какую религию лучше выбрать
Рейтинг религий. Какая религия лучше?
У вас был в детстве воображаемый друг, с которым вы разговаривали в мыслях, когда были наедине с собой? Фрейд говорил, что Бог и есть воображаемый друг. Философ утверждал, вера в Бога и религии удовлетворяет эмоциональные и социальные потребности человека. Но какую религию лучше выбрать и в кого верить, если учесть, что в современном мире насчитывается около 5000 вероисповеданий?
Человек часто задаётся этим вопросом, который, по своей сути, является риторическим. За всю историю человечества людям свойственно верить в кого-то или во что-то. Так, у древних племён и народов особенной популярностью пользовалось поклонение материальным предметам, которым приписывалась особая сверхъестественная сила. Например, в христианстве — это были гвозди, которыми был прибит Христос, или копьё судьбы, которым его убили; в буддизме — зуб Будды, фиговое дерево; в исламе — могилы святых, камень, с которого вознёсся пророк, священные книги; в иудаизме — почитание священных книг, Стена Плача и так далее. Религиозный фетишизм сохранился и до наших дней — почитание священных мощей, икон и реликвий, и амулеты-обереги (Кресты, Омы, Полумесяцы и тд.) тому подтверждение.
Какая религия лучшая в мире? На сегодняшний день можно выделить несколько наиболее популярных религий по количеству своих последователей. В ТОП рейтинг религий входят ислам, индуизм, буддизм, иудаизм и христианство. Постараемся разобраться вместе: какая религия лучше?
Ислам
Арабское слово «ислам» означает «покорность, преданность Богу» и указывает на монотеизм религии. Первые упоминания датируются в 7 веке н.э. Великим представителем мусульманской религии является Мухаммед — последний пророк, посланный Богом Аллахом в мир. Согласно истории, Мухаммед на протяжении 23 лет видел пророческие сны, в которых Архангел Гавриил являлся к нему, чтобы передать сообщение от Всевышнего Аллаха. Полученные откровения были записаны единомышленниками, которые постепенно начали принимать ислам.
Эти откровения и содержатся в священной книге мусульман — Коране, что в переводе означает «проповедь». Коран состоит из 114 глав совершенно различной длины, которые, в свою очередь, разделены на стихи. Истинная исламская религия — это мир, милосердие, прощение и знание.
Развитый на Аравийском полуострове, за столетия ислам распространился в Азии, Африке и Европе. Для 1.9 миллиарда человек ислам является одновременно религией и образом жизни. Самая большая мусульманская община в мире находится в Индонезии, также территории азиатского континента и большая часть Африки населены популяциями исламской религии. Значительные меньшинства проживают в Европе, Китае, России и Америке.
Какие преимущества и недостатки обращения в ислам? Преимущества:
Несмотря на критику и недостатки, можно выделить несколько причин, почему выбирают ислам: любовь Всевышнего, прощение, защита от злого духа, вознаграждение за каждое праведное деяние, пребывание в райском саду после Судного дня.
Как принять ислам? Эта процедура состоит всего из одного действия: проговаривание Шахады. Осмысленно, уверенно и искренне. Ритуал можно проводит как в одиночестве, так и в более торжественной обстановке. Единственное условие принятия — это вера и почитание единого Бога — Аллаха.
Индуизм
Индуистский храм, Шри Ланка
Индуизм — основная религия Индии и Непала, одна из самых лучших религий в мире. Трудно дать правильное и точное определение индуизма, поскольку это обширный набор религиозных движений, философских концепций и социальных практик, которые трансформировались и укреплялись в течение 4000 лет.
Индуизм черпает вдохновение из ведизма, примитивной религии Индии, которая и дала ему начало. У индуизма нет основателя, единого Бога и единого священного текста. Сами верующие и последователи трактуют индуизм как «Санатана Дхарма», то есть вечная и универсальная религия, которая всегда существовала и всегда будет существовать. Почему? Потому что находится в сердце каждого живого существа. Её не нужно изучать, её просто нужно разбудить внутри себя.
Индуизм — третья по распространенности религия в мире, насчитывающая около 1 млрд приверженцев. Распространен в Индии и на всем Индийском субконтиненте: Непал 81,3%, Индия 79,8%, Маврикий 48,5%, Фиджи 30-33%, Гайана 28-33%, Бутан 25%, Тринидад 22,5%, Суринам 20-27%.
В чем заключаются сильные стороны индуизма как религии:
К недостаткам религии можно отнести:
Индуисты верят, души возрождаются в новые тела. Чтобы перерождение прошло успешно, нужно следить за своей кармой. Карма — это добро или зло, которое человек делает в своей жизни. То, что произошло в прошлом, имеет последствия для будущего.
В отличие от ислама, обратиться в индуизм довольно сложно. Хотя официальной установки на принадлежность к этническому происхождению нет, большинством коренных верующих считается, что индуистом можно только родиться. В связи с этим, индуист иного происхождения может столкнуться с критикой и несогласием коренных индийцев. Сама религия же допускает обращение следующими способами:
Буддизм
Буддизм зародился в Индии в VI веке до н.э. на основе учения Сиддхартхи Гаутамы, жившего между 565 и 486 годами до н.э. Будучи княжеского происхождения, Сиддхартха долгое время жил за высокими стенами отцовского дворца, в который впускали только молодых и счастливых людей. Молодой принц и не подозревал об существовании страданий, болезней и старости. Но однажды Сиддхартха вышел из дворца и увидел реальный мир, в котором стал свидетелем безжалостного отношения к людям и к их жизням. Глубоко обеспокоенный, молодой человек покинул свой дом, оставив жену Майю и маленького ребёнка, чтобы посвятить себя поиску метода избавления от страданий.
Сначала он посвятил себя йоге и практикам аскетизма. Позже избрал «средний путь» между комфортной жизнью и абсолютным умерщвлением. Затем перешёл к последней стадии своего путешествия — окончательному «просветлению», которое получил во время ночи, проведенной в медитации под фиговым деревом в деревне Бодх Гая. С тех пор Сиддхартха, став наконец Буддой («просветленным»), участвовал в своей странствующей проповеднической работе, собирая всё больше и больше учеников со всего мира.
В последнее десятилетие наблюдается рост интереса к буддизму. Численность верующих — около 350 миллионов человек (6% населения мира), что делает буддизм четвертой по распространенности религией в мире. Различные буддийские школы практикуются в Шри-Ланке, Бирме, Лаосе, Бангладеш, Камбодже, Тибете, Китае, Корее, Вьетнаме, Монголии и Японии.
Религия: хорошо или плохо? В буддизме есть свои положительные и отрицательные факторы. Вот некоторые из положительных:
Некоторые из отрицательных:
Каждый буддист стремится достичь нирваны — высшей цели буддизма. Нирвана — это термин, используемый для описания конца страдания. Это состояние полного блаженства, освобождения от ограничений и желаний физического мира, конец цикла перерождений и страданий.
Приобщиться к учению Будды не составит особого труда. Для этого нужно пройти ритуал посвящения: произнести клятву перед тремя монахами или, если рядом таковых нет, самостоятельно перед статуей Будды.
Иудаизм
Какая религия самая лучшая? Рассмотрим следующую веру — иудаизм. Этот термин указывает на культуру и религию еврейского народа. Иудаизм представляет собой древнейшую монотеистическую веру, на чьей почве зародились христианство и ислам. Произошел от древних израильских религий около 500 г. до н.э. Иудеи — этнорелигиозная группа, в которую входят евреи по рождению, а также обращенные в иудаизм.
По своей сути Танах (еврейская Библия) представляет собой отчет об отношениях израильтян с Богом с самой ранней их истории до строительства Второго Храма (около 535 г. до н. Э.). Авраама называют первым иудеем и отцом еврейского народа. Иудеи собираются в синагогах, а их духовных лидеров называют раввинами. Шестиконечная звезда Давида — символ иудаизма.
Среди достоинств этой веры отмечают:
Также насчитывают и некоторые недостатки, такие как:
Последователи иудаизма верят в единого Бога, открывшего себя через древних пророков. Бог вознаграждает за добрые дела и наказывает за зло.
Перейти в иудаизм нееврею сложно. Это действие имеет своё определение — гиюр, которое включает в себя множество изменений в образе жизни и долгое обучение. Стать евреем — это не просто религиозное изменение. Новообращенный принимает иудейскую веру, становится членом еврейского народа и принимает еврейскую культуру и историю. Этапы обращения состоят из: обращения в раввинский суд, принятия всех 613 заповедей, годичный курс обучения традициям с последующим экзаменом, обрезания (для мужчин), погружения в еврейскую ритуальную ванну (микву), с соответствующими молитвами.
Христианство
Тайная вечеря, Леонардо
Христианство — это монотеистическая религия, которая возникла из иудаизма в 1 в.н.э в Палестине. Религия основана на проповеди Иисуса Христа из Назарета, которого верующие считают сыном Божьим. Согласно истории, Иисуса распяли на кресте, но он был воскрешен для спасения человечества от грехов и смерти. Иисус является носителем вести о спасении для всех людей, даже для нечестивых, которые могут покаяться и обрести вечную жизнь после смерти.
В целом, христианство содержит в себе множество конструктов, которые синергетичны и способствуют здоровым отношениям. Например:
Самая популярная религия в мире постоянно сталкивается с серьёзной критикой со всех сторон, поскольку в ней встречается много несоответствий и несостыковок. Рассмотрим основные из них:
Христианство обещает своим последователям спасение от вечных страданий, грехов и осуждений, которые являются следствием неправильных действий, а также прощение и рай после смерти. Ритуалы и священные праздники (святая вода, причастие, некоторые чудеса и прочее) приносят верующему чувство радости, спокойствия и умиротворения.
Принятие христианства не займёт много сил и времени. Для начала нужно ознакомиться с Библией и другими христианскими религиозными текстами. Затем — связаться с местной церковью и принять участие в процессе крещения.
Какая самая лучшая религия в мире?
Считается, что религия влияет на субъективное благополучие различными способами: религиозное сообщество дает людям чувство принадлежности и является важным источником социальной поддержки; религия дает людям смысл и цель; и, наконец, религия побуждает людей вести более здоровый образ жизни.
Следует отметить, что каждая религия уникальна и неповторима, но есть один элемент, который присутствует в каждой вере, и это чувство общности. Это чувство объединяет пять основных мировых религий и обеспечивает групповую сплоченность и идентичность, а также даёт возможность передавать ритуалы и традиции из поколения в поколение.
Ознакомившись с самыми популярными религиями, можно ли ответить на вопрос: какая лучшая из всех религий? Или утверждать, например, что буддизм — самая лучшая религия? Или всё же ислам — лучшая религия? Конечно же, нет. Даже самая популярная религия не является самой лучшей или самой правильной. Очевидно, что человек сам выбирает, каких заповедей ему придерживаться и какую религию принимать. И лично для него, выбранная вера и будет наилучшей.
В наши дни всё большую популярность набирает не Вера в виде различных религий, а духовные практики, нацеленные на саморазвитие и интуитивные поиски знаний внутри каждого человека. Веру можно рассматривать как костыль для духовности, когда он уже выполнил свою функцию, то его можно уже отбросить и идти дальше, сомневаясь, проверяя всё на своём опыте и главное слушая своё сердце, в котором больше ответов чем в любой священной книге.
Выбор религии
«Какая религия истинная?»; «Какая религия лучшая?»; «Какая религия самая гуманная, толерантная, полезная. » Много, очень много разных вопросов возникает у человека, который встает перед, пожалуй, наисложнейшей для по-настоящему мыслящего существа проблемой: какую религию выбрать? Проблема очень широкая, ее можно рассмотреть с разных позиций: исторической, теологической, философской, психологической, этнографической… Как затронутую тему буду рассматривать я? Кратко и максимально концентрированно.
Первое, о чем хочется сказать: с научной точки зрения, нет истинной религии. Наука и религия вещи вообще сложно совместимые. Если рассматривать религию со строго научных, скептических позиций, то можно сказать, что религия вообще не истинна, потому что эмпирически недоказуемы многие (если не все) религиозные положения (понятие «религиозное положение» взято здесь в максимально широком контексте).
Если мы будем пытаться произвести синтез науки и религии (кстати, верующие ученые существуют!), то много будет разных научных направлений: христианская наука, исламская наука, буддийская наука, иудейская наука. потому что одно религиозное мировоззрение отличается от другого, хотя, конечно, в рамках авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), например, можно найти общие черты. Тогда может возникнуть «наука авраамических религий».
Каждая религия заявляет, что лишь она одна истинна, а все остальные учения ложны. Поэтому каждый человек сам выбирает, позиции какой религии ему более близки, комфортны, приятны… (Выбирает, конечно, не всегда, потому что так часто бывает, что человек воспитывается в рамках какой-либо религии с детства; позднее, в сознательном возрасте он не осуществляет соответствущей религиозной рефлексии и так и остается в рамках той же самой религии.)
Важно здесь чуть более подробно раскрыть уже слегка затронутый психологический аспект. Например, человек является мусульманином, но безумно любит пить белое вино. Тогда, чтобы не ущемлять свое желание, он может стать христианином (в христианстве употреблять алкоголь в разумных количествах позволяется). Однако возникает вопрос: будет ли этот человек хорошим христианином, будет ли он прилежно исполнять все христианские предписания и т. п. Это большая и важная проблема.
Также хочется написать про такое явление, как синкретизм, то есть смешение идей разных религий или конфессий в одно целое. Поясню это на своем примере. Я являюсь внеконфессиональным христианином, но мне безумно нравятся некоторые положения буддизма, иудаизма и ислама. Получается, что я синкретист. Но почему? Во-первых, давайте разберемся с христианством. Несколько лет назад я был православным, но потом, изучив немного историю христианства, я понял, что его конфессиональное деление на самом деле есть следствие определенных политических и догматических разногласий. Более того, я считаю, что если человек находится в рамках какой-то одной конфессии или религии, то его ум более скуден, чем ум синкретиста, потому что он двигается только в одном направлении, не рассматривая богатство других конфессий, религий или культур. Вот для того, чтобы быть более духовно богатым, я и привлекаю идеи других религий. Например, мне очень нравится буддийская идея страдания (кстати, здесь есть общее с христианством). А когда я узнал, что свинину нельзя есть ни иудею, ни мусульманину, я и сам стал относиться к ней с некоторым презрением, хотя она и разрешена в христианстве.
Итак, вратце обрисовав тему, хочу сказать, что для меня неважно, какую религию выберет человек. (Церковники «побьют» меня как христианина «камнями», но я скажу.) Если вам нравится христианство – отлично, привлекает ислам – неплохо, импонирует индуизм – что ж, это ваш выбор. С моей точки зрения, неважно, какого ты вероисповедания. Главное, чтобы тебе было комфортно, чтобы ты жил и радовался жизни, чтобы ты не сеял в обществе вражду и не взрывал автобусы.
Какую религию выбрать?
С вопросами о выборе религии ко мне неоднократно обращались посетители моего сайта. Действительно, какую религию выбрать, как не ошибиться в этом важном выборе?
Раньше такой вопрос возникал крайне редко: люди выбирали религию родителей, государственную религию своей страны. О других религиях они порой даже не слышали, а если и знали о них, то очень поверхностно. Но сейчас ситуация резко изменилась. Информация стала доступной для всех. И на нас обрушилась агитация за огромное количество религий: древних и новых, мировых и этнических, широко известных и доступных только узким группам адептов. Мало того, во многих религиях есть масса течений, направлений, сект, и все они заявляют, что именно их толкование религии — самое правильное. А ещё есть и различные философские учения, призывающие верить или не верить в самые разные вещи. И как тут не запутаться, как не сделать ошибки?
Прежде всего, надо остановиться и подумать: «А зачем нужна религия? Что это вообще такое?».
Некоторые люди почему-то уверены, что религия — это что-то вроде автобуса. Вот выбрал его, сел в него, а дальше он тебя обязательно довезёт в светлое будущее, в царство небесное, к вечному блаженству. Маршрут выверен и пройден не раз, водитель опытен и мудр, все пассажиры едины в своём устремлении — поехали! Главное — знать, в какой автобус сесть, а то ведь завезут на пустырь, ограбят, а может, и зарежут.
То есть предполагается, что человек должен сделать свой выбор только один раз — при принятии религии. Дальше можно расслабиться и не беспокоиться, ответственность – на водителе и на составителе маршрута. А те пассажиры, которые выбрали неправильные автобусы, пусть пеняют на себя, нам о них беспокоиться нечего.
По-своему логичная и стройная картина, но совершенно неверная.
На самом же деле, человек должен делать свой выбор постоянно, в течение всей жизни, на каждом шагу. И за каждый свой выбор, за каждый шаг он несёт личную ответственность. При этом никакие ссылки на коллективы, на вожаков, на обстоятельства, на традиции не принимаются во внимание. Сам сделал — сам отвечай.
И что же должен постоянно выбирать человек? Не религию же менять на каждом шагу! Здесь надо понять одну простую вещь: есть что-то выше всех религий, важнее всех религий. Это истина, это Бог, Творец мира, это добро и зло. Даже если религий будет миллион, и каждая будет звать к себе, ругая все остальные, истина останется одна, неизменная и вечная. Творец останется единственным. Добро останется добром, а зло останется злом. И изменить это не в силах ни одна религия, ни одна философия. Ни прошлая, ни настоящая, ни будущая.
Главная задача человека — это научиться различать добро и зло, выбирать добро и бороться со злом. Всё остальное — вторично. Во что верить или не верить, как себя называть, к каким сообществам себя причислять, какие книги изучать, кого слушаться — это личное дело человека. Всё это не имеет значения при оценке его жизни. Важны только результаты, только поступки, только мысли, слова и дела человека. А что привело к этим результатам — дело десятое.
Вот точно так же и с религией. Внешние атрибуты любой религии далеко не так важны. Они нужны не Богу, а человеку, чтобы настроить его на правильный лад, заставить задуматься о вечном, об истине, о необходимости постоянно творить добро и отказываться от зла. Поэтому в любой религии надо прежде всего видеть именно этот призыв к человеку: учись, развивайся, улучшай мир, твори добро и борись со злом. Такой призыв есть почти во всех религиях, это то общее и самое главное, что их объединяет. А вот отличительным признакам разных религий (обряды, посты, праздники, молитвы, правила поведения, исторические события из религиозных текстов и т.д.) не стоит уделять слишком много внимания. Иначе можно скатиться к религиозному фанатизму, который, как и любой фанатизм, — безусловное зло.
Религия — это не автобус. Это скорее дорога, по которой каждый, выбравший её, должен пройти самостоятельно, шаг за шагом. Ты можешь свернуть с дороги, остановиться, пойти назад, свалиться в пропасть, перейти на другую дорогу. Главное — постоянно помнить о цели и стремиться к ней. А когда дошёл до цели — уже не важно, какой дорогой ты шёл. Если же не дошёл — тоже не важно, какую дорогу ты выбирал, почему и зачем ты её выбирал.
И ещё несколько слов о выборе и сравнении религий.
В последнее время стало модно изучать языческие верования наших славянских предков и даже объявлять себя их последователем. Мы не будем говорить сейчас о достоверности тех сведений о языческой культуре, которые преподносятся нам как бесспорная истина. Вот тысячу лет о них никто не знал, а сейчас вдруг все узнали. Нашли где-то древнейшие книги и сразу снова утеряли их, но кое-кто успел переписать. И среди старожилов каких-то деревень, родившихся, правда, при советской власти, вдруг нашлись хранители обрядов, преданий, песен, обычаев языческих времён. Не смогли их стереть из памяти ни тысячелетие христианства, ни семьдесят лет атеизма, ни бурные десятилетия нынешнего смутного времени.
Ладно, допустим всё так и есть. Допустим, что всё это правда. Были такие языческие боги, были такие обряды, такие одежды, такие обычаи, такие знания. И никто уже не может запретить жить по всем эти обычаям, при этом отвергая всякие иноземные религии и гордясь своей верностью собственной истории. Замечательно.
Но дальше-то что? Какое отношение всё это имеет к истине, к добру и злу, к цели жизни человека?
У славян, у русских были свои языческие боги, у немцев — свои, у татар — свои, у греков — свои. А истина-то где?
Ведь тогда получается, что под каждым кустом живёт свой местный бог. И тем, кто поселится рядом с этим кустом, надо поклоняться только этому самому богу. Но ни в коем случае не тому богу, который живёт под другим кустом, на другой стороне реки. А вот если ты переедешь через реку, то надо срочно менять объект поклонения. Или ещё так: каждый народ был сотворён своими богами, и поэтому обязан поклоняться только им. Абсурд.
И последний вариант. Всё язычество — это всего лишь красивые сказки, легенды, местный фольклор, не имеющий под собой реальной, истинной основы. И не надо воспринимать его всерьёз.
Ну, хорошо. Вопрос, кому поклоняться — далеко не самый важный. Гораздо важнее другое — как должен себя вести человек, что делать можно, а что нельзя, что считать добром, а что злом. А вот здесь — как-то глухо. Есть, конечно, призывы укреплять свой род, не допускать разврата и извращений. Есть призывы укреплять здоровье, закаляться, лечиться, соблюдать чистоту, охранять природу. Это хорошо, но к этому призывают многие учения.
А дальше-то что? Кто не моего рода, тот мой враг? Кто не признаёт наших богов, должен быть уничтожен? Кто не приносит жертв нашим богам, тот негодяй? Если ты русский, ты всегда прав? Что приносит пользу роду, то и хорошо, что вредит роду — плохо? Мы перебили инородцев и разграбили их селения — это добро, а если они нас — это зло? А глава рода и волхвы непогрешимы? А если разные наши боги требуют прямо противоположного, кого слушаться? А как решать конфликты в пределах рода? Наконец, самое главное — что такое добро и зло, и какова роль человека в их противостоянии?
Вопросов много, а вразумительных ответов нет.
Поэтому давайте лучше будем водить хороводы и сражаться бутафорскими мечами, давайте реабилитировать Бабу Ягу, есть блины и носить старинные костюмы — это же так интересно и весело. А жить будем так, как захотим, не обращая внимания на всякие там заповеди иноземных религий. Хватит уже нас дурачить, у нас теперь свобода!
Возвращаемся к образу с религией — дорогой. Вместо того чтобы идти по выбранной дороге к цели — к саморазвитию, к пониманию добра и зла, к очищению мира от зла, к Творцу мира, нам предлагают отойти в сторонку и устроить вечный пикник на живописной полянке. А жизнь пусть проходит своим чередом и не мешает нам веселиться. Только от проблем мира не удавалось спрятаться ещё никому и никогда. И спрос с каждого из нас обязательно будет.
Как выбрать религию для себя? Или еще раз о дороге к храму
Журналисты Ксения Собчак и Антон Красовский пошли выбирать религию. Ну, или оценивать религии. Кому как нравится. Понятно, что это ирония, даже стеб. Но, так или иначе, они оценивали, к тому же по очень странному признаку: как конкретный представитель религии ответит на те вопросы, что имеют сугубо земное, по определению, плоское измерение? Конечно, вопросы Собчак и Красовского важные, животрепещущие, но все же, на лицо, парадокс: небесное, вечное выбирается через земное и бренное.
Конечно, разговор о религии невозможен без рассуждений о том, что сегодня значимо и влияет на жизнь каждого из нас. Но все же… вообще не коснуться, не тронуть главную тему религии — тему отношений человека и Бога, по моему невозможно. И это при том, что все религии, оцененные Красовским и Собчак — религии монотеистические, то есть такие, где Бог — живая личность, где Ему можно сказать: «Ты», где можно попросить, поблагодарить, прославить, услышать ответ, увидеть дела Божьи и гнев Божий, почувствовать присутствие Божье.
Жаль, что религия в сознании Ксении и Антона, да и очень многих людей обмельчала! Она превратилась (ее превратили) в некоего оценщика происходящего. В ней еще видят нравственное, а не только экономическое и политическое измерение, но все больше уже не видят главного — живого Бога.
Уж если и оценивать религии и выбирать из них, то отнюдь не вопросами про Путина и айфоны.
Важно услышать не комментарии на «топ новостей», а услышать и увидеть самого человека, верующего человека. Кто он вне контекста профессии, должности, денег, политического пристрастия? А как иначе? Все внешнее — ничто перед Богом и на религиозную жизнь, по сути, не влияет.
Если уж и оценивать или выбирать религию, то я бы спросил представителей религий или просто верующих или тех, кто говорит, что он верующий о том, как они лично верят, как они лично понимают, как они лично чувствуют, переживают свои отношения с Богом? Как они лично мыслят Бога? Кто Есть Бог для человека и в чем общение с Ним?
И ответы я бы искал не такие, чтоб «в общем», а такие, что в психологии сегодня называются «от себя и за себя», «здесь и сейчас». Таких ответов о которых человек святой жизни митрополит Антоний Сурожский говорил, что они «созрели в душе». А для этого верующие не должны прикрываться «догмами» и не должны прятаться за «правильным учением» из учебника или бравировать мнением иерархов или отсылать к истории.
Важным критерием выбора или оценки религии является позиция верующего. Если он говорит нечто отстраненное, формальное, не касающееся его самого и слушателей, типа «Церковь учит», «Патриарх сказал», «собор постановил», «святые научили», «в катехизисе написано» и т.п., то вывод напрашивается сам собой — а есть ли за этими словами живая религиозная жизнь?
Если вера человека жива, то ему есть что сказать о ней и без цитат, без авторитетов, без звонких формулировок. Ученик Христа апостол Петр говорил своим ученикам христианам, что они должны быть готовы каждому вопрошающему их дать ответ о своем уповании.
Вот, пожалуй главный вопрос для оценивающего или ищущего религию: Бог и мой собеседник. Какова их жизнь, их общение? Что я вижу и слышу? Они таковы, что я восхищаюсь, радуюсь, доверяю вере верующего человека? Тогда я могу принять его веру, как свою. На первых порах принять в кредит, ожидая, что жизнь по вере, а вернее Бог через отношения со мной прорастит в моем сердце и веру собственную.
Правда, тут следует сделать оговорку. Важную. Принимая веру от кого-то, я должен довериться и его религиозной общине (организации) и принять формальные основания веры (Писания, заповеди, обряды, молитвословия, дисциплину, иерархию). Если нет, если я настаиваю, чтобы остаться самому по себе, то к религии это не имеет отношение. Религия всегда, по определению — иерархическая общность со своей традицией и историей. Совсем другой вопрос — как соотнести свою веру и наличествующую жизнь религиозной организации, где много реальных «тараканов», «соблазнов», «архаики», «ненужного хлама» и т.д.? Это серьезная тема, но по моему, к выбору религии напрямую не относящаяся.
Я думаю, что вера сродни любви. Представим супругов, которые на вопрос о своей жизни пересказывают справочники о домашней кухне, ссылаются на мелодрамы, советы родителей и цитируют психологов. Этак никто, никогда, ничего не узнает и не поймет про их любовь, про их личные отношения, про их преданность и заботу друг о друге.
Выбирать веру, обсуждая с представителями религий то, что к ней не относится, все равно, что искать жену в политической партии по признакам идейности. И такое бывает. Но, как правило, находят соратницу. А жену ищут по любви. Ищут потому, что нехорошо быть мужчине и женщине одним, их бытие способно к восполнению друг в друге. Любовь — это то, что дает единство. Вернее любовь и есть единство вопреки природной необходимости.
Итак, из поисков и оценок Ксении Собчак и Антона Красовского та или иная религия, как мозаика из неживых камней — реплик, мнений, зарисовок — нам известна. Хотя, порой кажется, что это бульварная карикатура. А вот религия, как живая вера живых людей — нет, не известна. Да и мало кого интересует!
Я хочу, чтоб желающие оценивать или испытывать религии увидели не только отражения своих вопросов, но прежде всего, живых верующих, настоящих, думающих, ошибающихся, делающих, любящих, ненавидящих и всегда готовых дать ответ о своем уповании.