какую религию исповедуют марийцы
Какая вера у марийцев: язычество, впитавшее христианство
Попробуйте угадать, какая вера у марийцев? Христианство? Что-то восточное? Нет, всё мимо. У этого народа России собственная религия. И многие из нас ничего никогда о ней не слышали. Не беда — сейчас исправим ситуацию.
Марийцы — небольшой народ в республике Марий Эл, их вера — марийская традиционная религия
Перед разговором о том, какая вера у марийцев, нужна пара слов о них. Что это за народ? Мы его знаем под разными названиями: мары, черемисы и т.д. Преимущественно это люди, населяющий Республику Марий Эл.
Если и это ничего не говорит нашим читателям, то здесь на помощь придёт география и другие источники. Мы же сосредоточимся на религиозной стороне вопроса.
Марийцы в национальных одеждах. Фото: chemodan-tour.ru
Только коротко приведём основные данные о марийцах:
Марийцы почитают единого Бога и ряд второстепенных божеств — сил природы
Но разве один только термин ответит нам на вопрос о том, какая религия у марийцев? Будь то буддизм или православие, разъяснений бы не понадобилось. Однако здесь речь о чём-то уникальном, не знакомом широкому читательскому кругу.
Марийская традиционная религия частично напоминает тенгризм. Это тоже почитание сил природы и преклонение перед ними
В этом чувствуется влияние Востока — причём дальнего. Подобный взгляд на наш мир характерен в большей степени для Китая, чем для России или, скажем, Индии.
Марийская религия знает много имён богов, но более других в ней всегда почитали верховного бога по имени Ош Кугу-Юмо — Большой Белый Бог. Таким образом, это не простой политеизм, а генотеизм (монолатрия) — форма, промежуточная между едино- и многобожием.
Если опираться на мнение профессора религоведения Андрея Борисовича Зубова, то всякая религия проходит путь от монотеизма к политеизму, а значит, вера марийского народа находится на первой ступени деградации религиозного сознания. Впрочем, такую точку зрения разделяют далеко не все исследователи.
Сам религиозный путь марийцев противоречит идее об изначальном единобожии. Этот народ в течение XIX века пришёл к представлению о Едином Божестве. Впрочем, всегда можно трактовать это как возвращение к изначальной вере, а не этап в эволюции религиозного сознания.
Верховный Бог марийцев — Кугу-Юмо
Тÿҥ Ош Поро Кугу Юмо (Единый Светлый Добрый Великий Бог) считается главным богом марийского народа. Это владыка высших и низших богов.
Да, он не так на слуху, как Зевс или Вишну, но по качествам — не менее могущественное существо. Кугу-Юмо обитает в верхнем мире (у марийцев есть своя космология из семи небес).
Кугу-Юмо — бог неба, что напоминает далеко не одного верховного бога: Юпитер, Дьяус, Один, Тенгри и пр. Пожалуй, трудно найти самое главное существо, которое бы не ассоциировали с небом.
Один из мифов изображает верховного бога марийцев в виде птицы. Птицы-демиурги — это популярный мифологический образ, который можно встретить в самых разных культурах
Его дыхание — ветер, радуга — просто атрибут, всего лишь лук в его руках. У Кугу-Юмо есть престол и даже колесница с огненными конями.
Особенно интересно представление том, что Юмо восседает на огромно дубе. Ясное дело, что речь о Мировом Древе. Схожий миф есть у скандинавов, где на дереве долгое время провисел Один.
Да что там Один! Ходить далеко не надо: у близкой к марийцам Мордвы рассказывают про то, что главный бог Чам-паз тридцать лет спит на Мировом Древе.
Нельзя тут не упомянуть, что некоторые вольные толкователи Священного Писания пытаются связать с этим мифом и Иисуса Христа, распятого в неком смысле тоже на дереве. Но ясное дело, что христианские богословы скептично смотрят на такую параллель и считают её надуманной.
Марийцы проводят ритуал в священной роще. Фото: cdn24.img.ria.ru
Ещё интересные черты Юмо:
Марийцы приносили в жертвы коней и поклонялись богам в священных рощах
Религиозная практика марийцев уже не та, что была раньше (впрочем, где как). Многие люди уже не так черствы к братьям нашим меньшим.
Однако история помнит о том, какие ужасные обряды проводили люди древности. И это характерно для сознания древнего человека. Храм — довольно позднее место поклонения.
Прежде люди отлично понимали, что Бог находится везде, а природа — куда больше выступает в качестве Его храма, нежели стены какого-то здания.
Священные рощи нам более всего известны по античной традиции. В них проводили некоторые религиозные мистерии. Да и сегодня кто не слышал про Богемскую рощу? Традиция массового моления на природе осталась, хотя и трансформировалась.
Одна из священных рощ марийцев в республике Марий Эл
Среди древних иудеев тоже существовали такие рощи или, как минимум, священные деревья. Их связывают с культом богини Ашеры. Её символ — дерево. Здесь переплетаются вместе легенды о мировом Древе и Древе познания добра и зла, хотя реконструировать изначальный миф вряд ли возможно.
Во многих религиях, от Скандинавии до Индии был ритуал жертвы коня: животное привязывали под деревом на верную погибель. Именно этот обряд и проводили предки марийцев.
Впрочем, в жертву языческому богу приносили и других животных
Моления не исчерпывались одними жертвами. По сей день верующие марийцы обращаются к высшим силам в двух типах мест для поклонения:
Есть свои традиции для похорон, свадеб и других событий.
Многие марийцы сочетают свою веру с православием
Вера марийцев — явление необычное. Будучи религиозной традицией, она не видит для себя угрозы в чужих мировоззрениях. Более того, марийская религия никакие учения не считает чужими. Всё от Бога, как ни крути.
Это создаёт интересную ситуацию: около 67% жителей Марий Эл — номинально православные. Но многие из них — двоеверцы. Марийская религия не считает зазорным такое сочетание, так что человек с лёгким сердцем может выполнять ритуалы и той, и другой традиции.
Кугу Юмо — это христианский Бог в представлении марийцев. Иначе и быть не может. Если Бог творец Един, то ясно, что оба учения пересекаются в этой точки и указывают на самую могущественную духовную сущность.
Юмын Удыр — владычица звёздного неба в марийской мифологии. Фото: upload.wikimedia.org
Христианская ритуальная практика тесно сплетена с марийскими верованиями — вплоть до того, что Георгия Победоносца считают аналогом некого местного божества.
С православной точки зрения подобное слияние недопустимо, хотя определённый процент местных влияний всегда трансформировал христианское учение в разных регионах.
Возможно, марийская религия и выжила только благодаря христианству. Своих мифов там практически нет. В основном — заимствования скандинавских историй. Библейские рассказы и учения заполнили лакуны в марийском мировоззрении. Остался лишь пантеон.
Марийская религия неоднородна и сегодня представляет из себя скорее неоязычество, чем старую традицию
В первые годы после развала СССР власти и вовсе решили взять под охрану культовые места марийцев. Одно дело храм: его можно переделать или разрушить, а природная зона — это уже совсем другое, её разумно защищать.
Хотя в России всегда правительство делало поблажки именно православию, верующие в традиционную марийскую религию не чувствовали себя особенно притеснёнными и продолжали вполне спокойно жить после распада Союза. Были, конечно, неприятные моменты вроде вырубки рощ в 2008 году, но сейчас всё спокойнее.
Куда сложнее — выявить изначальную религию марийцев. Ритуалы имеют сильные территориальные различия. Попытка их унификации с целью создания национальной религии угрожает отсечь последнюю связь с традицией.
Хотя преданность родной вере среди марийцев сильна, православие преобладает в Марий Эл. На фото — Богородице-Сергиева пустынь из Йошкар-Олинской Митрополии. Фото: mari.eparhia.ru
Если до этого марийцы воспринимали свою веру как часть единого космоса, где каждый человек равен, то теперь эта глобализация превратилась в проблему. Марийцы утрачивают национальную идентичность, ибо она выражена в первую очередь религиозным учением.
Сейчас религия марийцев — это, скорее, реконструкция, но вовсе не вера предков. Такие учения называют неозыческими — то есть новыми, возникшими в среде одного народа.
Жажда самоидентификации заставляет марийцев резко противопоставлять себя другим культурам, а потому среди шаманов иногда звучат довольно радикальные высказывания
Православные имеют подавляющий процент среди верующего населения
У православия сложились трудные отношения с марийцами. Попытки христианизировать эту область предпринимали ещё с первых лет после присоединения к Руси. Успеха они не имели.
С XVIII века марийцев начали христианизировать насильно. В итоге народ лишь утвердился в негативном отношении к христианству, а многие его представители охотно примкнули к восстанию Емельяна Пугачёва
Хотя и сегодня у православия не всё гладко в этих землях, количество верующих христиан (пусть даже номинально верующих) очень велико — преобладающий процент.
В 1993 году образована Йошкар-Олинская и Марийская епархия. Она включает 8 благочиний и имеет два монастыря. Идёт активное строительство и реставрация православных храмов.
Верующие с энтузиазмом занимаются просветительской деятельностью.
Главная проблема местного православия — конфликт с представителями традиционной марийской религии. Будущее сильно зависит от способности обеих сторон договориться.
Марийцы колдуют. Что такое традиционная религия мари и как проходят загадочные языческие моления
На самом деле, марийцы не колдуют. По крайней мере те, кто относят себя к представителям традиционной религии мари. Но их моления, которые несколько раз в год проходят в священных рощах (кюсото), – событие поистине интригующее: в лесу стоят котлы, в которых варятся жертвенные гуси, а десятки мари в едином порыве готовятся к прочтению молитвы. На молениях нельзя присутствовать тем, кто не исповедует эту религию, и говорят там только на марийском.
Марий Эл – республика на востоке европейской части России с населением 685 865 человек (2016).
Йошкар-Ола – столица. 762 км до Москвы. 142 км до Казани
Сернур – 88 км от Йошкар-Олы
Марий Эл входит в состав Приволжского федерального округа. По данным Росстата, 45% населения – русские, 42% – марийцы, 6% – татары, 1% – чуваши, 0,5% – украинцы и др.
Марийские моления обычно проходят в священных рощах – кюсото. Рощу для моления выбирает карт – марийский священник – по определенным параметрам. Обычно около каждый марийской деревни бывают такие рощи.
Село Тумьюмучаш расположилось на полпути из столицы Марий Эл Йошкар-Олы до поселка Сернур. Совсем рядом с селом – одна из четырехсот священных для мари рощ. Единственное, что отличает типичный на первый взгляд лесок у дороги, – это табличка на одной из берез, что на окраине рощи. «Кюсото» (священная роща) – написано на ней.
В воскресный день сюда с самого раннего утра идут марийцы. Кто-то из соседней деревни, кто-то приехал из города на машине или автобусе, а кто-то – с другого конца республики или вовсе из соседних регионов. Все они деловито идут по заснеженной дороге, неся с собой ведра, тазы, гусей или уток и огромные пакеты, набитые крупой и кухонной утварью – ложками, тарелками и ножами.
На опушке небольшая стоянка для автомобилей, а на краю рощи – суетятся люди. Выше макушек сосен поднимается дым от пяти огромных костров. Каждый из них стоит в разных частях и посвящен разным богам. Марийцы готовятся: чистят гусей и уток, варят их в котлах, похожих на чаны ведьм из сказок, и делают «котлеты» из крови жертвенных животных и смеси круп.
Модель мира для марийцев – это дерево. Оно соединяет подземный мир, мир людей и космос и представляет из себя одновременно возникновение, развитие и упадок. Именно поэтому мари молятся в рощах священным деревьям (онапу). Дерево – посредник между богами и людьми, место пребывания бога во время жертвоприношения. Еще один посредник для мари – это карт, своеобразный жрец.
В основном приносят хлеб, крупу, небольшие деньги и свечи. Все это выкладывается на столе перед главным деревом в роще.
Мари не ходят в рощи часто, как ходят православные в церковь и мусульмане в мечеть. Только по праздникам в дни молений они посещают их. Есть также рощи для всемарийских молений, а есть деревенские. Бывают и семейные моления, которые случаются чаще. Молятся и просто дома – ставят свечку и читают молитвы.
Священная роща у села Томьюмучаш называется Шурното. Раз в пять лет здесь собираются мари со всей страны, чтобы провести завершающее осеннее моление. У каждой рощи своя очередность. В 2016 году молились в Шурното.
У поляны пять кострищ, каждое из которых посвящено определенному богу. Самое большое – для бога Тум Юмо (светлый великий бог). Это главный бог у мари. Он выступает в виде седого старика с белой бородой, живущего на небе. Другие костры посвящены другим божествам – Шочын Ава Юмо (богиня рождения, богоматерь), Мер Юмор (божество, управляющее мирскими делами), Куркугза (марийский князь, ставший святым, дух справедливости) и Мланде Ава (бог земли).
История народа и религии
Традиции мари всегда шли из леса. Еще пару веков назад соседние народы были уверены: мари полудикие охотники и рыболовы, но потом отношение к этому этносу изменилось – оказалось, что марийцы занимаются земледелием, пчеловодством, скотоводством и даже металлообработкой. Тесная взаимосвязь с лесом и определила языческое мировоззрение этого народа. Лишь мари удалось сохранить и пронести через все трудности и преграды свое устремление к природе и своим богам.
За правильностью процессов следят карты, своего рода марийские священники, отличить их можно по белой шапке.
Марийцы рано потеряли свою самостоятельность. Причина в этом одна – положение между русскими на западе и татарами на востоке. Русско-татарские войны разоряли оба государства, но марийцам приходилось хуже всех – на их территории проходило большинство сражений, а проигравшие, возвращаясь домой, часто грабили всех, кто встречался на их пути.
В конце XVII – начале XVIII веков над народом нависла новая угроза – крещение. Мари не хотели принимать православие и всячески сопротивлялись этому. Сначала жителям, которые крестились, обещали трехлетнее освобождение от подати, повинностей и отправления рекрутов в армию. На деле же ничего этого так сделано и не было. К 1724 году только две тысячи мари приняли крещение. Через 16 лет начались угрозы переселения из родных мест в Сибирь, солдат били палками, насильственно заставляли их давать подарки священникам лисицами и куницами. Мари в ответ на это бежали в леса и продолжали молиться своим богам.
Советское время заставило большинство мари забыть о своей вере. Но есть семьи и даже целые деревни, которые продолжали молиться в рощах.
В Сернуре корреспондентам «Idel.Реалии» одна местная жительница рассказала, что, несмотря на запрет религии в советское время, ее семья продолжала молиться прямо у себя дома. «Мы были единственными мари в деревне. Но нас защищали и покрывали соседи – они не рассказывали никому, что мы молимся, а мы не говорили, что они совершают православные моления. Мой отец был юмотан (с марийского – «друг бога», человек, который мог проводить семейные моления в любой марийской семье) и коммунист одновременно», – рассказала женщина.
Специальные люди следят за временем приготовления жертвенного мяса.
Православие и язычество среди мари перемешались настолько сильно, что преобладающая часть мари, которая ходит в рощи, также молится и по христианским обычаям. Мари рассказывают, что именно так удалось найти компромисс.
– Мари всегда обращались к своим богам, даже во время христианизации. Часто делали это ночью, но никогда не забывали своих богов, – рассказывает Галина Ласточкина, пресс-секретарь Верховного карта Марий Эл. – Сейчас проходит своеобразный период становления – во многих местах начинают возрождаться моления в рощах. Мы свою веру никому не навязываем. Не говорим, что если ты мари, то ты обязательно должен быть частью этой религии и приходить на моления. Это со стороны канонов – это только воля человека. Если человек хочет прийти на моления – он делает это, если хочет в церковь – идет туда.
С утра каждый мари, просыпаясь, готовится к молению. Он не только омывает свое тело, но и душу, мысли. Потом он идет в священную рощу. С собой он приносит приношение – гуся или утку, если это жертвоприношение, или хлеб со свечой, блины, крупы. В хлеб вставляют монетки или свечу для того, чтобы отблагодарить бога. Также приносят полотенца или рубашки – в зависимости от того, какая часть тела болит у человека.
Дерево, где расположен главный костер в честь верховного марийского бога.
Журналистов обычно на моления не пускают – так не положено. Но для нас сделали исключение, предварительно рассказав о некоторых тонкостях. Во-первых, никогда нельзя во время моления вставать перед картами и фотографировать их в анфас. Во-вторых, нельзя перемещаться во время молений между кострами – нужно заранее выбрать место. В-третьих, нельзя фотографировать кровь. Кроме того, нужно дать приношение одному из богов. В нашем случае – это были деньги для главного бога мари.
Подготовка к молениям начинается утром. У каждого из пяти священных деревьев на молениях стоит специальный стол, к которому мари несут подношения – хлеб, блины, птиц, крупы и деньги. Помощники картов занимаются тем, что подготавливают все эти подношения для богов. Не все отдают божествам из того, что приносят люди. Из хлеба, например, вырезают верхушку. Она – богу, остальное – людям. У гусей и уток отрезают крылья, головы и лапы – для бога. На деревянные подносы кладут головы, лапы, крылья птицы и немного крупы. Остальное отправляется людям для готовки.
Сначала мари подают, потом просят. Нужно сначала принести подношение, а потом уже просить обо всем мирском и не только.
У каждого священного дерева разведен огромный костер. На нем в больших котлах готовят похлебку и другие блюда для молений. В первую очередь варят уток и гусей. Потом их разделывают и отделяют кости от мяса. Кости отправляются прямо в огонь, а мясо – снова в котел. Там к нему потом добавят хлеб и крупы. Из крови жертвенных животных мари делают своеобразные котлеты, смешанные с крупами. Крупы разные – кто что принес. Потом котлеты варятся в бульоне и разрезаются на кусочки, снова отправляясь в котлы с мясом.
Приготовленное мясо птицы отделяют от костей для дальнейшего приготовления. Кости пойдут в бульон.
Несколько часов вокруг костров кипит жизнь: женщины разделывают мясо и готовят котлеты, мужчины следят за котлами и колют дрова. Кстати, рубить деревья в священной роще запрещено, поэтому к молениям дрова специально привозят из других мест. Есть и те, кто отвечают за чистоту в роще. Моления нужно закончить и оставить рощу в таком же нетронутом состоянии, в каком она и была. Поэтому остатки крови от жертвоприношения тщательно выскребают из затоптанного снега.
Среди собравшихся марийцев в основном люди среднего и старшего возрастов. Молодежи очень мало. Мари говорят, что младшее поколение мало интересуется историей и традициями родного края и народа.
На больших молениях располагаются сразу несколько больших костров, в честь разных богов. Служба около них происходит не параллельно.
Но есть и те, кто пытается возрождать интерес в рядах сверстников. Так, молодой человек, пришедший на моления, представился членом Союза марийской молодежи «У Вий» и рассказал, как сейчас идет работа в Марий Эл и в других регионах.
– Мы стараемся возрождать те рощи, в которых давно не проводятся моления. Рощи нужно подготавливать, мы это делаем. Ездили недавно в Нижегородскую область, там много мари живет. В планах регистрировать там свою религиозную ячейку. Местная администрация была против, чтобы мы там моления устраивали, но мы смогли собрать молодежь мари и провели. Молодежь есть, главное сейчас – сохранить марийскую веру. Если мы ее сохраним, мы сможем сберечь и марийский язык, и марийскую культуру, традиции и историю. Религия – это стержень национального самосознания, основа всего марийского мира. Много людей сейчас приезжают к нам и изучают нашу культуру, язык и религиозные традиции, – рассказал он.
Около 14 часов процесс приготовления пищи окончен, и мари начинают собираться у костров. Каждый решает, какому богу он будет молиться. Кто для себя это решить не может, просто во время молитвы перемещается от костра к костру.
Когда основные приготовления завершены, слово берет карт. Слова молитвы каждый раз придумываются заново до моления.
Карты облачаются в белую одежду. Летом в национальных белых одеяниях и обычные участники молений, но сейчас почти зима. Моления начинаются с главного костра, посвященного боту Тум Юмо. Как только собравшиеся начинают читать молитву, начинается снег. Он хлопьями опускается на головы и тела собравшихся. Мари сидят на коленях и, чтобы не замерзнуть, заблаговременно подложили под ноги еловые ветки или плед.
Как только верховный карт – Александр Таныгин – начинает молитву у главного костра, с разных сторон начинают слышаться голоса других картов и их помощников. Карты стоят прямо перед жертвенным столом, остальные – за костром, обращенные лицом к священному дереву.
Земля – это все для нас. Это соль и хлеб нашего существования. Во время молений мы стараемся и просим для всех, не только для мари. Моления они и для татар, и для чуваш, и для русских, и для христиан и мусульман. Хоть африканцев. Нам нет разницы.
Молитва длится не более часа. Кто-то из картов заканчивает раньше, и еще во время молитвы у других костров слышно, как звенит посуда. Сразу после молитвы мари едят. Еда после молитвы – важная процедура. Особенно интересно, как после того, как они, выстояв в очереди с ведрами, тазами, тарелками и даже ведерками из-под майонеза, начинают расходиться по роще, чтобы съесть приготовленное.
После молитвы и трапезы мари прибираются в роще и расходятся по своим селам, забрав с собой остатки еды. Следующие моления пройдут зимой.
Хоть большинство пришедших на моление представляют старшее поколение, встречаются и молодые люди, пришедшие с семьей или, что реже, полностью по своей инициативе.
(ссылка на источник невозможна, домен в стоп-листе)
Эзотерика и магия
538 постов 3K подписчиков
Правила сообщества
— Уважай себя и других ( если даже «другой» НЕВЕЖЕСТВЕНЕН)
Мои предки родом из деревни на стыке Кировской области и нынешней Марий Эл. В деревне марийцев было мало, но я хорошо помню старух в национальных костюмах, украшенных монетами, говоривших на непонятном языке.
А еще обращала внимание, что если ехать по трассе между Йошкар-Олой и Казанью, которая проходит между лесов, видела, что у границ леса стоят огромные бетонные кресты. И это явно не те памятные кресты, что ставят жертвам ДТП (те прямо возле трассы). Будто кто-то боится, что из леса выйдет нечто, и в страхе огораживает лес крестами.
Читаем внимательно. Материал на основе «Idel.Реалии»
Ищем, что это такое: Иностранный агент, подразделение «Радио Свобода».
Читаем дальше: «»Согласно сайту издания, его миссия «состоит в продвижении демократических ценностей и институтов, а также прав человека путем освещения и распространения новостей там, где свободная пресса запрещена властями или ещё не укоренилась».
Большую часть материалов издания составляют региональные новости. Основной фокус делается на инфоповоды, связанные с правами человека, преследованием политических, экологических, этноязыковых и других активистов, локальными конфликтами».
Где указание, что это материал подготовленный иностранным агентом?
Русские марийцев угнетали всё время?
Молиться берёзовым деревьям не давали?
ТС, не останавливайся. Догадываюсь, что у тебя ещё много увлекательных разоблачений.
Языческие традиции в республике Марий Эл.
Всего в роще молились 5 богам. Главный жертвенник в центре рощи принадлежал Тун Ош Кугу-Юмо, что означает Верховный Белый Великий Бог. То есть бог-творец, демиург.
А так выглядит жрец, или по-марийски карт. Фотография сделана с любезного разрешения карта:
Есть 4-е формы жертвоприношения.О жертвенных животных я уже рассказал.
Автор varandej (Илья Буяновский)
Финно-угорские народы: особенности и история. Марийцы.
Республика Марий Эл находится в составе Приволжского федерального округа России. В ней живут примерно 300 тысяч марийцев, то есть 1/2 народа.
На гербе республики изображен воинственный медведь.