какую роль играло рыцарство в средневековом обществе
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Образ средневековья часто ассоциируется с колоритной фигурой вооруженного рыцаря в доспехах. Рыцари — профессиональные воины — представляли собой корпорацию, членов которой объединяли способ жизни, морально-этические ценности, личные идеалы…
Рыцарская культура складывается в феодальной среде. Сам стан феодалов был неоднородным. Немногочисленную элиту феодального класса создавали самые большие землевладельцы — носители громких титулов. Эти самые благородные, с самой большой родословной рыцари стояли во главе своих дружин, иногда настоящих армий.
Рыцари ниже по рангу служили в этих дружинах со своими отрядами, появляясь по первому зову хозяина. На нижних уровнях рыцарской иерархии стояли безземельные рыцари, все имущество которых содержалось в военной выучке и оружии. Много кто из них путешествовал, примыкая к отрядам тех или иных командиров, становясь наемником, а нередко и просто промышлял разбоем
Согласно с распространением в рыцарской среде представлений, настоящий рыцарь должен был происходить из знатного рода. Уважающий себя рыцарь ссылался для подтверждения своего благородного происхождения на ветвистое генеалогическое древо, имел фамильный герб и родовой девиз.
Принадлежность к стану передавалась по наследству, в редких случаях в рыцари посвящали за особенные военные подвиги. Суровость правил стала нарушаться с развитием городов — эти привилегии стали все чаще покупаться.
Посвящение в рыцари (1322-1326). Симоне Мартини.
Существовала и специальная литература, посвященная рыцарским «искусствам». Будущего рыцаря учили, кроме другого, и приемам охоты. Охота считалась вторым после войны занятием, достойным рыцаря.
У рыцарей вырабатывался особенный тип психологии. Идеальный рыцарь обязывался иметь множество достоинств. Он должен быть внешне красивым и привлекательным. Поэтому специальное внимание уделялось одежде, украшению, телосложению.
От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Свою доблесть нужно было все время подтверждать, и много рыцарей находились в постоянном поиске новых возможностей для этого.
«Если здесь война, я здесь остаюсь«, — говорил рыцарь в одной из баллад поэтессы Марии Французской. Ничего необычного не было в том, чтобы померяться силой с незнакомым соперником, если тот хоть чем-нибудь вызвал недовольство. Организовывались специальные рыцарские турниры. В 11-13 ст. выработались правила рыцарских дуэлей.
При проведении турнира после множества индивидуальных поединков, которые могли продолжаться несколько дней, устраивали главное состязание — имитацию битвы двух отрядов.
Рыцарские поединки стали составляющей частью битв в бесконечных феодальных войнах. Такой поединок происходил перед боем, единоборство завершалось смертью одного из рыцарей. Если поединок не проводился, то считалось, что бой начат «не по правилам». Среди рыцарей была развита становая солидарность. История знает немало примеров истинно рыцарского поведения.
Во время войны между франками и сарацинами один из лучших рыцарей Карла Великого по имени Ожье вызвал на бой рыцаря сарацин. Когда же Ожье хитростью взяли в плен, его противник, не одобряя таких приемов, сам сдался франкам, чтобы те могли поменять его на Ожье.
Во время одной из битв в ходе крестовых походов Ричард Львиное Сердце оказался без коня. Его соперник Сайф-ад-Дин послал ему двух боевых коней. В том же году Ричард посвятил своего соперника в рыцари.
Высшим проявлением рыцарской любви к войне, агрессивного желания феодалов к захвату новых земель, поддержанным католической церковью, стали крестовые походы на Восток под флагом защиты христиан и христианских святынь от мусульман.
В 1096 году произошел первый из них, а в 1270 — последний. Во время их проведения возникают особенные военно-религиозные организации — рыцарские ордены. В 1113 году был основан орден иоаннитов, или госпитальеров. В Иерусалиме, вблизи храма находился центр ордена тамплиеров, или храмовников. Управлял орденом великий магистр, покорявшийся лично Папе римскому.
Вступая в орден, рыцари давали клятвы послушания и смирения. Они носили монашеские плащи поверх рыцарских лат. В агрессии против славянских народов главную роль сыграл Тевтонский орден.
Рыцарский кодекс нашел отображение в рыцарской литературе. Её вершиной считается светская лирическая поэзия трубадуров на народном языке, возникшем на юге Франции. Они создают культ Прекрасной Дамы, служа которой, рыцарь должен придерживаться правил «куртуазии».
«Куртуазия», кроме военной доблести, требовала умения вести себя в светском обществе, поддерживать разговор, петь. Был разработан особенный ритуал женихания к девушкам. Даже в любовной лирике, в описании чувств рыцаря к госпоже чаще всего используется характерная становая терминология: присяга, служение, дар, сеньор, вассал.
Во всей Европе развивается и жанр рыцарского романа. Для его сюжета были обязательными идеальная «рыцарская» любовь, военные подвиги во имя личной славы, опасные приключения. Романы широко отображали быт и черты своего времени. В то же время в них уже заметен интерес к отдельной людской личности.
Наиболее популярные сюжеты — о рыцарях «Круглого стола», о легендарном короле бриттов Артуре, рыцаре Ланселоте, Тристане и Изольде. Много в чем благодаря литературе в нашем сознании до сих пор живет романтический образ благородного средневекового рыцаря.
Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию.
Лишение Рыцарского Достоинства
Помимо церемонии посвящения в рыцари, существовала также и процедура лишения рыцарского достоинства, обычно (но не обязательно) завершавшаяся передачей бывшего рыцаря в руки палача.
Церемония происходила на эшафоте, на котором был повешен обратной стороной щит рыцаря (обязательно с изображённым на нём личным гербом), и сопровождалась пением заупокойных молитв хором из дюжины священников.
В ходе церемонии с рыцаря в полном облачении после каждого спетого псалма снимали какую-либо часть рыцарского облачения (снимали не только доспехи, но и например шпоры, являвшиеся атрибутом рыцарского достоинства).
После полного разоблачения и ещё одного заупокойного псалма разбивали на три части личный герб рыцаря (вместе с щитом, на котором он изображён). После чего пели 109-й псалом царя Давида, состоящий из набора проклятий, под последние слова которого герольд (а иногда лично сам король выливал на бывшего рыцаря холодную воду, символизируя очищение. Затем бывшего рыцаря спускали с эшафота при помощи виселицы, петля которой была пропущена под подмышками.
Бывшего рыцаря под улюлюканье толпы вели в церковь, где по нему проводили настоящую заупокойную службу, по окончании которой его передавали в руки палача, если ему не было уготовано по приговору иное наказание, не требующее услуг палача (если же рыцарю относительно «повезло», то всё могло ограничиться лишением рыцарского достоинства).
Особенно страшным подобное наказание было для германских министреалисов, так как они даже будучи рыцарями (с приставкой фон) формально считались «крепостными», и лишение рыцарского достоинства превращало их потомков в настоящих крепостных.
Рыцарские доблести:
-мужество (pronesse)
-верность (loyaut)
-щедрость (largesse)
-благоразумие (le sens, в смысле умеренности)
-утончённая общительность, куртуазность (courtoisie)
-чувство чести (honneur)
-вольность (franchisse)
Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, блюсти чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п.
Позднее романы «Круглого Стола», труверы и миннезингеры поэтизируют утончённое придворное рыцарство XIII в. Среди всадников-министериалов и оруженосцев, заслуживающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, мог возникнуть и культ дам.
Долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме сердца, в основном замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника.
Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею «национальной чести» в среду рыцарей обеих враждебных стран.
Вопросы и задания к главе IV
Вопрос 1. Какую роль играло рыцарство в средневековом обществе?
Ответ. Рыцари были сословием правившим и военным сословием. То есть рыцарям подчинялись крестьяне и именно рыцари вели войны.
Вопрос 2. Что связывало между собой крестьян и их хозяев — феодалов?
Ответ. Феодалы, прежде всего, могли судить крестьян. А также крестьяне несли повинности перед феодалами. Лично зависимые крестьяне не могли без разрешения феодала переселиться в другую деревню, уйти в монастырь или отправиться в паломничество.
Вопрос 3. Что в жизни крестьян определяла община?
Ответ. Община определяла, какая полоса земли на общем поле достанется крестьянину, что и когда сеять на поле, когда собирать урожай. Главное, община была тем окружением, которое одобряло или не одобряло дела крестьянина. А человек обычно стремиться жить так, чтобы общество одобряло его, а не осуждало. Потому можно сказать, что община была в жизни крестьянина почти всем.
Вопрос 4. Чем было вызвано господство натурального хозяйства в Средние века?
Ответ. Натуральное хозяйство стало господствовать ещё в конце античности, из-за постоянных войн между римскими легионами и нашествий варваров – торговать было слишком опасно. В начале средневековья варварам не хватало культуры, чтобы отремонтировать дороги и наладить торговлю. Кроме того, урожаи были слишком низкими, их еле хватало на то, чтобы прокормить семью и отдать подати, на продажу ничего не оставалось. Позже началась феодальная раздробленность, которая также мешала торговле. Когда торговли не было или почти не было натуральное хозяйство оставалось единственным выходом.
Вопрос 5. Закончите фразу. Воин, получивший от кого-либо феод, считался его: а) сеньором; б) рыцарем; в) вассалом; г) феодалом.
Вопрос 6. Что такое натуральное хозяйство (выберите правильный ответ): а) хозяйство, в котором для производства товаров используются только натуральные сырьё и материалы; б) хозяйство, в котором все основные продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления; в) хозяйство, в котором продукты и вещи производятся для продажи на рынке; г) хозяйство, в котором люди присваивают в готовом виде то, что даёт природа?
Рыцари
Рыцарь в Средневековье играл основополагающую роль. Важнейшими ценностями средневекового рыцаря были служба и преданность своему господину. Рыцарство было господствующим классом в средневековом обществе. Рыцари были, прежде всего, прекрасно вооруженными войнами, которые должны были явиться на службу к своему сеньору по первому же его требованию.
Главной ценностью рыцаря была его честь и достоинство. Рыцарь обязан был соблюдать определенные правила. Честь понималась рыцарями не просто как достоинство, но как воинская слава, которая поднимала положение рыцаря в обществе.
Рыцарь должен был быть щедрым. Часто рыцари раздавали свои богатства и не вели счет доходам и расходам. Но рыцари всегда могли пополнить свою казну, увеличив поборы с крестьян, отправляясь в военный поход и разграбляя соседние феодальные земли. Расточительность рыцарей была залогом их доблести и славы. Быть расточительным для рыцаря, как бы сказали в настоящее время, престижно.
Считалось, что своей щедростью, точнее ее демонстрацией, рыцарь искореняет такие греховные пороки как скупость, жадность, корысть и гордыня.
Свою воинскую доблесть рыцарь демонстрировал не только в военных походах в другие феодальные земли. Рыцари считались проповедниками христианской религии и морали среди неверных, которыми считали мусульман. Рыцари собирали войско и отправлялись в так называемые «крестовые походы». Целью крестовых походов была пропаганда христианства среди неверных и обращение их в христианскую веру. На самом деле это были обычные военные грабежи, которые значительно обогащали рыцарей.
Частыми были рыцарские турниры, на которых рыцари демонстрировали свою воинскую доблесть. Турниры проводили в городах и замках. На турнире рыцарь должен был проявить навыки воина, чтобы поразить соперников. Часто турниры оканчивались смертью рыцарей, т.к. противники наносили друг другу серьезные удары копьем или мечом. Рыцарь мог пощадить побежденного соперника и не убивать его, проявляя тем самым великодушие. Великодушие считалось одним из проявлений щедрости.
Какую роль играло рыцарство в средневековом обществе
Битва при Монтьеле (1369). Миниатюра из «Хроник» Жана Фруассара. XV в.
Рыцарство можно также рассматривать как кодекс поведения и чести, соблюдение которого предписывалось средневековым рыцарям. Фактически этот кодекс соблюдался редко, но, благодаря куртуазной литературе, в массовом сознании сформировался романтический образ галантного рыцаря, а само слово «рыцарь» со временем стало синонимом человека благородных нравов.
Рыцарство как военный и землевладельческий класс возникло у франков в связи с переходом в VII столетии от народного войска к коннице вассалов[1]. Под влиянием церкви и поэзии оно создало моральный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов под влиянием появившихся духовно-рыцарских орденов превратилось в наследственную аристократию. Первыми из рыцарских орденов были госпитальеры и тамплиеры, паломники в Святую Землю.
Прообразом рыцарей в какой-то мере было сословие всадников в Древнем Риме. С другой стороны, германские вожди довольно рано заимствовали у римской знати обычай окружать себя свитой приближенных, комитов(comites), а также гвардией телохранителей, букцелляриев, становившихся основой для профессиональных конных дружин.
Во франкском войске, в котором ещё в VII столетии доминировала пехота, конницу изначально составляли дружинники короля — антрустионы (antrustiones), которые позже стали наделяться землей и также послужили основой для рыцарского сословия. Свободным поселенцам Галлии было не под силу нести конную службу, поэтому для создания конницы Каролингам пришлось опираться на аристократов. Потребность во всадниках при Карле Мартелле и его сыновьях вызвала раздачу церковных земель в аренду на условиях выплаты оброка и иногда барщины. Мартелл раздавал церковные земли своим дружинникам и требовал от них конной службы. Созданная им профессиональная тяжеловооруженная конница проявила себя во время нападений арабов, проникавших в Галлию с Пиренейского полуострова. Позже на тех же условиях начали раздаваться королевские земли, как бенефиции. С VIII столетия таких людей стали называть «вассалами».
По мнению немецкого историка права второй пол. XIX века Генриха Бруннера, западноевропейский феодализм сам по себе формировался как общество, изначально ориентированное на создание, пополнение, поддержку и снабжение профессиональной тяжеловооружённой кавалерии, трансформировавшейся позже в рыцарскую конницу. Временем создания такой кавалерии он считал вторую четверть VIII столетия. По его словам, если в 732 году при Пуатье франкскоевойско Карла Мартелла состояло в основном из пехоты, то уже в 755 году Пипин Короткийтребует от саксонцев дань конями.
В созданной Карлом Великим Империи франков (800) тяжеловооруженные конные отряды проявили себя в первую очередь в конфликтах централизованной власти с федератами Африки, Италии, Галлии, Испании, язычниками-саксами и славянами. Свободный человек, становившийся вассалом, приносил присягу на верность сеньору. С конца VIII столетия присяга требуется от всех, кто, получая бенефиции и поместья, становились вассалами. Карл Великий ещё использовал в войнах пехоту, однако уже Людовик I и Карл IIсобирали в походы только конницу.
К 807 году относится появление термина caballarius, которым обозначался профессиональный конный воин, способный полностью вооружиться за собственный счет. В 865 году от вассала с большим наделом, помимо меча и копья, для принадлежности тяжелой коннице требовалась кольчуга или панцирь (бруния). Легкая конница могла прибывать с копьем, мечом, щитом и луком. Легковооруженные всадники, не будучи свободными вассалами, были гораздо ниже по положению. Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу в легкой коннице, а потом, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжелую конницу и стать рыцарем. Таким образом создавался привилегированный класс дворовых слуг у богатых феодалов.
Ведущие историки французской «Школы Анналов» относят возникновение западноевропейского рыцарства к относительно позднему времени.
В 971 г. появился титул рыцаря, — писал в своей книге «Цивилизация Средневекового Запада» (1964) Жак ле Гофф, — начиная с 1030 г. получил распространение вассальный договор, а в 1032 г. исчезло понятие nobilis (знатный), чтобы уступить место понятию miles (рыцарь). К 1075 г. рыцарство, поначалу группа, отличавшаяся богатством и образом жизни, стало наследственной кастой, истинной знатью.[5]
Историк-медиевист Жорж Дюби полагал, что milites («воины») оформились в рыцарское сословие не ранее X века. И еще в IX векеmilites — просто военные профессионалы, несшие вассальную, обычно конную, военную службу своему сеньору.
Ж. Дюби заметил, что для того, чтобы узнать о происхождении рыцарей, надо исследовать термины, которыми они обозначались в источниках. На основе анализа грамот он показал, что термины fidelis («верный») и vassus, vassalus (изначально «раб»), применявшиеся с эпохи Меровингов (V–VIII вв.) для обозначения дружинников и вооруженных слуг правителей, около 971 годабыли заменены в источниках термином miles. Употребление в источниках X века определений miles («рыцарь») и milites(«воины») взамен vassus и fidelisсвидетельствует о социальном оформлении рыцарского сословия.
«Рыцари, — пишет ученик Ж. Дюби историк Жан Флори, — это прежде всего солдаты». И еще в начале XI века, как утверждает он, рыцарство не являлось ни общественным институтом, ни социальной группой, окончательно оформившись как сословие лишь к концу XII столетия
В разных странах условия, необходимые для посвящения в рыцари, несколько различались.
Так, в Германии министериалы с XI векасоставили особое сословие динстманнов (Dienstmannen), стоявшее выше крестьян и горожан, но ниже свободных рыцарей. Признаком несвободного состояния динстманнов являлась невозможность бросить службу по желанию. Первое место среди них принадлежало динстманнам короля и духовных князей (Reichsdienstmannen); ниже стояли динстманны светских князей. В Австрии и Штирии динстманнам во второй половине XIII века удалось сравняться с местной знатью. В северной Германии, где князья раздавали лены преимущественно динстманнам, поэтому с середины XII века в их сословие переходила даже знать.
Переход в рыцари лично несвободных прекращен был в Германии в середине XII века при Гогенштауфенах, и с этого времени немецкое рыцарство замыкается в наследственное сословие. Постановление Фридриха I Барбароссы от 1156 года (Constitutio de расе tenenda) запрещало крестьянам носить копьё и меч; даже купец не смел опоясываться мечом, а должен был привязывать его к седлу. Вводилось понятие о «рыцарском происхождении» (Ritterbürtigkeit). Согласно «Саксонскому зерцалу», у «истинного рыцаря» (von ridderes art) рыцарями должны были быть уже отец и дед. Другое постановление Фридриха I (Constitutio contra incendiarios, 1187—1188 годы) запрещало опоясываться рыцарским мечом сыновьям священников, диаконов и крестьян.
В Германии министериалы из столетия в столетия являлись классом, стоявшим выше крестьян и городских жителей, но ниже рыцарей. Их несвобода выражалась в том, что они не могли оставить службу по собственному желанию. Привилегии этого класса заставляли свободных и даже знатных людей добровольно подчиняться сеньорам на правах министериалов. Вскоре это стало массовым явлением. К XIV столетию их несвободное происхождение вообще было забыто. Это становилось проблемой, поэтому что переход из новых слоев невооруженного населения в сословие рыцарей был остановлен в XII столетии. Постановлением Фридриха I Барбароссы поселянам запрещалось носить копье и меч, даже купцы не имели права пользоваться мечом.
Во Франции, где уважением пользовались в первую очередь владельцы крупных земельных наделов, феодов, признаком знатности было допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и становились иногда рыцарями, главным правилом было, что в рыцари посвящался владелец надела.
В Англии право посвящать в рыцари довольно рано стало привилегией королей. Генрих III и Эдуард I требовали обязательного посвящения в рыцари всех, кто владел годовым доходом с земли не ниже 20 фунтов. Факт владения землей брал, таким образом, верх над происхождением.
После того, как рыцари стали высшим классом, несвободные всадники остановились на титуле оруженосца, как наивысшем для них. Сыновья же рыцарей были оруженосцами до совершеннолетия, когда их посвящали в рыцари.
Хотя социальная роль рыцарского сословия в средневековых государствах Европы была значительной, доля его была относительно невелика, и в среднем составляла не более 3% населения. В Испании и Польше, в силу особенностей исторического развития этих стран, количество рыцарей было несколько выше, но никогда не превышало 10%.
Со временем, с усилением феодальной раздробленности, рыцарство «одичало» и появилось много рыцарей-разбойников, которые из своих замков, превратившихся в разбойничьи гнезда, атаковали соседей и проезжих купцов, как это красочно описано в исторической повести Генриха фон Клейста«Михаэль Кольхаас» (1808).
Императору Священной Римской империиРудольфу II Габсбургскому (1576-1612) принадлежит честь истребления в Германии большого числа разбойничьих гнезд таких рыцарей-грабителей.
Рыцарем на протяжении долгого времени мог стать каждый. Сначала рыцарство давалось, по немецкой традиции, в 12, 15, 19 лет, однако в XIII столетии заметно желание отодвинуть его до совершеннолетия, то есть до 21-го года.
Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще это делали родственники посвящаемого, сеньоры, короли и императоры стремились оставить это право за собой.
Превращение раннесредневековых milites в рыцарей «классического» Средневековья выражалось в обретении ими высокого социального достоинства и выработке элитарного самосознания. Всё это, несмотря на очевидное расхождение между действительностью и поэтическим её преображением, неизбежно сопровождалось процессом героизации и мифологизации рыцарского сословия, нашедшим своё отражение в «королевских зерцалах», генеалогиях знатных родов, рифмованных хрониках, рыцарских романах, chansons des gestes, поэзии труверов, трубадуров и миннезингеров.
Под влиянием церкви и поэзии, которая фактически воспевала рыцаря как идеал воина, сформировались характеристики, присущие только настоящему рыцарю. Это мужественный, сильный настоящий воин, который придерживается рыцарской присяги, то есть: каждый день слушать обедню, быть бесстрашным, рисковать за католическую веру, охранять церкви и духовенство от грабителей, охранять вдов и сирот, избегать несправедливого окружения и грязного заработка, для спасения невиновного идти на поединок, посещать турниры только ради воинских занятий, почтительно служить императору в мирских делах, жить безупречно перед Господом и людьми, бороться против зла, быть щедрым, правдивым, держать слово, быть верным своему государю, любить отечество.
В разных странах существовали свои образцы для подражания, в средневековой Франции, к примеру, таковыми являлись герои Столетней войны Бертран Дюгеклен (1320-1380), Арно Гийом де Барбазан (1360-1431) и Жан ле Менгр Бусико (1366-1421), а также герой Итальянских войн Баярд (1473-1524), в Бургундии — чемпион турниров Жак де Лален, а в Германии — рыцари-миннезингеры XII-XIII веков Гартман фон Ауэ, Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, Ульрих фон Лихтенштейн и др., а также участники Реформации и Крестьянской войны Гёц фон Берлихинген (1480-1562) и Флориан Гайер (1490-1525).
Для рыцаря было несколько важных вещей — это вера, честь, дама сердца.
Верность Господу для такого воина всегда на первом месте, молитвы — неотъемлемая часть его жизни. Поэтому многократно рыцари собирались в Крестовые походы с целью освобождения Святой Земли.
Честь заключалась в соблюдении присяги и морального кодекса. Никто не имел права опорочить честь рыцаря без последствий. Воин должен был отстоять свою честь и мог вызвать соперника на поединок.
Одной из самых романтических сторон Средневековья был феномен «прекрасной дамы». Это был настоящий «культ» любви, причем любви в основном духовной, платонической. Любовь стала служением «прекрасной даме», поклонением ей. Дама сердца была для рыцаря неземным созданием, воплощением божества. В кодексе рыцарской любви центральное место занимали ратные подвиги в честь «прекрасной дамы» и её прославление. Любовь рыцаря была чувством идеально-возвышенным и утонченным. Рыцарь сражался на турнирах, прикрепив перчатки своей дамы к шлему и прибив к щиту табличку, которая возвеличила её, и её красоту. И позже, в эпоху Возрождения, в честь прекрасной дамы складывались стихи и исполнялись серенады.
Обычаи рыцарской любви были неторопливы. После нескольких месяцев ухаживания рыцарь получал право поцеловать руку своей дамы. Точно следуя принятым в обществе правилам, он постепенно продвигался по ступеням близости, завоевывая сердце своей избранницы. При этом успех у любимой женщины всецело зависел от степени его заслуг. В сословной системе средневековья имела значение не личность человека, а та роль, которую он играл в обществе, его функция. Такой же функцией была и женщина. И только в любви она была сама собой, только в любви рыцарь относился к ней как к женщине, к человеку. И гимны любви, написанные трубадурами, были страстной мечтой об идеальных человечных отношениях между людьми. Обожая женщину, они представляли её как воплощение лучших человеческих свойств — красоты, доброты, грации, ума, человеколюбия. В рыцарской любви к женщине торжествовал подход со стороны высших идеалов, которые в то время выработало человечество. Основными добродетелями, которыми должен обладать истинный рыцарь считались честь, мужественность, верность, щедрость, рассудительность, куртуазность, свобода.
Комплекс вооружения профессиональных конных воинов эпохи Каролингов сформировался преимущественно под влиянием наемной кавалерии позднего Рима, испытавшей готское и сармато-аланское влияние. Походы Карла Великого против аваров в конце VIII — начале IX века, а позднее набеги кочевых мадьяр оставили европейцам седло со стременами, позволявшие тяжело вооруженному всаднику прочно сидеть на лошадином крупе и наносить копьем не только колющие удары сверху, но и прямые удары по горизонтали, первоначально обеими руками, как это было в обычае у византийских катафрактов.
Франкские воины времен битвы при Пуатье 732 года, стремян, по-видимому, еще не знали, тем более что их противники, пиренейские арабы, использовали вместо них кожаные ременные петли. С другой стороны, на миниатюрах из «Штутгартской Псалтири» (825) одетые в чешуйчатые доспехи всадники сидят в седлах без стремян.
По мнению французского историка-медиевиста Филиппа Контамина, «стремя распространялось весьма медленно: византийцы познакомились с ним в VI в., самые богатые франки стали использовать его с VIII в., но еще накануне битвы при Гастингсе англосаксы, хотя и знали стремя, им не пользовались».
Из «Законов рипуарских франков» (Lex Ribuaria) известно, что в середине VIII века экипировка конного воина состояла из шлема, панциря, меча с ножнами, поножей, копья, щита и коня. Стоимость этого комплекта составляла 44 солидов. Что представляла из себя каролингская бруния (brunia), чешуйчатый панцирь или простую кольчугу, не совсем ясно, но миниатюры рукописей позволяют предположить, что доспехи были в основном пластинчатые. Германскую броню в «Кодексе Райхенау», по византийскому образцу, называют словом torax.
Согласно документам, еще в 792-793 годах щит, копье, меч были обязательными для франкского конного воина, в отличие от доспехов, но к 805 году, согласно «Тионвильскому капитулярию», положение изменилось. Теперь, если воин не мог приобрести себе брунию и пр., он лишался своего статуса и связанного с ним имущества. Распространению доспехов способствовало появление выносливых тяжелых коней, известных со времен упадка Римской империи. Центр их разведения находился в Северной Африке, и в Европу в достаточном количестве они начали попадать только после покорения мусульманами Испании.
В XI—XII веках тяжеловооружённые рыцари все еще защищали себя одними только длинными кольчугами или чешуйчатыми панцирями, а легковооружённые всадники являлись на битву совершенно без металлических доспехов, защищенные только кожаными рубахами или стегаными гамбезонами (акетонами). По мере того как тяжеловооружённая конница запасается бригантинами, носимыми вместе с кольчугой, позже поножами и наручами, наколенниками, налокотниками и наплечниками — что стало обычным с середины XIV века, у легковооружённых всадников также появляются кольчуги.
Сражение при Андернахе (876). Миниатюра из «Больших французских хроник». 1332-1350 гг.
Распространившиеся с середины XIV века пластинчатые рыцарские латы к концу XV столетия превращаются в сплошную защиту всего тела, которая, несмотря на значительный вес, вопреки распространенному заблуждению, не сильно ограничивала подвижность воина, позволяя ему передвигаться не только верхом, но и в пешем строю.
Голову рыцаря изначально защищал не имевший еще развитого забрала конический «норманнский» шлем, в XI веке дополненный наносником, а затем и полумаской. В XIII веке его сменяет закрытый «горшковый» шлем топфхельм, в усовершенствованном виде (кюбельхельм) использовавшийся до конца XIV столетия. Во второй половине XIV века последний вытесняет цельнокованый бацинет, или хундсгугель, с вытянутым подвижным забралом, а в первой половине XV века распространяются более практичные барбюты, салады и арметы. В XVI столетии, когда сословие их постепенно приходит в упадок, конные рыцари сменяют последние на закрытые бургиньоты с подвижным забралом.
Применявшийся с XI столетия вытянутый каплевидный щит начиная с середины XII века сначала приобретает треугольную, со спрямленным верхом, форму, а в XIII столетии облегчается и укорачивается, становясь классическим рыцарским щитом-экю, форму которого усваивает геральдика[16].
По данным французского историка-медиевиста Жана Флори, минимальная стоимость экипировки рыцаря к 1100 году составляла 250–300 су, т. е. равнялась стоимости 30 быков, а в XIII веке из-за инфляции увеличилась примерно втрое.
Военная тактика и воинские упражнения.
К началу XII века распространяется техника боя, при которой рыцарь, зажав копье под мышкой, упираясь прямыми ногами в стремена и прижимаясь спиной к высокой задней луке седла, жестко фиксировался в нем, представляя единую систему со своим конем, что позволяло сообщить копью поступательную энергию движения животного и многократно увеличить силу удара. Анна Комнина в «Алексиаде» рассказывает, что франкский рыцарь, зажав копье под мышкой и пустив коня во весь опор, способен буквально «пробить вавилонскую стену».
В рамках повседневного военного быта рыцарей, на основе традиционных военных упражнений, восходящих к римским временам, а также древнегерманских судов поединком, во второй половине XI века во Франции (couflictus gallici), затем в Германии зародились рыцарские турниры и уже оттуда проникли в Англию, Италию, Испанию и др. страны.
В современной Великобритании.
В британской системе наград, начиная с Нового времени, рыцарство является почетным званием, дающим своему обладателю, в числе прочего, право титуловаться «сэр». Посвящение в рыцари может производиться монархом в знак признания высоких заслуг персоны перед британской короной. Некоторые высокопоставленные чиновники королевства получают рыцарство автоматически, по праву занятия должности. Посвященные в рыцари, но не являющиеся членом британского рыцарского ордена, носят титул «рыцарь-бакалавр».