какую попытку предприняли русские космисты
Все за 5 минут Краткий гид по русскому космизму
На прошлой неделе внезапным интернет-мемом стал термин «русский космизм» — после того как редакция издания «Русская планета» была разогнана инвесторами за «недостаток космизма». «Воздух» попросил преподавателя философского факультета МГУ Максима Горюнова составить краткий гид по русскому космизму.
Откуда взялся термин «русский космизм»?
Федор Иванович Гиренок — о самом главном Фотография: facebook.com/girenok Есть мнение, что термин «русский космизм» придумал философ-почвенник Федор Иванович Гиренок, занимающий сейчас должность заведующего кафедрой на философском факультете МГУ. В научном мире Гиренок известен как автор эпатажных теорий о том, что человек — не разумное, а галлюцинирующее существо, и мы произошли не от умной обезьяны, взявшей в руки палку-копалку, а от обезьяны, страдающей от аутизма. А кроме того, ударными статьями о великой сермяжной правде в газете «Завтра» и неистовой критикой современной науки за слабость дерзаний. В негласных рейтингах философов он располагается в первой десятке вместе с Валерием Подорогой, Олегом Генисаретским, Павлом Тищенко и другими корифеями из Института философии Академии наук.
Сам Федор Иванович не против, когда его называют крестным отцом русского космизма и в свое время дал несколько интервью, в которых так прямо и заявил: да, это моя идея.
В чем главная идея?
Если отбросить шелуху, русский космизм — это история мечтаний нескольких экстравагантных мыслителей конца XIX — начала XX века о том, каким станет человечество, когда наука и техника позволят ему преодолеть природные несовершенства, вырваться за пределы планеты Земля и даже, возможно, воскресить мертвых. В каком-то смысле это научная фантастика с сильной философской базой. Как если бы Герберт Уэллс вдруг решил сочинять вместо романов о далеком будущем развернутые долгосрочные прогнозы, впадая иногда в ядреный метафизический пафос.
Когда появился русский космизм и почему?
С чего все начиналось? С того, что наука начала радикально менять жизнь людей. Она и сейчас ее меняет, но сто лет назад этого никто не ожидал.
Нам трудно представить, что творилось в голове у малограмотного мужика из, допустим, дремучей архангельской деревни, да еще и старообрядца, совершенно дикого, когда он попадал в один из столичных городов. Мощнейший культурный шок, потрясение, ужас. Или как реагировал мелкий чиновник, живущий в какой-нибудь патриархальной Костроме, где всюду колокола, посконность и лапти, на известие о первом успешном полете? Тоже шок, тоже потрясение.
Из этого шока, появилось много странного, в том числе и неясные ожидания. «Что нас ждет?» — спрашивали люди. Эра сказочного процветания или геенна огненная?
Как пишет в своей кандидатской диссертации Екатерина Мельникова, исследователь из Европейского университета в Петербурге, несколько тогдашних издательств, ориентированных на крестьян, только-только выучившихся читать, начали выпускать брошюры о скором конце света, которые с большой охотой раскупались на ярмарках вместе с лубочными картинками и всяким остальным народным творчеством. Крестьяне, наблюдая, как вдоль дорог устанавливают столбы и протягивают провода, по привычке ждали второго пришествия. И в самом деле — чего хорошего ждать от электрического освещения? Только ангелов апокалипсиса.
У беспочвенной либеральной интеллигенции, напротив, ожидания были самые радужные. Каждое новое усовершенствование: телефон, прививки от оспы, наркоз, психоанализ, дирижабли и двигатель внутреннего сгорания — возбуждало аппетит. Если мы можем полететь на дирижабле из одного города в другой, то почему бы нам не перемещаться между планетами? На наших глазах сказка становится былью — вперед, вперед, вперед.
Кто был главным русским космистом?
Николай Федоров Картина: Пастернак, Леонид Осипович Философ Николай Федоров (1829–1903). Находясь под впечатлением от успехов науки, он в какой-то момент прямым текстом заявил: а почему бы нам не воскресить всех наших предков? И в самом деле, друзья, раз уж инженер Попов изобрел при помощи своей головы и логарифмической линейки такое чудо, как радио, не замахнуться ли нам на воскрешение людей?
Тогда казалось, что телеграмма из Сызрани в Рязань и всеобщее воскресение по научному методу — это задачи сопоставимого уровня сложности. Решили первую, решим и вторую. Это сейчас прогресс равняется обновленной версии бесполезного гаджета. Никакого волшебства не осталось и в помине. А во времена космистов оно лилось рекой.
Сам Федоров работал в Москве в Румянцевском музее и был известный аскет и бессребреник. В наше время мы привыкли к тому, что аскеты и бессребреники, особенно если они ходят в церковь, истово презирают науку и, как архикрестьянин Герман Стерлигов, время от времени предлагают россиянам жечь колдунов. Федоров был другим. Наука и философия, говорил он, должны действовать, должны бороться с силами природы, зараженной грехом, до полной и окончательной победы. То есть до всеобщего воскресения, когда технологии смогут вернуть к жизни наших предков вплоть до Адама.
Этот поворот с воскрешением — он очень странный. Историк русской философии профессор Зеньковский так и пишет — Федоров уклонился в магизм и фантастику. Почему его так повело? До того он сочинял нормальные с точки зрения русской философии вещи: про покаяться и простить, например. Видимо, ажиотаж и даже угар от новых возможностей сильно кружил голову и философу тоже.
А кто еще был космистом?
Константин Циолковский (1857–1935) — еще один захватывающий герой. Бедный школьный учитель, с женой и детьми, в провинциальной Калуге в свободное от работы время занят тем, что вместе со своим другом, налоговым чиновником, клеит модели дирижаблей, способных покорять дальние планеты. Не странно ли — живя в исконной избе с печным отоплением, иконами в красном углу и керосиновой лампой, рисовать чертежи металлических летательных аппаратов?
Александр Чижевский (1897–1964) — странный, очень странный советский ученый, часто бывавший в гостях у Циолковского в Калуге. Придумывает люстру, ионизирующую воздух — кажется, полезная вещь, и пишет умопомрачительные, на грани безумия, гимны Солнцу, похожие на псалмы последователей какой-то неизвестной вавилонской религии, с жутковатой пелевенщиной на заднем плане. Сочиняет евгенические правила для человечества, чтобы оно поскорее стало лучистым, в смысле — избавилось от обезьяньей наследственности, и превратилось в чистый свет. Есть сведения, что под конец жизни Чижевский откровенно поклонялся Солнцу.
Владимир Вернадский (1863–1945) — невероятный человек из той же эпохи. Придумал ноосферу, известную всем со школьной программы. Откуда она? Зачем? Будучи успешным академическим ученым, на ровном месте приходит к мысли, что человеческий разум — это одна из космических стихий, такая же мощная, как гравитация. И она, конечно, образует свою отдельную сферу. До недавнего времени в Тамбовском университете существовал факультет ноосферной безопасности и права. Люди изучали вопрос вплотную. Теперь вроде факультет закрыли.
Что стало с русским космизмом в XX веке, и почему про него снова вспомнили сейчас?
Весь русский космизм — это небывалый оптимизм относительно будущего, доходивший иногда до крайностей и даже до форменных безобразий, когда реальность и бред смешивались и взбалтывались.
Современная публика мало смотрит на звезды, и самый популярный сериал — не об ученых, покоряющих материю, а об игре престолов. И это не потому, что она глупее людей, живших на границе девятнадцатого и двадцатого веков. Просто теперь ни у кого нет никаких иллюзий по поводу того, каким образом возникает научное знание и чего оно может достичь в обозримой перспективе. А там, где иллюзий нет, спрос на фантастические построения космистов равен нулю.
Космизм давно бы исчез, если бы не старания пропагандистов. В нем вдруг увидели ту саму русскую идею — смысл существования нации, стержень и опору, без которой нет жизни русскому человеку. Сейчас это такая альтернативная версия православия, самодержавия, народности.
Авторы, придумавшие космизм, при всей своей экстравагантности были чрезвычайно далеки от вопросов национализма и государственного строительства. Наоборот, им хотелось поскорее попасть в землю обетованную, где нет ни национальностей, ни границ, ни таможенных пунктов с унылыми мужчинами в нелепых фуражках. Они думали о планете Земля и о человечестве, местные суверенитеты и территориальные амбиции их не беспокоили. Курьезно само название — русский космизм. Приставка «русский» здесь смотрится как частичка мощей Матроны Московской на Международной космической станции. При чем тут «русский»? Речь же идет о планетарном проекте, в который вовлекается все человечество. Человечество как единица невозможно, если оно дробится по национальному признаку. Ноосфера — она ведь не только там, где русские живут или где по утрам слышен малиновый звон.
Впрочем, в этом мире всегда так происходит: идея, преодолевающая границы, как христианство две тысячи лет назад, в котором нет ни эллина, ни иудея, со временем оказывается на страже государственных границ. Та же история и с космизмом: люди мечтали о лучистом человечестве и высадке на альфу Центавра, а получили повестку в военкомат.
См. также: «Космисты, ребята, вы слабые» — беседа инвесторов издания «Русская планета» с редакцией.
UPD: В первый вариант этой статьи вкралась ошибка — текст про философа Николая Федорова был проиллюстрирован фотографией его однофамильца. Редакция приносит свои извинения.
Русский космизм
О русском космизме
Косми́зм (греч. κόσμος — организованный мир, kosma — украшение) — философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира» (киники, стоики, Кант, Мамардашвили), а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. В философии понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. В религиозных системах Космизм является неотъемлемой частью теологии. В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта-Лапласа (18 в.) об образовании солнечной системы конденсацией пылеобразных масс; теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (20 в.), теории относительности А. Эйнштейна и др. [1]
Русский космизм
Поток русской культуры (работы философов, ученых, теологов, писателей, поэтов, художников).
Мировоззрение, с корнями в мифологическом сознании, в смеси христианства с язычеством.
Намеренное противопоставление западноевропейской науке и культуре, поиск примирения ценностей традиционного общества с динамикой цивилизации.
Русский космизм, с его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности, современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нем не было наблюдателя – чувствующих и мыслящих существ.
Русский космизм предложил особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми.
Так выражена планетарная надежда: идеи всеобщего братства, «родства» людей, преемственности поколений, сплоченных «общим делом» для решения жизненно важных задач, идеи нравственной ответственности, бережного отношения человека к природе.
Персоналии
Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903). Считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства.
См. подробнее.
Константин Эдуардович Циолковский
Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935). Основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.
См. подробнее
Владимир Иванович Вернадский
Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). Разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Ныне это общее место экологии, но тогда это учение только зарождалось. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. Ныне подобные эксперименты кажутся губительными для окружающей среды, но Вернадский был оптимистом. Человек — часть биосферы и его вред не абсолютен. Человек — залог того, что биосфера Земли в будущем распространится на окрестные планеты. Хаотичному развитию жизни на Земле должно прийти упорядоченное человеческим разумом развитие. В природе нет ничего случайного, в том числе и человек. Впоследствии космизм был удачно интегрирован в советскую философию.
См. подробнее
Пьер Тейяр де Шарден
Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955) — французский теолог и философ, священник иезуит, один из создателей теории ноосферы. Внес огромный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и теологию; создал своего рода синтез христианского учения и теории космической эволюции. Основой и завершением научной космогонии Тейяра де Шардена является его теология.
См. подробнее
Александр Леонидович Чижевский
Александр Леонидович Чижевский (1897—1964) биофизик, изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы.
См. подробнее
Иван Антонович Eфремов
Иван Антонович Eфремов (1908—1972) палеонтолог с мировым именем, писатель-фантаст, социальный мыслитель. Создатель тафономии, внёс огромный вклад в развитие отечественной научной фантастики, оказал влияние на жизненные судьбы многих людей — учёных, писателей, космонавтов. Рассматривал эволюцию жизни от примитивных форм к человеку и эволюцию социума от первых проблесков разума до создания гуманистического коммунистического общества и неизбежного выхода человечества в межзвёздный космос как единый процесс восхождения, подчиняющийся универсальным диалектическим законам.
Николай Константинович Рерих
Николай Константинович Рерих (1874 — 1947) — русский художник, философ, учёный, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, поэт, педагог. Создатель около 7000 картин (многие из которых находятся в известных галереях мира) и около 30 литературных трудов, автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира». Один из соавторов Учения Живой Этики (Агни Йоги).
См. подробнее
Елена Ивановна Рерих
Елена Ивановна Рерих (1879 — 1955) — русский философ, писательница, общественный деятель. Один из основных соавторов Учения Живой Этики (Агни Йоги). Это учение о Мироздании в целом, его устройстве, происхождении и эволюции; о Законах Мироздания; о роли Разумных Сил (Космического Разума) в эволюции Вселенной; о месте человека в Мироздании и тесной связи его с Космосом; об эволюции человека и человеческого общества; о нравственных основах Бытия и путях духовного совершенствования как необходимых требованиях Эволюции.
Кузнецов, Побиск Георгиевич (1924—2000) — советский кибернетик.
Космизм в литературе и искусстве
Биокосмисты
В начале 1920-хх годах в Москве и Петрограде сформировались группы поэтов-биокосмистов, которые активно издавали свои произведения. Московское отделение биокосмистов возглавлял Александр Святогор (наст. имя Александр Агиенко), а петроградское отделение «биокосмистов-имморталистов» (от лат. immortalitas — бессмертие) — Александр Ярославский. А. Ярославский писал об идее личного бессмертия, один из первых в стихах высказался об идее холодового анабиоза (крионики) человечества. Почти все биокосмисты пали жертвами террора в 1930-хх годах.
Черты космизма
В литературном произведении можно выделить следующие черты космизма:
* Размытость граней потустороннего и этого миров, где земное пространство переходит в космическое, а историческое время соседствует с вечностью.
* Единство мира и взаимоотражение друг в друге разнородных явлений. «Всё во всём».
* Пространственно разделённые предметы и явления могут ментально соседствовать.
* Физическое и психическое состояние людей напрямую связано с состоянием и поведением небесных светил.[2]
Статьи
Документальные фильмы
1. Космизм // Новейший философский словарь
2. Лесскис Г., Атарова К. Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».- м.: «Радуга», 2007 Статья «Космизм»
3. Ваней, Е. Некоторые аспекты русского космизма. Новосибирск, 2007.
Статья дорабатывается.
Написать ответ Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Философия русского космизма
Введение. Определение понятия «космизм»
Космизм (от греч. ;;;;;; — «упорядоченный мир») — совокупность философских, религиозных, эстетических и естественнонаучных течений, основным положением которой является представление о космосе как о четко структурированной системе и о человеке как о гражданине мира – космополите. Для космизма характерны понятия о микро- и макрокосмосе. Один из главнейших вопросов космизма суть космическое единство всех живых существ.
Подчеркнем, что классификаций направлений космизма весьма условны, так как все космисты были оригинальными мыслителями, создававшими уникальные и независимые системы, подлежащие строгому индивидуальному анализу.
1. Крупнейшие представители русского космизма. Философия отдельных направлений космизма.
1.1. Философия Н.Ф.Фёдорова
Основатель и крупнейший представитель космизма – Николай Фёдорович Фёдоров. Он никогда не занимался философией профессионально, и нам известно совсем немного его прижизненных публикаций. Но и их было достаточно для того, чтобы многие именитые философы и писатели смогли восхищаться его идеями. Особенно благожелательные отзывы поступали от А. М. Горького, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Основные положения русского космизма были сформулированы Фёдоровым в его труде «Философия общего дела». Философ придерживался мнения, что причина дисгармонии в отношениях природы и человека кроется в неустройстве жизни последнего. А природа из-за своей бессознательности выступает в качестве враждебной силы, которую можно подчинить при помощи человеческого разума. Фёдоров считал, что «люди должны вносить в мир гармонию и наводить в нём порядок», вследствие чего эволюция природы превратится из стихийной в сознательно-регулируемую.
Космизм непредставим без идеи Фёдорова об осуществлении всеобщей регуляции, что необходима для преодоления разрыва между природой и человеком. При этом психофизиологическая регуляция подразумевает управление нашей внутренней силой. Внешняя же развёртывается от нашей планеты к Вселенной и охватывает несколько ступеней: метеорическая регуляция (объект – Земля), планетарная астрорегуляция (где объектом является Солнечная система) и, наконец, космическая (объект – Вселенная). При прохождении этих ступеней, по Фёдорову, человечество сможет объединить все существующие звёздные миры.
2.1. Философия К.Э.Циолковского
Константин Эдуардович Циолковский, оказавший существенное влияние на космизм, известен в первую очередь как оригинальный мыслитель, писатель-фантаст и провозвестник астронавтики и ракетодинамики. Будущее мира, считал Константин Эдуардович, это освоение космоса людьми, поэтому вся деятельность человека должна сосредоточиться на совершенствовании его взаимодействия с космосом, а деятельность разумных существ должна быть направлена на совершенствование взаимодействия человека со Вселенной. Он также полагал, что наш мир можно объяснить лишь с космической точки зрения. Одну из важнейших задач эволюции живого он видел в освобождении разумных организмов от зависимости по отношению к среде обитания. Циолковский считал, что освоение космоса объединит людей в единое, непрестанно увеличивающееся государство, которое будет существовать на бескрайних просторах Вселенной.
Циолковский рисовал вполне идиллическую картину: климат будет изменяться по желанию и надобности. Вся земля сделается обитаемой и приносящей великие плоды. Будет полный простор для развития как общественных, так и индивидуальных свойств человека. Техника будущего даст возможность изучить все планеты, несовершенные миры будут ликвидированы и заменены собственным населением. Земля будет отдавать небесным колониям свой избыток людей. В конечном счёте, мы увидим бесконечную Вселенную с бесконечным числом совершенных существ.
Существует четыре философских принципа, на которые опирался Циолковский. Русский космизм до сих пор их исповедует. В первую очередь, это панпсихизм, – признание чувствительности всей Вселенной. Другим принципом является монизм, что зиждется на допущении того, что материя едина и основные свойства ее во Вселенной одинаковы. Согласно этому принципу материальное и духовное начала Вселенной едины, едины также живая и неживая материя, человек и Вселенная. Согласно принципу бесконечности сила космического разума и Вселенная бесконечны, а принцип же самоорганизации заключается в том, что Вселенная сама
выстраивает собственную структуру. Циолковский допускал, что Вселенная имеет первопричину и движется волей, которые находятся вне ее пределов. Однако человек способен подчинить развитие космоса своей воле. Но для этого ему надо завоевать космос, на основе его изучения и подчинения своему разуму.
3.1. Философские концепции В.И.Вернадского
4.1. Космизм А.Л.Чижевского
Судьба основателя космобиологии Александра Леонидовича Чижевского была омрачена арестом в 1942 г, вследствие чего бесследно пропало 150 папок научного материала, а также законченная научная работа “Морфогенез и эволюция с точки зрения теории электронов”. Лишь в 1957 г Чижевский был реабилитирован.
Но вернемся к философии космизма.
Чижевский представлял электрон субстратом природного мира, который зиждется на принципе всеобщего кругообращения. Согласно данному предположению, сему принципу подчиняется существование всего сущего, а его действие проявляет себя наглядно в различных симметриях. Поясним последнее.
Сегодня бытует и переживает популярность гипотеза, которой в свое время придерживался и Чижевский, а именно: история человечества имеет свою периодичность и зависит от солнечной активности. Так, войны и всякого
рода революционные события соответствуют моментам наибольшей солнечной активности, что повторяется периодами с интервалом в одиннадцать лет. Этот одиннадцатилетний цикл подразделяется, в свою очередь, на четыре периода:
1) период минимальной возбудимости (3 года);
2) период роста возбудимости (2 года);
3) период максимального подъема возбудимости (3 года);
4) период снижения возбудимости (3 года).
Данная идея была обоснована Чижевским при помощи объемного приводимого фактического материала. Несмотря на то, что рукописный оригинал работы “О периодичности всемирно-исторического процесса” был утрачен, сохранилось его краткое изложение-истолкование, именуемое “Физические факторы исторического процесса”.
Идеи Чижевского о влиянии солнечных бурь и космических катастроф на социальные явления и поведение отдельных людей имеют сегодня широкое распространение.
2. Русский космизм и философия современности
В данной работе был рассмотрен русский космизм как философское направление. В этой философии четко обозначены два аспекта взаимосвязи человека и космоса: с одной стороны, человек как неотъемлемая часть меняющегося Космоса, зависящая от него как от единого целого во всех своих проявлениях, с другой – человек как фактор эволюции, способный путем создания новых технологий активно воздействовать на окружающий мир, изменяя его (стоит добавить, что окружающий мир в представлении космистов по сути своей неизменен). Если закрыть глаза на тот факт, что на рубеже XIX-XX вв. кризисные последствия технократического отношения к миру еще не дали о себе знать, космисты предупреждали будущие поколения о возможных негативных последствиях вопиющей эксплуатации природы. Космизм повторил печальную судьбу многих философских течений, опережавших свои эпохи по прогрессивным для тех времен идеям, однако в современной ситуации надвигающегося экологического кризиса значение “общего дела” как регуляции отношений человека и Вселенной становится все более приоритетным. Отметим неслучайное совпадение главных принципов философии космизма и главных идей современной научной картины мира. Так, космизм, имеющий общечеловеческое значение, призван подтолкнуть людей к целостному видению мира как единства человека и космоса, используя также различные предвосхищения, глядящие в далекое будущее. Значение космизма в наши дни нельзя умалить: ведь на заре нового тысячелетия, когда человечество обременено поисками принципиально нового типа мышления, учение космизма являет собой особую важность.