какую роль играла община в жизни деревни

Какую роль играла община в жизни крестьян

Ответ оставил Гость

Кризис либерального движения в России. Великие реформы Александра II. Разрушение общины и создания широкого слоя мелких земельных собственников. Усиление крестьянских волнений в период проведения реформ. Агитация руководителей демократического лагеря.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере.

Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Александр II и великие реформы

Правление Александра II.

Предпосылки реформ в России. Отмена крепостного права. Реформа местного самоуправления. Реформирование судебной системы, военной области. Преобразования в сфере народного просвещения. Итоги и последствия реформ Александра II.

презентация [1,2M], добавлен 12.11.2015

Реформы Александра II

Состояние экономики России к середине XIX века. Финансовые преобразования Александра II. Образование Секретного комитета по крестьянскому вопросу. Военные реформы, введение всесословной повинности. Итоги и оценки реформ Александра II.

реферат [28,8 K], добавлен 01.04.2011

Отмена крепостного права в России в 1861 г.

Великие реформы Александра II

Причины отмены крепостного права в 1861 г. в период правления императора Александра II. Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы. Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Значение и итоги крестьянской реформы, ее противоречия.

презентация [1,0 M], добавлен 11.10.2014

Буржуазные реформы Александра II

Начало царствования Александра II и предпосылки реформаторской деятельности.

Принципы его внешней и внутренней политики. Проведение и суть крестьянской реформы 1861 г. Необходимость проведения реформ самоуправления (земской и городской реформ) и их суть.

курсовая работа [63,7 K], добавлен 08.01.2011

Аграрная политика П.А. Столыпина

Политическая и экономическая ситуация в России накануне реформы, ее замысел и предпосылки.

Е. Крестьянская община

Разрушение общины и развитие частной собственности, деятельность Крестьянского банка и кооперативное движение. Итоги и последствия столыпинской земельной реформы.

реферат [57,9 K], добавлен 27.09.2010

Судьба столыпинской аграрной реформы

Анализ экономического и политического положения России в конце ХІХ — начале ХХ века. Ознакомление с целями столыпинской реформы (разрушение общины, развитие частной собственности, создание крестьянского банка, кооперативное движение) и ее результатами.

курсовая работа [38,3 K], добавлен 20.04.2010

Общая характеристика состояния экономики России в начале XX века. Цели аграрной реформы П.А. Столыпина: «успокоение» страны, создание слоя земельных собственников — социальной и экономической опоры монархии, продолжение процесса модернизации страны.

контрольная работа [25,4 K], добавлен 22.12.2014

Общественно-политические движения в России в XIX веке

Общественная мысль России XIX века.

Разрушение феодально-крепостнической системы. Утверждение капитализма. Движение декабристов. Идеология самодержавия. Формирование либерализма.

Славянофилы и западники. Революционно-демократическое движение.

реферат [30,7 K], добавлен 17.10.2008

Великие реформы Александра II

Политический портрет Александра II — императора Всероссийского, сына Николая I. Сущность и значение его реформ в области финансов, образования, печати и цензуры, отмены крепостного права. Покушение на императора и его последствия, окончание царствования.

презентация [1,5 M], добавлен 05.12.2013

Военные реформы в России XVI-XVIII вв.

История военной реформы в России.

курсовая работа [75,3 K], добавлен 10.11.2010

1)объясните, пожалуйста, постановку знаков препинания и почему после слова «община»не ставится запятая)Веками существовала община объединение крестьян,сообща арендовавших землю у помещика,монастыря или царской семьи. Что нужно ставить после слова «доктрин»(с объяснением)?

Какое значение имеет община в жизни крестьян?

Для революционеров частная собственность на землю означала бы гибель всех революционных доктрин свободный фермер умирать за идеалы социализма не пошел бы.

Ответы:

после крестья ставится запятая,потому что дальше идет деепричастный оборот,а деепр.

Крестьянская община

Положительные и отрицательные стороны русской крестьянской общины

Хозяйственная и общественная жизнь российского крестьянина протекала в рамках общины, которая существовала на Руси испокон веков.

По реформе 1861 г. она получила статус сельского общества. Крестьянская община одновременно являлась и экономическим объединением, и низшей административной единицей. Община распределяла землю среди своих членов, устанавливала правила, как использовать пастбища и леса. В то же время закон возлагал на общину обязанности по распределению налогов и поддержанию порядка на ее территории.

Община строилась на сочетании коллективного землепользования и отдельного ведения хозяйства каждым двором.

Землей в общине крестьяне владели чересполосно. Каждый двор получал полосы и хороших, и плохих земель, и ближних, и дальних, и на пригорке, и в низине. Имея полосы в разных местах, крестьянин ежегодно получал средний урожай: в засушливый год выручали полосы в низких местах, в дождливый — на взгорках.

В общине не было коллективного труда, точнее он был в качестве исключения. Это прежде всего работы на общественное благо — ремонт мостов, прокладка дорог — но так было во всем мире.

Далее, это работы, выполняемые в пользу слабых членов общины: погорельцев, вдов и т.п. — “помочи”. Можно полагать, что в той или иной форме такой вид работ существовал у крестьян всего мира.

Община выступала гарантом нормального функционирования и воспроизводства крестьянской семьи, институтом, который в экстремальных условиях обеспечивал ее физическое выживание, давал возможность противостоять натиску государства, землевладельцев и др.

Длительное время крестьянская община в России способствовала поддержанию жизненного уровня крестьянских хозяйств, так как гарантировала равное право на жизнь каждому крестьянину. Однако с началом процесса социального расслоения в российской деревне она превратилась в сдерживающий дальнейшее развитие крестьянского хозяйства фактор.

С расширением связей крестьянина с внешним миром менялось соотношение личности и коллектива, менялось значение общины.

Столыпинская аграрная реформа.

Целями реформы было: отвлечение крестьян от идеи революции, отвлечение крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель, формирование широкого слоя мелких собственников, на базе широкого слоя мелких собственников формирование новой социальной опоры для царской власти, сокращение всех форм частной собственности, включая помещичью.

Направления реформы (методы ее реализации).

1) Разрушение крестьянской общины (каждый крестьянин мог свободно выйти из общины, свободно избирать свое место жительства и род занятий).

2) Создание хуторов и отрубов (любой крестьянин, закрепивший землю в частную собственность, мог потребовать у общины надел – отруб.

Если усадьбу переносили на участок, отдаленный от крестьянской деревни, то возникал хутор. Хутора фактически уничтожали прежнюю деревню.)

3) Переселенческая политика (крестьяне, пожелавшие в связи с малоземельем переселиться на Урал, получали небольшие подъемные или ссуды на обустройство).

4) Развитие крестьянской производственной кооперации.

5) Создание крестьянских банков.

6) Оказание государственной помощи частным крестьянским хозяйствам.

Реформа разворачивалась в благоприятных условиях. Однако она споткнулась о крестьянскую и помещичью психологию. Община обладала достаточной степенью гибкости, чтобы не разрушится, а приспособиться к новым условиям. Аграрная реформа целей своих не достигла.

По-иному в те годы обстояли дела в нечерноземных губерниях.

Здесь крестьянский надел был обложен сверх его доходности. Только с помощью посторонних заработков крестьянин справлялся с выкупными платежами. Те, кто не мог идти на заработки (малые дети, инвалиды, старики), надела не имели. Земля распределялась по работникам-мужчинам («рабочим душам»). Крестьянин, может быть, и совсем отказался бы от надела, но по закону он не мог оставить навсегда деревню, к которой был приписан. Тем не менее крестьянин старался «спихнуть» с себя надел при всяком удобном случае.

Переделы земли в нечерноземных губерниях были частым явлением. Занятый на работе в городе, крестьянин не всегда успевал обработать свой надел. Все больше становилось заброшенных земель, за которые взыскивались выкупные платежи и прочие налоги. 60—70-е годы были тяжелым периодом в жизни деревни Нечерноземного центра. Хотя тесное общение с городом быстро развивало у здешних крестьян предпринимательские навыки.

Гнет земельной общины отражается не только на экономической, но и на духовной стороне жизни крестьянства.

Раскиданность владений крестьянина, удаленность земельных угодий от дворовых построек, невероятная, сопряженная с этим, потеря времени, крайняя затруднительность удобрения, принудительность севооборота, связанная с правом общего выпаса по жнивью, — вот отрицательные стороны земельной общины; но центр тяжести вопроса несомненно в общности выпаса.

Кормовые средства — основа земледельческого успеха. Скот, лошади, вообще живой инвентарь — это фундамент сельского хозяйства. Без достаточного количества вполне обеспеченного в своем питании рабочего скота немыслим производительный земледельческий труд.

Со слабосильным, истощенным скотом нельзя ни хорошо вспахать, ни во время вспахать и засеять, наконец, без достаточного количества скота недостаток и в удобрении.

Некоторые считают ошибочно, что общность выпаса — второстепенный признак земельной общины, что там, где уже нет земельных переделов или даже установилось подворное владение, то общий выпас продолжает существовать, что там земельная община, как тормоз земледельческого прогресса, уже не существует.

Наоборот, западно-европейская доктрина о земельной общине считает самым главным, характерным и существенным признаком общины общность выпаса, так как она не дает возможности, вследствие недостатка кормов, усовершенствовать скотоводство, а следовательно двигать и земледелие.

Таким образом общность выпаса — главный тормоз земледельческого прогресса; но вдобавок общие выпасы, занимающие очень значительные земельные пространства, окончательно отощали, а во многих местах, вследствие постоянного их выбивания скотом и размывания водой, обратились в неудобные, ни к чему непригодные земли.

Такова печальная экономическая картина нашей земельной общины. Не лучше обстоит дело в области морально-интеллектуальной.

Зависимость крестьянина от общины, полное отсутствие самостоятельности и свободы действий имеют следствием своим отсутствие инициативы, понижение трудоспособности и энергии, косность, полный застой в смысле земельных улучшений и перехода к более совершенным хозяйственным формам.

Жалкое существование, дабы прожить, не может дать сбережений — этого главного стимула дальнейших плодотворных усилий. Нечего и говорить, что при таких условиях не может быть и речи о капитализации ни в одной из ее форм: ни в смысле основных земельных улучшений, ни в смысле накопления оборотных средств. Ясно, после всего сказанного, что вследствие общности основных источников сельскохозяйственного производства, начала индивидуалистического правосознания не имеют прочных устоев в мировоззрении нашего крестьянства.

Пользование благами природы, как достоянием общинным, а не индивидуализация их в целях совершеннейшей эксплуатации — экономический лозунг крестьянства. Ясно, что и в смысле умственного, интеллектуального развития община — величайший тормоз прогресса.

Правильно организованный интенсивный земледельческий труд с его сложными разветвлениями, соображениями, напряженностью мысли, неизбежностью предусмотрительной заботливости — вот лучшая гимнастика для ума. Напрасно стали бы думать, что только Россия проходила через хозяйственно-экономический фазис.

Кроме Франции, где земельная община наблюдалась очень недолго, в виде заносного, случайного явления, в свое время земельная община существовала во всех странах западной Европы, и разница между нами и Западом лишь та, что тогда, как на Западе земельная община уже заменена прогрессивной, индивидуальной собственностью, у нас сохранилась в неприкосновенном виде самая архаическая первобытная община; с переходом к более совершенным формам землепользования у нас порядочно запоздали, а распадение общины некоторое время у нас даже искусственно задерживалось.

Эволюция советского строя, созданного большевиками.

Большевизм как политическое течение в социал-демократии возник в начале ХХ века.

Он бросил вызов капиталистическому обществу, его государственной системе, по словам Ленина, «мещански-подлой, трусливой, не избавившейся от холопства демократии». И поставил своей задачей разрушить это общество, «отряхнуть его прах с наших ног».

какую роль играла община в жизни деревни. картинка какую роль играла община в жизни деревни. какую роль играла община в жизни деревни фото. какую роль играла община в жизни деревни видео. какую роль играла община в жизни деревни смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играла община в жизни деревни.Большевизм оказался у власти в 1917 году отнюдь не потому, что предшествующие исторические события предначертали это.

Такова была вера самих большевиков, которая придавала им силу, но сама эта сила коренилась, пожалуй, в другом: в прозе российской реальности 17-го года, преимуществах большевиков в политической борьбе, развернувшейся тогда.

Победа в Гражданской войне укрепила убежденность большевиков в своей исторической и политической правоте.

В 1917 году Ленин понял, что обострившиеся до предела социальные конфликты будут решаться не выборами, не голосованиями, а на улицах, площадях, в окопах.

Он понял, что в России революция, выросшая из жесточайшей войны, не может быть «бархатной», «розовой», «каштановой»… Ленин не только понял эту тяжкую реальность, он решился обратиться прямо к ней, использовать ее для борьбы за власть.

Лидеры других социалистических партий намеревались утихомирить социальную стихию, ввести ее в берега компромиссов, соглашений, уступок. Ленин же шел в стихийной волне, стремился возглавить ее и повести за собой. Он сумел определить момент для рывка к власти. У правых (корниловцев) после провала их августовского путча уже не было сил остановить большевиков. Левые (главным образом умеренные социалисты) не решались открыто выступить против большевиков, опасаясь, что их ослабление, а тем более уход с политической сцены усилит контрреволюцию.

Они упрямо цеплялись за идею партийной коалиции левых сил, идею, которая уже обанкротилась, и волей-неволей пропускали большевиков к власти.

Хотя сами большевики не очень верили в долгожительство своей власти (Ленин и Троцкий подсчитывали даже, насколько она продлится дольше, чем Парижская коммуна), они не теряли надежду на европейскую революцию, которая спасет их.

Ленин не думал, что успех социализма в одной стране возможен. Русская большевистская революция в его планах играла только роль пролога революции мировой.

Но сегодня есть много свидетельств тому, что первые несколько месяцев большевистской власти обстановка оставалась довольно «либеральной». Этим, кстати, воспользовались многие антибольшевики, чтобы, уйдя в подполье или на окраины, начать борьбу с большевизмом.

Столкнувшись с тяжелым кризисом после Гражданской войны, Ленин ввел НЭП и частично «отпустил» капитализм в экономике.

Сталин послал НЭП к черту, но нэповская, частнособственническая психология не могла исчезнуть. Она жила в коррупции, в теневой экономике, которая в эпоху Брежнева (с ее неформальным принципом «живи и дай жить другому») протянула щупальца и в верхние эшелоны власти. Она — эта теневая экономика — фактически выходила на позицию ожидания своей легализации.

Особенностью советского государства была руководящая роль Коммунистической партии.

Партия осуществляла подбор кадров на все руководящие государственные должности с помощью механизма номенклатуры. Руководство партии принимало все важнейшие решения, которые в форме директив передавались Советам. Советы осуществляли эти директивы как свои решения или совместные с партией постановления, поскольку цели были общие.

Руководящая роль Коммунистической партии выражалась в наличии реальной и авторитарной власти Генерального секретаря ЦК.

504 Gateway Time-out

Власть Генерального секретаря представляла собой одну из разновидностей президентской диктатуры. Советское государство не выработало механизма периодической передачи власти от одного вождя к другому, что создавало напряжение в обществе всякий раз, когда умирал очередной вождь.

Советское государство смогло реализовать социальную функцию.

Успехи системы здравоохранения, образования и воспитания, культуры, политика поддержки семьи и материнства, занятости и т. д., созданные в советском государстве, были признаны во всем мире. Отмена руководящей роли КПСС привела к развалу государства и социальных гарантий.

Какую роль в жизни крестьян играла крестьянская община

Ответ 1:
Крестьяне объединялись в общину для того, чтобы проще было выплачивать налогиоброк (смотря какое время) своим хозяевам, чтобы было проще вскапывать общие участки и поддерживать быт, помогать друг другу.

Русский язык: 30 слов с одной и двумя н

Ответ 1:
-Н- абрикосный, адресный, арбузный, багажный, кожный, атомный, жемчужный, кефирный, кирпичный, морковный, моторное, небесный, словесный, газетный, бисерный, аптечный, грустный, ежевичный, жирный, карнавальный, карусельный, лыжный, посудный, аппетитный, ананасный, азартный, альбомный, грибной, зимний, квартирный.

-НН-Традиционный, агитационный, комиссионный, оппозиционный, реакционный, сессионный, фракционный, революционный, станционный, авиационный.

Государственный, общественный, торжественный, жизненный, болезненный, утренний, бесчувственный, внутренний, соломенный, родственный.
Ответ 2:
-НН Оловянный, деревянный, стеклянный.

Жилье Деревни, в которых они проживали, достигали приблизительно 15 дворов. Очень редко можно было встретить поселение, насчитывающее 30–50 крестьянских дворов.

В каждом уютном семейном дворе стояло не только жилище, но и сарай, хлев, птичник и различные пристройки для хозяйства. Многие жители могли похвастаться также огородами, виноградниками и садами.

То, где жили крестьяне, можно понять по оставшимся деревням, где сохранились дворы и признаки быта жителей. Чаще всего дом был построен из дерева, камня, который крыли камышом или сеном. В одном уютном помещении и спали, и ели. В доме стоял деревянный стол, несколько скамей, сундук для хранения одежды. Спали на широких кроватях, на которых лежал тюфяк с соломой или сеном.

Пища
В пищевой рацион крестьян входили каши из различных зерновых культур, овощи, сырные продукты и рыба. В период средневековья печеный хлеб не делали по причине того, что размолоть зерно в состояние муки было очень трудно.

Мясные блюда были характерны только для праздничного стола. Вместо сахара крестьяне использовали мед диких пчел. Долгое время крестьяне занимались охотой, но потом на ее место стала ловля рыбы.

Поэтому рыба была намного чаще на столах крестьян, чем мясо, которым баловали себя феодалы.
Одежда

Одежда, которую носили крестьяне средневековья, очень отличалась от периода античных веков.

Обычной одеждой крестьян была льняная рубашка и штаны до колена или до лодыжки. Поверх рубашки надевали еще одну, с более длинными рукавами, — блио. Для верхней одежды использовали плащ с застежкой на уровне плеч. Обувь была очень мягкая, пошитая из кожи, а твердой подошвы и вовсе не было.

Но вот сами крестьяне ходили чаще босиком или в неудобных башмаках с деревянной подошвой.
Правовая жизнь крестьян Крестьяне, жившие общиной, находились в разной зависимости от феодального лада. У них было несколько правовых разрядов, которыми они наделялись: Основная масса крестьян жила по правилам «валашского» права, которое за основу взяло ту жизнь селян, когда они жили сельской свободной общиной.

Какую роль играла община в жизни крестьян

Владение на земли было общим на едином праве. Оставшаяся масса крестьян подчинялась крепостному праву, которое было продумано феодалами. Если говорить про валашскую общину, то тут были все черты крепостного права Молдавии. У каждого общинника было право работать на земле только несколько дней в году.

Когда феодалы завладели крепостными, они ввели такую нагрузку на дни работы, что реально было ее выполнить только за длительный срок. Конечно же, крестьяне должны были выполнять повинности, которые шли на процветание церкви и самого государства.

Крепостные крестьяне, которые жили в 14 – 15 веке раскололись на группы: Государственные крестьяне, которые зависели от господаря; Частновладельческие крестьяне, которые зависели от определенного феодала. У первой группы крестьян было намного больше прав. Вторая группа считалась свободной, со своим личным правом перехода к другому феодалу, но такие крестьяне платили десятину, отбывали барщину и судились у феодала.

Такая ситуация была близка к полному закрепощению всех крестьян. В следующих веках появлялись различные группы крестьян, которые были зависимы от феодального лада и его жестокости. То, как жили крепостные крестьяне, просто приводило в ужас, ведь не было у них никак прав и свобод.

Закрепощение крестьян В период 1766 года Григорием Гике был издан закон о полнейшем закрепощении всех крестьян. Никто не имел права перехода от бояр к другим, беглецы быстро возвращались на места полицией.

Весь крепостной гнет усиливался налогами и повинностями. Налогами облагали любую деятельность крестьян. Но даже весь этот гнет и страх не подавил дух свободы в крестьянах, которые восстали против своего рабства. Ведь иначе крепостное право трудно назвать. То, как жили крестьяне в эпоху феодального лада, не сразу было забыто. Безудержный феодальный гнет остался в памяти и не давал еще долгое время крестьянам восстановить свои права. Долгой была борьба за право на свободную жизнь.

Борьба сильного духа крестьян увековечилась в истории, и поражает своими фактами до сих пор.

Источник

Русская сельская община начала 20 века

какую роль играла община в жизни деревни. картинка какую роль играла община в жизни деревни. какую роль играла община в жизни деревни фото. какую роль играла община в жизни деревни видео. какую роль играла община в жизни деревни смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играла община в жизни деревни.

Общинное крестьянство, рассматривавшее свои владения как принадлежность всей общины, выработало на основе обычая свое право, в основе которого лежал принцип потомственного владения крестьянским двором и частью освоенных им общинных угодий.

Обращаясь к этим документам XIV-XV вв., можно увидеть некоторые черты крестьянского мировоззрения: черносошное крестьянство того времени признавало принадлежность земли великокняжеской власти и вместе с тем рассматривало землю как свою, волостную, находившуюся в его коллективном владении с правом распоряжения; оно же считало, что великокняжеская власть обязана охранять крестьянское общинное черносошное землевладение, а тем самым и саму общину. По крайней мере с конца XV в. государственное писаное право учитывало нормы, определявшие положение мирских сообществ, и регулировало в той или иной степени их отношения с верховной властью и ее представителями на местах. Жалованные грамоты великих князей и судебники 1497 и 1550 гг. законодательно упрочивали положение мирских крестьянских представительств в системе местного управления. Крестьянское владение угодьями в границах общины-волости в равной степени прослеживалось повсеместно, вне зависимости от того, были ли они черносошными, дворцовыми или входили в состав феодальных вотчин. Община-волость обладала немалыми правами, которые в значительной степени вытекали из структуры ее существования. Община-волость возглавлялась волостным сходом, который выбирал должностных лиц волости (старост, сотников, или соцких), раскладывал и утверждал возлагаемые на волость повинности. Эта демократично выборная организация обладала немалой и разносторонней властью; за ней оставались судебно-розыскные функции, сохранявшиеся со времен Русской Правды, организация выполнения государственных повинностей, распоряжение вымороченными и свободными земельными угодьями и прием новых поселенцев, надзор за состоянием общинных угодий и их охрана от внешних посягательств.

Глава 1. Определение и возникновение

Община – устойчивое социальное объединение, которому свойственны определённые черты производства собственности и взаимоотношений между людьми.

Деревенская община была основной поземельной единицей рассматриваемого периода, владеющей и распоряжающейся землёй. Главная функция деревенской общины – регулирование земельных отношений между входящими в неё дворохозяйствами.

Община владела и пользовалась следующими земельными угодьями: усадебной и пахотной землями, сенокосами, выгонами для скота, участками леса, землями под дорогами, пустошами, водоёмами, болотами и др.

К усадебной земле относилась земля под домом, хозяйственными постройками и огород. Дворохозяйства не имели права продать усадебную землю за пределы общины без её согласия.

По отношению к пахотным угодьям община проявляла свои права значительно в большей степени. Она стремилась распределить землю и подати (налог за пользование землёй) в соответствии с представлениями о справедливости, снимая то и другое со слабых семей, с малым количеством рабочих рук и передавая более сильным, где рабочих рук было много.

Кроме того, учитывалось качество земли и удалённость от селения. В этом случае все поля разделялись на участки одинакового качества так, чтобы каждое дворохозяйство получило свою долю пахотной земли каждого качества и степени удалённости.

Принцип раздела сенокосных угодий общины (пожни), как правило, соответствовал принципу раздела пахотной земли. В некоторых общинах сенокосные угодья не разделялись на части между дворохозяйствами. В этом случае на период сенокоса каждое дворохозяйство выделяло по одному или более работников. Косцы, объединившись в одну или более артелей, выкашивали все пожни. Затем скошенное и просушенное сено делилось стогами между дворохозяйствами.

Пастбищные угодья (выгоны) повсеместно находились в общем пользовании всех дворохозяйств общины, и скот на них выпасался единым стадом. Пастбищами служили лес и пахотные поля, когда они свободны от посевов.

Обычно общины имели в своём владении, кроме прочего, участок леса.

Каждый общинник мог пользоваться его дарами – грибами, ягодами и т.п. без каких либо ограничений. Однако для порубок устанавливался определённый порядок. Лес в сознании крестьян считался в определённой мере «божьим» и пользование им не могло быть чьей-то привилегией.

Кроме вышеперечисленных угодий, община могла владеть также частью реки с её берегом, болотами, участками дороги, пустошами. Ловля рыбы, стирка белья, пользование водой, сбор мха на болоте, проезд по дорогам, как правило, «не возбранялся ни для кого, и ни для кого не составляет привилегий».

Хозяйственное единство русской общины особенно ярко проявлялось в том, что некоторые работы её члены сообща, миром. Их виды и способы организации были разнообразны. К общественным работам относилось устройство мостов, ремонт дорог, колодцев, сооружение плотин на ручьях для поения скота и т.д.

Община возникла ещё в первобытном обществе, она объединяла кровных родственников, где всё было общим: средства производства, само производство. Члены общины обладали равенством.

Первобытные общины преобразовывались в соседские общины. Каждая семья стала вести отдельное хозяйство, появилась частная собственность на жилище, скот, орудие труда. Земля принадлежала всем, т.е. было коллективное владение. Образовывался в сельской общине бытовой уклад, строй семейной жизни, проводились праздники.

По мере развития истории сельские общины реформировывались, видоизменялись, так же, как изменялась в целом Русь.

В Х веке сельские общины были подчинены княжеской власти.

Структура власти была такова:

Главой княжеского хозяйства был огнищанин;

Исполнителем княжеских заданий был тиун;

Сельскими работами распоряжался староста.

Члены сельской общины должны были подчиняться княжеской власти и её представителям. В Х веке штраф за убийство огнищанина должен был разорить всю общину, жизнь же смерда оценивалась в 16 раз дешевле.

Селяне распахивали земли: существовала подсечная система земледелия – поля отвоёвывали у леса: поваленные в феврале – сечение деревья после подсушки сжигали на гарях – палах (вот откуда произошло слово «поле»!) после примитивного рыхления высеивали яровые. Эта система земледелия известна как огневая.

Глава 2. Религия и обряды

Обряды проводились совместно всеми членами общины – селяне просили богов об урожае, о милости княжьей, о семейном согласии, о рождении детей и т.д.

Особой разновидностью общественных работ являлись так называемые помочи, или толоки. Толокой совершали трудоёмкие работы, которые требовали быстрого исполнения. Особенно были распространены толоки при вывозе навоза на поля. Собираются на толоку с женами и детьми. Каждый двор доставляет лошадь и телегу. Мужчины накладывают на дворе навоз на телеги. Дети везут навоз на поля, сидя верхом на лошади. На поле женщины вилами стаскивают навоз понемногу с телеги, причём лошадь постоянно движется вперёд, так что навоз распределяется небольшими кучками по всему полю.

Хотя толокою выполнялась работа тяжелая и не очень приятная, но между тем толока – праздник для всех участников, в особенности для детей и молодёжи.

Глава 3. Изменения и государственное влияние на общины с X – XVI вв.

Часто на сельские общины нападали половцы. Из-за небольшого количества общин селяне не могли дать отпор, поэтому сёла пустели, крестьян уводили в плен.

Так же междоусобицы князей переходили в войны.

На рубеже Х-ХII веков произошло сплочение племён в государство. Предки русских, украинцев и белорусов на протяжении X – XIII век составляли единую народность, имели общую культуру и язык – древнерусский.

Дальнейшее развитее федеральных отношений привело к переменам в жизни русских сельских общин. Княжеские дружины стали оставаться в своих владениях, заниматься хозяйственными делами. В это время начали изготовлять деньги, но господствовало всё же натуральное хозяйство.

Каждое княжество обладало правом определять «строй земельный», т.е. внутренний порядок жизни, собирать и содержать войско, иметь органы управления, издавать законы, наводить порядок. Сельские общины были подчинены законам князя. Только сильное княжество могло обеспечить себе независимость власти, поэтому князья старались укреплять свои владения. Период феодальной раздробленности стал периодом подъёма экономики и культуры.

Во время возникновения каких-то вопросов князь пользовался советами старшин, собирались собрания «вече», где участвовало всё население, и правом голоса обладал каждый общинец.

Князя поддерживала дружина, которая не только собирала налоги, но и охраняла владения.

В 1236 г. орда хана Батыя обрушилась на Волжскую Булгарию и захватила её. Войско Батыя продвигалось по русской земле, оставляя после себя пожарища. Пали Коломки, Москва Рязань, Суздаль … Жителей городов и сельских общин забирали в плен, по лесам скрывались уцелевшие от погромов люди, подавленные бедой. Ханы подчинили своей власти русских князей.

В низовьях Волги Батый поставил город Сарай, сделал своей столицей. Возникло новое государство, названное Золотой Ордой. На Русь была положена тяжелая дань.

Сельские общины были в это время полностью подчинены ханским сборщикам дани (баскакам), которые обирали население. Сельские общины приходили в упадок.

Иго ордынское продолжалось два столетья.

С развитием ремёсел, в города, в сельские общины поступали металлические изделия. Значительную роль в развитии сельского хозяйства имели монастыри, которые имели льготы и на их земли охотно селились крестьяне. Государственные налоги были не высокие, а помещик предпочитал получать доход от зависимых крестьян в виде оброка, деньгами или продуктами. Положение сельских общин было вполне сносным.

Более того, во многих местах вырастали торжки, ярмарки, расширялась продажа сельскохозяйственными продуктами. Иностранцы отмечали обилие и дешевизну продуктов.

XVI век положил начало трансформации общинной организации. Именно с этого времени начались массовые расхищения волостных земель все более и более умножавшимися помещиками. Создание поместной системы привело к гибели общину-волость в центральных уездах России. Община из волостной организации превращалась собственно в сельскую и замыкалась в своей деятельности границами частнофеодальных владений, а жизнь крестьян-общинников регламентировалась «кодексами» помещиков и вотчинников, о чем можно судить по сохранившимся материалам более позднего времени (XVII-XVIII вв.).

Экономика сельских общин укрепилась до такой степени, что выдержала многократный рост государственных поборов в середине XVI века.

В середине XVI века начал своё правление Иван IV (Грозный). Совершенствовались органы власти, поручения превращались в “приказы”. Местное управление находилось в руках наместников, а в более мелких округах – волостей. Те и другие содержались общинниками “кормились” за их счет. За ними укрепилось название “кормленцев” они осуществляли суд на местах. Населению не нравилась такая власть, доходило до открытых выступлений.

Работая на барина, селяне использовали свой инвентарь, лошадь, приходилось трудиться с утра до ночи. Система “кормлений” была отменена на местах, было указано выбрать губных старост и городовых приказчиков из числа дворян.

Иван IV в 1549 г. созвал первый в истории России Земской собор. Кроме бояр, дворян, духовенства на совет были выборные от посадов и черносотенных крестьян. В 1550г. был составлен новый Судебник, подтвердивший существование Юрьева дня для крестьян. Уход от господина был обставлен уплатой “пожилого” помещику за потерю им рабочих рук. Дворянство получило право суда.

В 1565г. Иван Грозный учредил опричнину – выделил значительную часть государства в особое личное владение. Оставшаяся территория была названа земщиной. Её обложили тяжкими налогами на содержание опричнины.

По указу царя сформировалось опричное войско. Опричники вели себя на родной земле как разнузданная орда. Казни, ссылки стали нормой.

Успешное развитие России в I-ой половине XVI века сменилось в года правления Ивана грозного хозяйственным упадком.

Глава 4. Крепостное право

В начале 80-х годов XVI века был отменён Юрьев день, объявляются запретные годы для ухода крестьян от владельцев. С той поры пришла пословица “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!” В начале 90-го года вводится указ о закрепощение крестьян, т.е. прикреплении их к владельцам и земельным участкам. Это уже было КРЕПОСТНОЕ ПРАВО. Побеги из владений не прекращались. Крестьяне уходили в Поволжье, на Дон, в Казачество, которое жило по своим законам и беглых не возвращало. Назревали серьёзные общественные потрясения, вызванные усилением угнетения крестьянства. ”Чёрные” земли переходили к феодалам. Общины сообща боролись за свои земли, подавали жалобы Московской власти, но успеха не добивались.

Новым делом стало проведение государственного учёта земли. Их описание с указом владельца и размер угодий (писцовые книги). Эти документы служили основанием для обложения сельских общин налогами. Одновременно они закрепляли крестьян за владельцем. Сыск беглых проводился согласно записям в этих книгах. Земской собор созывал на собрания различные слои населения, крепостных крестьян на собор не приглашали.

В 1601 – 1603 гг. страну поразили стихийные бедствия. Три года были неурожаи: то шли нескончаемые дожди, то ударили сильные морозы. Голод стал всеобщим. Люди разбегались, кто куда мог и за беглыми уже не гонялись.

После Смуты Россия находилась в разорённом состоянии. Помимо возрождения покинутых и пострадавших населений в XVII веке наблюдался рост населения в новых местностях. На черноземные земли устремились беглые крестьяне, новые сельские общины создавались в Поволжье, расширилась пашня на русском севере, Урале, Сибири.

Земледелие начало расти за счёт увеличения пахотных угодий. Урожайность росла медленно. В старых областях продолжает распространяться трёхпольный севооборот с навозным удобрением, на окраинах пашню возделывали более простым способом, временно забрасывая свои участки “на отдых”.

XVII столетие знаменательно усовершенствованием сельскохозяйственных орудий.

Сохи под влиянием разных условий и опыта делают различными по форме. Появляется одна из самых лучших разновидностей сохи – косуля, трёхзубая соха была шагом вперёд в технике хлебороба.

Развивалось животноводство, появились новые мясомолочные породы коров – холмогорские и ярославка, новая порода романовских овец. Сельские жители так же занимались огородничеством, садоводством, пчеловодством, рыболовством, охотой.

53 % крестьян проживало во владениях вотчинников и помещиков. 16 % церкви, 9 % двора. Черносошных (государственных) крестьян было не более 21 %, т.е. до 80 % крестьян было в зависимом, крепостном состоянии.

Большую часть среди владельцев земли составляли мелкопоместные дворяне, но были и крупные владельцы. Например, боярин Морозов имел 33 сел в 19 уездах помимо того, что крепостной не имел собственности на землю, на которой “сидел”, его имущество могло быть по суду передано должнику хозяина. Семью крепостных, принадлежащим разным помещикам, могли разделить как имущество. Крепостного можно было продать, обменять на собаку, проиграть в карты. А так как помещики стали чаще заводить собственное хозяйство, они принуждали к труду на барском поле, что называлось барщиной. Крестьянин работал на барина, используя свой инвентарь, лошадь в самые благоприятные погодные условия. Хлеб к тому времени становился товаром. На рынке продавался и помещичий хлеб и крестьянский, а так как барин использовал даровой труд, возникали противоречия. Натуральные основы феодального хозяйства подрываются. Наряду с сельским хозяйством крестьяне начинаются заниматься производством ремесленной продукции: добычей и обработкой железной руды, мыловарением, кочевничеством. Село Иваново производило ткани.

Многие сёла превращаются в центры неземледельного производства. Распространяется производство хлеба на продажу. Но положение сельских общин и их жителей было все же очень тяжёлым. Крепостное право принижало крестьян до положения рабов. Правительственные указы предоставляли помещику право ссылать крестьян в Сибирь, отправлять на каторжные работы. Помещики торговали “живым” товаром. Истязания некоторых помещиков и их приказчиков были безмерны. Например, помещица Салтыкова замучила насмерть 139 человек. В 1762г. отдана под суд. В 1768 году приговорена к пожизненному заключению в тюрьму при монастыре, где и умерла.

Произвол крепостников достиг крайних пределов.

Некоторые помещики покупали за границей сельскохозяйственные машины, но эти новшества, основанные на подневольном труде, приносили мало пользы.

Государственные крестьяне платили подати, терпели поборы и произвол властей, но в сравнении с помещиками свободно распоряжались своим трудом. Сибирские крестьяне, не знавшие крепостничества, имевшие много земли и леса, жили зажиточнее, чище. Сибиряки строили просторные избы, иногда в два этажа, хорошо одевались, пили чай, в те времена доступный не всем. Во времена царствования Петра I на долю народа выпали гигантские трудовые усилия. На все преобразования требовались деньги. Вводились новые поборы с населения. В начале XVIII века существовали должности “прибыльщиков”, которые придумывали с чего бы ещё взять налог или пошлину. Была проведена налоговая реформа. Всё мужское население страны было переписано, а потом проведена проверка правильности переписки – ревизия. После этого сумма, необходимая для содержания войск, была разделена на число душ мужского пола, так возникла подушная подать вместо прежнего подворного обложения. Она была тяжелей повинностей и не освобождала от повинностей барину. Дворяне же освобождались от налогов. Они укрепили свои позиции в качестве земельных собственников и душевладельцев. Указ 1714 года ликвидировал разницу между поместьем и вотчиной. Все владения превратились в наследственную собственность.

Нововведения Петра I в быту (брить бороды, носить одежду европейского типа и т.д.) почти не затрагивали крестьян, не нарушая вековых традиций миллионов людей. Но эти нововведения усиливали разрыв между высшими и низшими слоями общества. Пётр I заботился о хороших манерах дворян, но и не забывал учить “как смирять и унижать” своих “рабов”.

В XVIII веке продолжалось распространение христианства. Иногда крестили волости без всякой подготовки населения.

Тяжёлая доля крепостного крестьянства заставляла их надеяться на “доброго царя”. Вследствие этого крестьяне поверили самозванцу Емельяну Пугачёву и активно шли под его знамёна с топорами, вилами, косами. Восстание охватило сотни селений, пылали помещичьи усадьбы. Но восстание было подавлено, Е. Пугачёв казнён. Крестьянская война потерпела поражение. В начале XIX века в России господствовал сословный слой, самым многочисленным сословием было крестьянство. В общинах развивались кустарные промыслы наряду с земледелием, огородничеством и животноводством. Рост промышленности в городах порождал отток населения из сёл. Общины начали уменьшаться. Подготовка отмены крепостного права начинается с 1857 года, создаются комитеты, разрабатывающие проекты. Крестьяне же были полностью отстранены от дела, касающегося их интересов. 19 февраля 1861 года было подписано “Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости” и Манифест, возвещавший отмену крепостного права. Ввелись сельские и волостные органы правления. Но крестьянская реформа была проведена, прежде всего, в интересах помещиков, так как в отрезки земли, принадлежавшие крестьянам, попали худшие земли, и им приходилось по прежнему платить оброк и барщину помещику за работу на хороших землях.

Глава 5. Община в XVIII – начале XIX вв.

В законах 1861 года община была оформлена как сельское общество.

Крестьянская община являлась экономическим объединением и низшей административной единицей.

Община распределяла землю среди своих членов, устанавливала правила как использовать пастбища и леса. Закон возлагал на общину обязанности по распределению налогов и сохранению порядка.

Сельский сход решал все важные дела, на них избирался сельский староста. Община строилась на сочетании коллективного землевладения и отдельного ведения хозяйства каждым двором. Община землёй владела черезполостно. Каждый двор получал полосы хорошей и плохой земли, ближней и дальней, на пригорке и в низине. Земля распределялась по числу душ мужского пола. Если рождался мальчик, он получал надел, если умирал мужчина, общество отнимало надел. Такие распределения назывались частными переделами. Но число родившихся превышало умерших, поэтому производился общий передел примерно раз в 12 лет. Некоторые же общины вообще не производили переделов, и никто не знал почему, в одной деревне делали передел, в другой – нет, хотя они были соседними. Но и переделы постепенно ушли в прошлое.

Реформа 1861 года, несмотря на тяжесть выкупных платежей и эксплуатацию со стороны помещиков, ускорило переход крестьян от застойного натурально-потребительского хозяйства к товарно-рыночному.

Одной из функций общины была развёрстка податей и повинностей между дворохозяйствами. В случае недоимок с отдельного двора, за него должна была платить вся община. Но община обычно, старалась не доводить до этого и использовала ряд средств воздействия на недоимщиков: могла продать часть зерна с полос недоимщика, продать часть имущества, послать на заработки в город и даже отдать в рекруты.

Высшим органом крестьянского самоуправления на уровне деревенской общины являлся сход дворохозяев. Решения о мерах против недоимщиков принимались исключительно на общих сходах.

Мир выносил решения по мелким судебным делам, не передавая дела в волостной суд. Приговор нередко тут же и приводился в исполнение: «Парень набедокурил, уличён в мелкой краже – его свяжут, приведут и выпорют».

Выборными органами общинного самоуправления были волостной старшина, староста и деревенский старшина.

Деревенский старшина не являлся официальным лицом и исполнял функции связанные с общей хозяйственной и духовной жизнью общины.

Староста был официальным лицом, избирался на общем сходе сельского общества, куда входили несколько деревенских общин, здесь же ему назначалось определённое годовое жалованье. На сельских старост, в своих действиях опирался волостной старшина, они выполняли все его поручения.

Примечательна речь одного из вновь избранного в 1872 году волостного старшины перед сельскими старостами: «Достопочтенные старосты сельских обществ! Видя единодушное желание волости иметь меня старшиною и зная её незавидное положение, я принял должность и священную присягу исполнять предстоящие мне обязанности согласно своему долгу; но я не надеюсь и не буду в состоянии исполнить своего долга без вашего содействия. Каждый из вас избран своим обществом, как я избран волостью… Так будем же, насколько хватит у нас сил и умения, исполнять свои обязанности – заботиться об общей пользе, прекращать споры и тяжбы, искоренять разврат и пьянство, заботиться, чтобы все в точности исполняли лежащие на обществах денежные и натуральные повинности, приводить в исправность дороги, внушать крестьянам чтобы заботились бы о хорошем воспитании своих детей, любили бы Бога, своего Государя и начальство, которые особенно пекутся о всех нас и жалуют, чтобы все мы были счастливы и благополучны».

В мае 1905 года образуется Всероссийский Крестьянский Союз, съезд Союза высказался за отмену частной собственности на землю, и передачу её в общую собственность народа.

К 1 января 1916 г. из общин вышла около 2,5 млн. крестьян с 17 млн. десятин земли, что составило всего 26% от общинных дворов и 15 % общинного землевладения. Продавшие землю крестьяне разорялись, а кулакам не хватало средств на организацию хозяйства на новых хуторах.

Столыпинская реформа возбудила недовольство в деревне, усугубило противоречия между старым укладом и новым способом ведения хозяйства, между бедными и богатыми общинниками и хуторянами.

В межреволюционный период приходят к мировым судьям, избираемым уездными земскими собраниями. Было введено земское самоуправление.

Но все вопросы, оставшиеся после 1905-1907гг. в отношении земли, крестьянства, общин и в целом аграрный вопрос, остались нерешёнными, а начало мировой войны усугубило их неразрешённость. Из общин забирали мужчин, угодья сокращались, общины беднели. Участие в войне стоило России 2 млн. человек, ещё 5 млн. было ранено или попало в плен. Вызванный войной кризис охватил все сферы жизни российского общества и тяжело лёг на плечи русских сельских общин. Обязательной в общественном мнении общины была общая трудовая помощь в пользу пострадавших: погорельцев, тех, у кого не уродился хлеб, заболевших и др. В тяжелые годы первой мировой войны многие общины принимали решение о «круговой поруке рабочими руками и предметами сельского хозяйства при обработке и засеве полей».

Всё это привело к крушению империи и установлению нового режима.

Таким образом, русская сельская община просуществовала на Руси тысячу лет, до XX века.

2. “Большая школьная энциклопедия” – Москва “Омега-Пресс” 2002 г.

3. “История России (XI – XX вв.)” – под редакцией доктора исторических наук А.Ю. Дворниченко – Москва “Гардарики” 2003 г.

4. “Живица” – В. Пелихов – Москва “Молодая гвардия” 1989 г.

5. В.И. Ленин Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11, с. 282-83.

7. Н. Верт «История советского государства» Москва «Прогресс» 1992 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *