какую роль играет католическая церковь в социальной экономической и политической жизни европы почему
Медицинские интернет-конференции
Языки
Роль католической церкви в средневековой Европе
Новикова Д.Е., Фадеев Д.А.
Роль католической церкви в средневековой Европе
Фадеев Д.А., Новикова Д.Е., Ермолаева Е.В.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Католическая церковь играла важнейшую роль в развитии средневекового европейского общества. Она принимала активное участие в развитии и контроле различных сфер общественной жизни.
В политической сфере церковь регулировала межгосударственные отношения, выступая арбитром в спорах правителей государств, назначая лояльных или находящихся под ее влиянием королей и императоров, благословляла религиозные войны против иноверцев, распространяя свое влияние на новые территории, примером чего выступают крестовые походы.
Будучи крупным земельным собственником, католическая церковь получала огромные средства в виде церковной десятины, накапливая богатства, она зачастую становилась кредитором королей, растративших казну на пиры, войны, подарки своим любимцам.
Еще одной сферой влияния католической церкви являлась культура. Церковь способствовала строительству многочисленных храмов и монастырей, что вело к развитию архитектуры. Все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Она составляла программу обучения, задача которой была воспитать будущих служителей церкви, преподавание на латинском языке, а также то, что все научные труды должны были быть написаны по-латыни, облегчало ей задачу. Собрание на территории монастырей в огромных библиотеках трудов философов, ученых и различных древних деятелей, проведение диспутов, посвященных проблемам веры, морали и другим вопросам в их стенах еще более усиливало ее авторитет.
Церковь, в лице своих представителей была высшей инстанцией в судебных делах, касающихся не только духовной сферы, но всех сфер жизни общества. Неразделение власти церкви и государства позволяла ей рассматривать любые случаи, а абсолютность власти – обвинять представителей различных сословий. Ни крестьянин, ни феодал, ни даже король не чувствовал себя в безопасности, он в любой момент мог предстать перед церковным судом по чьему-то доносу.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что католическая церковь являлась мощным властным институтом, который контролировал все сферы жизни общества.
Особенности влияния католической церкви на развитие государства и права в странах Европы в средние века
Роль католической церкви в феодальном обществе европейских государств определялась тем, что она была крупнейшим земельным собственником. Церковь получала десятину (налог в виде десятой части дохода крестьянского двора).
Во Франции католической церкви принадлежала седьмая часть всей земли государства. В Германии и Италии на своих территориях церковь осуществляла государственную власть.
Римский престол в XII-XIII вв. достиг своего могущества и повсеместно вмешивался во внутренние дела государств, выступая в качестве высшего судьи и арбитра. Папы были наделены правом даже отлучения от церкви королей, если последние отказывались подчиняться им.
Церковь оправдывала феодальный строй и повсеместно активно его пропагандировала и защищала. Это вызывало ярый протест низших слоев населения, что вызывало крестьянские восстания и другие массовые выступления против феодализма.
Наряду со светскими, во всех средневековых государствах Европы существовали духовные (церковные) суды, причем их структура было достаточно сложна. Католическая церковь присвоила себе подсудность по таким преступлениям, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, двоеженство, клевету, лжесвидетельство, ростовщичество, ложную присягу и многие другие.
Влияние католической церкви на международную политику (скучное и длинное чтиво, выложенное, по просьбам в комментах)
Таким образом, католическая церковь в своей международной политике имеет вполне определенные приоритеты, располагает политическими и финансовыми возможностями для активного участия, а также обладает в должной степени независимостью. При этом, несмотря на то, что внешне аппарат ватиканской дипломатии мало чем отличается от аппарата любой другой державы, между ними существуют коренные различия по двум основным пунктам: целям и средствам их достижения. Святой Престол сегодня имеет дипломатические отношения со 176 странами, Европейским союзом и Суверенным Военным Орденом Мальты; отношения особого рода с Россией и Организацией Освобождения Палестины. Ватикан также участвует в различных международных и межправительственных организациях; является постоянным наблюдателем с правом голоса при Организации Объединенных Наций.
Внешняя политика Ватикана сегодня во многом исходит из беспокойства о негативных характеристиках глобализации, происходящей во всем мире. В 1994 году была создана специальная Папская академия социальных наук, которая занимается проблемами современного общества. Ее действительные члены, ученые, обладатели высших научных степеней, обсуждают вопросы глобализации, занятости населения, отношений поколений и демократии.
Бенедикт XVI, еще в бытность свою кардиналом Йозефом Ратцингером, выступая на симпозиуме «Церковь и экономика в ответственности за будущее мировой экономики» в 1985 году говорил об опасности экономического неравенства для единства человечества. В своей речи он открыто осудил принципы свободного рынка, продиктованные Адамом Смитом, заметив что: «на протяжении длительного времени понятие «деловая этика» было пустым звуком, потому что экономика была предоставлена воздействию принципов эффективности, а не моральных принципов. Как раз внутренняя логика рынка и должна освобождать от необходимости зависеть от моральности его участников».
В своем докладе он осудил как либеральную, так и марксистскую модели экономики, отметив, что детерминизм, характерный и для той и для другой модели, ведет к отказу от рассмотрения этики, как независимого начала, имеющего значения для экономики.
Понтифик перечислил некоторые искажения развития, такие как:
• спекулятивная финансовая деятельность
• провоцируемые и плохо управляемые миграционные потоки
• необузданная эксплуатация ресурсов Земли
• рост всемирного богатства при увеличении неравенства и рождения новых форм бедности
• коррупционность в богатых и в бедных странах
• неуважение прав трудящихся транснациональными компаниями
• оторванность международных субсидий от их целевого назначения из-за безответственности стран-доноров и получающих стран
• излишние формы охраны знаний со стороны богатых стран, посредством слишком строгого регламентирования права интеллектуальной собственности, особенно в области здравоохранения
Папа Римский считает, что необходимо улучшить инфраструктуру, ирригационные системы и транспорт беднейших стран. В то же время требование главы Ватикана для промышленно развитых стран заключается в уменьшении потребления энергии и заботе об окружающей среде.
Следует отметить, что, начиная с XX века и сегодняшнего дня, политика Ватикана в отношении экономических проблем глобализации отличается крайней устойчивостью приоритетов, наследующих основы вероучения католической церкви.
Разумеется, что цели, поставленные Ватиканом для развития международной экономики, требуют серьезных институциональных изменений. Это серьезная проблема, поскольку здесь происходит серьезное столкновение интересов Церкви с сугубо личными экономическими и политическими интересами каждой страны в отдельности. В особенности это касается России, а также азиатских стран, для которых авторитет Святого Престола не является в той же степени значимым, как для стран Европы.
С другой стороны, нет нужды обманывать себя и утверждать, что все остается по-прежнему. Речь идет и о значительном непредсказуемом расширении сферы воздействия отдельных акций и процессов национального (регионального, интернационального) уровня на международные отношения с учетом усиливающейся взаимозависимости отдельных стран в современных условиях.
Вполне понятно, что глобализация уже способствует активному изменению основных институтов. Вопрос в том, будет ли этот процесс управляемым и направленным на конкретные цели, или будет носить реакционный хаотический характер.
Свою роль Ватикан видит в наставлении и просвещении совести верующих, особенно тех, кто участвует в политической жизни, чтобы их поступки неизменно способствовали полному развитию личности и достижению общего блага. При этом социальное учение Церкви не должно вмешиваться в управление государством.
Для решения главных вопросов развития преодоления неравенства людей, защиты окружающей среды, решения проблем ресурсов и климата необходимо, чтобы все международные лидеры действовали совместно и проявляли готовность работать добросовестно, соблюдать право и укреплять солидарность с самыми слабыми регионами планеты. В первую очередь Ватикан уделяет внимание странам Африки и другим частям мира, которые оказались на обочине развития и пострадали от негативных последствий глобализации.
В международных отношениях очень важную роль играют нормы права и общие принципы, направленные на общее благо всего человечества и, таким образом, защиту свободы человека.
По мнению Ватикана государство должно нести основную ответственность за защиту своего населения от нарушений прав человека, а также от последствий гуманитарных кризисов. Если же государства не могут обеспечить эту защиту, то международное сообщество обязано вмешаться, опираясь на принципы, предусмотренные в Уставе ООН и в других международных документах.
Папа Римский считает, что такие меры со стороны международного сообщества, при условии, что они предприняты на основе международного права, никогда не следует толковать как ограничение суверенитета государств. Он подчеркнул, что гораздо опаснее проявление равнодушия к страданиям.
Таким образом, в глобальных вопросах институционального развития Ватикан призывает к поиску эффективной стратегии устранения неравенства между странами и социальными группами, а также повышения безопасности на планете. При этом Бендикт XVI подчеркивает, что в своей работе ООН должна использовать готовность верующих посвятить себя всему человечеству и опираться на результаты диалога между религиями. Роль католической церкви в готовности внести свой вклад в строительство такой системы международных отношений, которая позволит каждому человеку и каждому народу ощутить к ней свою причастность.
В «Caritas in Veritate» Папа Римский предлагает создать наднациональную структуру, которая должна помочь человечеству выйти из очередного мирового финансово-экономического кризиса. Фактически глава Ватикана призвал к созданию «мировой политической власти» ради «оздоровления экономик, затронутых кризисом», и «предотвращения их ухудшения и усиления неравновесия». По мнению понтифика, «эта организация должна взять на себя решение вопросов разоружения, продовольственной безопасности и иммиграционной политики». Бенедикт XVI полагает, что такая организация «должна признаваться всеми и служить эффективной властью ради обеспечения безопасности, уважения и прав каждого».
Практическое руководство религиозной, политической и хозяйственной деятельностью Ватикана сосредоточено в Римской курии. Согласно Апостолическим конституциям Regimini Ecclesiae Universae (1968 г.) и Pastor Bonus (1989 г.), администрация католической церкви и Ватикана состоит из нескольких ведомств. Исполнением решений Папы и координацией деятельности римской курии занимается Государственный секретариат. Его главе – государственному секретарю – предоставлены все полномочия в области светского суверенитета; фактически он исполняет обязанности премьер-министра.
В состав Римской курии входят Государственный секретариат, 9 конгрегаций (духовные ведомства), 3 трибунала, 11 папских советов, 5 комиссий, Синод епископов, Апостольская библиотека, кадровый офис и другие ведомства.
Конгрегации: доктрины веры; Восточных Церквей; Божественной литургии и дисциплины таинств; канонизации; евангелизации народов; клира; институтов духовной жизни и обществ апостольской жизни; католического образования; епископов.
Трибуналы: Апостолический Пенитенциарий; Верховный Трибунал Апостолической Сигнатуры; Трибунал Римской Роты.
Папские комиссии: культурного наследия Церкви; «Ecclesia Dei»; духовной археологии; библейская; международная теологическая; по Катехизису; по делам Латинской Америки.
Папские советы: по светским делам; по экуменизму; мира и справедливости; «Cor unum»; пасторской опеки для иммигрантов и интернированных; пасторской медицинской опеки; по законодательным текстам; по межрелигиозному диалогу; культуры; общественных отношений.
Юридические инстанции – Высший церковный суд, Высший трибунал Апостольского суда и местный трибунал. Каждая конгрегация возглавляется кардиналом-префектом. Срок пребывания в должности лиц, занимающих важнейшие посты, – 5 лет. Эти лица должны уходить в отставку со смертью Папы.
Папские Советы посвящены решению конкретных проблем, на которые взгляды церкви конфликтуют со взглядами общественности. К числу таких вопросов относят гомосексуализм, эвтаназию, аборты и прочие угрозы «нравственного характера». При этом мнение Ватикана, выраженное Папским Советом, играет серьезную роль для светской власти.
Примером этого может служить конфликт между Папским советом по пастырскому попечению о работниках здравоохранения и Апелляционным судом Италии по вопросу эвтаназии гражданки страны Элуаны Энгларо. Верховный суд Италии подтвердил принятое ранее Апелляционным судом страны решение об эвтаназии 36-летней Элуаны Энгларо, которая находится в состоянии комы после автокатастрофы с 18 января 1992 года. В 1999 году ее отец обратился в суд с просьбой прекратить принудительное питание дочери. В июне 2008 года Апелляционный суд страны удовлетворил просьбу Энгларо, на это суду потребовалось девять лет.
Кардинал заявил, что выражение «вегетативное состояние» можно употреблять по отношению к растениям, но никак не к людям. В отличие от растения, которое можно срезать, человека ни при каких обстоятельствах нельзя лишать жизни, добавил ватиканский иерарх.
Президент Папской академии «В защиту жизни» и ректор Папского Латеранского университета архиепископ Рино Физикелла назвал Элуану «девушкой, приговоренной к смерти». Архиепископ заявил, что подобное решение «чуждо культуре итальянского народа, это настоящее покушение на жизнь». Папа Римский Бенедикт XVI заявил, что эвтаназия — прерывание жизни неизлечимо больного — ошибочное решение.
В феврале Элуану перевезли из больницы Лекко на окраине Милана в частный госпиталь ”Ла К’етте” в городке Удине на севере Италии. Десятки людей собрались под стенами больницы и скандировали ”Элуана жива!”, ”Не убивайте ее!” и ”Элуана, проснись!”. Больную должны были отключить от аппарата искусственного дыхания. Но глава итальянского правительства Сильвио Берлускони подписал декрет, которым запретил врачам прерывать жизнь пациентки. Президент страны Джорджио Наполетано отказался подписывать распоряжение. Это чуть не привело к конституционному кризису в Италии.
Ватикан действует также через светские католические организации: профсоюзные, культурные, молодежные, женские и др. Многие из этих организаций входят в конференцию международных католических организаций, работа которых координируется Государственным секретариатом Ватикана. Под определенным влиянием Ватикана находятся клерикальные политические партии в разных странах мира.
В процессе принятия Конституции Евросоюза авторитету католической церкви был нанесен серьезный ущерб. Несмотря на все политическое лобби Ватикана в Конституции не было прямого упоминания о христианстве, что вызвало у церкви возмущение. Из-за отклонения Конституции, ЕС оказался в институциональном тупике. Чтобы двигаться дальше, было необходимо серьёзно упростить структуру коллективных органов, принципы и порядок их работы, сделать их деятельность более понятной и прозрачной. Для решения этой двуединой задачи был предложен Лиссабонский договор.
В целом католическая церковь испытывает серьезное беспокойство по поводу потери католицизмом европейской эксклюзивности и упадком католической Европы. Политика папы Римского направлена на возрождения католического христианства в Европе, среди прочих, таких как протестантизм и православие, представляющих серьезную конкуренцию особенно на востоке.
В действительности сложность ситуации в том, что европейцы не стали атеистами, но большинство из них полагают, что духовность существует и вне пределов организованной религии. При этом большую популярность обретают харизматические традиции, подчеркивающие индивидуальный духовный опыт и практикующие митинги и фестивали. Эти праздник собирают миллионы католиков со всех уголков мира.
Жители Западной Европы приветствуют реформацию католической церкви. Виктор Еленский в своей статье «Религии в Украине» приводит результаты исследования, согласно которому считают необходимым позволить священникам жениться 83% католиков Германии, 82% – Ирландии, 79% – Испании, 69% – США и, в то же время, 50% – Польше и только 21% католиков – Филиппин. Приблизительно такая же ситуация относительно того, что епископов должны избирать, а не назначать, – за это высказываются 75% немцев и намного меньше, лишь 51% – филиппинцев.
При утрате внешней религиозности, жители Европы продолжают посещать воскресные мессы, а также верят в рай и ад, а собрание людей для траура в связи со смертью Ивана Павла II наглядно показало их истинное отношение к католической церкви.
Следует не забывать, что при этом наступление исламской религии делает католицизм одним из признаков идентичности европейского человека, даже тех, кто раннее не задумывался об этом.
Ватикан беспокоит рост влиятельности правительств, которой нарушает демократические устои, возможный в этот период. Намеченные цели тысячелетия по борьбе с бедностью полностью не выполняются. Резко сократилась помощь богатых стран бедным, а также помощь иммигрантам. Эта ситуация угрожает выживанию целых семей и влечет за собой сокращение вложений в воспитание новых поколений, что, в свою очередь, отразится на будущем. Кроме того, когда попираются права широких масс, утрата надежды подвергает опасности мир за земле. Поэтому необходимы согласованные действия для продвижения прав человека, при учете этических оснований экономической и финансовой деятельности.
Архиепископ Томази возложил вину за экономический кризис и проблемы, с ним связанные на поведение некоторых экономических и финансовых деятелей, в том числе руководителей банков, которым следовало бы с большим вниманием и ответственностью контролировать эти системы. Он продолжил мысль Папы Римского из последней энциклики о том, что в финансовой деятельности нельзя смотреть только на легкую прибыль, но следует стремиться к общему благу.
Католическая доктрина о правах человека служит платформой для политики Ватикана в Европе и является поводом для разногласий по некоторым вопросам с государством. На 37-ом съезде Генеральных секретарей Епископских Конференций Европы было обращено особенное внимание на отношения Церкви и государства во время секуляризации и все более частых примеров узаконивания государством абортов, эвтаназии и тому подобное.
Что касается отношения Ватикана с Россией, то это в первую очередь отношение между католической и Русской Православной Церковью. Исторически так сложилось, что эти отношения не отличаются особой теплотой. При этом вполне вероятно предположить, что взаимное недоверие складывается скорее из различий политических интересов стран, чем из-за различных мнений по религиозным вопросам.
Формулируя основную угрозу со стороны католической церкви, православные заявляют о намерении Рима присоединить Православные церкви к Святому Престолу. При этом существует ряд разногласий, которые затрудняют диалог между церквями, в том числе память об исторических событиях; украинский вопрос, где католическая церковь начала активную экспансию; вопрос прозелитизма, то есть переманивания на свою сторону верующих.
Конфронтация между церквями продолжается, при этом, несмотря на то, что Русская Православная Церковь заявила в лице главы отдела внешних церковных связей Московского Патриарха архиепископа Волокамского Иллариона о готовности выйти на новый уровень отношений, на деле все остается по-прежнему. До урегулирования конфликтов с православной церковью Ватикану придется забыть о возможности развития дипломатических отношений с Россией и создания положительного имиджа Святого Престола на ее территории.
В качестве выводов к вышеизложенному, хотелось бы заметить, что пожелания Ватикана в отношении решения проблем глобализации путем создания новой финансовой системы, основанной на этичности, а также создания мирового правительства являются пригодными для установления их в качестве приоритетных для всех государств в мировой политике.
В то время как международная позиция всех без исключения государств исходит исключительно из своих экономических и политических интересов, позиция Святого Престола независима от всех прочих и основывается на этических принципах, которыми он руководствуется при установлении своих интересов. И мало кто возьмется спорить о том, что основы христианской добродетели являются злом.
ох, очень сложная статья) но безусловно интересная, за исключением пары абзацев прочитал.
Вот кстати по моей просьбе было выложено.) Спасибо огромное, жаль, что изза отъезда только сейчас прочел
неасилил даже заголовка, но плюс за то, что пообещал и сделал! 🙂
«папские комиссии», «пастырьское попечение», «католическая социальная доктрина», эка вы батенька, прям не сухо, а на сухую отымели 🙂
В Красноярском крае после закрытия школы дети учатся при церкви — больше негде
Напомним, в начале учебного года со скандалом школу в Емельяново признали грозящей обрушиться — и уже тогда говорили, что мест в ближайших школах хватит не всем. Около 400 учеников, в том числе первоклассники, остались на дистанционке.
«Через неделю стало ясно, что все очень и очень плохо», — рассказывает местный священник Алексей Язев, и церковь предложила помещение воскресной школы. Сначала чиновники были против, но потом организовали комиссии. Помещение не подходило по стандартам — обои на стенах, нет спортзала, и тогда администрация ввела в поселке особый режим. Это позволило по закону размещать детей в церковном здании.
Теперь учебники по Окружающему миру соседствуют на полках рядом с Библией, а классы мало отличаются от обычных школьных, только над доской висит крест.
Ранее родители рассказывали телеграм-каналу @сибирьмедиа, что предлагали разместить классы в Управлении образования, но чиновники почему-то не согласились
Фото: padre_iz_tyndri / Instagram
Стрелочка не поворачивается?
Разрушение храма – две версии одного события
В конце 2002 года в одной из православных газет была напечатана статья о том, как в 1961 году, во времена хрущевских гонений на Церковь, был разрушен Петропавловский храм в городке, где я родился и вырос. В статье приводились рассказы очевидцев и участников тех событий. Прочитавши сию статью, впал я в некоторое недоумение. Я помнил это событие (мне было тогда 14 лет), поскольку, во-первых, оно было неординарным, во-вторых, в нем участвовал мой отец, и его тогдашний рассказ о закрытии храма отличался от того, что я прочитал в статье. Отец ушел вечером на партсобрание в локомотивное депо и вернулся домой только утром, к завтраку. Мать, конечно, ночь не спала, тревожилась, посему отец в некоторых подробностях рассказал за завтраком, что он участвовал в закрытии Петропавловской церкви, и как это происходило.
Вначале приведу некоторые фрагменты из газетной статьи.
Кончилась служба. Священник Никита выходит, объявляет:
— Вот, церковь у нас взяли. Мы отдали это здание сами, добровольно, потому что надо подчиняться власти. У нас ведь еще на кладбище есть церковь. Вот давайте все иконы снимать сами, и какой-нибудь сарай найдем, туда сложим…
Как он стал это говорить, такой крик поднялся:
— Не отдадим церковь! Не отдадим мы церковь.
… И вот семнадцать суток мы стояли в церкви, не выходили из храма. Менялись: одни уйдут, другие придут. На коленях стояли и пели. Приходил к нам Среднев, председатель райисполкома, и еще кто-то с ним из начальства. …
… Среднев говорит: «Ну, ничего плохого нет, пойте. Только ночью не закрывайтесь. От кого вам закрываться…» Улестил нас — а мы поверили. …
… Если бы мы в ту ночь двери заперли, — как пошли они на штурм, мы бы в колокол ударили — и весь город подняли бы на защиту. А двери-то какие крепкие были, их ведь ничем бы не взяли. Засовы железные были куда какие прочные!
И вот среди ночи в открытые двери врываются пьяные заводчане. Нас стали по одному отдирать от икон да бросать прямо оземь. А приступки-то высокие. Сколько покалечились, в больницу-то попали. А Мария Гавриловна с ребятишками — все вцепились кто во что, их отдирают — крик, плач…
Когда по приезду в родительский дом, я отцу пересказал содержание статьи, он аж закипел: «Какие очевидцы и свидетели!? Там были древние старухи, которым сейчас уже должно быть за сто лет! И не так это было!» Какой-то резон в его словах был. Стояли-то, в основном, пенсионерки, а прошло с тех пор 40 лет. И много ли они знали? А отец в те времена был внештатным инструктором горкома партии, и знал некоторые тайные пружины, приводившие в движение данные события. И рассказал мне отец свою версию тех событий, которую я сейчас приведу.
В городе было две церкви: Петропавловская, в районе базарной площади, и Всехсвятская церковь, находящаяся около кладбища на окраине города. Петропавловская жила богато – приезжавшие в город на базар что-нибудь продать или купить колхозники и горожане шли, главным образом, именно в нее. А Всехсвятская церковь жила бедно – мало прихожан, мало треб, в основном отпевание. На этом власти и сыграли. В среде клира Всехсвятской церкви нашли недовольных сложившейся финансовой ситуацией и согласившихся поддержать решение власти о закрытии Петропавловской церкви. Понятно, что при этом Всехсвятская церковь оказывалась в существенном финансовом выигрыше. А потом власти нажали на клир Петропавловской церкви, настоятель о. Никита не выдержал и подписал согласие на закрытие церкви.
Поскольку в Петропавловской церкви после оглашения решения о закрытии началось «стояние» несогласных, то и была разработана операция по разрушению церкви. Операцию надо было провести скрытно (ночью) и быстро. Вечером отец ушел в депо на партсобрание, на котором присутствующим объявили, что сегодня ночью церковь будет закрыта, и сформировали группу участников акции. Строго-настрого запретили сообщать об этом домой или кому еще. Прямо с партсобрания группа ушла в город на улицу Ленина. Там в здании одного из техникумов был сбор всех участников акции (от нескольких предприятий, где прошли аналогичные партсобрания). Был рассказан план акции и дан строгий инструктаж по ее проведению. В частности, указывалось, что физическую силу к защитникам церкви применять нельзя ни в коем случае. Иначе потом старухи по всему Бузулуку ходить будут, показывать реальные и мнимые синяки и ссадины и рассказывать, как их избивали безбожники (так что рассказы «очевидцев» о том, как «…врываются пьяные заводчане. Нас стали по одному отдирать от икон да бросать прямо оземь. А приступки-то высокие. Сколько покалечились, в больницу-то попали» батю моего особо разгневали).
Так как защитники церкви привязали к языкам колоколов длинные веревки, чтобы ударить в набат при необходимости, то отобрали несколько самых высоких «разрушителей», дали им ножи и поставили в авангарде всей команды. Они должны были обрезать веревки на максимальной высоте, чтобы набат не прозвучал. Со своей задачей они справились. Хотя «очевидцы» говорили о внезапности прихода разрушителей церкви, отец сказал, что снаружи у защитников ходили дозорные мужики. На базарной площади в это время делался ремонт покрытия, были кучи булыжников и щебенки. Когда отряд разрушителей подошел к храму, дозорные стали кидать в него камнями (отец сказал, что попали в руку одного из деповских, назвал его фамилию, но я не запомнил). Дозорных быстро рассеяли. По поводу того, были ли открыты двери в храм, отец ничего не говорил, а я не догадался спросить. Но есть один момент – когда разрушители заходили в храм, то обратили внимание на достаточно сильный туалетный запах, Удобства-то были во дворе, и когда защитники запирались, то где-то в притворе ставили ведра для справления нужды. Думаю, что если бы двери действительно не запирались, то нужды в ведрах не было бы.
Итак, разрушители стали входить в храм и рассредоточиваться вдоль стен по периметру храма. Потом взялись за руки, образовав цепь, и стали эту цепь сжимать, медленно подвигая защитников к выходу. Так что если кто и пострадал в схватке, то это были разрушители, а не сопротивляющиеся защитники (но каковы были потери разрушителей, не знаю, поскольку потом по Бузулуку они не ходили, показывая свои раны). Вытеснив протестующих, стали быстро снимать иконы, разбирать иконостас, выносить мебель и пр. Всё это сразу грузили на подошедшие машины и везли во Всехсвятскую церковь.
В дальнейшем церковь полностью разобрали, и на ее месте построили первый в городе широкоэкранный кинотеатр «Березка». Логичное для той власти решение: вместо «центра мракобесия» – «центр культуры», ибо, по словам В.И. Ленина, «кино является для нас важнейшим из искусств».
1. Описанная в посте ситуация еще раз показала, как с течением времени описание реального события начинает заменяться мифологическими сюжетами. Это, собственно, касается многих исторических событий, например, ВОВ.