какую позицию по отношению к античному философско научному наследию заняли арабские завоеватели
Какую позицию по отношению к античному философско-научному наследию заняли арабские завоеватели?
а) отвергли, забыли, разрушили;
б ) сохранили, развили;
в) отнеслись нейтрально.
Какие вопросы входят в круг исследования проблемы универсалий в средневековой философии?
а) существуют ли виды и роды на самом деле или только в уме?
б) если они реально существуют, то обладают ли они материальным существованием?
в) существуют ли виды и роды в чувственно воспринимаемых вещах?
141.В решении проблемы универсалий существовали следующие позиции:
( а, в, г)
142.Подлинным бытием обладают только роды, а обособленность существования видов и индивидов есть видимость – такова позиция:
а) реалистов;
Б) номиналистов.
143. Один из важнейших методологических принципов средневековья, так называемая «бритва Оккама» выражает идею:
а) « следует отсечь истину от заблуждения»;
б) « сущности не следует умножать без необходимости»;
в) « лезвие знания рассекает истину на «веру» и « безверие».
144. В решении вопроса о соотношения знания и веры кредо Августина и Ансельма выражено формулой:
а) «не ищу разуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь»;
б) « верую, ибо бессмысленно»;
в) « знание превыше всего».
145. Постепенное распространение пантеизма и мистики в философии средневековья повлекло трансформацию традиционных представлений, и в ряде сочинений позднего средневековья ( И.Экхарт, Сузо и др.), например, бог отождествлялся:
а) со светом и протяженностью;
б) с бездной и мраком;
г) всегда только с Благом.
( а, б, в )
Философия Возрождения.
а) религиозно-политическое правозащитное движение эпохи Ренессанса, идеологами которого были протестантские лидеры;
б) совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека и стремление
к созданию благоприятных для личности условий социального существования;
в) потребность доброго отношения к окружающим, свойственное последователям христианского учения;
Какую позицию по отношению к античному философско-научному наследию заняли арабские завоеватели?
а) отвергли, забыли, разрушили;
б ) сохранили, развили;
в) отнеслись нейтрально.
Какие вопросы входят в круг исследования проблемы универсалий в средневековой философии?
а) существуют ли виды и роды на самом деле или только в уме?
б) если они реально существуют, то обладают ли они материальным существованием?
в) существуют ли виды и роды в чувственно воспринимаемых вещах?
141.В решении проблемы универсалий существовали следующие позиции:
142.Подлинным бытием обладают только роды, а обособленность существования видов и индивидов есть видимость – такова позиция:
143. Один из важнейших методологических принципов средневековья, так называемая «бритва Оккама» выражает идею:
а) « следует отсечь истину от заблуждения»;
б) « сущности не следует умножать без необходимости»;
в) « лезвие знания рассекает истину на «веру» и « безверие».
144. В решении вопроса о соотношения знания и веры кредо Августина и Ансельма выражено формулой:
а) «не ищу разуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь»;
б) « верую, ибо бессмысленно»;
в) « знание превыше всего».
145. Постепенное распространение пантеизма и мистики в философии средневековья повлекло трансформацию традиционных представлений, и в ряде сочинений позднего средневековья ( И.Экхарт, Сузо и др.), например, бог отождествлялся:
а) со светом и протяженностью;
б) с бездной и мраком;
г) всегда только с Благом.
а) религиозно-политическое правозащитное движение эпохи Ренессанса, идеологами которого были протестантские лидеры;
б) совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека и стремление
к созданию благоприятных для личности условий социального существования;
в) потребность доброго отношения к окружающим, свойственное последователям христианского учения;
Яку позицію по відношенню до античного філософсько-наукової спадщини зайняли арабські завойовники?
а) відкинули, забули, поруйнували
б) зберегли, розвинули;
в) поставилися нейтрально.
Які питання входять в коло дослідження проблеми універсалій в середньовічній філософії?
а) чи існують види і роди насправді чи тільки в розумі?
б) якщо вони реально існують, то чи мають вони матеріальним існуванням?
в) чи існують види і роди в чуттєво сприймаються речах?
г) всі перераховані вище питання.
141. В рішенні проблеми універсалій існували такі позиції:
(А, в, г)
а) реалістів;
Б) номіналістів.
143. Один з найважливіших методологічних принципів середньовіччя, так звана «бритва Оккама» висловлює ідею:
а) «слід відсікти істину від омани»;
б) «суті не слід множити без необхідності»;
в) «лезо знання розтинає істину на« віру »і« безвір’я ».
144. У вирішенні питання про співвідношення знання і віри кредо Августина і Ансельма виражено формулою:
а) «Не шукаю розуміти, щоб увірувати, але вірую, щоб зрозуміти»;
б) «вірую, бо безглуздо»;
в) «знання понад усе».
145. Поступове поширення пантеїзму і містики в філософії середньовіччя спричинило трансформацію традиційних уявлень, і в ряді творів пізнього середньовіччя (І. Екхарт, Сузо і ін.), Наприклад, бог ототожнювався:
а) зі світлом і протяжністю;
б) з безоднею і мороком;
г) завжди тільки з Благом.
(а Б В)
Філософія Відродження.
а) релігійно-політичне правозахисний рух епохи Ренесансу, ідеологами якого були протестантські лідери;
б) сукупність поглядів, що виражають повагу до гідності та прав людини і прагнення
до створення сприятливих для особистості умов соціального існування;
в) потреба доброго ставлення до оточуючих, властиве послідовникам християнського вчення;
Основной принцип философии Фомы Аквинского.
а) гармония веры и разума;
133.Основной тезис апологетов состоял в следующем:
б) «все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам»;
134. Первый в Европе опыт осмысления истории принадлежит перу:
б) Аврелия Августина;
б) трактат, упорядочивающий и обобщающий теоретический материал;
136. На протяжении средневековья основным источником изучения наследия Аристотеля являлись:
б) арабские переводы Аристотеля и арабские комментарии к нему;
137. Синтез идей Аристотеля, неоплатоников и аль Кинди осуществлен в философии:
138. Автором идеи «двойственной истины» ( о независимом существовании истин религии и философии ) является;
Какую позицию по отношению к античному философско-научному наследию заняли арабские завоеватели?
б ) сохранили, развили;
140. Какие вопросы входят в круг исследования проблемы универсалий в средневековой философии?
141.В решении проблемы универсалий существовали следующие позиции:
142.Подлинным бытием обладают только роды, а обособленность существования видов и индивидов есть видимость – такова позиция:
143. Один из важнейших методологических принципов средневековья, так называемая «бритва Оккама» выражает идею:
б) « сущности не следует умножать без необходимости»;
144. В решении вопроса о соотношения знания и веры кредо Августина и Ансельма выражено формулой:
а) «не ищу разуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь»;
145. Постепенное распространение пантеизма и мистики в философии средневековья повлекло трансформацию традиционных представлений, и в ряде сочинений позднего средневековья ( И.Экхарт, Сузо и др.), например, бог отождествлялся:
Философия Возрождения
б) совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека и стремление
к созданию благоприятных для личности условий социального существования;
Какие изменения в культуре 15 в. оказывали влияние на становление натурфилософии эпохи Возрождения?
в) достижения европейской науки,
148. Отношение Возрождения к античности подразумевало:
б) освоение наследия античности людьми, обладающими Евангелием;
149. В центре внимания философии Возрождения находилась:
в) деятельность человека в этом мире и ради достижения счастья в этой жизни.
150. Важнейшими чертами мировоззрения эпохи Возрождения являются:
151. В понимании гуманистов Возрождения отношения человека с необходимостью выражаются в понятии:
В чем заключается величие человека, с точки зрения Пико дела Мирандолы, изложенной им в «Речи о достоинстве человека»?
б) в способности рационально познавать мир;
153. Точке зрения гуманистов эпохи Возрождения соответствуют следующие утверждения:
г) человек сам определяет свое место в мире;
154. Родоначальником гуманистического движения в Италии считают:
а) Франческо Петрарку;
?155. Что начинает рассматриваться в качестве главных добродетелей человека в эпоху Возрождения?
С точки зрения гуманистов эпохи Возрождения, по отношению к фортуне возможна ли свобода воли?
?157. В трактовке одного из гуманистов, в частности, К.Салютати, представленной в его сочинении « О роке, судьбе и случае», фортуна есть:
а) сила, исходящая из неба;
??158. Что почитается как высшая форма деятельности в эпоху Возрождения?
а) созерцание выше всякой деятельности;.
б) производительный труд;
. 159. Антропологическую позицию Макиавелли можно выразить словами:
а) «человек – самое возвышенное существо в этом мире»;
+б) «две главные силы движут людьми – любовь и страх»;
в) « причина испорченности и безбожия людей в засилье логики и диалектики».
160. С точки зрения Макиавелли, основу всякого государства составляют:
а) религия и философия;
161. Самое известное произведение Эразма Роттердамского, в котором содержится сатира на современное ему общество, это:
б) «Похвала глупости»;
162. В соответствии с философией Мартина Лютера, о промысле божьем знать нельзя, но есть знак предопределения, осязаемый знак избранности человека. Это:
163. Теоретиком протестантской реформы, автором идеи спасения через личную веру и только веру являлся:
164.Моральная доктрина Эразма Роттердамского опирается на один из древнейших принципов:
б) «ничего сверх меры».
165. Дух предпринимательства получил свое обоснование :
а) в этике протестантизма;
Западноевропейская философия ХVII века
167. Фрэнсис Бэкон провозгласил новую регулятивную идею эпохи, которая утверждала:
б) примат науки и технического знания над теологическими рассуждениями.
168. ХVII век традиционно называют:
а) «веком бунтарства»;
170. В понимании людей ХVII столетия человеческий разум представал :
б) безграничным, как абсолютный Разум.
171. Блез Паскаль, выдающийся математик и мыслитель ХVII столетия, в своих рассуждениях о человеке, сравнивая его с тростником, отмечал его важнейшую особенность. Она заключается в том, что человек – «тростник..»:
172. Какая из наук в ХVII веке первой достигла теоретической зрелости и в связи с этим определила особенности складывающейся научной картины мира:
. 173. Все знания могут быть выведены из неких самоочевидных базисных положений – такова точка зрения:
?а) представителей эмпиризма;
б) представителей рационализма;
в) сторонников догматизма.
174. В понимании Рене Декарта, человек – это:
в) природный механизм, действующий на основе условного рефлекса.
175. Направление в теории познания, согласно которому источником знания является опыт, это:
176. Представителем рационализма не был:
179.Б. Спинозе принадлежит афоризм, раскрывающий его уверенность в плодотворности «интеллектуальной любви к Богу»:
б) «не плакать, не смеяться, но понимать»;
. 180. Характеризуя бытие человека через такие состояния, как «непостоянство, тоска, тревога», раскрывая суть «не подлинного» человеческого существования, Блез Паскаль тем самым в ХVII веке предвосхищает трактовку бытия человека в философии:
??181. Необходимость замены естественного состояния людей на гражданское обосновывал в своих трудах:
182. Учение Ф.Бэкона относится к :
В вопросе о субстанции Декарт был:
184. Метод научного познания, разработанный Р.Декартом, включал следующие правила:
а) начинать с простого и очевидного; путем дедукции получать более сложные высказывания; действовать так, чтобы не пропустить ни одного звена в умозаключении;
185. Что, по существу, подразумевалось под естественными законами, по Т. Гоббсу:
а) нравственные установки;
Расположите авторов в порядке перечисления их философских трудов: «Мысли», «Левиафан», «Этика».
187. По мысли Б. Спинозы, подлинная свобода противостоит:
188. Развитие теории естественного права, обоснование идеи разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную в ХVII веке было осуществлено:
Определите пропущенное слово:
190. Направление в теории познания ХVII, близкое эмпиризму:
191. Основной методологический принцип Р.Декарта:
193. В каком соотношении находились философия и наука XVII в.?
б) взаимодействовали друг с другом.
194. Учение Ф.Бэкона относится к :
2 часть История философии ТЕСТЫ. Тесты по философии подготовлены в соответствии с государственным образовательным стандартом по циклу Общие гуманитарные и социальноэкономические дисциплины
84. Что есть логос, по Гераклиту?
а) природный, мировой закон;
б) взаимосвязь и взаимозависимость противоположных сторон;
в) изменчивость мира;
г)Богом определяемый порядок мира.
85 . Какими качествами обладало число у пифагорейцев?
а) было вещественной, материальной сущностью всех вещей;
б ) принимало форму геометрических, пространственных образов;
в) обладало таинственной, мистической силой.
86. Какое из нижеперечисленных чисел было началом, первокирпичиком мира у пифагорейцев?
в) 7.
87. Гераклиту принадлежит изречение:
а) меру во всем соблюдай;
б) я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого;
г) нельзя дважды войти в одну и ту же реку.
88. Первая аксиома Парменида гласит:
б) познай самого себя;
в) бытие есть, небытия же вовсе нет;
г) проживи незаметно.
89. Элеаты полагали, что:
б) богам нет дела до людей, они живут в межмировых пространствах (междумириях);
в) мир есть огонь мерами возгорающий и мерами затухающий,
г) люди подобны узникам, прикованным к стенам пещеры.
90. О множестве вещественных начал мироздания в античной философии учили:
а) Фалес, Биант, Питтак, Солон;
б) Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит;
в) Гомер, Гесиод, Орфей, Ферекид;
г) Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Кратил.
91. Почему Парменида называют первым европейским метафизиком?
а) его мир состоял из неизменной сплошной массы вещества;
б) его мир был противоречив и незакончен;
в) выступал против дискретных, множественных, изменяющихся, противоположных начал мира.
92. Что пытался доказать в своих знаменитых апориях
(трудноразрешимых противоречиях) Зенон?
а) существование движения;
б) невозможность движения.
б) особенностями пространства;
в) божественным предопределением;
г) формой атомов.
94. По Гераклиту первоначалом всего сущего является:
г) огонь.
95. Какое еще название имел раннегреческий этап развития античной философии?
в) досократовский.
96.Деятельность каких греческих философов принадлежит к так называемому классическому периоду( V—IVвв.до н. э.) развития философии?
ж) Сократа.
97. Что является источником философского знания, со гласно Сократу?
а) процесс познания мира;
б) жизнь человека в обществе;
в) знание о неизбежности смерти;
г) постоянная духовная неудовлетворенность.
98. Учение об идеальном государстве создал:
г) Платон.
99. Каковы, на Ваш взгляд, негативные стороны философии софи стов?
а) пытались научить людей спорить, аргументированно доказы вать свою правоту;
б) дистанцировались от морали;
в) шлифовали язык диалога;
а) высказывание софиста Протагора;
б) афоризм Гераклита;
в) апория Зенона.
101. Чем философия Сократа отличалась от философии софистов?
а) Сократ пытался вести спор не ради победы в споре, а ради достижения истины;
б) у Сократа подвергались обсуждению в том числе этические понятия («спра ведливость», «мужество», «добро» и др.)
в) философия у Сократа —это прежде всего знание жизни.
102. Философию Платона в целом можно охарактеризовать как:
а) наивный материализм;
б) субъективный идеализм;
в) объективный идеализм.
103.В чем суть познания, по Платону?
а) в добывании новых фактов;
в) в теоретической деятельности.
104. В числе произведений Платона следующие:
а) «Апология Сократа»;
в) диалоги «Пир», «Законы», «Парменид».
105. Концепция познания как «припоминания» принадлежит:
в) Аристотеля.
107.Аристотель называл «первой философией»:
в) этику.
108.Основные онтологические понятия философии Аристотеля:
д) все вышеперечисленные.
110.Что характерно в целом для философии эллинистичекого периода?
а) утрата интереса к всеобъемлющим спекулятивным размышлениям;
б) повышенный интерес к проблемам гносеологии;
в) тенденция обращения к насущным человеческим проблемам, поворот к этике.
111. По Эпикуру, цель философии:
б) помочь постичь первопричину бытия;
в) научить побеждать в споре.
112.Счастье как свобода от всяческих оков и, прежде всего, от неоправданных мнений. Такова точка зрения:
в) Диогена.
113.Счастье заключено « в свободе от печали, в умеренности чувств и расположении души, полагающих всему пределы, назначенные природой», с точки зрения:
в) скептиков.
114.Основателем скептицизма считают:
а) Гераклита Эфесского;
б) Пиррона Элидского;
в) Диогена Лаэртского.
115. Представителями стоицизма являются:
в) император Марк Аврелий;
г) поэт Гомер.
116. Идеал стоиков таков:
а) подчинение страстей разуму;
б) получение максимальных удовольствий в жизни;
в) отрицание жизни как источника страданий.
117. Время и место возникновения философского учения неоплатонизма:
а) Афины, 5 век до н.э.;
б) Александрия, 3 век н.э.;
в) Спарта, 1 век н.э.
118.Какие из идей Платона получили дальнейшее развитие в неоплатонизме?
а) учение о «едином» и благе;
б) концепция познания как припоминания;
в) идея об антагонизме души и тела.
119.Эманация в неоплатонизме понимается как:
а) непротиводействие злу насилием;
б) естественный, природный ход вещей;
в) способ рождения мира из Божественного начала.
120. С точки зрения неоплатоников, материя – это:
а) субстанция, первооснова всего сущего;
б) иллюзия человеческого сознания;
в) угасание, недостаток Божественного начала.
121. С позиций неоплатонизма, познание Единого происходит:
а) преимущественно рационально-логическим путем;
б) посредством экстаза;
в) познание Единого вообще недоступно человеку ни в какой мере.
Философия средних веков
122. Почему в средневековую эпоху философия была «служанкой богословия»?
а) потому что авторитет церкви, Священного Писания был неизмеримо выше любой философской идеи;
б) одни устали от философии, другим, в отличие от простых хрис тианских истин, она была непонятна;
в) философия окончательно себя изжила.
123. Как называется христианское богословие 1-8 вв., создавшее основу средневековой философии?
г) все ответы неправильные.
124.Что такое патристика?
а) учение отцов церкви позднего периода средневековья ( X — XIV вв.);
б) учение отцов церкви (теософов) периода перехода от античной к средневековой философии (II—IV вв. н. э.).
125. Какая из ниже предложенных схем является правиль ной применительно к мировоззрению средневековья?
природа человек человек
человек природа
126. Изречение «Верую, потому что абсурдно» приписывают:
д) Афиногору.
127. В гносеологическом плане средневековые мыслители в основном придерживались следующих убеждений:
а) «тварный» мир непознаваем;
б) мир, сотворенный Богом, рационален и постижим;
в) Бог рационально не постижим;
г) общезначимой истины не существует.
128. Важнейшей особенностью, регулятивным принципом философии средневековья является:
д) антропоцентризм.
129. Аврелий Августин написал следующие произведения:
б) «О блаженной жизни»;
д) «Гортензий».
130. Основные цели схоластики:
а) создать философский метод по изучению природного мира;
б) с помощью разума проникнуть в истину веры и прибли зить ее к мыслящему духу;
в) придать религиозной и теологической истине система тическую форму при помощи философских методов;
г) сформулировать основы социальной философии;
д) использовать философские аргументы для исключения возможности критики святых истин.
131. Среди черт средневековой философии наиболее важны следующие:
а) зависимость от религиозной идеологии;
в) обращенность в прошлое – традиционализм;
г) склонность к назидательности и дидактизму;
д) увлеченность формально-логической стороной познавательной деятельности;
е) свобода в вопросах осмысления устройства мира;
ж) удаленность философских размышлений от проблем этики.
132. Основной принцип философии Фомы Аквинского.
а) гармония веры и разума;
б) «верую, ибо абсурдно».
133.Основной тезис апологетов состоял в следующем:
а) «все течет, все меняется»;
б) «все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам»;
в) « идеи христианства безумны и их должно отвергнуть».
134. Первый в Европе опыт осмысления истории принадлежит перу:
а) Григория Нисского;
а) запись философских диалогов на богословские темы;
б) трактат, упорядочивающий и обобщающий теоретический материал;
в) сборник самостоятельных поэтических текстов, объединенных теологической проблематикой.
136. На протяжении средневековья основным источником изучения наследия Аристотеля являлись:
а) пересказы основных идей Аристотеля, сохранившиеся в фольклоре европейских народов;
б) арабские переводы Аристотеля и арабские комментарии к нему;
в) к наследию Аристотеля как представителя языческой философии в средневековье вообще не было никакого интереса.
137. Синтез идей Аристотеля, неоплатоников и аль Кинди осуществлен в философии:
в) Аверроэса.
138. Автором идеи «двойственной истины» ( о независимом существовании истин религии и философии ) является;
в) апостол Павел.
139. Какую позицию по отношению к античному фило софско-научному наследию заняли арабские завоеватели?
а) отвергли, забыли, разрушили;
б ) сохранили, развили;
в) отнеслись нейтрально.
140. Какие вопросы входят в круг исследования проблемы универсалий в средневековой философии?
а) существуют ли виды и роды на самом деле или только в уме?
б) если они реально существуют, то обладают ли они материальным существованием?
в) существуют ли виды и роды в чувственно воспринимаемых вещах?
е) позитивизм.
142.Подлинным бытием обладают только роды, а обособленность существования видов и индивидов есть видимость – такова позиция:
б) номиналистов.
143. Один из важнейших методологических принципов средневековья, так называемая «бритва Оккама» выражает идею:
а) « следует отсечь истину от заблуждения»;
б) « сущности не следует умножать без необходимости»;
в) « лезвие знания рассекает истину на «веру» и « безверие».
144. В решении вопроса о соотношения знания и веры кредо Августина и Ансельма выражено формулой:
а) «не ищу разуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь»;
б) « верую, ибо бессмысленно»;
в) « знание превыше всего».
145. Постепенное распространение пантеизма и мистики в философии средневековья повлекло трансформацию традиционных представлений, и в ряде сочинений позднего средневековья ( И.Экхарт, Сузо и др.), например, бог отождествлялся:
а) со светом и протяженностью;
б) с бездной и мраком;
г) всегда только с Благом.
а) религиозно-политическое правозащитное движение эпохи Ренессанса, идеологами которого были протестантские лидеры;
б) совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека и стремление
к созданию благоприятных для личности условий социального существования;
в) потребность доброго отношения к окружающим, свойственное последователям христианского учения;
г) все ответы правильные.
147. Какие изменения в культуре 15 в. оказывали влияние на становление натурфилософии эпохи Возрождения?
а) появление зачатков рыночного хозяйства и капиталистических отношений;
б ) отделение церкви от государства;
в) изобретение книгопечатания;
в) достижения европейской науки,
г) все вышеперечисленное.
148. Отношение Возрождения к античности подразумевало:
а) точную реставрацию старых идеалов;
б) освоение наследия античности людьми, обладающими Евангелием;
149. В центре внимания философии Возрождения находилась:
а) природно-космическая жизнь;
б) религиозная жизнь и проблема спасения;
в) деятельность человека в этом мире и ради достижения счастья в этой жизни.
150. Важнейшими чертами мировоззрения эпохи Возрождения являются:
д) индивидуализм;
151. В понимании гуманистов Возрождения отношения человека с необходимостью выражаются в понятии:
г) рок.
152. В чем заключается величие человека, с точки зрения Пико дела Мирандолы, изложенной им в «Речи о достоинстве человека»?
а) в возможности быть эстетически прекрасным;
б) в способности рационально познавать мир;
в) в силе противостоять природе и управлять ею;
г) в искусстве быть творцом самого себя.
153. Точке зрения гуманистов эпохи Возрождения соответствуют следующие утверждения:
а) границы человека определены природой;
б) Бог дал человеку свободную волю, и сам человек должен решать свою судьбу;
в) человек подвержен космической судьбе и должен поступать в соответствии с космическими( божественными ) законами;
г) человек сам определяет свое место в мире;
д) «люди должны.. предоставить божественному провидению.. действовать через их руководителей.. и управлять ими так, как если бы они были трупом».)
154. Родоначальником гуманистического движения в Италии считают:
а) Франческо Петрарку;
б) Леонардо да Винчи;
в) Мартина Лютера.
155. Что начинает рассматриваться в качестве главных добродетелей человека в эпоху Возрождения?
в) лояльность по отношению к светской власти;
д) разносторонность.
156. С точки зрения гуманистов эпохи Возрождения, по отношению к фортуне возможна ли свобода воли?
в) такой вопрос ими не рассматривался, так как относился к богословским вопросам и не представлял философского интереса.
157. В трактовке одного из гуманистов, в частности, К.Салютати, представленной в его сочинении « О роке, судьбе и случае», фортуна есть:
а) сила, исходящая из неба;
в) результат взаимодействия социальных нужд, капризов торговли, игр конкуренции, обстоятельств личного порядка и пр.;
г) порядок причин, восходящий к первой причине.
158. Что почитается как высшая форма деятельности в эпоху Возрождения?
а) созерцание выше всякой деятельности;
б) производительный труд;
в) религиозное делание ( молитва, изучение Библии, отправление религиозных обрядов и т.д.);
г) художественное творчество;
д) научная деятельность.
159. Антропологическую позицию Макиавелли можно выразить словами:
а) «человек – самое возвышенное существо в этом мире»;
б) «две главные силы движут людьми – любовь и страх»;
в) « причина испорченности и безбожия людей в засилье логики и диалектики».
160. С точки зрения Макиавелли, основу всякого государства составляют:
а) религия и философия;
в) «царство божие» на земле.
161. Самое известное произведение Эразма Роттердамского, в котором содержится сатира на современное ему общество, это:
а) « Об ученом незнании»;
б) «Похвала глупости»;
в) «Ярмарка тщеславия»;
г) «На всякого мудреца довольно простоты».
162. В соответствии с философией Мартина Лютера, о промысле божьем знать нельзя, но есть знак предопределения, осязаемый знак избранности человека. Это:
а) внешняя красота, эстетическое совершенство человека;
в) набожность и аскетизм.
163. Теоретиком протестантской реформы, автором идеи спасения через личную веру и только веру являлся:
б) Эразм Роттердамский;
в) Мартин Лютер.
164.Моральная доктрина Эразма Роттердамского опирается на один из древнейших принципов:
б) «ничего сверх меры».
165. Дух предпринимательства получил свое обоснование :