какую роль играет природа в жизни героев
Природа в романе «Война и мир»
Природа в романе «Война и мир»
Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» – эпическое произведение, охватывающее многие стороны человеческой жизни. Человек – дитя природы, он не может существовать без нее, все природные явления не только отражаются на физическом состоянии человека, но и влияют на его эмоциональное и душевное равновесие. Описания природы в романе «Война и мир» Толстого – это не просто лирические отступления, которые добавляют красок и жизни в произведение. Природа словно участвует в событиях, происходящих в романе, становясь декорацией, на фоне которой разворачивается действие. Небо, облака, деревья, туман, комета – все это дополняет и усиливает впечатление от событий, о которых пишет автор.
Например, в начале описания Аустерлицкого сражения Толстой рисует перед читателем картину: русские войска уходят в густой туман. Этот туман застилает все окрестности так, что ничего не видно и не понятно, что происходит, куда идут солдаты, где враг, а где свои: «Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места — обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем».
Перед сражением под Аустерлицем состоялся военный совет, на котором австрийский генерал Вейротер долго и нудно объяснял свой план атаки. И туман, осевший утром на землю, словно олицетворяет неясность и непродуманность плана Вейротера. Отправляя войска в атаку на французов, генерал не дал себе труда ознакомиться с мнением Кутузова, мало того, Вейротер убедил государя Александра в том, что именно в этот момент нужно атаковать Наполеона. И поэтому солдаты уходят в густой туман, не зная, где противник и когда его ожидать. «Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали».
Напротив, в описании того, как видит эту же картину Наполеон, Толстой словно подчеркивает, что как раз таки Бонапарт четко понимает, что происходит на самом деле и правильно оценивает ситуацию, сложившуюся между армиями. «Туман сплошным морем расстилался понизу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана».
Так, включая контрастные описания природных явлений, происходящих на одной и той же местности, Толстой словно подчеркивает, насколько туманна и расплывчата позиция австрийско-российской армии, и насколько четко и ясно продумана и выстроена стратегия Наполеона.
Человек и природа в «Войне и мире»
Толстой вплетает описание природных явлений, когда рассказывает о каких-нибудь ключевых ситуациях, в которых оказывается персонаж. Природа словно сочувствует героям романа, вызывая у них определенные состояния души и мысли, которые влияют на дальнейшее развитие событий.
Человек и природа в «Войне и мире» Толстого – это одно целое. Если персонаж грустит или недоволен жизнью, как например, князь Болконский, когда едет мимо старого дуба, погруженный в печальные мысли, то природа словно поддакивает ему. Князь Андрей видит подтверждение своему душевному состоянию в старом дубе, не желающем распускать листья, в отличие от других деревьев.
«Весна, и любовь, и счастие!» — как будто говорил этот дуб, — «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков; как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам». «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!»
А когда Болконский растревоженный ночным разговором Наташи, ее прелестной юностью, возвращается обратно, вид того же самого дуба наводит князя Андрея совсем на другие мысли. Он едет домой, наслаждаясь и радуясь наступившему лету, с удивлением замечая красоту природы, слушая пение соловьев и увидев распустившееся дерево, вдруг понимает, что «… жизнь не кончена в 31 год».
Он переживает все свои лучшие моменты, вспоминает небо, перевернувшее его душу, когда он лежал раненный на поле боя под Аустерлицем. Наташу, любующуюся прелестью ночи, и лунный свет, ворвавшийся в его окно. Все это вызывает волнение и радостное ожидание чего-то хорошего. И старый дуб, изменившийся до неузнаваемости, опять подтверждает размышления князя Андрея о жизни: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, — ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их».
В зависимости от обстоятельств, природа в романе «Война и мир» выполняет разнообразные функции. Например, для всех комета 1812 года предвещала «всякие ужасы и конец света». Для Пьера же, вдруг осознавшего и почти признавшегося в любви к Наташе Ростовой, та же самая комета была «светлой звездой … с длинным лучистым хвостом», которая «вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе».
С помощью описания природы Толстой подчеркивает, какую беду для всех несет в себе война. Заброшенные пересохшие поля с исхудавшим скотом, которому нечего есть на этих полях. Солдаты, купающиеся в грязном пруду, заброшенный сад в родовом имении Болконских – все это гораздо ярче передает тяжесть, которая легла на плечи русского народа во время войны.
В то же время, когда автор хочет рассказать о чем-то светлом и романтическом, описание природы словно рисует в воображении читателя те чувства, которые испытывают герои в такие моменты. Например, та самая ночь, когда Наташа мечтала улететь в звездное небо, а князь Андрей, случайно подслушавший ее разговор, словно очнулся от тяжкого сна безысходности.
Заключение
В своем сочинении на тему «Природа в романе «Война и мир» мне хочется еще раз обратить внимание на талант Льва Николаевича Толстого, который, словно рисует кистью описания природы в своем романе. Благодаря ярким и четким деталям, в воображении у читателя появляется то прекрасная лунная ночь и юная девушка, сидящая на подоконнике, то яркое солнце на голубом небе, раскинувшемся над молочным туманом, в который уходят русские солдаты. И эти детали делают произведение Толстого живым и естественным.
Роль пейзажа в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Функции природы
Чертой, на основе которой противопоставляются друг другу герои произведения, является пейзаж. С помощью этого аспекта можно сразу понять, на стороне какого персонажа будут симпатии Л. Н. Толстого. Герои, к которым автор относится лучше, то есть дает им хорошие характеристики, всегда:
Персонажи, которые не замечают знаков окружающей среды, обращаются с ней холодно и порой жестоко. Они не занимают место в сердце Толстого, к ним он не испытывает теплых чувств, не проявляет симпатию.
Природа играет важную роль в произведении. Она не только раскрывает главных персонажей и дает понять, кто заслуживает любви и внимания читателя, а кто нет, но и позволяет воссоздать обстановку, предшествующую какому-нибудь событию, например, Бородинскому сражению. В начале битвы солнце, которое сквозь туман брызнуло на поля, стало знаком к наступлению для Наполеона.
Небо над Аустерлицем
Так как одним из главных героев является Андрей Болконский, многие образы пейзажа необходимы для раскрытия его характера, взглядов. Переломным моментом в жизни этого персонажа является эпизод с Аустерлицким сражением. Князь Андрей поднимает упавшее знамя, ему удается вернуть солдат, но он получает тяжелое ранение, поэтому падает на землю и видит небо с плывущими темными тучами. Лежа под ним, Болконский осознает всю человеческую сущность, происходит крушение его былых идеалов.
Пейзаж помогает понять глубину переживаний и терзаний главного героя. Андрей желает определить истинное предназначение своего существования. Высокое небо остудило стремление персонажа стать известным, получить славу и занять высшую должность.
Как поступит главный герой в этой ситуации? Он больше не хотел связывать свою жизнь с войной, однако желание защищать Родину не оставляет его. Благодаря детальному описанию окружающей персонажа обстановки читатель имеет возможность насладиться вместе с Болконским природой. Картина внешнего мира помогает понять идею романа. Л. Н. Толстой этим эпизодом хотел сказать, что все в жизни пусто, кроме неба, нет ничего, только тишина и спокойствие.
Образ дуба
Развитие характера Андрея Болконского осуществляется с помощью описания этого дерева. Оно несет большую символическую нагрузку, отождествляет собой могущество, непобедимость. Князь приходит к дубу дважды, поэтому можно разделить влияние дерева на жизнь главного героя на 2 этапа:
Такое разделение происходит, поскольку князь Андрей меняется на протяжении всего романа. Трансформация состояния дерева показана глазами Болконского. В нем он видит своего союзника, который разделяет его боль и мысли. Толстой использует этот образ, чтобы приоткрыть внутренний мир Андрея, ведь он не рассказывает о своих переживаниях. В переломные моменты в жизни князя именно через состояние дерева читатель понимает, что творилось в его душе.
Таким же перед читателем предстает и Андрей: он подавлен, обезнадежен и не знает, может ли продолжить свое дальнейшее существование. Главный герой сравнивал себя с дубом. Произошедшие события сломали его: сражения изменили отношение к войне, потеря жены привела к глубокой депрессии и горю.
Когда судьба дала шанс любви и духовного возрождения, Андрей Болконский чувствует прилив сил и уверенность. Он понимает, что жизнь преподнесла ему вместо всех проблем графиню Ростову, которая подарила ему заново красоту окружающего мира.
Однажды, возвращаясь домой, Андрей искал знакомый силуэт старого истощенного дерева и чуть не пропустил его, ведь оно преобразилось:
Тогда Андрей Болконский решил, что его жизнь еще не кончена, ему ведь всего тридцать один год, он не может взять и прекратить только начатый путь. Перед его глазами встал облик Наташи Ростовой, которая видела в этом мире лишь хорошее. Но главное то, что она умела любить и учила этому всех.
С момента встречи с дубом жизнь главного героя меняется на до и после. Он дал ему возможность понять, что еще не все кончено. Болконский начал готовиться к дальнейшим сражениям, осуществлять новые реформы, в его жизни настал следующий этап. Образ дуба в романе необходим, ведь он несёт в себе символ возрождения.
Окружающий мир глазами Ростовой
Толстой очень трепетно обращается с Наташей, он считает ее идеалом женщины. Героиня чутко относится к пейзажу, который окружает ее, видит счастье, красоту в мелочах, тем самым влюбляет в себя еще больше. Читатель никогда не увидит ни Анну Павловну Шерер, ни Элен на фоне природы. Если они и начнут рассуждать о красоте пейзажа, то это фальшивые слова, в них нет ни грамма истинных чувств, читатель такое сразу понимает, потому его симпатии не на их стороне.
Наташа Ростова была связана с простым народом и природой, она искренне и с восхищением повествовала о событиях, которые произошли с ней, когда она заблудилась в лесу и встретила старика-пчельника. Пейзаж олицетворял для нее любовь и доброе отношение ко всем людям. Ростова всегда проникалась чужими проблемами и никогда не была равнодушна даже к незнакомцам.
Перед смертью Болконский видит глаза своей возлюбленной, они были наполнены грустью, слезами, однако даже это не уничтожало ее внутреннюю красоту. Секрет Ростовой заключен в том, что она едина с окружающим миром, вдохновлялась природой.
Смысловая нагрузка
Толстой хотел показать, что война — не просто боевые сражения, где умирают тысячи людей, а спектр эмоций, который испытывает человек, существующий на грани жизни и смерти. Невероятная красота пейзажа переносит его на место событий, помогает понять, что же чувствуют герои, что они испытывают, защищая родную землю.
В произведении прекрасно использован литературный прием антитеза. Это прослеживается даже в названии романа. В параллельной аналогии войны и мира также принимает участие природа.
Описание мира
При изображении сцены охоты или сельских пейзажей Толстой рисует прекрасные романтические образы, заполненные солнцем и светом. Например, изображение ночи в Отрадном с ярко светящей луной, которой в одно и то же время восхищаются князь Болконский и Ростова, полно эмоций и мечтательности.
Автор описал прекрасное изображение природы осени в сцене с охотой: «Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделились от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса… стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей». Такая картина русской поздней осени будоражит в людях некую силу, находящуюся внутри души. Она подобна неистовому увлечению человека музыкой, плясками, охотой. Их автор в своем произведении описывает мастерски.
Изображение войны
В противовес всему прекрасному есть природа и в боевых действиях. Пусть при описании Бородинского сражения пейзажу выделено немного места, роль его достаточно важна. Перед битвой панораму поля наблюдает Пьер Безухов: вся территория застелена войсками и дымом от выстрелов, лучи ослепляющего солнца обдавали её золотистыми и розовыми оттенками света, создавая ощущение, что они пронизывают землю насквозь и оттеняют торжественность предстоящего события. Лес, находящийся вдали, заканчивал эту панораму. Было впечатление, что деревья высечены из какого-то драгоценного камня желто-зеленого оттенка.
Повествуя о батарее Раевского, автор ещё раз говорит о природе: «Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер». Окружающая обстановка описывает состояние народа, выделяя его самоотверженность, мужество и готовность распрощаться с жизнью ради отчизны.
Прочитав произведение, можно сделать вывод, что пейзажи в работе Толстого обладают непревзойденной красотой и элегантностью. Лев Николаевич всегда верен себе, он награждает пейзаж вспомогательными функциями: каждое описание природы имеет философскую нагрузку, выполняет важную роль в композиции и способствует пониманию идейного замысла произведения.
Какова роль картин природы в романе «Война и мир»? (Итоговое сочинение)
Какова роль природы в жизни человека? Почему одни люди замечают красоту самых обычных полевых цветов, а другим и неотразимые орхидеи не нужны. Наверное, это зависит от того, насколько человек добрый, отзывчивый, способный понять чувства и настроения других людей. Иными словами, такой человек имеет живую душу. В своем произведении Л. Н. Толстой не всем героям даёт возможность соприкасаться с природой, а только тем, кто умеет меняться, стремится стать лучше.
Одним из таких героев можно считать Андрея Болконского. Как стремится он к славе, мечтает о подвиге! Он жалеет, что связан семейными узами, нелепыми домашними обязанностями, привычками презренного высшего света. Автор даёт ему шанс совершить подвиг, но вместо упоения этим поступком раненый князь Андрей видит бесконечное высокое небо Аустерлица. Оно как будто раскрывает смысл жизни, хранящийся, оказывается, в самом простом: любви к жене, ребёнку, отцу, сестре.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Князь бесконечно сожалеет теперь, что не умел сохранить самое важное для себя. Л. Н. Толстой через соприкосновение этого героя с природой показывает истинную сущность жизни – любовь к родным людям.
Гордость князя Андрея наказана: он потерял жену, которая умерла при родах сына. Теперь он будто поникшее без воды растение. Он чувствует себя человеком, у которого уже всё было, всё прошло. И тут на помощь снова приходит природа. Это встреча князя с дубом. Когда он первый раз видит его среди молодых зеленеющих берёзок, то представляется Болконскому огромным исполином, много испытавшим в жизни, имеющим раны, так коряво затянувшиеся. Дуб будто говорит князю: «Ничего уже не будет, всё прошло…». Спустя месяц, возвращаясь через эту же рощу, Болконский видит совсем другое дерево. Старый дуб обновился, его не узнать. Значит, и человек так сможет. Князь Андрей оживает, потому что любовь снова есть в его жизни, и природа подтверждает, что так должно быть.
Перейти в это состояние Андрею Болконскому снова помогает природа. Ночь, проведённая в Отрадном, открыла ему удивительную, романтическую Наташу Ростову. Он слышит, как она восхищена луной, прелестью ночи, как хочется ей летать, и, конечно же, влюбляется в юную красавицу. Именно картина летней ночи помогает князю снова поверить в себя, отдаться этому проснувшемуся чувству со всей душой.
Природа помогает Л. Н. Толстому передать настроение героев, своё отношение к их поступкам. Картины природы в романе – это фон, на котором происходит совершенствование их душ.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id64290
Сочинение: Природа в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 26.08.2020 · Обновлено 26.08.2020
(352 слова) В своём грандиозном романе-эпопее Лев Николаевич Толстой стремился передать жизнь во всей её многогранности. Человек у Толстого непосредственно связан с природой, которая выступает в произведении не просто безликим фоном событий, но исключительно важным отражением сути происходящего. Трудно переоценить и то влияние, которое она оказывает на мысли и эмоциональное состояние героев произведения.
Значительную роль природа сыграла в жизненном пути одного из главных героев романа – князя Андрея Болконского. Так, ясное голубое небо, которое юноша видит на поле Аустерлицкого сражения, знаменует обретение им нового миропонимания, откровение недоступных прежде истин. Наполеон, которого молодой человек прежде почитал своим кумиром, теряет своё былое обаяние в глазах Андрея, уходя в тень того, «что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом».
Ещё один природный «герой», с которым Болконский встречается в момент душевного кризиса и его разрешения, — это старый дуб у дороги в имение Ростовых. Находясь на пути в Отрадное, ещё не зная, какие перемены в его душевном состоянии произведет эта поездка, Андрей видит суровое, ссохшееся от старости дерево, которое не расцвело вместе с остальными, не подчинилось «обаянию весны». Болконский ассоциирует себя с ним, ощущая, что его жизнь тоже клонится к закату. Однако на обратном пути, ощущая новое вдохновение жизни после встречи с прелестной Наташей Ростовой, Андрей замечает тот же дуб расцветшим и вдруг осознает, что жизнь его ещё не кончена.
Важную роль природа играет и в эпизодах военных действий. Так, туман на поле под Аустерлицем соотносится со смутным, спутанным планом сражения у русских, а ясное небо на возвышении, где стоит Наполеон, с чётким пониманием французским повелителем того, как нужно действовать, чтобы одержать победу.
Появляется природа и в самых трагических сценах романа. Так, например, дождь в эпизоде кончины юного Пети Ростова наводит на мысль, что даже сама природа не осталась равнодушна к этой страшной смерти. Пролился дождь и на поле Бородинского сражения, орошая тела раненных и убитых, точно говоря: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?».
Таким образом, сопровождая многие из самых значительных событий произведения и становясь их прямым участником, природа в романе «Война и мир» позволяет со всей полнотой прочувствовать происходящее и ощутить ту глубокую связь, что существует между всем окружающим миром и человеком в нём.
Роль пейзажа
Пейзаж в романе «Война и мир» является одним из главных художественных средств. Использование писателем картин природы обогащает произведение в идейном и художественном отношениях.
Для Толстого природа – это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Человек «естественный», близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе. Она органично входит в жизнь «ищущих» героев Л.Н. Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже изменить ее.
Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрея. Духовная красота Наташи Ростовой, поэтичность ее натуры проявляются в отношениях героини к природной стихии. Как прекрасна и непосредственна Наташа, любующаяся красотой ночи в Отрадном: «Соня, Соня! – послышался опять первый голос.– Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть. – Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало. – Нет, ты посмотри, что за луна. »
Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, эмоционально и романтически приподнято. Большое количество эпитетов в сравнительно коротком отрывке передает оттенки контрастных цветов: черного, белого и серебряного; игру света и теней – ночь неподвижно-светлая, деревья черные с одной и серебристо-освещенные с другой стороны, растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями, крыша – блестящая росой, дерево с ярко-белым стволом, полная луна на светлом, почти беззвездном небе. Ночь, луна, свет и тени – все поражает незабываемой красотой.
Природа часто помогает героям узнать свое состояние, разобраться во всем (небо над Аустерлицем, описание Дуная, образ дуба), показать всю бессмысленность мечтаний о славе и подвиге. На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, – высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!» Видя теперь так близко своего кумира – Наполеона, князь Андрей понимает всю ничтожность этого «маленького человека», которому он подражал. Все это мелко и незначительно по сравнению с тем, что происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит истинный смысл жизни в служении семье, воспитании сына. Князь Болконский считает, что его жизнь кончилась. Нет никакой надежды на счастье.
Как бы вторя его мыслям, старый мощный дуб стоит в распустившейся березовой роще. Его сучья-палки торчат в разные стороны, уродливые на фоне молодых березок. Дуб как бы говорит: «Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман. Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. ». «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, – думал князь Андрей, – пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» И Андрей решает жить тихо и спокойно, доживать свой век, никому не делая зла, заботясь о близких, выполняя свой отцовский долг.
Но после посещения Отрадного и знакомства с Наташей образ мыслей князя Андрея меняется. Ночной разговор Наташи с Соней, нечаянно подслушанный князем, раскрывает ему душу этой девушки. Ее восторженность и восхищение жизнью невольно передаются Болконскому. Он начинает понимать ценность жизни, каждого ее мгновения. На обратном пути он видит тот же дуб, но уже другой. «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно. “Да это тот самый дуб”, – подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления».
Замечательное описание осенней природы связано с картиной охоты в Отрадном: «Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделились от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса. стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей». Эта русская поздняя осень возбуждает в человеке какую-то внутреннюю духовную силу. Кроме того, она созвучна страстному увлечению людей охотой, музыкой, плясками, которые Толстой изображает в романе с большим мастерством.
Следует отметить, что только лучшие герои Толстого близки природе, чувствуют свою связь с ней. Отрицательные персонажи далеки от природы, от всего естественного и прекрасного. Они не только не замечают природу с ее величием и спокойной красотой, а как будто даже не подозревают о ее существовании. В романе «Война и мир» читатель ни разу не увидит Элен, Анну Павловну, Жюли Карагину, князя Василия на лоне природы, так как это не их стихия. Они не любят природу, не понимают ее высокого смысла. Духовно опустошенные, нравственно уродливые, они если и говорят о природе, то натянуто и фальшиво. Но совсем иначе воспринимают этот гармоничный мир главные герои романа, близкие к идеалу писателя – «естественному человеку». Это люди духовно красивые, ищущие счастья, внутренне близкие к народу, мечтающие о полезной деятельности. Их жизненный путь – это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Богатство внутреннего мира этих героев Толстой раскрывает через их восприятие природы.
Картина природы воссоздает обстановку, характеризующую начало Бородинского сражения: солнце, брызнувшее на поля из-за тумана, послужило Наполеону сигналом к выступлению. Пейзаж в освещении войн, битв, сражений несет у Толстого главную идейную нагрузку, выявляет характер войны, отражает точку зрения автора на происходящее.
► Читайте также:
Художественные особенности романа
Нравственно-философский смысл произведения