герою? И в каких произведениях русской литературы можно найти примеры неоднозначного взгляда на героев или события?
Автор «Слова о полку Игореве» неоднозначно относится к своему герою: с одной стороны, он ругает Игоря за стремление отдалиться от князей, в надежде, что вся слава от победы над врагом достанется только ему и его дружине, но с другой стороны, сочинитель «Слова» показывает истинное бесстрашие персонажа и горячую любовь к Родине.
В русской литературе множество примеров двойственного отношения авторов к своим персонажам. Например, в романе «Обломов» Иван Александрович Гончаров не приветствует «лежачий» и ленивый образ жизни Ильи Ильича. Но писатель указывает читателю на доброту, душевные порывы и эмоциональность героя, а такие качества не могут не цениться.
Можно вспомнить роман «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева. Автор любит в Базарове его рассудительность, рациональность и тягу к науке. Но нигилизм и революционные идеи персонажа далеки от собственных убеждений писателя.
С2. Как автор «Слова о полку Игореве» относится к своему герою? И в каких произведениях русской литературы можно найти примеры неоднозначного взгляда на героев или события?
Автор «Слова…» относится к своему герою неоднозначно, с одной стороны он восхищается им, дает высокую оценку его личным качествам и одобряет некоторые поступки, но с другой он осуждает его за непонимание о необходимости единения и совместной борьбы против врага, и за стремление к личной славе. Отношение автора к Князю Игорю и Всеволоду ярко выражено в «Золотом слове» Святослава. Двойственное отношение к своему герою мы можем увидеть и в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», автор сам не понимает, любит он своего героя или ненавидит. Это неудивительно, ведь «Базаров – для многих остался загадкой».
Вопросы по литературе 11 класс учебник Чертов, Трубина часть 1 Страница 185-202
Каково ваше общее впечатление от реального мира, изображённого в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
Какую роль в создании картины жизни играет приём контраста? Приведите примеры.
2. Что мы узнаём из текста рассказа о главном герое? Почему Бунин
лишает своего героя имени и биографии? Как характеризуют господина из Сан-Франциско его планы?
3. Как создаётся писателем особая атмосфера тревоги? Какая лексика им
используется? Какую роль играют в рассказе описания океана?
героя: «Это ужасно. » и «Отлично».
прямая авторская оценка происходящего?
6. Как соотносятся в рассказе «Господин из Сан-Франциско» фабула
7. Опыт исследования. Какую роль в тексте играет пейзаж? Как он меняется на протяжении рассказа? Когда он начинает приобретать статус
символа? Какое символическое значение имеют образ «ходившего траурными от серебряной пены горами океана» и образ «сказочной синевы. и сияющих утренних паров над морем к востоку, под ослепительным солнцем»?
8. Творческое прочтение. Подготовьте выразительное чтение концовки
рассказа (со слов «И опять, опять пошёл корабль. »). Опираясь на этот
текст, докажите, что «Атлантида» — символ человеческой цивилизации,
поясните эсхатологический смысл этого образа.
9. Точка зрения. Как бы вы вслед за литературоведами определили своеобразие жанра рассказа «Господин из Сан-Франциско»? Что это, притча, поэма в прозе или рассказ-мистерия? Обоснуйте свою точку зрения.
10. Почему рассказ заканчивается описанием «тонкой и гибкой пары нанятых влюблённых»? Какие смысловые акценты оно расставляет? Какое значение приобретает здесь слово «никто»?
11. Прокомментируйте фрагмент рассказа: «Дьявол был громаден, как
утёс, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем».
Проанализируйте название рассказа. «Холодная осень» —
это указание на тот единственный «холодный осенний вечер» прощания
героини с возлюбленным или определение всей её жизни, подобной
осеннему угасанию после его гибели? Обоснуйте своё мнение. Попытайтесь в своих размышлениях учесть и прокомментировать диалектически
сложную позицию автора, отразившуюся в заглавии текста.
2. Опыт исследования. Авторская позиция проявляется и в построении
рассказа «Холодная осень». Рассмотрите его композицию. Определите
границы его частей. В каком соотношении они находятся? Опираясь на
текст рассказа, покажите, как на разных уровнях реализуется в нём
принцип композиционной антитезы:
•на уровне пространства;
Почему первая часть изобилует деталями, а во второй части они практически отсутствуют, преобладают перечисления и градации?
3. Какую фразу в монологе героини можно считать ключевой? Как она
помогает понять смысл названия рассказа и идейно-художественную
функцию его композиции?
4. Как в первой части рассказа Бунин создаёт у читателя предчувствие
беды, которая разрушит все надежды влюблённых на возможное счастье? Какую роль играет здесь приём контраста? С какой целью соотносятся уют замкнутого пространства дома и ледяной холод сада, хрупкий
мир человека и мир «равнодушной» природы? Какие эпитеты использует Бунин, сопоставляя и противопоставляя эти два мира? Почему именно в пространстве сада завязывается у влюблённых разговор о смерти?
Как в этом эпизоде конкретизируется бунинская философия любви
5. С какой целью Бунин обращается к строкам стихотворения А. А. Фета?
Какое слово в них, на ваш взгляд, является главным? «Чистые ледяные
звёзды», «восход луны», «пожар» — какой символический смысл вкладывает в эти образы Бунин?
6. Точка зрения. На какие мысли вас наводит парадоксальное сближение
в этом рассказе «мига счастья», острого ощущения бытия и тридцати
лет «ненужного сна», которому подобна вся последующая жизнь героини?
7. Опыт исследования. Как соотносятся это бунинское произведение и написанное почти за сто лет до него стихотворение И. С. Тургенева «В дороге»? Почему образ пути является в них основополагающим?
1. Творческое прочтение.
Подготовьте выразительное чтение наизусть
одно го из стихотворений И. А. Бунина.
2. Одной из наиболее характерных черт поэтики бунинской прозы называют «открытый» лиризм. В каких произведениях писателя эта черта проявилась с наибольшей очевидностью? Приведите конкретные примеры
и прокомментируйте их.
3. Опыт исследования. Как соотносятся в прозе И. А. Бунина мир природы и мир людей? Какие времена года преобладают? Какие приёмы
изображения природы особенно характерны для писателя? Приведите
примеры. Сделайте выводы.
4. Опыт исследования. Как развивается в прозе И. А. Бунина тема России?
Сопоставьте финальные фрагменты из повести «Деревня», книги «Окаянные дни» и рассказа «Косцы». Насколько обоснованны суждения критиков об историческом пессимизме писателя и его неверии в русский
5. Точка зрения. На полях чернового наброска рассказа «Старуха» (1916)
Бунин написал: «Да будет трижды проклят тот страшный мир, в котором
я живу!» Почему в окончательных вариантах своих произведений писатель старался избегать таких резких оценок? Как это характеризует его
6. Внеклассное чтение. Прочитайте самостоятельно рассказ «Лёгкое дыхание». Как вы оцените своё впечатление от первых строк рассказа?
Каковы были ваши ожидания? Насколько они оправдались?
7. Сочинение. Напишите сочинение на одну из предложенных ниже тем:
•Человек и Вечность в рассказе И. А. Бунина «Господин из СанФранциско» (или в любом другом рассказе писателя).
•Роль приёма контраста в рассказе И. А. Бунина «Господин из СанФранциско» (или в любом другом рассказе писателя).
•Роль пейзажа в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
(или в любом другом рассказе писателя).
•Смысл финала рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
(или любого другого рассказа писателя).
Какую роль играют анахронизмы сознательно допущенные писателем
  1. В какой общественной атмосфере и литературной среде формировались творческие принципы Бунина?
   2. Какие темы и образы русской литературы XIX в. нашли развитие в бунинском творчестве?
   3. Одной из характерных черт поэтики ранней бунинской прозы называют “открытый” лиризм. В каких произведениях писателя эта черта проявилась с наибольшей очевидностью? Как меняется характер повествования в поздней прозе Бунина?
   4. В чем своеобразие концепции жизни у Бунина? Как сочетаются в бунинском творчестве картины современной жизни, размышления о прошлом и будущем человечества?
   5. Как развивается в прозе Бунина тема России? Сопоставьте финальные фрагменты из повести “Деревня”, книги “Окаянные дни” и рассказа “Косцы”. Насколько обоснованны суждения критиков об историческом пессимизме писателя и его неверии в русский народ?
   6. На полях чернового наброска рассказа “Старуха” (1916) Бунин написал: “Да будет трижды проклят тот страшный мир, в котором я живу! И да не вырастет даже терний на наших могилах!” Почему в окончательных вариантах своих произведений писатель старался избегать таких резких оценок? Как это характеризует творческую манеру Бунина?
   7. Как соотносятся в прозе Бунина мир людей и мир природы? Какие приемы изображения природы особенно характерны для Бунина? Приведите примеры.
“Господин из Сан-Франциско”
   1. Каким предстает реальный мир в рассказе “Господин из Сан-Франциско”? Какую роль в создании картины жизни играет прием контраста?
   2. Как организованы в рассказе художественное пространство и время?
   3. Что мы узнаем о главном герое рассказа? Почему Бунин лишает своего героя имени и биографии? Как характеризуют господина из Сан-Франциско его планы?
   4. Какова роль символики в рассказе “Господин из Сан-Франциско”? Как в произведении соединились традиции русского реализма и поэтика русского символизма?
   5. Какие детали в описании “Атлантиды” и образа жизни ее пассажиров, на ваш взгляд, особенно важны для прояснения авторской позиции?
   6. Как создается Буниным особая атмосфера тревоги? Какая лексика используется писателем? Какую роль играют в рассказе описания океана?
   9. С какой целью в рассказе упоминается о кровавом диктаторе Тиберии, а затем подробно описываются лодочник Лоренцо, два абруццских горца, “чудесное утро” и “Матерь Божия, краткая и милостивая, с очами, поднятыми к небу, к вечным и блаженным обителям трижды благословенного Сына ее”?
   10. В ранней редакции рассказу “Господин из Сан-Франциско” был предпослан эпиграф из Апокалипсиса: “Горе тебе, Вавилон, город крепкий!” Как вы можете объяснить отказ писателя от эпиграфа и от первоначального названия рассказа (“Смерть на Капри”)?
   11. Какую роль в финале рассказа играют описания Дьявола, “следившего со скал Гибралтара, с каменистых ворот двух миров, за уходившим в ночь и вьюгу кораблем”, и “бешеной вьюги”?
   12. С какой целью в финале Бунин вновь возвращает читателя к образу “тонкой и гибкой пары нанятых влюбленных”? Прокомментируйте последнюю фразу рассказа. Как вы объясните слово “никто” в этой фразе?
   1. Как вы охарактеризуете свое впечатление от первых строк рассказа, ваши ожидания? Насколько оправдались эти ожидания?
   2. Какие черты облика главной героини рассказа Оли Мещерской подчеркнуты автором? Можно ли считать этот образ чистым воплощением женственности?
   3. Как описывается в рассказе реальный мир? Какие художественные детали в тексте показались вам особенно значимыми?
   4. Какую роль в прояснении авторского замысла играет композиция рассказа “Легкое дыхание”? В чем ее своеобразие?
   5. Подготовьте анализ странички из дневника Оли Мещерской? Как дополняет эта самохарактеристика героини ее портрет? Зачем в дневнике упоминается о Фаусте и Маргарите? Прокомментируйте последние строки из дневника: “Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого. ”.
   6. Как вы объясните смысл финала рассказа? С какой целью автор вновь пишет здесь о “холодном весеннем ветре”?
   7. Известный психолог Л. С. Выготский писал о рассказе “Легкое дыхание”: “. автор для того чертил в своем рассказе сложную кривую, чтобы уничтожить его житейскую муть, чтобы превратить ее в прозрачность, чтобы отрешить ее от действительности, чтобы претворить воду в вино, как это делает всегда художественное произведение”. Как вы прокомментируете это высказывание ученого?
Творчество в эмиграции
   1. В чем своеобразие жанра “Окаянных дней” Бунина? Как сочетаются в книге лирика и публицистика?
   2. Как можно оценить авторскую позицию в этом произведении? Как воспринимает Бунин события русской революции и гражданской войны?
   3. Какое развитие в “Окаянных днях” находит бунинская тема судьбы молодости и красоты?
   4. Каким предстает прошлое в рассказе “Косцы”? С какой целью используются писателем образы устного народного творчества? Какие песни поют в этом произведении?
   5. О цикле рассказов “Темные аллеи” Бунин писал: “Все рассказы этой книги только о любви, о ее “темных” и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях”. Какой представляется вам бунинская философия любви?
   6. Почему Бунин, нарушая традицию русской классической литературы XIX века, включает в свои произведения “откровенные” эпизоды?
   8. В чем жанровое своеобразие рассказа “Часовня”? Какую роль в этом рассказе играет особая организация поэтического синтаксиса?
   1. В чем своеобразие конфликта в повести “Митина любовь”? Как в главе I, уже в первых строках повести, готовится трагическая развязка?
   2. Как описывается в повести Катя? Что подчеркнуто в ее портрете? Почему неоднократно упоминается о двойственности натуры Кати, сочетании в ее облике чистоты и порочности?
   3. Прокомментируете сцену публичного экзамена в частной театральной школе. Как проявляется в этой сцене авторская позиция? Какая трактовка известного стихотворения А. А. Блока “Девушка пела в церковном хоре…” представлена в этом фрагменте? Кому принадлежит эта трактовка, Мите или автору?
   4. Какова роль эпизода с Протасовым в повести? С какой целью в главе V упоминаются Вертер (герой романа И. В. Гете), философ Ф. Ницше, звучат фрагменты из пародии Козьмы Пруткова о юнкере Шмите и из песни о черном невольнике “Азра”?
   5. Каким представляется вам главный герой повести Митя? Как он описывается автором? С какой целью в повести приведены воспоминания Мити о его детстве, о смерти отца?
   6. Какие картины природы особенно запомнились вам в повести “Митина любовь”? Как эти картины связаны с описанием любовных переживаний героя?
   7. В главе X повести “Митина любовь” Бунин подробно описывает “Митину душу потрясший вой” Дьявола. Сравните это описание с фрагментом из рассказа “Господин из Сан-Франциско”, в котором также возникает образ Дьявола, “следившего со скал Гибралтара, с каменистых ворот двух миров, за уходившим в ночь и вьюгу кораблем”. Как вы прокомментируете эти фрагменты?
   9. Как проявляется авторская позиция в последних главах повести? Прокомментируйте последние слова Аленки, фрагмент из письма Кати и сон Мити.
   10. В своей статье о Бунине А. Т. Твардовский пишет о “высокой музыкальной организации” прозы писателя. В чем своеобразие ритмической организации повести “Митина любовь”? Какие ритмы и настроения преобладают в этой повести?