какую роль играет образ в сказке хозяйки медной горы
Характеристика и образ Хозяйки Медной горы по рассказу Бажова
В произведении Бажова “Медной горы хозяйка” автор рассказывает нам замечательную фантастическую историю, в которой находит себе место множество образов различных персонажей, как плохих, так и хороших. В этом сочинении я рассмотрю образ одного из главных действующих лиц – Хозяйки медной горы.
Хозяйка медной горы – фантастическое существо, которое обитает на вершине горы. Внешне он напоминает красивую молодую девушку, хотя может перевоплотиться в ящерицу. Она использует данную способность перевоплощения в различных ситуациях, когда ей это необходимо, также она весьма хитра, проворна, и ловка, что говорит о её змеиной натуре. Наряду с этой змеиной натурой, она также весьма активна.
Характером же Хозяйка медной горы предстаёт перед читателем как весьма не приятная особа, которой лишь бы только повеселиться и посмеяться. Даже над несчастьем окружающих она может от души посмеяться, и в большинстве случаев она и является причиной этого несчастья. Она, как и любой подобного типа мифический персонаж, испытывает различных путников, задавая им непростые вопросы, и ставя перед выбором. В людях же она ценит честность, бескорыстность, и благородство, хотя сама отнюдь не обладает данными качествами. Она привыкла всегда проверять всех путников, которым не посчастливилось пройти через её пост, на котором она извечно находится.
Также в её образе автор ясно хотел оставить желание всё и вся изничтожить своим изощренным методом. Хозяйка медной горы так разочаровалась в роде людском, что больше не верит в хороших людей, как бы её не старались переубедить в обратном, она всё так же не верит никому. За её долгую жизнь она повидала множество людей, и ни один из них не смог переубедить её в её мнении. Как бы никто не старался добраться до её сердца, но никому это не вышло.
Ещё одной чертой в её образе является её бессердечность и безразличие ко всему окружающему и живому. Все, кто когда-либо сталкивался с этой особой, называют её девушкой с каменным сердцем, которой чуждо всё человеческое, а уж тем более человеческие чувства. Все говорят о ней как не о человеке, а как о каком-то страшном существе, не испытывающем эмоций, хотя веселиться она любит.
Я считаю, что именно это пытался передать нам Бажов в своём произведении “Медной горы хозяйка” через образ Хозяйки медной горы.
Сочинение Хозяйка Медной горы
Впервые произведение Бажова «Хозяйка Медной горы» было опубликовано в 1936 году. Для советской эпохи сказ в таком жанре стал необычайным литературным творением. Из – за мрачности и реалистичности произведение не могло стать детской сказкой. Сказ не является серьезной литературой из – за мифологичности. По смыслу читатели относят произведение к детским сказкам.
Главным персонажем произведения является Хозяйка Медной горы. Хозяйка горы предстает в разных образах. В одном образе она превращается в красивую зеленоглазую девушку с длинной косой. А иногда обращается в ящерицу с короной на голове. В произведении она является сказочным существом, которое охраняет богатство гор Урала. По сказу девушка считалась покровительницей рудокопов. Зеленоглазая красавица со стройной походкой была умна. Героиня была проворной и всегда обожала посмеяться и подшутить. Хозяйка обладала волшебными силами и подшучивала над путниками, которые встречались ей по дороге. При этом она подвергала путников всяческим искушениям. Своим волшебством она испытывала многих мастеров и губила судьбы. Некоторых она одаривала своим вниманием и почестями. Она помогала только свободолюбивым и храбрым рабочим. Хозяйка недолюбливала барских прислужников.
Кроме волшебных сил она обладала даром предвиденья и могла предсказать будущее и судьбу каждого жителя Урала. Встреча с ней доставляла счастье. Степан испытывал к ней безмерное уважение и любовь. Она ценила верность Степана к Насте. После смерти мастера Хозяйка оплакивала его в образе простой девушки.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика и образ Хозяйки Медной горы
Популярные сегодня темы
Каждый человек задумывался над вопросом: насколько ценна его жизнь? Безусловно, это философский вопрос. Попытаюсь порассуждать на эту тему.
Все мы прекрасно знаем, что первую ракету с человеком в космос запустили еще в далеком 1961 году, но так как и раньше полеты в космос стоят огромных денег и это непосильная сумма для большинства людей
Антон Павлович Чехов однажды сказал, что наука является самой необходимой и важной частью жизни любого человека. Сложно однозначно согласиться или опровергнуть данное высказывание
Москва – столица нашей родины, а Красная площадь, пожалуй, самая главная её достопримечательность. Знаете, почему она называется Красной? Потому что, красивая.
Финский Лингвист, Элиас Леннорт, вложил много труда для того, чтобы создать произведение-эпос «Калевала». Всё свое произведение он описал в нескольких десятках рун
Хозяйка Медной горы — образ и характеристика героини сказа П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка»
Хозяйка — главная героиня сказа П. Бажова. Это мифическое, волшебное существо, охраняющее богатство местных рудников.
История создания образа
Писатель создал свой фантастический персонаж на основе уральских легенд, которые гласили о том, что у Медной горы (неофициальное название Гумёшевского рудника Уральских гор) существует дух-хозяйка, которая охраняет запасы ценных минералов. На гербе уральского города Полевской запечатлён этот фольклорный образ — ящерица с короной.
Гумёшевский рудник стал известен в XVIII в. Он был главным поставщиком малахита на Среднем Урале.
В зависимости от ситуации Хозяйка Медной горы может принимать вид девушки или ящерицы.
Встреча со Степаном
Степан — молодой парень. Он ещё не женат, но у него есть невеста Настя. Степан с напарником пришёл проверить готовность травы на покос. Прилёг отдохнуть, уснул, и тут его как будто кто-то толкнул под бок. Так он впервые увидел Хозяйку Медной горы.
Она попросила его передать приказчику, чтобы он убирался с Красногорского рудника. А когда закончила разговор, превратилась в ящерку с человеческой головой и сказала, что если выполнит он её поручение, то выйдет она за него замуж. Он плюнул, назвал её поганью, но она только расхохоталась.
Степан сделал, как она велела. Его выпороли и опустили в гору добывать руду. А приказчик потребовал ещё большую дань малахитом. Но в этом парню помогла Хозяйка. И спросила, согласен ли он жениться на ней. Но у Степана была невеста, и он сказал ей об этом. Красавица не только не рассердилась на него, но даже похвалила за верность. А сама расплакалась при расставании, а слёзы её превратились в драгоценные камни, она отдала их Степану.
Внешность и поведение девушки
Степан увидел прекрасную девушку невысокого роста с косой, в которую были вплетены ленты из тонкой позвякивающей меди. Коса её была иссиня-чёрного цвета и казалась прилипшей к спине. Фигура у неё была ладная, а платье поражало необыкновенной красотой: как будто сшито было из шёлкового малахита. Цвет его постоянно менялся: то, как стекло, блестит, а то вдруг станет бесцветным, а потом засверкает алмазной россыпью или станет красного медного цвета, а затем снова появляется оттенок зелёного шёлка. Самая красивая крестьянская девушка не смогла бы сравниться с ней красотой.
Эта красавица очень подвижна, непоседлива и смешлива. Со Степаном она разговаривает весело, с шутками и улыбкой. Её речь часто бывает насмешливой.
Местные жители считали, что с ней лучше не вступать в разговор, т.к. она может околдовать человека. Она обладает ясновидением, например, знает, что невесту Степана зовут Настей, хотя он не произносил её имени. Хозяйка в курсе всех дел и событий, которые происходят на руднике: она каким-то образом узнала, что Степана посадили на цепь под землёй за его поступок.
И войско у неё своё есть, состоящее из бесчисленного количества разноцветных ящериц. Собирает и распускает это войско она хлопаньем в ладоши.
Хозяйка может любую ценную руду превратить в обычный камень и наоборот. Она крепко держит своё слово и считается покровительницей рудокопов.
Хозяйка очень богата, но все её владения находятся в рудниках под землёй. Эти владения она показывает Степану и за его помощь щедро его благодарит — дарит невесте Степана большую малахитовую шкатулку, в которой собраны всевозможные женские украшения: кольца, серьги и др.
Внешность ящерицы
Преображение в ящерицу у девушки происходило быстро: она вскочит с места и быстро начинает взбегать по камню, а руки и ноги у неё тут же превращаются в зелёные лапы, появляется хвост, а вместо косы на спине видна только чёрная полоска. Голова же остаётся человечьей. Ростом эта ящерица была очень большой, других таких ящериц в этом месте никогда не видели.
Отношения Хозяйки Медной горы и Степана
Степан приглянулся этой волшебнице, и она попросила его помощи для спасения Красногорского рудника. Степан выполнил её просьбу, и тогда она помогла ему и его невесте стать свободными (освободиться от крепостного права). При прощании она просит, чтобы он её не вспоминал. Но Степан не может её забыть: грустит и тает на глазах. Он увлёкся охотой, но это был лишь повод для того, чтобы ходить на рудник и видеть Хозяйку. Там он и умирает. После долгих поисков его нашли мёртвым у того высокого камня, где он впервые встретился с красавицей. Автор пишет: «…лежит, ровно улыбается, и ружьишечко у него тут же в сторонке валяется, не стрелено из него». А волшебница в образе ящерицы плачет над ним. Похоже, что она полюбила Степана.
Хозяйка не благоволит начальству, богатым и их прислужникам, её привлекают только смелые и свободолюбивые люди.
Автор сказа заключает, что встреча с ней никому не приносит счастья: ни плохому, ни хорошему человеку.
Вывод
По мнению исследователя устного творчества и языка народа коми Ф. В. Плесовского, её образ близок мифологическому образу Матери-земли. С точки зрения психоанализа, это зловещий двойник и антагонист патриархальной Родины-Матери (М. Н. Липовецкий).
Некоторые фольклористы считают этот образ инфернальным (демоническим, адским, дьявольским).
Характеристика образа Хозяйки Медной горы может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Образ и характеристика Хозяйки Медной горы — героини сказов П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка» и «Каменный цветок»
Действие сказов Павла Петровича Бажова «Медной горы Хозяйка» и «Каменный цветок» происходит на Урале в то время, когда в России ещё было крепостное право. В них писатель представил образ Хозяйки Медной горы. Её характеристика может помочь понять смысл этих бажовских сказов.
Кто такая Хозяйка Медной горы
Это персонаж уральских легенд. Горняки считали, что в Медной горе (Гумёшевском руднике) обитает хранительница ценных камней, предстающая перед людьми в образе прекрасной девушки, но иногда она превращалась в большую зелёную ящерицу. Её ещё называли в народе малахитницей.
Живёт она в горе под Красногорским рудником (Красногоркой), где добывали железную руду, и под Гумёшевским рудником (по-простому его называли Гумёшками или Медной горой), где добывали малахит-руду. Под этими рудниками находятся множество больших комнат с разными стенами: зелёными, жёлтыми с золотыми крапинками, синими, лазоревыми. Эти чертоги красочно описаны в сказе «Медной горы Хозяйка». Особенно любит малахитница комнату, которая находится под Красногоркой. Вся мебель в ней из корольковой меди, на тёмно-красном потолке медные цветы, а стены из малахита с алмазом.
Характеристика главной героини сказа «Медной горы Хозяйка»
Портрет: описание внешности, речь
Перед героем сказа «Медной горы Хозяйка», молодым горным рабочим Степаном, Хозяйка Медной горы появилась в образе невысокой красивой девушки с сизо-чёрной косой, которая как бы прилипла к спине. В косу её вплетены просвечивающие не то зелёные, не то красные ленты, которые позванивают, как листовая медь. Платье у неё из шёлкового малахита — камня, похожего на шёлк. Платье это имеет свойство меняться: то оно блестящее, как стекло, то как бы полинявшее, то сверкающее алмазным блеском, то станет красноватым, как медь, то снова отливает зелёным щёлком.
Степан увидел эту девушку первый раз в лесу, она сидела у большого камня и то вперёд наклонялась, то назад откидывалась, то в стороны изгибалась. То вскочит она и замашет руками, то снова наклонится. И говорила она при этом с кем-то весело, на неизвестном языке. Оказалось, что у её ног собралось её войско — множество разноцветных ящерок.
Хозяйка Медной горы и сама иногда превращалась в зелёную ящерицу с человеческой головой и с чёрной полоской до половины хребта.
Говорила малахитница со Степаном вежливо, ласково. Называла его то Степаном Петровичем, то Степанушкой.
Характер, поступки
Хозяйка Медной горы в сказе «Медной горы Хозяйка» предстаёт шустрой, красивой девушкой, которая говорила весело, с насмешками, часто смеялась. Узнав, что Степан парень серьёзный и смелый, она поручила ему важное дело. Он должен был сказать от её имени заводскому приказчику, чтобы он, «душной козёл», убирался с Красногорского рудника, иначе она всю медь в Гумёшевском руднике спрячет так глубоко, что её нельзя будет добывать. Дала она обещание выйти за Степана замуж, если он точно выполнит её поручение.
Хозяйка Медной горы сочувствовала простым людям. Она жалела товарища Степана, который был постарше его и уже болел от вредной работы по добыче малахита, крошки которого оседали в лёгких. Поэтому она сказала Степану, что не нужно ничего говорить этому человеку о её поручении, чтобы его не тревожить.
Хозяйка Медной горы ценила в людях смелость и верность. После того, как Степан исполнил её поручение, несмотря на то, что знал, что его накажут за это, Хозяйка Медной горы готова была исполнить своё обещание и выйти за него замуж. Но Степан сказал, что обещал жениться на другой. Хозяйке Медной горы понравилось в Степане его бесстрашие, верность своему слову, и она наградила его большой малахитовой шкатулкой для его невесты, сиротки Настеньки. В шкатулке были прекрасные кольца, серьги и другие украшения. Самому Степану подарила она похожие на зёрнышки зелёные камешки — в них превращались слёзы Хозяйки Медной горы. Сказала она, что их можно продать очень дорого и стать богатым. Кроме того, начала помогать Хозяйка Степану в забое: постоянно он стал добывать только первосортный малахит. Помогла она ему и стать свободным от крепостной неволи.
Приказчик понял, что Степану помогает нечистая сила. Во-первых, он приказал работы на Красногорке прекратить, во-вторых, пообещал Степана на волю выпустить, если он найдёт глыбу малахита в сто пудов. Хозяйка Медной горы помогла Степану найти эту глыбу, но его обманули — волю не дали. Узнал о глыбе барин, хозяин горного завода и пообещал отпустить Степана на волю, если найдёт он малахитовые камни, из которых можно вырубить высокие столбы. Степан согласился, но поставил условие, чтобы барин сначала написал вольную ему и его невесте. Хозяйка Медной горы помогла ему найти такие камни.
С того времени, как Степан стал вольным человеком, спрятала из Гумёшек Хозяйка Медной горы своё богатство — не стало там малахита. Потом и совсем тот рудник затопило. Люди говорили, будто это Хозяйка разгневалась, что столбы барин отправил в Петербург и поставили их там в главную церковь.
Степан женился, завёл семью, но счастлив не был, всё время был невесёлый, да и болеть стал. Часто ходил он к Красногорскому руднику якобы на охоту, а добычи не приносил. Однажды он не вернулся домой, и его нашли у этого заброшенного рудника мёртвым. А около него заметили люди большую зелёную ящерку, из глаз которой капали слёзы. А в руке у Степана были зелёные камешки — слёзы Хозяйки. Он их не продал, хранил, с ними и умер. Не смог Степан забыть Хозяйку Медной горы, хотя при прощании она просила не вспоминать о ней.
Заканчивается сказ словами о Медной горы Хозяйке: «Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало».
Характеристика Хозяйки Медной горы в сказе «Каменный цветок»
Образ Хозяйки Медной горы представлен и в других сказах П. П. Бажова: «Каменный цветок», «Горный мастер», «Малахитовая шкатулка», «Травяная западенка», «Сочневы камешки», «Приказчиковы подошвы».
В сказе «Каменный цветок» Хозяйка Медной горы помогала главному герою, Даниле-мастеру, который стремился постичь вершины камнерезного творчества. Он хотел такой цветок из камня выточить, чтобы был как живой. Искал Данило подходящий для этого камень на Медном руднике, на Гумёшках, но не попадался такой, как он хотел. Вдруг женский голос сказал ему: «В другом месте поищи… у Змеиной горки». И действительно нашёл он там подходящий камень малахита. Сделал из него чашу в виде цветка, но не походил он на живой цветок.
Пошёл Данило снова на Змеиную горку искать камень и увидел там Медной горы Хозяйку, признал он её по платью малахитовому и по красоте. Попросил Данило показать ему каменный цветок, слава о котором была у горных мастеров. Увидел он чудесные каменные цветы в подземном каменном саду. Сказал Данило, что не найти такого камня, чтобы сделать такие цветы. А Хозяйка сказала, что если бы он сам придумал, как сделать такой чудесный цветок, то дала бы ему подходящий камень, а теперь не может этого сделать. Видно, разочаровалась она в Даниле. Махнула она рукой и исчезла вместе с садом. А Данило не смог перенести разочарования своей работой, разбил каменный цветок, и с той поры Данилу не видели в посёлке. Думали, что ушёл он, наверное, к Хозяйке в горные мастера.
Вывод
Сказ П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка» интересен тем, что в нём представлен образ Хозяйки Медной горы — сказочной владелицы и хранительницы уральских недр. Характеристика Хозяйки Медной горы помогает понять главную мысль этого сказа — нужно бережно относиться к природным богатствам. Сказ учит людей ценить обычную жизнь, стараться делать её лучше, а не искать чего-то потустороннего.
Характеристика Хозяйки Медной горы в сказе «Каменный цветок» показывает её помощь творчески одарённому мастеру Даниле. Она ценила в мастерстве самостоятельность и разочаровалась в Даниле из-за того, что он сам не смог достичь вершины творчества.
Характеристика образа Хозяйки Медной горы, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Хозяйка Медной горы – владычица уральских сокровищ
Хозяйку Медной горы многие знают и сказов Павла Бажова, знаменитого русского писателя, что старался максимально собрать и сохранить фольклор Урала. В образе этого персонажа многое кажется необычным. О властительнице гор рассказано не слишком много, однако ёмко.
Бажов описывает её так, словно Хозяйка медной горы и вовсе является его женским идеалом. В то же время её нельзя назвать хорошей или плохой. В ней сочетаются разные качества, как и в любом из нас, а порой кажется, что и вовсе описывается реальный персонаж. Кто же она – Хозяйка Медной горы?
Хозяйка Медной горы – подземная царица
На Урале Хозяйку Медной горы называли по-разному, порой упоминая её как Золотую бабу, Каменную девку или Малахитницу. Она является истинной царицей гор, где скрыты несметные сокровища.
Властная и грозная, она может поступить жестоко по отношению к человеку, а может и милостиво одарить его благами. Несмотря на суровый нрав, она справедлива и честна.
Однако в своих пересказах местных преданий Бажов достаточно сдержанно отзывается о милости Хозяйки Медной горы. Писатель отмечает, что злому человеку встреча с ней сулит гибель, однако и доброму лучше избегать властительницы гор. Однако демонизировать её образ не стоит.
Родной стихией Хозяйки Медной горы является земля, где она обитает. Часто она превращается в зелёную ящерицу, что позволяет ей наблюдать за людьми, слушать их беседы. Если потребуется, может она и послание передать человеку, и лично обратиться к нему. в такие моменты путник, словно окаменевший, замирает, видя. как на его глазах простая ящерка превращается в красавицу, правительницу Медной горы.
Я не раз замечала, что у многих персонажей легенд и сказок есть прототипы из древних верований. Как предполагают исследователи, у Хозяйки Медной горы это может быть женский дух из мифологии манси, Калтась-Эква.
Именно она воплощала силы земли и являлась верховным божеством в женской ипостаси. Кроме того, место распространения преданий о Хозяйке Медной горы и мансийских верований практически совпадает. Не исключено, что образ Малахитницы стал ответвлением культа Калтась-Эквы.
Хозяйку Медной горы описывали как темноволосую красавицу с длинной косой
Облик Малахитницы
Как же выглядит Каменная девка? Она может представать перед людьми в самых разных обличьях. Считается, что её истинный облик поражает красотой и величием. Из ящерицы на глазах человека она превращается в статную красавицу с длинной косой. Тёмные волосы перевиты лентами медного цвета.
Её наряд – малахитовое платье, что издали кажется шёлком, а сверкает ярче алмазов. Может Хозяйка Медной горы принять и другой образ – полуженщины-полуящерицы. В такой интерпретации она близка к нечисти из сказок, однако не теряет своей красоты.
В некоторых легендах Малахитница появляется перед человеком в образе ящерицы с женским лицом, чем, конечно, пугает своих собеседников. В таком облике ей нравится подшучивать над людьми, поэтому говорить может неразборчиво, чередуя слова со смешками.
Как и любой могущественный властитель, стоящий над привычным миром, Хозяйка Медной горы ценит искренних трудолюбивых людей. Не стоит ждать добра от встречи с ней ем, кто нечист на руку. Жадных приказчиков, охранников рудников она может жестоко наказать: посадить на раскалённую болванку, лишить разума, обратить в мёртвый камень.
Власть Хозяйки Медной горы
В распоряжении Малахитницы находятся все богатства, скрытые в земных недрах. Она же сама решает, как поступить с ними. Ни одна разработка не станет успешной, пока на то свою воли не выявит Хозяйка Медной горы.
Более того, если Каменная девка будет недовольна, она может переместить сокровища. Например, “увести” ценные минералы в другую сторону от места разработки. В таких делах ей помогают ящерицы и кошка с огненными ушами, которая, как гласят уральские предания, ходит под землёй.
У Хозяйки Медной горы есть свой дворец с бескрайними владениями. Невероятную красоту в нём создают шедевры из камней. Малахитница знает обо всех тайнах искусства обработки камня. С радостью она делится ими с талантливыми мастерами, желающими обучиться такому ремеслу.
Вот только тот, кто решил отправиться к Хозяйке Медной горы, редко возвращается на поверхность земли. Погружаясь в работу в волшебном подземной царстве камней, они забывают о мире людей. Такова плата за великое искусство, что они постигают во владениях Малахитницы.
Образ Хозяйки Медной горы настолько таинственный, что до сих пор учёные не могут ответить однозначно: кто же она такая? Кто-то связывает её с Матерью-Землёй, другие считают, что она ближе к миру нечисти и мертвецов. А есть предположение о том, что Малахитница могла стать искажённым образом самой богини любви и красоты Венеры, чей культ был распространён у многих народов.
Литературовед Н.Липовецкий отмечал, что в образе Хозяйки Медной горы сочетается эрос и танатос, а именно – женская притягательность и “инстинкт смерти”. Именно эта особенность делает её образ сходным с некоторыми женскими божествами: Исидой, Иштар, Венерой. При этом Малахитница не перестаёт удивлять своей самобытностью.
Кукла “Хозяйка Медной горы”
Хозяйка Медной горы, пожалуй, самый неординарный женский персонаж в русских сказах. В отличие от абсолютно отрицательных или положительных героев, она не принадлежит ни к одной из сторон. В ней есть добро и зло, нежность и жестокость, очарование и суровая сила властителя. Я уверена, что именно такая смесь качеств делают её поразительной и притягательной, вызывающей интерес исследователей и в наши дни.
Хозяйка Медной горы («Медной горы Хозяйка», «Каменный цветок»)
Внешний вид и характер
В сборнике «Малахитовая шкатулка» Хозяйка Медной горы представляется как некий горный дух женского пола. При этом она предстаёт сразу в нескольких обликах:
Хозяйка Медной горы охраняет ценные минералы, не подпуская к ним людей со злыми намерениями. Если человек ей понравится, она может одарить его несметными богатствами; если же не понравится, то Хозяйка его может и погубить. Но этим не исчерпывается характер героини. Она является покровителем свободы, духом независимости. Хозяйка Медной горы ненавидит начальников и их алчных прислужников, помогает простым работникам.
В сказе «Медной горы Хозяйка» одного из таких работников — Степана — Хозяйка явно полюбила, так что помогла и его дочери Танюшке — одарила её собственной красотой (об этом рассказано в сказе «Малахитовая шкатулка»). Нередко Малахитница (так иногда именуется Хозяйка Медной горы) испытывает людей на прочность, ставя их перед тяжёлым выбором. Так, Степану она предложила жениться на ней. Тот ей ответил, что уже обещал взять в жёны девушку Настю. Малахитница оценила его честность и наделила его и его невесту подарками, самым главным из которых было освобождение от крепостной зависимости.
Характеристика Хозяйки Медной горы из сказа «Медной горы Хозяйка»
Герой сказа, молодой горный рабочий Степан, увидел Хозяйку Медной горы в лесу около большого камня. Там она была со своим «войском» — разноцветными ящерками. Малахитница со Степаном говорила весело. Поняла она, что он парень смелый и поручила ему сказать от её имени заводскому приказчику, чтобы он убрался с Красногорского рудника. Там добывали железную руду, а в той горе были её прекрасные чертоги. Да ещё велела передать, что если приказчик не исполнит этого, она медь в Гумёшевском руднике надёжно спрячет, и её невозможно будет добывать. Если Степан выполнит это поручение, Хозяйка обещала выйти за него замуж.
Малахитница оценила смелость Степана, который выполнил её поручение. За дерзкие слова, которые она велела передать, парень был наказан приказчиком: прикован к горе на длинную цепь, чтобы мог добывать малахит. В горе явилась к нему Хозяйка, похвалила, что выполнил поручение, показала своё приданое и спросила, возьмёт ли он её замуж. Степан ответил, что уже обещал жениться на сиротке Настеньке. Хозяйке Медной горы понравились в Степане его смелость и верность невесте. Она дала ему для невесты малахитовую шкатулку с разными украшениями. А ему самому Хозяйка подарила красивые зелёные камешки, в которые превращались её слёзы. Сказала она, что если Степан их продаст, станет богатым.
Стала Малахитница помогать парню в забое: начал он добывать только отборный малахит. Догадался приказчик, что ему помогает сама Хозяйка, и приказал работы на Красногорском руднике прекратить. А Степану пообещал, что выпустит его из крепостной неволи, если он добудет малахитовую глыбу весом сто пудов. Нашёл парень с помощью Малахитницы такую глыбу, а приказчик его обманул — не дал вольную. Хозяин горного завода пообещал дать вольную Степану, если добудет он такие камни малахита, чтобы их них можно было высокие столбы вырубить. Степан потребовал сначала вольную написать не только ему, но и невесте, и только потом стал искать малахит. Малахитница помогла его найти, и, таким образом, благодаря ей Степан и Настя стали свободны от крепостной неволи.
Но с тех пор больше малахита там не находили — спрятала его Хозяйка. А Степан завёл семью, но не был счастлив, ходил невесёлый, стал болеть. Часто уходил он на охоту к заброшенному Красногорскому руднику, но не приносил добычу. Когда не вернулся он домой, люди стали его искать и увидели, что лежит Степан мёртвый около рудника, а рядом с ним зелёная ящерица такая большая, каких здесь не видели. Из глаз её слёзы капали, увидела она людей и убежала. А в Степановой руке заметили люди зелёные камешки. Эти слёзы Хозяйки Медной горы он не продал, а хранил втайне от своей семьи. Не мог, видно, Степан забыть Малахитницу, хотя она просила не вспоминать её. Народ говорит о Хозяйке Медной горы, что «худому с ней встретиться — горе, а доброму — радости мало». Этими словами и заканчивается сказ.
Характеристика Хозяйки Медной горы из сказа «Каменный цветок»
Попросил он Хозяйку показать ему заветный каменный цветок, который видеть дано не каждому. Повела Малахитница парня в гору, в каменный сад с чудесными цветами из камня. Сказала она, что если бы Данило сам придумал, как сделать чудесный цветок, то она дала бы ему подходящий камень. Разочаровалась Хозяйка Медной горы в Даниле из-за того, что он хотел посмотреть её цветы, чтобы сделать такой же, потому что она ценила в мастерстве самостоятельность. По её мнению, настоящий мастер не должен опускать руки, а должен сам упорно добиваться того, что задумал.
Исчезла Хозяйка вместе со своим садом, а Данило пришёл домой, разбил чашу в виде цветка, которую сделал, и исчез из посёлка. Люди думали, что стал он горным мастером у самой Хозяйки.
Заключение
Происхождение образа Хозяйки Медной горы достаточно сложное. С одной стороны, она олицетворяет природу горного Урала и физические, химические и геологические процессы, с которыми сталкиваются работники на рудниках. Так, выходы минералов сформировали представление о «малахитовом платье» девушки. Токсичные газы, выходящие из-под земли, дали начало «убийственному» характеру Хозяйки.
С другой стороны, у Хозяйки Медной горы имеется и «звериная» ипостась, ведь иногда она появляется в виде ящерицы. В то же время на формирование образа явно повлияли верования местных народов. Так, Хозяйка Медной горы похожа на Мать-Землю из мифологии коми.
Иногда Малахитница отождествляется с Девкой-Азовкой, которая якобы охраняет клад, зарытый в недрах горы Азов, что вблизи города Полевского. В других случаях Азовка — это другой персонаж, «служанка» Малахитницы.
Образ Хозяйки Медной горы до сих пор многие считают фольклорным: тот случай, когда авторское произведение переходит в «народное сознание». В то же время это умелое поэтическое олицетворение природных красот Уральских гор.