какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке

Церковь и государство в xvii веке

Церковь и государство в xvii веке — история России

какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке. картинка какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке. какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке фото. какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке видео. какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке.

В XV веке переход метрополии в русские руки окончательно закрепил подчинение церкви государственным властям. Церковь не представляла собой единую силу. В XVI веке церковь составила с государством один мир «закованный в сакральный быт» – это было подлинной трагедией Русского православия. Церковная власть постоянно ослабевала

Православная церковь в XVII столетии имела огромное значение в жизни страны. Конечно, среди церковнослужителей были разные люди. Одни твердо следовали христианским заповедям, несли веру и нравственные начала в широкие массы народа, другие предавались мирским слабостям и не могли служить добрым примером. Разом почти в один год были положены основы Русского государства и Русской церкви

Взаимоотношения между церковной и советской властью усложнилось. В Русском обществе росло недовольство церковью. В каждой местности стали свои традиции, порядки, культура. Проведение богослужения расходились с греческими чинами. (Одни из первых митрополитов были греки, они были образованней и мудрей, и этим приобретали не только духовный авторитет но и государственный).

В конце 40-х годов XVII в. в Москве сложился кружок ревнителей древнего благочестия. В него вошли видные деятели церкви: царский духовник Стефан Вонифатьев, будущие враги Никон и Аввакум, Иоанн настоятель московского Казанского собора, царский постельничий Федор Ртищев и др.

Их возмущали нравы духовенства: невежество, пьянство, разврат. Ревнители возмущались сокращением церковных служб и введение одновременного чтения нескольких частей церковной службы.

Особенно огорчало разночтение в богослужебных книгах, накопившихся из-за ошибок монахов-переписчиков и различии в исполнении религиозных обрядов.

Никон родился в 1605 г. около Нижнего Новгорода, в семье крестьянина Мины. При крещении был назван Никитой. Отличался высоким ростом и богатырским телосложением. Мальчишкой сбежал от злой мачехи в Макарьевский Желтоводский монастырь (под Костромой).

Затем стал священником, обзавёлся семьёй и 10 лет прожил мирно и счастливо. Но в одночасье все его сыновья умерли. Горе потрясло Никиту и его жену, в смерти детей они увидели знамение Божье, призыв уйти из «мира».

Уговорив жену постричься, Никита отправляется на Соловки, где на 31 году жизни постригается в монахи под именем Никона. Вскоре Никон становится игуменом.

В 1646 г. Никон прибывает в Москву по делам монастыря, где очаровывает царя Алексея Михайловича. Царь любил благочестивых и ревностный в вере людей. Между царем и Никоном сложились дружеские отношения.

После чего карьера Никона стала стремительно расти вверх. Религиозный и политический деятель избирается патриархом и приобретает большое влияние на царя.

Активно проводит реформу и становится ближайшим советником в государственных делах.

Церковная реформа Никона

Одним из важнейших итогов царствования Алексея Михайловича стала церковная реформа, проводившаяся в 50-60 г. XVII века. Целью реформы было духовное сближение с другими православными народами и, прежде всего с греками. Возникают противоречия между церковью и государством.

Власти стремились поставить под свой контроль хозяйственную деятельность церкви, ограничить рост монастырского землевладения, судебный и фискальный иммунитет монастырей и «белого» духовенства.

Церковные иерархи сопротивлялись, особенно, после того как главой церкви стал патриарх Никон, отстаивавший принцип «симфонии властей».

Постепенно стала изменяться социально-экономическая и политическая жизнь страны, в том числе это затронуло и церковь. Реформа началась с преобразования и унификации богослужебных книг. Острота этого вопроса встала после воссоединения Украины и России связи с различиями обрядов православных церквей.

Часть церковных деятелей и правительство считало, что за образец нужно взять греческие книги. Другая часть деятелей (ревнители благочестия) настаивали на исправлении книг по древнерусским образцам.

Изначально в круг «ревнителей благочестия» наряду с протопопом Аввакумом Петровичем и Степаном Ванифатьевичем входил и митрополит Никон, но став патриархом Никон изменил свои убеждения..

Патриарх решил заменить те старинные церковные обряды которые не совпадали с греческими: во время крестного хода двигаться не по солнцу, а против него; петь аллилуйя после молитвы не 2, а 3 раза; заменить земные поклоны поясными; креститься не двумя, а тремя перстами, вместо традиционного Иисус имя стало писаться Исус, и привести иконы и богослужебные книги в полное соответствие с греческими. Были и другие нововведения. Темпераментная и страстная натура не позволила Никону совершить церковную реформу безболезненно для русского религиозного сознания.

Суть реформы укрепить нравственные устои, порядок и дисциплин духовенства. Реформа не посягалась на суть вероучения, а касалась только обрядов.

Таким образом, конфликт светской и духовной власти в России завершили тем, что удалось сохранить церковную внутреннюю самостоятельность, земельные владения, а так же усилилась зависимость церкви от государства.

Наиболее последовательными противниками Никона стали некоторые из его прежних друзей-ревнителей древнего благочестия, воспринявших реформу как катастрофу, погибель всей веры христианской.

Как потом писал его непримиримый враг Аввакум: «зима хочет быте, сердце озябло, и ноги задрожали».

Приверженцы старых обрядов, тысячи старообрядцев выступали против реформы Никона и были за возврат к дореформенным порядкам.

Во второй половине XVII в. церковный раскол привёл к появлению старообрядчества, так как сторонники старой церкви не принимали никонианского духовенства. Люди массами покидали поселения, деревни и уходили на Север, Урал, Сибирь, за волгу и там образовывали раскольничьи общины.

Движение старообрядцев в России стало одной из форм массового социального протеста против крепостничества. Старообрядцы были привержены старине и осуждали все новое. В 1654 и 1656 гг. состоялись церковные соборы.

Патриарх при поддержке царя и большинства духовенства добился одобрений своих действий. Его противники были обвинены в расколе, отлучены от церкви и были сосланы. Так Аввакум оказался в Сибири. Тяжел был путь в ссылку.

Умирали дети, да и сам протопоп с женой был ни раз на краю гибели. Но страдания не сломили их упорства и фанатичной веры.

Раскольники были убеждены, что с падением Никона «старая вера» восторжествует, но их надежды не оправдались. Алексей Михайлович сам взялся за борьбу с расколом.. Церковный собор 1666-1667гг.

окончательно проклял старую веру и принудил городские власти действовать по отношению к её сторонникам в соответствии с Уложением 1649г. согласно которому всякий, «кто возложит хулу на господа Бога» подлежал сожжению на костре.

Началось жестокое преследование старообрядцев.

В1664г. после того как произошел разрыв, между царём и Никоном, Аввакума вернули в Москву. Он яро противился поддерживать нововведения, и опять ссылка, но на сей раз в Мезень. В1666г. протопопа привезли в Москву, где был расстрижен и проклят церковным собором.

В ответ Аввакум не стесняясь двух вселенских патриархов сам предал проклятию церковный собор. Он был снова сослан со своими единомышленниками в Пустозерск. Даже там сидя 14 лет в «земляной тюрьме» он продолжал проклинать Никона и царя. Аввакум писал, что видит как в аду «кушают черви великого государя».

Бедной, бедной безумной царишко! Что ты над собою сделал?

В 1682 г. по указу царя Федора Алексеевича узники Пустозерска были заживо сожжены «за великие на царский дом хулы».

Постепенно пыл Никона стал остывать. Добившись титула великого государя, святейший патриарх явно переоценил свои силы. Чрезмерное самовластие, интриги стали тяготить Алексей Михайловича. Конфликт произошёл в 1658 г. когда царь не пригласил Никона на церемонию встречи грузинского царевича.

К тому же при выходе из церкви окольничий ударил палкой патриарха. Никон потребовал наказать виновного, но Алексей Михайлович не сделал этого. Оскорбленный Никон демонстративно покинул столицу, сославшись что, не хочет быть патриархом в Москве, а останется им на Руси.

И уехал в Воскресенский Новоерусалимский монастырь, строившийся по его же проекту.

Москва осталась без патриарха. Однако, когда Никона потребовали сложить патриаршие полномочия, чтобы можно было избрать новую главу Русской церкви, он заявил что отказывается быть патриархом лишь «на Москве». Началось долгое «дело» Никона. Сместить патриарха не мог не только царь, но и церковный собор. Принять такое решение можно было в санкции вселенских патриархов. В 1666г.

состоялся такой собор, где Никон был официально лишен патриаршего сана: «…именоваться ему простым монахом Никоном, а не патриархом Московским…». Собор также не обошел вниманием вопрос об отношении между церковью и государством.

Соборный приговор постановил, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх- в церковных, дабы сохранилась целостность и непоколебимость церковного учреждения.

После суда Никон был заключен в монастырскую тюрьму. Содержали его сурово. Перед смертью царь завещал просить прощения Никона. Но Никон заявил « Если Государь на земле перед смертью не успел получить прощения, то мы с ним будем судиться во второе пришествие Господне.

По заповеди Христовой я его прощаю, и Бог его простит. А на письме прощения не дам…». 17 августа 1681г Никон умер. Царь Фёдор, сын Алексея Михайловича, провожал гроб и просил поминать усопшего патриархом. В 1682г.

вселенские патриархи включили Никона в поминовение как патриарха.

Русская православная церковь и государство в 17 веке

Глава III. Политика государства в отношении церкви в середине и второй половине XVII века

История российской государственности неразрывно связана с историей Русской Православной Церкви. XVII столетие по праву занимает особое место в истории России. В этот период наступают переломные моменты и в управлении страной и в управлении церковью. Именно в этот «бунташный» век, под нажимом восстаний и ростом самосознания народа происходит принятие документа, регламентировавшего все стороны жизни, включая управление церковью — Соборного Уложения

Во-первых, по Соборному уложению 1649 г. были конфискованы городские владения духовных феодалов, так называемые белые слободы, торгово-ремесленные слободы и дворы на посадах52. Таких владений было не менее 3620 дворов, что составляло 80% всех городских владений крупных духовных вотчинников.

Церковь и государство в XVII веке

какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке. картинка какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке. какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке фото. какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке видео. какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке.

Превращение церкви из орудия господства феодалов в орудие господства дворянского государства получило свое завершение в XVII в., когда после смуты дворянство окончательно захватило руководящее положение в Московском государстве и преобразовало его сообразно со своими интересами.

Эта перемена коснулась и церкви. Нет ничего более ошибочного, чем взгляд, будто так называемый патриарший период в истории русской церкви, совпадающий с XVII в., был эпохой особого могущества и независимости церкви как таковой.

Напротив, приобретя новый, более ослепительный, чем раньше, внешний блеск, церковь в области управления и даже культа превратилась, в сущности, в один из московских приказов; если в удельную эпоху князья церкви были действительно владетельными князьями, то теперь даже сам патриарх вынужден был считаться с директивами и постоянным контролем со стороны царя и боярской думы.

Это глубокое изменение в положении церкви имело под собою, конечно, соответствующее экономическое основание. Правда, абсолютные размеры церковных вотчин и численность церковных людей были и в XVII в. весьма внушительны: по приблизительному и скорее преуменьшенному, чем преувеличенному, расчету, патриарху, митрополитам и епископам принадлежало в конце XVII в.

около 37 000 дворов, в которых числилось около 440 000 душ тяглого населения обоего пола, и, кроме того, значительные земли с значительным количеством населения числились за монастырями, не /114/ входившими в число специально патриарших и епископских монастырей.

Но все же эта хозяйственная база в сравнении с хозяйственной базой дворянского государства представляется значительно более узкой.

В то время как поместная система продвинулась на восток к Волге и за Волгу, на юг за Оку и на запад к Днепру, а также захватила частью и север, в то время как росли торгово-промышленные города и слободы, непосредственно эксплоатировавшиеся дворянским государством, церковное и монастырское землевладение возрастало очень медленно, скованное ограничениями XVI в.

Значительно возросли лишь патриаршие вотчины в первой половине XVII в., но и то вследствие того случайного обстоятельства, что патриарх Филарет, отец царя Михаила, был фактическим царем и не попал формально на царский престол только потому, что его во время Смуты Борис Годунов насильно постриг в монахи.

Обрисованное соотношение сил между церковными и дворянскими мирами еще лучше иллюстрируется статистическими данными: если считать численность церковных людей максимально в 1000000 душ, то эта цифра будет составлять лишь около 8% к общей численности населения, достигавшей в XVII в., по Милюкову, 12—13 млн. Вполне естественно, что церковь в дворянском государстве не могла занять командующего положения и вынуждена была делиться с дворянством властью даже в своей собственной области.

Дворянство ревниво следило за церковным хозяйством и продолжало принимать свои меры против его роста. Не довольствуясь теми ограничениями, какие были введены при Грозном, московское правительство провело на соборе 1580 г.

постановление, согласно которому запрещалось давать монастырям вотчины на помин души и предписывалось вместо этого делать денежные вклады, а также вообще запрещалось церковным лицам и учреждениям покупать и брать в залог земли. Смута парализовала действие этого правила; но в 1649 г.

при составлении Уложения оно было восстановлено, расширено и введено в жизнь уже не в виде специфически церковного постановления, а в качестве общегосударственного закона. Именно Соборное Уложение постановило (гл. XVII, ст.

42): «Патриарху и митрополитом и архиепископом и епископом, и в монастыри ни у кого родовых, и выслуженных и купленных вотчин не покупали, и в заклад не имати, и за собою не держати, и по душам /115/ в вечный поминок не имати никоторыми делы; и в поместном приказе за патриархом и за митрополиты, и архиепископы, и епископы, и за монастыри таких вотчин не записывати; а вотчинником никому вотчин в монастыри не давати; а кто и напишет вотчину в монастырь в духовной, и тех вотчин в монастыри по духовным не давати, а дати в монастырь родителем (родственникам) их деньги, чего та вотчина стоит или что умерший вотчине цену напишет в духовной; а буде кто с сего уложения вотчину всю родовую или выслуженную, или купленную продаст или заложит, или по душе отдаст патриарху, или митрополиту, или архиепископу, или епископу, или в которой монастырь, и ту вотчину взяти на государя безденежно и отдать в раздачу челобитчиком, кто о той вотчине государю учнет бить челом». Мало этого, то же самое Соборное Уложение произвело даже частичную, но принципиально важную экспроприацию, переписав «за государя в тягло и в службы бездетно (бессрочно) и бесповоротно» целый ряд городских слобод, принадлежавших боярам, патриарху, епископам и монастырям; правда, при этой экспроприации пострадали также и бояре, но львиная доля отобранных слобод принадлежала церкви. Наконец, Уложение завершило процесс уничтожения церковной юрисдикции по отношению к церковным людям по гражданским и уголовным делам. До 1649 г. этот процесс выражался в издании так называемых тарханных, или несудимых, грамот, дававшихся по адресу отдельных монастырей и переводивших их людей по всем недуховным делам в сферу подсудности приказа Большого дворца. Соборное Уложение установило в качестве общей меры для всех клириков, не только монастырских, но и всех прочих, одинаковую подсудность со всеми остальными людьми по всем недуховным делам. Эти меры помимо их юридического значения наносили также церкви немалый материальный ущерб, лишая ее постоянных и крупных доходов в виде судебных пошлин; они не остались пустым звуком, но были подкреплены на следующий год учреждением особого монастырского приказа, который был составлен исключительно из светских людей, думных дворян и дьяков и должен был давать суд по всяким гражданским делам на всех иерархов, монастырских властей, священников, церковный причт и на всех вообще церковных людей и крестьян, за исключением патриарших; по уголовным делам все церковные люди, /116/ не исключая и патриарших, были объявлены подсудными сыскному и разбойному приказам и воеводам. Неудивительно, что патриарх Никон называл Уложение 1649 г. «бесовским». Не только он, но и прочие иерархи и монастыри повели против мер Уложения жестокую борьбу, но добились только одной уступки по судебной линии: постановлением собора 1667 г. клирики в собственном смысле, священники, монахи и епископы, были освобождены от юрисдикции светских учреждений даже по уголовным делам, а затем и монастырский приказ был упразднен. Но через полвека и эта уступка была отобрана Петром уже без всяких затруднений и прекословия.

Эта борьба за юрисдикцию была, повторяем, борьбою прежде всего за доходы, а не за власть, ибо фактическое отправление судебных функций в патриаршей и епископских куриях находилось в руках светских чиновников, контролировавшихся царским правительством. Как мы сейчас увидим, все церковное управление, церковные власти, начиная с патриарха, подчинялись царю.

Это признавали и церковные иерархи, одни сочувственно, как некий инок Авраамии, писавший царю Алексею, что «вся тягота церковная ныне на твоей вые висит, а на властей ныне ни на которых нечего смотреть, времени служат», другие с досадою, как Никон, писавший константинопольскому патриарху Дионисию: «Ныне бывает вся царским хотением: егда повелит царь быти собору, тогда бывает, и кого велит избирати и поставити архиереем, избирают и поставляют, и кого велит судити и обсуждати, и они судят и обсуждают и отлучают». Эта характеристика Никона вполне соответствовала действительному положению вещей. Все церковные соборы XVI и XVII вв. созывались царскими указами, члены их приглашались лично царскими грамотами, порядок дня определялся царем, и самые проекты докладов и постановлений составлялись заранее предсоборными комиссиями, состоявшими обычно из бояр и думных дворян. На заседаниях соборов всегда присутствовал или царь, или его уполномоченный боярин, который зорко следил за точным выполнением предначертанной программы. Таким образом, как должен был признать даже церковный историк Н. Ф. Каптерев, «церковные соборы XVI и XVII столетий не были какими-либо самостоятельными, автономными церковными учреждениями… которые имели бы право свободно и самостоятельно постановлять /117/ свои решения… (они) были только простыми совещательными учреждениями при особе государя, они были только органами царского законодательства по делам церковным». Если таково было положение соборов, которые по каноническим правилам являются органами верховной власти в церкви, то нечего удивляться, что патриарх и епископы были, по существу, простыми царскими чиновниками. Инициатива учреждения патриаршества исходила от царя. Первый патриарх Иов был предложен на кафедру царем. Собор для приличия предложил царю кроме Иова двух других кандидатов, но царь утвердил Иова. Все следующие патриархи также были «избраны» соборами по указанию царя. Царь принимал решение о кандидате, конечно, не один, но по соглашению со своим «преизящным синклитом», т. е. с боярской думой, и соборы считали такой порядок само собою понятным и разумеющимся. Таким же порядком «избирались» на соборах епископы, и уже попросту назначались царем игумены и даже протопопы. Мало этого, «избранные» таким образом иерархи должны были управлять при помощи назначенных царем чиновников. Патриаршее управление слагалось из трех приказов: дворового, казенного и судного. Епархиальные епископы имели также нечто вроде дворцового приказа и держали специальных судных бояр. Начальники этих приказов и судные бояре сначала, согласно постановлению Стоглава, назначались и увольнялись архиереями, но с ведома и согласия царя, который в случае отсутствия у архиерея подходящих кандидатов мог назначать своих кандидатов; но с 1610—1613 гг. было установлено, что патриаршие и епископские бояре, дворецкие и дьяки прямо «даются от государя». Не следует думать, что царское вмешательство в церковное управление имело место только по административным, финансовым и судебным делам. Нет, царь издавал распоряжения также о соблюдении постов, о1б обязанности говения, о служении молебнов, о порядке в церквах, о «житии монахов, приличном иноческому обещанию», и нередко адресовал такие указы не архиереям, а своим воеводам, которые должны были следить за их выполнением и наказывать ослушников «без всякия пощады».

Таким образом, главенство в церкви во всех отношениях фактически принадлежало царю, а не патриарху. Это положение дела в церковных кругах не только не считалось ненормальным, но даже признавалось официально /118/ соборами как бесспорный и даже богоустановленный порядок.

В официальном приветствии царю Федору Ивановичу по случаю его венчания на царство (в 1584 г.) митрополит, повторяя теорию Иосифа Волоцкого, говорил: «Вас (царей) господь бог в себе место избра на земли и на свой престол вознес». В XVII в. теория наместничества кажется уже недостаточной, и царь прямо провозглашается богом.

Клирики в челобитных пишут, что цари «воистину по бозе бози», и прибегают к царю, «яко богу». Собор 1660 г.

, не обинуясь, признал, что земной бог имеет над церковью равные права с небесным богом — «ему же (царю) свою церковь господь преда», — и санкционировал права царя, создавшиеся по традиции, «созывати освященный собор», «о благочинии церковном тщатися» и «о православныя церкви благостроения попечение творити».

Это «тщание» и «попечение» о церковном благочинии и благостроении получило формальное выражение в Соборном Уложении, которое начинается главой о богохульниках и церковных мятежниках.

Богохульников царь обязуется «сыскивать» и «казнити зьжечь»; «мятежники», которые во время богослужения позволят себе «говорити непристойные речи» патриарху или митрополиту, или архиепископу и т. д., до «священнического чина» включительно, предаются «торговой казни», а челобитчики, подающие в церкви челобитные царю, патриарху или другим властям, аудиенции у которых обычно было очень трудно добиться, наказываются тюремным заключением. «Меч материальный» ограждал клириков, а кстати, и самого главу церкви, не только от «мятежных» и еретических выступлений, но даже и от лишнего беспокойства.

Церковь и государство в XVII веке Причины

какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке. картинка какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке. какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке фото. какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке видео. какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке.

Церковь и государство в XVII веке

Причины церковной реформы q. Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов; q. Русские церковные обряды отличались от греческих; q. Распространение книгопечатания позволяло установить единообразие текстов.

Два пути исправления церковных книг • По греческим подлинникам • По древнерусским книгам Сторонник: патриарх Никон Сторонник: протопоп Аввакум Причина: стремление сделать Москву центром мирового Причина: со времени православия требовало введения на Руси сближения с греческим православия в православием греческой церкви были реформы, были отличия от византийских и древнерусских образцов

В. О. Ключевский о патриархе Никоне Из русских людей XVII века я не знаю человека крупнее и своеобразнее Никона. Это – довольно сложный характер. В спокойное время, в ежедневном обиходе от был тяжел, капризен, вспыльчив и властолюбив, больше всего самолюбив… За ожесточение в борьбе его считали злым, но его тяготила вражда и он легко прощал врагам. Благотворительность, помощь слабому или больному ближнему была для него не столько долгом пастырского служения, сколько безотчетным влечением доброй природы. Он хотел и умел делать то, за что не умел взяться никто. В заточении он принялся лечить больных и послал царю список излеченных…

Содержание реформы: До реформы После реформы • Крещение двумя перстами • • Земные поклоны • • Двукратное пение • «Алилуйя» • Движение верующих • мимо алтаря по солнцу • Имя Христа — Исус • Крещение тремя перстами Поясные поклоны Троекратное пение «Алилуйя» Движение верующих мимо алтаря против солнца Имя Христа — Иисус

Реакция на реформу: Раскол церкви на старообрядческую: господствующую и «старообрядцы» – противники Никона, отказавшиеся признавать проведенные реформы. На церковных соборах 1654 г. и 1656 г. обвинены в расколе, отлучены от церкви и сосланы. Прокляты церковным собором 1666 – 1667 гг. Жестоко преследовались и церковью, и правительством. Скрывались в труднодоступных лесах Севера, Заволжья, Урала, создавали скиты, продолжая придерживаться старых обрядов. Частыми были случаи самосожжения. Лидер – протопоп Аввакум.

Сожжение протопопа Аввакума и других раскольников

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

… Рождение же мое в нижегороцких пределех, за Кудмою рекою, в селе Григорове. Отец ми бысть священник Петр, мата – Мария, инока Марфа. … А егда в попах был, тогда имел у себя детей духовных много, — по се время сот с пять или с шесть будет. Не почивая, аз грешный, прилежа во церквах, и в домех, и на рпспутиях, по градом и селам… Сволокся к Москве. И тут пожил немного, — только осмь недель: дьявол научил попов, и мужиков, и баб, — и пришли к патриархову приказу, где я дела духовныя делал, и, вытаща меня из приказа собранием, — были с рычагами. Грех ради моих, замертва убили и бросили под избной угол. Воевода с пушкарями прибежали и, ухватив меня, на лошеди умчали в мое дворишко. Духовнику Стефану показался, и он на меня учинился печален: на што –де церковь соборную покинул? …Меня взяли… на патриархове дворе на чепь посадили ночью. Егда ж рассветало в день недельный, посадили меня на телегу, и ростянули руки, и везли от патриархова двора до Андроньева монастыря и тут на чепи кинули в темную полатку, и сидел три дни, ни ел, ни пил… …Таже послали меня в Сибирь с женою и детьми. Протопопица младенца родила, больную в телеге и повезли до Тобольска; три тысящи верст недель с тринадцать волокли телегами и водою и саньми половину пути.

Восстание в Соловецком монастыре 1668 – 1676 гг. Монахи не приняли реформы Никона. Монастырь выдерживал осаду царских войск 8 лет. Последние два года монастырь штурмовали ежедневно. Монастырь пал только после того, как один из монаховперебежчиков показал потайной ход. Монахов пытали и казнили, обитель была разграблена.

Социальный состав раскольников: • Духовенство • Посадские люди и купечество (причина – недовольство ликвидацией «белых слобод» ) • Крестьяне (недовольство закрепощением) • Представители знати (боярыня Морозова, княгиня Урусова)

Суриков Боярыня Морозова

«Священство» и «царство» • Патриарх Филарет (отец Михаила Романова) – сильное влияние церкви на власть. • Патриарх Никон, попытка восстановить этот порядок. • Священство выше царства, поскольку представляет Бога, а светская власть – от Бога • Разрыв царя Алексея Михайловича с Никоном в 1658 г. • 1666 – 1667 г. – собор с участием патриарха александрийского и патриарха антиохийского, лишение Никона патриаршего сана. • Никон заключен в монастырскую тюрьму, умер в 1681 г.

Итоги и значение раскола: • Деление церкви на господствующую и старообрядческую ослабило церковь • Вопрос о приоритете церкви и государства решен в пользу государства: при Петре I патриаршество было ликвидировано, церковь подчинена государству; • Снизилось политическое и идеологическое значение церкви.

Церковь и государство в 17 веке

какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке. картинка какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке. какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке фото. какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке видео. какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке.

Положение церкви потихоньку меняется во всех смыслах. Смута подорвала многие устои, в том числе и религиозные. Укрепление только с начала 70х гг. с возвращением в Москву патриарха Филарета. Ему нужно решить много вопросов.

Первый – о книжной справе, вопрос богослужебный. Был в плену и католичество ему не нравилось, главное – отвоевать Смоленск. Также важно получить ряд привилегий для церкви – этого достиг, а вот с чисто церковными вопросами тяжело.

Современник пишут, что был мстителен, взрывной характер, в богословии разбирался средненько.

Основной уровень религиозного сознания — народный, там пляшут от обряда. В 70егг появляется движение «капитоновщина» — Капитон проповедовал скорый конец света и приход в мир антихриста.

В то же время появляются «хлысты» — секта. Распространение получает многогласие – для ускорения службы в церкви читали сразу несколько текстов. Верующие тихо прифигевали.

Целый ряд церковников считает, что это причина падения авторитета церкви.

В Москве возник кружок ревнителей благочестия, видный член кружка – Иван Неронов. Ещё крут дьякон Благовещенского собора Фёдор, также Фёдор Ртищев. Патриарх Никон окажется здесь же.

Протопоп Аввакум приезжает в Москву, Даниил из Костромы, Лазарь из Романова.

В принципе они все единомышленники, церковная программа: упорядочить основы православия для широкого круга верующих, за что они ратуют, единогласие, единая литургия, церковная проповедь.

Особую роль сыграет патриарх Никон в реформе церкви. Его путь наверх – переплетение случайностей и закономерностей. Авторитет церкви нужно повышать, став патриархом решает сделать это кардинально – через указы, приказы и требования. В 1653 г.

Никон издаёт указ о том, что во время молитвы вместо 16 поклонов до земли класть 4 поясных, а персты нужно складывать как три перста вместо двух. Документ назывался «Память».

Почему начался раскол? СВ мыслит канонами, их нарушение – отход от православия вообще.

К этому времени троеперстие было в греческой церкви, малороссии, белороссии. Мы на пороге войны с Речью Посполитой.

Как объединиться со славянскими братьями на Украине? Восточная церковь знает Студийский и Иерусалимский устав, Русь при принятии христианства приняла сначала Студийский, но в самой Византии вскоре утвердили Иерусалимский – а у нас Орда и пр беспредел, следить не можем. Обрядовая реформа у нас не завершилась.

НО когда царьградский обком взял и турки, то жить по старым обрядам стало ещё сложнее – к 17 веку созрело. Вопросы чисто догматического характера, решить их можно только выяснив, по каким книгам править. Аввакум настаивал на древнерусских, а Никон как грекофил – на новых греческих. Вот это основа раскола.

Славинецкий и другие, прибывшие из белороссии, начинают правку по греческим книгам. По уму прав Аввакум, наши книги древнее и значит правильнее. Реформа Никона не принимается, свою правоту недовольные отстаивают.

В 1654 г Никон заставляет изъять из домов «иконы фряжского письма» — в основном прибывшие из-за рубежа, лично Никон разбивал их о каменный пол, все были в ужасе.

Алексей Михайлович просит лично собранные иконы собрать и культурно захоронить как живых людей – такое отношение тогда было нормальным как к живому человеку.

Отношения среди верующих стало напряжённым. Собор 1656 г принял решение : исключить из партии, т.е. отлучить от церкви всех, кто крестится двумя перстами. Никон решает издать «новые служебники» — в правке опираются на венецианское издание 1602 г, разночтений понятное дело множество.

Провести полную сверку было невозможно, Славинецкий и подельники переводили сначала с печатного греческого текста, потом кое-как сопостваляли с древнегреческими и древнерусскими рукописями. Итог: с каждым новым служебником разночтения не уменьшаются, а увеличиваются.

У части общества отношение к этим книгам резко негативное, они потом уйдут в раскол.

Никон в реформе своей опирается на Алексея Михайловича. Симфония властей. Царь понимает ответственность перед единоверцами под игом Османской империи.

Как бы под власть Третьего Рима перевести всех остальных, когда у самих такие богослужебные промахи? Примерно до 1656 г Никон и царь действуют согласовано, хотя Алексей Михайлович уже замечает за патриархом желание подчеркнуть важность духовной власти: строительство Новоиерусалимского монастыря. Вроде Москва не третий Рим, а второй Иерусалим – совсем иные звучания. Идея такой вселенской церкви во главе с русским патриархом.

Роковая ссора 1656г – боярин ударил патриаршего стряпчего. Подрались служебные люди- ничего особенного. Никон потребовал разбирательств и извинений, а царь не предпринял вообще ничего.

Обиженный Никон объявил о том, что оставляет пост патриарха – ждал, что царь будет просить прощения. Тогда уехал в свой монастырь. Освободить от сана его нельзя, так и обязанностей не исполняет.

Дело патриарха будет тянуться о собора 1666-67 гг.

Никон занимается активной литературной деятельностью. Церковная власть выше светской и всё такое. И вот эта-то позиция его и сгубила. В Москву приедут два восточных патриарха и лишат Никона сана, лишат его сана и отправят в ссылку в Ферапонтов монастырь.

В 1681 г ему разрешили вернуться в Новый Иерусалим – умер по дороге, туда привезли трупик для похорон. Собор 66-67гг осудил не только Никона, но и тех, кто его реформы не принял. Вот это вот официальный раскол церкви. По сути ещё с 1653г, но тут закрепили.

В расколе сплелись воедино обряд идеи, религиозное и социальное. Раскололось общество, ушло от ¼ до 1/3 населения. Назвали их старообрядцами, социально сильно разные – от боярства до казаков и простых крестьян. Идеологом раскола стал Аввакум Петров, он же Аббакум.

С 1653г начались его скитания по Сибири, прошёл тяжёлый путь, потом его предадут анафеме и сошлют в Пустозёрск, сидеть там будет в земляной тюрьме до 1682г, пока его вместе с соратниками в этой землянке не сожгли заживо. Виднейшая соратница – боярыня Морозова. Картина Сурикова на редкость исторична.

Своим поведением она царя достала: не явилась на вторую свадьбу царя, что стало последней каплей.

Многие старообрядцы выбирали в итоге «огненное крещение» — сожжение. Идеология: Москва- Третий Рим, повесть о белом клобуке и пр.

А Никон уничтожил праведный Третий Рим- значит антихрист вот-вот нагрянет, может быть Никон он и есть. Постоянно ждали конца света, объявляли его постоянно. Нужно уйти из мира так, чтобы иметь возможность спастись.

Только сторонники старой веры уйдя в изоляцию от прочих смогут это сделать. Важно учение о незыблемости обрядов.

Аввакум – сочетание традиции и новации. Ибо написал первую автобиографию. Идеи старые, форма – новая.

К началу 18 века церковь вступает в непростой для себя период развития: авторитет растеряла и не смогла восполнить, православный изоляционизм не шибко конструктивен для русской культуры.

Петровская эпоха

Куда эту эпоху отнести и как оценить – не понятно до сих пор. Ныне вроде ясно, что в целом культура 18 века носит переходный характер.

Вопрос о периодизации: раньше было принято делить на периоды, в 1970е гг Краснобаев предложил свою версию: считал, что период начинается в последнее десятилетие 17 века и заканчивается в начале 19, в 1812 году. Особо выделял 60-70е гг 18 века, финал перехода от разума к чувству и пр.

Краснобаев ввёл понятие «новая культура» — в сравнении со средневековой, ибо новые черты: светскость очень активная и побеждающая, новое понимание сакрального и веротерпимость, открытость новой культуры (готовность к общению с другими культурами), возобладание разума над верой, век просвещения.

Кругом инновации, но откуда они – извне или предпосылки созрели внутри? Вопрос о заимствованиях стар как мир. Пётр был прагматиком и развивал нужные стране области знаний. Заимствования не цель, средство для достижения задач строго определённой направленности. Нужно чётко смотреть, что и когда заимствовали. Вот из Франции можно было заимствовать идеи просвещения или же парижские салоны.

Итак, Пётр Первый и культура.

Либо его любят, либо ненавидят. Есть закономерность: когда всё идёт хорошо, то Петра оценивают высоко, а когда чуть хуже – то ищут корни и валят всё на покойника.

Пётр видел гос-во как «абсолют», понятие «регулярное гос-во»: оно занимается всесторонней регламентацией жизни общества, в том числе и культуре. Например планировка Питера – регулярный город, строился по плану. Ещё мы это называем «полицейской формой государственности» — весь имперский период будет термин актуальным. Обязанности у всех расписаны, в коллегиях например.

Всё это нуждалось в знаковых обозначениях типа «империи». Мы не просто регулярное государство, но у нас государь может всё – идею продвигал Прокопович. «Правда воли монаршей в определении наследника державы своей» — апогей творчества.

НА смену средневековой идеи «царь служит богу, а народ – государю», ныне- царь и подданные служат общему благу гос-ва российского. Впервые идея служения распространяется и на самого монарха.

Слияние государства с носителем верховной власти, Отечество воплощается в личности монарха.

Синод лишил церкив права быть в оппозиции к власти, ибо Пётр глава церкви и все они в гос. органах, не могут если что начать борьбу с гос-вом.

Вера теперь отдельно, культура отдельно.

Начало отчуждения культур: дворянской от народной.

Скульптуру у нас не приветствовали.

Указ о переходе на новое платье. Было вообще непонятно, как его шить. Тогда в Москве поставили маникены (куклы пандоры) в одежде типа образцы. Жабо, камзол, поверх камзола- кафтан. Вместо штанов теперь кюлоты до колен + чулки, туфли на каблуке.

Вся обяувь на одну ногу. Это у мужчин. Детской одежды нет как таковой. А женская мода будет динамично меняться. Всегда есть сорочка, юбка, кафтан, распашное платье.

Под юбку нужен каркас, изначально он плёлся из китового уса – и эта юбка была абсолютно неуправляемой.

С одеждой меняется и поведение человека. С 1719 года собираются ассамблеи, там особо не танцевали, ибо тесно и танцевать никто не умеет. Один Пётр зажигал в стиле диско. А остальные осваивали менуэт (это хождение под музыку), потом полонез (там тоже хождение). Но был и англэз (разврат какой-то), алемант. Вырабатывается бальный этикет и пр.

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Русская православная церковь в XVII веке

какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке. картинка какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке. какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке фото. какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке видео. какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке.

В период смутного времени старообрядческая церковь оказывала огромное влияние на государство и общество. Ее авторитет начал возрастать еще в начале XVII века, когда патриарх Филарет, сосредоточил в своих руках возможность светского и церковного управления. Он планомерно готовил почву для того, чтобы Россия превратилась в настоящее теократическое государство.

В 1649 году было принято Соборное Уложение, которое значительно ограничивало церковь в полномочиях, а также в праве собственности земли и прочего имущества. Однако это не остановило духовенство и руководство монастырей, и они продолжали расширять церковные владения.

Это вызвало волну сопротивления со стороны представителей православной церкви, которыми были созданы специальные организации, целью каких было поднять уровень духовности и благочестия старообрядческих священников и искоренить церковную узурпацию власти.

Возглавил движение против своеволия церкви Стефан Вонифатьев, активными участниками были игумен Никон и боярин Ртищев. После нескольких лет тайной ужесточенной борьбы, так как богословские рассуждения церковные оппозиционеры вели только в ограниченных кругах, Никону удается стать Патриархом.

Сразу же после того, как он стал главой Русской церкви, по религиозному обществу прокатился ряд реформ. Никон изменил ритуал нанесения крестного знамени: вместо двуперстного креста заменил трехперстным. Также были внесены поправки в процедуру проведения церковных ритуалов. Все старообрядческие священники были прогнаны из Москвы.

Политика православной церкви

Но, не смотря на свои на первый взгляд либеральные принципы, ощутив всю сладость власти, Никон проявил дерзость, которая была чужда даже для старообрядцев – он начал претендовать на престол. Дошло до того, что во время отсутствия царя Алексея Михайловича, Никон замещал его и даже позволял себе издавать государственные указы.

Благодаря тому, что такое поведение патриарха возмутило бояр, в 1666 году Никон был низложен. Это послужило началу церковного раскола в России. Противостояние православных реформаторов и старообрядцев приняло уже не только теологическую и политическую, но и социальную окраску.

Общество разделилось на два враждебных лагеря, которые ревностно отстаивали правоту собственных догматик.

Старообрядцев поддерживали преимущественно низшие слои населения: крестьяне и бедные горожане. Иногда в рядах старообрядцев встречались и представители аристократии – яркий тому пример легендарная боярыня Морозова.

Однако, православная церковь (народ стал называть их нововеры) была значительно могущественней – она обладала властью и покровительством царя. Массовые репрессии со стороны государства привели к тому, что многие старообрядцы в знак протеста начали совершать суициды.

Православная церковь, чтобы окончательно укрепится в статусе национальной религии вынуждена была пойти на компромисс с властями. В 1667 году, решением Собора была четко ограничена сфера влияния православной церкви на государственную политику.

Она перестала носить светский характер. Однако, де-факто, православие еще очень долго будет вмешиваться в вопросы власти, а очень часто – и оставлять за собой последнее слово в их решении.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Внешняя политика России в 17 веке: новые территории, военные действия
Следующая тема: Бунташный век: соляной и медный бунт, восстание Степана Разина

I. Церковь и государство в XVII веке

какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке. картинка какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке. какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке фото. какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке видео. какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 веке.

http://text.tr200.biz — скачать рефераты, курсовые, дипломные работы

Глава I. Церковь и государство в XVII веке. 2

Глава II. Никон. Деятельность московского кружка ревнителей древнего благочестия. 4

Глава III. Возвышение Никона. 6

Глава IV. Церковная реформа. 9

Глава V. Падение Никона. 11

Глава VI. Влияние церковной реформы на социальную жизнь России. Церковный раскол. 13

Список использованных источников и литературы. 19

Личность патриарха Никона и его церковная реформа оставили глубокий след в истории России. Со времен крещения Руси церковь всегда играла значительную роль в жизни общества и даже определяла внутреннюю и внешнюю политику государства, хотя и находилась всегда под властью государства. Иногда она объединяла страну, иногда – раскалывала на противоборствующие лагери. В XVI веке ее роль несколько упала вследствие усиления самодержавной царской власти. Но затем назрела необходимость церковной реформы и патриархом, главой русской православной церкви, стал Никон. Тысячелетняя история России хранит немало загадок. Но одной из множества ее проблем является выбор пути развития. Но во время всех серьезных политических и социальных преобразований у руля стояла сильная личность, способная повести людей за собой.Нельзя объяснить лишь объективными историческими процессами реформы Петра I или революции. Так какова же роль личности в истории? Может ли один человек или группа людей изменить что-либо? Этот вопрос особенно актуален в наше время, когда множество политических партий обещают коренные преобразования. А в действительности, способны ли они выполнить это?Целью моей работы является: показать влияние церкви на социальную и политическую жизнь России второй половины XVI века, объективную необходимость и важность церковной реформы и роль личности патриарха Никона в церковной реформе, которая повлекла за собой серьезные последствия во внутренней, а возможно, и во внешней политике России.При написании данного реферата я использовала статью О. Ф. Козлова «Дело Никона», опубликованную в №1 журнала «Вопросы истории» за 1976 год, книгу «Вехи истории», рассматривающую церковь во все периоды ее существования, «Историю русской церкви» Н. М. Никольского, издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря «История русской церкви» и некоторые другие источники.

По мере развития российского самодержавия все острее вставал на повестку дня вопрос о приоритете государственной власти над церковной. В период феодальной раздробленности русская церковь сыграла существенную роль в объединении страны для борьбы с монголо-татарским нашествием.

Однако при всем своем стремлении играть самостоятельную роль, русская православная церковь всегда находилась в зависимости от государственной власти. Этим она сильно отличалась от римско-католической церкви, обладавшей полной самостоятельностью в церковных делах.

Превращение церкви из орудия господства феодалов в орудие господства дворянского государства получило свое завершение в XVII веке, когда после смуты дворянство окончательно захватило руководящее положение в Московском государстве. Это коснулось и церкви.

Она потеряла значительную часть своего влияния, и даже патриарх был вынужден считаться с постоянным контролем со стороны царя и боярской думы.

Правда, абсолютные размеры церковных вотчин и численность церковных людей были в XVII веке весьма внушительны: патриарху, митрополитам и епископам принадлежало в конце века около 37000 дворов, в которых числилось около 440000 душ тяглового населения; кроме того, значительные земли принадлежали отдельным монастырям.

Но, все-таки, по сравнению с дворянским государством, это было не так много. Росли торгово-промышленные города и слободы. Дворянство ревниво следило за церковным хозяйством и продолжало принимать меры против его роста. Московское правительство провело на соборе 1580 г.

постановление, согласно которому запрещалось давать монастырям вотчины на помин души, а также вообще запрещалось церковным лицам и учреждениям покупать и брать в залог земли. Смута парализовала действие этого правила; но в 1649 г. при составлении Уложения оно было восстановлено, расширено и введено в жизнь в качестве общегосударственного закона. Именно Соборное Уложение постановило (гл. XVII, ст. 42): «Патриарху и митрополитом и архиепископом и епископом, и в монастыри ни у кого родовых, и выслуженных и купленных вотчин не покупати, и в заклад не имати, и за собою не держати, и по душам в вечный поминок не имати некоторыми делы…»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *