какую региональную политику вы предложили бы для выравнивания диспропорций между
Региональная политика
Региональная политика. Выполните практическое задание. Какую региональную политику вы предложили бы для выравнивания диспропорций между районами в Великобритании? Комплекс законодательных, административных, экономических и природоохранных мероприятий, способствующих более рациональному размещению производительных сил и выравниванию условий жизни людей. Задачи региональной политики — подъем депрессивных старо-промышленных районов и сглаживание диспропорций между ними и высокоразвитыми районами; индустриализация и общее развитие наиболее отсталых районов; ограничение роста и «разгрузка» некоторых крупнейших городов и городских агломераций. В пределах Великобритании можно выделить пять основных районов. В южной части находится столица — Лондон, которая одновременно является одним из крупнейших портов в мире. Активная морская торговля и столичная роль — «лицо» южной части страны. Юго-восток — главная зона зерновых и технических культур. Развито животноводство. Центральная часть государства — родина угольной и фабрично-заводской промышленности мира (металлургической, металлообрабатывающей, текстильной). Сейчас это почти непрерывная полоса промышленных городов со старыми, новыми и новейшими отраслями. В Уэльсе преобладают старые отрасли промышленности. В Шотландии — судостроение, сейчас быстро развивается химическая промышленность в результате разработки месторождений нефти и газа Северного моря. В горной части Шотландии развито овцеводство, в восточной и прибрежной — молочное животноводство и рыболовство. Ольстер — экономически наиболее отсталая часть страны. Основу экономики там составляет сельское хозяйство.
Слайд 21 из презентации «Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства»
Похожие презентации
Презентация «Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства»( 10 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Составила :Грекова Анна Евгеньевна учитель географии 1 кв.категории МОАУ «СОШ№2им.Карнасевича С.С. Г.Орска» Оренбургской области.
1. От доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу: три типа структуры. 2. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства: прогрессивные сдвиги. 3. Основные модели мирового хозяйства: возможны варианты. 4. Территориальная структура мирового хозяйства: различия между странами. 5. Региональная политика: сглаживание диспропорций.
В своем развитии человеческое общество прошло три стадии: Доиндустриальную Индустриальную Постиндустриальную
При аграрной структуре (доиндустриальной) экономики сельское хозяйство было основным источником получения материальных благ. В настоящее время в наименее развитых развивающихся странах аграрная структура экономики преобладает. Э ф и о п и я
Подобная структура с ведущей ролью промышленности сложилась после промышленных переворотов второй половины 18 – первой половины 19 века в странах Европы и США. В середине 20 века индустриальная структура экономики преобладала во всех развитых странах. Но в эпоху НТР роль промышленности стала уменьшаться. В настоящее время группу стран с отчетливо выраженной индустриальной структурой образуют страны с переходной экономикой: Страны СНГ, страны Восточной Европы и Балтии. Китай (упор на политику социалистической индустриализации). Нефтедобывающие страны Азии, страны Латинской Америки, проводящие индустриализацию.
Формирование этой структуры началось во второй половине 20 века под влиянием НТР.
Главные признаки, характеризующие постиндустриальную структуру хозяйства в эпоху НТР В сфере экономики Переход от производства товаров к производству услуг В сфере занятости Преобладание работников умственного труда В сфере науки Развитие наукоемких производств В сфере управления Установление контроля за вмешательством человека в окружающую среду
Япония Сомали Бразилия Украина Великобритания Непал Франция Чили Саудовская Аравия Болгария Камерун Эфиопия Кувейт Мексика Швейцария Афганистан
НТР Изменение техники производства Автоматизация производства, широкое использование ЭВМ Внедрение принципиально новых технологий Изменение структуры производства Создание новых материалов с заранее заданными свойствами Формирование эпохи «информационного общества» и быстрое развитие непроизводственной сферы Гигантская «миграция» отраслей хозяйства; изменение географии размещения
Мировое хозяйство Производственная сфера 1/3 ВВП Непроизводственная сфера 2/3 ВВП Промышлен-ность Сельское хозяйство Транспорт, связь Строительство Наука, культура, образование, здравоохране-ние Услуги: 1. Потребительские. 2. Деловые (информационные, консультационные, финансовые, рекламные, инженерно-строительные и т.д.
Изменения в отраслевой структуре промышленности Растет доля обрабатываю-щих отраслей (они дают 9/10 стоимости всей производимой продукции). «Авангардная тройка» Электроэнергетика Машиностроение Химическая промышленность От развития этих отраслей зависит научно-технический прогресс. Снижается доля добывающей промышлен-ности Уменьшается энерго- и материалоемкость производства. Натуральное сырье заменяется синтетическим.
Модели мирового хозяйства Двучленная модель Трехчленная модель Десятичная модель
Хотя темпы экономического роста во многих странах Юга выше, чем в странах Севера, Юг продолжает сильно отставать от севера по всем показателям социально-экономического развития. Двучленная модель соответствует двучленной типологии стран мира, которые подразделяются на две большие группы стран Экономически развитые страны (Север) Развивающиеся страны (Юг)
Трехчленная модель мирового хозяйства Центр Полупериферия Периферия 25 стран Севера. Страны определяют мировой НТП и переход мировой экономики к постиндустриаль-ной стадии развития. Пример – ЕС, США, Япония. Страны, которые находятся на индустриальной стадии развития: НИС Азии Страны ОПЕК «Продвинутые» страны Латинской Америки, Азии, Африки. Страны с переходной экономикой. Развивающиеся страны с преобладанием аграрной экономики, продовольсвенно-сырьевой специализации.
Десятичная модель с выделением десяти главных центров. Центры Доля в мировом ВВП, % Зарубежная Европа 22,2 Северная Америка 21,5 Китай 13,4 Япония 7,8 НИС Азии 4,9 Индия 3,7 СНГ 2,4 Страны Персидского залива 2,1 Мексика 2,0 Бразилия 1,7
Двучленная модель мирового хозяйства 1. Страны Севера 2. Страны Юга Япония Индия Германия Гаити Мексика Великобритания Эфиопия Непал Франция Швейцария Чили Польша Канада Афганистан Саудовская Аравия Аргентина
Япония Индия Германия Гаити Мексика Великобритания Эфиопия Непал Франция Швейцария Чили Польша Канада Афганистан Саудовская Аравия Аргентина Трехчленная модель мирового хозяйства Центр Полупериферия Периферия
Это совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. Территориальная структура хозяйства ЭРС Территориальная структура хозяйства РС
Экономически развитые страны – географический рисунок представляет собой формирование районов четырех основных типов. Высокоразвитые Динамичное развитие, развитие наукоемких отраслей и непроизводственной сферы. Штат Калифорния в США Старопромышленные (депрессивные) Возникли в эпоху промышленных переворотов прошлого, характерно наличие старых отраслей. Йоркшир в Великобритании Аграрные Слабо затронуты индустриализацией. Районы нового освоения Труднодоступные и малообжитые, богатые природными ресурсами. Север Канады
В развивающихся странах географический рисунок расселения и хозяйства характеризуется признаками: Колониальный тип территориальной структуры. Роль главного центра всей территории в развивающейся стране обычно выполняет ее столица. В приморских странах столица обычно служат и главными морскими портами.
Комплекс законодательных, административных, экономических и природоохранных мероприятий, способствующих более рациональному размещению производительных сил и выравниванию условий жизни людей. Задачи региональной политики — подъем депрессивных старо-промышленных районов и сглаживание диспропорций между ними и высокоразвитыми районами; индустриализация и общее развитие наиболее отсталых районов; ограничение роста и «разгрузка» некоторых крупнейших городов и городских агломераций. Выполните практическое задание. Какую региональную политику вы предложили бы для выравнивания диспропорций между районами в Великобритании? В пределах Великобритании можно выделить пять основных районов. В южной части находится столица — Лондон, которая одновременно является одним из крупнейших портов в мире. Активная морская торговля и столичная роль — «лицо» южной части страны. Юго-восток — главная зона зерновых и технических культур. Развито животноводство. Центральная часть государства — родина угольной и фабрично-заводской промышленности мира (металлургической, металлообрабатывающей, текстильной). Сейчас это почти непрерывная полоса промышленных городов со старыми, новыми и новейшими отраслями. В Уэльсе преобладают старые отрасли промышленности. В Шотландии — судостроение, сейчас быстро развивается химическая промышленность в результате разработки месторождений нефти и газа Северного моря. В горной части Шотландии развито овцеводство, в восточной и прибрежной — молочное животноводство и рыболовство. Ольстер — экономически наиболее отсталая часть страны. Основу экономики там составляет сельское хозяйство.
Региональная политика
Региональная политика. Выполните практическое задание. Какую региональную политику вы предложили бы для выравнивания диспропорций между районами в Великобритании? Комплекс законодательных, административных, экономических и природоохранных мероприятий, способствующих более рациональному размещению производительных сил и выравниванию условий жизни людей. Задачи региональной политики — подъем депрессивных старо-промышленных районов и сглаживание диспропорций между ними и высокоразвитыми районами; индустриализация и общее развитие наиболее отсталых районов; ограничение роста и «разгрузка» некоторых крупнейших городов и городских агломераций. В пределах Великобритании можно выделить пять основных районов. В южной части находится столица — Лондон, которая одновременно является одним из крупнейших портов в мире. Активная морская торговля и столичная роль — «лицо» южной части страны. Юго-восток — главная зона зерновых и технических культур. Развито животноводство. Центральная часть государства — родина угольной и фабрично-заводской промышленности мира (металлургической, металлообрабатывающей, текстильной). Сейчас это почти непрерывная полоса промышленных городов со старыми, новыми и новейшими отраслями. В Уэльсе преобладают старые отрасли промышленности. В Шотландии — судостроение, сейчас быстро развивается химическая промышленность в результате разработки месторождений нефти и газа Северного моря. В горной части Шотландии развито овцеводство, в восточной и прибрежной — молочное животноводство и рыболовство. Ольстер — экономически наиболее отсталая часть страны. Основу экономики там составляет сельское хозяйство.
Картинка 15 из презентации «Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства»
Похожие презентации
Возможности выравнивания региональных диспропорций
Одной из целей экономической региональной политики является выравнивание диспропорций в развитии экономики регионов. И, одним из главных направлений решения проблемы дифференциации регионов, является создание институциональной инфраструктуры, поскольку эффективность региональной политики во многом зависит от того, как организованы и как функционируют институты, созданные для ее проведения.
Поддержка депрессивных регионов, в которых производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития, основывается на таких принципах, как: обоснованность выбора объекта помощи, селективность политики государственной поддержки регионов, адресность и локализация помощи, легитимность и контролируемость.
Обоснованность выбора объекта помощи базируется на всестороннем анализе социально-экономической ситуации, разработке прогнозных сценариев развития ситуации в регионе, выборе наиболее острых по ситуации объектов. Прогнозные сценарии представляют собой краткую системную характеристику варианта состояния и развития депрессивной территории, включая и вариант нерегулируемого развития ситуации. С помощью этого же инструментария проводятся анализ состояния и диагностика развития депрессивных ситуаций в масштабах локальных территорий. Каждый из сценариев содержит сведения о собственных и привлеченных ресурсах, направлении перемен в формировании депрессивного состояния, механизмах его преодоления. Иными словами, сценарный вариант есть прогнозная характеристика изменения состояния депрессии и требующихся для этого ресурсов, управленческих действий и т.д. Сравнительный анализ сценарных вариантов должен позволить не только более обоснованно оценить остроту депрессивной ситуации, но и диагностировать саму возможность санации депрессивных территорий.
Селективность (избирательность) государственной поддержки регионов связана со множеством регионов и предприятий, требующих поддержки, а также с дефицитностью регионального бюджета. Объектами особой приоритетной поддержки в условиях массовых кризисных ситуаций социально-экономического, природно-ресурсного и экологического характера должна стать относительно небольшая группа производственно-хозяйственных (предприятия, объединения) и региональных (населенные пункты, ограниченные территории) структур, тех, где ситуация аномально обострена, а собственных и привлеченных ресурсов для перелома нарастающих негативных тенденций недостаточно. В производственно-хозяйственной сфере к числу таких структур в первую очередь относятся предприятия-банкроты; в региональных системах таковыми являются депрессивные территории, т.е. пространственно-локальные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным причинам перестают действовать стимулы саморазвития, и, стало быть, нет оснований рассчитывать на автоматическое разрешение кризисных ситуаций. В то же время в отличие от обанкротившихся предприятий территории как совокупности социально-экономического, природно-ресурсного, экологического, культурно-исторического потенциалов общества, как неотъемлемые составляющие единого государства не могут, естественно, обрекаться на ликвидацию, на механическое прекращение их функций.
Сам факт существования депрессивных территорий делает невозможной реализацию в их пределах конституционных прав, свобод и гарантий, отсюда вытекает безусловная необходимость разработки и использования на федеральном, субфедеральном и местных уровнях комплекса антидепрессивных мер. Это связано с тем, что рано или поздно точки депрессии становятся центрами политических, социально-экономических, экологических напряжений.
Санацией (оздоровлением) территорий называется система мер по решению проблемы депрессивности или отсталости того или иного территориального образования. Идеология санации депрессивных территорий в переходный период основывается на априорных представлениях о недостаточности ресурсов для общего и относительно равномерного подъема территорий и о предпочтительности концентрации средств в точках наибольшей депрессии с предварительным запуском специально разработанных системных механизмов санации. При этом требуют решения задачи обоснованного выбора таких экстремальных точек и таких системных механизмов. Пути санации депрессивных регионов сугубо индивидуальны. Так, санация шахтерских поселков после закрытия шахт не может быть совершенно одинаковой для населенных пунктов, например, в Заполярье и в Ростовской области. При этом не исключается возможность существования идентичных элементов в процессе санации, что позволяет использовать некоторые относительно стандартные процедуры. В ряду таких элементов можно, в частности, назвать новую переквалификацию части трудоспособного населения; создание организационно-правовых предпосылок активизации хозяйственной деятельности, организацию самодеятельного или целенаправленного переселения части жителей на более благоприятные территории и т.д.
Набор, последовательность и целевая ориентация мероприятий по санации в каждом конкретном случае индивидуальны, в силу чего их реализация требует специально разработанной программы. Определяющим элементом в выборе вариантов санации депрессивных территорий является ее конечная цель. В качестве такой цели могут выступать:
— временная консервация депрессивного состояния (средства внешней по отношению к данной территории поддержки препятствуют дальнейшей деструкции, не устраняя, однако, ее причин);
— реструктуризация (трансформация экономического потенциала, социальная разгрузка территории, устранение причин экологических катастроф и т.д.);
— тотальная санация, т.е. полный вывод из зоны депрессии промышленных объектов, переселение из нее жителей.
До настоящего времени тотальная санация проводилась исключительно вследствие чрезвычайных ситуаций, но в перспективе она может стать одним из типичных способов решения проблемы. Различия вариантов санации обусловлены не только преследуемой при этом конечной целью, но и содержательной направленностью регулятивных действий по санации региона, их длительностью и др. Так, санация может ориентироваться на содержательные действия по стимулированию, активизации извне экономического и социального потенциала территории, по снятию ограничений саморазвития и т.д. Тем самым делается попытка устранить основную причину депрессивного состояния: отсутствие стимулов нормальной воспроизводственной деятельности. В данном варианте могут быть использованы приемы установления особых правовых режимов хозяйствования: предоставление налоговых льгот и каникул, условий наибольшего благоприятствования, поддержки отдельных его форм (например, фермерских хозяйств) и т.д. Применимы и самые различные способы активизации населения — от создания новых рабочих мест до изменения форм собственности.
Механизмы проведения санации депрессивных территорий охватывают действия федеральных, субфедеральных и местных органов власти и хозяйствующих субъектов по решению проблем региона. Практически каждое частное действие по санации депрессивных территорий уже сейчас имеет нормативно закрепленный (хотя и не обязательно совершенный) механизм реализации.
Средствами (путями) санации региона являются: действия органов власти по социальной защите населения: мероприятия по банкротству предприятий; регулирование миграции; воздействие на чрезвычайные ситуации; государственная поддержка отраслей и территорий по каналам бюджетов и различных программ; упорядочение отношений собственности; регулирование земельных отношений; формирование и использование бюджетов и налогов; заключение многосторонних соглашений.
Система механизмов санации депрессивных территорий в современных кризисных, переходных, нестабильных условиях станет работоспособной только при опоре на совокупность следующих принципов:
1) целевая ориентация. Ни один механизм не должен быть индифферентным по отношению к предмету регулирования; в нем необходимо учитывать реалии и неукоснительно обеспечивать именно конечные результаты санации депрессивных территорий;
2) системность воздействия. Механизмы проведения санации следует конструировать так, чтобы они проявлялись во всех аспектах санации одновременно; из них надлежит исключать противодействующие и нестыкуемые компоненты;
3) многоуровневая поддержка. Механизмы санации должны быть встроены в политику федеральных, субфедеральных и местных органов власти; следует выделять зоны совместных действий и зоны исключительной компетенции;
4) концентрация ресурсов. В механизмах санации необходимо предусматривать аккумулирование и возможное перераспределение ресурсов, поступающих по различным каналам;
5) упреждающие действия. Механизмы санации призваны работать с опережением новых депрессивных ситуаций; важно не столько гасить ранее возникшие социальные и иные напряжения, сколько заранее создавать организационно-правовые и иные преграды на пути перерастания депрессивных ситуаций в катастрофические;
6) операциональность. Все предлагаемые меры должны укладываться в действующую систему процедур, решений и т.д.;
7) реальность. Все предусмотренные программой санации мероприятия необходимо осуществить; лучше отказаться от эффектного намерения, чем получить хотя бы один неудачный результат, способный ухудшить ситуацию;
8) контролируемость. Все действия следует проводить в режиме, позволяющем проверить их реализацию и, главное, соответствие полученных результатов целям санации;
9) гласность. Депрессивные территории, особенно в период их санации, суть зоны аномально высоких социальных напряжений; первой гарантией успеха санации нужно считать объективное освещение ее целей и процедур, снятие в ходе дискуссий всех возникающих вопросов, оповещение о каждом (удачном и неудачном) шаге санации, особенно в части использования средств.
Таким образом, возрождение России, выход ее экономики из кризиса, интеграция в мировое сообщество не представляются возможными без максимального использования благоприятных и снижения негативных воздействий территориальных факторов, региональных природно-географических, социально-исторических и геополитических условий на социально-экономическое развитие страны.
Целью региональной политики является реализация интересов государства в отношении регионов и интересов самих регионов методами и способами, учитывающими специфику региональных систем.
Регулирование территориального развития осуществляется в виде государственной селективной поддержки отдельных регионов. Эта поддержка как совокупность специально организуемых действий политического, правового, социального, финансового, экономического и иного характера призвана: во-первых, давать стимулы (в том числе и ресурсные) развитию тех территорий, которые по объективным причинам не могут функционировать в режиме саморазвития; во-вторых, создавать условия для возникновения и функционирования национально значимых потенциальных «точек роста» (свободных экономических зон, технопарков и т.п.); в-третьих, обеспечивать выполнение отдельными территориями общегосударственных функций (содержание на территории объектов и отраслей федерального значения, финансирование закрытых административно-территориальных образований, содержание курортов и т.п.); в-четвертых, формировать и поддерживать специфические организационно-правовые режимы на территориях особого экономического и геополитического значения (например, Калининградская область, Дальневосточный регион).
При этом возникает сложная задача объективного отбора только тех наиболее нуждающихся в этой поддержке территорий, на которые можно оправданно потратить государственные ресурсы. Однако одно ясно, политика регионального выравнивания должна быть направлена на достижение социально-экономического равновесия между регионами только как на долговременную тенденцию.
Заключение
Итак, целью настоящей работы было изучение региональной политики в России, в результате сделаны следующие выводы. В современных условиях развития российской экономики отмечается объективно существующий процесс регионализации всех сторон общественной и экономической жизни страны, что обусловливает необходимость осуществления сильной региональной политики.Нерешенность проблем управления территориями обусловила дифференциацию социально-экономического развития регионов на фоне роста основных показателей развития экономики и социальной сферы России.
Региональная политика – это правовая, экономическая и социальная деятельность центральных и региональных органов управления, направленная на решение территориальных и общегосударственных проблем. Региональная политика является двухмерной, включающей: федеральную региональную политику; региональную политику субъектов федерации, федеральных округов, муниципальных образований. Основными условиями формирования региональной политики, являются:
– дозированное сочетание государственного воздействия и рыночного саморегулирования в зависимости от уровня развития регионов, степени их адаптации к рыночным отношениям;
– учет специфических особенностей отдельных регионов, их места и роли в территориальной организации экономики страны, имеющегося природно-ресурсного потенциала;
– разработка целей и задач региональной политики, исходя из социальной направленности развития;
– преимущественное использование экономических методов управления, стимулирующих инициативы региональных организаций по поиску наиболее эффективных направлений развития.
— участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах и размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд
Какую региональную политику вы предложили бы для выравнивания диспропорций между
Согласно Конституции РФ, органы государственной власти субъекта Федерации, обязаны обеспечить населению всех муниципальных образований района равный доступ к услугам социальной инфраструктуры, близкие уровни качества жизни, что является целью и результатом политики выравнивания территориальных диспропорций.
Социально-экономическое развитие многих российских регионов сопровождается значительными территориальными диспропорциями, которые необходимо учитывать при реализации региональной политики. Проблема поляризации пространства в последнее время привлекает к себе внимание, как исследователей, так и представителей органов власти. В настоящее время достаточно актуальным становится подход с позиций качества экономического пространства, его неравномерного развития, сохранения целостности национальной экономики в условиях исключительной пространственной неоднородности [2].
Территориальные пропорции (диспропорции) – определенное соотношение между двумя и более компонентами территориальных экономических систем, выражаются в межрегиональных различиях по различным социально-экономическим показателям. В пропорциях отражается исторический процесс хозяйственного освоения пространства страны, место страны в мировой экономике и финансах, совокупное воздействие на региональное развитие критериев экономической эффективности и социальной справедливости.
Основными причинами возникновения территориальных диспропорций явились разные стартовые условия, в которых оказались территории к началу 90-х годов ХХ века (объективные факторы), и то, как руководители территорий сумели провести экономическую и социальную политику, использовать ресурсы территорий и нивелировать влияние негативных факторов. Это обусловливает различия в налоговом потенциале, структуре бюджетных доходов и расходов, потребностях в финансовых средствах, в качестве жизни населения территорий, обеспеченности жителей поселений районов различного рода социальными услугами и т.д.
Управление асимметрией в социально-экономическом развитии муниципальных образований и конкретных территорий осуществляется с помощью политики выравнивания. Под «выравниванием» понимается сближение уровней социально-экономического развития территорий в свете уменьшения диспропорций их развития, приоритетного развития экономики и социальной сферы наиболее отсталых поселений, создания условий для экономического роста всех муниципальных образований района. Выравнивание может производиться за счет развития социальной сферы и инфраструктуры проблемных территорий, за счет перераспределения финансовых ресурсов в рамках межбюджетных отношений, а также стимулирования их опережающего экономического развития.
Таким образом, целью политики выравнивания диспропорций развития территорий является обеспечение устойчивого экономического роста района при постепенном сокращении дифференциации основных показателей развития экономики и социальной сферы территорий (ускоренном развитии наиболее отсталых, кризисных муниципальных образований) и предоставление базовых социальных гарантий населению всего района. При этом сохраняется требование к обеспечению устойчивого экономического роста района в целом.
Основные принципы политики выравнивания социально-экономического развития территорий:
— приоритетное использование экономических инструментов для решения социальных и политических проблем;
— достаточный объем помощи, адресность, проектная ориентированность, паритетное участие всех источников финансирования;
— сохранение экономического роста регионов-доноров при изъятии и перераспределении у них ресурсов;
— гласность и “прозрачность”, стабильность и предсказуемость, системность и программный характер выравнивающей политики;
— институциональная проработанность и законодательная закрепленность мер и механизмов выравнивающей политики.
Важнейшим этапом управления асимметрией развития территорий является выявление и мониторинг диспропорций, создание информационно-аналитической базы для проведения взвешенной политики выравнивания диспропорций. Главная задача мониторинга состоит в создании надежной и объективной основы для выработки обоснованной политики регулирования развития муниципального района и для определения её приоритетов, для принятия в этой связи мер селективной (выборочной) поддержки тех или иных муниципальных образований и для реализации иных важнейших направлений политики социально-экономического развития района.
Невозможно проводить политику выравнивания территориальных диспропорций социально-экономического развития муниципальных образований различных районов без аналитической базы, позволяющей оценить и сравнить текущее положение муниципалитетов, поселений, конкретных территорий, перспективы их развития, позволяющей выявлять и выравнивать диспропорции, указывать на важнейшие факторы, вызывающие диспропорцию, оценивать их влияние на уровень жизни населения и выявлять тенденции к росту (сокращению) диспропорций социально-экономического развития муниципальных образований района. В настоящее время многие муниципалитеты не располагают систематизированными данными по социально-экономическому развитию каждого из существующих в структуре муниципальных образований, входящих в муниципальный район.
Поэтому для выработки обоснованных рекомендаций по выравниванию территориальных диспропорций муниципальных районов требуется организация районного мониторинга. Основными требованиями к системе районного мониторинга являются возможность горизонтального (межмуниципального) сравнения отдельных показателей развития территорий, сравнения данных показателей со средними (нормативными) параметрами и выявления отклонений (диспропорций), что позволит определить направления проведения политики выравнивания данных отклонений.
Задачами исследования социально-экономического развития территорий муниципального района являются:
— сбор общих сведений об экономике и социальной сфере территорий (городских, сельских поселений) района и определение системы показателей, характеризующих уровень их социально- экономического развития;
— построение рейтингов по отдельным (частным) показателям, характеризующим их социальное или экономическое развитие;
— группировка территорий по группам использованных показателей, что является выявлением асимметрии по отдельным отраслям экономики и социальной сферы;
— определение групп территорий в зависимости от потребности в оказании государственной помощи;
— создание информационной базы для последующей выработки рекомендаций проведения политики выравнивания асимметрии развития различных территорий муниципального района по конкретным выявленным направлениям и/или отраслям социальной сферы и экономики территорий.
1. Территории успешно работающие в рынке. К ним можно отнести территории, для которых характерен относительно высокий экономический потенциал, достаточный для саморазвития. Выгодное географическое расположение, развитая транспортная инфраструктура. Хозяйственная специализация и отраслевая структура их хозяйства практически полностью соответствует требованиям рыночной конъюнктуры и развивается по ее законам. Экономический потенциал реформируется, привлекаются инвестиции, адаптируется структура городского хозяйства. Сохранен и развивается хозяйственный комплекс территорий. Их промышленные предприятия в основном работают стабильно, продукция и услуги – конкурентоспособные и ликвидные, работающие получают зарплату постоянно и вовремя. Наблюдается рост заработной платы. Предприятия развиваются: осваивают новые виды продукции, внедряют ноу-хау, осуществляют ввод производственных фондов, модернизируют производства, переходят на высокие технологии, развивается транспортная инфраструктура, портовое хозяйство. На их территории активно ведется новое промышленное строительство за счет инвестиций. Такие территории и предприятия, на них расположенные, являются основными налогоплательщиками в бюджеты всех уровней. География их хозяйственных связей широка. Хозяйственная деятельность диверсифицирована. Многие предприятия имеют четкую программу развития, инвестиционные проекты и бизнес-планы.
Для успешно действующих территорий характерны следующие признаки:
2. Территории среднеадаптированные к рыночным условиям. К ним можно отнести территории, чей экономический потенциал, ориентированный в прошлом на государственную распределительную систему, оказался значительно подорван за годы реформирования и не обеспечивает условия для саморазвития территории. Хозяйственная специализация и отраслевая структура этих хозяйств не противоречат требованиям рыночной конъюнктуры, но в условиях существующей налоговой и ценовой политики производимая на предприятиях этих поселений продукция реализуется по ценам иногда ниже себестоимости.
3. Территории слабоадаптированные к рыночным условиям. К данному типу территорий относится территории, экономический потенциал которых был частично утрачен по различным политическим, экономическим и другим причинам. Экономический потенциал практически утрачен, хозяйственный комплекс территории находится в депрессии, утеряны специалисты высокого класса.
Различия между территориями одного муниципального образования наиболее существенно проявляются в объемах товарного производства на душу населения, включая промышленное и сельскохозяйственное производство, а также в инвестиционных вложениях в конкретные территории.
В депрессивных муниципальных образованиях наблюдается процесс замедления темпов развития малого предпринимательства, нет фондов поддержки малого предпринимательства, информационных и консультационных пунктов, систем микрофинансирования начинающих предпринимателей.
В качестве действенных мер, способствующих выравниванию территориальных диспропорций, предлагается освобождение от местных и областных налогов предприятий, создающих рабочие места в отдаленных поселениях на депрессивных территориях. Применение целевых субсидий, бюджетных кредитов и гарантий для инвесторов. Решения по этим вопросам необходимо будет принимать на областном и районном уровнях.
Для сельскохозяйственных предприятий и малого бизнеса выравниванию территориальных диспропорций будет способствовать создание гарантий в части административного регулирования, реализации контрольных объемов продукции, защита от монопольных проявлений. Основные решения по данным вопросам должны приниматься на федеральном, областном и районном уровнях.
Действенным механизмом выравнивания экономического развития территорий должны стать и комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований. Программы, разработанные на основе комплексного и системного анализа развития всех городских и сельских поселений за последние пять-семь лет, должны иметь все муниципальные образования.
На основе информации о текущем положении территории и заданных в стратегических документах муниципальных образований параметрах, можно стимулировать муниципальные образования к использованию и накоплению ресурсов, вытягивать отстающие звенья.
Программный подход позволяет увидеть те сектора жизнедеятельности городских и сельских поселений, в которых она отстает, как и сферы, где их позиции наиболее сильны, правильно распределить имеющиеся ресурсы и использовать их с максимальной эффективностью.
Социально-экономическое развитие реализуется эффективней там, где промышленные комплексы, отдельные предприятия оказывают содействие в решении выявленных проблемных социально-экономических вопросов территорий.
Уровень социально-экономического развития выше там, где имеются эффективно работающие, финансово устойчивые предприятия. На этих территориях высокая заработная плата, высокие поступления в бюджет, низкий уровень безработицы, высокий спектр оказываемых услуг населению и развитая социальная сфера.
Для территорий, не обладающих достаточными финансовыми ресурсами по данным мониторинга, необходимо разработать и принять целевую программу «Поддержка депрессивных муниципальных образований».
Рассмотреть возможности реорганизации неблагополучных сельскохозяйственных предприятий с привлечением возможностей крупных и финансово-устойчивых предприятий.
По проблемным территориям необходимо принять постановления, которыми должны быть утверждены комплексные мероприятия социально-экономического развития депрессивных территорий муниципального района.
В результате реализации этих постановлений социальная сфера и собственная материальная база муниципальных образований должны получить существенный политический и финансовый импульсы к развитию.