какую религию исповедуют в татарстане
История, культура, религия
Первым государством в регионе была Волжская Булгария, созданная на рубеже IX-X веков н.э. тюркскими племенами. В 922 г. государственной религией стал ислам. В 1236 г. Булгария вошла в состав империи Чингиз-Хана, а затем стала частью Золотой Орды, в результате распада которой возникло новое государство – Казанское ханство (1438 г.). В 1552 г. Казанское ханство было присоединено к Русскому государству.
В 1920 г. была провозглашена Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика.
30 августа 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете республики. В 1994 г. подписан Договор между РФ и РТ о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, а в 2007 г. подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, который стал своего рода «преемником» Договора 1994 года.
В республике проживают народы с разным историческим прошлым и культурными традициями. Сочетание по крайней мере трёх типов культурных взаимовлияний (тюркского, славяно-русского и финно-угорского) определяет уникальность этих мест, своеобразие культурных и исторических ценностей.
С Татарстаном связаны судьбы многих выдающихся деятелей культуры: певца Фёдора Шаляпина, писателей Льва Толстого, Сергея Аксакова и Максима Горького, Василия Аксёнова, поэтов Евгения Боратынского, Гавриила Державина, Марины Цветаевой и Никиты Заболоцкого, художников Ивана Шишкина и Николая Фешина. Классик татарской поэзии Габдулла Тукай, поэт-герой Муса Джалиль, композиторы Фарид Яруллин, Салих Сайдашев, Назиб Жиганов, София Губайдулина и многие другие составили славу татарской культуры.
Традиционными для республики конфессиями являются ислам и православие. Татары и башкиры (т.е. около половины населения республики) исповедуют ислам. Другая часть населения: русские, чуваши, марийцы, удмурты, мордва – христиане, исповедующие православие. В Татарстане также представлены католицизм, протестантство, иудаизм и другие конфессии.
Соблюдение баланса интересов двух крупных конфессий и равенства всех религий перед законом лежит в основе межконфессионального согласия в республике.
Религия
Основными конфессиями в Татарстане являются ислам и православие. Проводимая в республике долговременная политика соблюдения баланса интересов двух ведущих конфессий играет важную роль в сохранении и укреплении межнационального и межконфессионального мира и согласия.
В качестве позитивной тенденции следует отметить исторически сложившееся, устойчивое взаимопонимание между представителями ислама и православия, их взаимодействие между собой и с другими традиционными для нашего региона конфессиями – иудаизмом, католицизмом и лютеранством.
Межконфессиональное сотрудничество в интересах всех граждан Республики Татарстан развивается по различным направлениям, в том числе и в реализации социально значимых проектов (профилактика наркотизации, работа с социально незащищенными слоями населения, реабилитация лиц с ограниченными возможностями и др.).
В ежегодном Послании Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова Государственному Совету Республики Татарстан от 13 сентября 2012 года подчеркнуто, что «..Нашим безусловным достижением было и остается позитивное состояние межнациональных и межконфессиональных отношений, дух мирного взаимодействия и сотрудничества представителей различных этнических групп и вероисповеданий».
Наглядным выражением процесса религиозного возрождения в республике стало культовое строительство и реставрация переданных в пользование и собственность религиозным организациям храмов. Функционирует 1763 культовых зданий и молитвенных домов различных конфессий, из которых в пользовании и собственности мусульман находится 1382 мечети, православных – 320 храмов, а также 61 молитвенный дом других конфессий.
28 августа 1999 г. вступил в силу Закон Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях». В нем учтены специфические черты многонациональной республики, конкретизированы особенности правового режима отделения церкви от государства, четко определены позиции государства в регулировании религиозных отношений, обозначены границы признаваемой и защищаемой свободы совести и свободы вероисповедания. Закон своим содержанием направлен на достижение взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.
По инициативе Государственного Советника Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева реализуется крупномасштабный проект «Культурное наследие – остров-град Свияжск и древний Болгар» на 2010-2015 годы, в рамках которого осуществляется реконструкция и строительство многих культовых объектов, являющихся достопримечательностями России.
Какую религию исповедуют татары?
На территории России проживает более 100 народностей. Второе по численности место занимают татары, население коих достигает 5,5 миллиона. Но, не всем известна их история, какую религию исповедуют татары, откуда берут свои корни. Сейчас не каждый знает, что у них было государство, наводившее страх на пол-Европы. Первоочередную роль в становлении, которого сыграла религия.
Кто такие татары?
Народ, проживающий на территории центральной и восточной части России, объединенный общим языком — татарским (тюркский с различными его диалектами, в зависимости от местожительства) и единой религией. Если взглянуть на карту, можно выделить три региона, по которым их разделяют на этнотипы :
Однако, несмотря на общее название, данные этнические группы имеют различных предков. Исследования ученых показали, что внутри каждой из этих групп присутствует большое генетическое разнообразие, формировавшееся независимо от других. Для понятности, такой пример национальности: англичане и русские, развивались обособленно, но когда-то у них были общие предки.
Но, независимо от происхождения, религия татар и язык объединяет их в один народ.
Истоки вероисповедания
Изначально, татары были кочевниками, практикующие одну из сторон язычества — анимизм с элементами шаманских обрядов (заклинания животных, вера в существование духов). Это были разрозненные группы, часто нападавшие на таких же кочевников.
Все изменилось в конце 8 — начале 9 века. Когда татары активно стали принимать иную веру. Первыми кто приобщился, были Казанские кочевники поволжского региона. Новая религия татар в отличие от католичества или христианства, принялась добровольно, не было ни вешаний за шею или за ноги, ни костров.
Местные ханы стали активно возводить храмы новой веры. Вокруг которых собирались татары, а впоследствии, осели образовав города и деревни ( авылы ). В которых со временем стала развиваться торговля, зародилась письменность и появились войска для защиты. А спустя три столетия все это переросло в Татаро-Монгольское Иго.
Какую религию исповедуют татары?
Последователи пророка
Основоположником данного исповедания стал, как уже говорилось выше, Мухаммед. Он был обычным человеком, вел торговлю, но после видения стал проповедовать слово Аллаха публично. Согласно истории, Мухаммед не являлся сыном Божьим, а был посредником — пророком.
Через какое-то время у него появились почитатели. Учение набирало популярность и распространялось среди все новых народов и государств. И спустя два века после основания, пришло к татарам. Вместе с новой религией прибыли и мусульманские архитекторы, строившие для них мечети. Это ускорило популяризацию ислама.
Смесь стилей
Так географически сложилось, что татары проживали между Европой и Русью, Востоком и центральной Азией. На протяжении веков происходил контакт с ними. Сначала Русь была захвачена Татарами, а после падения Орды они вошли в состав Руси, христианского государства. Естественно, это привело к смешению стилей архитектуры храмов.
Первые мечети больше напоминали крепости, так как Орда без конца находилась в состоянии войны. Тогда было не до красоты и в ходе этих боев многие храмы были разрушены. Восстановление и постройка новых начались, когда татары уже вошли в состав России. К проектам мечетей приложили руки не только исламские строители и инженеры, но и христианские.
А самым ярким примером сотрудничества двух конфессий стала Анаповская мечеть в городе Казань. Ее строительство началось при царствовании Екатерины 2 в 1768 году, под личным руководством императрицы.
Причем смешивание происходило и в быту, речи, письменности, да и межнациональные браки не редкость. Татары и русские контактировали веками и заимствование было в обе стороны.
Вера в Христа
Сегодня на территории России проживает примерно 20 % тюркско-язычного населения, исповедующих христианство. Обе религии распространялись в одно время и куда-то (крымский полуостров), учение Христа пришло раньше.
Присоединившись к России, на месте разрушенных войной мечетей, по приказу Ивана Грозного, стали возводиться христианские храмы. Татарам некуда было деваться и люди приняли новую веру. Их часто называют этнонимом — « крященые «. Происходило это на территории Волжского и Уральских регионов.
Что интересно, в самом Татарстане количество христиан достигает 40 процентов и число это постоянно растет, так как в смешанных браках детей обычно крестят. |
Татары Сибири
Интересная ситуация с религией складывается у коренных тюркских народов Запада и Юга Сибири. В этом регионе у татар мусульманская вера смешалась с обычаями шаманства, например заклинания животных и общение с духами. Произошло это по двум причинам:
Религиозные праздники татар
Все же подавляющее большинство, принадлежит исламской вере и не зависимо от местности отмечают все мусульманские праздники:
Заключение
Татары — это ярчайший пример того, как должна работать религия. Поменять вековой, кочующий устой жизни мирным путем, обогатить материально (торговля в образовавшихся городах) и интеллектуально (письменность и библиотеки), сплотить зачастую враждующих между собой группы людей. Много ли вы знаете таких примеров?
А за время нахождения в Золотой Орде, переняли терпимость к другим религиозным учениям. Современные татары считают, что все люди живут под одним богом, просто называется он у каждого по-разному и относиться ко всем необходимо одинаково.
Религия татар: православные христиане или мусульмане
С началом XIII века европейское пространство, в основном принявшее учение Христа, содрогнулось от нашествия Золотой Орды. Поначалу бывшие язычниками потомки чингизидов к XiV веку становятся приверженцами ислама. Неприемлемо, но безапелляционно зазвучало: «татары — религия — ислам».
Началась борьба за Бога, за власть между поклонявшимися сыну Божьему и носителями идей пророка Мухаммеда.
История татарского народа
Китай стал первой страной со следами тюрков в своих летописях VI века. Данная этно-группа имела монголоидные признаки внешности и корни праалтайского языка.
На славянском пространстве кочевые племена Орды впервые громогласно заявили о себе в 1223 году. Они легко воспользовались междоусобными распрями русских князей. На реке Калка состоялся бой, ставший стартом трехсотлетней власти Орды на славянской земле.
Этнические особенности татар
Этногенез татар характеризуется так:
Численность тюрков во всем мире сегодня – более 160 млн.
Эта общность включает:
Татары составляют 8 млн. Для 5,5 млн из них родиной является Россия. Они вместе с казахами и киргизами входят в кыпчакскую (северо-западную) группу. Республика Татарстан (в древности Булгария) является их официальной национальной республикой в Российской Федерации.
Этапы распространения татар на славянской земле
Три века нация с восточным разрезом глаз господствовала на земле славян. Русские князья платили дань их ханам, за что получали ярлык на право княжения на своей территории.
Захват управления землей от Волги до Дуная проходил поэтапно:
На первом этапе империя Чингисхана создала Золотую Орду – Улус Джучи и захватила Булгарию. Главой улуса стал Улу-Мухаммед.
На втором этапе могущественная структура начала делиться на ханства. На третьем — походы Ивана IV Грозного внесли поправки в политическую географию, и земли казанских татар, как и астраханских, вошли в состав Московского государства. С этого момента Русь стала их домом.
Сегодня представители этой этнической группы расселены по всему миру. Высокая плотность проживания этой нации отмечается в провинции Китая СУАР, Казахстане, странах Средней Азии.
Давние верования татар
Согласно сложившимся культурным представлениям человек в патриархальном обществе воспринимал себя как часть природы и окружающего мира. На этих представлениях основывались самые древние формы религии.
До принятия ислама все представители тюрков поклонялись Тенгри. Это божество неба и солнца. Татарские боги – это святые места: возвышенности, источники воды, деревья, камни.
В религиозной традиции кряшен ( татар волжского и уральского регионов ) существовал культ деревьев и животных. Дерево являлось одним из главных образов традиционных религий тюркских народов. Этот культ сформировался еще в докочевой период жизни, когда народ проживал в предгорьях Алтая. Дерево выступало в роли центра мира, было связующим звеном земли с небом. Поэтому с ним ассоциировались важные процессы, происходящие в природе и обществе.
Три стихии взаимно дополняют друг друга и управляют миром:
В татарской мифологии модель мира строилась вокруг образа «мирового древа» («яфан агачы»). У старокрещеных татар образ «мирового дерева» был тесно связан с одиноко растущим священным дубом («тәре»), «деревом Тенгри». Оно считалось неким связующим каналом с Верховным Божеством.
«Мировое дерево» выступало информационным звеном между тремя мирами:
Микрообраз космического мироздания и создателя мира — Верховного Бога являлся основой древних религиозных верований тюрков. Высокое дерево (дуб с густой листвой), по представлению гуннов и сабир (сувар), считалось связующим звеном с главным божеством Тенгриханом, который жил на небе и почитался наряду с Тенгри. Возле этого дерева совершались языческие обряды и жертвоприношения.
Святое дерево символизировало благополучие и безопасность страны:
Перед ним молились об умножении скота, урожае хлеба. Это дерево не разрешалось безнаказанно трогать: рубить и отламывать ветви.
Бессмертие души и анимизм
Прежде чем поверить в Аллаха, татары поклонялись духам. Религия татарского народа трансформировалась из-за страха перед смертью. Так почва анимизма стала благодатной для веры в бессмертие души. Укреплялся культ захоронений умерших с разделением общества на касты.
Анимизм шел в ногу с ростом материального разделения внутри племен, становясь основой классового общества. Кочевые татары вели походный образ жизни.
Мнение Плано Карпини о захоронениях:
Этот способ захоронений отличал кочевников от оседлых монголов, что выделяли специальные пространства для умерших, оставляя тела под открытым небом.
Количество умерших в походе определялось просто. Собираясь в поход, каждый брал по камню и укладывал его вместе с остальными. Так складывался курган. Возвращаясь, воины разбирали камни. Остаток говорил о потерях. Наличие таких курганов вполне может свидетельствовать о масштабе сражения.
Погребальные обряды зависели от кастовой принадлежности покойного и обстоятельств, со временем обрастая массой обрядовых традиций. Но основой их был, как и в древности, страх перед смертью и вера в загробную жизнь души.
Эпохи вносили коррективы в вероисповедание. Если современная Конституция РФ гарантирует свободу выбора веры, то в древности веру определяла сила правителя.
Современный религиозный состав населения
Современные татары разделены на два основных лагеря:
Общей святыней двух основных конфессий является самая древняя мечеть Омейядов в сирийском Дамаске, возведенная в 96 году после Хиджры. Ее сокровищницы хранят голову Иоанна Крестителя. Его почитают как пророка мусульмане и христиане.
Мусульмане и ислам
Знакомство с исламом татар относится к V веку, когда жил пророк Мухаммед. Становление веры произошло в период правления могущественной династии Юань. Ее основателем был внук Чингисхана.
Традиции посланников Аллаха покорили Волжский бассейн в то же самое время, что и христианство — берега Днепра. Если «Путь из варягов в греки» явился стартом для византийских проповедников в Киеве, то мусульманская школа крепла от Великого океана – Пацифики (Тихого) до берегов Волги.
Мусульманство проникало в этнос двумя путями:
Укрепление ислама стало острой необходимостью, когда Золотая Орда разделилась на татарские ханства: Казанское, Астраханское, Крымское, Ногайское и Большую Орду. Это произошло после распада Монгольской империи в середине XIII века.
Святые места мусульман расположены рядом с мечетями, которые возводились под влиянием изящества архитектуры Византии. Со временем сооружения для проповедования ислама вобрали в себя культовые традиции Османской империи.
Мечеть аль-Марджани в Казани стала итогом политики терпимости в период правления Екатерины II. Как духовный центр татарского народа она воспринимается по сей день.
Ислам зиждется на пяти столпах, которые соблюдают татары:
Татары – христиане
XVI век ознаменовался для России переходом на новую государственную форму правления – царство. В этот период было присоединено Астраханское и Казанское ханство, и вопрос веры был равносилен вопросу безопасности. Власть ислама и Золотой Орды, продержавшись три века, пала. Крымский хан после полного поражения при Молодях в 1572 г. принял турецкое подданство, а ханы Казани и Астрахани – русское. Поэтому царь всея Руси Иван Грозный крестил татар по обычаям, принятым на Руси.
Время способно объединять и разделять народы, нации, этнологические группы по признакам. Долгое время считалось, что поволжская этническая группа татар-христиан начала исповедовать православие после взятия Казани в 1552 г.
В этом видео рассказывается об истории взятия Казани Иваном Грозным.
Появление обособленного этноса на Волге
Кряшены – это православные крещенные татары. Академик Глухов, татарин по национальности, предполагает, что данная общность изначально была христианами-кераитами. Они сохранили историческую память после захвата их Чингисханом.
Крещеные татары происхождение своей веры подпитывают историческими фактами:
Казань, Нижнекамск, Мамадышский район и Набережные Челны – территории расселения кряшенской общины. В 1996 году появилась надежда восстановления храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери.
Главным доказательством существования кряшенов, как отдельного народа, исследователи считают:
С образованием в храме во имя Тихвинской иконы Божией Матери в 90-х годах духовного центра была открыта воскресная школа. Священники проводят обряды крещения. При храме работает национальный музей истории и культуры, создан народный хор. Переводится Священное писание для богослужения на родном языке.
Традиции и обряды
У каждого народа обряды имеют особенный уклад.
При рождении ребенка в мусульманских общинах Татарстана существует такая традиция:
В свадебном обряде участвует сваха. Успешный договор с родственником жениха о размере калыма означает, что невесту засватали. Приданное ей собирают с детских лет. Свадьба проходит в двух половинах – мужской и женской. Но пока калым не выплачен, молодой муж посещает жену ночью, а живет у своих родственников.
Усопших хоронят на второй день, а поминки проводят на следующий. Металлический предмет (как правило это лом) лежит в вырытой могиле до момента опускания в нее тела в саване.
Молитвы – традиция для всех народов. Татары строго соблюдают ритуальную часть, формой веры которой был анимизм.
Религиозные праздники Татарстана
Пост Рамадан, Ураза-байрам и Курбан-байрам – наиболее почитаемые праздники по мусульманской традиции. Самым значимым из всех является Курбан-байрам — праздник жертвоприношения. Отмечается в память о готовности пророка Ибрагима принести в жертву Аллаху своего сына. За несколько недель до начала праздника татары начинают откармливать жертвенное животное. В день Курбан-Байрама обязательно готовят еду из мяса.
Ураза-байрам отмечается по завершении тридцатидневного поста в месяц Рамазан. С утра, отведав сладостей, мусульмане направляются в мечеть, а вечером устраивают праздничное семейное застолье.
Настоящий мусульманин обязан соблюсти основной принцип – чистоту души. Чтение Корана является основой, дабы были прощены грехи. Для этого и в домах наводится порядок, выбрасывается лишний хлам, готовятся сладкие блюда.
Молитвы воздают дань уважения усопшим. В такие дни люди прощают друг друга. Во время поста соблюдаются ограничения, мусульмане посещают больных родственников, много молятся. А в ночь предопределения озвучивают прошения к Аллаху, надеясь на исполнения просьб.
Существует традиция почитать пророков в определенные дни года.
Видео
В этом видео показано, как проходит главный мусульманский праздник Курбан-Байрам.
В такой огромной многонациональной стране как Россия по сложившейся исторической традиции тесно соседствуют и переплетаются не только разные народности, но и самые разные религиозные течения и верования. Издревле в России плечом к плечу идут через годы и века две наиболее распространенные религии – Христианство и Ислам. Одними из наиболее многочисленных приверженцев мусульманской веры являются татары.
Где живут татары?
Татары представляют собой тюркский народ, который проживает преимущественно в Сибири, Приуралье и Поволжье, в центральной части европейской России, а также в Казахстане, СУАР, Средней Азии и на Дальнем Востоке.
После русских это второй по численности народ в России. По этнотерриториальному признаку этот народ можно разделить на три группы – это сибирские татары, волго-уральские и астраханские. Республика Татарстан больше, чем на половину, состоит из татар. Татарский язык, относящийся к кыпчакской подгруппе тюркских языков, подразделяется на сибирскотатарский, мишарский и средний казанский диалекты. В большинстве своем представители этого народа исповедуют ислам и являются мусульманами-суннитами ханафитского толка.
История принятия ислама татарами
Проникновение ислама на земли, называемые Волжской Булгарией, началось еще в девятом веке, и уже в десятом веке ислам приняли большинство булгар, и мусульманская религия стала считаться государственной. Как свидетельствует арабский путешественник и историк ибн Фадлан, из-за давних торговых связей со странами Средней Азии поначалу ислам распространялся в этих местах по мазхабу Абу Ханифы. Постепенно среди волжских булгар он укоренился настолько, что сами булгары стали проводниками ханафитского мазхаба среди соседних народов. Это процесс ненадолго был прерван монгольскими завоеваниями. Но ханы Золотой орды были достаточно веротерпимы, так что и во время их правления ислам распространялся по всей территории ханства, а с тринадцатого века во время правления хана Узбека он стал государственной религией ханства. Когда же произошел распад Золотой Орды, центр мусульманства был смещен в сторону Казанского ханства, куда из Средней Азии тогда же проникает и суфизм.
Христианская религия проникла в Казанское ханство уже после того, как его завоевали русские в середине шестнадцатого века. Христианизация происходила волнообразно, и ее сопровождали нередко репрессии против татар, проповедующих ислам. Больших результатов процесс христианизации не показал – всего лишь около 7.6% всерьез приняли христианство к середине восемнадцатого века. Да и те, кто был перекрещен, возвращались в мусульманскую веру при первой возможности. Только во время правления Екатерины Второй положение мусульман в российском государстве немного улучшилось. Тогда по всей стране начали строить новые мечети, и даже в Уфе было создано Духовное Собрание, которое было наделено широкими полномочиями в деле управления делами российских мусульманских общин. К началу девятнадцатого века в России начали печатать мусульманские книги, часть из которых издавалась именно на татарском языке.
Во второй половине девятнадцатого века среди татар получило большое распространение обновленческое движение, получившее имя «джадидизм», которое состояло, в основном, из передовой мусульманской интеллигенции, которая осознавала, что религия нуждается в обновлении.
Современный ислам среди татар
Возрождение исламских традиций здесь началось активно в восьмидесятых годах прошлого века, когда шло активное строительство мечетей, восстановление старых, возрождались традиции религиозного образования.
В современном Татарстане преимущественно распространен ортодоксальный «мечетный» ислам, а суфизм, который некогда имел распространение, свои позиции в современном Татарстане утратил. Сегодня здесь соблюдается исламская праздничная обрядная традиция, которая практически не прерывалась даже в самые сложные для веры периоды – основными праздниками, широко отмечающимися, все также считаются Ураза-байрам и Курбан-байрам.
Среди двадцати миллионов человек, которые составляет на сегодняшний день коренное мусульманское население современной России, татары являются самым многочисленным мусульманским народом, причем в большинстве своем татары – сунниты, шииты встречаются среди них крайне редко. В России мусульмане сунниты преобладают, а шииты преимущественно живут в северокавказском регионе РФ.
Численность татар на сегодняшний день в стране достигает семи миллионов, из которых только менее двух миллионов человек проживает в Татарстане, на своей исторической родине: остальные проживают в Башкортостане, на территории Средней Азии, в Сибири, на Урале и в Поволжье.
Сунниты и шииты
Если рассматривать исламские течения, то есть определенные направления в мусульманской вере, то важно понимать, что расхождение в направлениях веры имело свое начало еще при Омейядах, затем продолжилось при Аббасидах, когда труды иранских и древнегреческих ученых начали переводить на арабский язык и проводить их анализ с религиозной точки зрения.
В мусульманских странах все также имели место этноконфессиональные противоречия, и это отразилось в разных течениях религии. Между учениями шиитов и суннитов имеется ряд кардинальных разногласий. Но даже при имеющихся разногласиях ислам является единой религией для мусульман всех стран и народов. Некоторые несовпадения существуют между суннитами и шиитами в характере праздников, в юридических принципах, и в вопросах вероубеждения.
Для Людей Сунны являются признанными четыре богословских правовых школы или мазхаба – ханбалитский, ханафитский, шафиитский и маликитский, и все эти школы между собой признают взаимную правомерность.
Между суннитами и шиитами существуют определенные разногласия, но и те, и другие веруют в Единого Бога Аллаха и в Коран.
Основополагающими постулатами для татарина являются главные исламские заповеди и законы шариата, которых он придерживается неукоснительно и воспитывает своих детей в вере и уважении к своей религии, любви и поклонении Богу.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)