какую роль играет сцена грозы в пьесе

Пьеса Островского «Гроза»: роль образа стихии в произведении

В одноименном произведении Островского крайне неоднозначен и символичен образ грозы. В пьесе «Гроза» роль ее многогранна. Образ этого явления включает в себя разные смыслы, которые гармонируют и дополняют друг друга, желая показать, какими могут быть грани проблемы. Автор дает несколько интерпретаций этому феномену.

Природная стихия

Совершенно понятно, что определённую роль играет сцена грозы в пьесе. Но какую именно, можно узнать, проанализировав, с чем стихия символизируется. В первом значении гроза символизирует явление. Природные зарисовки имеют большой смысл в произведении, они дополняют и подчеркивают сюжет.

Так, можно увидеть, какую роль играет в пьесе «Гроза» пейзаж, живописный и спокойный. Он — предвестник. Например, Картина бескрайних просторов Волги соответствует мечтам Катерины о свободе и независимости. А описание буйной стихии предшествует ее самоубийству. Гроза служит катализатором для развития действия и стимулирует возникновение конфликта.

Можно проследить, как стихия набирает силу от первого действия к четвертому. Жители города фактически живут в ожидании грозы, испытывая первобытный ужас перед природным явлением.

В первом же действии читатель наблюдает признаки надвигающейся стихии: слышатся раскаты грома, сверкает молния. При этом природное явление то набирает силу, то успокаивается. Но даже в ясный день, с очевидной тревогой, ждут герои прихода пьесы грозы.

Какую роль играет ее образ для них, можно понять, узнав, чем грешны перед небом жители городка.

Однако не все обитатели Калинова видят в феномене наказание и символическое значение. Кулигин воспринимает ее как бытовое явление. Изобретатель-самоучка в отличие от многих жителей города живет по совести, честно зарабатывает и думает о благе общества. Он не находится в постоянном ожидании кары за свои проступки. Кулигина удивляет, почему общественность так реагирует на явление, для него это величественное и притягивающее зрелище. Такую цитату он использует, чтобы показать свое отношение к стихии: «Не гроза это, а благодать!».

Драма Катерины

В лице молодой Кабановой автор показывает традиционный образ непорочной и сильной духом русской женщины, в душе которой разыгрывается самая настоящая гроза. Катерина, которая по натуре своей является мечтательной, чистой и неспособной на притворство, не может жить и нормально функционировать в обществе обитателей города, ежедневно подвергаясь окружающей ее лжи и нападкам свекрови.

В душе героини постепенно зарождается настоящий протест против устоев местного «темного царства» — словно облака чернеют перед грозой. Катерина воспитывалась в атмосфере любви и заботы — такие выводы можно сделать из ее упоминании о родительском доме:

Ей тяжело смириться с гнетущей обстановкой и несправедливостью в доме супруга. Такой образ жизни тяготит Катерину и делает ее несчастной. Чему свидетельствуют следующие ее выражения:

В душе девушки неизбежно разразилась ее собственная гроза, начинающаяся с тревоги и смятения, которые вызывает запретная любовь к Борису, и заканчивающаяся чувством непростительного греха перед людьми, что приводит к покаянию. Внутренний конфликт толкает главную героиню на самоубийство.

Аллегория любви

Чувства Екатерины и Бориса также можно сравнить с природным явлением. Подобно стихии, они неудержимо и стремительно развиваются. Как и гроза, эта запретная любовь не приносит счастья никому из героев. Катерина, несмотря на то что не любит Тихона, является его законной женой и давала клятву верности.

Борис — единственный приезжий обитатель Калинова. Он неглуп и достаточно образован. Борис лучше других понимал Катерину, однако в силу своей нерешительности и жажды наследства оказался не в состоянии ей помочь, тем самым демонстрируя в себе самые отрицательные качества типичного обывателя города — трусость, скупость, лицемерие и покорность. Чувства героев изначально обречены на быстрый трагичный финал.

Гроза как социальное явление

Чувства в душе главной героини перерастают в стихию во всем калиновском обществе. На фоне этого явления разворачивается все действие пьесы. Причиной духоты в воздухе является не только летний зной. Людей душит злоба и власть тех, кто имеет деньги. Раскаты грома предвещают назревающий конфликт.

Порядки в городе устанавливают ограниченные, завистливые и жадные люди, которые являются «цветом» общества. Среди ярких представителей «темного царства» особенно выделяются:

Властью и авторитетом они угнетают жителей города. Ими были установлены свои порядки. Жизнь в Калинове подчиняется следующим законам:

А. Н. Островский через образ грозы демонстрирует, что обществу, не дающему человеку возможности проявлять свои лучшие качества и высокие чувства, грозит разрушение.

Таким образом, это природное явление носит характер социального и вызвано оно накалившейся взрывоопасной обстановкой.

Символ обновления

После окончания стихии в природе воздух становится свежим и чистым. Удушливая атмосфера разряжается грозой, которая символизирует перемены. В пьесе после произошедших событий также появляется надежда, что произойдет обновление в этом замкнутом и невежественном душном обществе.

Первым начинает «просыпаться» слабохарактерный и инфантильный Тихон Кабанов. После самоубийства Катерины он идет против собственной родительницы и считает ее виновной в смерти супруги: «Маменька, вы ее погубили! Вы, Вы, Вы…» В его обличающей финальной реплике «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете, да мучиться!» читатель видит протест против домостроевских порядков Калинова, насилия над свободой и волей человека.

Тихон через эти слова заявляет о невозможности существования в таком аморальном и безнадежно устаревшем обществе.

Плата за грех

Несмотря на то что в глазах автора, читателя и всего калиновского общества Катерина осталась символом чистоты и высокой нравственности, она нарушила традиционную мораль, изменив мужу, и не осталась безнаказанной. Грозе, ставшей фатальной для героини, предшествует появление фигуры сумасшедшей барыни, сопровождающееся раскатами грома и предрекающее скорую гибель. Так, стихия символизирует наказание для согрешившей героини.

Для русской литературы второй половины XIX века тема преступления и дальнейшей расплаты становится актуальной. Один из ярчайших примеров — знаменитый роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

В судьбе главной героини «Грозы» эта тема остро поднимается и находит отклик. Катерина не может простить себе грех и не выносит порицания общественности. Борис после их вынужденной разлуки произносит фразу: «Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!»

Если говорить кратко, то гроза в произведении Островского — не просто проявление стихии, но и олицетворение грядущих перемен. Город Калинов, который является вымышленным, — это собирательный образ типичных провинциальных городков того времени. Их обитатели цепляются за изжившие себя патриархальные устои.

Изображая конфликт одной семьи, автор обличает проблемы нравственности и духовности российского общества середины XIX века и дает красочное описание купечества.

Писатель интересовался бытом и порядками русских купеческих семей. Написанию пьесы предшествовала исследовательская работа — А. Н. Островский посетил Тверь и Торжок, где стал очевидцем сохранившихся со времен новгородской старины пережитками в виде девичьей свободы и затворничества женщин после замужества.

Эти наблюдения можно видеть в противопоставлении образа жизни незамужней Варвары и отягощенной брачными узами Катерины. Пьеса также посвящена судьбе русской женщины в непростую эпоху переворотов.

Образ Катерины довольно противоречив — верующая девушка с высокими моральными принципами дважды нарушает религиозные законы, поскольку чувство внутренней независимости оказывается выше заповедей Бога. Двойственные мнения по поводу неоднозначного персонажа Катерины Кабановой и полемика, вызванная современниками Островского, свидетельствуют о нетривиальности и актуальности персонажа.

Предоставленный материал поможет написать мини-сочинения по произведению Островского «Гроза» об образе грозы в пьесе. Большое значение в этом творении имеют и песни, их анализ также будет полезен ученикам, чтобы лучше понять смысл произведения.

Источник

Образ грозы в пьесе Островского Гроза

Значения образа начинают раскрываться с 1-ого действия: слышится гром, на небе видна молния. Это явление будет присутствовать до 4-ого действия. Причем гроза непостоянна, она то набирает силу, то затихает. И даже в светлый день герои с тревогой в сердце ждут ее прихода.

Катерина очень боится грозы, стихия не гармонирует с ее натурой. Она провинилась и не желает оставить этот мир с нечистой душой. В этом случае это явление предстает как сила потустороннего мира.

В заключительной части пьесы гроза находится в своем апогеи. При этом затишье перед предстоящей бурей обманчиво, те люди, что гуляли по городу, хотят побыстрее укрыться под крышей дома.

Гроза отражается в жизни каждого героя. Катерина смогла сознаться в измене как раз когда стихия разбушевалась, сделала она это от страха солгать. Это меняет дальнейшую судьбу Кабановых.

В грозе есть и положительные черты. После нее выходит радуга, и есть надежда на преображение Калинова и то, что люди смогут поступить так, как считают нужным. Первым нарушителем правил стал Тихон.

Даже в названии произведения имеется символ этого явления. И оно здесь не только природное, но и иносказательное, оно обозначает отношения и связи поколений, зависимость и власть. Тихон радуется возможности хотя бы на время покинуть ненавистный дом, где ему приказывает мать.

Но многие люди видят в ней божью кару. Отношение к этому явлению характеризует натуру героев. Суеверие прочно засело в народных массах. Это можно увидеть в рассуждениях Дикого: «Гроза-то нам в наказание. ». Однако и Дикой, а также Кабаниха и прочие персонажи не очень переживают по поводу грозы. Кабаниха уверена, что грозу посылает бог как знак гнева, но она убеждает себя в том, что ее образ жизни соответствует канонам божьим.

Варвара и Кулигин говорят, что не испытывают страха перед грозой. Варвара смотрит в будущее, она намерена сбежать из дома, а Катерину держит страх прошлого.

2 вариант

Смысл представления начинает описываться с 1-ого события: раздается гром, на небосводе замечена молния. Этот феномен будет фигурировать до 4-ого события. При этом гроза изменчива, она то организует стихию, то замолкает. Даже в тихое и солнечное время персонажи с волнением в душе ожидают ее появления.

Опасаются ее все, только вот не Кулигин. У него нет сложностей с моральной ответственностью, в связи с чем он не боится наказания господа. Он воспринимает грозу как обыкновенное событие, не видит в ней мистицизма. Он сообщает, что гроза не может навредить. Дикой не соглашается с такой позицией, он думает, что грозу отправляет Всевышний, чтобы напомнить народу о будущем суде. В этом заключается дикий ужас.

В последней части произведения гроза пребывает в своем пике. При этом тишина перед грядущем вихрем лжива, те люди, что прогуливались по городу, желают как можно быстрее спрятаться под защитой дома.

Гроза изменила мир каждого персонажа. Катерина сумела признаться в неверности только когда природа разгулялась, совершила она это от боязни соврать. Это изменяет в корне будущую жизнь Кабановых.

Даже в наименовании литературной работы имеется символика данного феномена. И оно в этом месте не только естественное, но и аллегорическое, оно символизирует связи и отношения людей, зависимость и самодержавие. Тихон рад шансу хоть временно оставить неприятное жилище, где им командует мать.

Но почти весь народ воспринимает в ней божественный гнев. Позиция к подобному феномену показывает души персонажей. Предрассудки крепко застряли в обществе. Это можно встретить в размышлениях Дикого: «Гроза-то нам в наказание. ». Но в то же время и Дикой, да и Кабаниха и оставшиеся действующие лица не очень беспокоятся из-за грозы. Кабаниха убеждена, что грозу отправляет Всевышний как признак злости, но она утишает себя в том, что ее жизнь подходит условиям небесным.

В пьесе символично не только явление грозы, но и персонажи. Гроза это также гнев и тираническая власть, это собирательный образ – тирании, природы, отношений людей. В грозе скрывается также внутренний конфликт.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ грозы в пьесе

Популярные сегодня темы

Ключевым персонажем пьесы Горького «На дне», на мой взгляд, становится Наташа. Именно благодаря ей Горький раскрывает тему того, что плохое общество может сгубить даже самых прекрасных людей.

Н. В. Гоголь – мастер художественного слова, великий и талантливый писатель 19 века. В название своей всемирно известной поэмы он заложил очень глубокий смысл. В основе заглавия лежит удивительный художественный приём – оксюморон.

При первом взгляде на картину можно увидеть террасу, насквозь промоченную только что прошедшим ливнем. Скамья, пол и все предметы, находящиеся на террасе отражаются в водной глади, как в зеркале.

Действие в рассказе происходит в небольшой деревне, которая расположилась между озер и косогором. На косогоре поселилась новая жительница куница Белогрудка.

Жила в Кавказских горах старая бабушка Анисья. Ей было много лет. О её возрасте никто не знал, и сама она не помнила. Во времена её молодости горы были каменистые, и по ним можно было гулять

Источник

Образ грозы в пьесе Островского

Образ грозы в пьесе Островского «Гроза» символичен и многозначен. Он включает в себя несколько смыслов, которые сочетаются и дополняют друг друга, позволяя показать несколько граней проблемы. Для начала нужно отделить понятие образ-символ от понятия метафоры. Образ-символ многозначен, как и метафора, но, в отличие от последней, подразумевает, что у читателя могут возникнуть множество различных ассоциаций, которые не ограничиваются авторской трактовкой текста. То есть в тексте произведения не указано как именно следует расшифровывать и понимать тот или иной образ-символ. Трактовку метафорического переноса обычно указывает сам автор. Именно последний вариант реализуется в рассматриваемой пьесе Александра Николаевича.

При этом образ грозы в пьесе нельзя воспринимать как однозначно отрицательный. Безусловно, Катерина напугана буйством погоды. Раскаты грома становятся всё громче, а страх погрязнуть во лжи всё сильнее. В грозе Катя видела символ Высшего суда, кару господнюю для тех, кто не живёт праведной жизнью. Именно поэтому начавшуюся грозу можно считать катализатором признания в измене. На набережной, при всех, несмотря на уговоры Тихона и Варвары, Катерина говорит, что всё то время, пока Тихон был в отъезде, она тайно встречалась с Борисом. Вот это становится настоящей грозой. Катеринино признание перевернуло жизнь всей семьи, заставило задуматься о жизни. Гроза становится непросто внешним проявлением, но и внутренним конфликтом. Гроза была в душе Катерины. Она собиралась долгое время, облака становились чернее с каждым упрёком свекрови. Разрыв между реальной жизнью и представлениями девушки был слишком велик. Катерина не могла избежать внутренней грозы: она по-другому воспитана. Её учили жить честно и праведно. А в семье Кабановых хотят научить врать и притворничать. Чувства к Борису также можно сравнить с грозой. Они развиваются стремительно, стихийно. Но к сожалению априори обречены на скорый и печальный финал.

Роль грозы в пьесе «Гроза» сводится к тому, чтобы расшевелить людей, растрясти пространство. Добролюбов назвал Калинов «тёмным царством», царством пороков и застоя. Здесь живут ограниченные люди, которых дураками делает не незнание культур других стран, а незнание собственной культуры, неумение быть человеком. Купец Дикой, один из влиятельнейших людей города, не знает Державина и Ломоносова; жители привыкли врать и воровать, делать вид, что ничего не происходит, но при этом изменять и терроризировать свои семьи. В жителях не осталось ничего человеческого. Кулигин, Тихон, Борис и Катерина называют Калинов по-разному, но смысл один: это пространство, из которого невозможно выбраться. Там нет свежего воздуха, и оно затягивает, как болото. Гроза же, своей силой и энергией, должна проломить корку, сломать капкан, дать возможность новому проникнуть в город Калинов. К сожалению, одной грозы недостаточно. Как и гибели Катерины недостаточно для того, чтобы люди убрали «тёмное царство» из своей души. Только Тихон, неспособный на решительные действия, впервые идёт наперекор устоявшимся правилам. Он обвиняет мать в смерти жены, а сам, оплакивая Катерину, жалеет, что не может отправиться с ней в другой мир, где можно жить по законам совести.

Источник

Образ грозы в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

какую роль играет сцена грозы в пьесе. картинка какую роль играет сцена грозы в пьесе. какую роль играет сцена грозы в пьесе фото. какую роль играет сцена грозы в пьесе видео. какую роль играет сцена грозы в пьесе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет сцена грозы в пьесе.

Постоянным читателям и посетителям Литероведа предлагаем сочинение на тему «Образ грозы в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)», в котором расскажем о том, какую роль играет гроза в системе персонажей и сюжете произведения.

«Гроза» — одна из самых известных пьес русского драматурга А.Н. Островского. В ней автор изображает мир купечества в один из переломных моментов, когда начали рушиться старые домостроевские устои, так свято охраняемые такими купцами, как Дикой и Кабаниха.

С первых сцен пьесы герои говорят о грозе, однако упоминают о ней не только как о явлении природы. Гроза выступает как образ-символ, самостоятельное действующее лицо драмы. В жизни каждого из персонажей эта стихия играет свою роль, у героев свое отношение к этому образу. Впервые упоминание о грозе появляется в первом действии пьесы, а к четвертому она набирает силу. В Калинове все живут ее ожиданием: о грозе говорят, ее боятся, от нее пытаются спрятаться, и только механик-самоучка Кулигин не может сдержать восторг от этой природной стихии, от ее мощи и красоты. Он недоумевает, как можно страшиться такого прекрасного явления природы, как можно не восхищаться его силой и мощью. Он называет грозу благодатью, которой радуется вся природа: каждая травинка, каждый кустик и цветочек. Кулигин говорит, что люди наделали себе пугал из всего, в каждом явлении природы видят какой-то плохой знак.

Многими горожанами гроза воспринимается как напоминание о грехах, порочной жизни. Дикой убеждает, что она посылается в наказание и спастись от нее, как предлагает Кулигин, громоотводом, «шестами да рожнами» не получится. Купец знает, что он грешит, но остановиться и покаяться в перед собой, людьми и Богом не может.

С опаской ждет грозы и Катерина Кабанова. Однако она воспринимает это явление природы не как наказание за грехи, героиню пугает сила и неуправляемая энергия стихии, которая противоречит тихому и спокойному нраву героини. Молодая женщина не боится, что гроза ее убьет, ее страшит, что она может умереть с грехами и лукавыми мыслями.

Кроме всего выше сказанного, гроза – это и предвестник скорых перемен в темном царстве Диких и Кабаних, в царстве пороков и застоя. Жители Калинова привыкли врать друг другу, воровать, за закрытыми дверями и ставнями угнетать родных и близких. Кулигин, рассказывая Борису о городе и горожанах, говорит о жестоких нравах, царящих в Калинове. Среди мещан процветает грубость и бедность, потому что честным трудом невозможно заработать «больше насущного хлеба», а те, кто имеет деньги и власть, стараются поработить бедного, бесправного, чтобы через его труд заработать еще больше денег. Купец Дикой, один из самых богатых купцов Калинова, чувствует свою власть и безнаказанность, он нагло отвечает городничему, который после жалобы горожан на Дикого пытается воззвать к совести купца. Дикой тогда сказал городничему, что из тех копеек, которые он недодает своим мужикам, у него составляются тысячи. Купцы стараются подорвать торговлю друг другу и часто делают это не из какой-либо корысти, а из черной зависти. В Калинове доносят на ближних, пишут кляузы. А если дело доходит до суда, то и этому рады: пусть сами кляузники потратятся, но и других заставят раскошелиться.

Самодур Дикой целыми днями кричит на домочадцев, ругает их последними словами, терроризирует, не встречая ответной силы. Особенно достается племяннику Борису, который живет в доме дяди из-за родительского наследства. Взрослому, образованному, умному человеку невдомек, что от таких жадных, меркантильных родственников невозможно вырвать ни копейки, ради наживы они готовы пойти даже на преступление.

Еще одна известная семья в городе – семья Кабанихи, богатой купчихи, вдовы. В ее доме царят домостроевские порядки. От своих детей, сына Тихона и дочери Варвары, а также невестки Катерины она требует беспрекословного подчинения. Поэтому сын готов использовать любую возможность, чтобы сбежать из дома хоть на несколько дней, чтобы вырваться из оков матери, глотнуть немного свежего воздуха. Душная атмосфера темного царства настолько ему тягостна, что от побега Тихона не останавливают даже просьбы и мольбы молодой жены, он остается к ним глухим и равнодушным. Варвара же приспосабливается к домостроевским правилам, установленным Кабанихой. Она научилась лгать и изворачиваться. Чтобы бегать на свидания по ночам к возлюбленному, девушка выкрала ключ, которым запирают калитку на ночь.

Так же поступать она советует и Катерине, которая полюбила Бориса, племянника Дикого, и, пока мужа не было дома, тоже тайно встречалась с любимым человеком. Однако героине очень трудно переступать через те моральные принципы, которые были привиты ей в родительском доме. Мать ее воспитывала в любви и ласке. В их доме часто собирались странницы и богомолки, которые вышивали, пели стихи, делились разными историями. Девушка с удовольствием слушала их интересные рассказы, затрагивающее душу пение. Она ходила с матерью в церковь, а после службы отдыхала, гуляла по саду, поливала цветы, которых у нее дома было видимо-невидимо, ходила за студеной водой к ключу. Ее никто и никогда не обижал в родительском доме, только одевали, как куклу, холили и лелеяли. Из девичьей холи она попала в атмосферу темного царства. Катерина не может приспособиться к страшным порядкам. За время замужества она не научилась врать, обманывать, что-то скрывать от мужа. Она не в силах справиться со своим чувством к Борису, но не может продолжать встречаться с ним, изменять мужу, со стороны которого не встречает никакой поддержки, не получает никакого тепла, поэтому выбирает единственный, по ее мнению, правильный путь – бросается с обрыва в Волгу и погибает. Ее гибель как вызов темному царству, в котором чахнут и гибнуть чистые, возвышенные души.

Образ грозы в произведении В.Н. Островского это не только природная стихия, наводящая ужас и животный страх. Гроза в пьесе носит характер социального явления. Этот образ-символ напоминает, что обществу, в котором человеку приходится лгать, изворачиваться, подавлять свои лучшие душевные качества, грозит неминуемая гибель.

Источник

Гроза

1. Чем отличается Катерина от калиновцев? Почему трагична ее судьба?

Катерина в родительском доме была любимицей, росла в свободе, «точно птичка на воле». Такие условия сформировали в ней вольнолюбивый характер, но при этом дали идеализированное представление о мире.

Главная героиня, возвышенная, одухотворенная, в чем-то противоречивая, разительно отличается от других персонажей (и положительных, и отрицательных) тем, что все они сжились с дрянными житейскими условиями, ограниченностью интересов кали-
новского общества. А Катерина не желает считаться с обстоятельствами, и душный, торгашеский мирок Калинова тесен для нее.

Ее судьба трагична, потому что она не смогла примириться с жизнью. Катерина была обречена на гибель.

2. Кто из героев относится к «темному царству»? Что их объединяет?

«Темное царство» — это Дикой, Кабаниха, Барыня и, в некоторых своих чертах, Тихон и Феклуша.

Представители старшего поколения — приверженцы старого уклада жизни. Дикой третирует окружающих, потому что богатство дает ему власть, и искренне считает, что он значительнее прочих (например, его презрительное отношение к Кулигину, самому, пожалуй, положительному герою пьесы). Кабаниха все время упрекает Тихона за слишком мягкое, по ее мнению, отношение к жене, а тот, в свою очередь, слишком почтителен к матушке. Такие традиционные отношения между родственниками способствуют развитию у Дикого и Кабановой таких качеств, как эгоизм, неспособность воспринимать другого человека как личность.

Беспощадно традиционное отношение калиновско-го общества к измене мужу. Катерина погибает оттого, что мещанская среда не может простить ее греха, несмотря на раскаяние. И поэтому она сама не может себя простить.

Показательно невежество представителей «темного царства». И если Феклуша не может по объективным
причинам быть образованной, то невежество Дикого воинственно — он попросту не хочет просвещаться.

Узость мировоззрения, эгоизм, самодурство, преклонение перед деньгами, измерение достоинства человека по его достатку — таковы основные черты мещанства, показанные в пьесе А.Н. Островским.

3. Какую роль играет гроза в пьесе?

Образ грозы многозначен: это и силы природы, и гнев господень, и душевное смятение.

У разных персонажей свое понимание грозы: для Дикого она наказание Божье, для Кулигина — «электричество» и одновременно красота, «благодать».

Образ грозы, давший название произведению, подчеркивает самые трагические, самые важные моменты в развитии действия пьесы.

4. В чем состоит своеобразие конфликта в пьесе «Гроза»?

Для конфликта пьесы характерна многоплановость: это и борьба характеров, и столкновение мировоззрения молодых с укладом жизни старшего поколения, просвещения с невежеством, и социальные противоречия.
В противопоставлении Катерины (и частично Кулигина) и общества Калинова в целом мы видим столкновение стремления к новой, лучшей жизни и косности мещанских устоев.

Охват всех сторон жизни делает конфликт в пьесе всеобъемлющим.

5. Составьте конспект статьи Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве». С чем можно согласиться и с чем поспорить в добролюбовской трактовке образа Катерины?

1. Характеристика «Темного царства» и наиболее консервативных представителей его — Дикого и Кабанихи.

2. Связь, которую устанавливает Добролюбов между «господствующими лицами» «темного царства» и «историей, разыгравшейся с Катериною».

3. «Гроза» — «самое решительное произведение Островского».

4. «. Характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе».

5. Сила характера Катерины и объяснение Добролюбовым «существенной необходимости его» для русской литературы того времени.

6. Основные этапы в развитии характера Катерины:

1) стремление согласовать «всякий внешний диссонанс. с гармонией своей души» как основная особенность Катерины девической поры;

2) Катерина в доме Кабановых, когда она еще не осознала «стремление любви»: «У ней мало знания и много доверчивости, вот отчего до времени она выказывает противодействия окружающим и решается лучше терпеть, нежели делать назло им»;

3) «она возмужала, в ней проснулись другие желания, более реальные; не зная иного поприща, кроме семьи, иного мира, кроме того, какой сложился для нее в обществе ее городка, она, разумеется, и начинает сознавать из всех человеческих стремлений то, которое всего неизбежнее и всего ближе к ней, — стремление к любви и преданности»:

а) «сначала, по врожденной доброте и благородству души своей, она будет делать все возможные усилия, чтобы не нарушить мира и прав других, чтобы получить желаемое с возможно большим соблюдением всех требований, какие на нее налагаются людьми, чем-нибудь связанными с ней; и если они сумеют воспользоваться этим первоначальным настроением й решаться дать ей полное удовлетворение, хорошо тогда и ей, и им»;

б) «но если нет — она ни перед чем не остановится, — закон, родство, обычай, людской суд, правила благоразумия — все исчезает для нее пред силою внутреннего влечения; она не щадит себя и не думает о других. Такой именно выход представился Катерине, и другого нельзя было ожидать среди той обстановки, в которой она находится».

7. Трагедия Катерины — в столкновении с людьми, совершенно не способными ее понять и оценить по достоинству:

1) «в пьесе, которая застает Катерину уже с началом любви к Борису Григорьичу, все еще видны последние, отчаянные усилия Катерины — сделать себе милым своего мужа»; «Тихон сам по себе любит жену и готов бы все для нее сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может»;
2) Катерина «никогда. не жалуется. Не бранит свекрови; сама старуха не может на нее взнести этого; и, однако же, свекровь чувствует, что Катерина составляет для нее что-то неподходящее, враждебное»;

3) «обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала: «Без этого нельзя, — говорит ей Варвара, — ты вспомни, где ты живешь; у нас на этом весь дом держится. ». Катерина поддается своему положению, выходит к Борису ночью, прячет от свекрови свои чувства в течение десяти дней. »;

5) «все окружающие полны суеверного страха, и все окружающие, согласно с понятиями и самой Катерины, должны смотреть на ее чувство к Борису как на величайшее преступление»;

6) «приехал муж, и жизнь ей стала не в жизнь. Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела и не умела; надо было опять воротиться к своей черствой, тоскливой жизни, — это ей показалось горче прежнего. Такое положение невыносимо было для Катерины: дни и ночи она все думала, страдала, экзальтировала свое воображение, и без того горячее, и конец был тот, что она не могла вытерпеть — при всем народе, столпившемся в галерее старинной церкви, покаялась во всем мужу»;

7) «. с «преступницею» приняли меры. обычные в том быту: муж, по повелению матери, побил маленько свою жену, свекровь заперла ее на замок и начала есть поедом. »;

8) она согласна бежать с Борисом, но «Борис ничего не имеет и вполне зависит от дяди — Дикого». К тому же «Борис — не герой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье»;

9) «Катерина не может удовлетвориться великодушным прощением от самодуров и возвращением ей прежних прав в семье: она знает, что значит милость Кабановой и каковы могут быть права невестки при такой свекрови. »;

10) «она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех, и она как бы старается доказать нам и себе, что ее можно и простить, так как ей уж очень тяжело».

8. Самоубийство Катерины в оценке Добролюбова: «В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности. Протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет примириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу».

9. Общий смысл драмы Добролюбов видит в словах Тихона, произнесенных над трупом жены. Слова Тихона «заставляют. подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим, да еще каким — самоубийцам!».

Однако в определении истоков ее характера критик полностью ушел от трагедии Островского. Разве мож-

но согласиться, что «воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей»? Ведь из монологов-воспоминаний героини о юности мы узнаем о ее вольнолюбии, чуткой душе.

Кажется спорным и обоснование причины гибели Катерины. Критик считает, что у героини не было другого выхода, чтобы избавиться от плена «темного царства». Она «не может удовлетвориться великодушным прощением от самодуров». Нам же представляется, что Катерина сама не могла простить себя — ее мораль строга и религиозна по своей сути, и прелюбодеяние для нее смертный грех. Героиня расценивает измену мужу как свою нравственную гибель, поскольку она, не имея силы сопротивляться чувствам, собственноручно нарушает такие важные для нее моральные устои.

Добролюбов, как революционер-демократ, искал в литературе факты, подтверждающие, что народные массы не хотят и не могут жить по-старому, что в них зреет протест против самодержавных порядков, что они готовы подняться на решительную борьбу за социальные преобразования. Критик был убежден, что читатели, ознакомившись с пьесой, должны понять, что жить в «темном царстве» хуже смерти. Поэтому он называет конец пьесы «отрадным» — «в нем дан страшный вызов самодурной силе». Но нам концовка представляется, наоборот, горькой и печальной — погибла светлая, красивая душа, которая так редка в «темном царстве».

Сам автор пьесы был далек от мысли, что единственным выходом из «темного царства» может быть только решительный протест. «Лучом света» для Островского оставалось знание, образование.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *