какую помощь при обслуживании пассажиров инвалидов должны оказать работники пассажирского комплекса
Какую помощь при обслуживании пассажиров инвалидов должны оказать работники пассажирского комплекса
(введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ)
1. Пассажирам из числа инвалидов обеспечиваются условия доступности их перевозки и перевозки их багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
2. Владельцем объекта транспортной инфраструктуры обеспечиваются условия доступности для инвалидов перевозок автомобильным транспортом наравне с другими пассажирами, в том числе:
1) оборудование объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для обслуживания пассажиров, низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи;
2) дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации;
3) ознакомление с правилами перевозки пассажиров, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажира из числа инвалидов форме.
3. Без взимания дополнительной платы на территории объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для обслуживания пассажиров, предоставляются следующие услуги:
1) помощь при передвижении по территории объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для обслуживания пассажиров, в том числе при входе в транспортное средство и выходе из него, до места посадки в транспортное средство и от места высадки из него, при оформлении багажа, получении багажа;
4. В транспортном средстве пассажиру из числа инвалидов перевозчиком, в том числе при перевозке транспортным средством по заказу, без взимания дополнительной платы предоставляются следующие услуги:
1) обеспечение посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
2) провоз собак-проводников при наличии специального документа;
3) перевозка кресла-коляски пассажира из числа инвалидов.
5. При перевозке пассажиров из числа инвалидов и их багажа легковым такси им предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги:
1) оказание водителем помощи пассажиру из числа инвалидов при посадке в транспортное средство и высадке из него;
2) провоз собак-проводников при наличии специального документа;
3) перевозка кресла-коляски пассажира из числа инвалидов.
6. Транспортное средство оснащается надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
Центр содействия мобильности
Помощь на вокзалах
Контакты центра содействия мобильности
С информацией о доступности вокзальных комплексов можно ознакомиться в разделе «Карта доступности вокзалов».
По заявкам на сопровождение и оказание помощи на вокзалах и остановочных пунктах в Центре содействия мобильности ОАО «РЖД» (контакты и условия оформления заявок) маломобильным пассажирам предоставляются следующие услуги:
Примечание: Работники железнодорожного транспорта, оказывающие услуги по сопровождению и помощи маломобильным пассажирам, не являются медицинскими работниками.
В случае если кресло-коляска или иное техническое средство передвижения является собственностью заявителя, ответственность за его исправность и безопасность использования при оказании услуг несет заявитель или лицо его сопровождающее.
Работники вправе отказать маломобильному пассажиру в предоставлении услуг по сопровождению и помощи в случаях:
При сопровождении маломобильных пассажиров и оказании им помощи работники не должны:
Порядок предоставления маломобильным пассажирам отдельных видов услуг на вокзалах
Если на привокзальной территории действует бесплатная (нерегулируемая) парковка, размещение автотранспорта осуществляется пользователями беспрепятственно, исходя из наличия свободных мест.
Если на привокзальной территории действует автоматизированная парковочная система, обеспечивающая контроль за доступом транспортных средств на ее территорию, услуги парковки предоставляются бесплатно для автотранспортных средств с установленным опознавательным знаком «Инвалид» (оформленным в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минтруда России от 4 июля 2018 г. № 443н), управляемых инвалидами I, II, III групп и перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.
При себе необходимо иметь и по требованию работника парковки предъявить:
Отсутствие надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих право бесплатного размещения на парковке, является основанием для отказа в оказании услуг парковки на безвозмездной основе.
На автоматизированных парковках для всех пользователей устанавливается бесплатное время нахождения автотранспорта для посадки-высадки пассажиров – от 5 до 15 минут (рекомендуется уточнять при въезде на парковку).
На период ожидания транспортного средства на вокзалах маломобильные пассажиры могут воспользоваться выделенными местами отдыха в общих залах ожидания, а также специализированными зонами отдыха для маломобильных пассажиров.
Бесплатно воспользоваться специализированными зонами отдыха для маломобильных пассажиров (при их наличии на вокзале) могут:
Пользование общими залами ожидания бесплатно для всех посетителей вокзала.
Для детей-инвалидов и сопровождающих их лиц предоставляется скидка на услуги КДО и КМиР:
Основанием для получения скидки на проживание является предоставление документов, подтверждающих статус «Ребенок-инвалид» (справки об инвалидности установленного образца).
Скидки на проживание не распространяются на гостиницы, хостелы, сданные в аренду.
Бесплатно предоставляется возможность пребывания граждан с детьми до 1 года в КДО и КМиР с возможностью их кормления и переодевания без предоставления спального места сроком до 3 часов (в случае отсутствия на вокзале иной зоны для пеленания младенцев). Услуга распространяется на одного взрослого и одного и более ребенка по паспорту и свидетельству о рождении детей.
Услуги камер хранения предоставляются платно на общих основаниях всем категориям пассажиров, в том числе с инвалидностью.
Право пользования санитарными комнатами (туалетами) на вокзалах предоставляется бесплатного всем категориям пассажиров, в том числе с инвалидностью.
Ситуационная помощь на вокзалах Германии
Ознакомиться с перечнем услуг и порядком их получения на вокзалах Германии можно по ссылке, а также через причастные службы «Дойче Бан АГ», позвонив по телефону + 8 (1049) 180-6-512-512 либо заполнив онлайн-анкету
Заявки по телефону принимаются в рабочие дни с 06:00 до 22:00 по местному времени; в выходные и праздничные дни – 08:00 до 20:00.
звонок бесплатный для всех регионов РФ
по всему миру, оплата в соответствии с тарифами вашего оператора связи
для вопросов, связанных с электронными билетами
Приказ Министерства транспорта РФ от 6 ноября 2015 г. N 329 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования» (с изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства транспорта РФ от 6 ноября 2015 г. N 329
«Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования»
С изменениями и дополнениями от:
27 сентября 2017 г.
ГАРАНТ:
Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности
В соответствии со статьями 13 и 14 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 49 (ч. VI), ст. 6928) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 декабря 2015 г.
Регистрационный N 40063
Порядок
обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования
(утв. приказом Министерства транспорта РФ от 6 ноября 2015 г. N 329)
С изменениями и дополнениями от:
27 сентября 2017 г.
3. Перевозчики, операторы, владельцы инфраструктуры, в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение работников, связанных с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности следующим образом:
а) утверждают перечень профессий работников пассажирского комплекса железнодорожного транспорта, связанных с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов;
б) обеспечивают при приеме на работу работников по профессиям, связанным с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов, проведение инструктажа по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг;
в) включают вопросы обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в программы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов пассажирского комплекса, а также в программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, профессии которых связаны с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов при профессиональном обучении рабочих и служащих;
г) включают в ежегодные планы проведения технической учебы с работниками, профессии которых связаны с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов, вопросы обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг.
Информация об изменениях:
4. Перевозчики, операторы, владельцы инфраструктуры определяют обязанности и последовательность действий работников пассажирского комплекса железнодорожного транспорта, связанных с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов, в отраслевых стандартах, типовых технологических процессах, инструкциях, порядках, регламентах, технологических процессах или иной нормативной документации, содержащей положения по обслуживанию пассажиров.
5. Перевозчики, владельцы инфраструктуры на вокзалах и в поездах дальнего следования обеспечивают, в том числе с помощью персонала и вспомогательных средств, создание пассажирам из числа инвалидов следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
а) сопровождение пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций зрения и самостоятельного передвижения по территории вокзала и в пассажирских вагонах для перевозки инвалидов, сопровождение и помощь пассажирам из числа инвалидов осуществляется по факту обращения пассажира указанной категории к представителю владельца инфраструктуры или перевозчика на вокзале, в поезде дальнего следования или при предоставлении заблаговременной информации (заявки) не менее чем за 24 часа до предстоящей поездки;
Информация об изменениях:
б) помощь пассажирам из числа инвалидов при передвижении по территории вокзала для получения услуги, в том числе при входе в поезд и выходе из него (в том числе с помощью вспомогательных посадочных устройств), до места посадки в поезд и от места высадки из него, при оформлении багажа, получении багажа по прибытии поезда;
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
г) оказание помощи при прохождении в поездах и на вокзалах пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного или иных видов контроля, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
д) допуск собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в установленном порядке, на вокзалы и к проезду в пассажирских поездах;
е) возможность пассажирам из числа инвалидов оставаться в своем кресле- коляске на вокзале и в вагоне для перевозки инвалидов (за исключением устройств с электрическим приводом);
ж) возможность для пассажира из числа инвалидов проинформировать о предстоящей поездке и необходимой ему помощи;
Информация об изменениях:
з) предоставление при необходимости вспомогательных средств, в том числе кресел-колясок, при сопровождении пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций самостоятельного передвижения;
и) прием предоставленной по телефону (по специально организованному каналу связи) пассажиром из числа инвалидов информации о предстоящей поездке в поездах дальнего следования и о потребности в услугах, оказываемых указанной категории пассажиров на вокзалах и в поездах дальнего следования.
5.1. Владельцы инфраструктуры обеспечивают:
а) беспрепятственный вход на вокзалы и выход из них самостоятельно или с помощью персонала и вспомогательных средств;
б) возможность самостоятельного или с помощью персонала и вспомогательных средств передвижения по территории вокзала, пассажирским платформам в целях доступа к месту предоставления услуг;
в) возможность прохода пассажиров из числа инвалидов, использующих для передвижения кресло-коляску, через контрольно-пропускное устройство при наличии контроля на входе в вокзал;
г) оборудование вокзалов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, индукционными системами, видеотерминалами с возможностью связи с диспетчерской службой для глухих;
Информация об изменениях:
д) встречу на территории вокзала пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций зрения и самостоятельного передвижения, при предоставлении ими заблаговременной информации о предоставлении услуги не менее чем за 24 часа, а также помощь:
При перемещении предметов, находящихся при пассажире (вес и размеры которых не превышают норму бесплатного провоза ручной клади, установленную Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 473*(1)), по вокзалу и до места посадки в поезд;
при посадке в автотранспортное средство пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно, при нахождении указанного транспортного средства на территории вокзала;
Информация об изменениях:
е) оказание помощи инвалидам, имеющим стойкие нарушения функций зрения, в передвижении при выгуле собак-проводников (при наличии документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника);
Информация об изменениях:
ж) допуск переводчика жестового языка (сурдопереводчика) и тифлосурдопереводчика к местам предоставления услуг;
Информация об изменениях:
з) информирование пассажиров из числа инвалидов посредством звукового и визуального оповещения по громкоговорящей связи (на вокзалах, оборудованных радиоузлом с дикторской или автоматической информационно-справочной системой «Автодиктор») и через информационные табло, стенды, информационные терминалы или по телефону и через Интернет:
о вокзальных помещениях, используемых при предоставлении услуг, в том числе местах, оборудованных кнопкой оповещения (вызова) или иными обеспечивающими вызов (оповещение) техническими средствами, о наличии выделенных для пассажиров из числа инвалидов парковок;
о времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения;
о местах встречи пассажиров из числа инвалидов;
об услугах по предоставлению кресел-колясок (или электрокресел) при предоставлении услуг пассажирам из числа инвалидов и другим маломобильным пассажирам для перемещения по территории вокзала и о местах их расположения;
о порядке подачи заявки и о номерах телефонов, по которым можно получить дополнительную информацию;
Информация об изменениях:
и) информирование пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций зрения, с использованием табличек, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля, размещаемых перед входами в помещения, в которых предоставляются услуги пассажирам, с указанием назначения помещения и времени предоставления услуг.
5.2. Перевозчики обеспечивают:
а) возможность провозить, не сдавая в багаж (сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа) и без взимания платы трость, костыли, носилки и (или) кресло-коляску, предназначенные для личного пользования;
б) резервирование проездных документов для проезда на местах для инвалидов и сопровождающих их лиц (с указанием номера места). Указанные места ограничены в свободной продаже, резервирование проездных документов осуществляется по обращению пассажира из числа инвалидов к перевозчику непосредственно в пункты продажи или по телефону (по специально организованному каналу связи). Приоритетные условия установлены для инвалидов, использующих для передвижения кресла-коляски;
в) безопасные условия для жизни или здоровья пассажира из числа инвалидов в период перевозки пассажира, при этом перевозка пассажира включает в себя период, в течение которого пассажир находится в поезде, период посадки пассажира в пассажирский вагон и период высадки пассажира из пассажирского вагона.
6. Личный уход за пассажиром из числа инвалидов (медицинские процедуры, помощь в принятии пищи и лекарств, в выполнении санитарно-гигиенических процедур) обеспечивается пассажиром самостоятельно либо при помощи сопровождающих лиц.
7. Перевозка железнодорожным транспортом общего пользования пассажиров, являющихся одновременно инвалидами по слуху и зрению, осуществляется только в сопровождении пассажира, оказывающего помощь инвалиду.
8. Перевозчики, владельцы инфраструктуры, операторы при подготовке технических заданий и при заключении договоров принимают меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки с 1 июля 2016 г. вновь вводимых в эксплуатацию, прошедших реконструкцию, модернизацию зданий (помещений), в которых осуществляется предоставление услуг, а также по обеспечению закупки пассажирских вагонов для перевозки инвалидов с соблюдением условий их доступности для инвалидов, установленных статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 1998, N 31, ст. 3803; 1999, N 2, ст. 232; N 29, ст. 3693; 2000, N 22, ст. 2267; 2001, N 24, ст. 2410; N 33 (ч. I), ст. 3426; N 53 (ч. I), ст. 5024; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; N 22, ст. 2026; 2003, N 2, ст. 167; N 43, ст. 4108; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. I), ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 817; N 29 (ч. I), ст. 3410; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 52 (ч. I), ст. 6224; 2009, N 18 (ч. I), ст. 2152; N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6609; 2011, N 27, ст. 3880; N 30 (ч. I), ст. 4596; N 45, ст. 6329; N 47, ст. 6608; N 49 (ч. I), ст. 7033; 2012, N 29, ст. 3990; N 30, ст. 4175; N 53 (ч. I), ст. 7621; 2013, N 8, ст. 717; N 19, ст. 2331; N 27, ст. 3460; 3475; 3477; N 48, ст. 6160; N 52 (ч. I), ст. 6986; 2014, N 26 (ч. I), ст. 3406; N 30 (ч. I), ст. 4268; 2015, N 27, ст. 3967; N 14, ст. 2008) и пунктом 41 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 465; N 40, ст. 5568),
Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 марта 2003 г. N 12*(2).
9. Кроме условий доступности услуг, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка, владельцы инфраструктуры на вокзалах, операторы и перевозчики в пассажирских вагонах для перевозки инвалидов, вновь вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию (модернизацию) после 1 июля 2016 года обеспечивают:
9.1. Владельцы инфраструктуры на вокзалах:
а) обеспечивают доступность коммуникаций горизонтальных (раздвижные двери, нормативная ширина дверных проемов, проходов) и вертикальных (пассажирские лифты, подъемные платформы, пандусы, нормативная ширина марша лестницы) для беспрепятственного входа на вокзал, передвижения по зданию вокзала и выхода из него, а также для самостоятельного передвижения по территории вокзала и пассажирским платформам в целях доступа к месту предоставления услуг, в том числе пассажиров из числа инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках;
б) оборудуют средствами передачи динамической зрительной информации, автоматической информационно-справочной системой «Автодиктор» (для вокзалов, на которых не предусмотрено оборудование радиоузла с дикторской), иными автоматизированными информационными системами для дублирования необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации;
в) обеспечивают возможность безопасного передвижения через железнодорожные пути по пешеходным переходам, устраиваемым на одном уровне с верхом головки рельсов, подземным пешеходным переходам и пешеходным мостам, в том числе для пассажиров из числа инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.
9.2. Операторы и перевозчики в пассажирских вагонах для перевозки инвалидов:
б) возможность размещения в пассажирском вагоне для перевозки инвалидов, в том числе на местах для установки кресел-колясок с находящимися в них пассажирами из числа инвалидов (в вагонах, в которых предусматриваются пассажирские места для сидения) на индивидуальных посадочных местах (или спальных местах);
в) беспрепятственный доступ к местам своего размещения в пассажирском вагоне для перевозки инвалидов;
г) беспрепятственный доступ от места своего размещения в вагоне для перевозки инвалидов к универсальному санузлу, предназначенному для пользования, в том числе и пассажирами из числа инвалидов, и возможность воспользоваться им;
д) размещение в непосредственной близости от мест пассажиров из числа инвалидов переговорных устройств «пассажир-машинист» («пассажир-проводник») или кнопки вызова персонала;
е) дублирование голосовой и зрительной информации, в том числе о маршруте движения, остановках в пути следования.
10. В случаях, если существующие вокзалы невозможно полностью приспособить с учетом потребностей пассажиров из числа инвалидов, владельцы инфраструктуры до их реконструкции должны принимать меры, согласованные с общественными объединениями инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, мероприятия по доступности для которого не могут быть выполнены в надлежащем объеме, для обеспечения доступа пассажиров из числа инвалидов к месту предоставления услуг либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства или в дистанционном режиме.
11. Владельцы инфраструктуры, операторы обеспечивают включение в договоры аренды помещений (площадей) на вокзалах, вагонов для перевозки инвалидов условий об исполнении арендатором требований по обеспечению доступности для пассажиров из числа инвалидов услуг, предоставляемых арендатором.
13.1. При оценке доступности вокзала и предоставляемых на нем услуг:
а) краткая характеристика вокзала и предоставляемых на нем услуг пассажирам;
б) оценка соответствия уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов вокзала и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для них, с использованием показателей, предусмотренных пунктом 16.1 настоящего Порядка;
в) оценка состояния соответствия уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов предоставляемых услуг на вокзале и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности с использованием показателей, предусмотренных пунктом 16.1 настоящего Порядка;
г) предлагаемые управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимые для приведения вокзала и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
13.2. При оценке доступности пассажирского вагона для перевозки инвалидов проводится оценка модели пассажирского вагона, при этом каждый эксплуатируемый вагон паспортизации не подлежит:
а) краткая характеристика модели пассажирского вагона для перевозки инвалидов;
б) оценка соответствия уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов модели пассажирского вагона для перевозки инвалидов и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для них с использованием показателей, предусмотренных пунктом 16.2 настоящего Порядка;
в) предлагаемые управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимые для приведения модели пассажирского вагона для перевозки инвалидов в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
13.3. При оценке доступности пассажирских поездов дальнего следования и предоставляемых в них услуг:
а) краткая характеристика пассажирского поезда дальнего следования и предоставляемых в нем услуг пассажирам;
б) оценка соответствия уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирского поезда дальнего следования и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для них с использованием показателей, предусмотренных пунктом 16.3 настоящего Порядка;
в) оценка состояния соответствия уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов, предоставляемых услуг в пассажирском поезде дальнего следования и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для них, с использованием показателей, предусмотренных пунктом 16.3 настоящего Порядка;
г) предлагаемые управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимые для приведения пассажирских поездов дальнего следования и порядка предоставления в них услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Оценка доступности пассажирского вагона для перевозки инвалидов осуществляется оператором пассажирских вагонов на соответствие техническим требованиям на строительство или техническим требованиям на проведение модернизации на каждую модель пассажирского вагона для перевозки инвалидов.
15. В состав Комиссии включаются (по согласованию) представители общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа.
16. Оценка соответствия уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов для перевозки инвалидов, вокзалов, пассажирских поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования осуществляется с использованием следующих показателей доступности:
а) удельный вес введенных с 1 июля 2016 г. в эксплуатацию вокзалов, полностью соответствующих требованиям доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг, от общего количества вокзалов, введенных в эксплуатацию;
б) удельный вес существующих вокзалов, которые в результате проведения после 1 июля 2016 г. их реконструкции, модернизации будут полностью соответствовать требованиям доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг, от общего количества вокзалов, прошедших реконструкцию, модернизацию;
в) удельный вес существующих вокзалов (от общего количества вокзалов, на которых в настоящее время невозможно полностью обеспечить доступность с учетом потребностей пассажиров из числа инвалидов), на которых до проведения реконструкции обеспечиваются:
доступ пассажиров из числа инвалидов к месту предоставления услуги;
предоставление пассажирам из числа инвалидов необходимых услуг в дистанционном режиме; предоставление, когда это возможно, необходимых услуг по месту жительства;
при расположении мест предоставления услуги в одном уровне оцениваются следующие показатели:
выделенные стоянки автотранспортных средств инвалидов;
доступные входные группы;
доступные санитарно-гигиенические помещения;
достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок;
при расположении мест предоставления услуги в двух и более уровнях дополнительно оценивается:
достаточная ширина лестничных маршей, площадок;
подъемные платформы (аппарели);
д) удельный вес вокзалов, на которых обеспечено сопровождение пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи, от общего количества вокзалов;
е) удельный вес вокзалов с надлежащим размещением оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа пассажиров из числа инвалидов к объектам (местам предоставления услуг) с учетом ограничений их жизнедеятельности, от общего количества вокзалов;
ж) удельный вес вокзалов, на которых обеспечено дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации, от общего количества вокзалов;
з) доля сотрудников владельца инфраструктуры, профессии которых связаны с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов, прошедших инструктирование или обучение для работы с указанной категорией пассажиров, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и предоставляемых на них услуг в сфере пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, от общего количества таких сотрудников;
и) удельный вес услуг, предоставляемых пассажирам из числа инвалидов с сопровождением персонала владельца инфраструктуры, от общего количества предоставляемых услуг;
к) удельный вес вокзалов, имеющих утвержденные паспорта доступности объектов и предоставляемых на них услуг, от общего количества таких объектов.
16.2. Для пассажирских вагонов для перевозки инвалидов:
а) удельный вес введенных с 1 июля 2016 г. в эксплуатацию пассажирских вагонов для перевозки инвалидов, полностью соответствующих требованиям действующей нормативной документации, регламентирующей технические требования для перевозки инвалидов, от общего количества вновь вводимых пассажирских вагонов указанного типа;
б) удельный вес существующих пассажирских вагонов для перевозки инвалидов, которые в результате проведения после 1 июля 2016 г. их модернизации полностью соответствуют требованиям действующей нормативной документации, регламентирующей технические требования для перевозки инвалидов, от общего количества пассажирских вагонов указанного типа, прошедших модернизацию;
в) удельный вес пассажирских вагонов для перевозки инвалидов, построенных и модернизированных в соответствии с требованиями действующей нормативной документации, регламентирующей технические требования для перевозки инвалидов, имеющих утвержденные паспорта доступности и предоставляемых на них услуг, от общего количества таких вагонов.
16.3. Для поездов дальнего следования:
а) удельный вес пассажирских поездов дальнего следования, в состав которых включено не менее 1 вагона для перевозки инвалидов, полностью соответствующего требованиям доступности для них, от общего количества пассажирских поездов дальнего следования, предусмотренных расписанием;
б) доля сотрудников перевозчика, профессии которых связаны с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов и прошедших инструктирование или обучение для работы с указанной категорией пассажиров, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и предоставляемых на них услуг в сфере пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, от общего количества таких сотрудников, предоставляющих услуги;
в) удельный вес услуг, предоставляемых пассажирам из числа инвалидов с сопровождением персонала перевозчика, от общего количества предоставляемых услуг;
г) удельный вес пассажирских поездов дальнего следования, имеющих утвержденные паспорта доступности и предоставляемых на них услуг, от общего количества таких поездов.
по созданию (с учетом потребностей пассажиров из числа инвалидов) условий доступности существующего вокзала, пассажирского поезда и порядка предоставления услуг в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в случае невозможности полностью приспособить объект с учетом потребностей пассажиров из числа инвалидов до его реконструкции или капитального ремонта);
по определению мероприятий, учитываемых в планах развития, в сметах его капитального и текущего ремонта, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования, в целях повышения уровня его доступности и условий для предоставления на нем услуг с учетом потребностей пассажиров из числа инвалидов;
по включению необходимых мероприятий в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию, строительству, оснащению приспособлениями и оборудованием вновь вводимых в эксплуатацию пассажирских вагонов для перевозки инвалидов и вокзалов, на которых предоставляются услуги населению, предусматривающие их полное соответствие требованиям доступности объектов для пассажиров из числа инвалидов с 1 июля 2016 г.
19. В случае, если услуги на вокзалах и поездах дальнего следования предоставляются в арендуемом помещении (здании) или с использованием арендуемых пассажирских вагонов для перевозки инвалидов, в состав Комиссии по согласованию включается представитель собственника арендуемого помещения (здания) или пассажирских вагонов указанного типа, а в предложениях по повышению уровня доступности объекта учитываются его предложения, которые вытекают из обязанности собственника обеспечивать условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
20. Перевозчики и владельцы инфраструктуры, операторы на основе анализа паспортов направляют в Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральное агентство железнодорожного транспорта предложения по повышению значений показателей доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов для перевозки инвалидов, вокзалов, пассажирских поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования для их включения в планы мероприятий (дорожные карты) в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. N 599 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 26, ст. 3894).
*(1) Зарегистрирован Минюстом России 24 июля 2014 г., регистрационный N 33244, с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 27 августа 2015 г. N 267 (зарегистрирован Минюстом России 29 октября 2015 г., регистрационный N 39523), от 21 июля 2016 г. N 202 (зарегистрирован Минюстом России 3 августа 2016 г., регистрационный N 43095), от 30 ноября 2016 г. N 367 (зарегистрирован в Минюсте России 23 декабря 2016 г. регистрационный N 44914).
*(2) Зарегистрирован Минюстом России 1 апреля 2003 г., регистрационный N 4348, с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 апреля 2010 г. N 24 (зарегистрирован Минюстом России 20 апреля 2010 г., регистрационный N 16931), от 16 июня 2010 г. N 68 (зарегистрирован Минюстом России 7 июля 2010 г., регистрационный N 17750).
Урегулированы вопросы обеспечения условий доступности для инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и оказываемых услуг.
Необходимые действия совершают перевозчики, операторы ж/д подвижного состава, владельцы пассажирской инфраструктуры вокзала. Речь идет, в частности, об обучении и проведении инструктажа работников, о сопровождении инвалидов, о допуске собаки-проводника, о предоставлении вспомогательных устройств. Определены требования к информированию об услугах.
Личный уход за пассажиром из числа инвалидов (медицинские процедуры, помощь в принятии пищи и лекарств, в выполнении санитарно-гигиенических процедур) обеспечивается им самостоятельно либо сопровождающим.
Закреплены правила составления паспорта доступности объектов и оказываемых услуг. Предусмотрена процедура оценки последних.
Приказ Министерства транспорта РФ от 6 ноября 2015 г. N 329 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 декабря 2015 г.
Регистрационный N 40063
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 14 декабря 2015 г., в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 1 февраля 2016 г. N 5
Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минтранса России от 27 сентября 2017 г. N 391
Изменения вступают в силу с 8 декабря 2017 г.