какую роль играли при великом князе боярская дума дворец и казна
Органы центральной власти Российского государства в XV-начале XVI веков
К началу XVI в., при правлении Василия III, завершилось объединение разрозненных удельных земель в единое могучее государство. Государственным строем Руси в этот период была раннефеодальная монархия. Объединение земель потребовало реорганизации системы государственной власти, ее централизации. Основные преобразования для создания централизованного государства:
Великий князь (государь всея Руси)
Элементы деспотии в правлении русских князей появились под влиянием ордынского правления. Испытав на себе унизительное отношение и всевластие ханов Орды, князья постепенно перенесли авторитарный стиль правления на свой ближний круг. Те, кто раньше были соратниками, становились «служебниками». Они, в свою очередь, так же относились к своим подчиненным, развивалось жесткое вертикальное подчинение.
Усиление княжеской власти
Великий князь Московский Иван III (правил в 1462-1505 гг.) еще не обладал абсолютной властью, но в его правление уже появилось самодержавие, т.е. форма ограниченной монархии. Действенным усилением политического авторитета Руси в Европе стал брак Ивана III Великого с Софьей Палеолог, племянницей императора Византии. С этим связано появление помпезного титула «государь всея Руси». Функционирование Боярской думы свелось к утверждению распоряжений князя.
Правление Василия III (правил в 1505-1533 гг.) характеризовалось усилением деспотизма. Великий князь не терпел противоречий, его слово было законом. Посмевшие противоречить самодержцу наказывались, в том числе и смертной казнью. После 1514 г. в перечислении его титулов появился термин «царь» – «Божьей милостью царь и государь всеа Русии и великий князь Владимирский, Московский, Новгородский…». Но это было почетным признанием, а не официальным титулом.
Полномочия князя
К началу XVI в. в ведении государя всея Руси находились:
Митрополит
Авторитет церковной верхушки в православной, истово верящей Руси, был очень велик. Духовные пастыри не ограничивались только заботой о благочестии мирян, а активно вмешивались в мирскую жизнь, включая политику и управление государством. Митрополит, высшее лицо в церковной иерархии, обладал огромной властью.
Взаимоотношения государства и церкви
Монастыри были крупнейшими феодалами, владеющими огромными земельными наделами с развитым хозяйством. Обрабатывали землю и вели хозяйство зависимые от монастыря крестьяне-крепостные, приносящие церкви огромный доход. Монастырские владения увеличивались как за счет пожертвований богатых землевладельцев, так и за счет захвата крестьянских земель. К XVI в. на Руси насчитывалось около 150 таких монастырей.
Крестьяне отстаивали свои земли, сопротивляясь закрепощению. Вспыхивали бунты, доходило до поджогов монастырских построек и убийства монахов. Бунтовали и окраинные территории Российского государства, где проводилась насильственная христианизация и закабаление местного населения. Там, где для убеждения не хватало креста и молитвы, на помощь приходила карательная мощь государства.
Для защиты от недовольства крестьян и удержания земельных богатств церковь нуждалась в сильной власти. Поэтому духовенство поддерживало идею объединения русских земель вокруг Москвы. Церковь пользовалась большой поддержкой великого князя. В свою очередь, церковники стали идеологической опорой царской власти, уверяя население в богоизбранности государя.
Роль митрополита
Высшим русским иерархом являлся митрополит. Текущая политика церкви во многом определялась его личностью. Особую значимость эта фигура приобрела в середине XIV в., когда вмешательство в светские дела митрополита Алексия сохранило жизнь и престол малолетнему московскому наследнику, княжичу Дмитрию Ивановичу, будущему Донскому. Это позволило владыке занять важное место в государственных властных структурах.
Церковная и светская власть, два фундаментальных института феодализма, нуждались друг в друге. Тем не менее, их отношения порой были напряженными. Так, известно о конфликтах князя Ивана III и митрополита Геронтия, но иерарху удалось сохранить за собой престол. Князь Василий III заточил в монастырь не угодившего ему Валаама, и самолично избрал митрополитом послушного Даниила. Иерарх Даниил поддерживал все политические мероприятия князя, помогал и в личных делах – именно он сыграл решающую роль в осуждаемом церковью и обществом разводе князя с Соломонией Сабуровой. Митрополит Макарий при Иване IV занимал положение первого царского советника.
Таким образом, митрополит играл значительную роль не только в церковной, но и в государственной сфере. Еще одно важное обстоятельство – как правило, это были высокообразованные люди, многие из которых оставили значительные рукописные труды.
Боярская дума (совещательный орган)
Этот высший государственный орган централизованного управления, в который входили представители феодальной аристократии, оформился к XV в. Первоначально она созывалась периодически, но князь Иван III сделал ее деятельность постоянной.
В этот совет при великом князе попадали не по служебным заслугам, уму и прочим достоинствам, а по знатности. Первоначально в него входили только самые знатные бояре и бывшие удельные князья. Позже по указанию Ивана III в нее вошли окольничьи – этот чин получали менее родовитые, но приближенные к князю люди. В Думе они обладали вторым по значимости статусом. К началу XVI в. в состав совета вошли также думные дворяне – сословие менее знатное, но привилегированное. И самым низким статусом обладали думные дьяки. Они вели делопроизводство, составляли проекты решений и указов, а также отвечали за работу конкретных отраслевых учреждений-приказов. Всего в Думу входило 50-60 человек.
В круг полномочий Боярской думы входили:
На заседаниях Боярской думы обсуждались важнейшие государственные дела. Спорные моменты решались большинством голосов, но решающее слово принадлежало князю. Издаваемые Боярской думой указы начинались с формулировки «Великий князь указал и бояре приговорили…». Члены Думы также могли назначаться воеводами, ставиться во главе важнейших ведомств, посылаться в качестве послов в другие страны.
Большой дворец (исполнительный орган)
Большой дворец (Дворец) и Казенный дворец (Казна) стали первыми общегосударственными органами управления централизованного государства. Они были сформированы в конце XV-начале XIV вв. Каждое учреждение имело свой штат и структурные подразделения, их функции были разграничены.
Большой дворец ведал всеми землями великого князя и их населением. В его полномочия входили:
Возглавлял Большой дворец дворецкий. Эту придворную должность, дававшую огромную власть, могли занимать только знатные бояре. В его подчинении находился дворовой штат, в который входили бывшие удельные князья, бояре из нетитулованных родов, служилые люди. Высокое положение при княжеском дворе позволяло дворецкому оказывать значительное влияние на общегосударственные проблемы.
Помимо Большого дворца в Москве, создавались Дворцы для управления другими территориями – Рязанский и другие. Постепенный переход от дворцово-вотчинной системы управления и разрастание функций Дворца привело к формированию Приказов. Это были ведомства, занимающиеся определенной отраслью – охотой, бортничеством и прочими.
Казенный дворец
Это важнейшее учреждение называли также Казенным двором или Казной. В его ведении находилась не только казна государства, но и государственная печать и архив князя. В его полномочия вошли:
Возглавлял Казенный дворец казначей. В письменных источниках европейских государств его называют канцлером, что подчеркивает высокое положение казначея в иерархии великокняжеского двора. По мере усложнения функций государственного аппарата из Казны выделяются подчиненные Приказы, например:
К середине XVI в. в Российском государстве была сформирована система государственных учреждений – Приказов. Параллельно с ее созданием формировалось сословие профессиональных чиновников, ведущих приказное делопроизводство. Грамотные дьяки и подъячие, по мере развития органов государственного управления и их администрации, приобретали все большую самостоятельность и значимость.
Роль Боярской Думы на Руси
Боярская Дума считалась в древней Руси высшим советом, в составе которой находится феодальная аристократия. В древних летописях нет определения «Боярская дума», а присутствуют бояре, «сидевшие в думе» с князем. Дополнительно они возглавляли военные походы, дипломатические миссии, решали гражданские дела. Древние грамоты не перечисляют точных обязанностей и прав боярина.
Боярская Дума была законосовещательным органом. В Киевской Руси ее состав был непостоянен, собиралась при необходимости. Князь совещался по важным вопросам с дружинниками и городскими старцами, иногда с духовенством.
В Московском государстве в составе Боярской Думы были преимущественно бояре, по одному окольничему и казначею. Так же присутствовали думные дворяне и думные дьяки, бывшие князья с собственными боярами. У каждого правителя были несущественные изменения состава Думы. Каждый день государь проводил беседы с думными и заведующими приказами. При необходимости он вызывал несколько приближенных бояр и советовался сними по какому-либо вопросу. Иногда проводилось общее собрание. Дьяк писал приговор по всем делам в форме: «Государь указал, бояре приговорили».
Государь поручал решение некоторых дел Боярской Думе без его участия. Готовые приговоры он потом одобрял, а Дума утверждала.
Феодальная раздробленность повысила роль Боярской Думы в политическом план. Она стала советом феодалов.
Изменение роли Боярской Думы
В последние годы 15 века Дума оказалась совещательным органом верховной власти. В ее составе в большинстве присутствовали титулованные бояре. Произошло изменение роли Боярской Думы в жизни государства.
В 15 веке возникает сословно-представительная монархия. Царь оказался законодательной и исполнительной властью. Боярская Дума стала сословно-представительным ограничителем его власти. Все государственные дела решались только при участии бояр.
Боярская Дума собиралась ежедневно в Кремле очень рано, до восхода солнца. Совещание длилось около 6 часов. Если времени было мало, то его возобновляли вечером. Присутствие царя на нем было необязательным. Начальники приказов вносили вопросы на обсуждения. Царь обладал законодательным почином. Бояре самостоятельного могли решать многие вопросы и одобрение царя не требовалось. Несмотря на большие полномочия, Боярская Дума оставалась законосовещательным органом. Существовали группировки бояр, между которыми шли споры. Но организованной оппозиции в те времена в Боярской Думе не наблюдалось.
В конце 15 века происходит реорганизация государственного аппарата. Дума стала высшим контрольным органом. В ее обязанности входил сбор данных о служилых людях, контролировала расходы приказов. Приговоры Думы по частным или сложным вопросам становились прецедентами для аналогичных дел.
Полномочия Боярской Думы прописали в Судебнике 1550 года и Сборном Уложении 1649. Законодательная нагрузка состояла в совместном принятии с царем законов, а потом в качестве части Земского Собора. Дума активно обсуждала принятые царем законы, дипломатические, военные и международные вопросы. Рассматривала нерешенные дела приказов и воеводов. Роль Думы высшей судебной инстанции помогла заполнить пробелы в законодательстве.
Боярская Дума решала вопросы армии, земельные дела, введение новых налогов, контролировало местное управление.
Роль Думы увеличивалась с усложнением и дифференциацией возникших задач государственного управления. По факту она оказалась «соправительным» органом при царе.
Боярская Дума
Помимо государственной собственности в Московском царстве была довольно широко распространена корпоративная, то есть коллективная собственность. Коллективными собственниками былицерковь и монастыри. Коллективной собственностью на землю и угодья обладали свободные крестьяне-общинники (черносошные). Таким образом, в русском государстве практически отсутствовал институт частной собственности, который в Западной Европе послужил основой принципа разделения властей, создания Системы парламентаризма.
Тем не менее, российскую государственность нельзя в полной мере относить к восточному деспотизму. В ней в течение длительного времени функционировали такие органы общественного представительства как Боярская Дума, земское самоуправление и Земские соборы.
Боярская Дума как совещательный орган управления существовала еще в Киевской Руси. Тогда она не являлась частью государственного аппарата. С образованием единого централизованного государства Боярская Дума превращается в высший государственный орган страны. В состав Боярской Думы помимо государя входили бывшие удельные князья и их бояре. В ее руках практически сосредоточиваются наиболее важные властные функции. Боярская Дума является законодательным органом государства. Без ее «приговоров» законодательные акты не могли вступать в силу. Ей принадлежала законотворческая инициатива в принятии новых «уставов», налогов и знаменитых Судебников (1497,1550 гг.), являвшихся сводами юридических норм и законов, действовавших на всей территории единого государства. Одновременно Боярская дума была и исполнительным высшим органом. Она осуществляла общее руководство приказами, надзирала за местным управлением, принимала решения по вопросам организации армии и земельным делам. С 1530-1540 гг. Боярская Дума становится государственным бюрократическим учреждением.
Однако с годами Боярская Дума постепенно становится консервативным органом, который противится начинаниям государя. Иван Грозный оттесняет, ее от законодательной и исполнительной власти. Значение Боярской Думы ненадолго возрастет после его смерти, но к концу XVII в. она перестанет отвечать насущным потребностям управления государством и будет отменена.
Существовало множество мелких приказов (конюшенный, аптекарский и т.п.) и целая сеть финансовых приказов.
Развитие артиллерии в период Ливонской войны привело к образованию пушкарского приказа, который ведал производством пушек, снарядов и пороха.
Именно на приказы Иван Грозный и его правительство возложили обязанности проведения в жизнь крупных преобразований в середине XVI в. Окончательное оформление приказов как учреждений произошло в конце XVI в., когда для каждого из них были установлены определенный штат, бюджет и на территории Кремля построены специальные здания.
К середине XVII века общее число приказов достигло 53 со штатом 3,5 тысячи человек. При крупных приказах создавались специальные школы для подготовки квалифицированных кадров государственных чиновников. Однако довольно рано проявились основные недостатки приказной системы управления: отсутствие четкой регламентации и распределения обязанностей между отдельными учреждениями; волокита, казнокрадство, коррупция и т.п.
Все делопроизводство в местном управлении, как и центральном, было сосредоточено в руках дьяков и подьячих, которых также содержало местное население.
Кроме общего управления, осуществляемого наместниками и волостелями, на местах существовала еще система дворцового, вотчинного управления, ведавшего Княжескими землями и дворцами. А также выполнением таких общеобязательных дворцовых повинностей (»княжьего дела»), как обязательное участие местного населения в уборке, молотьбе и перевозке княжеского хлеба, кормление княжеского коня и кошение для него сена, строительство княжеского двора, мельницы, участие в княжеской охоте и т.д.
Помимо системы местного самоуправления влиятельным институтом демократии в России XVI-XVII веков были земские соборы. Они созывались по инициативе государя для обсуждения важнейших проблем внутренней и внешней политики. Первый Земский собор был созван 27 февраля 1549 года как собрание «всякого чина людей в Московском государстве» или «великая земская дума» для обсуждения вопроса как строить местное самоуправление и где взять деньги на ведение войны против Литвы. В его состав входили члены Боярской Думы, деятели церкви, воеводы и дети боярские, представители дворянства, люди посадские. Официальных документов, определяющих принципы отбора участников собора, не было. Чаще всего высшие слои государственной иерархии входили туда по должности, а низшие по определенным квотам избирались на местных собраниях. Юридических прав Земские соборы не имели. Однако их авторитет закреплял важнейшие государственные решения.
Земские соборы являлись не только орудием укрепления самодержавия, но они способствовали формированию национально-государственного сознания русских людей.
Важным элементом российской государственности, сближающим ее с восточной цивилизацией, является институт крепостного права.
Судебник 1550 г. увеличивал размер «пожилого» и установил дополнительную пошлину «за навоз», которая уплачивалась в случае отказа крестьянина выполнять обязанности привезти с поля урожай землевладельца. Судебник подробно определил положение холопов. Феодал теперь отвечал за преступления своих крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина.
Иван Грозный установил режим «заповедных лет», а указ царя Федора от 1597 г. вводил 5-летний сыск беглых крестьян. Б. Годунов то отменял, то вновь вводил систему «заповедных и урочных лет». В.Шуйский увеличил «урочные лета» до 10, а затем 15 лет, кроме этого была разрешена продажа крестьян без земли.
Соборное Уложение (1649 г.) вводит бессрочный срок для розыска и возврата беглых и насильно вывезенных крестьян и наказания их укрывателям. Так завершился процесс юридического оформления крепостного права в России.
Крепостное право возникло и развивалось одновременно с феодализмом, и было неотделимо от него. Именно в крепостном праве реализовалась возможность владельцев средств производства получать с непосредственных производителей феодальную ренту в ее самых разнообразных формах. До середины XVI в. преобладал оброк натуральный, реже денежный, а затем приоритет получила барщина.
В России крестьяне делились на дворцовых (царских), вотчинных, поместных, церковных и государственных. Особенностью феодализма на Руси стало развитие «государственного феодализма», при котором само государство выступало собственником. В XVI-XVII вв. характерными чертами процесса дальнейшей эволюции феодализма стало усиленное развитие государственной поместной системы, особенно в районах севера и на окраинах страны.
В центре и на юге России наметилась тенденция усиления крепостнических отношений, проявившаяся в дальнейшем прикреплении крестьян к земле и праве феодала отчуждать крестьян без земли, а также крайнем ограничении гражданской дееспособности крестьян. Трехдольные крестьянские наделы в первой половине XVI в. составляли 8 десятин. Постоянно росли размеры оброка и барщины.
Показателем глубокого обострения социальных противоречий, вызванного усилением крепостничества, явились массовые народные выступления в XVI в.: крестьянское восстание (1606-1607 гг.) под руководством И. Болотникова, городские восстания, крестьянская война под предводительством С.Разина (1670-1671 гг.) и др.
2082,Учреждения Боярской Думы
Причудливый путь учреждения Боярской Думы.
Каким бы умным человек не был, а без советов единомышленников не обойтись даже в обыденной ситуации, что уж говорить об управлении целым государством. Хороша одна голова, а говорит народ – две то лучше. Да что там две…, чем больше светлых и умудренных житейским опытом умов, подаст батюшке-государю толковых советов, тем лучше заживут подданные. От благоденствия народного, полней будет казна князя. Сытней станет дружинникам, вот тогда они уж расстараются, защищая Отечество от лютого ворога.
Наверное, таким путем пришла мысль русскому князю об учреждении Боярской думы. По крайней мере – это наиболее логичное объяснение создания органа для советов, при великом князе. Чтобы разобраться в этом моменте следует выяснить предпосылки появления на Руси Боярской думы. Разобраться в сложных процессах эволюции этого кружка элиты, в представительный орган государственной власти.
Возникновение Боярской Думы
Термин «Боярская Дума» появился значительно позднее, чем факт самого создания этого органа. Что такое Боярская Дума – определение по истории гласит, что это высший законодательный совет из представителей феодальной знати. В период раннефеодальной монархии Киевской Руси появляется необходимость в создании Боярской Думы — действующего совета, куда входили мудрые старцы и княжеские дружинники. В этот момент и происходит фактическое учреждение Боярской Думы. При возникновении это собрание носило скорее совещательный характер. Позднее, с середины XIV века, когда завершается формирование государства вокруг Московского княжества, в собрание вошли самые влиятельные и состоятельные бояре, в связи с чем, орган был уже назван Боярской Думой.
В XV веке в результате реформ на смену русским князьям приходит новый титул царя в лице Ивана IV, вместе с которым к державной власти Руси переходит фактическое руководство всей страной. Царь становился главой государственной власти, командующим войском, возглавлял суд и распоряжался всеми финансами страны. В силу того, что монархия той эпохи имела сословно-представительный характер, возникла потребность в органе, который бы ограничивал власть правителя. В связи с этим Боярская Дума продолжает свою деятельность, и правление государством царь осуществляет с участием этого органа власти.
Демократичная предыстория
В былинном эпосе и летописных сводах можно узнать, как князь принимал важнейшие решения, советуясь с дружиной во время разгульных пиров в княжеских чертогах. В этих «симпозиумах» активно участвовали и возвышали свой голос «старцы градские», так звали представителей родоплеменной элиты союзных и подданных племен.
Уже в тот период началось выделение особо приближенных дружинников в отдельную группу. Издревле таких называли «боярами», видимо подчеркивая их военные заслуги. Позже звание стало титулом и передавалось по наследству. Образовав отдельную страту в древнерусском обществе, бояре вместе с многочисленными привилегиями заполучили возможность давать советы великому князю, как индивидуально, так и группой.
Постепенно состав коллектива советчиков стабилизировался и, в целом замкнулся в отдельный элитный клуб, под патронажем самого великого князя. Совет из бояр при государе не выражал самостоятельной позиции по государственным вопросам. Но как совещательный орган, играл видную роль в жизни государства.
В число членов Боярской думы, вырвавшегося в XIV веке Московского княжества входили «путные бояре», так называли ответственных лиц, ведавших различными управленческими отраслями, которые называли «путями». К таким относили: тысяцких, дворецких, воевод и наместников. К тому еще множество должностей и обязанностей давали право боярину считать близким к княжескому двору чином и заседать на собраниях бояр в присутствии государя.
Полномочия
Права думы основывались не на законах, а на обычном праве. Боярская дума была учреждением, которое не отделялось от царской власти. В законодательной сфере значение думы оговаривалось в царском судебнике: «А которые будут дела новые, а в сем судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, — и те дела в сем судебнике приписывати» (статья 98 Соборного уложения). Законодательными источниками были признаны указы монарха и «приговоры» бояр, согласно стандартной формуле «Государь указал, и бояре приговорили». Но из этого правила были исключения: царские указы без боярских приговоров и, с другой стороны, законодательные акты, изданные в форме боярского приговора без царского указа («Все бояре на Верху приговорили»). Царские указы без боярских приговоров могли появляться или во время борьбы царя с боярством (при Иване Грозном), или при решении незначительных вопросов, не требовавших коллегиального решения, или в случае спешки. Боярские же приговоры без царских указов издавались либо при наличии у бояр специальных полномочий, полученных от царя, или во время междуцарствия. Таким образом, эти случаи не дают оснований говорить о раздельных законодательных правах царя и думы.
Вопросами внешней политики царь и дума также занимались совместно, периодически привлекая к решению важных проблем земские соборы. При думе постоянно существовала «ответная палата»; служащие посольского приказа могли вести переговоры с иностранными послами только совместно с членами думы (согласно Котошихину, с послом «в ответех бывают бояре»). Во времена междуцарствия и в начале правления Михаила Фёдоровича дума вела переговоры с другими государствами от своего имени.
В вопросах суда и управления дума была не одной из инстанций, а органом верховной власти, указывающим закон подчиненным органам. Судебные дела восходили в думу по докладу и по апелляции (ук. 1694 во II Собр. Законов, № 1491). Собственно судебным органом дума была только тогда, когда судила в качестве первой инстанции, а именно — своих собственных членов. В сфере администрации думе (вместе с царем) принадлежало право назначения центральных и местных правителей. Ведение текущих дел управления военного и поместного находилось под постоянным контролем думы, так же как и сами приказы.
Официальное становление органа
Изначально Боярской думой стали называть консультативный совет бояр при московских великих князьях. Членами этого органа бояре могли стать только по воле государя, да и само звание «боярина» имел право носить только тот, кто удостоился места в Боярской Думе. Унификация высшей знати затронула бывших удельных и служилых князей, которые превращались в титулованных бояр.
В период становления московского государства власть великого князя, а позднее и царя была, по мнению отдельных историков, ограничена самим фактом существования Боярской Думы. Но судя по фактам исторической действительности, бояре не мешали политике государя, лишь утверждая его единоличные решения. Царь здесь указывал, а бояре приговаривали, то есть соглашались.
Постепенно Боярская дума упорядочивалась и расширялась. Появлялись дополнительные чины, например «окольничий» и другие, облеченные определенными полномочиями и занимающим свое место. Формировался в Думе и аппарат, состоящий из чиновников-профессионалов и клерков с чинами дьяков и подьячих. Каждый член Боярской Думы был наделен персональным секретарем, имевшим звание «думного дьяка». Дабы не загружать государя пустяками Боярская Дума разбирала судебные дела в апелляционном порядке.
Звездный период и падение Боярской Думы
XV век стал для формирующегося Московского государства переломным. Формирование сословно-представительного самодержавия ознаменовано созывом первого Земского собора в 1549 году. Это был разгар периода реформаторской деятельности Ивана IV Грозного и «Избранной Рады». В числе приоритетных преобразований значились реформы государственного аппарата управления и развитие правовой системы.
Царь становился во главе государства. Он был верховным законодателем и возглавлял правительство, командовал войском и распоряжался казной. Ко всему прочему был высшей судебной инстанцией. В условиях того времени появилась необходимость как-то ограничить беспредельную власть царя. Поэтому ряд институтов власти расширили свои полномочия, к примеру, Боярская Дума стала проводником, через который монарх осуществлял свои функции в подвластной стране. Свою роль играли Земские соборы, система приказов, а так же воеводы.
В этой обстановке Боярская Дума, с установившейся внутри системой местничества и в совокупности с Земским собором стали важными атрибутами сложившейся монархии сословно-представительного толка. Выполняя функции контрольного учреждения, Дума собирала данные о служилых людях, изучала сведения о расходной части финансовой деятельности приказов. Не гнушались подсчитать, как потратились подведомственные учреждения, на дрова, свечи или чернила. Приговор Боярской Думы, особенно если на заседании присутствовал государь, по курьезному делу или частной тяжбе, являлся прецедентом для разбирательства подобных дел в иных судебных присутствиях.
Со временем Дума постепенно изживала себя. За несколько веков после учреждения Боярской Думы, она растратила свою значимость. Если во времена Киевской Руси и в XV – XVI веках она собиралась для обсуждения насущных государственных проблем, то уже с приходом династии Романовых стала работать на постоянной основе и обюрократилась. Тяжелый и консервативный орган, отягощенный многолюдным аппаратом упразднил Петр I, учредив вместо нее Сенат. Выстраивая по европейским лекалам новое государство, царь-реформатор никак не допускал сосуществования со старым бюрократическим механизмом власти, к тому же еще и называвшимся «Боярской Думой».
Боярская Дума в период смутного времени
В XVI – XVII веках в Россию пришел кризис, который был вызван длительной ожесточенной борьбой Ивана IV с боярами, а также ряда других политических противоречий. После смерти Ивана Грозного в 1584 году на престол взошел слабоумный сын царя Федор Иванович. Умирая, царь поручил сына и государство опеке ближних бояр — И. Ф. Мстиславскому, Н. Р. Захарьину-Юрьеву, И. П. Шуйскому и Б. Ф. Годунову. Двое претендентов были уже пожилыми людьми и к власти не стремились, поэтому основной конфликт произошел между Шуйским и Годуновым. Последнему при помощи хитрости и интриг удалось захватить власть в стране, женив на Федоре свою сестру Ирину Годунову. В дальнейшем брат жены царя был признан официальным правителем России. Со смертью Федора оборвался многовековой царский род Рюриковичей.
Шаткое положение русской державной власти вылилось в неустойчивость всего русского общества и дальнейшую Великую Смуту. В стране начался народный бунт. Сначала в 1602 году под руководством Хлопка. В 1603 появился с разбойным войском беглый монах Григорий Отрепьев, объявившим себя спасенным царевичем Дмитрием, который в 1605 году был разгромлен. В том же году умирает Борис Годунов и начинается многолетняя борьба за власть между различными социальными классами. С 1605 по 1613 год сменяется несколько правителей.
Неустойчивость власти, которая постоянно переходила от одного правителя к другому, становилась губительной для государства. Приходящие властители не желали считаться с Боярской Думой и стремились к самовольному управлению страной. Так же произошло и в период правления Лжедмитрия, самостоятельная политика которого привела к перевороту, организованному боярами. На троне оказался один из бояр, который принимал участие в свержении предыдущего царя — Василий Шуйский (1606-1610). Он пообещал оказывать всяческую поддержку Боярской Думе и совместно с ней принимать все свои последующие решения. Однако Шуйский показал себя слабым и беспринципным политиком, который не держал своих обещаний и постоянно менял приближенных. В итоге царь снова был свержен.
К власти впервые пришла Боярская Дума дата 17 июля 1610 года. Все управление государством осуществляли семеро думских лидеров, которые в последствие были названы историками «семибоярщиной». Бояре долго не могли определиться между собой в борьбе за власть и периодически совершали противоречивые поступки, одним из которых стало решение о передаче российского престола польскому королевичу Владиславу. Это решение показало абсолютную несостоятельность Боярской Думы, неумение ее работать сообща. Бояре были готовы добровольно отдать престол России иностранному царю, лишь бы он соблюдал интересы всех семерых участников. Это решение окончательно сломило авторитет органа власти Боярская Дума, до смуты которая обладала большим уважением и весом в обществе.
Боярская Дума при Михаиле Романове
Несмотря на наличие польского претендента на трон, царем был избран 21 февраля 1613 года Михаил Романов – первый царь рода Романовых, с приходом которого постепенно закончилась Смута в России. Официально считалось, что царь правит государством вместе с Боярской Думой, в которую, как и прежде, входили четыре чина. Правила назначения на чины не были изменены.
В XVII веке в составе Боярской Думы были представлены большое количество родственников царя. Царь Михаил заседал с Думой во дворце с утра до поздней ночи. Обычно они совместно обсуждали политические вопросы, назначения новых налогов, спорные или сложные вопросы по внутреннему правлению государством. Однако постепенно значение Думы уменьшалось. Было отменена система местничества, однако это не спасло Думу. Царь все меньше прислушивался к мнению бояр и все больше принимал решения самостоятельно. Формально царь и Дума вместе управляли страной, но фактически это был уже исключительно бюрократический орган власти.
Россия приходила к самодержавию. Боярская дума при первых Романовых переживала окончательное падение. Окончательное упразднение Боярской Думы произошло ко времени правления Петра I в 1700 году, а в 1711 году вместо Боярской Думы был образован Сенат – высший орган власти. Чем отличается сенат от боярской думы? Сенат – это коллегиальный орган власти, члены которого всегда назначались царем. Он являлся надзирательным органом власти и обладал судебными функциями.
Литература
Эта страница в последний раз была отредактирована 18 сентября 2019 в 10:21.