какую религию проповедуют большинство латиноамериканцев
Какая религия в странах Латинской Америки
В Латинской Америке 26 стран. Они занимают Южную Америку, часть Северной и острова Вест-Индии. Когда-то это были испанские и португальские колонии. Поэтому основная часть населения исповедует католицизм.
Здесь проживает около 40% от общего количества католиков. В последние годы религиозная ситуация меняется, приходят другие религии и религиозные течения.
История религии в странах Латинской Америки
Религиозная принадлежность жителей в странах региона менялась с течением времени: от языческих верований индейских племен до христианства в современном мире.
Доколонизационный период
До прихода европейских колонизаторов на материк среди индейцев было распространено язычество. У разных племён были свои особенности. Ацтеки почитали около 1 000 божеств, которые делятся на несколько категорий. Главный бог – Тлоке Науаке – Тот, который содержит в себе всё. Также выделялись боги стихий, планет и созвездий, преисподней и смерти, боги-творцы и целители. Особое место занимали культы животных. В ацтекском государстве было около 40 тысяч храмовых сооружений.
Главный бог индейцев майя – бог неба Итцампа. Считалось, что это он создал письменность и принёс народу знания. О мифологии майя сохранилось несколько источников, где собраны космогонические мифы, истории о создании мира и человека. Также есть сведения о всемирном потопе. В своих городах Чичен-Ица, Паленке, Майяпан майя строили святилища в виде пирамид, где приносили жертвы богам, в том числе и человеческие.
Основным божеством у инков было Солнце, которое давало жизнь и урожай. Ему был посвящен главный храм империи в Куско, а правитель считался его сыном. Важную роль в культах играл загробный мир, о чём свидетельствуют погребальные обряды. В государстве был распространён тотемизм. В каждом регионе почитали своего бога в виде камня, животного или дерева.
На территории современной Колумбии проживали племена индейцев чибча-муисков. Особая роль в их верованиях отводилась богу войны. Прославленных воинов после их смерти мумифицировали и во время сражений выносили на поле боя. Главным местом поклонения для чибча-муисков было священное озеро Гуатавита недалеко от Боготы. Здесь приносили жертвы в виде золота и драгоценностей.
Индеец из племени чибча-муисков
Обособленно от верований индейцев стоит религия племен острова Пасхи, которых относят к полинезийцам. Главное место среди богов принадлежало воинственному богу Макемаке. Здесь был распространен культ вождей, приносились жертвы. На острове находятся около 900 истуканов, которые предположительно изображают вождей.
Колонизация европейцами
После открытия Колумбом Южной Америки к её берегам направились испанские и португальские завоеватели. В 15 веке началась колонизация континента, что привело к исчезновению многих индейских племён, разрушению городов и общественного строя.
Вместе с колонизаторами пришли миссионеры, которые начали насильно обращать индейцев в католическую религию. Рьяные католики-испанцы враждебно относились к туземцам, считая, что они поклоняются дьяволу. Поэтому всех несогласных принять новую религию убивали. Первым поднял вопрос дискриминации индейского населения Бартоломе де Лас Касас, который заговорил о мирном обращении в католическую веру.
Возведение католического креста
Позже на материк стали прибывать монахи разных орденов, которые провели масштабную миссионерскую работу по обращению местного населения в католицизм. Христианская религия приобрела здесь свои особенности, смешиваясь с индейскими верованиями. Повсеместно строили миссии, монастыри и школы, чтобы с детства растить местное население католиками.
В это же время был построен старейший в Южной Америке католический собор – Санта-Мария-ла-Менор, который находится в столице Доминиканы Санто-Доминго. По некоторым версиям здесь покоятся останки Христофора Колумба.
Период войн за независимость
В конце 18-начале 19 веков в Латинской Америке начало зарождаться освободительное движение за независимость от колонизаторов. Первая революция случилась в 1791 году на Гаити, где образовалось новое независимое государство. А в 1810 году начались восстания по всему континенту, в результате которых были образованы независимые от Испании новые страны.
Больше о войнах за независимость можно узнать из видео:
После обретения независимости многие государства объявили католицизм государственной религией. Долгое время католическая религия доминировала в латиноамериканских странах. Процент католиков доходил до 90-95% населения. Это относится к Мексике, Аргентине, Боливии, Доминиканской Республике, Парагваю, Перу, Эквадору.Современный этап
Сейчас католицизм теряет лидирующие позиции в Латинской Америке, уступая протестантизму. Усиление влияния протестантов началось в 90-х годах прошлого века. В 1991 году в Бразилии католиков было 83,3%, а протестантов – 9,1%. К 2000 году эти цифры изменились на 73,8% и 15,5% соответственно.
Насколько возросло влияние протестантизма 1991-2000
В начале 90-х годов начали возрождаться традиционные культы и верования, которые сейчас тесно переплетены с христианством. Условно их можно разделить на африканские и индейские. Языческие ритуалы совмещаются с католическими службами, и это считается нормой среди местного населения.
Еще одна тенденция – распространение атеизма. Процент нерелигиозного населения увеличился с 4% до 8%. Вместе с мигрантами на континент пришли ислам, буддизм, индуизм, иудаизм и православие.
Какая религия доминирует в странах Латинской Америки сейчас
Несмотря на все изменения, католицизм продолжает оставаться основной религией стран Латинской Америки, при этом имея свою специфику.
Особенности латиноамериканского католичества
Специфика католицизма в странах Южной Америки заключается в его синкретизме: смешение традиционных культов и верований с официальной религией породило новые феномены. В Мексике сейчас широко распространился культ Девы Марии Гваделупской, а в Венесуэле – национальной покровительницы метиски Марии Лионсы.
Африканские культы Кандомбле и Сантерия смешались с католической религией на территории Карибского бассейна и Бразилии. Их особенность – поклонения африканским божествам с проведением католических обрядов. На алтарях соседствуют христианские святые и африканские божества.
В Боливии, Перу и некоторых других странах кроме христианских религиозных традиций широко распространён культ мертвых и жертвоприношение животных. Ежегодно в Боливии празднуют День черепов. Жители украшают черепа умерших родственников и приходят с ними в церковь.
День черепов в Боливии
Синкретические религии региона переживают период становления и развития и привлекают всё больше последователей.
Численность верующих в разных религиозных конфессиях
Около 82% населения исповедуют католицизм. Протестантов в регионе около 90 миллионов. Последователи индуизма проживают в основном в Гайане и Тринидаде и Тобаго, их число – 600 тысяч человек. Около 400 тысяч исповедуют ислам, буддистов 150 тысяч, последователей конфуцианства 100 тысяч.
Количество последователей менее популярных религий
Отношение жителей Латинской Америки к религии
Религия плотно переплетается с повседневной жизнью местного населения и играет важную роль. Так было ещё до колонизации, а после уже католическая церковь имела серьезное влияние на все сферы жизни.
Латиноамериканцы
В основном католицизм, в меньшей степени протестантизм
Латиноамерика́нцы (исп. Latinoamericanos ) — обобщённое название испано- и португалоязычных народов, населяющих территорию современной Латинской Америки и широко представленных также в США, Испании, Канаде, Португалии, Италии, Великобритании и других странах вследствие экономической и политической эмиграции. По причине того что французский язык также является романским, к латиноамериканцам относятся и франкоязычные народы Карибского бассейна (гаитийцы, гвианцы, мартиникцы, гваделупцы, по происхождению также доминикцы и гренадцы), хотя проживающих в более северных широтах франкоканадцев, а также большей частью ассимилированных англоязычной средой кажунов Луизианы к латиноамериканцам обычно не относят.
Содержание
История
Объединяет всех латиноамериканцев в первую очередь их историческое происхождение. Формирование латиноамериканских народов началось в период великих географических открытий в Западном Полушарии и развития двух ранних европейский колониальных империй — испанской и португальской, в меньшей степени также и французской. Определяющим стал период между 16—18 веками, когда европейские конкистадоры покорили значительные территории Южной Америки и вступили в интенсивные контакты с местным автохтонным населением.
Этногенез
Доминирующую, хотя далеко не единственную роль в процессе этногенеза латиноамериканских народов сыграли романские народы так называемой Старой Романии и/или Латинской Европы, поэтому современные латиноамериканцы именуются неороманскими народами, а их ареал проживания — неороманским (Новая Романия). Они считают родным или же хорошо разговаривают на романских языках, которые произошли от латыни (откуда и название). Исключение составляет лишь некоторая часть латиноамериканцев США, уроженцев этой страны, которые, сохраняя латиноамериканскую культуру и самосознание, перешли на английский язык или же полностью американизировались. Другой отличительной чертой является приверженность большинства латиноамериканцев к католичеству. Выделяет латиноамериканцев также и их концентрация в регионах с жарким экваториальным, тропическим и субтропическим климатом.
Расовое разнообразие
В отличие от североамериканских колоний Великобритании, где автохтонное индейское население подверглось почти поголовному геноциду, в испанских и португальских колониях места массовой концентрации автохтонного населения (Мексика, Перу) стали одновременно и центрами испанской культуры, положив начало процессу расово-культурного смешения. Поэтому современные латиноамериканцы отличаются своеобразным расово-генетическим составом с преобладанием людей смешанного происхождения с самыми разными комбинациями европейских, африканских, индейских и даже азиатских генов. В начале XVI века, помимо испанских и португальских мужчин-идальго сюда стали прибывать и сосланные из Испании цыгане, евреи, арабы-мориски, затем были привезены негры-рабы из Африки; позднее появились и европейские колонисты из других, преимущественно католических стран (французы, особенно многочисленные итальянцы, западные украинцы, немцы, хорваты и др.), вновь усилился приток переселенцев из Испании и Португалии (конец 19- нач. 20 вв.)
Поэтому ныне расово-генетический состав значительно варьирует по странам. Так, условно обозначенные белые латиноамериканцы составляют большинство населения (свыше 80 %) в Аргентине и Уругвае, но только около половины населения Бразилии (53,7 %) и менее 10 % населения Мексики. В Мексике и Чили 2/3 населения составляют метисы: в Чили с большей примесью европейской, в Мексике — с индейской кровью, хотя пропорции сильно варьируют по городам и провинциям внутри каждой страны. К примеру, у среднестатистического мексиканца 58 % генов европейские (в основном испанские), 39 % — индейские и около 3 % — африканские. Более того, в отличие от США, расовые категории гибки и прозрачны, один и тот же человек может относить себя к нескольким категориям и переходить из одной в другую на протяжении своей жизни в зависимости от своего социального статуса, образования, круга общения и т. д. Так значительная часть условно белого населения Аргентины имеет существенную примесь индейской (около 1/3) и даже африканской крови. То же самое относится и к условно белым бразильцам. Хотя открытого институционального расизма и сегрегации в латиноамериканских странах никогда не было, более европейские (светлые) черты воспринимаются как более желательные по сравнению с индейскими и африканскими.
С другой стороны мулаты и негры составляют около 80 % населения Доминиканской республики, и около 40 % населения Бразилии. В Боливии и Перу, Гватемале и Южной Мексике до сих пор абсолютно преобладают автохтонные индейцы, значительная часть которых, однако, уже приняла католичество и перешла на испанский язык.
Численность
Общая численность латиноамериканцев — около 600 миллионов человек. Крупнейшие латиноамериканские народы: бразильцы — около 190 млн чел (2008 г., оценка) и мексиканцы — около 150 млн чел. (2008 г., оценка). За ними следуют колумбийцы (45 млн) и аргентинцы (40 млн). Особо выделяется крупная эмигрантская группа латиноамериканцев США, составляющая свыше 15 % населения страны или 45 млн человек (2007).
Христианство в латиноамериканской культуре
Современная Латинская Америка представляет собой обширную территорию, раскинувшуюся от Мексики на севере до мыса Горн на юге. Люди, проживающие в данном регионе, отличаются значительным расовым разнообразием (латиноамериканцем может считаться в равной степени белый, индеец или чернокожий); при этом оно сглаживается языковой унификацией территории: подавляющее большинство жителей Южной и Центральной Америки изъясняется на испанском или португальском языках. Язык, вне всякого сомнения, является важной составляющей латиноамериканской идентичности; не менее значимым элементом в культуре Латинской Америки является Католицизм, принесенный сюда испанскими и португальскими конкистадорами в XVI веке. Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию к увеличению числа протестантов среди населения региона, Католическая Церковь по-прежнему играет здесь ведущую роль в религиозной жизни. Тот факт, что около половины католиков в наше время проживает именно в Новом Свете, заставляет нас обратить пристальное внимание на особенности латиноамериканского Христианства. Характерным показателем значимости Католицизма в Америке стало избрание в 2013 году кардинала из Аргентины Х. М. Бергольо Римским Папой.
Церковь в г. Хокотенанго, Гватемала. Фотография любезно предоставлена А. В. Смыченко (http://mister-smik.livejournal.com/)
«Латиноамериканская цивилизация» включает в себя страны, которые расположены к югу от США. Большая часть населения Латинской Америки говорит на одном из романских языков (испанский или португальский) и исповедует Католицизм. Очевидно, что Латинская Америка и США взаимно влияют друг на друга. Существование крупной латиноамериканской диаспоры в Соединенных Штатах, значительно отличающейся от англосаксонского населения страны и говорящей на испанском языке или на спанглише (Spanglish), является примером переноса латиноамериканской культуры в Северную Америку. В свою очередь, некоторые государства в районе Карибского моря (Белиз, Тринидад и Тобаго) могут рассматриваться как синтез латиноамериканской и североамериканской (западноевропейской) цивилизаций. Наличие в географическом пространстве Латинской Америки англоязычных (Ямайка), франкоязычных (Французская Гвиана, Гаити) и нидерландскоязычных (Аруба) анклавов, населенных преимущественно чернокожим населением, не является аргументом против выделения отдельной латиноамериканской цивилизации, так же как, например, появление европейских колоний в Индии в XVI веке не ставит под сомнение реальность существования индуистской цивилизации.
Определив географические границы Латинской Америки, обратимся к истории формирования данного культурного сообщества. «Открытие» Америки Х. Колумбом в 1492 году повлекло за собой миграцию из Испании и Португалии на только что обнаруженные территории. Конкистадоры (в переводе с испанского, «завоеватели»), прибывшие в Новый Свет, столкнулись здесь не только с многочисленными первобытными племенами, но и с высокоразвитыми культурами. В отличие от Северной Америки, на территории которой английские, французские и нидерландские колонизаторы проводили политику геноцида коренного населения, испанцы и португальцы лояльно относились к индейцам (вместе с тем невольно послужив причиной гибели значительного их числа, принеся в Новый Свет ряд заболеваний, против которых у местных жителей не было иммунитета, что привело к эпидемиям). В результате потомки инков, ацтеков, гуарани и т. д. в наше время сохранились в Латинской Америке; в некоторых странах (например, в Перу) индейцы и метисы составляют большинство населения, а культура доколумбовых цивилизаций Америки воспринимается ими как национальное достояние.
Другим компонентом латиноамериканской идентичности является африканский культурный код. Европейцы вплоть до XIX века вывозили чернокожих рабов из Африки на американский континент. В Латинской Америке наибольший процент африканского населения отмечается в странах, расположенных на островах Карибского моря (из них к собственно латиноамериканским можно отнести Кубу, Доминиканскую республику и Пуэрто-Рико, территорию, находящуюся под управлением США), в Венесуэле и в Бразилии. Африканское влияние в Латинской Америке заметно не только в расовом составе населения, но и в языке, религии, кухне, музыке и танцах. Таким образом, латиноамериканская культура обладает тремя составляющими: европейской, индейской и африканской. Религия является одним из факторов, позволяющих выделять Латинскую Америку в качестве единого культурного сообщества.
Таким образом, латиноамериканская культура обладает тремя составляющими: европейской, индейской и африканской. Религия является одним из факторов, позволяющих выделять Латинскую Америку в качестве единого культурного сообщества.
Как уже было отмечено выше, испанские и португальские колонизаторы принесли свою веру в Новый Свет. Распространение Христианства с самого начала декларировалось как важнейшая цель экспансии в Америку («конкисты»). Таким образом, конкистадор – это не только воин, но и миссионер. Солдаты покорителя Мексики Э. Кортеса исповедовались и причащались перед каждым боем. Когда его отряд прибыл в столицу ацтеков Теночтитлан, испанцы пришли в Большой Теокалли – один из главных ацтекских храмов – вынесли оттуда всех идолов, установили там изображение Девы Марии и отслужили мессу, причем некоторые из конкистадоров заплакали, услышав «Te Deum laudamus». Стоит напомнить, что в тот момент они находились в центре враждебного им города с 200-тысячным населением и что такое неуважение к местным верованиям представляло смертельную опасность для их небольшой группы. Другой знаменитый конкистадор, Ф. Писарро, оказавшись с 13 соратниками в практически безвыходной ситуации на острове Петуха (isla del Gallo), в джунглях, с минимальными запасами еды и воды, постоянно ожидая нападения враждебных индейцев, ввел за правило ежедневную общую молитву. Подобное поведение испанских колонизаторов было не исключением из правил, а нормой (приведенные в качестве примера Э. Кортес и Ф. Писарро – это две наиболее известные и харизматичные фигуры). Необходимо понимать, что они были людьми Средневековья, выросшими на рассказах о многовековой борьбе против мусульман на Пиренейском полуострове, и нет никаких оснований полагать, что проявления их религиозного чувства были лицемерными или наигранными.
Картина Д. Пуэблы «Высадка Колумба»
С 1501 года испанское законодательство запрещало въезд в Америку преступникам, людям под следствием, крещеным евреям и арабам. Новый Свет (Nuevo Mundo на испанском и Novo Mundo на португальском) должен был стать «новым» не только с точки зрения географических познаний той эпохи, но и «новым» в духовном плане, то есть свободным от ересей и искажений католической веры, имевшихся в Европе. Также возбранялось переселение в заокеанские колонии незамужних женщин, что стало причиной частых браков между конкистадорами и индианками и, как следствие, появления большого числа метисов во втором поколении (что было практически исключено в Северной Америке). В наше время люди, в чьих жилах смешалась кровь индейцев и белых, составляют значительную часть населения Латинской Америки.
Европейские переселенцы в Новом Свете не только должны были жить в соответствии с нормами Христианства, но и прикладывать усилия к обращению индейцев к католической вере. Бургосские законы (Leyes de Burgos) 1512 года обязывали испанцев в Новом Свете заниматься религиозным воспитанием туземцев, которые признавались подданными Короля Испании. Об их положении в обществе говорит тот факт, что, согласно Бургосским законам, даже некрещеный индеец после смерти должен был быть похоронен как христианин на церковном кладбище (если оно имелось в окрестностях). Стоит заметить, что в начале XVI века среди некоторых католических богословов существовало мнение о том, что у индейцев нет души. Споры о наличии души у коренных обитателей Америки были разрешены папской буллой 1537 года «Sublimis Deus», которая окончательно признавала их полноценными и свободными людьми, после чего последние препятствия для проповеди Христианства в Новом Свете исчезли. Можно утверждать, что идея христианской миссии в колониях действительно играла важную роль в формировании мировоззрения конкистадоров, а не была простым оправданием грабежа и агрессивной политики испанцев и португальцев в Америке (как заявляли такие деятели Эпохи Просвещения, как Ж. Ф. Мармонтель и Г. Рейналь, и как позднее утверждала советская историческая наука 5 ).
Можно утверждать, что идея христианской миссии в колониях действительно играла важную роль в формировании мировоззрения конкистадоров, а не была простым оправданием грабежа и агрессивной политики испанцев и португальцев в Америке (как заявляли такие деятели Эпохи Просвещения, как Ж. Ф. Мармонтель и Г. Рейналь, и как позднее утверждала советская историческая наука.
Необходимо понимать, что колонизация Америки имела не только позитивные коннотации. Религиозность конкистадоров сочеталась с жестокостью и жаждой наживы. Именно слухи о легендарном Эльдорадо стали одним из главных стимулов, подталкивавших испанцев отправляться в смертельно опасные экспедиции в непроходимые джунгли или высокие горы, не располагая никакой информацией о местности, в которой они находились, или о народах, ее населявших. Алчность и безрассудная смелость пришельцев из Европы были сравнимы только с их безжалостностью по отношению к тем туземцам, которые были непокорны завоевателям. Кроме того, многие из королевских постановлений, касающихся индейского населения, не выполнялись на местах или претворялись в жизнь не так, как это было изначально задумано. Например, такая разумная и полезная (в теории) система как энкомьенда (encomienda), которая должна была способствовать обращению индейцев в Христианство, на практике превратилась в форму жестокой эксплуатации местного населения. Рассмотрение всех плюсов и минусов конкисты требует отдельного исследования; тем не менее, можно отметить, что к положительным последствиям европейской колонизации для коренного населения Америки относится христианизация континента.
Католицизм в Новом Свете накладывался на индейские языческие верования, что дает основания говорить об особенном характере латиноамериканского Христианства. Большинство местных жителей воспринимали учение, которое им несли испанские и португальские миссионеры, через призму своего собственного мировоззрения; Христос, Дева Мария и святые в их сознании просто пришли на место старых богов доколумбового периода. Например, многие индейцы наделяли Иисуса характеристиками Кетцалькоатля – одного из главных божеств ацтекского пантеона. Любопытно, что уже в наше время идея о связи между Христом и Кетцалькоатлем была развита сектой мормонов, полагающих, что Спаситель бывал в Америке и что индейский мифологический образ Кетцалькоатля является отражением этого события. Другим примером может служить почитание Девы Марии Гваделупской, Чей нерукотворный образ – это одна из важнейших католических святынь Латинской Америки. Само изображение Богородицы представляет Ее в виде ацтекской девушки со смуглой кожей. Чудесное явление Девы Марии в 1531 году способствовало массовому переходу индейцев в Христианство; при этом они относились к Ней как к ацтекской богине Тоси (другие варианты имени: Тетео Иннан, Тлалли Иолло, Темаскаль Теки), чье святилище находилось на том же месте, на котором сейчас располагается Базилика Девы Марии Гваделупской.
Дева Мария Гваделупская
В некоторых случаях речь идет не просто о восприятии Христианства через индейский языческий опыт, но и о появлении новых религиозных движений, являющихся синтезом Католицизма и местных верований. Уже в наше время получили распространение культ Святой Смерти (Santa Muerte) в Мексике и почитание Марии Лионсы (María Lionza) в Венесуэле. Корни первого из этих движений лежат еще в ацтекской религии доколумбовой эпохи; его адепты поклоняются смерти как божеству. Культ Марии Лионсы связан с именем легендарной индейской волшебницы XIX века.
Ритуал адептов сантерии
Для иллюстрации сложного синкретического характера Христианства в Новом Свете можно обратиться к роману Г. Г. Маркеса «Сто лет одиночества» (Cien años de soledad). Это произведение, считающееся одним из лучших образцов прозы на испанском языке и наиболее значимым романом в латиноамериканской литературе, отражает ключевые тенденции исторического развития и культурные особенности Колумбии (и всего континента в целом). Текст романа пронизан отсылками к библейским событиям. Например, можно провести аналогию между Исходом евреев из Египта и переходом основателей Макондо через болота, между Вознесением Девы Марии и судьбой Ремедиос Прекрасной (Remedios la bella), между Апокалипсисом и рукописью, которую расшифровывает Аурелиано (Aureliano), последний из рода Буэндиа (Buendía). Маркес вводит в свое произведение не только аллюзии на Священное Писание, но и включает ряд эпизодов, связанных с религией. Достаточно упомянуть, что Аурелиано Второй (Aureliano Segundo) и Фернанда дель Карпио (Fernanda del Carpio) мечтают о том, чтобы их сын стал Римским Папой.
Роман написан в жанре магического реализма, и волшебные элементы соседствуют в нем не только с реалистическим изображением действительности, но и с католическими мотивами. При этом нет никакого конфликта между магией и религией: и волшебство, и христианское вероучение одинаково гармонично вписываются в мир, созданный Маркесом. Некоторые из предметов, привезенных цыганами и воспринимаемых жителями Макондо как «магические», в реальности оказываются совершенно обычными вещами (лед, магнит и т. п.); в то же время ряд мистических явлений в романе никак не объясняется (и не вызывает удивления у героев): эпидемия бессонницы, призраки, манускрипты Мелькиадеса и др. Иногда магия и Христианство пересекаются напрямую. Например, падре Никанор, собирая деньги на строительство церкви, показывал горожанам чудо левитации, которое должно было их убедить во всемогуществе Бога. Кроме того, в романе находится место и христианской мистике: один из сюжетов, затрагиваемых Маркесом, связан с легендой о Вечном жиде Агасфере. Принимая во внимание, что произведение колумбийского писателя является попыткой изобразить саму квинтэссенцию культуры Латинской Америки, изучение христианских мотивов в романе может показать характерные черты Католицизма в Новом Свете.
Роман «Сто лет одиночества» представляет взгляд на Христианство с латиноамериканской точки зрения. Это немного наивная, смешанная с суевериями и верой в магию, но в то же время искренняя версия Католицизма, которая является неотъемлемой частью культурной идентичности жителей современной Латинской Америки.
Паломники в Эквадоре. Фотография любезно предоставлена С. Р. Флорес-Казановой
1 Prinz J. Culture and Cognitive Science // Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2011. URL: http://plato.stanford.edu/index.html (дата обращения: 01.11.2016).
2 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль, 1993.
3 Тойнби А. Д. Постижение истории. М., Прогресс, 1991, с. 71-76.
4 Huntington S. The Clash of Civilizations? // Foreign Affairs, 1993, № 72 (3), p. 25.
5 Ярким примером негативного восприятия деятельности конкистадоров и Католической Церкви в Латинской Америке является работа И. Р. Григулевича «Крест и меч», автор которой писал: «Церковники в колониях играли роль гасителей разума, они разрушили древнюю культуру индейцев, держали народ в невежестве, выступали против науки. Только путем духовного и физического террора католической церкви (sic!) удалось подчинить своему влиянию местное население» (Григулевич И. Р. Крест и меч. М.: Наука, 1977, с. 274)
6 Подробный анализ характера сантерии и других синкретических культов в регионе см.: Mitchell M. Crucial Issues in Caribbean Religions. New York: Peter Lang, 2009.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.