какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий

Гальтон Фрэнсис, основатель дифференциальной психологии и психометрики

Вы будете перенаправлены на Автор24

Поиски своего призвания

Фрэнсис Гальтон родился в 1822 году в городе Бирмингеме. Гальтон был самым младшим ребенком в большой семье. В свои два года он знал весь алфавит, а в три года читал и писал, изучал языки, к шести годам Фрэнсис прочитал всю английскую классическую литературу. Он был вундеркиндом, и просмотрев два раза страницу Шекспира, мог декламировать ее наизусть. Двоюродным братом Гальтона был Чарльз Дарвин.

Гальтон учился в Лондонском Королевском колледже на медицинском отделении, а начиная с 1840 года, продолжал обучение в Кембридже в Тринити-колледже математике. Из-за нервного расстройства был вынужден оставить обучение, и впоследствии попытавшись наверстать что-либо в образовании, возобновил свои занятия медициной и в итоге получил диплом. Два года по настоянию своего отца Гальтон проработал в больнице Бирмингема в качестве ассистента врача.

Фрэнсис Гальтон обладал чрезвычайно высоким уровнем интеллекта. Кумиром Гальтона являлся Исаак Ньютон.

Исследование индивидуальных различий

В психологии Фрэнсис Гальтон начал свои исследования в 1896 году с проблемы индивидуальных различий. В1869 году ученый опубликовал работу «Наследственный гений», в которой проанализировал биографические данные известных врачей и ученых. В этой книге исследователь показал, как статистические методы могут быть использованы в изучении индивидуальной одаренности. Гальтон нашел новый метод научного психологического исследования, так называемый «метод близнецов». Он утверждал, что в семьях талантливых гениальные дети рождаются чаще, поэтому данный факт обусловлен наследственностью, а не влиянием внешних условий. Он считал, что у выдающихся людей с большей вероятностью родятся выдающиеся сыновья, а гений в обычной семье маловероятно, что может родиться.

Готовые работы на аналогичную тему

Согласно теории Гальтона, знаменитые люди наследуют кроме гениальности, еще и особую форму ее проявления. Гальтон в своих исследованиях пытался доказать, что наследуются как физические, так и психические особенности. Черты детей в равной степени определяются наследственностью, как отца, так и матери.

Изучив биографии четырехсот талантливых ученых и проследив родственные отношения этих людей, Гальтон смог опровергнуть утверждение, что одаренные люди имеют слабое здоровье.

Гальтон написал по вопросам наследственности более тридцати работ. Ученый считал, что наследуются склонность к алкоголизму, болезни, страсть к путешествиям, продолжительность жизни, мораль. Гальтон высказывал мнение о создании науки «евгеники», которая должна способствовать рождению «качественных» людей. Прямолинейно говорил, что если выбрать талантливых людей и соединить их браком, то это могло бы способствовать созданию высокоодаренной новой человеческой расы.

Евгеника в дальнейшем превратилась в набор абсолютно антигуманных идей, которые использовали в реакционных целях тоталитарные режимы.

Благодаря Гальтону начал издаваться журнал «Биометрика». Ученый профинансировал создание лаборатории национальной евгеники, в которой сам занял место профессора.

Исследования Гальтона в области дактилоскопии

Источник

История возникновения психологии индивидуальных различий. Исследования Ф.Гальтона.

какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий. картинка какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий. какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий фото. какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий видео. какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий. какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий. картинка какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий. какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий фото. какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий видео. какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий. какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий. картинка какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий. какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий фото. какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий видео. какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий. какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий. картинка какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий. какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий фото. какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий видео. какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий.

какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий. картинка какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий. какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий фото. какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий видео. какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий.

какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий. картинка какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий. какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий фото. какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий видео. какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий.

Гальтон пытался оценить одаренность разных рас по числу гениев (при этом социальные условия жизни не учитывались) и сделал вывод, что она неодинакова по генотипу. Некоторые его высказывания носят откровенно расистский характер. Из того факта, что в настоящее время нет людей, равных Сократу или Фидию, Гальтон сделал вывод об ухудшении человеческой природы и видел средство ее улучшения в планомерном размножении даровитых людей, которое приведет к образованию новой человеческой формы. Эти мысли он развивает в специальную область — евгенику.

Подходя к человеку с откровенных биологизаторских позиций, используя результаты, полученные с помощью применения статистического подхода, Гальтон объяснил распределение одаренности природными факторами. Он выделил наследственно обусловленные качества ума: энергия тела и духа, упорная выдержка и постоянство, врожденное влечение к науке, здоровье, независимость суждений.

Во всех опытах Гальтона интересовал совершенно необычный в то время аспект – генетическая (наследственная) основа индивидуальных различий между испытуемыми. Именно этот интерес побуждал его изобретать экспериментальные модели и планы. С целью изучения влияния воспитания и среды Гальтон предпринял исследование однояйцевых и разнояйцевых близнецов путем сбора анкет. Этим был введен новый метод научного исследования — близнецовый метод. Был сделан общий вывод о существовании огромного внутрипарного сходства близнецов одного пола, видимо, однояйцевых близнецов. У разнояйцевых близнецов наблюдались различия внутри пары, но это не поколебало общего вывода о решающей роли наследственности.

От изучения таланта Гальтон перешел к измерению психических функций каждого человека с целью оценки его ума. Он ввел задачи (тесты) на измерение остроты ощущений (зрительных, слуховых, обонятельных и др.), времени реакции, изобретая необходимые для этого приборы (свисток Гальтона для определения верхнего порога слуха, линейка Гальтона для определения глазомера и др.). Тестировались ассоциативные способности, воображение, скорость образования суждений. По результатам испытаний судили об индивидуальных различиях между людьми. Так, для изучения воображения Гальтон придумал специальный опросник. Испытуемому давалось задание представить определенный объект, а затем ответить на вопросы об особенностях возникших у него представлений, сопоставить эти представления с восприятиями в отношении их яркости, определенности. Интересовала Гальтона опять прежде всего наследственная обусловленность обнаруженных различий (например, насколько схожи воображаемые образы у сиблингов).

Гальтон считал, что тесты сенсорного различия могут служить средством оценки интеллекта, поскольку исходил из сенсуалистической установки и рассматривал органы чувств единственным источником знаний, дающих базу для действий интеллекта. В 1882 г. он основал антропометрическую лабораторию в Лондоне. Здесь за небольшую плату каждый человек мог подвергнуть испытанию свою сенсорную различительную чувствительность, моторные процессы. Он видел практическое значение данных исследований для отбора людей в связи с государственными задачами в области промышленности, армии, колониальной политики.

какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий. картинка какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий. какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий фото. какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий видео. какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий.

Гальтон также пытался исследовать индивидуальные различия в области характера. Он высказывал идеи о связи психики и внешности человека, используя для этой цели методику составных портретов. Эти попытки не увенчались успехом.

Из всех многочисленных идей Гальтона особенно продуктивное продолжение получила идея тестирования психических функций. По Гальтону, тестами потому можно измерять психические процессы, так как они, являясь функцией мозга и будучи обусловлены наследственно, обладают известным постоянством на протяжении всей жизни человека. В таком понимании и стала развиваться тестология. Ее важным направлением были статистические исследования, построенные на выявлении взаимосвязей показателей, полученных с помощью широкого диапазона тестов.Итог: Гальтону можно приписать следующие заслуги:§ Утверждение генетической основы индивидуальных различий между людьми;§ Создание близнецового метода;§ Создание различных опросников на выявление всего чего только можно выявить среди способностей человеческих;§ Общая идея тестирования человеческих функций (дал дорогу тестологии) К остальным представителям психологии индивидуальных различий можно отнести, помимо Гальтона, следующих товарищей:§ Спирмен (1863-1945) → метод анализа корреляций – факторный анализ; разработка двухфакторной теории интеллекта, выделение фактора G, объясняющего сходство результатов одного испытуемого по всем интеллектуальным тестам.§ Бине (1857-1911) → основатель психологии индивидуальных различий во Франции; экспериментальные исследования мышления (выводы схожи с Вюрцбургскими коллегами); создание «Метрической школы интеллектуального развития» совместно с врачом Симоном для исследования умственной одаренности детей от 3 до 12 лет.§ Штерн → оформление дифференциальной психологии в самостоятельную область – главный труд «Дифференциальная психология и ее методические основы», 1900. Выделяет теоретическую экспериментальную психологию (изучение психической вариативности, степени ее выраженности, причин различий в уме, характере и т.д.) и прикладную экспериментальную психологию (психогностика как познание индивидуальных различий, прихотехника как воздействие на человека в соответствии с индивидуальными различиями). Ввел термин «психотехника». От Штерна в психотехнике пошел психоанализ. У нас Гельперин. § Лазурский → полемика со Штерном; развитие идей об индивидуальной психологии как о характерологии => разработка метода естественного эксперимента.§ Россолимо → количественный подход к исследованию структуры личности – метод психологических профилей.46. Становление и развитие прикладной психологии конца XIX – начала XX веков.Предпосылки: экспериментальная психология, психология индивидуальных различий, функционализм.Выделение психологии в самостоятельную науку сопровождалось интенсивным развитием экспериментальных исследований. Во всех странах во 2-ой половине ХХ века начинают активно создаваться психологические лаборатории и институты экспериментальных и прикладных исследований.Здесь и проблемы изучения ВПФ (память Эббингауза, мышление Вюрцбуржцев), и интерес к индивидуальным различиям (Гальтон со своими расистскими идеями в совокупности с остальными товарищами по метрическому оружию типа Спирмена и Бине). Дифференциальная психология, которая в начале ХХ века оформилась в самостоятельную область (привет, Штерн!), играет особую роль в становлении прикладной психологии. Диф психология изучает причины индивидуальных различий, роль среды и наследственности, проявления в области интеллекта, характера, темперамента в зависимости от общественного положения, национальной и половой принадлежности и т.п. Штерн в своем творении «Дифференциальная психология и ее методические основы» (1900) рассмотрел дифференциальную психологию как теоретическую и как практическую прикладную науку → 2 раздела:§ Диф психология как теретическая наука → определение предмета диф психологии, ее основные проблемы и понятия.§ Диф психология как прикладная наука → 2 цели:1. познание индивидуальных свойств человека – психогностика;2. обращение с человеком, то есть практическое влияние на человека с учетом его индивидуальных особенностей в процессе обучения и воспитания, лечения, в судопроизводстве и т.д. – психотехника.

Основателем прикладной психологии и психотехники считается Г.Мюнстерберг (1863-1916), исследования которого главным образом были связаны с областью промышленного производства и транспорта и существенно отличались от лабораторных экспериментов Вундта: в них произошел переход от искусственных лабораторных условий к моделированию естественных условий деятельности. Мюнстерберг первым предложил методы для исследования личностных качеств и последующего отбора персонала.

В психотехнике по-новому выступил принцип практики. Если раньше практика была «потребителем» данных, полученных психологией, то теперь она сама стала ставить перед психологической наукой определенные задачи. В них включалось решение таких вопросов, как профессиональный отбор и профессиональная консультация, профессиональное обучение, рационализация труда, борьба с профессиональным утомлением и несчастными случаями, создание психологически обоснованных конструкций машин и инструментов, психическая гигиена, психотерапия, психология искусства.

Выделил 3 основных направления в прикладной психологии: педагогическая психология с воспитанием, образованием и педологией; к вопросам экономической жизни (производство, реклама, армия) с психотехникой; медицина.

Зарубежные представители психотехники (помимо Мюнстерберга):

§ Тейлор – американский инженер, «классик управления»; разрабатывал системы интенсификации труда путем использования психологических факторов в целях рационализации производства (например, для 120 работниц на производстве был сокращен рабочий день, введены перерывы → продуктивность возросла – работу 120-ти человек стали делать 35). Разрабатывал также проблемы профориентации, профотбора, психологического воздействия.

§ Парсонс в Бостоне организовал бюро, в котором давали консультации подросткам, выбирающим профессию. Профориентация опиралась на наблюдение за индивидуальными особенностями подростков и собственную интуицию наблюдателя.

Отечественные представители психотехники: *списано из какого-то словаря по истории психологии*

§ Шпильрейн ставил задачу развития диф психологии объективными методами естественных наук («Психотехника в реконструктивный период», 1930). Опираясь на марксистскую методологию, выдвинул положение о социальной природе труда и психики человека, о необходимости перестройки теории психотехники как социальной научной дисциплины (учитывающей данные биологии, но не биологической в своей основе). Разработал «трудовой метод» психологического изучения профессий («Трудовой метод изучения профессий»; «Основные вопросы профессиографии», 1928). Совместно с Геллерштейном эмпирически установил обусловленность свойств и способностей профессионала особенностями выполняемых задач и ситуаций деятельности, что нашло выражение в разработанной ими программе изучения профессий трудовым методом. Предложил вариант психологической классификации профессий («Руководство по психотехническому профессиональному подбору, 1929). Наметил подходы к изучению профессионального своеобразия психических функций на основе «метода искусственной и естественной деавтоматизации», суть которого в исследовании особенностей психики в условиях овладения профессиональным мастерством (генетический подход); в ситуации естественного обратимого «распада» сложившихся способов функционирования психики при профессиональном утомлении; и наконец, под влиянием экспериментально, искусственно спровоцированных нарушений в психической регуляции поведения человека. Исследования процесса формирования автоматизированных форм поведения и проявлений деавтоматизации, дезориентации и пр., по замыслу Шпильрейна, открывали путь для изучения сложных форм психики у взрослых нормальных людей — представителей различных профессий («Метод искусственной деавтоматизации в психологическом исследовании», 1930).

§ Геллерштейн (ученик Шпильрейна) в своих трудах выполнил психологический анализ многих профессий; сформулировал теоретические и методологические проблемы психологии профессий; обосновал необходимость изучения объективного содержания труда, его условий как основы для психологической интерпретации своеобразия психических функций профессионала. Разработал систему восстановительной трудотерапии — пример управления процессом восстановления высших психических функций через проектирование и организацию содержания трудовых действий, орудий труда, рабочего пространства («Восстановительная трудотерапия в системе работы эвакогоспиталей», 1942, 1943; «Принципы и методы трудовой терапии психически больных», 1964)

С точки зрения пед.психологии нужно сказать про Торндайка (1874-1949), который писал работы по экспериментальному изучению процесса учения. Понимал учение как формирование новых ассоциативных связей, сводил развитие к обучению (связь – коннекционная теория учения). Выделил закон эффекта, закон упражнения. Также нужно сказать про Ст.Холла (1844-1924), который не нашел в Америке применения знаний об экспериментальной психологии, полученных у Вундта, стал исследовать детскую психологию. Изобрел ряд методов для исследования психики ребенка. Анкеты, опросники для родителей, учителей. Один из основателей генетической психологии. Написал книжку о юности, описал теорию рекапитуляции. Основатель педологии. ЭМейман (1862-1915) – ученик С.Холла.

У нас педология также возникла с необходимостью. Стремилась изучать ребенка целостно, комплексно. С 1928 по 1932 год выходил журнал “Педология”. Отменена постановлением ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе наркомпросов” от 4 июля 1936 года.Педология – новая наука. Разработчики давали ей описательное определение. Стороны педологии: теоретическая проблема педологии как науки, практическое педологическое движение. Теор. (Выготский) – это целостная наука о развивабщемся чаде. Центральные категории: развитие, рост, конституция, среда, возраст и его разные виды.Представление о законах психического развития: Закон специфичности детства; Принцип конвергенции внутренних данных и внешних условий; Закон динамогенеза: всякое влечение имеет свою логику развития; Периодичность (ритмизация) развития ребенка, его неравномерность; Биогенетический закон; Закон оптимальной продолжительности подготовки. Более продолжительные стадии способствуют дальнейшему продвижению. П. встречает трудности, т.к. туманно определение ее предмета. Непонятно так же, где границы между психологией, педагогикой и педологией. Наука не создала собственныз методов. Активно использовались тесты. П. развернула очень широкое практическое твижение. Тестовые методы, тестология. На их основании часто педагогическая запущенность принималась за слабоумие и т.п. ® Спецшколы для тупых. 1928 год – первый съеед. Начало 30-х – критика педологии. 1934 г. 4 июля – статья “О педологических извращениях в системе НАРКОМПРОСа” ® запрет педологии и тестовых методов.

Источник

Первые исследования индивидуальных различий (Ф. Гальтон)

Тема 1. История становления дифференциальной психологии.

План лекции:

2. Отечественные исследования индивидуальных различий (А.Ф. Лазурский, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин).

Цель лекции:сформировать у студентов основнойтеоретический контекст дифференциальной психологии, ее основные понятия, возможности.

Первое систематизированное описание индивидуальных особенностей поведения принадлежит ученику Платона Теофрасту и изложено в трактате «Характеры». Отмеченные Теофрастом характеристики вполне могут быть применены и для описания наших современников. Так, спустя две тысячи лет, английский исследователь Робак (Roback А. А., 1931) отмечал: «Благодаря авторам античности и их прототипам, с определенной долей уверенности можно утверждать, что природа людей, разделенных веками и океанами, остается той же, иначе говоря, люди характеризуются одними и теми же индивидуальными различиями, будь то древние греки или американцы двадцатого столетия». Работа Теофраста стала первым опытом идиографического подхода в психологии, суть которого сводится к акцентированию уникальности каждой личности, описанию ее своеобразия и особенностей.

Гиппократ заложил основы другого подхода к решению того же вопроса. Созданное им учение о четырех типах темперамента получило развитие в работах его последователя Галена и дало начало номотетическому подходу в психологии. В рамках этого подхода основной акцент ставится на вскрытии причинно-следственных связей и закономерностей, объясняющих поведение человека.

Как самостоятельная научная дисциплина дифференциальная психология начала формироваться со второй половины XIX в. Первые систематические исследования индивидуальных различий были проведены английским ученым Ф. Гальтоном. Находясь под влиянием эволюционных идей своего двоюродного брата, Ч. Дарвина, Ф. Гальтон организовал массовые обследования больших выборок испытуемых для изучения наследственной обусловленности способностей человека. Для этих целей им была организована специальная лаборатория на Международной медицинской выставке в 1884г. Именно Гальтон разработал специальные измерительные процедуры и методы анализа данных. Наряду с антропометрическими показателями у испытуемых оценивались скорость реакции и особенности восприятия.

Одна из основных целей Ф. Гальтона — измерение человеческих способностей. Основная проблема, интересующая этого ученого, — это наследование способностей. Будучи убежденным в том, что человеческая раса подвержена вырождению и нуждается в улучшении путем целенаправленного отбора, он стремится создать метод измерения способностей для селекции людей.

За год работы сотрудниками лаборатории было обследовано более 9 тыс. испытуемых. Однако, несмотря на внушительные масштабы эмпирической работы, результаты получились достаточно скромными, что было связано с неадекватным выбором показателей способностей — преимущественно сенсорных характеристик человека.

Работы Гальтона и запросы практики дали мощный импульс разработке более сложных процедур тестирования способностей. В 1904 г. во Франции появляется новая процедура оценки уровня развития способностей по более сложным проявлениям — особенностям памяти, внимания, успешности решения задач. Автор этого метода, А. Бине, предложил в качестве показателя интеллектуального развития использовать умственный возраст — соответствие уровня развития ребенка средним показателям детей определенной возрастной группы.

История развития дифференциальной психологии: английская научная школа дифференциальной психологии (Ч. Спирмен, С. Берт, ранние работы Р. Кэттелла, Г. Айзенк, Д. Грей, Ф. Вернон, Н. Броуди), немецкая (В. Штерн, К. Креппнер, А. Англяйтнер), США (Л. Кронбах, Г. Олпорт, Р. Кэттелл, А. Анастази, Л. Тейлор, П. Коста, Дж. Келли и феноменологическое направление).

Чарльз Эдвард Спирмен (1863—1945) разработал метод математической обработки корреляционных таблиц, применяемый с целью определения тех факторов (детерминант), которые лежат в основе корреляций между сопоставляемыми переменными — метод анализа корреляций — факторный анализ. Выдвинул двухфакторную теорию интеллекта. Экспериментально установил, что один и тот же испытуемый в различных интеллектуальных тестах дает одинаковые результаты, т.е. оценки по этим тестам при решении самых различных задач коррелируют. Эти отношения Спирмен объяснил зависимостью от общей причины — фактора G (general Ability). Наряду с этим общим фактором были выделены специфические факторы, соответствующие специальным формам деятельности (S1, S2. ). Последователи факторного анализа совершенствовали его процедуру, а также противопоставили двухфакторной теории новые теоретические объяснения интеллекта.

С. Бёрт на основе тестов Бине-Симона разработал собственную шкалу тестов. Впрочем, многими специалистами она расценивается как одна в ряду многочисленных модификаций. Обратившись к разработкам Бине, Бёрт воспользовался его инструментом, но не теоретическими представлениями. Бёрт исходил из принципиально иной точки зрения. По его мнению, умственные способности врожденны и практически неизменны подобно цвету глаз и волос. Суждения Бёрта на сей счет весьма категоричны и не оставляют никаких сомнений в его позиции: Совершенно очевидно, что в идеальном обществе нашей задачей будет выявить тот уровень умственных задатков, которым каждый конкретный ребенок наделен с рождения, затем предоставить ему соответствующий уровень образования и, наконец, обеспечить его профессиональной подготовкой к тому делу, для которого он создан.

Первым, кто сформулировал основное правило применения метода факторного анализа, был Кеттелл. Характерной особенностью его подхода является отношение к факторному анализу не как к способу упорядочивания полученных данных, а как к методу, позволяющему выявить основные свойства личности. Известно, что факторный метод заключается в математическом анализе корреляций внутри некоторой группы данных. В факторных исследованиях до сих пор применялись три источника данных:

какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий. картинка какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий. какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий фото. какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий видео. какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую работу принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий.

1.L-данные, или «факторы жизни», то есть данные, полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни;

2.Q-данные, или данные самооценки. Они включают в себя утверждения человека о своем поведении, добавляя «ментальный интерьер» к внешней регистрации, воплощенной в L-данных;

3.Т-данные, полученные с помощью объективных тестов и экспериментов. Т-данные базируются на третьей возможности – создании (посредством инструкций или с использованием специальной литературы) специальных ситуаций, в которых поведение человека может быть оценено объективно.

По Айзенку, типичный экстраверт общителен, имеет много друзей, жаждет чего- то возбуждающего, импульсивно действует под влиянием момента. В этом параметре есть два аспекта – общительность и импульсивность. Противоположный полюс дает и противоположные характеристики. Интроверт склонен к интроспекции, замкнут, рефлексивен, не доверяет импульсивным решениям [26, с. 263-364].

Айзенк считал, что индивидуальные вариации по параметру экстраверсии отражают нейрофизиологические различия. Он связывал экстраверсию с уровнями корковой активации, как это показано электроэнцефалографическими исследованиями. Айзенк использует термин «активация» для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину от нижнего предела (например, сон) до верхнего (паника). Он полагал, что интроверты чрезвычайно возбудимы и, следовательно, очень чувствительны к поступающей стимуляции – по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. Экстраверты же недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей стимуляции. Соответственно, они постоянно выискивают ситуации, которые могут их возбудить. Вследствие того, что интроверты в принципе легче активируются под воздействием различных событий, чем экстраверты. В результате интроверты более сдержаны, более зажаты и заторможены.

Индивидуальные различия по параметру экстраверсии зависят, по Айзенку, как от генетических, так и от средовых факторов.

Дж. Грей, обработав данные Г. Айзенка, выделил два фактора: тревожность и импульсивность. Последние регулируются различными физиологическими механизмами. Уровень тревожности связан с активностью лимбических отделом мозга, с уровнем активации, который рассматривался Айзенком как основная природная детерминанта экстраверсии- интроверсии. Грей полагал, что низкий уровень активации характерный для экстравертов, по Айзенку, является причиной того, что им требуется более сильные раздражители. Для этой же цели интроверты нуждаются в более слабых раздражителях, и оптимальный уровень активации как источник положительно эмоционального тока зависит у них от другого диапазона стимулов. Порог включения тормозных подкорковых систем в результате возбуждения, возникающего в ретикулярной активирующей системе, у интровертов более низкий, чем у экстравертов.

Ф. Вернон выделил четыре уровня в структуре интеллектуальных характеристик – общий интеллект, основные групповые факторы, второстепенные групповые факторы и специфические факторы.

Общий интеллект, согласно схеме Ф. Вернона, подразделяется на два фактора. Один из них связан с вербальными и математическими способностями и зависит от образования. Второй – испытывает меньшее влияние образования и относится к пространственным и техническим способностям и к практическим навыкам. Эти факторы, в свою очередь, подразделяются на менее общие характеристики, аналогичные первичным умственным способностям Л. Терстона, а наименее общий уровень образуют особенности, связанные с выполнением конкретных тестов.

В 1900 году появилась первая редакция книги В. Штерна по дифференциальной психологии – «Психология индивидуальных различий».

В первой части книги рассматриваются сущность, проблемы и методы дифференциальной психологии. К предмету этого раздела психологии Штерн отнес различия между индивидами, расовые и культурные различия, профессиональных и общественных групп, а также различия, связанные с полом.

Основополагающую проблему дифференциальной психологии он характеризовал как триединую:

какова природа психологической жизни индивидов и групп, какова степень их различий;

какие факторы определяют эти различия или воздействуют на них (в этой связи В. Штерн упомянул наследственность, климат, социальный или культурный уровень, образование, адаптацию и др.);

в чем проявляются различия, можно ли зафиксировать их в написании слов, мимике лица и т.д.

В. Штерн рассмотрел также такие понятия, как «психологический тип», «индивидуальность», «норма» и «патология». С помощью методов дифференциальной психологии он дал оценку интроспекции, объективному наблюдению, использованию материалов истории и поэзии, культурологическим исследованиям, количественному тестированию и эксперименту.

Во второй части книги содержится общий анализ и некоторые данные, касающиеся индивидуальных различий в проявлении ряда психологических качеств – от простых сенсорных способностей до более сложных психических процессов и эмоциональных характеристик.

Книга В. Штерна в существенно переработанном виде была переиздана в 1911 году, и еще раз – в 1921 под названием «Методологические основы дифференциальной психологии».

В окончательном варианте своей концепции В. Штерн расширил определение предмета дифференциальной психологии, включив в его содержание не только индивидуальные, но также групповые и типологические различия. При этом автор подчеркивал интегративный характер новой науки и особенно отмечал, что всеобъемность, присущая дифференциальной психологии, совершенно другого рода, чем у общей психологии. Она заключается в том, что дифференциально-психологическому исследованию подлежат формальные (а не содержательные) признаки человека. То есть такие признаки, которые:

характеризуют структуру индивидуальности,

отличаются универсальностью и устойчивостью,

могут быть воспроизведены как в реальной жизни, так и в экспериментальной ситуации.

Анна Анастази (1958), рассматривает дифференциальную психологию, скорее, не как отдельную область знания, а как подход, актуальный для проведения любого психологического исследования: «Главная цель дифференциальной психологии, также как и психологии вообще – понять поведение. Дифференциальная психология подходит к этой проблеме через сравнительный анализ поведения в меняющихся условиях».

Кронбах был автором великолепных учебников, и его Essentials of Psychological Testing и Educational Psychology использовались очень широко. Он также внёс важный вклад в наше понимание валидности и надежности, во многом благодаря тому, что чрезвычайно чутко относился к возможным разногласиям между математическими предположениями и психологическим правдоподобием. Однако он был осторожным человеком и избегал громких заявлений о великих истинах и единых точках зрения в публичных дебатах. Он отказался от спора с Дженсеном. У него не было намерений вступать в конфронтацию, правила которой, как он считал, были навязаны средствами массовой информации. Вместо этого Кронбах работал над тем, чтобы показать эти споры в исторической перспективе, продемонстрировав, как они генерировали сами себя, что, конечно, не совпадало со стремлениями самих спорщиков.

Оллпорт писал: «Любая типология основывается на выделении какого-либо сегмента из целостной личностной структуры и на придании этому сегменту не свойственного ей значения. Все типологии устанавливают границы там, где границы неуместны. Каждый исследователь кромсает природу по-своему и только свою продукцию признает стоящей» (по 10, с. 28). Черты могут выделяться во всех сферах индивидуальности в личности, характере, интеллекте, но мы сосредоточимся в этой главе на изучении черт личности. Г. Оллпорт выделил следующие восемь основных характеристик черт личности (10, 14).

1. Черта личности это не только номинальное, но и реальное обозначение. То есть они действительно существуют в людях, а не являются результатом теоретических выкладок.

2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка. Привычки, объединяясь, сливаются в черты.

3. Черта личности является движущим элементом поведения. То есть черты склоняют человека создавать или искать ситуации, в которых они могут проявиться.

4. Существование черт можно установить эмпирически. И, хотя они не поддаются непосредственному наблюдению, психологические методы позволяют их обнаружить.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт. Перекрываясь, они проявляются в еще более обобщенных характеристиках поведения.

6. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки. И отрицательный полюс выраженности черты это не всегда «плохо», а положительный не всегда «хорошо».

7. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.

8. Несогласованность некоторых поступков с чертой не является доказательством ее отсутствия у человека.

Первоначально Г. Оллпорт различал между собой общие (измеряемые, узаконенные) черты как характеристики, отличающие одну группу людей от другой в пределах данной культуры, и индивидуальные (морфологические), которые не допускают сравнения с другими людьми. Последние стали им обозначаться позднее как индивидуальные диспозиции (индивидуальные диспозиции Г. Оллпорт определял как нейропсихические элементы, которые управляют, направляют и мотивируют определенные виды приспособительного поведения (по 14).); именно они-то, согласно Оллпорту, и представляют основной интерес для психологии личности.

В своих работах Кэттелл объединил два параллельно развивавшихся течения: экспериментальную психологию и психологию, основанную на измерении индивидуальных различий. У Вундта в лейпцигской докторантуре Кэттелл написал диссертацию о проявлении индивидуальных различий времени наступления реакции. После этого он читал лекции в Англии, где его интерес к индивидуальным различиям получил развитие в процессе общения с Гальтоном. Возвратившись в Америку, Кэттелл организовал лаборатории для занятий экспериментальной психологией, активно распространял методики психологического тестирования.

Основоположником когнитивной теории личности является американский психолог Дж. Келли (1905-1967). По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни – это то, что с ним произойдет в будущем.

Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструкторов, а также сформулировал основополагающий постулат и 11 следствий. Постулат утверждает, что личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные следствия уточняют этот основной постулат.

Отечественные исследования индивидуальных различий: А.Ф. Лазурский, школы Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына, Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина; современные отечественные направления исследования индивидуальных различий.

Владимир Дмитриевич Небылицын (1976), один из создателей дифференциальной психофизиологии, выделил в структуре темперамента два основных компонента: 1) активность, которая проявляется в и моторике, и в познавательной сфере, и в сфере межличностных отношений; 2) эмоциональность.

Под активностью автор понимает проявление энергетического потенциала человека, который определяет динамику его деятельности в самых разных ситуациях. В исследованиях, проведенных для выяснения структуры свойств активности, было выявлены три элемента этой структуры (1970): 1) индивидуальный темп деятельности (скорость двигательной реакции); 2) степень разнообразия реакций; 3) наличие склонности к действиям в ситуации, когда по условиям эксперимента действие не является обязательным (сверхнормативная активность).

Эмоциональность связана с динамикой эмоциональной жизни человека и включает особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Однако у одного и того же человека эта динамика может быть различной для разных эмоциональных состояний, поэтому невозможно понять индивидуальное своеобразие эмоциональности, если не учитывать, качественных различий в эмоциях. В связи с этим, исследователи сочли необходимым анализировать не только динамику, но вид (модальность) эмоциональных переживаний. Было обнаружено, что наиболее важными видами эмоций являются три – удовольствие (радость), гнев и страх. Эти эмоции непосредственно связаны с физиологическими характеристиками, а их соотношение друг с другом образует, по выражению А.Е. Ольшанниковой, значительную часть палитры эмоциональных переживаний человека (1977, 1978).

Отечественные направления дифференциальной психологии, воспринявшие ряд положений индивидуальной психологии А.Ф. Лазурского, представляют собой три взаимосвязанных направления, развивавшиеся под руководством Б.Г. Ананьева, Б.М. Теплова и В.С. Мерлина.

В то же время выделить в теоретических и экспериментальных работах ананьевской школы собственно дифференциально-психологические исследования представляется занятием малопродуктивным и, главное, не соответствующим ее основным научным принципам. Суть подхода, реализованного Б.Г. Ананьевым, состоит в обязательности сочетания дифференциально-психологического, общепсихологического и возрастного анализа при исследовании индивидуальности. Наши представления об индивидуальных различиях, считал Б.Г. Ананьев, крайне фрагментарны, если мы рассматриваем их как статичные и не знаем, как они изменяются в процессе развития. Представления об общих закономерностях неполные (а иногда и ошибочные), если не учитываются варианты их проявлений

Б.М. Теплов (1896 – 1963) начал исследования индивидуальных различий в конце 20-х гг., обратившись к изучению способностей и одаренности и применив при организации собственных исследований ряд представлений А.Ф. Лазурского (в частности, о критериях выделения свойств при исследовании индивидуальных различий и о дихотомии «задатки – способности»). Его исследование музыкальных способностей, выполненное в 30-х гг., книга «Психология индивидуальных различий» (в которую вошли статьи «Психология музыкальных способностей» и «Ум полководца»), исследование одаренности, проводившееся в его лаборатории в московском Психологическом институте, в значительной мере определили контуры пространства изучения способностей в отечественной психологии.

Будучи человеком талантливым, эрудированным и хорошо понимающим тенденции развития психологической науки, Б.М. Теплов смог максимально приблизить свои исследования к потребностям психологии. Он предложил программу изучения свойств нервной системы человека, а также их связей с формально-динамическими свойствами, которые наиболее тесно связаны с психофизиологическими особенностями человека (темперамент, задатки способностей и функциональные состояния). Результаты реализации этой программы легли в основу отечественной дифференциальной психофизиологии и послужили толчком для начала психогенетических исследований.

В.С. Мерлин (1898 – 1982), руководитель пермского дифференциально-психологического направления, сформировался как исследователь под влиянием М.Я. Басова (ученика А.Ф. Лазурского), который отошел от исследований индивидуальных различий, но, по всей видимости, не потерял к ним интерес и смог «заразить» им своего ученика.

Научная работа В.С. Мерлина почти с самого начала, с 30-х гг., была связана с анализом соотношения психофизиологических и психологических характеристик. Эта тематика сохранялась в его деятельности на протяжении всей жизни, но индивидный уровень анализа был далеко не единственной и не главной темой его исследования. В.С. Мерлина интересовали, прежде всего, межуровневые связи в структуре индивидуальности. Они стали предметом обсуждения в его работах уже в 50-е гг., а позднее эта линия анализа, подкрепленная циклами эмпирических исследований, привела к созданию теории интегральной индивидуальности, в которой важная роль отводилась многозначности межуровневых связей и системообразующей функции стиля деятельности.

Анализируя становление психологии индивидуальных различий и ее современный уровень, можно, несмотря на разнообразие тематики и на различия в теоретических основаниях разных авторов, объединить исследования, проводящиеся в русле этой психологической области, в три большие группы.

Первая группа исследований связана с анализом структуры психологических свойств. Какие психологические характеристики имеет смысл рассматривать как наиболее важные для психологического облика человека и как они связаны между собой – вот те основные проблемы, которые рассматриваются в этих исследованиях. В работах этого направления индивидуальные различия выступают не только как предмет исследования, но и как Условие, дающее возможность использовать статистические процедуры, с помощью которых производится структурирование психологических особенностей.

Второе направление исследований связано с поиском причин происхождения индивидуальных различий в психологических особенностях. Исследования этой группы являются наиболее многочисленными и касаются анализа биологических и социальных детерминант индивидуальных различий, роли наследственности и среды в формировании индивидуальных различий, динамики индивидуальных различий в процессе развития.

Третье направление исследований представляет собой идиографический анализ индивидуальности. В данном случае объектом психологического исследования является отдельный субъект, а не группа, как это происходит при номотетическом подходе, реализуемым двумя первыми направлениями.

«Дифференциальная психология лишь тогда будет иметь перспективу достигнуть фазы спокойного развития, когда она эмансипируется от породившей ее науки – общей психологии», – писал В. Штерн в 1911 году (11, с. 6). Можно сказать, что сейчас это уже произошло. И здесь совершенно неизбежным оказывается исторический подход – рассмотрение явления в его становлении, анализ и прогноз последствий.

Технические средства, используемые на лекции: мультимедийное сопровождение

Список литературы, используемой при подготовке лекции:

1) Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н. и др. Дифференциальная психология: учебное пособие. «РЕЧЬ»; Санкт-Петербург; 2004;

2) Базылевич Т.Ф. Становление дифференциальной психофизиологии и её актуальность для современной психологии; РАН, 2010, № 6.28;

4) Геодакян В.А. (2005) Эволюционные теории асимметризации организмов, мозга и тела. Успехи физиологических наук. 36 № 1;

5) Ремеева А.Ф. О левшах: К вопросу о недопустимости переучивания левшей; Москва.

6) Данюков В.Н. Профессиональное самоопределение и латеральная организация; Фундаментальные исследования. – 2004. – № 3;

7) Анастази А. Психологическая энциклопедия: Дифференциальная психология (differential psychology);

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *