какую роль играет в этом тексте пейзаж

Роль пейзажа в повести И. С. Тургенева Ася

(материалы к уроку литературы в средней школе)

Повесть И.С. Тургенева “Ася” посвящена любви. Любовь наиболее полно раскрывает человека. А показать внутреннее состояние человека помогает описание природы.

Описания природы занимают в повести очень большое место. Они не только настраивают читателя на тонкое сопереживание, но и сопровождают каждое настроение, каждое движение души его героев.

Действие повести происходит в Германии, на величественной и красивой реке Рейн. Это не случайно. Автор специально поместил героев в это место, чтобы создать романтическую обстановку.

В первой главе мы встречаем героя повести НН, страдающего по какой-то «коварной вдове». Но эти страдания его так неискренни, так ненатуральны, что это замечает даже сам герой.

“ Признаться сказать, рана моего сердца не очень была глубока…”

Напротив, описание вечернего городка наполнены искренностью, живостью, которая противопоставлена фальшивой любви героя.

«Я любил бродить тогда по городу; луна, казалось, пристально глядела на него с чистого небо; и город чувствовал этот взгляд и стоял чутко и мирно…»

Во второй главе НН встречает Асю. Описание Аси соседствует с описанием чудесного пейзажа Рейна. Это как бы подтверждает все сказанное об Асе.

«Вид был, точно, чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката».

Беседа НН с Асей и Гагиным, длившаяся целый вечер, тоже сопровождается романтическим пейзажем вечера, сначала раннего, потом постепенно переходящего в ночь.

«День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь».

Автор подчеркивает постоянную изменчивость природы, сравнивая ее с характером Аси.

«Я не видал существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно»

Тургенев говорит, что и переменчивый характер Аси очень близок к природе.

Описания гор, долин, мощного течения рек помогает автору показать сильную, безудержную любовь героини.

К пятой главе герой влюбился в Асю. С этого момента всё его внимание переключается на Асю, и он уже не замечает природу. Поэтому описания природы отсутствуют, даже когда НН сопровождает Гагина на зарисовку пейзажей.

Только к десятой главе, когда герой расстается с Асей, опять появляется описание природы. Герой плывет по «царственному» Рейну, но в его душе нет покоя.

«Я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце… поднял глаза к небу – но и в небе не было покоя…».

Это сравнение предвещает печальный конец повести.

Роль пейзажа в повести заключается в том, чтобы мы лучше поняли силу чувств героев, состояние их душ. Чтобы мы поняли, как сложны и непонятны бывают чувства людей, и надо учиться их понимать, чтобы стать счастливым.

Источник

Пейзаж в рассказе «Макар Чудра» (М. Горький)

Автор: Guru · 13.03.2018

(243 слова) Произведения Максима Горького, относящиеся к раннему периоду его творчества, можно считать романтическими. Например, в рассказе «Макар Чудра» есть исключительный герой – личность, которая противостоит окружающим, бережно хранит свои идеалы и поэтому остаётся одинокой. Только природа понимает и принимает такого человека, доверяет ему свои тайны и становится его слушателем.

Рисуя образ цыгана, Горький уделяет много внимания пейзажу. Макар Чудра стоит у моря. Задумчиво плещут волны, вздрагивает, сгущаясь, осенняя мгла… Автор не случайно использует приём олицетворения, показывая, что природа может испытывать те же чувства, что и люди. Но стихия сильнее человека. Если в рассказе описывается море, то оно обязательно бесконечное, если степь, то она безграничная. Здесь нет полутонов, только яркие краски и уникальные картины. Такова и душа главного героя. Он – человек неординарный, свобода его, подобно морю, простирается широко. Ничто не может её ограничить.

С другой стороны, по мнению старого цыгана, люди являются рабами в течение всей жизни. Воля, ведомая степи, им неведома. Не каждый может услышать и понять шёпот морских волн. Такая двойственность отмечается не только в характере героя. В произведении описываются два мира – природы и человека, истинного и показного величия. Как же не разлюбить жизнь, если всё о ней знать? Макар Чудра даёт простой совет: не надо ни о чём долго размышлять. Гораздо важнее учиться мудрости и степенности у природы, созерцать окружающий мир, открывать для себя что-то новое и радоваться тому, что где-то есть места, где можно быть настоящим. Это идеальный мир, который, впрочем, нетрудно сделать реальным для себя и поделиться своим открытием с людьми.

Источник

Какова роль пейзажа в произведениях?

В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж.
Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения
с самыми разными целями. Так, например, в повести «Бедная Лиза» Карамзина
картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи-это одно
из главных средств раскрытия душевных переживаний героев.
Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.

Федор Иванович Тютчев

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

какую роль играет в этом тексте пейзаж. картинка какую роль играет в этом тексте пейзаж. какую роль играет в этом тексте пейзаж фото. какую роль играет в этом тексте пейзаж видео. какую роль играет в этом тексте пейзаж смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет в этом тексте пейзаж.

Пейзаж не только помогает читателю представить место, где происходит действие, но и помогает понять душевное состояние героя, потому что автор даёт подобные описания часто именно глазами героя.

Пейзаж помогает представить место, где происходит действие, создать настроение, вызвать положительное или отрицательное отношение к месту действия, создаёт целостность произведения и вводит читателя в мир героев.

В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж.
Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения
с самыми разными целями. Так, например, в повести «Бедная Лиза» Карамзина
картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи-это одно
из главных средств раскрытия душевных переживаний героев.
Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.

Федор Иванович Тютчев

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Я считаю, что пейзаж играет очень важную роль в литературе. Думаю, что без этого жанра было бы неинтересно читать. Да, развитие сюжета важно и т. п., но без описания природы, видов, рек, гор, лесов, полей, городов произведение становится сухим, некрасивым. Пейзажи помогают лучше понять всю картину, которую описывает автор. Например, замок Хогвартс. Если бы в книгах по Гарри Поттеру не описывалась школа, мы бы не поняли какого там и как это.

Источник

Научная статья на тему «Роль пейзажа в раскрытии характеров героев произведения «

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

СОДЕРЖАНИЕ

Целью производственной практики (научно-исследовательская работа) является закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний в сфере филологии и педагогики, практических навыков самостоятельного проведения научно-исследовательской работы, профессиональных навыков работы в составе научного коллектива, компонентов профессиональной исследовательской культуры.

Задачами производственной практики (научно-исследовательская работа) являются:

ознакомление с техникой безопасности, правилами и нормами охраны труда, пожарной безопасности, правилами внутреннего распорядка предприятия (организации), в котором бакалавр проходит производственную практику;

изучение содержания нормативной и иной документации, регламентирующей деятельность объекта производственной практики;

приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы в области филологии и педагогики;

сбор и систематизация теоретического, методологического и практического материалов для написания научной статьи, выпускных квалификационных работ в соответствии с профилем направлению подготовки 45.03.01. Филология с применением современных технических средств и информационных технологий;

выработка умения анализировать и представлять полученные в ходе исследования результаты в виде научно-исследовательских разработок (отчет о выполнении научного исследования, научные статьи, тезисы докладов научных конференций);

осуществление различных методов научного поиска, выбора оптимальных методов исследования, соответствующих задачам исследования;

дальнейшее формирование умений инициативно избирать методы исследования, соответствующие его цели, формировать методику исследования;

расширение и закрепление навыков работы с методической, научной, учебной литературой и нормативно-правовыми актами с применением современных технических средств и информационных технологий;

выполнение в полном объёме индивидуального задания;

подготовка письменного отчёта о прохождении учебной практики;

публичная защита отчёта о прохождении учебной практики в установленном порядке.

Сроки прохождения практики: с 26. 10. 2020 г. по 07.11.2020 г.

Знания, умения и опыт профессиональной деятельности, полученные в ходе производственной практики (научно-исследовательская работа), необходимы для успешного освоения: «Производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)», «Производственная практика (преддипломная практика)», « Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена », « Подготовка к защите и защита выпускной квалификационной работы ».

1 Теоретико-методологические основы исследования

Описание теоретико-методологической базы проводилось в рамках работы над темой «Роль пейзажа в раскрытии характеров героев в произведениях М.А. Шолохова».

Для того, чтобы раскрыть героя в произведении просто описать его внешность и характер не всегда достаточно. Именно поэтому писатели используют множество приёмов, а пейзаж является одним из таких.

На сегодняшний момент объектом значительного числа филологических работ становится литературный пейзаж как комплексный художественный феномен, рождающийся на пересечении культурно-специфического и индивидуально-авторского видения природы.

Объектом исследования является пейзаж в художественном произведении.

Предмет исследования: основные функции пейзажа в художественном произведении.

Цель данного исследования – рассмотреть роль пейзажа в раскрытии характеров героев в произведении.

В литературе пейзаж играет далеко не последнюю роль. Способ изображения пейзажа и его характер – принципиальные моменты для произведения. Пейзаж является способом раскрытия души героя или его мировосприятия.

Задача – рассмотреть основные функции пейзажа в произведении и то, как они влияют на раскрытие характеров героев в произведении.

В работе использовались труды: Воронина Р. А., Гостевой Т. Ф., Кухаренко В. А., Мельникова Л. В., Себиной Е.И., Себиной Е. Н., Тимофеевой Л.И.

В ходе анализа научных источников в исследовании был сделан вывод о том, что пейзаж, это не просто часть произведения, но он несёт в себе конкретные функций и возможно идейный смысл, видение автора, его мировоззрение, является средством донесения до читателя какого-то замысла, эмоционального настроя, чувств персонажа, помогает раскрыть характер персонажа, проследить состояние его чувств и то, как он менялся на протяжении всего произведения. Можно сказать, что мы рассмотрели основные функции пейзажа в произведении и то, как они влияют на раскрытие характеров героев в произведении.

Источник

Интегрированный урок русского языка и литературы по теме «Роль пейзажа в повести И.С. Тургенева «Ася». Анализ эпизода»

Эпиграф:

Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячью неразрывных нитей: он сын её!

Вступительное слово учителя.

Природу мы ощущаем и в особой гармонии музыкальных звуков, и в неповторимом колорите живописных полотен, и в лирических описаниях художников слова. Но не всегда мы, к сожалению, способны понять её, раскрыть свою душу навстречу её величию и красоте.

Надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам в этом.

Для И.С. Тургенева два слова: “Писать” и “Любить” останутся неразрывными на всю жизнь. Молодая испанская певица Полина Виардо вместе с 40-летним мужем французом Виардо приезжает из Парижа в Петербург. Здесь ее ожидает головокружительный успех, “всеобщее опьянение восторга”. Замечательно, что более чем через тридцать лет после первых встреч с Виардо, Тургенев начал одно из своих чудных стихотворений в прозе строками стихотворения поэта Метлева, с которым три десятилетия назад восхищался Полиной Виардо и ее бархатным изумительным голосом.

— Прежде чем мы начнём работу с текстом, послушайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева “ Как хороши, как свежи были розы…”.

Вопросы к учащимся:

2) Какова роль пейзажа в художественном произведении? (Фон, на котором развиваются события; помогает передать состояние героя.)

4) Как вы думаете, почему И.С. Тургенева называют мастером в создании пейзажа? (У Тургенева пейзаж психологический: с помощью описания природы писатель передаёт внутренний мир героя.)

Работа с текстом. Задание.

Найдите во 2 главе описание природы. Прочитайте первый отрывок, соблюдая правильную интонацию. Выпишите предложение с однородными членами и проанализируйте его по следующей схеме:

а) подчеркните однородные члены;

6) определите смысловые отношения между однородными членами;

в) объясните постановку знаков препинания;

г) составьте схему предложения.

1) С обеих сторон, на уступах, рос виноград; солнце только что село, и алый топкий свет лежал на зеленых лозах, на высоких тычинках, па сухой земле, усеянной сплошь крупным и мелким плитняком, и на белой стене небольшого домика, с косыми черными перекладинами и четырьмя светлыми окошками, стоявшего на самом верху горы, по которой мы взбирались.

Вид был точно чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката.

2) Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы и поля.

3) Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха.

4) Свежий и легкий, он тихо колыхался и перекатывался волнами, словно и ему было раздольнее на высоте.

5) День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом, ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась, мирная и кроткая, как воздух, окружавший нас.

Гагин велел принести бутылку рейнвейна; мы её роспили не спеша. Музыка по-прежнему долетала до нас, звуки ее казались слаще и нежнее; огни зажглись в городе и над рекою. Ася вдруг опустила голову, так что кудри ей на глаза упали, замолкла и вздохнула, а потом сказала нам, что хочет спать, и ушла в дом; я, однако, видел, как она, не зажигая свечи, долго стояла за нераскрытым окном.

6) Наконец луна встала и заиграла по Рейну; всё осветилось, потемнело, изменилось, даже вино в наших граненых стаканах заблестело таинственным блеском.

7) Ветер упал, точно крылья сложил, и замер; ночным, душистым теплом, повеяло от земли.

Зачитайте другие картины природы. Что изобразил писатель?

Какие изобразительно-выразительные средства использует Тургенев для описания природы?

— Что можно сказать об использовании в описании однородных членов?

Работа с таблицей “Функции пейзажа в литературном произведении”.

Функции пейзажа в литературном произведении.

1) способствует созданию образа лирического героя;

2) служит одним из средств создания местного колорита;

3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия;

4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей;

5) является источником философских рассуждений писателя;

6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются;

7) служит средством характеристики социальных условий жизни;

8) может приобретать символическое значение.

— Какие из данных функций выполняет пейзаж в повести “Ася”?

Задание для проверочной работы.

Примеры предложений из текста для проверочной работы:

1. Я спал дурно и на другое утро встал рано привязал походную котомочку за спину и объявив своей хозяйке чтобы она не ждала меня к ночи отправился пешком в горы, вверх по течению реки, на которой лежит городок 3.

2. Я прошёл мимо куста где пел соловей я остановился и долго слушал: мне казалось, он пел мою любовь и моё счастье.

3. Впрочем, я старался о них не думать; бродил не спеша по горам и долинам засиживался в деревенских харчевнях мирно беседуя с хозяевами и гостями или ложился на плоский согретый камень и смотрел, как плыли облака, благо погода стояла удивительная.

4. Шепот ветра в моих ушах тихое журчанье воды за кормою меня раздражали и свежее дыханье волны не охлаждало меня; соловей запел на берегу и заразил меня сладким ядом своих звуков.

5. Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел то на реку то на небо то на виноградники.

6. Гагин добрался до знакомой уже мне долины присел на камень и начал срисовывать старый дуплистый дуб…

7. Природа действовала на меня чрезвычайно но я не любил так называемых её красот необыкновенных гор утёсов водопадов…

Четвёртый отрывок. Прочитать, устно проанализировать.

Лодка причалила. Я вышел и оглянулся. Никого уж не было видно на противоположном берегу. Лунный столб опять тянулся золотым мостом через всю реку. Словно на прощание примчались звуки старинного ланнеровского вальса. Гагин был прав: я почувствовал, что все струны сердца моего задрожали в ответ на те заискивающие напевы. Я отправился домой через потемневшие поля, медленно вдыхая пахучий воздух, и пришел в свою комнатку весь разнеженный сладостным томлением беспредметных и бесконечных ожиданий. Я чувствовал себя счастливым. Но отчего я был счастлив? Я ничего не желал, я ни о чем не думал.

Чуть не смеясь от избытка приятных и игривых чувств, я нырнул в постель и уже закрыл было глаза, как вдруг мне пришло на ум, что в течение вечера я ни разу не вспомнил о моей жестокой красавице. “Что же это значит? — спросил я самого себя. – Разве я не влюблен?” Но, задав себе этот вопрос, я, кажется, немедленно заснул, как дитя в колыбели.

Как заканчивается 2 глава?

Какие чувства испытывает герой?

Как описание природы помогает передать состояние героя?

— Какие функции выполняет пейзаж в повести “Ася”?

Итоги. Каково значение пейзажа в литературном произведении? В чём своеобразие тургеневского пейзажа? (Своеобразие пейзажных картин Тургенева заключается в особой лиричности, задушевности, свойственной его писательскому стилю.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *