какую роль играет культура в жизни общества
Глава 3. Роль культуры в жизни человека
Появление культуры было невозможно без человека, как её создателя и творца. Выделившись из природы, человек стал развиваться как социальное и культурное существо. Создаваемая людьми культура выступила как дальнейший шаг человека в его естественной эволюции, стала определять в нем меру человеческого.
Сегодня человек – единственный из живых существ, обитающий как бы в двух мирах одновременно. С одной стороны, он – природное тело, подчиненное всем физическим, химическим и биологическим законам и вне природного мира его существование немыслимо. С другой стороны, человек живет в мире неприродном, созданном им самим- в мире культуры., и в обществе человек и степень его развитости оцениваются в конечном счёте по социально-культурным качествам – уровню образованности, логическому мышлению, памяти, воли, целеустремлённости, наличию соответствующих моральных качеств, т. е. по самым важным признакам, отличающим человека от животных и делающих его личностью. Существует точка зрения, согласно которой культурное взросление человека идёт параллельно его биологическому созреванию.
Культурный облик человека в первую очередь формируется в семье. Кроме семьи большой воздействующей силой является непосредственное окружение человека. Постепенно человек входит в более крупные общности людей, через которые происходит его приобщение к принятой в обществе культуре. По мере своего развития и усвоения социального и культурного опыта людей человек постепенно превращается в человеческую личность. При этом он как бы рождается заново, второй раз.
В жизни человека культура выполняет несколько важных функций. Главной из них является функция социализации, или человекотворчества, т. е. формирования и воспитания человека. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Культура при этом выступает в качестве «социальной наследственности», значение которой не меньше биологической наследственности животных. Реализация функции социализации зависит от других функций культуры. Среди них, прежде всего, выделяется познавательная функция, суть которой состоит в вооружении человека знаниями, необходимыми для овладения силами природы, для осуществления трудовой деятельности, для определения линии своего поведения в обществе.
Общество предписывает человеку определённые нормы его поведения. Выработка этих норм, регулирующих поведение людей в обществе, составляет содержание нормативной функции культуры. Эта функция осуществляется, прежде всего, через законы, мораль, а также правила поведения, соблюдение которых составляет необходимое условие нормального существования общества и человека. Нормативная функция культуры тесно связана с ценностной или аксиологической, которая способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Общество нуждается в том, чтобы знания, полученные в результате осуществления познавательной функции, сохранялись и становились достоянием людей. Отсюда информационная функция, обеспечивающая их сохранение и передачу, как в рамках данного поколения, так и будущим поколениям. Передача культурных ценностей невозможна без общения людей, при котором культура выполняет коммуникативную функцию. Коммуникативная функция осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. Но наряду с естественным языком, все области культуры – наука, искусство, техника – обладают своим специфическим языком, без которого невозможно овладение культурой в целом. Важное значение для человека имеет также развлекательная, или компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил, проведением досуга и психологической разрядкой. Жизнь и развитие человека немыслимы без выполнения культурой этих функций.
Человек- существо не только социальное, но и историческое. Он живет в определенном, исторически конкретном обществе, овладевая необходимыми для этого личностными качествами.
Культура играет в жизни человека весьма противоречивую роль С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также другим группам. Культура возвышает человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческом общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверия, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в рамках культуры для покорения природы может быть применено в целях уничтожения людей. Поэтому важно изучить отдельные проявления культуры, чтобы получить возможность снизить напряженность во взаимодействии человека порожденной им культурой.
Этноцентризм.
Этноцентризм может быть искусственно усилен в какой-либо группе с целью противостояния другим группам при конфликтном взаимодействии. Уже одно упоминание об опасности, например, для существования какой-либо организации, сплачивает ее членов, повышает уровень групповой лояльности и этноцентризма. Периоды напряженности в отношениях между нациями или национальностями всегда сопровождаются повышением интенсивности этноцентристской пропаганды. Возможно, это связано с подготовкой членов группы к борьбе, к предстоящим лишениям и жертвам.
Говоря о той значительной роли, которую этноцентризм играет в процессах групповой интеграции, в сплочении членов групп вокруг определенных культурных образцов, следует отметить и его консервативную роль, негативное влияние на развитие культуры. Действительно, если наша культура лучшая в мире, то зачем надо что-то совершенствовать, изменять и тем более заимствовать из других культур? Опыт показывает, что подобная точка зрения может значительно замедлить процессы развития, протекающие в обществе с очень высоким уровнем этноцентризма. Примером может служить опыт нашей страны, когда высокий уровень этноцентризма в довоенный период стал серьезным тормозом развития культуры.
Этноцентризм может также быть инструментом, действующим против изменений внутреннего устройства общества. Так, привилегированные группы считают свое общество самым лучшим и справедливым и стремятся внушить это другим группам, поднимая тем самым уровень этноцентризма. Еще в Древнем Риме у представителей неимущих слоев культивировалось мнение, что, несмотря на нищету, они все-таки граждане великой империи и потому выше других народов. Это мнение специально создавалось привилегированными слоями римского общества.
Культурный релятивизм.
Существует подход к другим культурам, который смягчает действие этноцентризма и позволяет находить пути к сотрудничеству и взаимному обогащению культур различных групп. Одним из таких подходов считается культурный релятивизм. Его основой служит утверждение, что члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете своей собственной культуры. Для того чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития. Каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой он является.
Ценность и значение этого элемента может рассматриваться только в контексте определенной культуры.
Теплая одежда хороша в Арктике, но нелепа в тропиках. То же можно сказать и о других, более сложных культурных элементах и о комплексах, которые они составляют.
Культурные комплексы, касающиеся женской красоты и роли женщины в жизни общества, различны в разных культурах. Важно только подойти к этим различиям не с точки зрения доминирования «нашей» культуры, а с точки зрения культурного релятивизма, т.е. признавая за другими культурами возможности иных, отличных от «наших» интерпретаций культурных образцов и осознавая причины таких модификаций.
Эта точка зрения, естественно, не этноцентрична, но помогает сближению и развитию различных культур. Нужно понять основное положение культурного релятивизма, согласно которому определенные элементы отдельной культурной системы являются правильными и общепринятыми потому, что они хорошо себя зарекомендовали именно в этой системе; другие же считаются неправильными и ненужными потому, что их применение порождало бы болезненные и конфликтные последствия только в данной социальной группе или только в данном обществе.
Заключение
Мир культуры столь сложен и многообразен что каждая наука–философия, история, искусствоведение, этнография, культурология, социология- находит свою специфическую предметную “нишу” при изучении этого явления. Социологию интересует прежде всего роль культуры в функционировании и развитии общества. Культура чутко реагирует на все перемены, происходящие в социуме, и сама оказывает определенное воздействие на него, формируя и определяя многие социальные процессы, включая процессы группообразования и социальной мобильности.
Изложенное выше позволяет сделать вывод, что социология культуры изучает все виды преобразовательной деятельности человека, социальных общностей и общества в целом, а также результаты этой деятельности. Сама целенаправленная созидательная деятельность формирует человека как субъекта исторического творчества. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к созданным в обществе ценностям, накопленным традициям, овладения опытом, навыками и приемами деятельности, присущими данной культуре.
Не будет преувеличением определить культуру как меру человеческого в человеке. Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.
Социология культуры как отрасль социологического знания изучает указанные сложные феноменологические ряды и системы, стремится к пониманию и оформлению в научной терминологии закономерностей указанных явлений.
Роль культуры в жизни человека
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Роль культуры в жизни человека»
3. РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА………………………………. …..9
Одной из актуальных тем, на мой взгляд, является тема «культура и личность». В современном обществе два этих понятия не могут существовать друг без друга. С одной стороны, культура формирует личность, с другой – личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.
Цель данной работы – показать её актуальность и доказать важность присутствия в жизни любого человека такого понятия как «культура».
Задачи данной работы – разобраться и изучить такие термины, как «личность» и «культура» и выяснить, какую роль играет культура в становлении личности.
Все знания, приобретенные в итоге прочтения данной работы, помогут каждому человеку в дальнейшем саморазвитии, многих заставят пересмотреть своё отношение к культуре. Ведь для того, чтобы стать интересной, разносторонней, умной, грамотной и культурной личностью в современном обществе, необходимо уважать, понимать культуру и хоть немного приобщаться к ней.
К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура — это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую — те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура — социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она — продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение. [3; с.11-14]
«В современном языке термин «культура» употребляется очень часто преимущественно в двух значениях — «широком» и «узком». В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни — обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. В «узком смысле» границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью» [2; с 22]
Приверженцы более узкого подхода к пониманию культуры считают неправильным распространять ее на всю совокупность общественных явлений. В обществе много безобразного, отвратительного, которое никакие назовешь культурой. Наркомания, преступность, фашизм, проституция, войны, алкоголизм — все это искусственно создано человеком и принадлежит к сфере общественных явлений. Но вправе ли мы относить это к сфере культуры?
Если нечто направлено на уничтожение создаваемых человеком позитивных ценностей, то это нечто необходимо называть не культурой, а антикультурой. Критерием здесь выступает человек, мера его развития. И тогда культура — только то, что содействует развитию, а не деградации человека.
Думается, что оба значения, широкое и узкое, имеют равные права, а употреблять их следует в зависимости от ситуации и контекста. Разница между ними состоит вот в чем. В первом случае культура включает в себя социальные проблемы, в частности, социальные институт (религию, науку, семью, экономику, право).
Во втором — она ограничивается историей и теорией художественной культуры, искусства. В нервом случае больший акцент поставлен на социологических, антропологических, этнографических методах и данных, во втором — на искусствоведческих, философских и литературоведческих.
Второй, узкий подход предполагает, что культура — это а) сфера общества, б) аспект общества или видов общественной деятельности. Это разные вещи. При «сферной» трактовке все общество разделяют на несколько сфер — социальную, экономическую, политическую и культурную. Культурная сфера представляет один из сегментов общества. При «аспектном» подходе общество также разделяют на сферы. Например, нижегородские культурологи выделяют восемь сфер: экономическая, экологическая, педагогическая, управленческая, научная, художественная, медицинская, физкультурная. Но могут быть те же четыре главных сферы, указанные выше. Их количество здесь не так важно, как качество: «В обществе существует столько культур, сколько существует сфер общественной жизни» [1; с 7].
Культура — комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
В этом определении органично соединились оба значения культуры — широкое и узкое. Культура — совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа — это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.
В культуру входят также социально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор — все это имеет этническую тональность и передается из поколения в поколение, образуя этнический стиль. Надписи в подъезде и на заборах, далеко не всегда соответствующие нормам литературного языка, также выражают определенную культуру, а точнее сказать, молодежную субкультуру. Впрочем, об этом речь пойдет дальше. [3; с. 14-16]
Тема личности человека, динамика ее развития, процессы ее становления и существования волновали человечество с доисторических времен. Стремление познать самого себя, стремление разобраться в глубинах своего существа направляло мысли людей в сложный и запутанный мир человеческой психики.
По той причине, что человек внутренне весьма мало изменился за последние четыре-пять тысяч лет, мы можем утверждать, что актуальность самопознания остается неизменно высокой в системе ценностей человека.
Общая психологическая структура личности
Без сомнения, каждый взрослый человек, даже подросток не раз слышал и употреблял в жизни слово «личность». В милиции занимаются установлением личности, в школе пишут сочинения про личность того или иного литературного героя, изучают личность значимых в истории людей. Действительно, это слово многозначно. Но далеко не каждый представляет себе, что же такое есть на самом деле человеческая личность.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Итак, Личность- это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественной по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
3.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Роль культуры в общественной жизни невозможно переоценить, так как, по большому счету, культура является той средой, в которой протекает человеческая жизнь, а значит, и жизнь всего общества.
Человек не может существовать вне культуры и не может развиваться без ее влияния. В данном случае, человек является творцом культуры, но и он сам же от нее зависит и попадает под ее влияние. От уровня приобщения человека к национальной или мировой культуры зависит его духовное и личностное развитие, мера его развития, как субъекта социума. Когда человек приобщается к мировым ценностях культуры, его кругозор значительно расширяется и становится более многообразным.
Этот процесс необходим и для постоянного повышения культурного уровня социальных масс и динамичного развития мира. И приобщение каждого человека к процессу культуры играет в данном случае важную роль, так как тогда возможно обеспечивать развитие культуры при помощи единства новаций и традиций.
Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются, прежде всего, по этому признаку. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия, и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право[3].
Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки[4].
Искусство — как часть духовной культуры
Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.
Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.
Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.
Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.
Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.
Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психического равновесия.
Художественно-концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.
Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.
Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.
Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.
Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.
Познавательно-эвристическая функция отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.
В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия пoзнающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.
В отличие от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.
Искусство включено в целостную систему форм общeственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в eдином культурном контексте, возникающем благодаря иx взаимосвязям. [5]
Роль культуры в жизни общества
Сущность культуры.Слово«культура»знакомо каж-дому из нас. Оно многозначно и широко используется в литературе, средствах массовой информации, повседневной жизни. Многие общественные и государственные деятели то и дело указывают на упадок культуры, призывают к её возрождению и подъёму, требуют создать благоприятные условия для её развития.
Разные люди вкладывают в понятие «культура» неоди-наковый смысл. Одни приравнивают культуру к образо-ванности, другие видят в культуре собрание накопленных ценностей духовной жизни, третьи определяют культуру прежде всего по достигнутому уровню нравственного разви-тия людей. В повседневной речи это слово связано также с представлениями о дворцах и парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о музеях, театрах, библио-теках, наконец, о физической культуре. Однако содержание понятия «культура» гораздо более многообразно и богато. Кроме того, это понятие прошло столь же длинный путь развития, как и сама история человечества.
Слово «культура» (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие) появилось в Древнем Риме и использовалось в нескольких значениях. Одно из них — «способ воспитания человека-гражданина, до-стойного члена общества». Это понимание совпадало с древнегреческим «пайдейя» — «воспитание в соответствии
с традициями народа, его жизненными правилами». Гума-нистическая и демократическая направленность пайдейи позволила европейской культуре занять одно из ведущих мест в мире. В Средневековье культура обозначала умение истолковывать и понимать тексты Священного Писания. При этом главной задачей было постижение Бога и зави-сящей от него человеческой судьбы.
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
66 Тема 2. Культура человека и общества
По мере накопления знаний об общественной жизни
и о многообразии протекающих в ней процессов возни-кали новые определения культуры. Одна из таких попы-ток была предпринята в эпоху Просвещения. В XVIII в. слово «культура» стало широко использоваться для обо-значения специфического образа жизни человека, кото-рый отличается от природного бытия. Культура понима-лась просветителями как средство возвышения челове-ка, совершенствования духовной жизни и нравствен-ности.
В современной культурологии (науке о культуре) суще-ствует два основных подхода к пониманию культуры.
Сторонники антропологического подхода (от греч.
аnthrōpos — человек) считают культурой всю совокупность результатов человеческой деятельности, мир сотворённых людьми вещей, противостоящий природе. Этот мир создан человеком для своих целей и выражает отличие человече-ской жизнедеятельности от естественных, биологических форм жизни. Необходимо также учитывать качествен-ное своеобразие исторических форм деятельности людей, творящей культуру на разных этапах общественного раз-вития, в рамках определённых эпох, национальных общ-ностей и т. д.
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
§ 8. Роль культуры в жизни общества 67
Подводя итог, можно дать следующее определение:
Культура —это специфический человеческий спо-соб жизни, включающий процесс и результаты челове-ческой деятельности, систему норм и ценностей, сим-волов и идеалов, рассматриваемых в контексте истори-ческой эпохи.
Культура представляет собой сложное, многоплановое явление. Она пронизывает все сферы жизни и деятель-ности общества и человека. Культура — это и материаль-ные, и духовные ценности человека; она характеризует своеобразие наций и народов; является ядром, основой, «душой» общества.
В своих творениях человек воплощает цели, желания, стремления. Культура выражает тот смысл, который мы вкладываем во всё, что делаем. Определённый смысл име-ют произведения искусства, научные исследования, учёба, правила этикета, поведение человека и т. д.
Созданные предметы не только выполняют характерные для них функции, но и имеют определённое дополнитель-ное значение. Так, основная функция автомобиля — слу-жить средством передвижения. Вместе с тем для многих — это ещё и вопрос престижа. Чтобы понять смысл исто-рических памятников, необходимо изучить ту культуру, творением которой они являются. Например, туристы, по-сетившие Египет, могут полюбоваться внешним видом пи-рамид, учёные — изучить их физико-химический состав, размеры и т. д. Понять же их назначение невозможно без изучения истории и культуры Древнего Египта. Вот поче-му так важно знать всемирную историю и историю своей страны.
Предметы и явления культуры хранят опыт человече-ства. Универсальным знаковым средством сохранения и передачи опыта является слово. Устная и письменная речь позволяют передать практически любой смысл тому, кто знаком с этой системой знаков.
Среди знаков особое место занимают символы — зна-ки, служащие условным обозначением какого-либо образа
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
68 Тема 2. Культура человека и общества
или идеи. Например, памятник героям, павшим в боях за Родину, служит символом патриотизма народа. Без изуче-ния соответствующих систем знаков невозможно овладеть достижениями культуры. Приобщаясь к культуре, мы расшифровываем её знаки и символы, постигая таким об-разом смысл происходящего.
Культура включает в себя результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предме-ты и явления, которые принято называть артефактами (от лат. arte — искусственный, factus — сделанный). К ним относят не только изготовленные человеком вещи, откры-тые и используемые им средства и способы действий, но и те изменения, которые он производит в своём физическом и духовном облике.
Функции культуры.Культура выполняет в жизни че-ловека и общества целый ряд функций.
Адаптивная (приспособительная) функция культуры состоит в том, что именно культура позволяет людям при-способиться к различным природным условиям. Благодаря приспособительным механизмам культуры человек смог заселить практически все уголки Земли — от Северно-го Заполярья до Антарктиды, привык к различным осо-бенностям климата, рельефа, растительного и животного мира. Так, на Японских островах, в зоне повышенной сейсмоактивности, люди издавна строили дома на лёгком деревянном каркасе, обтянутом бумагой; эскимосы же сооружали свои жилища из снега и прекрасно переживали в них холодные полярные зимы.
Ещё одна важная функция культуры проявляется в накоплении, хранении, систематизации и передаче ин-формации. Её можно назвать функцией исторической преемственности.Нарушение данной функции чреватодля общества серьёзными последствиями. Разрыв куль-турной преемственности способен обречь новые поколения на потерю социальной памяти, сделать их «иванами, не помнящими родства».
Ценностная функция культуры состоит в том,что онаформирует у человека ценностные потребности и ориен-тации. Усвоенные культурные ценности позволяют раз-
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
§ 8. Роль культуры в жизни общества 69
личать значимое и незначительное в жизни, беречь те элементы культуры, которые гармонизируют и совершен-ствуют жизнь, и отказываться, избавляться от того, что ведёт к деградации личности. Для общества же сохранение ценностей культуры — залог стабильного развития.
Нормативная функция культуры связана с регулиро-ванием общественной жизни. Её выполнение опирается на мораль и право и способствует усвоению людьми совокуп-ности норм и правил, регламентирующих их поведение и деятельность.
Коммуникативная функция культуры (от лат. commu-nicatio — делаю общим; связываю; общаюсь) обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, ведёт к выявлению всего ценного, что накоплено человечеством, позволяет обмениваться культурными достижениями, спо-собствует процессам интеграции культур. Особенно на-глядной она становится в современном мире, когда на наших глазах создаётся единое культурное пространство всего человечества.
Перечисленные основные функции культуры в реаль-ной жизни тесно связаны. И, конечно, они не исчерпыва-ют всего назначения культуры.
Основное назначение культуры — делать человека Че-ловеком. Развитие культуры даёт возможность облегчитьтруд и сделать его творческим, обогатить ум и чувства. Постижение культуры — важное условие самосовершен-ствования и саморазвития личности.
Материальная и духовная культура.Культура имееточень сложное строение, состоит из множества элементов. Неповторимое их сочетание создаёт своеобразие националь-ных культур, а также малых «культурных миров» — суб-культур (молодёжная, профессиональная и т. д.). (Подроб-нее о субкультуре мы поговорим в следующем параграфе.)
К элементам духовной культуры относят правила по-ведения, эталоны, ритуалы, мифы, идеи, символы, язык, знания и др. Духовная культура включает в себя познава-тельную (интеллектуальную), нравственную, художествен-ную, правовую, педагогическую, религиозную и другие формы жизни людей.
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
70 Тема 2. Культура человека и общества
Часовня-усыпальница Паскевичей в Гомеле (1870—1889)
Жилые дома, орудия труда и предметы домашнего обихода, одежда и военная техника, средства передвиже-ния, компьютеры и многое другое, сотворённое руками человека, являются элементами материальной культуры.
В материальную культуру входят: культура труда и мате-риального производства, культура быта, культура места жительства (дома, деревни, города), культура отношения к собственному телу (правила гигиены и т. д.), физическая культура.
Материальная и духовная культуры тесно связаны между собой. Провести границу между ними бывает слож-но. Например, техническая идея по совершенствованию холодильника или телевизора воплощается в новых изде-лиях. Тем самым она облекается в материальную форму и становится предметом материальной культуры. Если же идеи писателя, скульптора или художника не реализуются в книге, скульптуре или картине, они останутся лишь об-
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
§ 8. Роль культуры в жизни общества 71
щим замыслом. Некоторые виды творческой деятельности одновременно принадлежат и к материальной, и к духов-ной культуре. Например, архитектура — это и искусство,
и строительство. Искусство кино и искусство фотографии стали возможны только благодаря соответствующим тех-ническим изобретениям.
Ценности материальной культуры, как правило, имеют определённую цену, а также временные пределы потре-бления. Они могут «морально устареть», производствен-ное оборудование изнашивается, здания ветшают и т. д. Наоборот, ценность достижений духовной культуры может
и не иметь временных рамок. Например, ценность жизни, здоровья, любви и дружбы, истины и добра признаётся на протяжении всего существования человечества.
Некоторые выводы
1. Культура является ядром, основой, «душой» обще-ства. Она пронизывает все сферы жизни и деятель-ности человека. 2. Сторонники антропологического подхода считают культурой всё созданное человеком, ценностного — только совокупность лучших творений человека. 3. Предметы и явления культуры хранят опыт человечества, запечатлённый в знаках и симво-лах. 4. В культуре выделяют материальную и духов-ную стороны, которые тесно взаимосвязаны.
?! Вопросы и задания
1. Почему, на ваш взгляд, понятие «культура» нельзя опреде-лить однозначно?
2. Чем культура отличается от природы?
3. Какую роль играет культура в жизни общества?
4. Какого человека, на ваш взгляд, можно назвать человеком высокой культуры?
5. Какое суждение о соотношении материального и духовно-го в культуре иллюстрирует высказывание: «Рукописи не горят, но книги истрёпываются»? Согласны ли вы с этим суждением?
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
72 Тема 2. Культура человека и общества
Грани культуры
Элитарная и массовая культура.В зависимости отуровня развития культуры выделяют две её формы — эли-тарную и массовую.
Элитарная культура —это культура привилегиро-ванных групп общества.
Она характеризуется духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Создаётся при-вилегированной частью общества (элитой) либо по её за-казу профессиональными творцами.
Культурную элиту общества надо отличать от социаль-ной аристократии. Культурная элита в конечном итоге жи-вёт для народа, а аристократия — возвышается над ним и обычно отгораживается от него. Представители культурной элиты берут на себя ответственность за высшее культурное развитие общества, в котором живут. Они не боятся труда
и даже рискуют своим благополучием, а порой и жизнью, отстаивая свои идеалы и творческую независимость. Таким был великий русский поэт А. С. Пушкин, который искренне желал быть «любезным народу», но не стремился, слившись с ним, утратить свою индивидуальность.
Неустанный творческий поиск, творческая свобода и стремление к созданию высших ценностей культуры — вот отличительные черты культурной элиты. Как прави-ло, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком. Поэтому особенно тяжела судьба представителей культурной элиты на переломах исторических эпох, когда усиливается неприятие любого инакомыслия.
Элитарная культура находится в своеобразной оппози-ции по отношению к массовой культуре. Представители культурной элиты пытаются разрушить сложившиеся сте-реотипы и шаблоны массовой культуры.
Массовая культура —это культура,ориентирован-ная на массовое каждодневное потребление.
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
§ 9. Грани культуры 73
И. Е. Репин. Белорус (1892)
Массовая культура ярко проявила себя в США на ру-беже XIX и XX в. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу: «Если Рим дал миру право, Англия — парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую револю-цию и массовую культуру».
Массовая культура не выражает изысканных вкусов. Её продукция предназначена для употребления массой, состоящий из средних, заурядных людей. Её представи-тель — человек без чётко выраженной индивидуальности, потому массовая культура доступна и понятна всем, неза-висимо от уровня образования, возраста и национально-сти. Распространение массовой культуры неизбежно при-водит к снижению уровня культуры в целом, поскольку она приспосабливается к неразвитым, невзыскательным вкусам массового человека. Газеты, кинематограф, радио, телевидение, компьютерные сети сразу же после своего появления превратились в механизмы распространения и функционирования массовой культуры.
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
74 Тема 2. Культура человека и общества
С помощью средств массовой коммуникации и информа-ции у творцов массовой культуры появилась возможность легко манипулировать сознанием миллионов людей. В отли-чие от элитарной культуры она обладает большей аудитори-ей, а в отличие от народной — продукты массовой культуры всегда имеют своего автора. Однако массовая культура не имеет традиций, она не связана с определённой религией или интересами какого-то одного социального слоя. Вкусы, которые выражает и обслуживает массовая культура, столь быстротечны, что традиции не успевают сформироваться. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют актуаль-ность, выходят из моды. При этом чем более примитивны
и общедоступны культурные достижения, тем более они значимы для массы. В результате развития массовых форм культуры обесценивается высокая духовность, расшатывают-ся или даже разрушаются моральные устои.
Основными способами осуществления современной мас-совой культуры являются: средства массовой информации; массовые политические движения; реклама; мода; инду-стрия формирования имиджа и улучшения физических данных индивида (культуризм, аэробика, туризм, фитнес, сфера медицинских услуг и фармацевтических средств изменения внешности, пола и т. д.); индустрия досуга, включающая в себя художественную культуру (приклю-ченческая, фантастическая, «бульварная литература», некоторые жанры кино, карикатура, комиксы в изоб-разительном искусстве, поп-музыка, спорт как зрелище
и др.). В современном мире массовая культура охватывает практически все сферы жизни общества.
Народная и профессиональная культура.Народнаякультура включает сказки, песни, танцы, мифы и леген-ды. Её создают не имеющие профессиональной подготовки анонимные творцы, т. е. их имена, как правило, неиз-вестны. Народную культуру также называют любитель-ской. Она начала складываться в ранний период истории человечества, предшествовавший появлению первых го-сударств. Народная культура впитала в себя древнейшие представления о мире, религиозные догмы и ритуалы. Всё это отразилось в произведениях фольклора.
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
§ 9. Грани культуры 75
Фольклор (от англ. folk —народ, lore —знания) —этонародное творчество, искусство, создаваемое народом.
Важную роль в развитии народной культуры сыграло юмористическое восприятие окружающего мира. На этой основе развились и существуют такие виды фольклора, как народный анекдот, басня, сатирическая песня, сказка, скоморошество.
Особое значение в странах Запада приобрели карнава-лы — массовые театрализованные народные гулянья. Благодаря карнавальным шествиям обряженных в маски людей в средневековом обществе снималось внутреннее напряжение, поддерживался классовый мир. Именно в фольклоре лежат истоки многих современных видов искус-ства. Народная культура стала основой для формирования главных ценностей, принципов и традиций современной национальной культуры.
Различают обыденную (повседневную) и профессиональ-ную культуру. Все основные виды человеческой деятель-ности зародились в недрах обыденной жизни, но со вре-менем выделились и оформились в специализированные профессии.
Профессиональная культура связана с деятельнос-тью особых учреждений, предприятий, специалистов по организации материального и духовного производства.
По мере развития искусства, нау-ки и техники профессии преврати-лись в самостоятельные области дея-тельности со своими правилами, традициями и т. д. В связи с этим потребовались максимальная кон-центрация усилий специалистов для решения конкретных задач, их осо-бая подготовка для достижения тре-буемого мастерства. Когда худож-ник смог заработать себе на жизнь только живописью, учёный — на-учной деятельностью, инженер — созданием и совершенствованием технологий, машин и механизмов,
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
76 Тема 2. Культура человека и общества
тогда и появились соответствующие разновидности про-фессиональной культуры.
В настоящее время результаты, полученные благодаря профессиональной культуре, не являются достоянием ис-ключительно профессионалов. В современном мире обычно-му человеку не обойтись без использования различных до-стижений искусства, науки и техники. Они прочно вошли
в нашу жизнь и для многих людей стали обыденностью.
Субкультура и контркультура.Во всех обществах су-
ществует множество социальных групп, имеющих различ-ные культурные ценности, традиции и т. д.
Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство чле-нов общества, называется доминирующей, или господ-ствующей, культурой.
Систему норм и ценностей, отличающих отдельную социальную группу от большинства общества, называ-ют субкультурой.
Субкультура формируется под влиянием таких факто-ров, как социальный статус, национальная принадлеж-ность, религия, место жительства. Ценности и нормы субкультуры воздействуют на становление личности чле-нов соответствующей группы. Примером может служить влияние на человека молодёжной субкультуры.
Иногда большинство общества относится к той или иной субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к ува-жаемым в принципе субкультурам врачей, учёных или военных.
От доминирующей культуры субкультура отличает-ся языком, взглядами на жизнь, манерами поведения её носителей. Эти различия могут быть выражены очень сильно, даже если субкультура не противостоит домини-рующей культуре.
Субкультура, которая не просто отличается от до-минирующей культуры, но противостоит ей, находится
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
§ 9. Грани культуры 77
в конфликте с доминирующими ценностями и норма-ми, носит название контркультура (от лат. contra — против).
Контркультура связана с отрицанием или разрушением принятых в обществе ценностей, норм и правил. Это быва-ет выражено в вандализме — бессмысленно жестоком раз-рушении того, что создано людьми и составляет достояние культуры. Можно выделить следующие его виды:
1) материальный вандализм — разрушение и оскверне-ние церквей, святых мест, памятников культуры, ценных природных объектов;
2) духовный вандализм — разрушение веры, укоренив-шейся в душах людей;
3) системный вандализм — разрушение устоявшихся систем ценностей, образования, воспитания, общественных связей.
Контркультура, бывает, несёт в себе не только отри-цательное, но и некоторое положительное содержание. Она часто выражает протест против негативных явлений
в обществе. Однако вместе с вредным она уничтожает и полезное, превращаясь порой в антикультуру — нетер-пимую и злобную критику любой культуры.
Культура в повседневной жизни.Культура организуетчеловеческую жизнь. Во всех обществах она в значитель-ной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
78 Тема 2. Культура человека и общества
поведение. Человек не может существовать без приобще-ния к той или иной культуре, её ценностям, традициям, идеалам. Приобщаясь к культуре, ребёнок превращается
в полноценного члена общества. Культура пронизывает всю повседневную жизнь человека. В ней можно выделить следующие области:
1) культура труда:ответственное отношение к своимтрудовым обязанностям является основой плодотворного развития личности;
2) культура быта:совершенствуя свой быт,человекпреобразует условия своей жизни, делает лучше, прекрас-нее свой небольшой кусочек окружающего мира;
3) культура отдыха:отдыхая от работы,человек за-нимается развитием души, приобщаясь к достижениям изобразительного искусства, литературы и т. д.;
4) физическая культура:тело человека—это важнаячасть нашего мира, а забота о нём — составная часть за-боты о мире в целом.
Некоторые выводы
1. Элитарная культура создаётся представителями творческой элиты и противостоит низким вкусам и ценностям массовой культуры. 2. Народная культура представляет собой основу развития современной на-циональной культуры. 3. Профессиональная культура развилась благодаря необходимости концентрации усилий специалистов на решении конкретных задач определённого типа — научных, инженерных и т. д.
4. В повседневной жизни культура проявляется в сферах труда, быта, отдыха; важна и физическая культура.
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
?! Вопросы и задания
§ 10. Преемственность в развитии культуры 79
1. По мнению современного испанского философа Х. Ортега-и-Гассета, есть два типа людей: 1) те, «кто строг и тре-бователен к себе, берёт на себя труд и долг», и 2) те, «кто доволен собой, кто живёт без усилий, не стараясь себя исправить и улучшить, кто плывёт по течению». Кого из них вы отнесёте к элите, а кого — к представителям «массы»?
2. Какова, на ваш взгляд, роль культурной элиты в обще-стве?
3. Назовите основные проявления массовой культуры.
4. Выдающийся русский философ М. М. Бахтин (1895—1975) сравнивал средневековый карнавал с выниманием затычки из винной бочки, благодаря чему её не разрывают скопив-шиеся там винные пары. Как вы это понимаете?
5. Является ли субкультура неонацистов контркультурой при-менительно к ситуации в современном обществе? Приве-дите примеры контркультур.
6. Можно ли сказать, что массовая культура — это форма потери человеком личностной культуры? Ответ обоснуйте.