какую роль играла уставная грамота в жизни освобожденных крестьян в чем было ее назначение

Какую роль играла уставная грамота в жизни освобожденных крестьян в чем было ее назначение

какую роль играла уставная грамота в жизни освобожденных крестьян в чем было ее назначение. картинка какую роль играла уставная грамота в жизни освобожденных крестьян в чем было ее назначение. какую роль играла уставная грамота в жизни освобожденных крестьян в чем было ее назначение фото. какую роль играла уставная грамота в жизни освобожденных крестьян в чем было ее назначение видео. какую роль играла уставная грамота в жизни освобожденных крестьян в чем было ее назначение смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играла уставная грамота в жизни освобожденных крестьян в чем было ее назначение.

Слово «история» появилось в греческом языке, где так назывались рассказы о событиях ушедшего времени. Ее стоит анализировать с двух сторон: как процесс эволюции природы и общества, и как научное познание об этих действиях. Предметом изучения исторической науки является обобщение фактов, описывающих жизнедеятельность общества, как в прошлом, так и в современном её лице. Также она познаёт развитие людского социума как общего противоречивого процесса. «ГДЗ по истории 9 класс Арсентьев, Данилов (Просвещение)» подскажет, с какой стороны подойти к сложной гуманитарной дисциплине на девятом году обучения.

В жизни всегда происходят быстрые изменения различного рода отношений: социальных, политических, экономических. Человек, не имеющий исторического представления, не сможет грамотно ориентироваться в мире вокруг. Целесообразно уметь извлекать жизненные уроки из опыта ранее живущих поколений, чтобы узнать собственное место в обществе. На рассуждения о том, что данная наука бесполезна, известный и признанный русский историк В. О. Ключевский говорил: «История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение». И в этом смысле познание этой дисциплины обретает чрезвычайно важное значение.

Программа освоения предмета девятиклассниками

Учеников в девятом классе ждет увлекательный курс истории России двадцатого столетия. Они затронут такие темы, как:

Школьники смогут освоить науку на пять баллов благодаря участию «ГДЗ по истории за 9 класс от Арсентьева Н. М., Данилова А. А. (Просвещение)».

Решебник по истории для 9 класса от Арсеньтева и его польза в жизни школьников

Онлайн-задачник позволит более полно и планомерно познать историю. ГДЗ имеют массу достоинств. Кроме наличия верных ответов на все номера заданий из учебника, пособие содержит подробные пояснения к каждому упражнению и несколько вариантов решения. Домашние задания превратятся из каждодневной неприятной обязанности в приятное времяпровождение.

Источник

Уставная грамота помещика и крестьян

Из Википедии — свободной энциклопедии

Уставная грамота помещика и крестьян (также известна как уставная грамота 1861 года) — документ, обязательное составление которого каждым помещиком в ходе Крестьянской реформы в России было предусмотрено Манифестом об отмене крепостного права [1] и Высочайше утвержденными «Правилами о порядке приведения в действие положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» [2] от 19 февраля (3 марта) 1861 года.

В Манифесте об отмене крепостного права Александр II, в частности, повелевал следующее.

какую роль играла уставная грамота в жизни освобожденных крестьян в чем было ее назначение. картинка какую роль играла уставная грамота в жизни освобожденных крестьян в чем было ее назначение. какую роль играла уставная грамота в жизни освобожденных крестьян в чем было ее назначение фото. какую роль играла уставная грамота в жизни освобожденных крестьян в чем было ее назначение видео. какую роль играла уставная грамота в жизни освобожденных крестьян в чем было ее назначение смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играла уставная грамота в жизни освобожденных крестьян в чем было ее назначение.

«Правила о порядке приведения в действие положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», содержали раздел, состоящий из следующих 4 частей, включающих в общей сложности 62 статьи. I. Составление грамот (статьи 20—42). II. Рассмотрение и поверка уставных грамот (статьи 43—63). III. Утверждение и введение в действие уставных грамот (статьи 64—80). IV. Особые правила для имений мелкопоместных владельцев (статьи 81—85).

Обязанность составления уставной грамоты, соответствующей местному Положению о крестьянах, возлагалась на помещика. Если помещик не представлял уставную грамоту в течение года, то соответствующая обязанность возлагалась на мирового посредника. Мировые посредники из местных потомственных дворян-помещиков утверждались в должности указами Сената по представлению начальников губерний. Участие крестьян в составлении уставной грамоты зависело от владельца. Помещик имел право указать в уставной грамоте не противоречащие законодательству условия выкупа крестьянами земли в собственность. Мировой посредник, в распоряжении которого находились чиновник полиции и землемер, организовывал поверку уставной грамоты, в частности, посредством зачитывания её «от слова до слова» крестьянам. В случае возражений и жалоб со стороны крестьян мировой посредник до принятия им решения должен был стараться привести стороны к миролюбивому соглашению. При отсутствии законных возражений со стороны крестьян уставная грамота признавалась окончательно поверенной, о чём составлялся акт, подписываемый мировым посредником, помещиком, грамотными крестьянами и добросовестными свидетелями. При отсутствии среди крестьян и свидетелей грамотного акт подписывался по их просьбе посторонним лицом. Мировой посредник, за некоторыми исключениями, самостоятельно утверждал и вводил в действие уставные грамоты. Крестьянин получал заверенную копию уставной грамоты, оплачивая по 15 копеек с каждого листа на покрытие канцелярских расходов. Помещик и крестьяне были вправе обжаловать утверждённые уставные грамоты в губернское по крестьянским делам присутствие в течение трёх месяцев.

Согласно Положению от 26 июня 1863 года уставные грамоты составлялись также и для удельных крестьян.

Всего было составлено более 111 тысяч уставных грамот (менее 50% соответствующих актов было подписано крестьянами). В России уставные грамоты хранятся в архивах субъектов федерации, копии имеются в РГИА; на Украине — в областных архивах; в Белоруссии — в Национальном историческом архиве. Уставные грамоты представляют собой важный источник генеалогической информации.

Источник

§ 16. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1801 г.

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История России 9 кл. Арсентьев◄

§ 16. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

Вопрос к 1 пункту. Вспомните, чем знамениты учителя юного Александра.

Из воспитателей будущего императора наиболее знаменит Василий Жуковский – крупный поэт (многие современники ценили его выше Александра Пушкина), один из первых представителей романтизма в России, автор государственного гимна «Молитва русских», более известного по первой строке «Боже, царя храни!» (фактически перевёл с изменениями и дополнениями английский гимн) и до сих под наиболее известного стихотворного перевода на русский язык «Одиссеи» Гомера.

Из учителей-предметников наиболее известен преподаватель юриспруденции Михаил Сперанский – государственный деятель и реформатор первой половины правления Александра I, в правление Никола I проделавший грандиозную работу по кодификации российского законодательства, составитель «Полного собрания законов Российской империи» и «Свода законов Российской империи».

Вопросы для работы с текстом параграфа

1. Назовите основные причины отмены крепостного права в России.

Крепостное право отменили потому, что его считали главным виновником отставания России на пути модернизации, а именно это отставание привело к разгрому в Крымской войне и в будущем грозило более серьёзными последствиями вплоть до превращения в полуколонию.

Второй причиной порой называют социальную напряжённость. Но слова Александра II «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнёт отменяться снизу» были скорее аргументом для дворян в пользу реформы, а не реальной причиной. Крестьянские волнения были далеки от масштабов времён Степана Разина и Емельяна Пугачёва, а ведь ни одно из этих восстаний не вынудило власти даже ослабить крепостное право.

2. Как велась подготовка Крестьянской реформы?

Изначально реформа, как и в предшествовавшие правления, разрабатывалась очередным Секретным комитетом, который позже был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу (работа которого уже была гласной). Кроме того, проекты реформы были созданы в губернских комитетах, состоявших из помещиков.

Проект Главного комитета и предложения губернских комитетов рассматривали и дорабатывали Редакционные комиссии, которые передали результат своей работы снова в Главный комитет, откуда он попал в Государственный совет, после чего был подписан императором и издан в виде манифеста, имевшего силу закона.

3. На каких условиях происходило освобождение крестьян согласно реформе 1861 г.?

Крестьяне получили личную свободу безвозмездно, а за землю должны были платить, причём не рыночную стоимость, а аналог компенсации потерянного банковского вклада, то есть выкупные платежи в итоге в несколько раз превосходили рыночную стоимость крестьянских наделов.

4. Что такое временнообязанное состояние крестьян?

80% суммы выкупных платежей за крестьян выплачивало государство. Эти деньги крестьянин должен был отработать в течении 49 лет, выплачивая ежегодно 6% долга (то есть в итоге должен был вернуть долг почти в тройном размере). До выплаты долга крестьянин считался временнообязанным.

5. Кому и для чего крестьяне вынуждены были уплачивать выкупные платежи?

Крестьяне вынуждены были выплачивать 20% выкупных платежей помещику (часто в рассрочку или в виде повинностей), остальные 80% за него платило государство, но крестьянин в качестве временнообязанного должен был вернуть потраченное на него почти в трёхкратном размере.

6. Кто такие мировые посредники и чем они занимались?

Мировые посредники помогали крестьянам и помещикам достичь соглашения по поводу составления уставных грамот: определяли конкретные границы крестьянских наделов, отрезков и прирезков, размеры выкупных платежей. Они избирались из помещиков и обычно становились на сторону помещиков же, просто принуждая крестьян принять нужные условия.

7. Какую роль играла уставная грамота в жизни освобождённых крестьян? В чём было её назначение?

Уставные грамоты определяли условия выкупа крестьянами земли и её размеры, в частности определяли границы отрезков и прирезков.

8. Сформулируйте значение отмены крепостного права в России.

У реформы был ряд положительных последствий. Так крестьяне получили свободу, а экономика – стимул к развитию. Именно благодаря этой реформе Россия перешла к капитализму. В империи была создана мощная промышленность, по большей части принадлежавшее частному капиталу. Из бывших крепостных формировался класс пролетариата.

Но реформа сохранила крестьянскую общину, что тормозило имущественное расслоение в деревне, а значит образование класса пролетариата и в целом экономическое развитие. Главное, земельные отрезки, сделанные во время реформы, довольно быстро по историческим меркам стали причиной земельного голода. Во многом именно негативные последствия крестьянской реформы, её непродуманность, несмотря на долгую подготовку, создали революционную ситуацию в начале ХХ века (крестьянский вопрос тогда был одним из важнейших).

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос

1. Какие общественные силы поддерживали мероприятия Александра II, направленное на отмену крепостного права, а какие выступали против? Почему император добивался, чтобы инициатива в отмене крепостного права исходила от помещиков?

Поддерживали императора прогрессивно настроенные слои населения, как из интеллигенции, так и из дворянства, даже из высшей аристократии (включая, к примеру, супругу младшего брата Николая I Елену Павловну (до замужества – Фредерику Шарлотту Марию Вюртембергскую). Против реформы выступала большая часть дворянства, а после оглашения условий реформы – и большая часть крестьянства.

Император опасался открытого выражения недовольства со стороны дворян, вплоть до восстания или заговора, потому попытался убедить высшее сословие, что инициатива реформы исходит от него же. Это получилось, и среди дворян был только глухой ропот, в то время как среди крестьян – порой открытые восстания (под лозунгом того, что настоящую волю спрятали, а огласили поддельную).

2. Согласны ли вы с утверждением, что отмена крепостного права явилась рубежом перехода от феодализма к капитализму? Аргументируйте свою позицию.

До отмены крепостного права в России сохранялись в основном феодальные повинности крестьян перед дворянами, после неё быстро стал развиваться промышленный переворот. Кроме того, в основном после и во многом в результате отмены крепостного права в России появились социально занчимые классы капиталистов и пролетариата.

Потому действительно можно утверждать, что реформа позволила перейти от феодализма к капитализму.

3. Что такое отрезки и прирезки? Подумайте, кому выгоднее было осуществлять отрезки. За счёт чего это происходило?

В каждой губернии согласно манифесту 1861 года существовала своя норма крестьянского надела: если дореформенный надел превышал норму, от него отрезали нужную часть, если не достигал её – прирезали. Так и появились отрезки и прирезки.

Отрезки были выгодны помещикам, которые благодаря ним получили дополнительные земли, а зачастую – лучшие из ранее использовавшихся крестьянами. Мировые посредники обычно становились на сторону помещиков, потому что сами были из их числа.

4. Согласно знаменишм словам Н. А. Некрасова, реформа 1861 г ударила «одним концом по барину, другим по мужику» Считаете ли вы верней подобную оценку? Аргументируйте свой ответ.

Оценка вполне верная. Крестьяне потеряли часть земель, которую обрабатывали до реформы. Со свободой они не знали, что делать. Тем более, что и свобода не была полной, потому что они остались под контролем общины. Между тем помещики лишились основного своего источника доходов.

Считалось, что полученные деньги они используют для открытия собственного дела, для начала предпринимательства, но мало кто это на самом деле сделал, а из пошедших на такой шаг многие разорились, так как не имели опыта в подобных делах (к тому же многие на руки получили немного – остальные суммы автоматически пошли на уплату их долгов).

Таким образом, обе стороны от реформы проиграли. Выиграли новые люди – предприниматели. Они происходили из разных слоёв населения, включая крестьян и дворян, но ни среди первых, ни среди вторых даже не приближались к большинству.

5. Прочитайте «Записки охотника» И. С. Тургенева. Oпишите быт и уклад жизни крестьян той эпохи.

Крестьяне тяжело работали, страдали от самых разных неожиданных невзгод, главной из которых был неурожай. Они не могли выбраться из замкнутого круга уготованной им жизни: даже отличные певцы с неоспоримым талантом обречены были так и закончить свою жизнь за пахотой, показывая талант только односельчанам и до конца его так и не раскрыв.

6. Найдите в Интернете и изучите текст Манифест 19 февраля 1861 г. Разбившись на две группы, обсудите документ (первая гругпа вьсказывает аргументы в пользу реформы, вторая критикует реформу).

§ 16. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

Источник

Отмена крепостного права. Уставная грамота Российской империи

Отмена крепостного права ассоциируется прежде всего с Александром II. За весь 19 век манифест от 5 марта 1861 года «О ликвидации крепостного права» стал самым значительным событием. С этого года все крепостные стали частью общества, они получили права и свободы. Крепостные получили все права свободного человека: они могли заниматься предпринимательством, торговать, приобретать имущество, заключать сделки, а также свободно вступать в брак.

Основные спорные вопросы между освобожденными крестьянами решались на внутреннем собрании. На этих же собраниях выбирались старосты, члены суда и управления.

Уставная грамота Российской империи

После освобождения крепостных крестьян перед царем встал основной вопрос – распределение земли. Был создан документ — «Уставная грамота», согласно которому крестьяне оставались на службе у помещика некоторое время, однако они переставали быть временно обязанными, и работали за выкуп земли. Стоимость земли, конечно, была запредельно высокой. Крестьяне в течение нескольких десятков лет работали на помещика, отдавая 20% стоимости земли (остальные 80 выплачивало государство).

Стоит также отметить, что земля не закреплялась за крестьянами, а принадлежала крестьянской общине. Размер земли получаемой от помещика определялся государством. Он зависел от качества почвы. В России в то время земля делилась на три основных вида: черноземная, степная и нечерноземная.

Помещик обязан был продать землю не меньшего размера установленного законодательством. Крестьянин в свою очередь не мог купить землю большего размера, чем ему положено.

Отмена крепостного права: значение для Российской империи

Отмена крепостного права способствовала развитию экономики страны. Крестьяне, помимо получаемых свобод, участвовали в жизни государства. Получило толчок к развитию мелкое и крупное крестьянские хозяйства. Из-за появления рабочей силы стал популярен наемный труд, что позволило начать активное развитие промышленности на территории России.

Источник

Ответы к вопросам по теме: § 16. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г из Окружающий мир рабочая тетрадь Плешаков 1 класс 1 часть

Вопрос к I пункту. Вспомните, чем знамениты учителя юного Александра.

Из воспитателей будущего императора наиболее знаменит Василий Жуковский – крупный поэт (многие современники ценили его выше Александра Пушкина), один из первых представителей романтизма в России, автор государственного гимна «Молитва русских», более известного по первой строке «Боже, царя храни!» (фактически перевёл с изменениями и дополнениями английский гимн) и до сих под наиболее известного стихотворного перевода на русский язык «Одиссеи» Гомера.

Из учителей-предметников наиболее известен преподаватель юриспруденции Михаил Сперанский – государственный деятель и реформатор первой половины правления Александра I, в правление Никола I проделавший грандиозную работу по кодификации российского законодательства, составитель «Полного собрания законов Российской империи» и «Свода законов Российской империи».

Вопрос для работы с текстом параграфа

№1. Назовите основные причины отмены крепостного права в России.

Крепостное право отменили потому, что его считали главным виновником отставания России на пути модернизации, а именно это отставание привело к разгрому в Крымской войне и в будущем грозило более серьёзными последствиями вплоть до превращения в полуколонию.

Второй причиной порой называют социальную напряжённость. Но слова Александра II «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнёт отменяться снизу» были скорее аргументом для дворян в пользу реформы, а не реальной причиной. Крестьянские волнения были далеки от масштабов времён Степана Разина и Емельяна Пугачёва, а ведь ни одно из этих восстаний не вынудило власти даже ослабить крепостное право.

№2. Как велась подготовка Крестьянской реформы?

Изначально реформа, как и в предшествовавшие правления, разрабатывалась очередным Секретным комитетом, который позже был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу (работа которого уже была гласной). Кроме того, проекты реформы были созданы в губернских комитетах, состоявших из помещиков. Проект Главного комитета и предложения губернских комитетов рассматривали и дорабатывали Редакционные комиссии, которые передали результат своей работы снова в Главный комитет, откуда он попал в Государственный совет, после чего был подписан императором и издан в виде манифеста, имевшего силу закона.

№3. На каких условиях происходило освобождение крестьян согласно реформе 1861 г.?

Крестьяне получили личную свободу безвозмездно, а за землю должны были платить, причём не рыночную стоимость, а аналог компенсации потерянного банковского вклада, то есть выкупные платежи в итоге в несколько раз превосходили рыночную стоимость крестьянских наделов.

№4. Что такое временнообязанное состояние крестьян?

80% суммы выкупных платежей за крестьян выплачивало государство. Эти деньги крестьянин должен был отработать в течении 49 лет, выплачивая ежегодно 6% долга (то есть в итоге должен был вернуть долг почти в тройном размере). До выплаты долга крестьянин считался временнообязанным.

№5. Кому и для чего крестьяне вынуждены были уплачивать выкупные платежи?

Крестьяне вынуждены были выплачивать 20% выкупных платежей помещику (часто в рассрочку или в виде повинностей), остальные 80% за него платило государство, но крестьянин в качестве временнообязанного должен был вернуть потраченное на него почти в трёхкратном размере.

№6. Кто такие мировые посредники и чем они занимались?

Мировые посредники помогали крестьянам и помещикам достичь соглашения по поводу составления уставных грамот: определяли конкретные границы крестьянских наделов, отрезков и прирезков, размеры выкупных платежей. Они избирались из помещиков и обычно становились на сторону помещиков же, просто принуждая крестьян принять нужные условия.

№7. Какую роль играла уставная грамота в жизни освобождённых крестьян? В чём было её назначение?

Уставные грамоты определяли условия выкупа крестьянами земли и её размеры, в частности определяли границы отрезков и прирезков.

№8. Сформулируйте значение отмены крепостного права в России.

У реформы был ряд положительных последствий. Так крестьяне получили свободу, а экономика – стимул к развитию. Именно благодаря этой реформе Россия перешла к капитализму. В империи была создана мощная промышленность, по большей части принадлежавшее частному капиталу. Из бывших крепостных формировался класс пролетариата.

Но реформа сохранила крестьянскую общину, что тормозило имущественное расслоение в деревне, а значит образование класса пролетариата и в целом экономическое развитие. Главное, земельные отрезки, сделанные во время реформы, довольно быстро по историческим меркам стали причиной земельного голода. Во многом именно негативные последствия крестьянской реформы, её непродуманность, несмотря на долгую подготовку, создали революционную ситуацию в начале ХХ века (крестьянский вопрос тогда был одним из важнейших).

Думаем, сравниваем, размышляем:

№1. Какие общественные силы поддерживали мероприятия Александра II, направленное на отмену крепостного права, а какие выступали против? Почему император добивался, чтобы инициатива в отмене крепостного права исходила от помещиков?

Поддерживали императора прогрессивно настроенные слои населения, как из интеллигенции, так и из дворянства, даже из высшей аристократии (включая, к примеру, супругу младшего брата Николая I Елену Павловну (до замужества – Фредерику Шарлотту Марию Вюртембергскую). Против реформы выступала большая часть дворянства, а после оглашения условий реформы – и большая часть крестьянства.

Император опасался открытого выражения недовольства со стороны дворян, вплоть до восстания или заговора, потому попытался убедить высшее сословие, что инициатива реформы исходит от него же. Это получилось, и среди дворян был только глухой ропот, в то время как среди крестьян – порой открытые восстания (под лозунгом того, что настоящую волю спрятали, а огласили поддельную).

№2. Согласны ли вы с утверждением, что отмена крепостного права явилась рубежом перехода от феодализма к капитализму? Аргументируйте свою позицию.

До отмены крепостного права в России сохранялись в основном феодальные повинности крестьян перед дворянами, после неё быстро стал развиваться промышленный переворот. Кроме того, в основном после и во многом в результате отмены крепостного права в России появились социально занчимые классы капиталистов и пролетариата.

Потому действительно можно утверждать, что реформа позволила перейти от феодализма к капитализму.

№3. Что такое отрезки и прирезки? Подумайте, кому выгоднее было осуществлять отрезки. За счёт чего это происходило?

В каждой губернии согласно манифесту 1861 года существовала своя норма крестьянского надела: если дореформенный надел превышал норму, от него отрезали нужную часть, если не достигал её – прирезали. Так и появились отрезки и прирезки. Отрезки были выгодны помещикам, которые благодаря ним получили дополнительные земли, а зачастую – лучшие из ранее использовавшихся крестьянами. Мировые посредники обычно становились на сторону помещиков, потому что сами были из их числа.

№4. Согласно знаменишм словам Н. А. Некрасова, реформа 1861 г ударила «одним концом по барину, другим по мужику» Считаете ли вы верней подобную оценку? Аргументируйте свой ответ.

Оценка вполне верная. Крестьяне потеряли часть земель, которую обрабатывали до реформы. Со свободой они не знали, что делать. Тем более, что и свобода не была полной, потому что они остались под контролем общины. Между тем помещики лишились основного своего источника доходов. Считалось, что полученные деньги они используют для открытия собственного дела, для начала предпринимательства, но мало кто это на самом деле сделал, а из пошедших на такой шаг многие разорились, так как не имели опыта в подобных делах (к тому же многие на руки получили немного – остальные суммы автоматически пошли на уплату их долгов). Таким образом, обе стороны от реформы проиграли. Выиграли новые люди – предприниматели. Они происходили из разных слоёв населения, включая крестьян и дворян, но ни среди первых, ни среди вторых даже не приближались к большинству.

№5. Прочитайте «Записки охотника» И. С. Тургенева. Oпишите быт и уклад жизни крестьян той эпохи.

Крестьяне тяжело работали, страдали от самых разных неожиданных невзгод, главной из которых был неурожай. Они не могли выбраться из замкнутого круга уготованной им жизни: даже отличные певцы с неоспоримым талантом обречены были так и закончить свою жизнь за пахотой, показывая талант только односельчанам и до конца его так и не раскрыв.

№6. Найдите в Интернете и изучите текст Манифест 19 февраля 1861 г. Разбившись на две группы, обсудите документ (первая гругпа вьсказывает аргументы в пользу реформы, вторая критикует реформу).

— крестьяне получили личную свободу;

— крестьяне получили землю вопреки проектам отпустить их без неё;

— высвободилась рабочая сила для индустриализации;

— в экономику были вброшены большие средства в виде выкупных платежей.

— крестьне лишись лучшей части обрабатываемых до реформы земель, что вскоре привело к земельному голоду;

— разорение помещиков значительно ускорилось;

— индустриализацию тормозило сохранение сельской общины, которая препятствовала уходу в город своих членов;

— реформа не обогатила крестьян, из-за чего они, то есть большая часть населения, продолжали вести в основном натуральное хозяйство, что снижало внутренний спрос и этим вредило экономике, тормозило индустриализацию и переход к капитализму.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *