какую позицию занимало дворянство в период правления василия шуйского
Какую позицию занимало дворянство в период правления Василия Шуйского?
Само появление Шуйского на троне было результатом сговора бояр, которые согласились сделать его царем при условии, что он подпишет ограничительный документ, который поставит его в зависимость от Боярской думы и ограничит в правах. Боясь, что царство «уплывет» от него, Шуйский подписывает документ, чего, кстати, до него не делал ни один русский правитель.
Церковным служителям за их поддержку Шуйский гарантировал неприкосновенность их земель и защиту.
Но слабость Шуйского как правителя в конце концов привела к его свержению в 1610 году. Бояре вынудили его вместе с женой постричься в монахи. Поскольку среди бояр не было ни одного кандидата на трон, который мог бы устраивать всех или, по крайней мере, большинство, было создано боярское правительство.
В нашей стране с советским образованием и историческими познаниями очень мало людей знают реальность об крепостном праве. Крепостное Право было такой государственной обязанностью служить государю (царю) всем- и крестьянам и дворянам одинаково. Дворянин был обязан служить по статской (штатской, не военной) или военной службе. Многие дворяне выбирали именно военную службу, потому что она считалась более престижной.
Оба писателя в своих произведениях отражали реалии 19 века. В этот период происходит развитие капитализма, рост товарно-денежных отношений, поднимается и усиливается буржуазия. Зато феодальное по сути помещичье хозяйство в течение века докатилось до глубокого кризиса. Доходность и эффективность помещичьих имений падала довольно быстро. Уже к середине столетия почти две трети помещиков погрязли в долгах. Однако большинство помещиков-дворян витало в облаках и ничего не делало, чтобы перейти к более прогрессивной системе хозяйствования. Падение доходов они пытались возместить все большим нажимом на крестьянское хозяйство, но возможности крестьян содержать господ были не беспредельны. Это показано в произведениях Ивана Тургенева. После отмены крепостного права помещики получили огромные деньги в качестве компенсации за утерю рабочей силы и части земли. Но деньги многие из них вложили не в бизнес, а просто проели, прогуляли, проиграли в карты. Рубеж 19-20 вв отмечен массовым разорением помещиков. Этот процесс отлично показан в Вишневом Саде Антона Чехова. Таким образом, великие русские писатели ничего не придумали, они заметили и отметили естественный процесс крушения господствующего класса дворян.
В период же средневековья этот титул, по значимости стоял, сразу же за королем.
По сути герцог и был полновластным владельцем своих земель, которые, зачастую, представляли собой старо-франкские или старо-германские племенные объединения. Например, как герцогство Бургундское, состояло из германских племен бургундов.
По сути герцогство это было мини-королевство, чисто номинально, находившееся под центральной власть короля.
Многие герцогства превосходили богатством и военной мощью своих королей. Например, тоже герцогство Бургундское или, скажем, герцогство Аквитанское, вообще владевшее третью Франции.
Кстати именно из-за герцогини Аквитанской, Элеоноры Аквитанской, и началась, впоследствии, Столетняя война, ибо она, выйдя, вторично, замуж за английского короля, принесла ему в приданое одну треть Франции.
Впоследствии, французские короли всеми правдами и неправдами старались поставить герцогами своих отпрысков.
Да, вот они герцоги-то!
Дворянские семьи были разными. Мы привыкли по фильмам и книгам видеть самую богатую часть дворянства. А ведь были и достаточно бедные дворяне. Не голодали, конечно, но средств имели «впритык». Соответственно была разница и в воспитании детей.
Вообще, по русской традиции, лет до 3-5-7 (в зависимости от эпохи, положения родителей, семейных традиций) дети находились в женском окружении (кормилица, няни и т.д.). А позднее мальчики «переходили» в мужские руки (гувернеры, дядьки и т.д.).
Сами высокородные родители практически до конца 19 века очень мало уделяли внимания своим детям. Детская размещалась как можно дальше от парадных покоев и комнат родителей. Родители были «высшей властью», их указания, похвала или порицание были весьма важны для детей. Но в повседневной жизни детей окружали слуги и наемные учителя и гувернеры.
«Школьное» образование дворянские дети получали либо дома, либо в закрытых учебных заведениях (наиболее известны Царскосельский лицей, Пажеский корпус, Смольный институт благородных девиц).
Если вы о Жалованной грамоте дворянству 1785 года от Екатерины II, то это было вообще то продолжение позора после манифеста Петра III с его освобождением дворян от обязательной службы. И это было, по большому счёту первым шагом к началу конца империи.
Дворяне из верных слуг Отечества превращались в аморфный класс бездельников и дармоедов. Понятно, что это был вынужденный шаг императрицы-самозванки, за которой не было никаких прав на престол, кроме гвардейских штыков и светлой головы. И тем не менее первые шаги по разложению элиты она сделала.
Ну а ещё вводились Дворянские Собрания с демократическими выборами своего Предводителя, судей и полицмейстеров. Составлялись дворянские родословные книги, в которые вносились только потомственные (а не личные) дворяне.
Ну и что бы быть объективным надо иметь в виду, что полной вольности у них вообще то не было: