какую роль играет философия в жизни человека
Роль философии в жизни человека
Сказанное выше позволяет заключить, что философия помогает человеку в постижении себя, других людей и мира в целом. В этом случае она выполняет ряд важных функций.
Во-первых, философия выполняет мировоззренческую функцию, поскольку всегда является взглядом на мир в целом. Есть мир, есть человек, который живет в мире, пытаясь постичь его. Важной формой постижения мира как раз и является философия. Она помогает человеку осознать свое место в мире, сформулировать свое отношение к нему. При этом философия является теоретическим уровнем мировоззрения, поскольку помогает упорядочить различные представления о мире, представить их в систематизированном виде.
Во-вторых, философия выполняет познавательную (или гносеологическую) функцию. Философствуя, человек познает сущность вещей, событий, процессов, происходящих в мире. При этом в философии обращается внимание на то, что процесс познания бесконечен. Приобретенное знание всегда ставит перед человеком новые вопросы. Это хорошо понимал Сократ. Ему принадлежат слова: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». После того, как Сократ произнес их, его учении в недоумении спросили: «Учитель, ты старше нас и знаешь неизмеримо больше нас, но говоришь, что ничего не знаешь. Мы младше, знаем меньше, но нам кажется, что мы знаем многое». «Ничего в этом удивительного нет», – ответил Сократ и стал чертить на песке круги. Он нарисовал небольшой круг и сказал: «То, что внутри круга – это область моего знания, то, что снаружи – область моего незнания. И смотрите, чем больше круг, тем возрастает область знания, но увеличивается и окружность, т. е. область незнания. Поэтому получается так: чем человек больше знает, тем он больше не знает». Другими словами, чем человек больше знает, тем он больше знает того, чего не знает. Именно на этот момент и указывал Сократ.
Отсюда, кстати сказать, напрашивается важный вывод, имеющий актуальное практическое значение. Когда человек становится руководителем, то он должен отдавать себе отчет в том, что есть много вещей, которых он не знает. Поэтому для того, чтобы принять ответственное решение, он должен собрать на совещание специалистов в тех или иных областях проблемы и попросить их высказать свое мнение по вопросу и его решении. Выслушав всех, он должен сказать: «Спасибо, я выслушал всех. Теперь послушайте, что мы будем делать». И, опираясь на разумные предложения, явить свою волю. Только так можно попытаться избежать крупных ошибок.
В-третьих, философия выполняет методологическую функцию. Метод – это путь познания, способ решения проблем. Важным методом исследования действительности является диалектика. Диалектический метод познания, предполагая рассмотрение предмета в развитии, диалектическом отрицании (с удержанием всего положительного), позволяет совершить восхождение от абстрактного к конкретному, обеспечивая единство исторического и логического, анализа и синтеза. Иначе говоря, диалектика позволяет всесторонне рассмотреть проблему.
Вместе с тем диалектика как общий метод исследования не исключает конкретных методов, позволяющих эффективно решать те или иные исследовательские задачи. Так, для изучения истории вопроса целесообразно использовать историко-генетический метод, предполагающий рассмотрение вопроса в его исторической перспективе. В свою очередь, данный метод с необходимостью должен быть дополнен сравнительно-историческим и системным анализом. Метод актуализации, который помогает поставить в «повестку дня» те или иные проблемы прошлого и способы их решения, подчеркивает их важность для сегодняшнего момента. Для исследования проблем чрезвычайно продуктивен метод аналогии, который дополняется методом экстраполяции, позволяющим распространить выводы, полученные из одной части исторического материала, на другую его часть. По нашему мнению, широкое использование различных методов позволяет обогатить философское исследование и решить поставленные в задачи.
В-четвертых, философия выполняет прогностическую функцию. Философия помогает предвидеть возможный ход развития событий, предложить различные варианты решения проблем. Это становится возможным потому, что все взаимосвязано и взаимозависимо в этом мире. Одно не просто существует, а оказывает влияние на другое. Философия помогает увидеть существующие причинно-следственные связи и тем самым смоделировать возможные варианты развития событий.
Возьмем жизненный пример. Молодая женщина, одна, ближе к вечеру заходит в кафе, подходит к стойке бара, берет чашечку кофе, пересаживается к столику. Что произойдет дальше? К ней скорее всего подойдет молодой человек. Почему? Причинно-следственные связи! Молодая женщина все сделала для того, чтобы случилось это: одна, ближе к вечеру, кафе – скучает! И наверняка найдется кто-то, кто захочет скрасить ее одиночество. Если это нужно было молодой даме, то она поступает правильно, если же нет, то она получит проблему.
В-пятых, прагматическая функция. Слово «прагматический» происходит от слова «прагма», что означает «дело, действие». Человеку важно не просто знание, а знание, приносящее пользу, выгоду, помогающее ему в жизни. Английский мыслитель Т. Гоббс писал: «Цель, или назначение философии заключается в том, что, благодаря ей, мы можем использовать к нашей выгоде предвидимые нами действия и на основании наших знаний, по мере сил и способностей, планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ»[4].
Действительно, философия может иметь прикладное значение в жизни человека. Показательным в этом отношении может быть тот факт, что в августе 1998 г. в Бостоне (США) состоялся 20-й Всемирный философский конгресс. Его основная тема: «Paideia: Философия в воспитании человечества». Paideia в переводе с греческого означает воспитание, обучение, взросление. Понятие paideia предполагает одновременно и способ воспитания, обучения, и совокупность средств, необходимых для этого. Paideia – это то, что «работает» на развитие человека – взрослого и ребенка, профессионала и широкой публики. Не случайно конгресс проходил в США – стране, являющейся родоначальницей философии прагматизма.
Таким образом, философия играет важную роль в жизни человека. Через неё и благодаря ей человек постигает себя и тот мир, в котором он живет. Философствуя, человек реализует себя как познающее и самопознающее существо. Поэтому полезно прислушаться к словам Эпикура, который более двух тысяч лет тому назад писал: «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души»[5].
Роль философии в жизни человека краткое содержание. Философия, ее роль в жизни общества и человека
1.Роль философии в жизни человека и общества.
Философия — это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки.
Мировоззренческая функция философии проявляется в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.
Таким образом, философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания.
2.Фил. Как вид мировоззрения.
Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое
общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции,
программы поведения, действий людей. Мировоззрение необходимая составляющая
человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих
других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений,
мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении,
образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В
мировоззрении обобщенно представлены познавательная, ценностная, поведенческая
сферы в их взаимосвязи.
3.Фил. Как наука
Философия — общая теория мира и человека в нем. Термин «философия» древнегреческого происхождения. В буквальном переводе он означает «любовь к мудрости» («филео»- люблю, «софия” — мудрость). Современная философия — это прежде всего наука и, более того, — ядро духовной культуры общества. Она играет стратегическую роль в формировании научной картины мира, методов познания и деятельности, содействует выработке осознанного, продуманного отношения человека к действительности. Философские представления во многом определяют восприятие и понимание происходящего в жизни человека и общества, влияют на выбор способов и средств решения возникающих проблем.
Следует подчеркнуть, что в условиях новых реалий развития науки и общества присущее древним мыслителям связывание философии с мудростью до сих пор сохраняет свой фундаментальный смысл. Именно в нынешнее, переломное время с особой остротой выявляется главное назначение философии — дать человеку надежные ориентиры мудрости.
4.Философия как филосовствование в концепции м. Хайдегера.
Мир, по Хайдеггеру, небессмысленен — уже потому, что в нем есть мысль. Само бытие мысли свидетельствует об осмысленности бытия.
Безусловно, основная тема философии Хайдеггера – тема бытия.
Несомненно, что тема экзистенции, не будучи главной темой в творчестве немецкого философа, все же вдохновляется, по сути, той же самой идеей конкретного существования, не нуждающегося в определении извне, со стороны мысли, что и ведущая тема его первого периода творчества – тема здесь-бытия. Как отмечает исследователь Плотников И.С.:«Хайдеггер ставит вопрос не о смысле особого рода сущего, именуемого человеческой экзистенцией, а о смысле бытия этого сущего»[64].
Следует отметить необычность философского языка Хайдеггера, указать на его экспериментирующий характер. Как уже было отмечено многими исследователями, Хайдеггер экспериментирует со словами, придумывает слова, придает обыкновенным, обыденным словам новое значение[65].
Роль философии в обществе.
Предмет философии.
Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Однако это не означает, что философия чисто древнегреческое «изобретение». Философия возникла одновременно и на западе (среднеземноморская – греческая культура) и на востоке (Индия, Китай) в «осевой» период по определению немецкого философа ХХ в. К.Ясперса.
В 800-600 гг. до н.э. происходит резкий поворот в истории: начинается процесс самоосознания человеком своего собственного бытия и мира в целом, что приводит к возникновению большинства религий и появлению философии.
Объектом философии является весь окружающий мир. Предметом философии считают наиболее важное, универсальное, существенное в системе отношений человека и мира.
Первые античные мыслители считали своим предметом устройство мира. Мыслители классического периода делают предметом изучения человека, живущего в обществе. В Средние века философия изучает внутренний мир человека, его отношения с Божеством. Философия Нового времени изучает процесс познания.
Современная европейская философия изучает широкий круг мировоззренческих проблем:
ü Что такое человек?
ü В чем состоит смысл жизни?
ü Что такое добро и зло?
ü Что такое счастье?
ü Куда движется история?
На эти вопросы человек пытается дать ответы вот уже 2 500 лет и именно они составляют предмет философии. Этим вопросам соответствуют основные разделы философии: онтология – учение о бытии, гносеология – учение о познании, антропология – учение о человеке, социальная философия – учение об обществе, философия истории – учение об основных закономерностях развития истории, аксиология – учение о ценностях, этика – учение о морали и нравственности, эстетика – учение о красоте, о смысле и предназначении искусства. В целом философию можно определить как особый тип мировоззрения, в котором изучаются основные закономерности развития и существования природы, общества, человека и мира в целом.
Особенности философских проблем:
1) эти проблемы всегда актуальны и окончательно неразрешимы;
2) эти проблемы многозначны в постановке и в решении;
3) эти проблемы имеют духовный характер и связаны с определением смысла;
4) эти проблемы сочетают теоретическую и практическую составляющие;
5) эти проблемы являются наиболее значимыми для человека.
Таким образом, предметом философии являются наиболее значимые мировоззренческие проблемы.
Роль философии в обществе.
Роль философии в жизни общества определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, а также вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции.
ü Мировоззренческая функция – это функция сравнительного анализа и обоснования различных мировоззренческих идеалов, способность философского знания объединять, интегрировать знания о самых различных сторонах действительности в единую систему, позволяющую углубляться в сущность происходящего.
Таким образом, эта функция выполняет миссию формирования целостной картины мира и бытия в нем.
ü Методологическая функция
заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Методологическую функцию философия выполняет в 2 видах: как теория метода и как всеобщий метод. В качестве второго философия выступает прежде всего, как орудие (руководство) постановки и решения наиболее сложных общих проблем самой философии, теории и практики науки, политики, экономики и других сфер.
ü Мыслительно-теоретическая функция
выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
ü Гносеологическая
Состоит в том, что философия дает человеку новые знания о мире и одновременно выступает теорией и методом познания действительности. Формируя свои законы и категории, философия открывает такие связи и отношения объективного мира, которые не может дать ни одна другая наука. Специфика этих связей в их всеобщности. Кроме того, научная философия обосновывает возможность познания мира, его глубинных законов, утверждает его гносеологический оптимизм.
ü Роль критической функции
подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
ü Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный)
заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей — морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).
ü Социальная функция
ü Воспитательно-гуманитарная функция
состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
ü Прогностическая функция
заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
ü Интегрирующая функция способствует объединению достижений науки в единое целое
ü Эвристическая функция предполагает создание предпосылок для научных открытий и роста научного знания.
ü Функция культурной трансляции – в философии аккумулируется (накапливается) духовный опыт и передается новым поколениям.
Таким образом, философия – это рациональное мировоззрение. Философия устремлена к постижению всеобщего, предельных оснований мира и человеческого бытия в нем. И в этом постижении значимо не столько построение систематизированного знания о мире, сколько постижение смысла мира и смысла человеческого бытия в нем. Любовь к мудрости прежде всего проявляется в том, чтобы стать человеком и сохранить человеческое в себе на долгие годы.
Философия, ее роль в жизни человека и общества.
Вопросы к экзамену по философии.
Философия, ее роль в жизни человека и общества.
Античная философия.
Основные идеи средневековой философии.
Философия Нового времени.
Немецкая классическая философия.
Диалектико-материалистическая сущность философии марксизма.
Русская философия: этапы развития и основные концепции.
Философское учение о бытии и материи.
Движение, пространство, время как основные формы существования материи.
Сущность сознания. Сознание и самосознание. Проблема бессознательного.
Общественно-историческая природа сознания. Сознание и мозг. Идеальное и материальное.
Взаимодействие биологичсского и социального в природе человека. Анализ социобиологии.
Философские учения о человеке. Сущность человека как совокупность общественных отношений. Ценностные ориентации человека.
Проблема познаваемости мира. Единство чувственного и рациональною в познании.
Практика и ее роль в познании. Единство практической и познавательной деятельности врача.
Понятие истины. Проблема критериев истины. Диагностический процесс как поиск истины.
Специфика научного познания. Роль науки в развитии цивилизации.
Современное философское учение о развитии. Фундаментальные законы диалектики и их методологическое значение для медицины.
Принцип системности. Диалектика формы и содержания. Методологическое значение системного анализа в медицинском познании.
Принцип причинности. Диалектика причины и следствия. Проблема причинности в медицине.
21. Основные категории диалектики» единично-общее, необходимость — случайность, возможность — действительность, сущность — явление. Их общая роль в научном познании.
Общество как система общественных отношений. Общественное бытие и общественное сознание.
Материальное производство, его структура и роль в жизни общества.
Политические отношения. Государство и его функции.
Духовная жпзпь, ее роль в развитии человека и общества.
Единство формационного и цивилизационного анализа общественного прогресса.
Взаимодействие общества и природы. Анализ концепций географического детерминизма, геополитики, экологического пессимизма.
Сущность личности. Проблема свободы и ответственности личности.
Общество и здоровье человека. Образ жизни и здоровье.
Медицина и общество. Социальные функции современной медицины.
Философия, ее роль в жизни человека и общества.
Философия – древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания. Особый вид духовной жизни человека. Философия возникла в VII-VI веках до нашей эры одновременно в Древней Греции, Китае, Индии. Истоки философии – мифология и религия. Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира человека и сформировать целостную картину мира. Философия развивалась, как наука наук. Впервые термин «философия» употребил Пифагор. «Фило» — любовь, «софия» — мудрость. Любовь к мудрости.
Гераклит называл философом исследователя природы вещей. Платон говорил, что философия – познание единого. Призвание философов – постановка мировоззренческих вопросов и поиск ответов на них.
Возникновение философии стало переворотом в духовном мире общества. Человек за всю свою историю сделал попытку подойти к пониманию мира таким, каким он существует сам по себе. С возникновением философии формируется самосознание человечества.
1. Изучение философии расширяет кругозор человека, помогает в выработке вдумчивого отношения ко всему, что происходит в окружающем мире.
2. Учит мудрости, глубокому проникновению в мир природы и чувств человека.
3. Позволяет выработать культуру разумного мышления.
4. изучение философии позволяет человеку выйти за рамки обыденного существования, делает ум острее, духовный мир богаче.
Философия – это свободное мышление и искание истины.
Философия – учение о мире, и месте человека в нём; наука о всеобщих науках развития природы, общества. С её помощью мировоззрение достигает высокой степени обобщённости и теоретичности, а в свою очередь развитое мировоззрение позволяет лучше разбираться в философских вопросах.
Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и на своё место в нём. Без установленного мировоззрения, человек действует методом проб и ошибок. Мировоззрение формируется постепенно. Для этого важны знания. Знания – исходное звено, «клеточка» мировоззрения. Затем знания проверяются на практике, и если они истинны и верны, то становятся убеждениями человека, которыми он руководствуется. Мировоззрение изменяется и уточняется под воздействием новых знаний и факторов. По своему содержанию мировоззрение многогранно. В нём выделяется ряд сторон:
1. Научное и ненаучное;
2. Прогрессивное и реакционное;
3. Оптимистическое и пессимистическое.
1. Мифологическое (фантазия, вымысел);
2. Религиозное (сверхъестественная сила);
3. Научное (мировоззрение стремящееся к глубокому и точному познанию);
4. Обыденное (формирующееся на почве простейших знаний и представлений человека об окружающем мире).
Мировоззрение = мироощущение + миропонимание + отношение человека к внешнему миру и к себе.
Хотя философия и мировоззрение тесно связаны, они различны. Мировоззрение – шире по охвату. Философия – только ядро мировоззрения.
Мировоззрение формируется не только за счёт знания философии, но и за счёт других знаний.
185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Философия, её смысл, функции и роль в жизни человека и общества
Пифагор называл свое учение любомудрием, а не мудростью. Упрекая семерых мудрецов (как их прозвали до него), он говорил, что никто не мудр, ибо человек по слабости своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может быть подобающе назван любомудром (философом).
Что же такое философия?
Философия (образовано от слов — любовь, стремление, жажда + мудрость, из др.-греч. (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира
Роль философии
Развитие цивилизации на исходе XX века демонстрирует возрастание динамики жизни, что проявляется в глубинных и крайне противоречивых переменах во всех областях политики, экономики, культуры. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, ответственности
за свои поступки становятся приоритетными.
В формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее опытом критического размышления над важнейшими ценностями и жизненными ориентациями. Она брала на себя функцию прояснения проблем бытия человека, всякий раз ставя заново вопрос о том, что такое человек и каково его место в мире, как следует жить, на что ориентироваться.
Роль философии в обществе трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они — отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать свое собственное Я. понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути.
Философия как разновидность мировоззрения
Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
Мифология
Чертами мифа являются:
Религия
При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
Религия исследует те же вопросы, что и миф:
Основными мировыми религиями являются:
Крупнейшими и наиболее распространенными а мире национальными религиями являются:
Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функции:
Философия
Филолософия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения.
Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логичностью и теоретической оформленностью.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса, согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также — Древней Греции).
Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы — Бога (был распространен в средневековой Европе).
Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).