какую роль играет социальная среда
Социальная среда и ее влияние на развитие личности.
Социальная среда — совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, «окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий»), доминирующие общественные идеи и ценности. Благоприятной социальной средой является та, где доминирующие идеи и ценности направлены на развитие творческой, инициативной личности.
Социальная среда и личность
Комплекс научных знаний, богатый жизненный опыт, мотивы своих поступков личность черпает из непосредственного источника, которым выступает социальная среда. На первый план выдвигаются те объективно существующие в обществе возможности, которые позволяют проявить себя индивидууму как личности. Содержание этого воздействия заключается в том, что реализация прав, свобод и обязанностей личности должна происходить на основе сочетания интересов всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Это возможно только в том обществе, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Кроме государственно-общественной среды, социальной в широком смысле слова, следует выделить и микросреду, куда входят отношения, возникающие в малой социальной группе, в трудовом коллективе, членом которого является личность, совокупность межличностных отношений.
Нельзя считать, что под воздействием социальной среды в широком смысле слова происходит унификация представителей, что все они становятся совершенно одинаковыми. Каждая личность имеет свои специфические черты, отличающие её.
В значительной степени социальные факторы определяют развитие человека. По версии К. Маркса сущность человека представляет ансамбль общественных отношений. Но следует помнить, что человек не формируется пассивно под влиянием среды. Социальная среда кардинальным образом не влияет на развитие качеств личности. Общеизвестно, что одни и те же социальные условия жизни приводят к различным уровням морального, интеллектуального и духовного развития. Эту особенность можно рассматривать как закономерность в развитии личности.
Развитие социальных факторов приводит к разнообразию их воздействия на развитие личности. Факторами преднамеренного воздействия на личность могут выступать государственный строй и политика государства, наука, школа, обучение и воспитание, условия труда и быта, семья, культура и традиции государства, многое другое.
Имеется группа социальных факторов, которые не оказывают тотального действия, но дают человеку возможность развития. К ним можно отнести культуру, литературу, искусство, средства массовой информации, технические и спортивные общества, различные клубы, выставки, секции и т.д. Степень воздействия этих факторов будет определяться возможностями и стремлениями самой личности в их реализации. Но дело-то в том, что природное начало человека всегда индивидуально: особенности протекания психических процессов, задатки способностей, степень активности и т.д. Сами люди неодинаково относятся к познанию искусства, литературы, освоению знаний как технических, так и гуманитарных. Кто-то увлечен спортом, кому-то он противопоказан по состоянию здоровья. Естественно, что формирующиеся качества у них будут различны. Таким образом, даже совокупное действие этих факторов не всегда обеспечивает формирование необходимых качеств личности.
Среди социальных факторов особым можно назвать воспитание. Его можно рассматривать как целенаправленный процесс формирования конкретных качеств и свойств личности, ее способностей, процесс, опирающийся на закономерности общественного развития.
Все, чем человек обладает, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в социальной среде. Характерно, что ребенок, не впитавший в себя культуру общества, оказывается неприспособленным к социальной жизни, не может реализовать то, что заложено в нем самой природой. Вне общества ребенок не становится человеком.
В то же время было бы явным упрощением думать, что человек исключительно результат социализации. В известном смысле человек уже рождается человеком, кристаллизует в себе все, что накоплено всем человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется и через наследственность. Ребенок не просто впитывает сообщаемую ему информацию. Он наследует генетический запас информации через специфически человеческое строение тела, мозга, задатки. Если шимпанзе с первых дней рождения поместить в специальные условия общественной жизни и окружить тщательным вниманием и уходом самых талантливых педагогов, то все равно это животное останется лишь хорошо выдрессированной обезьяной. У нее иная наследственность, иной мозг, отделяющий обезьяну от человека непроходимой гранью. Иными словами, возникновение труда, общества и свойственной только людям психики — сознания — сопровождалось важными изменениями в строении и деятельности головного мозга и всей нервной системы, и наоборот (см. тему «Возникновение и развитие воспитания как общественного явления. Этнопедагогика»). Однако особенности головного мозга и нервной системы человека есть лишь необходимое условие или, точнее, биологическая предпосылка становления сознания, но не сознание как таковое. Собственно человеческое сознание формируется лишь во взаимодействии и общении с другими людьми, т.е. в социальном контексте.
Биологическая природа человека, строение его мозга, считают исследователи, почти не изменились со времени кроманьонца. Но люди прошлых эпох и мыслили, и чувствовали, и действовали совершенно различно.
Социальная природа сознания, следовательно, заключается в сущности тех общественных отношений, которые человек усваивает в процессе своей деятельности, общения с внешним миром, в процессе воспитательных воздействий. Различные условия жизни людей и воспитания, принадлежность к разным социальным группам, взаимодействие и борьба их интересов развивают и формируют и различное сознание. В этом смысле сознание как высшая форма психической деятельности человека не тождественна мышлению. Человеческое сознание меняется не только от эпохи к эпохе, от одной культурно-исторической цивилизации к другой, оно может изменяться на протяжении жизни одного и того же человека в зависимости от особенностей общественных отношений, в которые он включен (он может быть в одно время религиозным, в другое — атеистом, в одно время приверженцем одних взглядов, в другое — других и т. д.). Приведем исторический пример: ребенок из африканского племени попадает в Париж и там воспитывается, вырастает образованным человеком, истым парижанином. Таким образом, развитие новых субъектно-объектных отношений проявляется и реализуется в новых социальных ролях личности, которые постепенно персонифицируются и превращаются в ее личные свойства: черты характера, способности и т. д.
Можно отметить, что воспитание оказывает влияние на природные качества личности, внося в них новое содержание, адаптируя к конкретным социальным условиям, в которые она включена. Уже в трудах И.П. Павлова проходила идея о пластичности нервной системы, податливости ее к воспитанию в разных средовых условиях, а также о больших компенсаторных возможностях организма, т.е. способности к компенсации ряда функций другими органами вследствие травм, болезней и т. д.
Все сказанное дает возможность говорить о влиянии социальных факторов на развитие личности как приоритетных. Тем не менее среди них имеются и факторы, отрицательно воздействующие на гармоничное развитие личности, на содержание и направленность воспитания. В конце XX в. в Беларуси и России в силу разных исторических причин сложились новые отношения. Назовем некоторые из них.
Социально-политические (развал государства и его идеологической основы, разрушение духовно-нравственных ценностей, потеря национальных интересов и культуры, разрушение государственности и законности, бюрократизм, отсутствие четкой концепции образования и воспитания и т.д.).
Социально-экономический (развал государственной экономики, снижение уровня материального производства, пренебрежение духовными ценностями, отсутствие материально-технического обеспечения учебных заведений, невозможность приобщения к ценностям духовной культуры у значительной части населения по причине низкого уровня жизни, безработицы и т.д.).
3. Социально-педагогические (резкое снижение, а во многих случаях и отсутствие качественного семейного воспитания, новых воспитательных ориентиров, неподготовленность многих педагогов к работе в новых социально-политических и экономических условиях, тактические просчеты и ошибки в управлении образованием, недостаток педагогического инструментария, методических и технологических разработок в области дидактики, теории и методики воспитания, разрушение традиционной связи «школа— общественность — семья— производство», невысокий социальный статус труда преподавателя.
4. Социально-психологические (назовем их как производные от вышеназванных): гипертрофированные взгляды на смысл жизни и бытие; искаженные потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, установки на отношения полов и половое поведение и т.д.).
В качестве резюме скажем следующее:
Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 11 ; Нарушение авторских прав
Роль социальной среды в формировании личности
(Тема самостоятельной работы по обществоведению:
«Доказать на конкретных примерах роль социальной среды в формировании личности»)
I. Актуальность проблемы
Актуальность постановки данной проблемы совершенно очевидна – и для тех, кто относит ее формулировку непосредственно на свой счет, и для тех, кто вообще хоть немного интересуется спецификой взаимоотношений человека с обществом. Понятно, что с тех пор, как Homo sapiens начал осознавать себя «явлением среди явлений», т. е. личностью, вопрос о влиянии социальной среды не только на формирование, но и на образ жизни, творческую деятельность человека, развитие его мировоззрения, этот вопрос поднимался неоднократно и будет подниматься впредь каждым новым поколением, каждым отдельным, конкретным человеком, непременно, в какой бы форме это ни происходило – как-то неотчетливо, подсознательно или же, напротив, хорошо обдуманно и даже нарочито декларативно: «Что бы мы ни вытворяли, все мы поневоле современны» (Сальвадор Дали).
II. Краткие письменные тезисы к развернутому устному докладу на поставленную тему
Во-первых, надо определиться относительно того, какое значении придавать понятию «социальная среда». В широких рамках: это общественный строй на определенном этапе своего развития, а если рассматривать детальнее: конкретный класс общества либо какая-нибудь социальная прослойка, каста, община или иная социальная группа, к которой принадлежит человек и которая оказывает наибольшее непосредственное влияние на формирующуюся личность. Но всё же, чтобы не оказались чересчур глобальными те общественные координаты, в которых изучается интересующая нас личность, необходимо учитывать, так сказать, местный колорит – национальные установления и традиции той страны, где живет эта условно взятая нами личность, исторические особенности общественной мысли, науки, культуры, а также общий уровень развития целого народа, частью которого является сам этот человек.
Во-вторых, надо предварительно договориться, о какого рода формировании личности идет речь, т. е. на каком этапе своего жизненного пути анализируется гипотетический индивид. Не ставить же, в самом-то деле, на одну доску ребенка, только еще изучающего азбуку, и умудренного многолетним опытом политического деятеля, выступающего с комплексной идеологической программой, хотя и на того, и на другого окружающая их социальная среда, безусловно, по-своему накладывает существенный отпечаток. Раз так, то правильнее было бы, наверное, говорить о влиянии социальной среды на личность начиная лишь с так называемого «сознательного возраста» (приблизительно лет с двенадцати), а при сопоставлении между собой различных людей непременно иметь в виду их чисто возрастные характеристики.
В-третьих, будем учитывать значимость влияния социальной среды на личность в каждом конкретном случае. Если сравнивать, например, ученого, погруженного в какие-нибудь точные науки, и политика, представляющего интересы определенной общественной группы, становится очевидным, что, в силу особенности профессиональных занятий двух этих людей, гораздо большее влияние социальная среда будет оказывать на второго; но, конечно, кое в чем будет поневоле зависеть от нее и ученый, вынужденный в той или иной мере все-таки соприкасаться с обществом, ради которого он, в конечном счете, и осуществляет свою многотрудную деятельность.
Далее можно перейти от абстрактного теоретизирования к конкретному фактическому материалу, к наглядным примерам, раскрывающим поставленную тему. А так как подобных примеров превеликое множество, то едва ли целесообразным было бы приводить их как самоцель, но намного разумнее и эффективнее проиллюстрировать реальными жизненными историями те вероятные направления, по которым в действительности проявляется (или могло бы проявляться) ощутимое воздействие социальной среды на процесс постепенного становления индивидуальной личности человека.
1. Начнем ab ovo – с социального происхождения. Об этом случае можно сказать кратко: сытый голодного не разумеет, или, точнее: пеший конному не товарищ. Пословицы эти, конечно, не о «соцпроисхождении» как таковом, но в них можно при желании разглядеть тот смысл, что исходное сословное неравенство неизбежно влечет за собой такие глубокие и резкие различия в образованности, культурных запросах, жизненных интересах и т. д., которые закономерно приводят к тому, что склад личности человека одного сословия чаще всего коренным образом отличается от склада личности представителя другой сословной группы (имеются в виду принципиальные расхождения в ориентирах мировоззрении, нормах поведения, системе ценностей; сравните, в самом деле, мужика и монарха, или припомним, кстати, известную ленинскую характеристику декабристов: «Страшно далеки они от народа»). Сейчас, правда, такого рода сословные различия всё больше сглаживаются и уходят в прошлое.
2. Взаимоотношения человека и социальной среды, к которой он в силу сложившихся обстоятельств принадлежит. Возможные варианты: «среда заела»; гармоничная жизнь в привычном кругу; феномен фаворитизма («попасть в случай», как это называлось в XVIII столетии). Примеры: для первого варианта – судьба Сократа; для второго – династически-генеалогический принцип («был сам с ключом и сыну ключ умел доставить», да и вообще, «ну как не порадеть родному человечку?»); наконец, для третьего варианта – карьеры Потемкина, Сперанского, Столыпина).
3. Взаимоотношения человека и среды: в том плане, находится ли он на уровне своего времени или, допустим, уже пришел к пониманию тех вещей, которые массовое сознание сумеет адекватно воспринять еще только лишь через какой-то значительный промежуток времени. Примеры этого: чертежи и расчеты Леонардо да Винчи, отчасти Кибальчича, Циолковского и т. д. Вообще, о людях, в чем либо значительно опережающих свое время, хорошо сказал уже упоминавшийся в этой работе Сальвадор Дали: «Бежать впереди истории гораздо интереснее, чем описывать ее».
4. Еще один вариант взаимоотношений человека и социальной среды: он может всю свою жизнь вращаться в определенном кругу личных знакомств, служебных связей и т. п., не выходя при этом за пределы привычной сферы общения, испытывая на себе лишь незначительные временные трансформации. Всё это накладывает отпечаток на личность и деятельность человека, существенно отличающийся от того решающего влияния, которое способна оказать на индивидуальную судьбу кардинальная перемена социальной ауры (вынужденная эмиграция, например, или каторжный опыт). Говоря о таком типе соотношений личности и среды, я имею в виду конкретные факты: сопоставим, к примеру, с одной стороны, творчество Федора Сологуба, всегда придерживавшегося единого, тщательно обдуманного и, можно сказать, внутренне выношенного комплекса идей, – и, с другой стороны, творчество Владимира Набокова, сначала в дореволюционной России (коллективный сборник стихов 1916 года), а затем на разных этапах эмиграции (Англия, Германия, Франция, США, Швейцария); сравним с точки зрения характера влияния на характер творчества одной и той же относительно постоянной социальной среды (в случае Сологуба) и стремительной смены нескольких, очень разных по своей сути и содержанию социальных укладов (в случае Набокова).
5. Впрочем, существует и такой вариант, наиболее приятный для деятельных честолюбцев: это когда не только среда воздействует на человека, но и сам он, обычно в статусе властителя государства или, по крайней мере, властителя дум, в очень значительной степени определяет лицо эпохи и, соответственно, существующей в это время социальной среды. Примеров тому немало: здесь и правления Нерона, Наполеона, Сталина и tutti quanti, здесь же и этико-философские системы Вольтера, Руссов, Толстого, Ганди и других.
В данной работе автор попытался кратко и эскизно сформулировать и свести воедино свои мысли, предположения и толкования некоторых фактов, которые в совокупности могли бы послужить ответом на поставленный в заглавии вопрос о многообразии вариативных ролей социальной среды в процессе формирования человеческой личности. Насколько автору в самом деле удалось осуществить свой замысел – об этом судить, по всей видимости, не ему, а судии беспристрастному и более сведущему в этом неоднозначном вопросе.
Среда социализации
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социальная среда и личность человека
Жизнь человека очень изменчива, и подвергается она этим изменениям именно за счет того, что в окружающей среде происходят сдвиги. Могут меняться и демократические институты государства, и права гражданина, и мировоззрение. Изменяется уровень образования и требования со стороны руководящих органов. В целом, нельзя не отметить, что жизнь человека не стоит на месте, и ему также следует адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, чтобы не быть в стороне от особо важных событий.
Социальная среда – это такое образование, в которое прежде всего входят люди. Они объединяются в различные группы, с которыми каждый индивид находится в особых, специфических взаимоотношениях, а также в сложной и довольно разнообразной системе общения. Социальная среда всегда активна, она воздействует на человека, оказывает на него давление или же может регулировать его поведение, помогая справляться с наиболее противоречивыми ситуациями. В любом случае, социальная среда прививает индивиду нормы и правила, которым он должен придерживаться, и в данном случае можно сказать, что такая среда – это часть социализации.
Социальная среда выступает в качестве совокупности следующих условий существования индивида:
Но не вся среда в целом затрагивает нашу жизнь, в основном это ее более локальные части – социальная микросреда. Она охватывает экономику и общественные институты, а также общественное сознание и культуру личности. Также социальная среда включает в себя непосредственное окружение любого человека, которое играет роль в его жизни ежедневно. Это семья, трудовая и учебная группы, а также иные группы, которые в той или иной степени влияют на личность, ее мировоззрение и миропонимание.
Таким образом, социальная среда – это среда человека. В общем виде понятие «среда человека» может быть определено как совокупность искусственных и естественных условий, благодаря которым человек может реализовать себя не только как естественное, биологическое существо, но еще и как существо общественное. Он может вступать в различные контакты и коммуникационные связи, а также может анализировать свою деятельность и поведение, осознавать последствия и корректировать результаты в зависимости от потребностей и желаний.
Готовые работы на аналогичную тему
Очень важно, что человек общественный, социальный будет прислушиваться к тому, чего от него хотят окружающие, поэтому думать будет не только о своих потребностях и интересах, а также и о потребностях общественности.
Компоненты социальной среды
Таким образом, среда социализации включает в себя большое количество необходимых элементов, которые должны соответствовать интересам личности, но при этом демонстрировать ей необходимость соблюдать нормы во благо всего общества. Среда обеспечена социальным и психологическим пространственным минимумом. Это позволяет ей помогать человеку избегать негативных воздействий извне, а также избегать нервных и психических отклонений, которые в дальнейшем ведут к проявлению агрессивного и асоциального поведения.
Социальная среда всегда действует в совокупности с природной средой, чтобы поддерживать оба начала человека: и биологическое, и социальное. Именно это и образует общую совокупность человеческой среды. Каждая из названных сред тесно взаимосвязана со всеми остальными, причем они не могут быть взаимозаменены, поскольку исключение одной из сред может очень негативно сказаться на общем состоянии общества. Поэтому необходимо контролировать функциональность и жизнедеятельность каждого элемента, чтобы не допустить разрушения в целом, которое ведет к асоциализации индивида и его гибели. Также необходимо помнить об этапах социализации, которые играют важную роль в жизни человека. Социализация происходит на протяжении всего существования индивида, она непрерывна, но обладает своими особенностями и действующими акторами. Если в процессе первичной социализации среда человека состоит в основном из его семьи, то на этапе вторичной социализации он начинает взаимодействовать с другими средами и группами – это может быть трудовой коллектив, образовательная группа, профессиональные коллективы, клубы по интересам, созданная собственная семья.
Роль среды в становлении личности
Среда, которая окружает индивида от его рождения до конца жизни, условно можно разделить на природную среду и социальное. Факторами среды является климат, рельеф, географическое положение и т.д.. Социальная среда образуют социальные группы, которые прямо или косвенно влияют на человека (семья, детский сад, школа, внешкольное учреждение, двор, общества сверстников, средства массовой информации и др.)..
Вместе с тем именно в ближнем окружении дети могут столкнуться с такими патологическими явлениями общественной жизни, как курение, пьянство, наркомания, воровство, рэкет, проституция и т.д.. Поэтому с целью профилактики нужно формировать у несовершеннолетних умение противостоять таким явлениям.
Ощутимое влияние на формирование личности имеют средства массовой информации (телевидение, радио, пресса) как компоненты социального окружения. Правильно организованная информация о значимых событиях, процессах, явлениях в обществе воспитывает у подрастающего поколения сознательное, ответственное отношение к жизни, способствует его духовному обогащению, формированию активной жизненной позиции. Поразительным является и пагубное влияние информации, пропагандирующей патологические, сомнительные ценности, стандарты поведения, которые негативно влияют на еще не сформировавшуюся сознание молодого человека. Учитывая это педагоги должны помогать ей правильно оценивать увиденное, услышанное или прочитанное.
Главным критерием социализированности личности является не степень ее приспособления, а мера независимости, уверенности в себе, раскрепощенности, инициативности, что проявляется в реализации социального в индивидуальном и обеспечивает реальное воспроизводство человека и общества. На разных возрастных этапах становления личности наблюдаются определенные особенности развития самосознания, самореализации, творческой активности, социальной зрелости, различные процессуальные характеристики социализации. Свидетельством социализации индивида является приобретение им на каждом этапе онтогенеза соответствующего уровня самости и самосознания как предпосылок формирования индивидуальности. Чем развитыми есть самосознание и самоопределение индивида, тем более он индивидуален и одновременно социально-определен.
Социальная среда — что это в психологии
С малых лет детей приучают к тому, что они должны стать частью общества. Создаются искусственные группы по интересам, о которых в зрелом возрасте индивид вряд ли вспомнит, но это оставит свой отпечаток в его подсознании. На сегодняшний день важно быть частью социума, чтобы быстрее и успешнее добиваться своих целей.
Человек – часть общества, а общество – часть человека
Что такое социальная среда
Социальную среду можно описать, как отдельные группы людей, верные своим интересам либо объединенные некоторой идеей, способной влиять на человека. Ее также можно охарактеризовать формированием, деятельностью разных условий существования (социальных, экономических, духовных) личности, организации, класса.
Обратите внимание! Социальность – черты характера и поведения, приобретенные индивидом, находящимся в группе.
Они подвигают его к социуму – общности, которая объединена культурой, условиями жизни. Каждый человек подвергается социализации, т. е. вхождению в социальную среду через постепенное овладение нормами, правилами, знаниями и ценностями данного общества.
Изучением всего этого занимается социология, необходимая для познания общества в целом, его отдельных элементов, составляющих, закономерностей развития и деятельности. Уделяется внимание зависимости личности от окружения, например, различию в поведении подростка дома и среди сверстников.
Определение понятия в психологии и философии
Определение социальной среды бывает разнообразным, учитывая научную сферу, для которой его формулируют. В психологии этим термином принято описывать все то, что может окружать человека, влиять на его развитие, обретение места в обществе. Поэтому в педагогике преподают обществознание, чтобы ознакомить детей с данным понятием, помочь им определиться со своим предназначением в социальном обществе.
Таким образом, роль педагогики возрастает с каждым годом в целях поиска путей совершенствования социальной среды, поскольку это одна из важнейших составляющих в формировании личности человека. Познавая разнообразные воспитательные приемы, педагогика способствует развитию общества, формированию правильного взаимодействия человека с окружающей средой.
Существует такое направление науки, как социальная философия, где социальной средой принято называть содержание, состав, развитие общества, его жизнедеятельность и значимость. Здесь рассматривается термин социальной экологии – совокупности отраслей науки, сосредоточенных на связи разных социальных групп с природной средой. Обитание человека в природе, как бы он с ней ни взаимодействовал, не может вытеснить природных закономерностей.
Общество не властно над природой
Описание и характеристики
Социальная среда включает в себя взаимодействие индивидов, групп, культур. Это совокупность социальных, духовных, политических и экономических условий существования. Она состоит из так называемого социума – окружения человека (синоним – общество). Его развитие подразумевает появление социальной сферы, т. е. взаимоотношений групп, в т. ч. разных сословий, статусов. Социальная среда характеризуется структурой, устройством общества, в ней исследуются взаимоотношения между различными группами. Социальная группа может образоваться на фоне общих интересов, где отдельные личности выполняют свою роль.
Существуют также понятия социальных норм и санкций, где:
Посредством санкций проводится контроль за деятельностью общества. Образуются институты, исполняющие поощрение и наказание, например, правоохранительные и судебные системы отслеживают преступников и принимают соответствующие меры.
Классовый характер социальной среды
Классовый характер – это особенности неоднородных социальных слоев. Этот термин имеет исторические корни, когда людей делили на пролетариат, буржуазию и т. д. Суть в том, что каждый класс имеет свои слои, подразделения, для которых характерны определенные психологические черты.
Социальные классы можно расшифровать, как группы людей, объединенных общим признаком, выполняющих свои роли, но имеющих сходства в привычках, мировоззрении, поведении.
В качестве примера можно привести различия в образе жизни и поведении городских и деревенских жителей. Их схожая деятельность (производственная, умственная, политическая) протекает по-разному. Это составляет определенные характеристики личности людей, принадлежащих к тому или иному классу. Примечательно, что по общему поведению отдельно взятого человека можно выявить его корни.
Что понимается под микросредой и макросредой
Социология подразумевает совокупность разных условий существования, среди которых выделяют экономические, социальные, духовные, политические и др. Существует деление на социальные микро,- и макросреды:
Микросреда – семья и друзья индивида
Человек социализируется с самых малых лет. Довольно часто можно услышать, что посещение ребенком детского сада важно не столько для развития первых дошкольных навыков, сколько для налаживания связей, контактов с окружающими детьми.
Обратите внимание! Человеку свойственно быть частью коллектива, как одного целого.
Собираясь в группы, можно достичь больших результатов за короткое время, с учетом слаженности работы и взаимопонимания. Поэтому общество, социализация начинаются в столь раннем возрасте.
В чем различия
Сначала индивид воспитывается в микросреде, окруженный родителями, воспитателями и сверстниками. Многое поначалу делается именно для него, учитываются пристрастия, интересы, желания. Глядя на поведение окружающих, маленький ребенок проходит первые шаги к социализации, копируя то, что видит.
С возрастом ребенок вливается в другие группы, будь то спортивный кружок или летний лагерь. Совсем скоро формирующаяся личность становится частью общества, причем, как на него влияет макросреда, так и он вносит в нее свой вклад.
Социализация человека – это этап его существования, продолжающийся на протяжении всей жизни. Изо дня в день индивид переходит из одной социальной среды в другую, даже не задумываясь об этом. Примечательно то, что не только окружение имеет влияние на человека, но и он вносит в него значительные изменения.