какую роль должно играть государство в формировании прогрессивной молодежи в нашей стране
Вопросы и задания 1. Что такое молодежь с точки зрения современной науки? 2. В чем состоят осо…
1. Что такое молодежь с точки зрения современной науки?
2. В чем состоят особенности социализации молодежи?
3. В чем состоят особенности современной российской молодежи?
4. Каково отношение современных молодых людей к политике?
5. Как ведет себя молодежь в условиях социальных перемен? Какой аспект поведения вам более близок?
8. Какую роль должно играть государство в формировании прогрессивной молодежи в нашей стране?
9. В чем состоят особенности молодежной субкультуры? Каковы ее положительные и отрицательные черты?
10. Проведите дискуссию на тему «Мое отношение к проблемам молодежи».
Что такое молодежь с точки зрения современной науки?
С точки зрения современной науки, молодежь представляет собой социальную группу людей, которым от 16 до 45 лет.
2. В чем состоят особенности социализации молодежи?
Как правило, молодежь задействована в процессе обучения: в школе, университете, а также в трудовой деятельности. То есть речь все еще может идти о первичной социализации, когда человек продолжает усваивать нормы, ценности, уклады жизни и так далее.
3. В чем состоят особенности современной российской молодежи?
Главная особенность заключается в том, что промежуток от 16 до 45 лет вмещает как минимум 2 поколения людей. То есть молодежь состоит из людей разных возрастов, которые принадлежат разным поколениям. Современная молодежь знает свои права и свободы, отстаивает их, ведет независимую жизнь, стремится к успешной карьере и самопознанию.
4. Каково отношение современных молодых людей к политике?
Совершенно разное отношение к политике бытует у молодых людей: кто-то является политически активным, а кто-то – аполитичным. Нужно учитывать особенность страны, в которой живет человек, уровень и тип его образования, происхождение и так далее. Но как правило, студенты как и все молодые люди являются наиболее политически активными, потому что многие из них нетрудоустроены, и многие находятся в маргинальном положении.
5. Как ведет себя молодежь в условиях социальных перемен? Какой аспект поведения вам более близок?
Опять же по-разному. Все зависит от того, поддерживает ли молодежь эти социальные перемены или нет. Близкий мне аспект зависит от характера изменений: крепостное право – я против, а введение прогрессивной школы налогов, расширение среднего класса и снижение социального неравенства – я за.
В социальной незащищенности и отсутствии реальной социальной мобильности.
8. Какую роль должно играть государство в формировании прогрессивной молодежи в нашей стране?
Государство должно лишь заботится о социальной защите, соблюдении законов, прав и свобод молодежи, об экономическом росте и так далее, но не о формировании прогрессивной молодежи. Она будет формироваться, когда для этого будут условия, а не пропаганда и принуждение.
9. В чем состоят особенности молодежной субкультуры? Каковы ее положительные и отрицательные черты?
Субкультура – часть культуры, которая отличается от большинства внешним видом или поведением. Молодежные культуры формируются из «фандома». И еще одна особенность: они формируются из определенных интересов людей.
10. Проведите дискуссию на тему «Мое отношение к проблемам молодежи».
Какую роль должно играть государство в формировании прогрессивной молодежи?
Какую роль должно играть государство в формировании прогрессивной молодежи.
Государство не должно участвовать в формировании личности, оно должно лишь создавать условия, при которых гражданское общество может существовать.
Но тем не менее молодежная политика существует.
И например, в России, целью такой политики является создание условий для социализации и самореализации молодежи.
В молодежной политике государство также ставит перед собой задачи : 1) вовлечь молодежь в социальную политику, информировать о возможностях развития, обеспечивать поддержку активности (творческой, предпринимательской, научной), 2) просвещать молодежь 3) оказывать информационную помощь, разрабатывать проекты для молодежи из села и удаленной местности, обеспечивать доступность информации, 4) вовлекать молодежь в трудовую и экономическую деятельность 5) формировать систему поддержки молодежи, которая обладает лидерскими качествами, 6) создавать социальные лифты 7) давать гражданское образование и патриотическое воспитание.
Как видно из задач, государство собирается информировать, образовывать и поспитывать в удобном себе ключе.
Поэтому в идеале государство должно заниматься своими делами, создавать для общества все условия для того, чтобы в благополучном обществе сформировалась благополучная молодежь.
Вопросы и задания1. Что такое молодежь с точки зрения современной науки?2.
1. Что такое молодежь с точки зрения современной науки?
2. В чем состоят особенности социализации молодежи?
3. В чем состоят особенности современной русской молодежи?
4. Каково отношение современных юных людей к политике?
5. Как ведет себя молодежь в условиях соц смен? Какой нюанс поведения для вас более недалёк?
8. Какую роль должно играть правительство в формировании прогрессивной молодежи в нашей стране?
9. В чем состоят особенности молодежной субкультуры? Каковы ее положительные и отрицательные черты?
10. Проведите дискуссию на тему Мое отношение к дилеммам молодежи.
Что такое молодежь с точки зрения современной науки?
С точки зрения современной науки, молодежь представляет собой социальную группу людей, которым от 16 до 45 лет.
2. В чем состоят необыкновенности социализации молодежи?
Как управляло, молодежь задействована в процессе обучения: в школе, университете, а также в трудовой деятельности. То есть речь все еще может идти о первичной социализации, когда человек продолжает усваивать нормы, ценности, уклады жизни и так дальше.
3. В чем состоят необыкновенности современной российской молодежи?
Основная необыкновенность содержится в том, что промежуток от 16 до 45 лет вмещает как минимум 2 поколения людей. То есть молодежь состоит из людей различных возрастов, которые принадлежат различным поколениям. Современная молодежь знает свои права и свободы, отстаивает их, ведет независимую жизнь, устремляется к удачной карьере и самопознанию.
4. Каково отношение современных юных людей к политике?
Абсолютно различное отношение к политике бытует у юных людей: кто-то является политически активным, а кто-то аполитичным. Необходимо учесть необыкновенность страны, в которой живет человек, уровень и тип его образования, происхождение и так дальше. Но как управляло, студенты как и все молодые люди являются наиболее политически активными, поэтому что многие из их нетрудоустроены, и многие находятся в маргинальном положении.
5. Как ведет себя молодежь в критериях соц перемен? Какой нюанс поведения вам более близок?
Вновь же по-различному. Все зависит от того, поддерживает ли молодежь эти социальные смены либо нет. Близкий мне аспект зависит от характера конфигураций: крепостное право я против, а введение прогрессивной школы налогов, расширение среднего класса и понижение общественного неравенства я за.
В социальной незащищенности и неименьи реальной социальной мобильности.
8. Какую роль обязано играть государство в формировании прогрессивной молодежи в нашей стране?
Правительство обязано лишь беспокоится о социальной охране, соблюдении законов, прав и свобод молодежи, об экономическом росте и так далее, но не о формировании прогрессивной молодежи. Она будет формироваться, когда для этого будут условия, а не пропаганда и принуждение.
9. В чем состоят особенности молодежной подкультуры? Каковы ее положительные и отрицательные черты?
Субкультура часть культуры, которая отличается от большинства внешним видом либо поведением. Молодежные культуры формируются из фандома. И еще одна необыкновенность: они формируются из определенных интересов людей.
10. Проведите дискуссию на тему Мое отношение к проблемам молодежи.
Какую роль должно играть государство в формировании прогрессивной молодежи в нашей стране
RE: Вопросы и задания 1. Что такое молодежь с точки зрения современной науки? 2. В чем состоят осо…
1. Что такое молодежь с точки зрения современной науки?
2. В чем состоят особенности социализации молодежи?
3. В чем состоят особенности современной российской молодежи?
4. Каково отношение современных молодых людей к политике?
5. Как ведет себя молодежь в условиях социальных перемен? Какой аспект поведения вам более близок?
8. Какую роль должно играть государство в формировании прогрессивной молодежи в нашей стране?
9. В чем состоят особенности молодежной субкультуры? Каковы ее положительные и отрицательные черты?
10. Проведите дискуссию на тему «Мое отношение к проблемам молодежи».
Что такое молодежь с точки зрения современной науки?
С точки зрения современной науки, молодежь представляет собой социальную группу людей, которым от 16 до 45 лет.
2. В чем состоят особенности социализации молодежи?
Как правило, молодежь задействована в процессе обучения: в школе, университете, а также в трудовой деятельности. То есть речь все еще может идти о первичной социализации, когда человек продолжает усваивать нормы, ценности, уклады жизни и так далее.
3. В чем состоят особенности современной российской молодежи?
Главная особенность заключается в том, что промежуток от 16 до 45 лет вмещает как минимум 2 поколения людей. То есть молодежь состоит из людей разных возрастов, которые принадлежат разным поколениям. Современная молодежь знает свои права и свободы, отстаивает их, ведет независимую жизнь, стремится к успешной карьере и самопознанию.
4. Каково отношение современных молодых людей к политике?
Совершенно разное отношение к политике бытует у молодых людей: кто-то является политически активным, а кто-то – аполитичным. Нужно учитывать особенность страны, в которой живет человек, уровень и тип его образования, происхождение и так далее. Но как правило, студенты как и все молодые люди являются наиболее политически активными, потому что многие из них нетрудоустроены, и многие находятся в маргинальном положении.
5. Как ведет себя молодежь в условиях социальных перемен? Какой аспект поведения вам более близок?
Опять же по-разному. Все зависит от того, поддерживает ли молодежь эти социальные перемены или нет. Близкий мне аспект зависит от характера изменений: крепостное право – я против, а введение прогрессивной школы налогов, расширение среднего класса и снижение социального неравенства – я за.
В социальной незащищенности и отсутствии реальной социальной мобильности.
8. Какую роль должно играть государство в формировании прогрессивной молодежи в нашей стране?
Государство должно лишь заботится о социальной защите, соблюдении законов, прав и свобод молодежи, об экономическом росте и так далее, но не о формировании прогрессивной молодежи. Она будет формироваться, когда для этого будут условия, а не пропаганда и принуждение.
9. В чем состоят особенности молодежной субкультуры? Каковы ее положительные и отрицательные черты?
Субкультура – часть культуры, которая отличается от большинства внешним видом или поведением. Молодежные культуры формируются из «фандома». И еще одна особенность: они формируются из определенных интересов людей.
10. Проведите дискуссию на тему «Мое отношение к проблемам молодежи».
6.5. Молодежь
Современная наука рассматривает молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, условиями социализации в обществе. К молодежи обычно относят людей в возрасте 16—30 лет. Это поколение, проходящее стадию социализации, усваивающее (а в более зрелом возрасте — уже усвоившее) образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. Относительно более однородную — и по возрасту, и по социальным характеристикам — часть молодежи представляют учащиеся средних учебных заведений и студенты, основной вид деятельности которых составляет учеба и подготовка к будущей трудовой жизни.
Для социализации молодежи характерна большая роль воспитательного воздействия. Поэтому практически в любом обществе социализация имеет ярко выраженный воспитательный характер. Отказ общества от целенаправленного осуществления воспитательной функции приводит к деформации социализации, доминированию в ней процесса адаптации, т.е. приспособления к социальной среде. Эта тенденция особенно опасна для социализации молодежи в переходном типе общества, отличающемся утратой четких социальных ориентиров и норм.
Один из важнейших аспектов социализации личности — политическая социализация. Она существует во всех современных обществах. Под политической социализацией понимается совокупность тех форм деятельности, в результате которых индивид или группа усваивает политическую культуру, становясь политическим субъектом. При этом политическая социализация молодежи, в частности современной российской молодежи, имеет свои тенденции и особенности.
По данным социологического исследования, проведенного среди старшеклассников петербургских школ, «участие в политической жизни» заняло последнее место (6,7 % опрошенных). Политикой интересуется лишь 16,7 % опрошенных. Объяснить политическую апатию молодежи можно тем, что осуществляемые в России реформы больнее всего ударили именно по молодежи, а также тем, что на протяжении последних лет отсутствует какая-либо осмысленная политика в отношении молодежи как самостоятельной социально-демографической группы. В результате формируется тотальное отчуждение молодежи от власти, которое может перерасти в активное ее неприятие. С другой стороны, определенная часть молодежи вписалась в новые условия жизнедеятельности, и ее неучастие в политике связано с тем, что она не видит необходимости что-либо кардинально менять в сложившемся укладе жизни и находит более перспективные способы самореализации.
Однако более детальный анализ полученных данных не дает основания для однозначного вывода об аполитичности молодежи. Они свидетельствуют о том, что аполитичность молодежи не имеет всеобщего характера. Больше половины (52 %) молодых россиян следят за происходящими в стране событиями, 18 % постоянно читают газеты. Кроме того, результаты исследования показывают, что по мере взросления, накопления социального и жизненного опыта интерес к политике растет. Так, в возрасте 24—26 лет внимательно следят за политикой в два раза больше молодых людей, чем в возрасте до 20 лет. Интерес к политике возрастает также в связи с повышением уровня образования. Особо повышенный интерес к политике проявляют определенные социально-профессиональные группы. Это прежде всего молодые военные, предприниматели, представители гуманитарной интеллигенции. А отсутствие такого интереса характерно для молодых рабочих, работников торговли, жителей села и, как ни странно, студентов.
Ухудшение ситуации в стране в конце 1990-х гг. привело к тому, что абсолютное большинство институтов власти полностью потеряли авторитет в глазах как всего населения в целом, так и молодежи. В настоящее время в сознании молодежи имеет место в основном негативный взгляд на современное состояние России и на ее будущее. Лишь 8,8 % молодых людей верят в то, что Россия в ближайшие 5—10 лет станет экономически развитой страной, 12,6 % — в то, что она станет демократическим государством. В то же время молодежь пока не определилась, при каком политическом строе она хотела бы жить.
Формированию мнения о политике как о сфере чуждой и далекой от интересов молодежи в немалой степени способствуют представления о низких профессиональных и моральных качествах тех, кто сегодня находится у власти. Однако такое мнение не является свидетельством конфликта поколений. Большинство молодежи как раз полагает, что сейчас у власти находится новая молодая номенклатура, у которой есть деньги, но мало политического опыта для управления регионами и страной в целом.
Один из принципиальных вопросов, все активнее обсуждаемых в последнее время, — это вопрос о возможности радикализации современной молодежи. Причем те, кто готов к активным способам протеста, — это не только малоимущие элементы, но и существенная часть тех, кто считает свое материальное положение сегодня вполне благополучным. То есть при определенных условиях к радикальным способам отстаивания собственных интересов может прибегнуть и та часть молодежи, которой уже «есть что терять». Тем не менее даже при ухудшении уровня жизни вероятность резкой радикализации значительной части молодежи сравнительно невелика, прежде всего по причине крайне низкого уровня ее самоорганизации. Однако это не означает, что вхождение в жизнь нынешнего и особенно следующего поколения молодежи будет происходить бесконфликтно. Повышение требований к образованию и квалификации, заметное снижение спроса на рабочую силу в сфере финансов, бизнеса, торговли, т.е. в тех сферах, которым отдает предпочтение подавляющее большинство молодежи, начинает сказываться уже сейчас, вызывая беспокойство молодых людей за свое будущее.
Неудовлетворенность молодежи условиями жизни в стране приводит к тому, что многие мечтают уехать за границу. У другой части молодежи, которая не имеет такой перспективы, негативизм по отношению к сложившейся ситуации порождает стремление изменить свою жизнь любыми способами, в том числе и экстре м ал ьн ы м и.
Смена культурных эпох влечет за собой смену норм поведения. В нынешней ситуации молодежь хорошо осознает несоответствие навязываемых ей культурных норм с реальной жизнью, а вместе с этим отказывается понимать и принимать всю традиционную культуру. Этот конфликт может проявляться как на сознательном, так и на поведенческом уровне.
Среди этих организаций наиболее привлекательные для молодежи — это крайне правые и крайне левые экстремистские организации, дающие ощущение риска, романтики, возможность активных действий и не делающие упора на моральные качества и умственные способности молодого человека. Незначительная часть молодежи вступает в ряды официально признанных оппозиционных организаций, в основном левых. Но там могут удержаться лишь немногие, так как в этих организациях существует дисциплина и четкие, твердо соблюдаемые нравственные принципы и идеалы.
Еще один фактор, обостривший крайние националистические настроения среди молодежи России, — усиление миграционных процессов, связанных с переселением больших групп людей в первую очередь из регионов Кавказа и Средней Азии. Следствием невиданного спада и кризиса всех отраслей производства в России стала безработица, особенно среди молодежи. Поэтому приток переселенцев еще более обостряет эту проблему. Кроме того, часть приезжих стала заниматься преступной деятельностью. Создаются этнические преступные группировки, которые занимаются кражами, грабежами, совершают насилия, убийства, главным образом, в отношении коренного русского населения, зачастую по жестокости и масштабам своих действий оставляя местные криминальные группировки далеко позади.
Современное состояние молодежной субкультуры в России характеризуется следующими чертами. Это — социальное отчуждение современной российской молодежи, которое проявляется чаще всего в апатии, безразличии к жизни общества, образно говоря — в позиции «стороннего наблюдателя». Усугубляется межпоколенное отчуждение, включающее широкий спектр неприятия — от разрушения внутрисемейных контактов до противопоставления себя всем предшествующим поколениям. Особенно явно это противопоставление прослеживается на уровне культурных ценностей молодежи — молодежной моды, музыки, общения, — отличных от родительских.
Именно на этом уровне субкультура молодого поколения приобретает заметные контркультурные элементы: досуг воспринимается, особенно юношеством, как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное для студента отходят на второй план перед реализацией экономических (зарабатывание денег) и досуговых (интересно провести свободное время) потребностей. Но и досуг часто превращается в «ничегонеделание», в то время как познавательная и творческая функции досуга не реализуются.
Однако молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.
Российская молодежь всегда отличалась, с одной стороны, радикализмом, а с другой — рациональным осмыслением действительности. В современных условиях усложнился и удлинился процесс социализации личности, и соответственно другими стали критерии ее социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов неодновременно и неоднозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьезным в одной сфере и чувствовать и вести себя как подросток — в другой.
1. Что такое молодежь с точки зрения современной науки?
2. В чем состоят особенности социализации молодежи?
3. В чем состоят особенности современной российской молодежи?
4. Каково отношение современных молодых людей к политике?
5. Как ведет себя молодежь в условиях социальных перемен? Какой аспект поведения вам более близок?
8. Какую роль должно играть государство в формировании прогрессивной молодежи в нашей стране?
9. В чем состоят особенности молодежной субкультуры? Каковы ее положительные и отрицательные черты?
10. Проведите дискуссию на тему «Мое отношение к проблемам молодежи».