какую реальную ситуацию отражает летописное предание о выборе веры
Тема 2. Расцвет Киевской Руси в период 980-1093 годов.
Лекция Т.В. Черниковой:
Дополнительно читать и смотреть:
Хронология:
География по теме 2 (Power Point * PDF)
Династическая схема:
Термины (обязательные для задания ЕГЭ № 18 термины выделены жирным шрифтом):
Язычество * Политеизм * Монотеизм * Пантеон * Капище * Идол * Православие * Католицизм * Ислам * Иудаизм * Черное духовенство * Белое духовенство * Патриарх * Митрополит * Епархии * Еписокоп * Автокефалия церкви * Двоеверие * Крестово-купольный храм * Десятина * Канонизация * Наместник * Посадник * Кормление * Династический брак * Оседание дружины на землю * Феодализм * Вотчина * Раннефеодальная монархия * Лествичное право * Вира * Гривна * Князья-изгои * Народное ополчение * Тысяцкий * Сотский * Десятский * Сословие * Рядовичи * Наймиты * Закупы * Смерды * Холопы * Правда Ярославичей * Кочевники * Волхвы * Половцы * Вече
События всеобщей истории из списка ФИПИ в период 980-1093 годов (для заданий ЕГЭ № 2 и № 19).
Практика
Вопросы для обсуждения:
1) Чем было вызвано стремление князя Владимира обновить господствовавшие у славян верования?
2) Почему не удалась первая религиозная реформа Владимира?
3) Какую реальную ситуацию отражает летописное предание о выборе веры? Почему Русь приняла именно православие, а не католицизм, ислам или иудаизм?
4) Какие препятствия встретило распространение христианства на Руси?
5) Как повлияло принятие христианства на отношения между княжеской властью и населением Киевской Руси?
6) Почему принятие христианства считается важным этапом на пути формирования единой древнерусской народности?
7) В чем заключалось влияние христианства на развитие древнерусской культуры?
8) Какие важнейшие внешнеполитические задачи преследовали Владимир I и Ярослав?
9) Как изменилось международное положение Руси в конце X – первой половине XI в.?
10) Чем был вызван переход от кровной мести к вире в законодательстве Древнерусского государства?
11) Каковы были отношения между князем и дружиной в Киевской Руси?
12) Подтвердите или опровергните утверждение, что князь Киевской Руси был полновластным государем своей земли.
13) Какой общиной являлась древнерусская вервь — родовой или соседской? Свое мнение обоснуйте.
14) Как и почему изменялась система землевладения на Руси?
15) Охарактеризуйте положение холопов в Киевской Руси.
№ 8-11. Рассмотрите схему и выполните задания.
№ 8. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
№ 9. Укажите название восточнославянского племенного союза, жившего в районе, обозначенном на схеме цифрой «3».
№ 10. Прочтите отрывок из сочинения историка о событиях, обозначенных на схеме, и укажите название города, которое дважды пропущено в тексте.
«Одним из соседей Киевской Руси в IX-XIII вв. была Волжская Булгария. Располагавшаяся в Волго-Камском междуречье, Волжская Булгария контролировала важный участок Великого Волжского пути. Столицей Волжской Булгарии являлся город ____________, также находившийся на Волге».
№ 11. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Киевский князь Игорь погиб во время восстания восточнославянского племенного союза, название которого указано на данной схеме.
2) Цифрой «7» на схеме обозначен город Рига.
3) Цифрой «6» в легенде схемы обозначены направления походов киевского князя Святослава.
4) Город, обозначенный на схеме цифрой «7», расположен в том месте, где теперь находится Санкт-Петербург.
5) Военные походы, обозначенные на карте цифрой «6», произошли после крещения Руси.
6) Город под цифрой «7» в настоящий момент не входит в состав Российской федерации.
№ 12-13. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12-13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
№ 12. Укажите век, к которому относятся события, изложенные в документе. Назовите имя князя, чье правление в Киеве предшествовало событиям, изложенным в тексте. Назовите имя брата упомянутого в тексте князя Бориса, которого вскоре после описанных событий постигла та же участь.
№ 13. Почему киевляне не принимали князя Святополка? Пользуясь текстом, приведите одну причину. Почему князь Борис отказался занимать киевский престол. Пользуясь текстом, назовите одну причину. Опираясь на текст, укажите, на чью поддержку опирался князь Святополк, когда планировал убийство Бориса.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
№ 12-13. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12-13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из летописи:
Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания, Велика есть мудрость; ведь и Соломон, прославляя ее, говорил: «Я, премудрость, вселила свет и разум, и смысл я призвала. Страх Господень. Мои советы, моя мудрость, мое утверждение, моя сила. Мною цесари царствуют, а сильные узаконяют правду. Мною вельможи величаются и мучители управляют землею. Любящих меня люблю, ищущие меня найдут благодать». Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу.
__________ же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу положенные песнопения в назначенное время. И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить людей, потому что им поручено это Богом, и посещать часто церкви. И умножились пресвитеры и люди христианские. И радовался __________, видя множество церквей и людей христиан, а враг сетовал, побеждаемый новыми людьми христианскими».
№ 12. Укажите имя князя, неоднократно пропущенное в тексте источника. Укажите век, к которому относится правление этого князя. Укажите название кочевого тюркоязычного народа, после победы над которым князь заложил упомянутый в первом абзаце текста храм.
№ 13. Пользуясь документом, назовите не менее трех действий, осуществленных князем для распространения христианской веры на территории Руси.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
№ 17. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Интересы развивающегося Древнерусского государства требовали отказа от язычества и введения монотеистической религии. Согласно «Повести временных лет», князь Владимир встретился с представителями разных религий и говорил с ними о сущности их верований. В итоге Русь была крещена по Византийскому обряду. Что послужило причиной именно такого выбора? Назовите не менее трех причин.
№ 17. В 988-м году Киевская Русь приняла христианство по православному образцу. Назовите не менее трех последствий такого выбора.
№ 19. В эпоху раннего Средневековья и в Западной, и в Восточной Европе происходило становления варварских государств. В конце V в. государство появилось у франков, а в конце IX в. восточнославянские племена были объединены в Древнерусское государство. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что и для франков в конце V в., и для восточных славян в конце IX в. формирование государства было мощнейшим импульсом для общественного и культурного развития. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для Древнерусского государства: ________________________________________
Аргумент для Государства франков: _________________________________________________
Для выполнения прочтите дополнительно о Государстве франков:
Крещение Руси: пять версий Нестора-летописца
В летописном предании о крещении Руси содержится минимум пять (!) вариантов принятия решения о переходе именно в православное христианство.
1. Легенда о выборе веры
Владимир направил послов к мусульманам, западным и восточным христианам (дело было до раскола, но различия между ними уже были значительными). Крещение Руси, не Украины: Cоцсети о Крестном ходе в Киеве
«Они же сказали: «Ходили в Болгарию (имеется в виду Волжская Булгария, принявшая мусульманство — Авт.), смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их.
И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой.
И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такою зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом».
Забавно, но решил проблему совсем другой аргумент: «если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей».
Это не то, чтобы совсем легенда.
Владимир Святитель начал с упорядочивания языческого пантеона. Он ввёл обязательное почитание шести богов — Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши (причём Хорс и Симаргл имели иранское происхождение и до этого на Руси почитались очень ограниченно). Полученный результат его не удовлетворил в основном потому, что не позволял решать внешнеполитические задачи. Долгий путь к Богу. Крещёная русь до крещения Руси
Потому князь обратился к более распространённым религиям. Причём выбирал исходя не только из политических, но и из бытовых соображений. Например, отказ от мусульманства был связан с тем, что княжеские хмельные застолья были важным языческим ритуалом, от которого князь отказываться не хотел (и который так и сохранился — уже в христианстве).
Крещение Руси произошло до раскола христианства, но христианская пропаганда силами европейских агентов как-то не пошла — их перебили. Кажется, прикончили и одного из первых византийских епископов, посланных на Русь, но не со зла, а по государственной нужде — за попытку обмана князя (пытался подсунуть ему подложную византийскую царевну). Но это не точно — свидетельства источников темны.
Кстати, по некоторым предположениям Владимир всё же успел принять ислам или иудаизм (в те, и даже более поздние времена, иудаизм ещё можно было принять, не будучи евреем). Кстати, киевский князь того времени назывался во многих источниках «каганом», что могло означать преемственность по отношению к Хазарии.
2. «Речь философа»
Включённая в «Повесть временных лет» «Речь философа», якобы закончившаяся обращением Владимира, по сути — краткое и упрощённое (в миссионерских целях) переложение основ христианского вероисповедания. Интересно, что в нём отсутствуют некоторые этические моменты. Например, там отсутствуют ссылки на Десять заповедей и Нагорную проповедь. Святой Владимир – первый русский царь?
Современный культуролог Александр Панченко описывает значение этого документа так:
«он заключает в себе множество цивилизационных идей. Среди них первенствует идея, согласно которой мир познаваем, и человеку ведомы его начало и конец. Значит, религиозная реформа — это не просто приращение знания, это принципиальная переоценка человека. Раньше он был игрушкой судьбы, теперь он овладел историей. (…) Основываясь на постулате «крещение есть спасение«, современники и потомки Владимира получали картину мира, лишённую противоречий и оппозиций».
Судя по всему, это более раннее антиталмудическое произведение Св. Кирилла Философа — одного из создателей славянского алфавита. Обращено оно было не к Владимиру, а к Аскольду или единовременному с ним болгарскому царю.
Влияние этого документа на выбор князя вряд ли был большой, но для Нестора он имел принципиально важное значение. Напомним, что летопись — документ прежде всего религиозный и летописцу должно было понравиться краткое (но не такое краткое как «Символ веры») и пригодное для включения в летопись изложение принципов христианства.
3. Клятва Владимира
Обещание, данное константинопольским базилевсам Василию (будущему Болгаробойце) и Константину, принять христианство для женитьбы на их сестре — византийской принцессе Анне. День в истории. 27 июля был заложен главный храм Киева
Василий, не смотря на прямой запрет Константина Багрянородного, на эту сделку согласился — у него бушевало восстание Варды Склира и Варды Фоки, а войск не было от слова совсем. Отразить повстанцев и сохранить голову удалось только заполучив русскую дружину, которая привела противников законных базилевсов к общему знаменателю (русские были злыми уже тогда, хотя дружина, конечно, была, в основном, варяжской).
Анну он, правда, попытался потом не пустить (собственно, она сама не хотела лезть в этот медвежий угол), что, по одной из версий, стало причиной корсуньского похода.
Этот вариант выглядит более реалистичным и с точки зрения интересов Владимира (приобщение к европейской цивилизации в лице её развитого, крупного и близкого к Руси государства, получение сильного союзника и выход в Средиземное море), и с точки зрения Нестора (приобщение к единственному в мире православному царству). Надо, правда, отметить, что Нестор специально не акцентировал внимание на бедственном положении православных царей. Вероятно, он полагал, что это обстоятельство некоторым образом ослабит значимость клятвы князя.
4. Корсуньский прецедент
Речь идёт об обещании Владимира креститься, в случае если ему удастся взять Корсунь (Херсонес). День в истории. 15 июля: умер основатель Русского государства
Польский историк Анджей Поппэ сводит четвёртый вариант к третьему — по его мнению жители Корсуня присоединились к восстанию Варды Фоки и поход Владимира имел целью подавить это восстание, в то время как основная русская дружина была направлена в Малую Азию. В этом случае никакой попытки обмана князя базилевсками не было, а было, наоборот, исполнение союзнического долга.
Забавный момент — Корсунь был взят при помощи сведений, полученных от некоего священника Анастаса, раскрывшего тайну городского водопровода. Владимир взял его с собой в Киев и сделал настоятелем Десятинной церкви. Анастас был профессионалом — позже, во время польской оккупации Киева, он «лестью» втёрся в доверие к королю Болеславу Храброму, устроился учетчиком награбленного в Киеве добра, и вместе с поляками совершил обратную евроинтеграцию.
5. Болезнь и исцеление
Болезнь и исцеление в результате принятия христианства — традиционный для средневековой агиографии мотив.
Владимир ослеп после взятия Корсуня и Анна строго заявила, что он сможет её увидеть только если крестится. Дальше, как водится, все было хорошо.
Дополнение
Кроме того, из той же «Повести…» следует минимум три места крещения Св. Владимира: в Киеве (ещё до корсуньского похода), в Василькове — подальше от языческих глаз (Васильков был княжеским городом, а название он получил уже после крещения князя Владимира, принявшего христианское имя Василий), в Корсуне.
Резюме
Возникает закономерный вопрос — а зачем вообще летописцу понадобилось вставлять в текст столько причин крещения, каждая из которых самодостаточна и, таким образом, противоречила всем другим (или, как минимум, их принижала)?
Мы, разумеется, знать этого не можем. У Нестора были свои соображения, нам наверняка малопонятные. Но мы предложим свой вариант, которые соответствует нашей логике и нашему пониманию историографического процесса. «Мечи князя Святослава». Исторический миф из котлована ДнепроГЭС
Нестор жил и работал спустя более чем столетие после Крещения Руси. Опирался он, соответственно, не на свидетельства очевидцев, а на сохранившиеся документы — Начальный и Древнейший своды русских летописей (до нашего времени не дошли, равно как и оригинал «Повести…»), договоры и дипломатическую переписку, устные рассказы из третьих рук (фактически — семейные легенды участников событий).
Таким образом, у него на руках уже был целый ворох версий того, как именно Св. Владимир принимал крещение и чем он руководствовался. Он весь этот ворох и вывалил. Современный историк написал бы — мы точно не знаем, но возможны такие, такие и такие варианты, о чём говорят такие и такие источники.
Но Нестор не был современным историком. Несовременным историком он тоже не был. И работе с источниками его никто не учил — самого источниковедения ещё не существовало. Вот он и вывалил на читателя весь набор версий, предлагая выбрать по вкусу.
А быть неправильно понятым или запутать читателя он не боялся. Летопись, в любом случае, предназначалась не для широкого, а для элитного, высококвалифицированного читателя. Это как специализированная монография на латыни, к тому же лежащая в спецхране. И потенциальный читатель сам мог определиться, какая из версий и в какой форме нужна для решения его собственных текущих задач.
История24
Готовые сочинения по истории
Поиск
Согласно летописной легенде, перед князем Владимиром стоял вопрос о выборе религии между христианством западным, восточным (православием), исламом и иудаизмом. В результате он остановился на православии. Дайте не менее трёх объяснений такого выбора.
— Глава восточного христианства (патриарх) подчинялся власти государя (светского правителя). В отличие от западного христианства, где формально каждый король являлся подданным Папы Римского – главы католической церкви (на деле они с ним не особо считались). В православии этого соперничества во власти не было и Владимир не боялся, что византийские церковнослужители смогут как-то серьезно оспаривать его власть.
— Византия была самым развитым государством того времени, что позволяло Руси активно перенимать её культурные достижения. Византия являлась прямой наследницей античной греческой культуры, в Х веке ее превосходство над странами Запада было очевидно.
— Принятие византийской веры обусловлено п рочными торговыми и военными связи с Византией. Принятие византийской веры было выгодно русскому князю – так как укрепляло его положение союзника с самой мощной империей.
— Владимир отверг иудаизм как религию, исповедуемую народом, лишенным своей государственности, и исповедуемую потерпевшими разгром хазарами;
— Владимир не посчитал возможным Руси отказаться от «пития», чего требовал ислам;
— Владимира привлекла торжественность, красота православного богослужения.
2. Выбор веры
Важной представляется и проблема «выбора веры», от решения которой во многом зависел весь ход развития русской истории.
2.1. Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина. «Веселие Руси есть питие, без пития Руси не быти» – так якобы ответил он на соблазны мусульман. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Не принял он и предложение, сделанное посланцами Папы Римского, сославшись на то, что и княгиня Ольга отвергла католичество. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, они назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу – самыми красивыми.
2.2. Причины выбора. За этой легендой скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства.
• В первую очередь, важную роль сыграли прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие на Руси собственной влиятельной православной общины.
• Кроме того, учитывалась международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые особенности различных религий. Так, притязания Римского Папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был одновременно главой религиозного культа.
• Православие было наиболее терпимо к местным традициям. Кроме того, Византия в то время казалась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Акт веры
Акт веры Теория Дарвина стала порождением своего времени. Человеку викторианской эпохи было присуще чувство превосходства над остальным миром, и Дарвин, похоже, научно узаконил это убеждение.После того как позднейшие ученые присовокупили к теории открытия генетику, они
Его выбор
Его выбор Напомню, Гитлер был категорическим противником войны с Великобританией и считал англичан естественными союзниками Германии. И дело здесь не в арийском происхождении, хотя и это в размышлениях Гитлера присутствовало. Гитлер был сторонник автаркии для немцев,
Выбор веры [182] Выступление в Ленинградской Духовной Академии на III Международной конференции, посвященной 1000-летию крещения Руси (31 января – 5 февраля 1988 г.)
Выбор веры [182] Выступление в Ленинградской Духовной Академии на III Международной конференции, посвященной 1000-летию крещения Руси (31 января – 5 февраля 1988 г.) Я буду предельно кратким. Перед тем как наша Святая Церковь пришла на Русь и произвела крещение нашего
«Выбор веры»
«Выбор веры» Спустя всего несколько лет после создания пантеона, в 986 году, князь Владимир окончательно разочаровался в язычестве и начал выбирать новую веру для Руси. По летописной легенде, Владимир послал послов к католикам[26], мусульманам, иудаистам и православным.
Выбор веры
Выбор веры Владимир подыскивал религию, которая могла бы объединить людей и держать их в достаточном повиновении. Язычество не соединяло, а скорее разобщало (в Киеве было достаточно христиан). Так что начался нелегкий выбор, какую религию принять и от кого ее принять.
ВЫБОР ВЕРЫ
ВЫБОР ВЕРЫ Как известно из традиционной истории, после смерти Святослава на Руси стали править его сыновья: сначала Ярополк, а затем Владимир — креститель Руси. Крещение Руси в 988 году в ТВ представлено как одномоментная акция князя Владимира, и люди, слепые в поступках и
Выбор веры
Выбор веры Но, тем не менее — нельзя после этого не задуматься над прошлым. О его закономерностях и случайностях. О роковых весах, на которых с одинаковой долей вероятности раскачиваются и закономерности, и случайности.Выбор христианской веры на Руси определили
Глава 11 ВЫБОР ВЕРЫ
Глава 11 ВЫБОР ВЕРЫ Ислам ускорил распад Золотой Орды Как мы знаем, Чингисхан был язычник. Потом он стал молиться Будде, Иисусу и Аллаху — всем сразу, призывая их в покровители. Он родился и вырос в среде, где никогда не было и не могло быть рьяной религиозности, тем более
Выбор веры
Выбор веры Но тем не менее нельзя после этого не задуматься над прошлым. О его закономерностях и случайностях. О роковых весах, на которых с одинаковой долей вероятности раскачиваются и закономерности, и случайности.Выбор христианской веры на Руси определили
Глава 14 Выбор веры
Глава 14 Выбор веры Ислам ускорил распад Золотой Орды Как мы знаем, Чингисхан был язычник. Потом он стал молиться Будде, Иисусу и Аллаху — всем сразу, призывая их в покровители. Он родился и вырос в среде, где никогда не было и не могло быть рьяной религиозности, тем более
Выбор веры
Выбор веры Но тем не менее — нельзя после этого не задуматься над прошлым. О его закономерностях и случайностях. О роковых весах, на которых с одинаковой долей вероятности раскачиваются и закономерности, и случайности.Выбор христианской веры на Руси определили
2. Выбор веры
2. Выбор веры Важной представляется и проблема «выбора веры», от решения которой во многом зависел весь ход развития русской истории.2.1. Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства.
Привет № 23. Выбор веры-1
Привет № 23. Выбор веры-1 «Летописцы Немецкие говорят о Посольстве её[8] в Германию к Императору Оттону I» (с.130) В примечании Карамзин указывает источники: «Continuator Reginonis год 959, Annalista Hildensheimensis в том же году, Ламберт Ашаффенбургский в 960» (с.275). И далее сообщает: «Немецкие
Привет № 24. Выбор веры-2
Привет № 24. Выбор веры-2 Тут речь идёт о знаменитой ПВЛ-овской легенде о послах князя Владимира. Карамзин приводит интересные фрагменты из греческой рукописи XVI века, хранимой в Парижской национальной библиотеке: «Князь Российский (говорит сочинитель) желая лучше узнать