какую религию исповедуют в эфиопии
Религия в Эфиопии
Традиционно в Эфиопии исповедовалось большое число религий, но наибольшее число последователей есть у христианства, ислама и анимизма.
Содержание
Христианство
Эфиопия является третьей после Армении и Осроенского царства страной официально принявшей христианство. Эфиопская православная церковь является одной из древневосточных (дохалкидонских) церквей. До 1959 года она была частью Коптской церкви. Автокефалия Эфиопской церкви была провозглашена в 1960 году императором Хайле Селассие, и была признана Коптской церковью четыре года спустя.
Согласно переписи 1994 года — 61,6 % населения страны являются христианами, из них 50,6 % — адепты дохалкидонской Эфиопской церкви, 10,1 % — протестанты и 0,9 % — католики.
Ислам
Согласно переписи населения 1994 года мусульмане составляют 32,8 % населения Эфиопии. Большинство эфиопских мусульман — сунниты. Проникновение ислама в Эфиопию можно отнести к 619 году. Из-за преследования со стороны курайшитов некоторым приверженцам раннего ислама пришлось покинуть свою родину и отправиться в Эфиопию. Это событие в арабской историографии получило название «хиджра», что с арабского переводится, как «переселение». Однако в европейской традиции этот термин чаще всего применяют к событию, которое случилось через два года — переселение Мухаммада в Медину. Наиболее распространен ислам в регионах Афар и Сомали, а также на юге Оромии. В столице Эфиопии — Аддис-Абебе проживает около 1 млн мусульман.
Иудаизм
Бета Исраэль (Beta Israel) — небольшие изолированные группы африканских евреев, с древнейших времен живших в Эфиопии. Об их существовании не было известно остальному миру, но и они не знали о существовании других евреев вне своей общины. На Западе об их существовании узнали лишь в XX веке. В 1975 году они были признаны израильским государством в качестве евреев. Во время операций Моисей и Соломон, проведенных в 1984 и 1991 годах соответственно, самолетами из Эфиопии в Израиль было вывезено большинство эфиопских евреев. Лишь небольшая группа евреев, которую Израиль не признал евреями, остается на территории Эфиопии.
Анимизм
По оценкам правительство Эфиопии около 12 % населения Эфиопии причисляют себя к группе последователей анимизма.
Растафарианство
Религиозная политика
Свобода вероисповедания, прописанная в Конституции Эфиопии, не всегда исполняется на практике. В Эфиопии не существует государственной религии и запрещено создание политических партий по религиозному признаку, а все религиозные организации должны проходить обязательную регистрацию каждые три года.
Сохраняется напряжение между группами древневосточных православных христиан и протестантами, а также между мусульманами и христианами. Правительство ведет активную работу по снижению напряженности в межрелигиозных отношениях.
Алжир • Ангола • Бенин • Ботсвана • Буркина-Фасо • Бурунди • Габон • Гамбия • Гана • Гвинея • Гвинея-Бисау • Джибути • Египет¹ • Замбия • Зимбабве • Кабо-Верде • Камерун • Кения • Коморы • Демократическая Республика Конго • Республика Конго • Кот-д’Ивуар • Лесото • Либерия • Ливия • Маврикий • Мавритания • Мадагаскар • Малави • Мали • Марокко • Мозамбик • Намибия • Нигер • Нигерия • Руанда • Сан-Томе и Принсипи • Свазиленд • Сейшельские Острова • Сенегал • Сомали • Судан • Сьерра-Леоне • Танзания • Того • Тунис • Уганда • Центральноафриканская Республика • Чад • Экваториальная Гвинея • Эритрея • Эфиопия • ЮАР • Южный Судан
Азорские острова • Британская территория в Индийском океане • о. Вознесения • Канарские о-ва • Мадейра • Майотта • Мелилья • Реюньон • о. Святой Елены • Сеута • о-ва Тристан-да-Кунья • Французские Южные и Антарктические территории
Сахарская Арабская Демократическая Республика • Сомалиленд
Почему в христианской Эфиопии стало опасно быть христианином
В Эфиопии — третьей стране мира по числу христиан — христиан режут на улицах, а их дома и храмы поджигают. Счет мучеников идет на тысячи. Как так вышло, что в этом древнем христианском государстве стало смертельно опасно исповедовать Христа? Отвечаем в коротких слайдах.
Что, собственно, происходит в Эфиопии?
Христиане в этой стране оказались жертвами настоящего геноцида, сравнимого с гонениями в Римской империи. За ними приходят домой, хватают на улицах: калечат, часто отрубают правую руку, чтобы человек не мог перекреститься. Убивают тех, у кого на руке по местному обычаю наколот крест или кто носит его на груди, не только священников, но и мирян, вне зависимости от пола и возраста. Церкви, дома, автомобили христиан громят или поджигают. В некоторых городах у боевиков есть списки членов местных христианских общин, и с этими списками они обходят дома, вооруженные мачете, арматурой, а нередко и автоматами.
Когда начались убийства и что стало поводом?
Гонения на эфиопских христиан начались еще в 1974 году, когда к власти пришла группа военных. Новая власть объявила, что будет строить социализм, и начала терроризировать христианское население Эфиопии — отнимать землю, конфисковывать средства в банках и т. д. Вспышки агрессии по отношению к христианам время от времени возникали и впоследствии. Но летом 2019 года ситуация стала особенно острой.
Кто сейчас нападает на христиан?
Главную роль в этих событиях играют местные радикальные националисты народа оромо, одного из крупнейших эфиопских этносов. Два других крупных этноса Эфиопии — амхара и тыграи — традиционные христиане, а среди оромо есть и христиане, и мусульмане.
Эфиопских националистов поддерживают и радикально настроенные люди из соседних стран Африки, например, таких как Сомали. Эфиопия сегодня лежит на пути беженцев, стремящихся из воюющих стран Экваториальной и Восточной Африки в Европу, и вместе с беженцами сюда проникают и экстремисты.
Почему жертвами погромщиков становятся именно христиане?
Цели у провокаторов главным образом политические, и, казалось бы, христиане тут ни при чем… Но добиться этих целей легче всего, дестабилизировав ситуацию в стране. А христианская Церковь — главное, что объединяет народ в Эфиопии. Христианство Эфиопия приняла еще в 330 году (почти одновременно с Грузией) и никогда не переставала быть христианской страной. Сейчас в ней более 65 млн верующих христиан! Часть жителей Эфиопии исповедует ислам, но никаких серьезных конфликтов между христианами и мусульманами в Эфиопии уже давно не было, а бóльшая часть ее жителей и поныне христиане (по данным переписи 1994 года — более 60 % всего населения). Поэтому нападения на христиан — самый простой способ разрушить мир и посеять панику по всей стране.
А к какой конфессии относятся христиане в Эфиопии?
Эфиопская Церковь принадлежит к семейству так называемых Дохалкидонских, или Древних Восточных, Церквей, с которыми у Православной Церкви имеются возникшие еще в V веке и до сих пор не разрешенные богословские разногласия. Из-за этих разногласий православные христиане и верующие дохалкидонских конфессий не причащаются вместе. И, тем не менее, между Русской и Эфиопской Церквами существуют давние и прочные связи. К примеру, представители Эфиопской Церкви присутствовали в 1894 году на венчании царя Николая II и Александры Федоровны. Многие эфиопские священнослужители учились в Ленинградской духовной академии.
Сколько людей уже пострадало в Эфиопии?
Жертвы исчисляются многими тысячами. Начиная с лета 2019 года сожжены многие десятки храмов и сотни домов христиан. Несколько тысяч человек убито, десятки тысяч покалечены, около тысячи пропавших без вести. Не менее 12 тысяч человек остались без крова и стали «внутренними беженцами». И эти цифры, к сожалению, постоянно растут.
Как реагирует на массовые убийства христиан власть Эфиопии?
Правительство Эфиопии во главе с премьер-министром Абием Ахмедом Али пытается урегулировать конфликт. Но взять ситуацию под контроль не получается. Местная полиция часто бездействует, погромщики остаются безнаказанными, хотя найти их не составляет большой проблемы. Часто они сами же выкладывают в соцсетях фотографии и видеосъемки расправ, учиненных над христианами.
Эфиопская Церковь с самого начала стремится примирить народ страны: ведь ее члены — представители всех местных этносов. Патриарх Эфиопский Абуна Матфий не раз обращался к жителям страны, вне зависимости от того, какую веру они исповедуют.
Чем мы можем помочь эфиопским христианам?
Русская Церковь уже многое делает для того, чтобы привлечь внимание мировой общественности к преследованиям христиан в Эфиопии. Патриарх Кирилл еще в декабре 2019 года обратился к премьер-министру этой страны с письмом, в котором попросил защитить христиан. А незадолго до того Эфиопию посетили журналисты церковных и светских СМИ из России во главе с представителем Московского Патриархата. «Самое важное — прорыв информационной блокады, донесение правды о страданиях эфиопских христиан до широкой общественности», — заявил недавно председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
Помимо моральной поддержки, эфиопским христианам, лишившимся жилья и средств к существованию, очень нужна гуманитарная помощь – продукты, лекарства, одежда. Организовать ее сбор из-за эпидемии коронавируса сложно, но некоторые варианты действий в Русской Православной Церкви разрабатываются. Пока же обычным верующим стоит усиленно молиться о страдающих собратьях.
ASDF, напрямую идеология отрицать Бога не может, так как идеология о земном мироустройстве, а вера о посмертной судьбе. Касательно косвенного отрицания, то в коммунизме нет деления людей на высшую расу и унтерменшей в отличие от фашизма, нацизма и расизма. Человек любой расы, любой национальности может стать коммунистом. Да и классовые барьеры преодолимы. Так изрядное число царских офицеров служило в красной армии во время гражданской войны.
Насчёт опресноков я не говорил о решении, а об утрате актуальности спора. Да много ли ныне людей в принципе знает слово «опресноки»?
Ваши слова о католицизме, как раз и свидетельствует об отсутствии реальной возможности воссоединения человеческими силами. Наверное только Христу во время своего второго пришествия по силам сделать христианство единым вновь.
Инославными вежливо именуют западных еретиков. Иноверцев еретиками именовать не верно. Сутью иноверия является почитание богов вместо Бога.
Поясните Ваш вопрос? Вы мне какую-то приписываете идею, с которой, видимо, несогласны. Но какую именно, я не понимаю.
А с каких пор раскол 1064 года больше не раскол?
— коммунизм это идеология отрицающая Бога. По православию, спасение человеческой души возможно только через Иисуса.
— Ссылочку, есть есть решение «спора о пресноках»? поделитесь с троечником своими познаниями.
— Между православием и католицизмом не может быть компромиссов. Потому, что католицизм это ересь.
Денис, Вы валите в одну кучу воспоминания человека, негров в США, эфиопский «протестантизм» и разделение церквей. Понимаю, что Вам важно общение, но тут не ответ надо писать, а серию статей. Это не так просто. Надеюсь, Вы понимаете.
P.s. Кстати, я серьёзно изумлён Вашим комментарием про якобы игнор страдающих со стороны нашего «Фомы».
Спаси Христос, Владимир Александрович!
И Вас, и эфиопов.
В общем, соскакиваете с вопроса. Увы. (
Владимир Гурболиков, насчёт вашего постскриптума. Мученикам прошлого людям уже не помочь, они умерли. Более того, они не нуждаются в нашей помощи. Бог воскресил и вознаградил превыше нашего разумения справедливо прославленных мучениками.
Реально помочь люди могут только живым людям, животным, растениям.
Примечание: касательно уроков прошлого, то всё хорошее хорошо в мере. Было время более-менее регулярно посещал богослужения, так тьма-тьмущая служб посвящена новомученикам, да и на проповелях о них слишком часто твердили. Возникает эдакий эффект кондовой советской пропаганды, когда пропагандировали в основном хорошее, но так часто, так тупо в лоб, что это в итоге приводило чаще к обратному эффекту. Причём это настолько очевидно, что далеко не только из числа людей левых взглядов это признаю. Для сравнения в почитаемой даже православными христианами одним из лучших циклов книг для детей «Хрониках Нарнии» Христос по имени даже не упоминается!
Про монархию вообще отдельный разговор, который я уже даже показывал, под какими текстами возможно было бы обсудить.
Владимир Гурболиков, у меня прабабушка родилась ещё при последнем царе и всё советское время была православной христианской, да и умерла таковой уже после распада СССР. Однако из-за этого только вне партии осталась, хотя её рекомендовали знакомые коммунисты, как честную труженицу. Среди остальных известных мне предков тоже нет жертв репрессий, тем более религиозных гонений. Хотя и гонителей православия среди них тоже нет. Да и если бы даже были, то разве следовало бы мне их хулить, устраивать пародию на покаяние а-ля «чин всегародного покаяния» у нас или стояние на коленях перед неграми в США или всю жизнь держаться от православия подальше?
Ныне в КПРФ принимают православных христиан. Более того, сам Зюганов публично заявлял о своей православности. Всё, той проблемы больше нет! К чему мстить ныне живущим коммунистам за грехи их идеологических предшественников вековой давности?
Между прочим, читал, что и в Эфиопии расцвет протестантизма за счёт православия во многом вызван усталостью тамошней молодёжи от многовекового груза прошлого в тамошней церкви. Помимо пришествия и жизни с воскресением Христа на Земле нет в прошлом событий, которые должны бы актуальными для всех христиан вплоть до Второго Пришествия Христова. Я уж на что историю люблю, был лучшим учеником среди 11-ых классов своей школы, причём на выпускном экзамены по религиям мира на твёрдую пятёрку отвечал. Однако мне и то надоело это бесконечное копание в прошлом: что там думали святые отцы на таком-то вселенском соборе, а как там учился Сталин в православной семинарии?
Многие проблемы прошлого либо решены (взять ту же якобы не совместить веры с членством в ком. партии), либо утратили актуальность (спор о пресноках), либо не могут быть решены людьми в принципе на компромиссной основе (к примеру, раскол христианства на православие и католицизм). При этом научно-технологический прогресс привёл к возникновению множества проблем и возможностей. Так я с вами дискутирую не где-нибудь, а в Интернете. Даже крайне ревностные (порою чересчур) старцы вроде раскольника схиигумена Сергия доносят свои мысли до паствы через Интернет. Однако в Церкви этим возможностям и проблемам уделяется прискорбно мало внимания из-за погружённости в прошлое.
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
Какая вера у эфиопов — древнейших православных на земле
В Аксумском царстве господствующей религией христианство стало уже в середине IV века н.э. В наше время оно называется Эфиопией и считается древнейшей христианской страной, ведь Эфиопская православная церковь была основана в 329 году.
При этом в современной Эфиопии треть населения придерживается ислама, что делает религиозную ситуацию в это стране просто уникальной.
Эфиопия — это единственно традиционная африканская страна
Эфиопия или Федеративная Демократическая республика Эфиопия — государство в Восточной Африке. После выхода из её состава 24 мая 1993 года Эритреи она не имеет выхода к морю. Ранее была известна как Абиссиния.
Эфиопия — единственная традиционно христианская африканская страна. Одной из её основных религий является восточное христианство (Эфиопская церковь). Этот факт позволяет достаточно легко ответить на вопрос: какая вера у эфиопов?
Эфиопская Церковь — это православная церковь, при этом она придерживается миафизитства. Среди народа оромо в последние десятилетия активно распространяется лютеранство, в результате Эфиопская Церковь Мекане Йесус является самой быстро растущей лютеранской деноминацией в мире.
Согласно данным переписи 1994 года в стране насчитывалось следующее количество последователей той или иной религии:
Конституция Эфиопии предусматривает свободу вероисповедания граждан. В целом для властей Эфиопии характерно соблюдение этого принцип. Кроме того Конституция страны также устанавливает принцип отделения церкви от государства и запрещает существование государственной религии.
В 1990-х годах произошла радикализация части исламского населения, частично пошедшего на открытый конфликт с центральным правительством, поэтому в настоящее время правительство контролирует процесс строительства культовых сооружений христианскими и мусульманскими общинами страны.
Флаг Эфиопии. В Эфиопии конституционно закреплен принцип свободы вероисповедания. Фото: upload.wikimedia.org
По закону все религиозные объединения в стране должны быть зарегистрированы (регистрация возобновляется каждые 3 года. В межрелигиозных отношениях центральное правительство занимает подчёркнуто нейтральную позицию посредника.
Помимо этого центральное правительство запрещает религиозное образование в государственных и частных школах. При этом признаются как христианские, так и мусульманские праздники. В Эфиопии запрещено формировать партии по религиозному признаку.
В Эфиопии традиционных верований придерживается до 10% жителей
В Эфиопии число последователей традиционных верования составляет от 5 до 10 % от числа жителей этой страны. Проживают они, в основном, на юге и юго-западе страны. В их верованиях большое место отводится силам природы.
Основное место занимает культ «Атетье» — культ деторождения и плодородья. При этом местные христиане и мусульмане также почитают силы природы. Жрецы традиционных религий, как правило, выступают как особая замкнутая каста — носительница сакральных знаний.
Представители эфиопской народности оромо. В Эфиопии многие племена и народности исповедуют традиционную. Анимисткую религию
В удалённых районах на юге страны оромо (наиболее крупный по численности народ Эфиопии) продолжают поклоняться доброму верховному богу Уаку. Зло олицетворяется в лице Борентити (или сайтан). Оромо одухотворяют природу, поклоняясь различным природным объектам и явлениям.
Культ природы связан в их представлениях с символикой чисел: каждый предмет и явления имеют своё число. В отдельных группах оромо (борана), на юге страны сохранился институт половозрастных групп — «гада». В течение 8 лет определённая группа должна исполнять определённые обязанности в жизни общины (затем происходит ротация).
В некоторых местах Эфиопии сохранились языческие культы, имеющие шокирующие обычаи. Так, например, у некоторых нилотских племён в долине р. Омо, на крайнем юге страны существует культ бога смерти Ямда.
Большинство эфиопских христиан принадлежат к Эфиопской православной церкви
Эфиопия является третьей после Армении и Осроенского царства страной, официально принявшей христианство.
Согласно переписи 1994 года, 61,6 % населения страны являются христианами, в том числе 50,6 % — адепты дохалкидонской Эфиопской церкви, 10,1 % — протестанты и 0,9 % — католики. Эфиопская (Абиссинская) православная церковь — это одна из Древневосточных (дохалкидонских) церквей.
До 1959 года она обладала автономией и находилась в канонической зависимости от Коптской церкви, после чего получила автокефалию. Как и другие Древневосточные церкви признаёт три Вселенских собора и исповедует миафизитскую христологию. Имеет свой эфиопский обряд, а также особую, не имеющую аналогов в других церковных традициях иерархическую структуру духовенства.
Святитель Фрументий Аксумский. Фрументий — это просвятитель Эфиопии, первый епископ Аксума. Фото: upload.wikimedia.org
Согласно Евсевию Памфилу и Новому Завету, христианство пришло в Эфиопию в первом веке от апостола Филиппа, обратившего евнуха, из посланцев царицы Кандакии. Предание также говорит о том, что первым христианским просветителем эфиопов был Фрументий, римский гражданин из Тира, который потерпел кораблекрушение на африканском побережье Красного моря.
Он обратил в христианство императора Эфиопии Аксума. Фрументий был впоследствии рукоположен в епископы Афанасием Александрийским, вернулся в Эфиопию и, став первым епископом Аксума, продолжил евангелизацию страны.
В административном отношении Эфиопская Церковь с самого своего зарождения являлась одной из епархий Александрийского Коптского Патриарха, который поставлял египетского епископа в абуны. Абуна был единственным епископом Эфиопии.
Эфиопы-христиане придерживаются некоторых заповедей Ветхого Завета, которые большинством христиан считаются неактуальными, таких как соблюдение законов о пище. Практикуется также обрезание младенцев мужского пола (на восьмой день, согласно заповеди в Ветхом Завете). При этом древние эфиопские церкви практически лишены фресковой росписи и скульптур.
Священник Эфиопской Церкви. В Эфиопской Церкви ко всем священникам, в том числе и Патриарху, принято обращаться абуна или «отец наш». Фото: upload.wikimedia.org
В 1951, впервые за 15 веков, Эфиопскую церковь возглавил абуна — эфиоп. В 1959 году Эфиопская ортодоксальная церковь стала полностью независимой от Коптской, а её предстоятель был возведён в сан Патриарха.
B июле 2007 года в Каире Коптская и Эфиопская православные церкви торжественно провозгласили единство веры, верность общему свидетельству и готовность углублять и расширять сотрудничество, тем не менее, Коптская церковь поддержала полное отделение Эритрейской церкви и раскол Эфиопской церкви.
Кроме того, в стране присутствует Греческая православная церковь александрийского патриархата. Она представлена в Эфиопии греками и арабами (приблизительно 5 тыс. чел.), проживающими в основном в Аддис-Абебе.
Католики в Эфиопии закрепиться не смогли
Первые католические миссионеры появились в Эфиопии ещё в 15 веке. Их агрессивно поддерживал Ватикан и португальцы. В результате ряд императоров — Зэ-Дынгель и Сусныйос активно покровительствовали иезуитам и тайно приняли католичество.
Следствием этого стали междоусобные религиозные войны. В последствие Сусныйос был вынужден отречься от престола в пользу сына — Фаселедеса (Василид).
Руины католической церкви, XVII век, на берегу озера Тана, Эфиопия. При эфиопском императоре Фаселедесе (Василиде) католики были изгнаны из страны, а католические храмы разрушили. При этом император восстановил старые церковные порядки. Фото: upload.wikimedia.org
Фаселедес, в свою очередь, восстановил старые церковные порядки и подчинил заново Эфиопскую церковь коптскому патриарху. Новый император приказал всех европейцев выслать за пределы империи. А приграничным племенам было поручено платить золотом за голову каждого европейца приблизившегося к границам Эфиопской империи.
В наше время в Эфопии насчитывается не более 100 000 католиков, проживающих в основном в Аддис-Абебе и центральных районах страны, небольшая часть в Тыграй, Кэфа и Сидамо. В основном это тиграи, амхара и оромо.
Ислам признается второй по численности конфессией в Эфиопии
Ислам — вторая по численности конфессия в Эфиопии. Согласно переписи населения 1994 года, мусульмане составляют 32,8 % населения Эфиопии. Большинство эфиопских мусульман — сунниты.
Проникновение ислама в Эфиопию можно отнести к 619 году. Из-за преследования со стороны курайшитов некоторым приверженцам раннего ислама пришлось покинуть свою родину и отправиться в Эфиопию.
Это событие в арабской историографии получило название «хиджра», что с арабского переводится как «переселение». Кроме того, малоизвестен тот факт, что внук великого императора Эфиопии Менелика II — Лидж Иясу, вступивший на престол в 1913 г., принял ислам.
Мечеть в городе Хараре. Ислам — это вторая по численности верующих религия в Эфиопии. Фото: upload.wikimedia.org
В настоящее время ислама придерживаются сомали, афары, значительное число оромо, отчасти гураге и сахо, некоторые амхара. Ислам, кроме того, распространён среди арабов, пакистанцев и индийцев. Больше всего мусульман живет в штатах Сомали-Огаден и Афар (почти всё население).
Кроме того, их много в бывших провинциях Уолло, Бале, Кэфа. В столице Эфиопии Аддис-Абебе проживает около 1 млн мусульман. Крупнейший религиозный центр мусульман Эфиопии – город Харер.
Периодически между христианскими и мусульманскими религиозными общинами вспыхивают конфликты. Обычно они происходят между местными мусульманами и проникающими в страну протестантами.
Правительство Эфиопии строго следит за тем, чтобы в стране соблюдался межрелигиозный мир. Для этого, например, запрещается деятельность в стране некоторых представителей протестантизма.
Всех эфиопских евреев правительство Израиля вывезло из страны самолетами
Бета Исраэль (Beta Israel) — небольшие изолированные группы африканских евреев, с древнейших времен живших в Эфиопии. Об их существовании не было известно остальному миру, но и они не знали о существовании других евреев вне своей общины. На Западе об их существовании узнали лишь в XX веке.
Практически до конца 20 века местная форма иудаизма – религия фалаша, насчитывала несколько десятков тысяч последователей в основном в высокогорных северных районах страны: Сымен и Бэгемдыр (Гондер). В 1975 году Государство Израиль признало их в качестве евреев.
Эфиопские евреи (фалаша). Фалаша считают себя потомками знатных людей из Иерусалима, прибывших в Эфиопию вместе с царем Соломоном. Фото: data.cyclowiki.org
В 80-е годы Эфиопию поразила ужасная засуха. По согласованию с властями Эфиопии власти Израиля в ходе операций Моисей и Соломон, проведенных в 1984 и1991 годах соответственно, на самолетах вывезли несколько тысяч фалаша в Израиль. Лишь небольшая группа евреев, которую Израиль не признал евреями, осталась на территории Эфиопии.
В 90-е годы эмиграция эфиопских евреев приняла массовый характер (в основном по экономическим мотивам и благодаря активной агитации со стороны еврейских организаций). В настоящее время численность фалаша в стране может быть около 1 тыс. человек.
Принадлежность фалаша к еврейской нации многими оспаривается: ни в языковом (язык агау), ни в расовом отношении они не являются евреями. До 19 века в религиозной практике этого народа использовался Ветхий Завет, написанный на языке геэз.
Талмуд до той поры был им не известен. Богослужение также очень сильно напоминало практику эфиопской православной церкви: у фалаша также практиковался экстатический литургический танец. В повседневной жизни разговаривали на диалекте кайла (агау) и амхарском. В синагогах использовался язык гэез.
Примерная территория фалаша в Эфиопии. В настоящее время в Эфиопии остаются только те эфиопские евреи, которых евреями не признал Израиль. Фото: upload.wikimedia.org
Появление фалаша в Эфиопии объясняют широким распространением иудео-христианских и иудейских групп в первые века н. э. Это достаточно распространенное явление в то время. Так в Ймене тоже были обнаружены группы, исповедующие верования, похожие на иудаизм.