какую религию исповедуют китайцы и японцы
Во что верят японцы
Краткий справочник по японским верованиям: как общаться с божествами ками, что в синтоизме заменяет понятие «грех» и почему не надо выкидывать Будду в канаву
К основным японским религиям относятся синтоизм и буддизм. Ограниченное распространение получило и христианство, число последователей которого составляет менее 1,5 % населения Японии. В настоящее время также появляются так называемые новые религии, представляющие собой синтез разнообразных элементов различных религиозных систем, чаще всего на базе учения определенной буддийской школы. (Конфуцианство, оказавшее огромное влияние на формирование японской государственности и общества, к религиям не относится и воспринимается в качестве этической, но не религиозной системы. Конфуций, в отличие от Будды и Христа, не был обожествлен.)
Синто
В синтоизме не существует понятия греха, однако считается, что совершение определенных действий может привести к ритуальному загрязнению, именуемому кэгарэ. Для очищения от скверны, охараэ, проводятся ритуалы и совершаются подношения божествам. Для синто нехарактерно разделение божеств на добрых и злых, благих и вредоносных — все они могут принести верующему пользу при отправлении правильных обрядов. Нарушение правил общения с ками способно разгневать божество и привести к татарэ — мести с его стороны. Но и на эти случаи предусмотрены ритуальные действа по его умиротворению. Почитание ками осуществляется синтоистскими священниками в святилищах, именуемых ясиро или дзиндзя. По всей стране действует более 80 тысяч святилищ. Синтоистские религиозные церемонии и связанные с ними празднества называются мацури. Мацури стали неотъемлемой частью повседневной жизни японцев и в значительной степени утратили сакральный смысл.
Продажа утвари для буддийского алтаря. Фотография Т. Энами. Иокогама, 1898–1905 годы © Okinawa Soba / flickr.com
Буддизм
Точная дата знакомства японцев с буддизмом также не поддается вычислению, однако сведения древних хроник позволяют предположить, что на официальном уровне учение Будды получило поддержку в 538 году, когда правитель Пэкче, одного из древних корейских государств, прислал японскому правителю статую Будды для почитания. Между придворными разгорается спор о том, стоит ли почитать Будду. Государь велит сторонникам «бога соседних стран» попробовать почитать его. После отправления буддийских обрядов разразились болезни. Чиновники решили, что в этом виноват Будда, и выбросили статую в канаву. Однако после этого в императорской резиденции случился пожар. Тогда решили, что гневить «новое божество» не стоит, и начали ему поклоняться. Новое воспринимается через знакомое. Вера в Будду на раннем этапе мало отличалась от веры в ками. Высокая степень синкретичности религиозных воззрений и, как следствие, веротерпимость являются постоянными характеристиками японской культуры и социума. Нельзя говорить также о единственном «правильном» варианте буддийского вероучения, представленного в Японии множеством школ, которые отличаются между собой и в доктринальном, и в ритуальном аспектах.
Комусо — монахи дзенской школы Фуке. Начало XX века © Okinawa Soba / flickr.com
Японские религии — общие черты
Согласно данным последнего социологического опроса, на 2010 год 100 с лишним миллионов японцев причисляли себя к синтоистам, 85 миллионов — к буддистам, а 1,9 миллиона человек заявили о приверженности христианству. При этом общая численность населения Японии на тот момент составляла 128 миллионов человек. Ситуация, при которой число верующих превосходит население страны, немыслима для западных культур и совершенно естественна для Японии. Даже будучи христианином, японец не отказывает себе в удовольствии поучаствовать в синтоистских празднествах или попросить у Тэндзин — божества, покровительствующего образованию и ученым, —помощи при сдаче экзаменов.
Несмотря на существенные ритуальные и доктринальные различия, синтоизм и японский буддизм имеют несколько общих черт. К ним относятся: политеизм, отсутствие канонического текста, развитый культ предков, наличие местных культов, тесная связь ритуалов с аграрным циклом, отсутствие доминирующей школы, установка на извлечение «выгоды в этом мире» (гэндзэ рияку). Разумеется, различий между синто и буддизмом куда больше. Так, уже в Средневековье складывается некоторое разделение ритуальных обязанностей между буддийскими монахами и синтоистскими жрецами, сохраняющееся в общих чертах и по настоящее время. Рождение ребенка сопровождается отправлением синтоистских обрядов, тогда как похоронами занимаются буддийские монахи.
Религия в Японии и отношение к религии у японцев
Доминирующая религия Японии – синтоизм. Почти наравне с ней распространен буддизм. Многие японские верующие признают себя последователями этих двух направлений одновременно. В 1886-м синтоизм признали государственной религией, но этот статус утерян с 1947-го. Менее многочисленны общины христиан, мусульман, приверженцев других направлений. В прошлом в стране многие верили в анимизм, тотемизм. Кроме основных религий есть несколько сектантских движений.
Древние религии Японии
Самая ранняя религия у коренных японцев – фетишизм. Ее объектом был камень. Историки связывают это с освоением технологии – люди научились делать орудия из минералов. Галька стала первым религиозным фетишем. Уже в наши дни в старинных храмах найдены расписные гальки, визуально сходные с австралийскими чуринги. И японцы, и австралийцы верили, что в камнях хранятся детские души. Известны легенды о камне у Фунахо – села на Кюсю. Он призывал дождь, помогал зачать ребенка. В Фукуока поклонялись двум камням, похожим на яйца. Верили, что они приманивают успех и упрощают роды.
Еще одно свидетельство религии фетишизма в Японии – святилище Уваппара. В нем сохранились сгруппированные в 3 блока каменные столбы, формирующие круг. К северу от них расположены кучи камней, насыпанные над ямами с углем. Историки предполагают, что вторым фетишем был огонь.
Тотемизм
Тотемизм – религия древней Японии, объясняющаяся устройством родовой общины. При тотемизме кровные, родственные отношения человека переносятся на природу. Появляются ассоциации с флорой, фауной, от которых сильно зависела жизнь людей в неолите. Сначала появился культ Небесных оленей, лосих. Японцы верили, что именно они – первые представители фауны. Следы этого культа – в старинных ритуалах гадания по лопатке оленя над очагом. Они известны не только японцам, но и монголам. Предположительно, люди провожали души съеденных животных на раковинных кучах. Верили, что так они смогут вернуться, чтобы вновь дать человеку пищу.
Еще одно свидетельство древних японских религий – наименования некоторых областей. Например, префектура Кумамото получила название из-за поклонения общины медведям. Люди верили в происхождение от этого зверя. Эти убеждения были особенно сильны у предков айнов. Известно, что они хоронили медвежьи кости наравне с человеческими.
Традиционная религия Японии содержит отголоски прошлого. И сегодня жители Страны восходящего солнца почитают лис, пресмыкающихся, обезьян. Следы тотемизма есть в сказках – например, про феникса Хоо, объединившего в себе черты птиц, змей, рыб и черепахи.
Почитаемые в тотемизме деревья:
Эти деревья считались покровителями общины, поэтому именно под ними организовывали обряды, места для обмена.
Анимизм
Анимизм является представлением об устройстве мира, распространенным в первобытном обществе. Древние японцы верили в одухотворенность окружающего мира, существование духов. С эпохи яей появился новый религиозный культ предков, понятия «охараи» (очистительный ритуал), «ками» (бог). Так заложены основы синто.
Центральная идея анимизма – душа как жизненный принцип. Это вероисповедание характерно не только восточным странам – оно встречается в работах Аристотеля, трудах стоиков, у Фалеса Милетского, Лукреция. Этнографический термин для обозначения религии ввел Э. Тайлор, объяснявший зарождение течения рассуждениями некого дикаря-философа, искавшего причины снов и смерти.
Современный религиозный состав страны
Современный религиозный мир Японии преимущественно подчинен законам синто, буддизма. Отдельные опросы показывают, что до 84-96% верующего населения страны придерживаются этих течений. Державе характерен синкретизм, то есть многие граждане следуют сразу двум доктринам. Сложность подсчета связана с ассоциациями населения с конкретными храмами. По оценкам некоторых исследователей только каждый третий японец считает себя верующим.
Доминирующие в Японии верования обусловлены не только внутренним развитием общества, но и внешним влиянием, в частности, китайским, распространять которое помогали образованные знатные круги. Путь Дао, учение Конфуция, буддизм пришел в Страну восходящего солнца от материкового соседа. Это влияние сложилось с внутренними религиозными практиками, но не заместило их, поэтому современные японцы практикуют ритуалы синто, но нередко заключают браки в христианских храмах, а похороны организуют в буддистских. XIX век стал новой вехой в истории религии Японии – появились секты. Большинство неизвестно за пределами страны, но некоторые из-за активной деятельности прогремели в новостях по всему миру.
Синтоисты
Говоря о японских религиях, обычно представляют синтоистские святилища. Синтоизм – национальное традиционное вероисповедание. У него нет первоисточника или основателя, нет священных книг. Синто – путь поклонения природным явлениям, душам предков. Высшее существо – Аматэрасу Омиками, солнечная богиня, прародительница императорского рода. Синтоизм – национальное мировоззрение, сформировавшее уникальность японцев. Это основное религиозное направление, название которого состоит из слов «бог» и «путь». Это символичное наименование, отражающее представление о наличии духа у каждого предмета. Считается, что эти души охраняют, оберегают, помогают людям.
В Японии действует около 80 000 храмов; 27 000 священнослужителей. Храмы разделены на две зоны: молельный зал и ходэн, где хранят священный предмет. Обряды проводят в храмах и дома. Перед ритуалом тщательно моют руки, ополаскивают рот. Заканчивая, выпивают глоток саке – символ божественного дара.
Основная идея синтоизма – гармония человека с природой. Она связана с японской философией, обычаями и культурой страны. Многие воспринимают синто элементом специфической национальной культуры.
Буддисты
Религиозное учение происходит из Индии, а в Японию пришло из Китая ориентировочно в VI столетии. Некоторые источники указывают иные сроки – IV, V век. Первое время вероисповедание не привлекло внимания общества. Перелом произошел в VI веке, когда буддизм приняли знатные особы в столице Асука. Род Сога выбрал новую религию и победил в противостоянии с Минонобэ, поддерживавшими прежний религиозный строй. Для простых японцев Будда был иностранным ками. Проповедники не боролись с прежними учениями, но использовали их в своих интересах. Известно, что буддийские храмы возводились лишь после согласия синтоистских божеств. Сами здания создавали по китайским прообразам. Оттуда же доставляли священную утварь.
В современной Японии выделяют традиционный и необуддизм. Первый – это сформировавшие за многие века школы. Все традиционные организации объединены Всеяпонской буддийской ассоциацией, включающей порядка 60 групп. Самая крупная группа – Сото-сю. Ей принадлежит около 14 700 храмов. Духовенство этих школ редко интересуется социальными, политическими проблемами. Преимущественно это консерваторы, поддерживающие текущий строй.
Христиане
Опросы показывают, что среди японцев чуть менее 2 миллионов христиан. Основная часть приходится на западные регионы. 60% признающих себя христианами – жители столицы и Канагава. Это объясняется историческим контекстом: порт Йокогама был доступен иностранцам.
Японское христианство ведет историю с 1549-го, когда на Кагошиму прибыл Франциск Ксавье. В качестве миссионера он начал работать на юге, крестил нескольких крупных феодалов. Власти не одобрили новое движение, религию запретили. Это привело к формированию скрытых христиан, тайно следовавших выбранному учению.
Конфуцианцы
Тенденция заимствований из Китая, повлиявшая на все сферы культурной и социальной жизни японцев, сказалась на религии. Одним из следствий стало распространение учения Конфуция. Оно получило в Японии известность уже на раннем этапе развития благодаря корейцам, китайцам, мигрировавшим на острова. Пришельцы привезли с собой священные тексты, устои и образ жизни, повлиявшие на коренное население. В XVII веке церковь стала инструментом, помогающим сохранять повиновение граждан. Эта обстановка оказалась благоприятной для учения Конфуция. В форме неоконфуцианства религия распространилась по всей стране.
Особенность конфуцианства – единение этических норм, правил поведения в обществе, практик управления населением. Нередко говорят, что конфуцианство нельзя назвать религией, поскольку по своим признакам это скорее моральное учение.
Сектанты
Лишь немногие японские религиозные секты известны за пределами страны. Последователи даже крупнейших сект – граждане Японии; число иностранцев среди учеников исчезающе мало.
Точной информации о количестве сект, числе последователей нет. Все организации разделены на группы:
Большинство сект – необуддийские, связанные с нитирэнизмом. Японцы именуют их новыми религиями. Некоторые исследователи считают, что в 80-х годах прошлого века в Стране восходящего солнца было более 20 необуддийских направлений, а их последователи исчислялись миллионами.
Большинство японских сект официально представляются мирскими сообществами. Они считаются неотъемлемой частью жизни общества, влияют на политику, экономику. Синкретические секты появились недавно как эксперимент объединения буддизма, христианства, философских течений.
Верующие других религий
Ислам в Японии преимущественно характерен эмигрантам. Основная доля – татары, пакистанцы. Впервые мечеть возвели в 1905-м в Осаке. Мусульманское токийское общество основано башкиром Курбангалиевым. Мусульманская японская школа открылась в 1927-м, годом позднее впервые проведен Всеяпонский мусульманский съезд. Еще через 10 лет открыта токийская мечеть. Ислам как действующая религия признана в стране в 1939-м. Число последователей – несколько сотен тысяч человек.
Другие религиозные общины:
Около 10 000 японцев объявляют себя последователями первобытных религиозных направлений.
Атеисты
Атеизм распространяется по всему миру. Этот рост особенно заменен по итогам социологических исследований, проведенных в США. Многие утверждают, что не верят в Бога, но не называют себя атеистами. Лишь каждый четвертый неверующий причисляет себя к этому сообществу.
Статистические исследования показывают, что Япония уступает только Китаю по нерелигиозности. В среднем 47% китайцев – убежденные атеисты; в Японии к таковым себя относят 31%.
Опрос для оценки нерелигиозности показал, что Япония занимает 2 место в мире, уступая только Китаю. Около 16% населения страны признают себя верующими (на 2% больше, чем характерно Китаю).
Буддизм в Японии
В нескольких исторических китайских документах упоминаются 5 монахов, отправившихся в плавание на острова. Они везли с собой религиозные изображения, сутры. Высадившиеся в Японии просветители рассказали населению о новом учении, призвали оставить страсти и привязанности, поставив на первое место покой души. Японские хроники связывают появление буддизма с корейскими просветителями.
Население страны восприняло новое учение благосклонно, хотя не удалось избежать отдельных конфликтов. Постепенно ситуация накалялась и выразилась противостоянием двух крупных кланов, стремившихся к безраздельной власти над страной. Формальным поводом для вооруженного противоборства стала религия. Победа осталась за родом, пропагандировавшим буддизм. С этого момента течение получило официальное признание.
Правители страны поддерживали новую религию. Принц Сетоку оставил личные заметки к сутрам и способствовал возведению первых храмов, а император Сему ввел статус государственной религии. Развитие буддизма привело к выделению 6 нарских школ, чья идеология сводилась к следующему:
Буддизм в Японии впитал местные обычаи, поэтому сильно отличается от китайского. Он развивался в условиях изоляции, поэтому древние положения сохранились в лучшей форме. Японские адепты вправе сами судить о мудром и вечном, а китайское учение считается лишь с коллективом и непререкаемым авторитетом учителя.
Японский буддизм слился с синтоизмом. Это привело к появлению двойного пути духов – рэбу синто. Сильное влияние оказала секта Сингон, пропагандировавшая культ Будды Вайрочана – символа Вселенной. Синтоистские ками воспринимались как Будды, Аматэрасу – Вайрочаном.
С течением веков роль духовенства становилась больше, влияние на власть – сильнее. Основными привилегиями обладала секта Тэндай. Сначала ее использовали императоры, затем – сегунат. Политические перемены привели к религиозным изменениям, развитию дзен-буддизма. Дзен распространился в самурайской среде, среди элиты общества. Ритуалы и духовные практики той эпохи стали основой развития всех областей общественной жизни – от чайной церемонии до искусства.
Особенности конфуцианства в Японии
Конфуцианство – этическое, философское течение, появившееся 2,5 тысячелетия назад в Китае. В Японии оно претерпело изменения, поскольку развивалось вне условий китайского конформизма. Распространение учения Конфуция в Стране восходящего солнца обусловлено близостью его положений традиционному культу предков.
Конфуцианство появилось в Японии позднее буддизма, поэтому проповедники нового пути встретили настороженное отношение. Оно объединяет в себе учение, религию; направлено на моральное поучение молодежи, проявление почтительности к старшим, человеколюбие.
Конфуцианство в Японии связано с политикой сегуната Токугава в XVII столетии. Движение по централизации власти превратило церковь в инструмент, обеспечивающий повиновение обывателей. Неоконфуцианство, пропагандируемое сегунами, казалось источником власти благодаря идеалам преданности учителю, старшему. Его основная идея – разделение общества на ничтожных и благородных, которым присущи 5 черт:
Не менее важна в конфуцианстве сыновья почтительность – одна из основных добродетелей человека. В Средневековье в Японии сформировалось конфуцианская литература назидательного характера. Сам Конфуций для японских последователей из китайского мудреца стал представителем восточной мудрости, которую со временем познает весь мир.
Конфуцианские идеи пронизали японское общество с периода правления Токугава. Они определили следование канонам, покорность, почтительность, отношения в обществе, великодушие, мир и согласие, экономию и умеренность в жизни. Эти каноны определили важность земледелия и изготовления шелка – направлений, обеспечивавших население одеждой, продуктами. Важные конфуцианские догмы:
Эти постулаты повлияли на общественное сознание, стали базисом формирования поведенческих стереотипов. Для современного японца эти догмы потеряли значимость, характерную средневековым жителям, но продолжают во многом регулировать социальные процессы.
Преобладающая религия
Исследования для определения доминирующей религии и количества верующих организованы японским Агентством по делам культуры. Опросы показали, что число верующих – более 180 миллионов. Эта цифра заметно больше официального количества граждан Японии, поскольку многие придерживаются нескольких направлений одновременно. Среди опрошенных большинство заявило о приверженности буддизму – почти 88 миллионов. Синтоизм как религиозное учение упомянули около 85 миллионов.
Синкретизм, характерный японцам, не позволяет строго выделить единую доминирующую религию. И синтоизм, и буддизм в равной степени почитаемы и уважаемы, а большинство верующих японцев придерживаются обоих направлений одновременно.
В Японии нет предубеждений против праздников, пришедших из других религий. Многие граждане отмечают последний день года в буддистском святилище, перед этим отпраздновав христианское Рождество или Хэллоуин. В первый день Нового года принято совершать паломничество в синтоистское святилище. В домах ставят буддистские, синтоистские уголки для молений.
Магия и религия Японии
Синто – древний религиозный путь японцев. Национальная религия гласит: император – внук Солнца. В синто есть понятие рисового человека (бога Пищи), а также божеств Воды, Огня, детородного члена. Особенно японцы верят в силу демонической лисы Инари. Истории, сказания гласят о ее способностях видоизменять окружающий мир и себя.
Современная повседневная японская магия:
В прежние времена в Японии существовали анмийоджи – маги и советники правителей.
Главное современное магическое действо – начертание. Особенное волшебное влияние присуще заключенной в круг пятиконечной звезде. Для написания использовали специальную бумагу, которую затем складывали по строго определенным линиям. Бумага – второй магический объект. Третий – звук. Главное японское заклинание – человеческое имя. Волшебная сила в представлении японцев кроется в сердце.
Отношение к религии в Японии 21 века
Современные японцы преимущественно неверующие.
Религиозные японцы обычно придерживаются синкретизма – следуют нескольким догмам одновременно.
Какую религию исповедуют китайцы и японцы
Слово синто (буквально «путь ками») — термин, сегодня обозначающий религию синтоизм. Этот термин довольно древний, хотя и не получил широкого распространения в давние времена ни среди населения, ни среди богословов. Впервые он встречается в письменных источниках в Нихон секи — «Анналах Японии», написанных в начале VIII века. Там его употребили для того, чтобы отделить традиционную местную религию от буддизма, конфуцианства и даосизма — континентальных верований, проникших в Японию в предыдущие столетия.
Слово «синто» составлено из двух иероглифов: “син”, символизирующего исконно японское ками, и “то”, что значит «путь». Соответствующее китайское слово «шэньдао» в конфуцианском контексте использовалось при описании мистических законов природы и дороги, ведущей к смерти. В даосской традиции оно означало магические силы. В китайских буддийских текстах однажды словом «шэньдао» названо учение Гаутамы, в другом случае этот термин подразумевает мистическую концепцию души. В японском буддизме слово «шэньдао» использовалось значительно шире —для обозначения местных божеств (ками) и их царства, причем под ками подразумевались существа призраки более низкого порядка, чем будды (хотокэ). В основном именно в этом смысле слово «синто» употреблялось в японской литературе на протяжении столетий, последовавших за Нихон секи. И наконец, начиная примерно с XIII века словом синто именуют религию ками, чтобы отличать ее от буддизма и конфуцианства, широко распространившихся в стране. В данном значении оно используется и по сей день.
В отличие от буддизма, христианства и ислама, у синтоизма нет основоположника, такого, как просветленный Гаутама, мессия Иисус или пророк Мухаммед; нет в нем и священных текстов, таких, как сутры в буддизме, Библия или Коран.
С точки зрения личности, синто предполагает веру в ками, соблюдение обычаев в соответствии с разумом ками и духовную жизнь, достигаемую через поклонение ками и в слиянии с ними. Для тех, кто поклоняется ками, синто — собирательное имя, обозначающее все верования. Это всеобъемлющий термин, охватывающий самые разные религии, интерпретируемые согласно идее ками. Поэтому те, кто исповедует синтоизм используют данный термин иначе, чем принято использовать слово «буддизм» при разговоре об учении Будды и слово «христианство» — об учении Христа.
В широком понимании, синтоизм есть нечто большее, чем просто религия. Это сплав воззрений, идей и духовных методов, которые за два с лишним тысячелетия стали неотъемлемой частью пути японского народа. Таким образом, синтоизм — и личная вера в ками, и соответствующий общественный уклад жизни. Синтоизм сформировался в течение многих столетий под влиянием различных слившихся воедино этнических и культурных традиций, как коренных, так и чужеземных, и благодаря ему страна достигла единства под управлением императорской семьи.
Поскольку в течение многих веков похоронные обряды проводились в основном буддийскими священниками, сегодня даже многим японцам не известны ни синтоистские представления о смерти, ни то, что в основе похоронных ритуалов и поныне лежит синтоистская обрядность.
Было бы несправедливо утверждать, что храмы не проводят похоронных обрядов и избегают мертвецов из-за боязни оскверниться. На самом деле, хотя синтоизм и относится к смерти как к злу, он не рассматривает ее как скверну. Слово кэгарэ, которое используют, говоря о смерти, также означает «аномалия» или «несчастье». Чиновников, когда умирают их родственники или близкие друзья, на день освобождают от работы; необходимость присутствовать на похоронах — уважительная причина также и для того, чтобы пропустить службу в храме.
Более того, иногда на территории храмов либо в непосредственной близости от них находятся могилы, то есть храмы строили рядом с захоронениями. Следует добавить, что очень многие храмы посвящены духам умерших исторических личностей. Храмы Тэнмангу посвящены духу великого схоласта Мнтидзанэ Сугувары, храмы Тосёгу — Иэясу Токугаве, храм Ноги — генералу Марэсукэ Ноги, герою русско-японской войны; храм Ниномия — экономисту и учителю Сонтоку Нино-мии, а множество местных храмов обожествляют тех людей, которые принесли большую пользу своим общинам.
Тут следует пояснить, что синтоизм, который учит чтить всех предков и поклоняться им как ками, сегодня, под влиянием буддизма, обожествляет лишь немногих людей, посвятивших свою жизнь обществу и государству.
В то же время синтоистские священники, которые служат ками, не принимают участия в погребальных обрядах. В прошлом похороны, в соответствии с синтоистскими ритуалами, осуществляли родственники покойного. Японцы верили, что мертвые продолжают жить как духи (рэйкон) и время от времени посещают наш мир, принимают поклонение (в форме обрядов) от потомков и, в свою очередь, благословляют их. В знак искренней благодарности духам предков на могилах умерших возводили красивые надгробья, а во время праздника урожая им, в качестве приношений, дарили первые плоды. Это было неотъемлемой частью синтоизма и входило в обязанность всех людей. Однако с проникновением в Японию китайской цивилизации и последующим распространением буддизма строительство больших надгробий и проведение обряда похорон было запрещено.
Но полностью устранить древние обычаи и верования не удалось, поэтому буддизм приспособился к японским представлениям и интегрировал исконные местные обычаи погребения мертвых в свои собственные ритуалы. Как следствие, уход за могилами, чтение сутр наподобие магических заклинаний, обряд приношения даров в сочетании с верой в перерождение в Чистой Земле стали неотъемлемой частью японского буддизма.
Поскольку синтоистские священники, как правило, не считали нужным принимать участие в похоронных обрядах и тела умерших запрещали вносить на территорию храмов, буддизм на протяжении веков без особых осложнений проникал в эту сферу все глубже и глубже. Во времена династии Токугава (1603-1868), в ответ на нарастающее давление христианства, было решено, что все похоронные ритуалы должны выполнять исключительно буддийские священнослужители. Как следствие, буддисты, изначально отвергавшие подобные практики, стали активно заниматься похоронными и мемориальными церемониями, а тот факт, что эти церемонии некогда были старинными обычаями и позаимствованы из синтоизма, постепенно забылся.
Есть две причины, по которым синтоистские священники не хотели и не хотят заниматься погребальными обрядами. Во-первых, храмы изначально предназначались исключительно для богослужения ками, там не было места для любых других обрядов и церемоний. Во-вторых, священники всегда были преданы ками, и никому иному. Другими словами, любые религиозные обряды, которые не посвящены ками, — вне пределов ответственности как храмов, так и синтоистского духовенства.
Во время правления династии Мэйдзи правительственные указы прямо запрещали священникам проводить похоронные обряды.