какую роль играет мимика в отношениях

Мимика как элемент невербальной коммуникации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Мимика

Система, несущая целый комплекс информации – человеческое лицо. Именно на нем отражаются эмоции, настроение, отношение человека к происходящему, его возраст, пол, принадлежность к определенному этносу. Эмоции человека порождают мимическую реакцию, связанную с деятельностью мышц лица. Физиологи утверждают, что каждая эмоция связана с конкретной мышечной реакцией.

Мимика – это выразительные движения лицевых мышц, являющиеся одной из форм проявления каких-либо чувств человека, отвечающие каким-либо психическим состояниям человека.

Мимика может оказывать существенное влияние на субъективное восприятие эмоционального выражения. Выделяется 3 типа мимических сигналов:

Именно последний тип сигналов появляется на лице на короткое время и исчезает, лишь другой человек способен это заметить и интерпретировать.

Мимика имеет индивидуальные особенности, связанные со строением лица. Исследователи считают, что мимика имеет генетическую обусловленность, что подтверждают исследования схожести мимических реакций близнецов в одинаковых ситуациях.

В человеческом коллективе необходима демонстрация мимических эмоций не только спонтанных, но и контролируемых. Контроль мимики неразрывно связан с развитием мышления, в определенной ситуации человек должен сдержать или, наоборот, дать своим эмоциям волю.

Универсальные эмоции, выражающиеся мимикой

Универсальные эмоции, которые можно отобразить мимически, проявляются на лице человека следующим образом:

Готовые работы на аналогичную тему

Наиболее употребительные мимические выражения

Длительность и направление взгляда.

Взгляд выполняет важнейшую коммуникативную функцию, а его длительность указывает на характер отношения к собеседнику и предмету разговора. Обращенный на другого человека взгляд направлен на разные области лица и тела, в зависимости от этого он несет различную информацию о характере общения:

Пристальный прямой взгляд характеризует предупреждение, вызов или угрозу. Также он может интерпретироваться как проявление чувств, любви и привязанности.

Согласно наблюдениям исследователей, если человек смотрит на собеседника менее 1/3 времени, это может признаком скрытия чего-либо, недоговоренности.

Универсальным индикатором является частота взглядов. В деловых взаимоотношениях взгляды, направленные на собеседника от вышестоящего лица, немного выше.

Глаза, размер зрачков играют важную роль в коммуникации людей. Расширенные зрачки воспринимают как признак, свидетельствующий об отзывчивости и доброжелательности собеседника. Напротив, человек с суженными зрачками считается эгоистичным и холодным.

Важным невербальным сигналом является мигание одним или двумя глазами. Собеседники подмигивают друг другу для того, чтобы достичь определенной договоренности и показать, что поняли друг друга. Заигрывая с мужчиной, женщина подмигивает мужчине. Например, в Америке подмигивание обозначает одобрение или согласие, напротив, в Азии оно воспринимается как неуважение или оскорбление собеседника.

Особую важность имеет контактоустанавливающий взгляд. Социальный успех человека, умение устанавливать межличностные контакты зависит от его умения использовать взгляд.

Русские не вступают в разговор без установления контакта, а японцы, напротив, стараются избегать взгляда собеседника.

Другие проявления.

Часто в мимике людей встречаются оскаленные зубы, являющиеся сигналом откровенной агрессии.

Сжатые губы свидетельствуют об агрессивных действиях, угрозе или злости человека, вкупе это создает угрожающее лицо.

Универсальным мимическим выражением считаются нахмуренные брови, они могут обозначать не только злость, но и сомнение, недовольство и т.д.

При ощущении неприятных запахов лицевые мышцы человека сокращаются, тем самым образуя сморщенный нос. В социальном контексте это выражение лица констатирует отвращение к собеседнику или к предмету разговора.

Несомненно, улыбка и смех носит универсальный коммуникативный характер. Исследователи выделяют около 18 разновидностей улыбки, которая используется в разных ситуациях невербальной коммуникации человека. Смех находится под слабым контролем сознания человека и возникает после окончания фразы.

Таким образом, используемые человеком невербальные средства общения, а именно мимика, составляют самостоятельную систему знаков, выступающую в качестве незаменимого средства установления межличностных контактов. Мимика является знаковой системой невербального общения, различной в разных нациях. Проблема невербального общения актуальна в условиях глобализации мира и требует глубокого исследования.

Источник

Мимика, взгляд, поза и жесты

Под действием испытываемых человеком чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур. Они определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать. Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки своих рабочих имитаций.

Об искренности человеческих эмоций обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как, чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины.

Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна порядочная практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение). Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно: например, усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, а скривленный в одну сторону рот — о скепсисе или насмешке.

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

Взгляд и глаза

Людей обычно выдают:

В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.

Человек, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения, либо нечестен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку:

Поза и ее детали

Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида.

Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:

Жесты и телодвижения

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Источник

Язык тела и жестов: что означают разные жесты у мужчин и женщин? (11 фото)

какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях.

У кого не возникало желания понять, о чем думает его собеседник? Обманывает ли он вас? Как он, в действительности, относится к вашему мнению? Как же хочется найти ответы на эти вопросы, ведь тогда мы заранее бы знали, стоит ли доверять этому человеку и что от него можно ожидать. Однако такая удивительная возможность есть у каждого, если знать секреты микромимики. С помощью нее вы поймете, как научиться читать мысли людей по лицу!

Основные определения

Интересно. Психологи пришли к выводу, что мимика, жесты, позы и интонации не просто позволяют лучше понимать суть сказанного, но и помогают сформировать общее впечатление о партнере по общению.

Жесты и мимика это в психологии самостоятельный раздел. Его основными понятиями являются:

Важно! Мимика и жесты играют важную роль в межличностных отношениях. Если мужчины и женщины могут частично контролировать свои жесты, то ребенку это еще недоступно, поэтому малыши не умеют обманывать.

какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях.

Мимика при общении, что не следует демонстрировать

Мимика играет одну из центральных ролей при общении. В первую очередь при знакомстве смотрят в лицо, на эмоции, которые там отображаются. Не зря так популярна стала наука, которая называется физиогномикой. Нежелательны следующие мимические проявления:

Изучать язык жестов и телодвижений не очень сложно, а психологическое преимущество это дает огромное и при простом общении, и при взаимовыгодных переговорах. Человек, обладающий этими навыками и понимающий, что скрывают или пытаются сказать его собеседники, всегда может повернуть разговор в выгодную для себя сторону. Научившись правильно вести себя, человек еще и сможет расположить собеседника, показать ему свое искреннее уважение, наладить сложные контакты и партнерские отношения.



Психология мимики и жестов, виды и значение

Низкая самооценка у человека с точки зрения психологии

Мимика лица психология жестов насчитывает множество описаний того, что они обозначают. Положение тела и рук в пространстве во время общения, особенности рукопожатий, движений головой и мимики – это часто используемые эмоции жесты и люди наблюдают их в процессе межличностного общения каждый день.

Наклоны туловища

Внимание! В межличностном общении наклон туловища – это всегда телесная реакция на сигнал от мозга. Так мозг подает импульс о необходимости обезопасить себя. Поэтому такие реакции не могут быть наигранными.

Положение туловища стоя

Если люди общаются стоя, то можно заметить многократные изменения положения туловища собеседников. Когда человек сидит, облокотившись на спинку стула или кресла, его корпус не подает столько невербальных сигналов.

Если слова собеседника вызывают у человека неподдельный интерес, он будет время от времени наклоняться вперед, опасаясь пропустить что-то важное. Когда человек рассказывает о своих успехах, он непроизвольно расправляет плечи, и его туловище прогибается вперед.

какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях.
Горд собой

Находясь в большой компании, человек бессознательно наклоняет туловище в сторону того, кто ему наиболее симпатичен. Если он оказался в незнакомой компании или чувствует прохладное к себе отношение со стороны большинства присутствующих, его туловище будет сжиматься (он будет втягивать голову в плечи, сутулиться) – ему хочется стать меньше, незаметнее. Так организм старается защитить себя от потенциальной угрозы.

Положение рук

Если человек скрестил руки на груди, это говорит о его потребности в сохранении своей энергии. Эта поза будет называться закрытой. Психологическая наука говорит о том, что, оказавшись в незнакомом месте, человек чувствует себя неуютно, поэтому обхватывает плечи руками. Кроме того, скрещивание рук на груди является признаком негативного отношения к собеседнику или сомнения.

Внимание! Использование этого жеста может быть признаком обмана. Если обманывает взрослый, схема использования данного жеста может быть стертой: потирание запястья, прижимание к груди книги.

О враждебности или разочаровании говорит вид сцепленных в замок пальцев рук. При этом степень выраженности негативных чувств напрямую связана с тем, насколько высоко расположены сцепленные кисти рук. Кроме того, если человеку есть, что скрывать, то во время общения он может держать руки глубоко в карманах.

Когда человек чем-то обеспокоен, старается сдерживать одолевающую его бурю чувств, он обхватывает одной рукой предплечье или запястье другой руки за спиной. Пряча руки, индивид старается спрятать стресс.

Жесты головы

Мимический кивок головой расценивается как альтернатива положительному ответу. Покачивание головой означает несогласие и отрицательный ответ.

Внимание! Вербальный ответ может не соответствовать движениям головы. Если человек соглашается с собеседником, но при этом покачивает головой из стороны в сторону, верить нужно не словам, а невербалике.

Мимика лица

Мимика лица, психология эмоций, настроение тесно взаимосвязаны. Наблюдение за изменением выражения лица в процессе разговора позволяет понять, как партнер относится к беседе.

Дополнительная информация. Человек может сдержать смех или слезы, то есть скрыть от окружающих радость или обиду, разочарование. Но вот контролировать движения бровей люди не могут, поэтому скрыть удивление, страх или злость не удается.

какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях.
Страх

Рукопожатия

В России рукопожатие используется при встрече в качестве приветствия, при завершении общения – в качестве прощания. Также этот жест используется в официально-деловой сфере при поздравлении с тем или иным профессиональным достижением.

У обладателя сильной воли рукопожатие крепкое, руку для этого действия он подает ладонью вниз. Неуверенные люди используют вялое рукопожатие, подавая руку ладонью вверх. Слабое рукопожатие говорит о том, что собеседник старается держать дистанцию в отношениях.

какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях.

Состояние человека

Иногда бывает достаточно немного понаблюдать за людьми, чтобы увидеть, какие они есть. Мимика лица сказывается на человеке, причём не только «одноразово», но и на всю жизнь. Чем ярче ваш собеседник проявлял себя, тем больше вы сможете о нём выяснить. Большой лоб чаще всего имеют умные люди. Это не значит, что их познания велики во всём. Иногда бывает, что человек знает много информации в одной области, но совершенно несведущ в другой. Если у вашего знакомого большой лоб, но никаких признаков особого интеллекта не проявляется, возможно, он ещё просто не нашёл своё дело.

Блестящие глаза и оживлённый взгляд означают увлечённость человека кем-то/чем-то. Обычно такое бывает у любопытных детишек, которым интересно всё на свете. Напротив, если взгляд человека потухший и безразличный, значит, состояние у него подавленное, возможно, близкое к депрессии.

Если при смехе в уголках глаз появляется много морщинок, это означает, что человек добрый, весёлый и жизнерадостный.

Обкусанные губы обозначают, что человек любит подумать и чаще всего нервничает при принятии решения. Иногда люди начинают автоматически так действовать прямо при собеседнике, поскольку не могут что-то решить.

Твёрдый, развитый подбородок (зачастую он квадратный) показывает сильную волю человека. Поскольку люди, когда добиваются своих целей (даже в споре), напрягают нижнюю часть лица, она начинает развиваться. При частых победах подбородок становится сильным и твёрдым, что доказывает умение человека достигать намеченных целей. Исходя из этого, в случае если нижняя часть лица у собеседника мягкая, слабая и неразвитая, можно предположить, что его легко сломить. Он не станет идти до конца, если впереди появится серьёзное препятствие.

Чем больше на лице различных выпуклостей, неровностей, «впадин», «выступов» и т. д. (впалые щёки, выпуклые скулы, например), тем эмоциональнее и вспыльчивее человек. Он запросто способен впасть в состояние аффекта и ярко и живо выплеснуть на окружающих свои переживания.

какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях.

Личное пространство, зоны общения

Какое бывает настроение у человека — виды в психологии

Чтобы чувствовать себя комфортно и свободно использовать жесты, необходимо личное пространство. На вторжение в личное пространство все люди реагируют по-разному. Тревожные люди стремятся сохранять большую дистанцию в общении. Уверенные в себе индивиды меньше заботятся о защите личного пространства. Агрессивные люди постоянно стараются расширять личную зону: их жесты размашисты, а позы такие, чтобы занять максимум места.

Психологами были высчитаны оптимальные зоны для разных видов межличностного общения:

Как распознать правду и ложь по человеку

Фиолетовый цвет в психологии человека — что означает, кому нравится

Распознать искренность человека или его обман по мимике и жестам довольно просто:

Интересно. Маленькие дети, когда обманывают, закрывают руками рот, потому что знают, что врать нехорошо. Взрослые обладают большим контролем над своим телом, поэтому желание остановить поток лживых речей у них проявляется в стертом виде: прикосновениях к различным участкам лица.

какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях.
Обманывает

какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях.

Взгляд на собеседника

Настоящее общение может быть устроено лишь в том случае, если вы общаетесь с собеседником «с глазу на глаз». При этом с одними людьми вы можете ощущать себя вполне комфортно, тогда как с другими будете испытывать недоверие и неудобства. Это зависит от длительности и характера взгляда, а так же от того, как долго человек может выдержать ваш взгляд.

какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях.
Взгляд на собеседника

Если человек недостаточно искренен с вами, ваши взгляды во время диалога будут пересекаться редко. Если ваши взгляды пересекаются более чем две трети от общего времени общения, то это означает одно из двух:

Чтобы расположить к себе собеседника ваши взгляды должны встречаться, примерно, 60-70% от всей длительности диалога. Во время важных переговоров не стоит надевать солнцезащитные очки, которые создадут эффект «разглядывания в упор».

Особенности заграничного языка мимики и жестов

За границей язык мимики и жестов, понятный жителям России, трансформируется и видоизменяется. Планируя поездку в ту или иную страну, нужно обязательно изучать значение невербальных сигналов в этом государстве, так как одни и те же жесты в разных странах могут трактоваться по-разному.

Так, например, объятия и поцелуи при встрече в Англии расцениваются как вульгарное поведение. Постукивая себя пальцем по носу, англичанин акцентирует внимание на том, что его слова являются секретной информацией. Сжатый кулак с поднятым вверх указательным пальцем в Англии считается оскорбительным жестом.

Если в Голландии человек в процессе разговора крутит пальцем у виска, он подчеркивает остроумие собеседника. Потирая спинку носа, голландец говорит о жадности.

Свое восхищение чем-либо французы выражают посредством воздушного поцелуя. Если француз оттягивает указательным пальцем вниз нижнее веко, он выражает сомнение в словах собеседника. Недоверие к человеку во Франции выражают потиранием спинки носа.

Таким образом, в психологии общения мимика и жесты человека играют важную роль. Они делают общение интересным, помогают отличить правду ото лжи. Знание языка мимики и жестов других стран позволит избежать неловких ситуаций в общении с иностранцами.

какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях.
Общение с иностранцами

Каких жестов следует избегать

Жесты показывают силу эмоций, переживаемых и испытываемых человеком. Можно быть злым и показательно выразить это, а можно быть очень злым, размахивая руками направо и налево. Как и в случае с позами, следует избегать зажатых, закомплексованных, недоверительных и агрессивных жестов. Среди них можно выделить основные:

какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях.
Позы агрессии

Источник

Глава XI. Мимика любви и расположенности

Глава XI. Мимика любви и расположенности

Подобно тому как удовольствие и страдание являются двумя полюсами в сфере чувствительности, так точно любовь и ненависть представляют два полюса в мире страстей. Поэтому, если мы желаем представить научный разбор мимики, то в основу нашего исследования должны быть положены эти две точки отправления.

Как только возникла в нас известная симпатия, мы стремимся приблизиться к привлекательному для нас предмету – будь это грациозное животное или красивая женщина, наш собственный ребенок или избранник нашего сердца. Стремление это господствует над всей сферой привязанностей, над всеми способами их выражения. Оно обнаруживается, начиная с первого движения, которое оборачивает нашу голову к любимому предмету, и может дойти до жарких объятий, которые освящают союз двух существ или создают новое. От точки отправления до окончания пути расстояние велико, хотя его можно пролетать на крыльях страсти в мгновение ока; во всяком случае в основе мимики расположенности всегда лежит следующий основной принцип: приближение к тому, что привлекает.

В момент приближения мы обыкновенно обнаруживаем чувство удовольствия, которое может проявляться в различных формах; но все они главным образом сводятся к выражению радости от приближения к любимому предмету и к желанию встретить взаимность. И так, если не ошибаюсь, основные элементы как самых простых, так и самых сложных выражений расположенности—приближение и удовольствие, сопровождаемое желаниями. Это – положительные черты любовной мимики, отрицательные же признаки ее заключаются в полном отсутствии выражений ненависти, гнева, угрозы. Это язык, который может быть немым, или может сопровождаться какими-нибудь незначительными движениями, но всякий смышленый человек поймет его с первого взгляда. Попробуйте расспросить любую красивую женщину, которая пробыла несколько минут в салоне, окруженная мужчинами, и она вам сразу может шепнуть на ухо, кто из них ее любит и кто к ней равнодушен, кто добивается ее чувства из прихоти, и кто с первого взгляда безумно в нее влюбился. И если существует много оттенков вожделения и любви, то она определит вам характер и степень каждого вожделения и каждого вида любви.

Второстепенные элементы мимики, которые группируются около этих двух главных, весьма многочисленны; перечень их мы сделаем ниже в особой таблице. Однако же, на некоторых из них мы должны будем остановиться дольше, отчасти потому, что они мало изучены, отчасти потому, что они позволят нам проникнуть глубже в механизм мимики привязанностей.

Привязанность – это сила по преимуществу центробежная; она стремится, так сказать, переселить частицу нас самих в любимое существо. Наше «Я», почти совершенно отрешаясь от самого себя, старается войти в другое человеческое существо и уподобиться ему. Отсюда и возникает та подражательная симпатия, которая неудержимо вызывает у нас такую мимику, которая воспроизводит на нашем лице душевные движения, проявляющаяся у любимого нами субъекта.

Эта подражательная симпатия свойственна всем животным, ведущим общественную жизнь. Мимоходом, но мастерски коснулся ее Лафатер в своей книге в главе «О взаимном воздействии физиономий одна на другую». Послушайте, как тонко он говорит об этом предмете:

Каждому случается перенимать привычки, жесты, выражение лица у тех, с кем часто приходится видеться. Мы некоторым образом усваиваем себе все, что любим, при чем происходит одно из двух: или мы сами уподобляемся любимому предмету, или этот последний становится похожим на нас. Все, что нас окружает, оказывает на нас свое влияние и в свою очередь подчиняется воздействию с нашей стороны. Но ничто не влияет на нашу личность с такой силой, как то, что нам нравится, и, несомненно, ничто не может быть нам так приятно, ничто не может так волновать нас, как человеческое лицо. Оно нравится нам потому именно, что гармонирует с нашим собственным лицом. Разве, оно могло бы иметь на нас влияние и казаться нам привлекательным, если бы не существовало точек притяжения, определяющих сходство или, по крайней мере, однородность его форм или его черт с нашими. Я не буду пытаться проникнуть в глубину этой непостижимой тайны; я не берусь разрешить трудный вопрос—как это происходит; но достоверен тот факт, что с одной стороны есть лица привлекательные, с другой отталкивающие. У двух индивидов, которые взаимно симпатизируют, или часто видятся друг с другом, обыкновенно вместе с одинаковым развитием их внутренних качеств замечается также и сходство в чертах лица, которое устанавливается взаимным обменом личных ощущений. Наше лицо, если можно так выразиться, сохраняет в себе отражение любимого предмета.

Далее этот горячий друг людей, чтобы иллюстрировать свою теорию симпатии, приводит изображения двух супругов. Муж, сделавшись ипохондриком, изменился в лице и видны все признаки глубокого отчаяния и упорного отвращения ко всякой пищи. Жена, которая его боготворила и ежеминутно следила за печальным превращением дорогого лица, мало помалу стала сама впадать в ипохондрию, и лицо ее приобрело выражение, сходное с выражением лица ее мужа. Оба они выздоровели, при чем лица их снова приняли свое обычное выражение.

В виду этого Лафатер благочестиво заканчивает свою статью, приводя очень кстати два прекрасных отрывка из Библии:

Все мы, открытым лицом, как в зеркале, созерцая славу Господню, преображаемся в тот же образ славы во славу…. (2 Кор. III, 18).

Мы станем подобны Ему, потому что увидим Его таким, каков Он есть (Иоанн III, 2).

Сильную подражательную симпатию пробуждает в нас не только лицо живого человека, но и портрет его, если только он похож и выразителен. На письменном столе Фридриха Великого стоял всегда бюст Юлия Цезаря. Я видел этот бюст, и он произвел на меня глубокое впечатление, – до того еще силен блеск гения в этом немом мраморе, несмотря на столько веков. Прусский король говорил, что этот Цезарь вдохновлял его на великие подвиги. Для того чтобы испытывать подобные влияния, не нужно быть великим человеком, достаточно быть просто человеком. Со времени моей юности перед моими глазами всегда находилась гравюра, изображающая Рафаэля Менгса и выполненная по его собственноручному портрету. Этот благородный и вдохновенный облик постоянно уносил меня в область высоких идеалов и побуждал к умственной работе.

Подражательная симпатия, составляющая одно из простейших явлений отраженной жизни чувств, особенно ярко выступает в мимике любви; но здесь она осложняется элементами высшего порядка.

Самый элементарный факт этого рода представляет тот случай, когда мы, притворяясь плачущими, заставляем плакать ребенка, который нас любит, хотя ему и неизвестно почему и как мы страдаем.

Более сложное явление происходит тогда, когда человек становится на колени перед любимой особой, целует ее ноги, как бы желая довести до совершенного ничтожества свое личное «Я», сделать его чем-то зависимым, какой-то частицей любимого существа. Это желание слиться с другим, умалить себя, чтобы возвеличить того, кого любишь, по моему мнению, выходит из узких пределов мимики и охватывает более обширную сферу и самые широкие горизонты мысли. Мы видим это по употреблению уменьшительных имен, которые в ходу между любовниками, а иногда и между друзьями, и которыми пользуются маменьки в разговоре со своими детьми; человек тонко и великодушно умаляет себя как будто для того, чтобы любимому существу легче было охватить и поглотить его. Ведь маленьким предметом удобнее овладеть, и потому в присутствии любимой особы мы хотели бы превратиться в цыпленка, в канарейку, во что-нибудь крошечное, чтобы всецело находиться в ее руках, чтобы чувствовать себя сжатыми со всех сторон ее теплыми и любящими пальцами. Есть еще и другая секретная причина к употреблению уменьшительных имен. Маленькие создания бывают нежно любимы, а нежность есть высший признак всякой крупной силы, которая может развиваться и расходоваться по собственному произволу. После сильного, горячего, стремительного объятия всегда следует нужная нота, и уменьшительные формы мимики или слов играют при этом видную роль.

Рассмотрев самые важные общие признаки расположения, нам следует теперь разложить их аналитическим путем.

Многие из этих мимических элементов наблюдаются и у животных. Дарвин описал ласки привязанности кошек и собак по отношению к их хозяевам, и подобные наблюдения с натуры мог бы сделать каждый. В своей «Физиологии любви» я также описал несколько сцен этого рода из мира животных, где постоянно преобладают два существенных элемента любовной мимики: приближение и удовольствие. Во всю жизнь я не увижу более ничего подобного кокетничанью двух улиток, которые, обменявшись ударами метательных камешков (подобно доисторическим людям), ласкались и обнимались с такой грацией и такой чувственностью, что могли бы возбудить зависть самого утонченного эпикурейца.

Синоптическая таблица мимики расположенности

какую роль играет мимика в отношениях. картинка какую роль играет мимика в отношениях. какую роль играет мимика в отношениях фото. какую роль играет мимика в отношениях видео. какую роль играет мимика в отношениях смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет мимика в отношениях.

Мимика расположенности начинается стремлением к сближению и оканчивается взаимным соприкосновением тел, или некоторых частей тела.

Именно, в инстинктивном выборе тех или других членов для соприкосновения и выражаются разнообразные виды расположенности, – от самого святого благоговения и до самых чувственных вожделений. У всех народов земного шара замечается стремление соприкасаться наиболее подвижными и наиболее чувствительными частями тела. Вот почему рука и рот являются главными органами мимики расположенности. Относительно руки, однако, существует большое единодушие, потому что есть, кажется, народы, которые никогда не целуются. Ссылаясь на авторитет Дарвина и некоторых других исследователей, я назову из числа таких народов: фиджийцев, маоритян, таитян, папуасов, австралийцев, обитателей Сомали в Африки, а также эскимосов и древних японцев.

Я никогда не забуду своего долгого спора с благородным и интеллигентным живописцем с острова Явы, Баден-Салеком. Он говорил мне, что, подобно всем малайцам, он находит больше нежности в соприкосновении носов, чем в соприкосновении губ. «Ведь носом дышат, – добавлял он, – носом мы ощущаем дыхание любимого существа, и нам кажется, что мы сливаем при этом свою душу с его душой». Я говорил в защиту губ; но мы могли бы проспорить целый день и все-таки не убедили бы друг друга; наши вкусы в области чувствований были слишком несходны. Наших женщин он находил очень красивыми, но никак не мог примириться с нашими орлиными носами, такими длинными, такими огромными, по его выражению.

В широком смысле слова, ласка может быть выражена какой угодно частью тела. Нога, впрочем, употребляется с этою целью весьма редко, да и то разве в тех случаях, когда для этого нельзя воспользоваться другим членом, или же у народов отсталых, которые имеют обычай для выражения преданности и уважения к какой-нибудь особе ставить себе на голову или на лицо ее ногу.

Настоящим же органом ласки служит рука. Пальцы ее – это суставчатые и гибкие рычаги, которые дают возможность дотрагиваться, щекотать, сжимать, обнимать, охватывать, увеличивая число нежных прикосновений и приятных ощущений. Не даром слова cher и caresse имеют общее словопроизводство (carus). Ласкающая рука ищет другую руку, или же, в моменты более нежного умиления, – лицо любимого человека; часто нам недостаточно одной руки, а иногда и обеих. Посмотрите на мимику материнской привязанности, когда мать любящей рукой гладит по лицу своего ребенка, и скажите, можно ли найти более нежное и более естественное выражение любви.

При своих ласках человек нечто отдает и вместе с тем нечто воспринимает. К руке, расточающей любовь, от кожи любимой особы, словно магнетические токи, прибывают волны другой любви. Вот почему одно из самых обычных и самых чувственных любовных излияний состоит в перебирании волос рукою. В этом лабиринте гибких и живых нитей рука находит неисчерпаемый источник осязательных наслаждений. Каждый волос – точно электрическая нить, приводящая нас в тесную связь с чувствами, сердцем и даже мыслью любимого существа. Недаром длинные волосы женщин во все времена считались залогом любви, и недаром лысые оплакивают утрату целой области в мире наслаждения.

Пожатие рук – один из видов ласки, но наименее чувственный. Оно служит простым выражением того, что два человека узнают друг друга, что они не желают один другому вреда и не имеют основания питать друг к другу ненависть. Это одно из распространенных приветствий в человеческой семье, и даже дикие народы, у которых оно не в обычай, истолковывают его всегда, как знак расположения. У народов цивилизованных рукопожатие есть самый естественный способ выражения дружбы, в котором часто рельефно выступают характерные черты народности. Всем известно сильное и энергичное schake-hand англичан. Итальянцы пожимают руку со страстной стремительностью, совершенно чуждой народам севера. Многие люди, очень холодные и мало общительные, никогда не отвечают на ваше рукопожатие: вы держите в своей руке какой-то мертвенный член, внушающий страх и отвращение.

Хотя пожатие руки является одним из простейших мимических актов, но в нем может заключаться столько разнообразных оттенков выражения, что описание их составило бы целую книгу. Пожимая руку другу или любовнику, можно желать этим сказать: я вам не доверяю, я вас больше не люблю, я чувствую к вам влечение, я вас обожаю, я вас жду…

Пожатие руки, сделанное мужчиной женщине, может быть дерзким, более дерзким, чем пощечина.

В ряду прикосновений, служащих выражением расположенности, после ласки и рукопожатия следует объятие, представляющее собою род переплетения верхних конечностей; бросаясь друг к другу в объятия, два существа почти отдаются взаимно друг другу, как бы желая слиться в одно. Способ объятия бывает различен даже у цивилизованных племен: то обнимающиеся обхватывают туловище друг друга обеими руками, то перекидывают друг другу через плечо одну руку, касаясь ею различным образом спины. Иногда объятие совершается в два приема: обнимают сначала одну, а потом другую сторону туловища своего друга или своей подруги. В своем путешествии в Лапландию[63] я описал способ объятий у лапландцев, а в своем «Dio ignoto»[64] – странный обычай у обитателей пампасов.

Выше объятий, или, лучше сказать, в иной сфере любовных чувств, стоит поцелуй, который совершенно неизвестен многим народам, но распространен у всех цивилизованных наций, хотя в разной степени и с очень различным значением. Французы, например, целуются ежеминутно – даже лица разного пола; напротив, у итальянцев, и особенно у восточных народов, поцелуй может быть дан только жене, дочери или сестре.

Поцелуй играл видную роль на страницах истории человеческого рода: нередко поцелуй смывался кровью, возбуждал войны между племенами или народами. И это естественно: как источник бесконечного наслаждения, он мог возбуждать и бесконечную зависть; он мог открывать измену или сулить блаженство.

Поцелуй одновременно дает приятное внешнее и внутреннее ощущение; но существует громадная разница между поцелуем взаимным и поцелуем только данным, или только полученным. Многие женщины знают это и, будучи казуистами более чем любой теолог или адвокат, признаются, не краснея, в том, что получали много поцелуев, но добавляют, что сами никогда не отвечали на них.

Быть может, своим анализом мы профанируем это мимическое явление; однако, с научной точки зрения верно то, что поцелуй, оставшийся без ответа, равняется не принятому векселю. Вексель может быть ценою в тысячу, сто тысяч франков, миллион франков, но раз на нем нет подписи принимателя, он не стоит и гроша. Поцелуй только данный – это монолог, желание, стремление; поцелуй возвращенный – это принятый вексель, часто написанный слезами или кровью, но имеющий за собою мощную власть совершившегося факта. Поцелуй данный – это одно из тысячи семян, рассыпаемых щедрой природой на все четыре стороны и сохнущих или гниющих при отсутствии благоприятной для них почвы.

Напротив, поцелуй возвращенный не проходит бесследно. Хотя бы даже такой поцелуй не оскорблял ничьего знамени, хотя бы из-за него не нарушались международные союзы и трактаты, – и тогда он все же есть торжественный договор, как бы передающий нам частицы плоти, сердца и мысли другого человека. Взаимный поцелуй – это брак; с ним неразлучны румянец при воспоминании о прошлом и соглашение относительно будущего. Страх, религия, выгода, пространство, время могут разлучить мужчину и женщину, обменявшихся поцелуем, но они отдались и принадлежат друг другу.

Поцелуй данный может быть настолько мало чувственным, что его нельзя отнести к мимике любви. Целуют ноги идолов, святые мощи, одежду героев и холодный мрамор храмов. Во всех этих поцелуях участвует одна пара губ – та, которая целует. Даже и между живыми людьми такой поцелуй может выражать уважение, благоговение, но не любовь. Так целуют руку из вежливости, благодарности или покорности. Так же целуют в лоб сына, дочь или великого человека, которому удивляются.

Еще большей особенностью отличаются холодные поцелуи, требуемые приличием, в которых хотя участвуют две пары губ, но губы эти не встречаются. Каждый нос целует щеку, потом ловким chassez-croisez носы меняются местами и прикасаются к другой щеке. Все же, однако, это поцелуи; научно они относятся к мимике расположенности; но какая пропасть между ними и поцелуем Паоло и Франчески!

Когда уста отдаются друг другу, когда целующиеся губы сливаются воедино, когда исчезает всякая граница между «твоим» и «моим», когда кожа и нервы, душа и тело соприкасаются, сплетаются и сливаются, – вот это настоящий поцелуй, являющийся, быть может, и самым прекрасным выражением любви, сближающий мужчину и женщину, чтобы возжечь свет факела жизни.

За губами находится другой очень чувствительный орган– язык, который нередко принимает участие в мимике любви. Это бывает и у животных, например, когда они лижут своих детенышей.

Я даже знаю одного очень нежного мальчугана, который, ни кем тому необученный, лижет тех людей, которым хочет выказать дружбу.

Различные элементы мимики, рассмотренные нами, комбинируются различным образом, слагаясь в сложные выражения, из которых наиболее выдаются следующие:

Выражение половой любви.

Выражение материнской любви. Тут мы находим все яркие краски эротического мира, за исключением чувственности. Так как это один из самых животных и наиболее непроизвольных видов любви, то отличительными чертами ее являются: стремительность, крайняя энергия и почти судорожная форма проявления. Многие великие артисты обессмертили себя изображением материнской любви, которая так полна чувства, так возвышена, так порывиста и так постоянна.

Выражение сострадания. Это двойное сочетание мимики страдания и мимики любви. Выражение это так обычно и так общеизвестно, что самые посредственные живописцы умели изображать лицо человека, который при виде чужих страданий страдает и сам [cum eo patitur].

Выражение расположенности вообще. Это спокойное, ясное выражение расположения, без ярких красок желания и наслаждения и без печального оттенка сострадания.

Постепенно оно может возвыситься до мимического выражения дружбы, которая представляет возвышенное и очень определенное проявление расположенности между людьми. Оба эти выражения характеризуются улыбкой, растяжением черт лица и некоторыми движениями, что все вместе выказывает нашу готовность помогать своим ближним, ободрять их, а иногда плакать и смеяться вместе с ними.

Это выражение расположенности к людям может сделаться постоянным, и тогда лицо принимает тот типический характер, который в общежитии называется лицом любезного человека, лицом хорошего человека. Мы еще будем говорит об этом по поводу критериев, руководящих нами в оценке нравственного достоинства физиономии; но пока я позволю себе указать, какая неопределенность на этот счет царит в трудах физиономистов не только древних, но даже и новейших. Послушайте, например, что говорит об этом Да Лапорта:

О лице хорошего человека. Так как нравственность сопутствует всегда справедливости и ненависти к порокам, то мы соберем вместе отдельные черты добродетельного и нравственного человека и создадим из них образ, характерные признаки которого могут быть признаны средними для большинства.

Хороший человек. Узнается по отсутствию резкости в его чертах. Большой нос, пропорциональный всему лицу, или длинный, нависший над ртом, или короткий с открытыми ноздрями. Лицо красивое, дыхание правильное, грудь и плечи широкие; бюст средний; глаза впалые, большие, подвижные, как вода в стакане, со смелым взглядом, всегда открытые, темные и влажные. Вид приветливый или меланхолический; брови густые; взгляд строгий или унылый.

Благонравные люди. Взгляд имеет выражение среднее между спокойствием и волнением. Уши довольно велики и четвероугольны, фигура средняя, голос средний между оживленным и слабым или нежным; смеется редко; ногти широкие, белые или розовые; глаза голубые и впалые, большие, неподвижные и сияющие, влажные, как вода; ноги хорошо сложены, нервные, с тонкими связками[65].

Нельзя не пожалеть того, кто захотел бы воспользоваться этими портретами, чтобы распознать доброго и благонравного человека.

Тот, у кого малый нос, не может быть добродетельным человеком, а тот, у кого темные глаза, должен отказаться от права считаться благонравным! Сколько каббалистики, сбивчивости, сколько предположений и как мало науки! Подвергая строгому анализу положения неаполитанского физиономиста, можно найти в них только две истины: во-первых, что лицо порядочного человека не представляет положительных черт злобы, во-вторых, что глаза его «имеют взгляд смелый», т. е. выражают прямодушие и искренность.

Перенесемся, по крайней мере, на два века вперед, и посмотрим, как изображает Лепеллетье человека добросовестного, снисходительного, неподкупного, самоотверженного.

Правильная голова с ясно очерченными контурами, заметное преобладание черепа над лицевой частью, черты лица обыкновенно тонкие, нежные и вполне пропорциональные; возвышенное, благородное, полное достоинства чело, сияющее неизъяснимым выражением душевной непорочности и красоты, отражающее самые чистые и прекрасные движения чувства и мысли.

Шея не толстая, округленная, медлительная и простая, но грациозная в своих движениях, свободно держащаяся на плечах, которые вообще мало выдаются и мало подвижны. Туловище тонкое, изящное, естественное в своих позах, гибкое, без резкости, вычурности и искусственности в своих движениях. Конечности, обладающие такими же счастливыми физиологическими свойствами, совершают только полезные, точные и сдержанные движения.

Как много красивых слов и как мало наблюдения! Какая неопределенность, и сколько ложных умозаключений Лепеллетье, живший двумя веками позже Да Лапорты, не сумел исправить ни одной черты в странном изображении, которое начертал его предшественник.

Лафатер, которому все-таки не доставало научного направления, чутьем угадывал то, чего ему не мог дать научный опыт. Послушайте его:

Признаки честного лица. Нет такого лица, которое не могло бы выражать известную степень честности; но не всем лицам свойственно это в одинаковой мере. Самые неуклюжие, самые безобразные лица имеют иногда в высшей степени честное выражение, а самые красивые и правильные – часто бывают обманчивы. Тем не менее, правильные черты лица внушают мне больше доверия, нежели уродливые. Когда брови, глаза, нос и губы пропорциональны, то выражение честности в лице, приобретает от этого еще большую определенность.

Не впадая в ошибку, честным можно назвать такое лицо, в котором соединены в равной степени выражения силы и доброты. Одно добродушие само по себе предпринимает иногда то, чего оно не в силах сделать; дает такие обещания, которых не в состоянии выполнить; начинает то, чего не может довести до конца. Силу, если она не смягчена добродушием, трудно побудить к деятельности; она не делает того, что могла бы сделать; она становится орудием притеснений и несправедливости. Добродушие без силы тоже, что туча без дождя; сила без добродушия – это груз без рычага. Обладая только одним из этих двух качеств, нельзя быть вполне хорошим человеком. Сила без добродушия переходит в суровость, добродушие без силы вырождается в простоватость. Одна грешит избытком мягкости, другая излишком суровости; как раз середину между ними занимает сила деятельная – справедливость, честность.

Таким образом, мягкость и твердость, взятые в отдельности, не совпадают с понятием о честности. Последняя требует для себя сразу и снисходительности, и силы: силы, которая бы не притесняла, и снисходительности, которой нельзя было бы злоупотреблять; она приводит нас к сознанию, что мы такое в действительности и чем мы не можем быть, что мы можем сделать и что превышает наши силы. Таковы основные черты честности. Хитрость – это недостаток силы, который желают скрыть, прибегая к усилию. Но всякое усилие, не отвечающее внутреннему побуждению или непосредственному действию какой-нибудь внешней причины, есть ничто иное, как притворство. Что притворно, то неестественно, а что неестественно, то противно честности.

Человека честного, равно как и истинно умного, я распознаю в особенности по его манере слушать. В этот именно момент сила и добродушие в их взаимных отношениях выступают с наибольшею отчетливостью.

К числу физиономических признаков честности я отношу еще известный блеск глаз, ясность взгляда, в котором спокойствие кажется соединенным с подвижностью и который занимает середину между сверкающим и тусклым взглядом; – рот без гримас и судорожных искривлений; соответствие между движениями губ и глаз; цвет лица не слишком серый, не слишком красный и не чересчур бледный.

Перечисленные мною признаки могут отсутствовать во многих честных физиономиях; но очень мудрено встретить их вместе на лице плута.

Человек, который, смеясь от чистого сердца, не обнаруживает ни малейшего признака иронии, который, после первого взрыва веселости, продолжает тихо улыбаться, и лицо которого принимает затем выражение удовлетворенности и ясности, – такой человек, наверное, заслуживает нашего доверия, и честность его не подлежит сомнению. Вообще различные оттенки смеха и улыбки могут служить характерными признаками честности или лукавства.

А вот посмотрите еще, как Лафатер, будучи сам священником и святым человеком, мало уважал своих собратьев. Он заканчивает эту главу следующими словами:

Физиономические черты мужества сопутствуют чертам честности. Всякий обман есть трусость. Исходя из этого принципа, я думаю что ни в одном сословии честность настолько не распространена, как среди военных. Зато весьма редко она встречается в другом звании, которое я не хочу называть.

Нам хотелось привести целиком эту страницу из Лафатера, так как в ней сразу отражаются и недостатки, и достоинства бессмертного писателя. После чтения Да Лапорты и Ле Пеллетье здесь чувствуешь себя как бы перенесенным в другую, более чистую атмосферу, удивляешься тонкости психологических наблюдений и чисто женственной чуткости, умеющей различать в этом полумраке самые нежные черты человеческой природы. Но, с другой стороны, сколько неопределенности в этих штрихах, сколько догадок вместо наблюдений, какое беспрестанное смешивание самих фактов с их истолкованием!

В настоящее время мы справедливо сделались более требовательными относительно научных методов; и вот почему при изучении физиономии и мимики нам чаще приходится разрушать старое, чем созидать новое. В настоящее время мы должны ограничиться лишь тем замечанием, что у людей, расположенных к добру, чаще всего появляется мимика благосклонности, и потому на лице их становятся постоянными те выражения, которые мы старались анализировать и изучать в настоящей главе. Если бы, однако, от меня потребовали более точного определения в виде неизвестного афоризма, то вот моя формула со всеми ее явными недостатками.

Лицо порядочного человека прежде всею отличается откровенностью, потому что ему нечего скрывать; оно бывает ясным и смеющимся, так как обычное благосклонное настроение духа составляет одну из самых надежных и прочных радостей жизни.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Мимика

Мимика Мы чаще судим о характере и настроении человека не по форме лба, бровей, ушей и т. д., а по его мимике. Пытаясь понять и оценить человека, распознать его еще не проявившиеся психологические свойства, мы, в первую очередь, фокусируем внимание на его лице. При этом наше

Мимика

Мимика Из слов человека можно только заключить, каким он намерен казаться, но каков он на самом деле, приходится угадывать по его мимике… Ф. Шиллер Пытаясь понять и оценить человека, распознать его еще не проявившиеся психологические свойства, мы первостепенное внимание

Глава X. Мимика страдания

Глава X. Мимика страдания В нашем сочинении «Физиология страдания», изданном не так давно во Флоренции и иллюстрированном хорошим фотографическим атласом, четвертую часть своего труда мы посвятили изучению выражений страдания. На страницах этих нами изложены

Глава XII. Мимика умиления, благоговения и религиозного чувства

Глава XII. Мимика умиления, благоговения и религиозного чувства Умиление, благоговение и все другие сердечные и умственные волнения, совокупность которых мы называем религиозностью, относятся к разряду чувств доброжелательных, а потому и соответствующие им выражения

Глава XIII. Мимика ненависти, жестокости и гнева

Глава XIII. Мимика ненависти, жестокости и гнева Сколько раз в жизни приходится нам, вздыхая, повторять исполненные глубокого смысла слова Сёма: «Небо испортило нам землю!» В сфере страстей ненависть находится в таком же отношении к любви, как страдание к удовольствию в

Глава XV. Мимика личных чувств

Глава XV. Мимика личных чувств Мимика страха. Недоверие. Робость по описанию старинных физиономистовЛюбовь к самому себе, конечно, есть одно из самых сильных чувств; оно, быть может, сильнее всех других, кроме разве чувства половой любви в известный период жизни. Тем не

Глава XVI. Мимика мысли

Глава XVI. Мимика мысли Если мысли не сопровождаются удовольствием или страданием, каким-либо чувством или волнением, то мимика оказывается мало выразительной и весьма сосредоточенной. Отсюда, однако, не следует заключать, чтобы работа головного мозга не обладает никакой

Глава XVIII. Мимика рас и профессий

Глава XVIII. Мимика рас и профессий Так как в течение десяти лет я посвятил большую часть моего времени и труда изучению антропологии и этнологии, то в целой книге эта глава должна была бы менее всего страдать неполнотою. К сожалению, материалы, собранные путешественниками,

Мимика

Мимика Из слов человека можно только заключить, каким он намерен казаться, но каков он на самом деле, приходится угадывать по его мимике… Ф.

Мимика

Мимика Мимика является необходимой составляющей невербального общения. При помощи различных выражений лица может быть передано бесконечное множество эмоций.В отличие от языка, мимика является универсальным средством передачи информации. Даже у слепых, никогда в жизни

Глава 4 О чем говорит мимика

Глава 4 О чем говорит мимика Выше мы уже говорили о том, что именно мимика служит основным средством выражения самых разных эмоциональных состояний, причем, в отличие от жестов, средством универсальным – выражение эмоций в общем и целом сходно у людей разных культур,

Кто: с кем говорить в зависимости от расположенности к разговору

Кто: с кем говорить в зависимости от расположенности к разговору Перед началом разговора полезно не только осознавать его желаемый результат, но и научиться определять, кто выглядит открытым для разговора и, что не менее важно, кто вряд ли его поддержит.На самом деле

Мимика

Мимика Первое, на что нужно обратить внимание, слушая собеседника, это рот. Даже у человека с малоподвижной мимикой губы подают четкие сигналы, свидетельствующие о его настроении и мыслях. Эти сигналы читаются и интерпретируются очень просто. Вы распознаете их и без моей

Мимика

Мимика Первое, на что нужно обратить внимание, слушая собеседника, это рот. Даже у человека с малоподвижной мимикой губы подают четкие сигналы, свидетельствующие о его настроении и мыслях. Эти сигналы читаются и интерпретируются очень просто. Вы распознаете их и без моей

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *