какую продукцию выпускали крупные фабрики и заводы москвы и петербурга в 19 веке путиловский завод
ВСЯ ПРАВДА О САМОМ ЗНАМЕНИТОМ ПРЕДПРИЯТИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ И НЕ ТОЛЬКО
Сегодня Diletant. media решил вспомнить историю и рассказать некоторые факты Путиловского завода, который в 1868 году был приобретен известным российским инженером и предпринимателем Николаем Ивановичем Путиловым.
Путиловский завод, 1869 год
Кировский завод (с 1868 до 1922 года — «Путиловский завод») был основан в апреле 1801 года как чугунолитейное предприятие, выполнявшее заказы по производству артиллерийских боеприпасов. С 1812 года завод начал развивать машиностроительное направление, приступив к изготовлению паровых машин. Одновременно было освоено художественно-литейное производство, завод участвовал в создании архитектурных ансамблей и монументально-скульптурных памятников Петербурга и пригородов.
В 1824 году Кировский завод был практически разрушен
В ноябре 1824 года Санкт-Петербургский литейный завод был практически разрушен в результате наводнения. Четыре последующих десятилетия стали для предприятия периодом борьбы за выживание.
Интересная история о Николае Путилове:
Весной 1854 года в нескольких верстах от столицы, перед фортами Кронштадта, крейсирует британский флот. Император огромной страны Николай I, любивший сравнения с Петром Великим, вдруг почувствовал себя абсолютно беспомощным.
Только что пришлось затопить Черноморский флот у входа в Севастопольскую бухту. Балтийский флот неприятель загнал в Маркизову лужу. Возникла реальная угроза захвата союзниками не только Кронштадта, но и столицы Российской империи. «В 18-ти верстах от двора всероссийского императора стоят эти вооруженные силы, ужаснейшие из всех, какие когда-либо появлялись в морях», — сокрушался Федор Тютчев. Необходимо было как-то организовать оборону.
Путилов Николай Иванович
В этих условиях чиновник морского ведомства Николай Путилов обратился к начальству с предложением в спешном порядке создать флотилию канонерок, способных действовать в условиях мелководья Маркизовой лужи (Финский залив). Пять месяцев рапорт ходил по инстанциям, пока, наконец, не попал на стол командующего флотом великого князя Константина Николаевича. Тот счел предложение дельным, вызывает к себе Путилова и назначает его уполномоченным по экстренному сооружению новой канонерской флотилии и корветов.
Великий князь Константин Николаевич
30 ноября 1854 года Путилов получил «Высочайшее повеление Государя Императора» и приступил к делу.
Согласно легенде, великий князь вызвал Путилова и спросил: «Можешь ли ты, Путилов, сделать невозможное? Построить до конца навигации флотилию винтовых канонерок для обороны Кронштадта? Денег в казне нет — вот тебе мои личные двести тысяч».
Путилов взял на себя этот невозможный заказ с выполнением его в назначенный срок — к маю месяцу 1855 года. Без контракта, без залога, без правительственного контроля над производством всех работ. Эти небывалые условия только показывают, в каком же трудном положении оказалось морское министерство, если оно согласилось на них. Но выхода у начальства не было. Никто другой не брался за выполнение поручения императора вообще ни на каких условиях.
В. Василек (охранник Ленина) начинал карьеру на Путиловском заводе
Позже Путилов вспоминал: «И было мне поручено: любою ценой, любыми средствами, но к началу кампании 1855 года 15 винтовых лодок должны стоять под парами против неприятеля».
Первые, оборудованные паровыми машинами Путилова, 32 винтовые канонерские лодки, предназначенные для плавания в мелководном Финском заливе, вошли в строй в мае 1855 г. В течение следующих восьми месяцев было построено еще 35 канонерских лодок, а также 14 корветов и клиперов. За эти заслуги в создании винтового парового флота Путилов был произведен в надворные советники с назначением старшим чиновником особых поручений кораблестроительного департамента, а также награжден орденом св. Станислава II степени.
Отдельным фактом в послужном списке Путилова шло упоминание о том, что в процессе исполнения этого заказа не было перерасхода средств, наоборот, экономия составила около 4%.
Николай Путилов приобрел Путиловский завод в 1868 году
О заводе
В 1868 году Путиловский завод был приобретен известным российским инженером и предпринимателем Н. И. Путиловым, который за 12 лет превратил металлургическое поначалу предприятие в многопрофильный машиностроительный комплекс. В кратчайшие сроки завод стал основным поставщиком рельсов для железных дорог России, освоил выплавку качественных сталей, производство боеприпасов, вагонов, пушек, орудийных башен для броненосцев, инструментов, крупногабаритных металлоконструкций, других видов промышленной продукции, многие из которых — по собственной технологии.
Освящение Путиловской церкви 9 (22) мая 1906 г.
Одновременно развивалась социальная инфраструктура предприятия: была открыта больница, столовая, библиотека, разбит парк и построен театр, создана эффективная система профессионального обучения. Именно при Н. И. Путилове были заложены основы многоотраслевого производства, традиции «фирменного» профессионального мастерства и создания уникальных инновационных технологий.
Путиловский завод был основным поставщиком рельсов в России
С тех пор многими поколениями путиловцев-кировцев были изготовлены тысячи наименований техники и промышленного оборудования, которые опережали свое время, не имели мировых аналогов. Многие образцы давали путевку в жизнь целым направлениям развития техники. Так, Кировский завод является одним из первопроходцев в зарождении и становлении отечественного турбоэнергомашиностроения, родоначальником сельскохозяйственного и по сегодняшний день — флагманом отечественного тракторостроения в сегменте мощных тракторов. Завод первым в мире организовал серийное производство тяжелых танков и создал первый в мире танк с газотурбинным двигателем Т-80 (1976 год). Эта традиция продолжается и в новейшей истории Кировского завода.
Кировский завод первый в мире создал танк с газотурбинным двигателем
Созданное Н. И. Путиловым в 1873 году акционерное «Общество Путиловских заводов» в течение последующих сорока с лишним лет доказало свою жизнеспособность. К началу Первой мировой войны завод стал важнейшим центром отечественного машиностроения, вышел на ведущие позиции в России и Европе в паровозостроении, производстве артиллерийского вооружения, судостроении, турбостроении.
Путиловцы были передовым отрядом рабочего движения в стране. Они играли важную роль в революционной борьбе и событиях 1905−1907 и 1917 годов. На фронтах Гражданской войны сражались свыше 10 тысяч бойцов-путиловцев, было сформировано 25 боевых воинских единиц — отрядов, полков, батальонов, дивизионов. В период коллективизации тысячи рабочих завода отправлялись в село для создания колхозов.
Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года
В 1920-е годы, в тяжелейших условиях разрухи, на заводе было изготовлено оборудование для Волховской ГЭС, организовано производство тракторов «Фордзон-путиловец» (всего до Великой Отечественной войны завод изготовил около 200 тыс. тракторов). Позднее был освоен выпуск мощных паровых турбин, портальных кранов, проходческих щитов для строительства метрополитена, подъемных сооружений для плотин и шлюзов канала «Москва-Волга», двигателей для зерноуборочных комбайнов, средних танков Т-28, другой продукции военного и гражданского назначения.
Путиловцы были передовым отрядом рабочего движения в начале XX в.
Осенью 1941 года большая часть оборудования и около 15 тыс. человек вместе с членами семей были эвакуированы на Урал, где на Челябинском Кировском заводе (известном как Танкоград) было развернуто массовое производство «танков Победы» — тяжелых танков серий КВ и ИС, а также самоходных артиллерийских установок (САУ) на их базе. Всего с конца 1939 года по май 1945-го в войска поступило более 19 тыс. различных типов тяжелых танков и САУ производства Кировского завода (около 20% общей численности бронетанковой техники, выпущенной танковой промышленностью страны).
Рабочие Кировского завода идут на фронт. 1 ноября 1942 года
В послевоенные годы основными направлениями деятельности Кировского завода стало массовое производство военной техники, тракторов «Кировец», атомное и энергомашиностроение. За прошедшие годы выпущено около 470 тыс. тракторов, 12 тыс. из них поставлены на экспорт в 14 стран мира. Около 40 тыс. «Кировцев» различных модификаций и сейчас работают на полях планеты, а продукция завода обеспечивает работу 50% энергоблоков всех российских и 13 зарубежных атомных электростанций.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Какую продукцию выпускали крупные фабрики и заводы москвы и петербурга в 19 веке путиловский завод
Если мы что-то пропустили, описывая фирмы и предприятия и российских ученых – пишите нам!
irgusalova@polymus.ru
eaivanova@polymus.ru
Подписка на рассылку
Политехникум
Путиловский завод
Евгений Трындин
Автор: научный сотрудник Политехнического музея И.Р. Гусалова.
Предыстория
Новый прорыв в развитии России был связан с эпохой Екатерины Великой (1762–1796). Потребность страны в развитой инженерно-технической мысли была продиктована общими тенденциями экономического развития во второй половине XVIII века. Мощное воздействие на экономическую политику Екатерины II оказывал рост товарного производства в сельском хозяйстве, увеличение роли денег. Шли и интенсивные процессы складывания всероссийского рынка, специализации районов России. На развитие экономики воздействовала и внешняя политика империи. Как и всегда, войны (а их было в царствование Екатерины II много) дорого обходились казне и народному хозяйству, но успешные последствия их для империи — войны вынуждали активно развивать промышленность страны — оказывали благотворное воздействие на экономическое развитие. Война, как часто бывало, становилась главным стимулом технического прогресса. Военные заказы государства были так велики, что требовалось срочное строительство новых металлургических заводов и расширение старых по всей стране: в Карелии, Туле, на Урале и в других местах.
На необъятных просторах России возникали металлургические заводы, расположенные не только у месторождений железных, медных и серебросвинцовых руд, но и не слишком далеко от места сбыта, т.к. удаленность от них сказывалась на себестоимости металла и на его своевременной доставке. Необходимо было учитывать и потребность местного населения в металле на вновь присоединенных территориях.
К концу XVIII века, благодаря победам в войне против Османской империи и Польши, Россия сумела существенно расширить свои границы на юге и западе. Это привело к ликвидации в них рынка шведского металла, поскольку Россия установила высокие пошлины на его ввоз из-за границы, придавая, таким образом, большое значение становлению здесь металлургического производства. Результатом этого, стало появление в западнорусских губерниях, в Донбассе и в Закавказье новых заводов, а в Олонецком крае – модернизация существующих железоделательных заводов.
Правительству Екатерины Великой удалось привлечь в Россию западноевропейских металлургов различных специальностей для совершенствования чугунолитейного производства. Подобный способ решения технических проблем был наиболее типичным для промышленности XVIII века.
Поддерживая контакты с родственниками и деловыми партнерами, проживавшими за границей, иностранные специалисты являлись своеобразным «мостом» между Россией и странами Западной Европы, через который осуществлялся обмен опытом, закупка инструментов и материалов, оборудования, новых образцов изделий, проводился наем мастеров.
Результатом деятельности на российских предприятиях европейских специалистов стало внедрение новейших западных технологий, в том числе и начало производства главного достижения технической мысли XVIII века – паровых машин.
Шотландское начало
Именно в этот период, в 1783 году, по поручению императрицы велись переговоры о приезде в Россию в качестве управляющего Олонецкими заводами талантливого шотландского оружейника Чарльза Гаскойна.
Долгие переговоры с ним самим, а, впоследствии, и с премьер-министром Великобритании о том, чтобы отпустить в Россию лучшего пушкаря Европы, увенчались успехом, и в сентябре 1786 года Чарльз Гаскойн с двенадцатью английскими инженерами прибыл в Россию [1,с.29].
Готовясь к строительству пушечного завода в Олонецком крае, Гаскойн привез с собою части важнейших машин, нужных для этого производства – цилиндрических, раздувательных, сверлильных и прочих, многие строительные материалы, например, огнеупорную глину и кирпич, значительное количество каменного угля. Вместе с ним прибыли по его приглашению многие другие лица, служившие на Карронском заводе, в их числе два брата Берд, для помощи ему по общему управлению заводами, а также значительное число механиков, химиков, мастеров литейных, сверлильных, модельных, токарных, кузнечных и других.
Екатерина II указом от 2 сентября 1786 года заключила с ним контракт на три года и назначила Гаскойна руководителем Олонецких заводов, затем контракт был продлен, а в 1793 году – заключен бессрочный договор.
В России шотландца Чарльза Гаскойна стали называть Карлом Карловичем Гаскойном.
С именем Чарльза Гаскойна связано появление в России высокоэффективных пушек его изобретения – «карронад», массовых производств по изготовлению дешевых чугунных пушек высокого качества, поршневых цилиндрических воздуходувок, сверлильно-токарных пушечных станков, паровых машин Уатта для производственного использования, железной дороги, угольных шахт, каменноугольных плавок чугуна, стандартных мер веса и объема, художественного литья, пароходного движения и машиностроения в целом.
Под руководством Гаскойна – инженера выдающихся знаний – был почти полностью перестроен и модернизирован Александровский пушечный завод, реконструирован Кончезерский чугуноплавильный завод, и в 1789 году был построен чугуноплавильный завод на острове Котлин, под прикрытием Кронштадской крепости, который и является прародителем Путиловского завода.
Место строительства нового завода было выбрано не случайно: в Кронштадте скопилось большое количество чугунного лома, старых пушек, ядер и старых корабельных якорей. Для избежания расходов на перевозку этого сырья для переплавки в Петрозаводск, решено было устроить небольшой чугуноплавильный завод в самом Кронштадте, что и было поручено Гаскойном, в свою очередь, Карлу Берду.
В мае 1789 года в Кронштадте установили примитивный копер, разбивавший старые пушки, занялись постройкой плавильной печи – это и послужило основой будущего завода.
Завод был небольшим. Работами руководили 10 «художников» — специалисты по чугунному литью, а исполнял руководство Чарльз Гаскойн. Завод выпускал дробь, гранаты (гренады), пушечные ядра, зажигательные снаряды – брандскутели.
Казенный чугунолитейный завод, построенный в Кронштадте по проекту Чарльза Гаскойна, просуществовал на острове Котлин 12 лет, вплоть до февраля 1801 года.
Не всегда дальновидная политика императора Павла I вызвала реальную угрозу войны с Англией и заставила экстренно принять своевременное предложение Гаскойна о перебазировании Кронштадского завода с острова на территорию Санкт-Петербурга.
28 февраля 1801 года Берг-коллегии последовал указ императора Павла 1: «Кронштадский литейный завод на представленном от действительного статского советника Гаскойна основании переместить на предложенное им место, в приложенном при сем плане означенное, употребив на перевозку и временное его устроение десять тысяч рублей из строительных сумм Олонецких заводов» [2,с.9].
Днем рождения нового завода считается 3 (15) апреля 1801 года, когда на нём было отлито первое пушечное ядро, в дальнейшем завод выполнял заказы по производству артиллерийских боеприпасов. Это производство положило начало будущему промышленному гиганту – Путиловскому заводу.
Завод стал называться Санкт-Петербургским казенным чугунолитейным заводом.
Среди первых его руководителей — выходцы из Шотландии: Карл Гаскойн (1801–1806), Адам Армстронг (1807–1818) и Матвей Кларк [1,с.31].
Вклад шотландцев в развитие российской промышленности, и в частности, Санкт-Петербургского казенного завода, переоценить трудно.
При Гаскойне на заводе отливались военные снаряды и припасы, были введены новые технологии литья. В то же время началось производство весов, гирь, пуговиц, фонарей, ремней с медной чешуей для киверов, было начато первое художественное литье.
Адам Армстронг управлял заводом 12 лет. По указу Александра I от 1808 года предписывалось завод расширить. К 1809 году на заводе работало 390 человек, началась перестройка завода и его расширение. Вводились новые производственные площади – каменные мастерские. В 1810 году завод был удостоен посещением Его Императорским Величеством Александром I. Помимо военной продукции на заводе активизировалось развитие машиностроительного производства, изготовление паровых машин, механизмов для прокатного отделения, станков. Скульптуры, отлитые в те времена, и поныне украшают Санкт-Петербург.
С именем Матвея Егоровича Кларка (так на русский манер называли Мэтью Кларка) cвязано расширение ассортимента выпускаемой продукции: чугунные ядра, бомбы, снаряды для нарезных пушек, крепления и балки для шпиля Петропавловской крепости, железнодорожные мосты через Обводный канал и реку Славянку.
Крупнейшее наводнение 7 ноября 1824 года – самое большое со времени основания Санкт-Петербурга – стало драматическим событием в истории предприятия. Один из очевидцев писал: «…самое ужаснейшее опустошение произведено на Санкт-Петербургском чугунолитейном заводе. Число погибших 152 человека».
Было решено перенести завод на более защищенное место. В 1825 году М. Кларк был назначен членом комиссии по возведению нового Санкт-Петербургского литейного завода (на 7-й версте Шлиссельбургского тракта), названного Александровским. После пуска завода 14 декабря 1826 года Кларк становится его директором, пребывая на этом посту до 1842 года. Завод вошел в совместное управление с Олонецкими заводами и находился в полном распоряжении Департамента горных и соляных работ. В дальнейшем Александровский завод развивался самостоятельно.
Старый (будущий Путиловский) по именному указу Николая I был отделен от Олонецких заводов и передан Морскому ведомству. Его привели в порядок и назвали «Старым чугунолитейным заводом». Работы здесь продолжались, но производство постепенно свертывалось, рабочих переводили на другие места.
Только в 1842 году, когда завод передали в ведение Общества владельцев горных заводов (фактически — промышленнику Сергею Ивановичу Мальцеву), началась жизнь на «Старом чугунолитейном заводе» [3,с.20]. Три года это Общество катало на заводе рельсы для строящейся Николаевской железной дороги. Но предприятие оказалось малорентабельным: опыт прокатки железнодорожных рельсов в России отсутствовал и, производимая продукция имела весьма низкое качество – была хрупкой и плохого профиля.
В 1845 году завод вновь остановился. Некоторые его постройки пришли в полную негодность, печи разрушились, мастерские остались без хозяина, и предприятие вновь перешло в казну. Завод за Нарвской заставой бездействовал, пока его летом 1848 года император Николай I пожаловал своему приближенному гвардии полковнику (впоследствии – генерал-адъютанту) Н.А. Огареву сначала во временное владение, а затем в собственность (1855). С этого времени завод стал называться просто «Заводом Огарева» [3,с.21]. По характеру производства это было механическое, железопрокатное, железоковальное и литейное производство. На нем изготовляли детали мостов для железных дорог, лафеты к орудиям, станки, небольшие суда и рельсы. На одной из промышленных выставок продукция предприятия была даже отмечена специальной премией.
С 1856 года дела завода заметно ухудшились, Огарев стал терпеть убытки и был вынужден заложить предприятие в Государственном заемном банке, а затем и вовсе закрыть завод. Он сдал завод в аренду фирме петербургского купца 1-й гильдии Василия Хенлея «И. Дей и К°». Эта фирма получила в 1858 году казенную ссуду на организацию производства, но не смогла ее эффективно использовать и довела завод до банкротства.
В марте 1864 года Н.А. Огарев продал завод кредиторам Василия Хенлея купцу Вильгельму Риттеру и барону Константину Карловичу Фелейзену, которые, в свою очередь в январе1868 года фактически заброшенный завод продали Н.И. Путилову, что позже было зафиксировано указом сената от 7 (19) марта 1869 года (галерея: фото №15,№12). Именно с этого времени началась новая история завода, который очень скоро стали называть Путиловским.
Путиловский. Становление промышленного гиганта
Выдающийся предприниматель Н.И. Путилов превратил завод в одно из крупнейших предприятий России, настоящий промышленный гигант, выпускавший широкий спектр продукции – от рельсов и паровозов до орудий, снарядов и военных кораблей.
Побудительной причиной покупки Путиловым огаревского завода стало развертывание в стране железнодорожного строительства. Россия закупала в большом количестве рельсы, главным образом в Англии, Бельгии и Германии.
Обладавший стратегическим мышлением Путилов раньше других российских предпринимателей понял, что именно производство рельсов становится главным в металлургии, стратегически важным для государства. Н.И. Путилов изъявил готовность заняться изготовлением рельсов, предложив Министерству путей сообщения в кратчайшие сроки руками русских мастеровых изготовить и поставить нужное количество рельсов из своих российских материалов. Путилов гарантировал их прочность с введением значительного усовершенствования: железные рельсы делать со стальной головкой. Такой способ был разработан самим Путиловым и запатентован им в Европе. Заявление хозяина Путиловского завода о гарантии высокого качества продукции не было декларативным. В доказательство своих слов Путилов предоставил компетентным чиновникам министерства официальное заключение технических экспертов о блестящих результатах проверки на прочность рельсов, изготовленных по его способу.
Предложение было принято, так как оно совпало с желанием правительства заменить импорт своим производством хотя бы частично.
Договор на поставку рельсов Министерству путей сообщения был заключен 15 июня 1867 года, в соответствии с которым, Путилов обязался построить в течение семи лет завод по выделке рельсов для правительственных железных дорог производительностью от 300 тысяч до 400 тысяч пудов железнодорожных рельсов по цене 1рубль 45 копеек за пуд, включая стоимость доставки их до Петербургской станции Николаевской железной дороги [4,с.56].
Однако в намеченные планы внесла коррективы аварийная ситуация, случившаяся зимой 1867 года. В декабре этого года ударили сильнейшие морозы, на реках встал лед, залив замерз, навигация прекратилась, торговля замерла. А на Николаевской железной дороге полопались рельсы, закупленные в Англии и рассчитанные на европейский климат, хотя по гарантии они должны были прослужить еще год. Имеющийся запас рельсов для ремонта быстро истощался. Из-за повреждения путей возникла опасность остановки движения, могли нарушиться миллионные контракты, коммерсантам грозила уплата гигантских неустоек.
В срочном порядке, 2 января 1868 года Путилов получил от правительства заказ на 5 тысяч пудов рельсов ежесуточно, причем поставки начать через 18 дней после принятия заказа.
Уже 20 января 1868 года, на новом заводе было положено начало выпуску продукции. Цена на рельсы со стальной головкой была установлена в размере 1 рубля 88 копеек – гораздо дешевле заграничных.
В фантастический даже для наших дней срок, всего за 18 дней, Путилов сумел наладить дело, которое до него разваливалось не один год. Не надеясь сразу найти квалифицированных специалистов и не пытаясь получить их из-за рубежа, как делали это многие заводчики, Путилов бросил клич по городам и губерниям, что набирает людей на обучение ремеслу. И за несколько дней принял на завод полторы тысячи человек. Сам Путилов при этом сутками не покидал завода.
Оригинальность мышления Путилова и его способность предвидения проявилась еще и в том, что он сумел оценить возможность применения отслуживших свой срок рельсов, миллионы пудов которых валялись по обочинам железнодорожных путей.
Завод Путилова получил право в счет будущих поставок монопольно использовать отслужившие свой срок железнодорожные рельсы.
«Особенно замечательно то обстоятельство, — отмечала пресса того времени, — что в самом заводе нет иностранцев, а главным материалом служат отожженные английские рельсы, сделанные из металла вполне дурного качества. Из этого дурного иностранного материала русскими инженерами и русскими рабочими с прибавлением пудлинговой стали выделываются на заводе рельсы высокого качества, как доказали испытания, бывшие 3 февраля 1868 года» [5,с.39].
Путилов стремительно вел работы по расширению предприятия, основанного в начале XIX века. Через год на заводе уже было две тысячи рабочих. Там работало несколько мастерских: прокатные, литейные, механические и бессемеровские кузницы. В семидесятые годы было начато строительство сталелитейной и мартеновской мастерской [5,с.41].