какую резьбу применяли для изготовления панно плоскорельефную домовую ажурную контурную
Исследовательский проект по технологии «Изготовление деревянного панно»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
СЛАЙД 1. Резьба по дереву, известная человеку с первобытных времен, и сегодня является частью традиционных художественных ремесел. Однако технология и эстетика традиций народного творчества, предающаяся из поколения в поколение, во многом утеряна, утрачена методика передачи умений и приёмов декоративно-прикладного искусства подрастающим поколениям.
СЛАЙД 2. В процессе исследования мною была выдвинута Гипотеза : Резьба − не только ремесло, но и творческая деятельность, унаследованная от предков.
Поставлена Цель работы : Выявить особенности техники резьбы по дереву, и на основе результата разработать технологический проект по изготовлению настенного деревянного резного панно в стиле прорезной скульптурной резьбы. Задачи проекта вы можете увидеть на слайде.
Изделие должно быть особенным, уникальным, интересным и обращать на себя внимание.
СЛАЙД 3. Новизна исследовательской работы состоит в обработке и систематизации информации по истории становления и развития резьбы по дереву. Деревянное резное панно «Виноградная лоза», которое будет представлено в данной исследовательской работе, − наглядный пример произведения искусства деревянного зодчества.
СЛАЙД 4. История резьбы по дереву берет свое начало из далекой древности. Зная, что древесина обладает определёнными качествами, дерево широко использовалось в быту, но, вследствие слабой стойкости материала, до наших дней дошла лишь незначительная часть деревянного зодчества древнерусских мастеров. Стремление человека к прекрасному способствовало появлению и развитию резьбы по дереву.
СЛАЙД 5. Существуют различные Виды резьбы по дереву:
1. В основе геометрической резьбы лежат заглубленная внутрь трехгранная пирамидка и полукруглые углубления − «ноготки».
2. Контурная резьба представляет собой четкую прорезанную по контуру рисунка линию.
3. Относительно неглубокий рельеф плоскорельефной резьбы сохраняет одинаковую высоту орнаментального изображения при равной глубине основного фона.
4. При выполнении пропильной резьбы фон полностью выбирается и остается лишь само изображение.
5. Скульптурная резьба используется в создании объемных изображений, в том числе и для украшения архитектурных сооружений.
СЛАЙД 6. Элементы, каждого слоя, вырезаются последовательно, начиная с первого. Представленное резное панно «Виноградная лоза» выполнено в стиле «Татьянка».
СЛАЙД 7. Основой изделия является щит из склеенных между собой узких строганных досок, который после высыхания следует тщательно выстругать и зачистить рубанком.
СЛАЙД 8. В процессе работы использовались ЧИТ. СЛАЙД, изображенные на экране.
СЛАЙД 9. В прорезной объемной резьбе по дереву узор постоянно повторяется, и его наносят, используя трафарет. Фон удаляют с помощью пил и фрез различного вида, изделие обрабатывают стамесками и ножом. Чтобы избежать впоследствии раскалывания заготовки необходимо соединять элементы сквозного рисунка с окантовкой и друг с другом, согласовывать рисунок орнамента с направлением волокон древесины, избегать загибов, направленных поперек слоев, тонких концовок. Изделие обрабатывают как с лицевой, так и с обратной стороны.
СЛАЙД 10. В изготовлении деревянного панно «Виноградная лоза» очень важен последовательный процесс перехода от одного этапа работы к другому.
СЛАЙД 11. Для этого я составила технологическую карту (ПОКАЗАТЬ НА СЛАЙД), сфокусировавшись на описании специфики используемых инструментов и материалов.
СЛАЙД 12. Первый шаг: подобрать и разметить с помощью линейки доску из древесины липы для заготовки панно, обрезать электрическим лобзиком до нужных параметров.
СЛАЙД 13. Следующим шагом карандашом с помощью трафарета нанести на заготовку доски рисунок для резьбы.
СЛАЙД 14. З акрепить заготовку панно на верстаке струбцинами и просверлить ручной электрической дрелью отверстия.
СЛАЙД 15. Выпилить электрическим лобзиком контур деревянного панно.
СЛАЙД 16. Стамесками выполнить контурную и объемную резьбу элементов изделия.
СЛАЙД 18. Покрасить изделие морилками разных оттенков.
СЛАЙД 19. Финальным шагом является покраска изделия лаком для дерева.
Я удовлетворена результатом творческой работы, проделанной под руководством преподавателя. Уникальное изделие, созданное своими руками, станет оригинальным украшением любого интерьера.
Резьба по дереву
Разделы: Технология
Вид занятия: лекция с показом материала.
Существует много видов резьбы по дереву, которые можно подразделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углубленная, плоскорельефная, рельефная, прорезная или ажурная, скульптурная или объемная, домовая (корабельная).
Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления – выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой поверхности, а верхние точки находятся на ее уровне. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной.
Геометрическая резьба – один из самых древних видов резьбы по дереву (рисунок 1). Она выполняется в виде двух-, трех- и четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей. В далекие времена каждая геометрическая фигура и различные их сочетания имели свое символическое значение. Так, розетка с лучами являлась символом солнца.
Контурная резьба характеризуется неглубокими тонкими двугранными выемками, проходящими по всему контуру рисунка. В контурной резьбе используют главным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных, птиц; Изображение, выполненное контурной резьбой, похоже на гравированный рисунок: линии его резки, жестки, игры светотени почти нет. На рисунке 2 представлены фрагменты русских прялок, украшенных контурной резьбой и скобчатыми порезками. Контурная резьба употребляется чаще в сочетании с другими видами резьбы – геометрической, плоскорельефной, а также с росписью. Иногда резьбу применяют для выполнения на дереве декоративных панно.
Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей: резьба с заоваленными контурами (заоваленная, или завальная); резьба с подобранным (выбранным) фоном (рисунки 3, 4, 5). Общим признаком для них является невысокий условный рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности.
Рельефную резьбу выполняют путем подрезки плоского орнамента, оставленного на углубленном фоне, и проработки форм на поверхности этого орнамента. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются рельефом разной высоты. Различают барельефную резьбу – резьбу с низким рельефом и горельефную резьбу – с более высоким рельефом, ярче выраженным и имеющим более богатую игру светотени. Рельефная резьба отличается большой выразительностью и декоративностью. В прошлом ее широко применяли для украшения интерьеров – стенных панелей, порталов, дверей, а также мебели. В настоящее время рельефную резьбу используют для отделки интерьеров общественных зданий в виде настенных панно (рисунок 6). Рельефную резьбу применяют и при изготовлении современной художественной мебели: на спинках стульев, на корпусной мебели в виде накладных декоративных элементов.
Прорезной называется резьба, у которой фон удален. Прорезная резьба может выполняться как в технике плоскорельефной резьбы (с плоским орнаментом), так и в технике рельефной резьбы. Плоская прорезная резьба нередко применялась для украшения старинной русской мебели (рисунок 7).
Прорезную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо в конце 17-18 вв. (рисунок 8). Исполнение такой резьбы требует высокого мастерства.
Скульптурная, или объемная, резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличие от одностороннего изображения объекта в плоскорельефной и рельефной резьбе в объемной резьбе объект изображается всесторонне (рисунок 9).
Скульптурная резьба имеет тысячелетнюю историю. С давних времен человек воплощал свои религиозные представления в фигурках богов и духов. Скульптурную резьбу широко применяли для украшения интерьеров и мебели классических стилей. Ножки стульев и кресел часто делали в виде звериных лап, подлокотники кресел украшали фигурами фантастических животных, птиц (рисунок10).
Домовая резьба характеризуется тем, что является крупномасштабной, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы и долот и применяется для украшения деревянных построек (рисунок 11).
Хотя домовая резьба была развита уже в ХУI в., до нас дошли образцы, относящиеся к XIX в. Деревянные постройки, украшенные резьбой, сохранились главным образом на севере нашей страны и в Поволжье. Считают, что резные украшения на жилые постройки перешли с деревянных кораблей, поэтому домовую резьбу называют также корабельной.
Виды резьбы по дереву
Художественная резьба по дереву развивалась столетиями. В статье рассматриваются виды резьбы по дереву — от традиционных до самых современных.
С самых ранних этапов развития человеческой цивилизации дерево использовалось для изготовления жилищ, транспортных средств, предметов быта.
Обработкой дерева занимались очень многие мастера. Они старались украсить готовое изделие — новый дом, ладью, небольшую вещицу, детскую игрушку. Художественная резьба по дереву, состоявшая вначале в нанесении несложных орнаментов, развивалась столетиями. Мастерство деревообработки совершенствовалось с появлением новых инструментов и других возможностей.
История резного дела
В России с её лесными богатствами древесину использовали во всех сферах жизни. Из дерева строили дома, в более поздний исторический период — храмы, изготавливали мебель и кухонную утварь. Лодки и корабли делали из многих пород дерева. Орудия труда частично или полностью изготавливались из древесины.
Деревянные скульптуры имели отношение к религии и обрядам. Самым древним объектом, вырезанным из дерева, считается Шигирский идол. Эта скульптура из лиственницы найдена на Урале. Идол покрыт разнообразными узорами, отражающими мировоззрение людей того времени.
В XVI веке резьба по дереву была повсеместным народным промыслом. Настоящим искусством она стала уже в XVII и последующих веках. Для украшения церквей и дворцов использовались одновременно многие виды резьбы по дереву.
Центрами резьбы в России были сёла:
В каждом из этих мест формировался свой особый стиль, определяемый породами дерева, приёмами работы, используемыми инструментами, характером орнаментов и рисунков.
В мире развитие резьбы по дереву также связано с запасом природных ресурсов.
Наибольшую известность получили изделия из таких стран и регионов, как:
Современная резьба: классификация по типу резьбы
Для классификации важны:
Сквозная резьба
Характеризуется сквозными отверстиями. По внешнему виду напоминает кружево. Как правило, представляет собой цельный узор на фоне с удалёнными фрагментами.
Важную роль играет способ, как именно, с помощью какого инструмента убираются участки фона.
Пропильная резьба по дереву
Сквозные отверстия создаются с помощью лобзика или пилы. Работу с лобзиком часто называют выпиливанием по дереву.
Пропильная резьба по дереву
На фасадах домов часто встречаются украшения, выполненные в этой технике. Этим способом украшают мебель, полки и многие мелкие предметы обихода: шкатулки, подсвечники, кухонные принадлежности.
Прорезная, или ажурная резьба по дереву
Для удаления участков фона пользуются стамесками. В зависимости от способа выборки дерева подразделяется:
Глухая резьба
Ни на рисунке, ни на фоне изделия нет сквозных отверстий.
При этом высота фона и рисунка относительно друг друга позволяет классифицировать виды глухой резьбы следующим образом:
Рельефная резьба по дереву
Подвиды: барельефная и горельефная. От французских терминов, означающих «низкий рельеф» (bas-relief) и «высокий рельеф» (haut-relief). Невысокий рельеф мало чем отличается от гравюры.
Барельеф — рисунок возвышается над фоном менее чем на 1/2 своей высоты.
Горельеф — выступает над фоном более чем на 1/2 высоты и выглядит как скульптура, не до конца отделённая от фона.
Рельефная резьба по дереву мастера Кронида Гоголева
Плоскостная резьба
Плосковыемчатая резьба по дереву
Делится на плосковыемчатую (рисунок углублён в фон) и плоскорельефную (рисунок выступает над фоном).
Плоскорельефная резьба по дереву характеризуется глубиной от 5 до 20 мм. Разновидности:
— с заоваленным контуром;
— с подушечным фоном;
Плосковыемчатая резьба по высоте узора незначительно отличается от фона.
Контурная резьба по дереву
Известна как вид народного искусства с XV века. Состоит из линий, прорезанных по контуру рисунка.
Скобчатая (ногтевидная) резьба
Узор состоит из своеобразных скобок, напоминающих след от ногтя.
Скобчатая резьба
Для нанесения рисунка и рельефа используют полукруглую стамеску. На первом этапе инструмент держат под прямым углом, далее — под острым.
Геометрическая резьба
Древнее многих других видов. Выемки в виде треугольников, квадратов, полукругов и окружностей. По технологии не самая сложная. Использовалась для украшения домов, предметов быта (сундуки, лавки, прялки, посуда).
Объёмная резьба (скульптурная)
Распространена по всему миру. Создание трёхмерных предметов из дерева уходит корнями в далёкие исторические времена. Деревянные скульптуры были непосредственно связаны с религией: идолы, изображения богов в различных культурах, другие предметы культа. В Северной Америке — тотемные столбы индейцев.
Миниатюра: японские нэцкэ и окимоно. Для изготовления нэцкэ, кроме отполированного дерева, использовались другие материалы: камень, кость.
Богородская резьба по дереву
Название получила от села Богородское под Москвой, в окрестностях города Сергиев Посад.
Родилась и сформировалась как отдельное направление в XVII-XVIII веке.
Известность получили богородские игрушки. Главные герои — в основном животные, птицы, сказочные персонажи. Эти скульптуры выполнены в особой технике, с применением «богородского ножа» — короткого, со скошенным лезвием. Материал — мягкая древесина, обычно липа, реже — ольха, осина. Резьба исторически выполнялась «с маху», то есть без предварительных эскизов, так появился термин «маховая резьба».
Игрушки бывают в виде отдельной скульптуры либо в виде скульптурной многофигурной композиции. Композиции бывают:
а) статичные (пример: «Мыши хоронят кота» из Русского музея)
Символом богородского промысла стала движущаяся игрушка «Кузнецы»: по наковальне по очереди бьют мужик и медведь.
В музеях сохранились богородские игрушки, изготовленные в начале XIX века.
Домовая резьба
Выделяется в отдельное направление, при том, что сочетает в себе все три вышеперечисленных типа.
В России исторически дома строили в основном из дерева. Их украшали резными элементами: ставнями, карнизами, фигурными столбиками на крыльце. С XIX века самой распространённой техникой, в которой выполняли декоративные элементы домов, стала прорезная резьба, сквозная или пропильная.
Элементы домовой резьбы:
подзоры — свисающие с карнизов домов резные доски;
фризы — находятся на фронтонах домов или под карнизами;
причелины — расположены на фронтоне и углах дома;
«полотенца» — небольшие по размеру ажурные доски, которые свисают с коньков крыши.
Резьба бензопилой
Применяется для крупных скульптур и скульптурных композиций. Их высота соизмерима с ростом человека и больше. В этой технологии выполняют садово-парковые скульптуры, архитектурные детали, предметы мебели.
Резьба бензопилой
Используются бензопилы разных размеров и мощностей. Работают с древесиной разной плотности, со многими породами дерева. Основные: лиственница, клён, вяз, дуб.
Чтобы не путать резьбу бензопилой с другими видами создания скульптур, часто применяют термин «карвинг» (англ. «вырезание»).
Направление относительно новое, однако успело зарекомендовать себя как способ создания настоящих произведений искусства.
Классификация по территориальному признаку
Аргуновская резьба по дереву
Название происходит от села Аргуново (Владимирская губерния, Покровский уезд), где жили и творили искусные плотники. В XIX веке их изделия получили широкое распространение и известность. В словаре Даля есть слово «аргун», которое объясняется как «владимирский плотник».
Резная мебель, церковные иконостасы, декор деревянных изб и дворцов — везде встречается аргуновская резьба. Её характеристики: большое разнообразие рисунка с использованием языческих элементов. Гармоничное соединение древнерусских образов и персонажей классического европейского искусства.
Нижегородская резьба по дереву
Другое название — корабельная. Первоначально использовалась для украшения волжских судов.Затем так стали украшать деревянные дома: наличники, лобовые доски, лопатки. Нижегородская глухая резьба отличается «глухим» (непрорезным) фоном. Основной используемый инструмент — закруглённое долото. По высоте рисунок находится практически на одном уровне с доской.
Обработанная доска покрывалась олифой в несколько слоёв. Раскрашивание встречается, но редко.
Кудринская резьба по дереву
Происходит из подмосковной деревни Кудрино. Относится к плоскорельефной резьбе — средней по высоте между контурной и рельефной. Фон кудринской резьбы бывает подушечным и выборным.
Характерный растительный орнамент — гирлянды, ветки, плоды, цветы, кудрявые листья. Стилизованные элементы: птицы, животные. Сцены из сказок.
Скандинавская резьба по дереву
Рисунок: сложные волнообразные линии и узоры, фигурки животных, растительные мотивы, реже — геометрический рисунок. Исторические сценки. В основном используется глухая рельефная резьба.
Заключение
Резьба по дереву требует внимательности, усидчивости, долгого периода обучения мастерству. Это в равной степени ремесленное занятие и высокое искусство. Но в итоге получаются прекрасные вещи, которые позволяют почувствовать красоту, удивиться ей и добавить в жизнь положительных эмоций.
Резьба по дереву. Основные виды.
Плосковыемчатая резьба
Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки.
В зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть:
Геометрической или контурной.
Плоскорельефная резьба
Рельефная резьба
Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.
Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.
Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.
Прорезная резьба
Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.
Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.
Скульптурная резьба
Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.
Домовая резьба
Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.
Больше спасибо за внимание!
Материал собран из книги «Резьба по дереву.Техники, приемы, изделия.» Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»
Фотографии с примерами работ заимствованы из сети. Всех благ!
Какую резьбу применяли для изготовления панно плоскорельефную домовую ажурную контурную
При изготовлении резных изделий из дерева обычно комбинируют несколько видов резьбы. Часто в работах сочетаются рельефная и плосковыемчатая, плоскорельефная и плосковыемчатая, рельефная и плоскорельефная виды резьбы и т. д. Нередко резьба получает название по месту ее использования: церковная, домовая, корабельная. И каждый из этих видов может, в свою очередь, включать в себя все ее разновидности: плоскорельефную домовую резьбу, объемную корабельную и т. п.
Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления – выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой поверхности, а верхние точки находятся непосредственно на самой поверхности. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной.
Геометрическая резьба – один из самых древних, но вполне доступных по простоте и технологичности видов резьбы по дереву. Она выполняется в виде клинорезных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей. Эти выемки отличаются по размеру, глубине, геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки – их может быть две, три или четыре. Наиболее распространены двух– и трехгранные выемки.
Особенное развитие получила именно трехгранная выемка, которая во многих источниках так и называется – трехгранновыемчатая резьба. Привлекательность ее в том, что она позволяет получить неограниченное количество вариантов узоров. Иногда задействуются четырехгранные выемки (квадратные и прямоугольные), но их исполнение требует большего мастерства, хотя техника ничем не отличается от предыдущих.
В начале освоения мастерства постарайтесь соблюдать одно важное правило: переходить на более твердую древесину надо тогда, когда хорошо освоена техника резьбы на мягкой древесине, то есть двигаться следует от простого к сложному.
Как подвид геометрической резьбы надо рассматривать и скобчатую резьбу. Основная ее особенность в том, что подрезки (выемки) выполняют не прямой, а полукруглой стамеской.
Каждая подрезка выполняется в два приема: сначала подрезка под прямым, затем под острым углом, величина которого определяется характером узора.
Контурная резьба не отличается сложностью, но требует уверенного владения резцом, большего внимания, хорошего понимания и восприятия характера выполняемого сюжета. В отличие от геометрической, в контурной резьбе используют главным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных, птиц.
По сути, такая резьба представляет собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Его можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, – линии его резки, жестки, игры светотени почти нет. Нет в нем и рельефных поверхностей, объемных фигур, но в зависимости от характера рисунка линии могут быть толще, тоньше, могут присутствовать сплошные выборки в виде круга, эллипса, квадрата и т. д. Поэтому и набор инструментов, применяемых для контурной резьбы, будет значительно больше, чем в прорезном или геометрическом виде резьбы. Здесь понадобятся уже отлогие стамески, клюкарзы, стамески-косяки, полукруглые стамески, резаки и косяки под разными углами заточки.
Отсутствие рельефа при контурной резьбе лишает ее некоторой выразительности, поэтому очень важно правильно выбрать глубину и ширину линий, формируемых сплошными выемками различных конфигураций. Техника контурной резьбы требует от исполнителя большого внимания, свободного владения инструментом и высокого художественного вкуса.
Контурная резьба часто применяется в сочетании с росписью и другими видами резьбы – геометрической, плоскорельефной.
Суть рельефной резьбы заключается в том, что узор (рисунок) формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае формируемый узор (рисунок) будет иметь одну и ту же высоту (обычно 5–7 мм) по всей площади композиции. Этот вид и называется плоскорельефной резьбой. Если же резьба выполнена с высоким рельефным узором, который практически исключает наличие плоских поверхностей, то это глухая рельефная резьба. Термин «глухая» здесь означает наличие непрорезанного (глухого) фона.
Плоскорельефная резьба – это один из наиболее распространенных видов резьбы по дереву. В зависимости от характера фона она имеет две разновидности: резьба с заоваленными контурами (заоваленная, или завальная) и резьба с подобранным (выбранным) фоном. Общим признаком для них является невысокий условный рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности. Плоскорельефная резьба является как бы переходным видом от контурной к рельефной резьбе. В такой технике обычно изображают растительные орнаменты, птиц, животных и фигуры людей.
Заоваленную резьбу, так же как и контурную, выполняют в виде двугранных выемок по контуру рисунка, но выемки режут более глубокими, а их грани закругляют (заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона – более отлого. В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу – заоваленной с подушечным фоном. По технике выполнения, внешнему виду и назначению эта резьба мало отличается от обычной заоваленной резьбы.
Плоскорельефную резьбу с подобранным (выбранным) фоном выполняют так же, как и обычную заоваленную (формы орнамента остаются плоскими, а края форм круто заоваливают), но вокруг оконтуренного рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту (обычно на 5–7 мм) в зависимости от заготовки, замысла и других особенностей. Плоскорельефная резьба с выбранным фоном в одном изделии часто переходит в рельефную.
Рельефную резьбу выполняют путем подрезки плоского орнамента, оставленного на углубленном фоне, и проработки форм на поверхности этого орнамента. Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Рельефная резьба подразделяется на барельефную и горельефную.
У барельефной резьбы фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента до половины собственного объема.
Горельефная резьба имеет более высокий рельеф, ярче выраженный и имеющий более богатую игру светотени. Здесь фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.
Для обоих подвидов рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона в сравнении с другими видами резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм. Так, после выборки фона всегда следует проработать основные планы внутри рисунка, смоделировать и отработать фигуры людей, птиц, животных, переплетения растительного орнамента, формы веточек и листьев, их высоту над фоном и по отношению друг к другу. Все это необходимо сделать до окончательной отделки поверхности штрихами, жилками, насечками и т. п.
К рельефной резьбе обычно относят и резьбу «татьянка». Это очень молодая техника, которую в 1992 г. разработал Шамиль Сасыков и назвал в честь своей жены. В резьбе «татьянка» не требуется проработки или выборки фона, так как накладываемый рисунок и образует собственно фон. Сама резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент (порой он переплетается с животным), который наносится на поверхность изделий с помощью обычных инструментов резчика – ножа-косяка и полукруглых стамесок.